Понятие судебной власти система судебной власти

Под системой федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти следует понимать единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и противовесов 6 Важным элементом этой системе выступает система федеральных органов судебной власти Вместе с судами субъектов Российской Федерации она составляет судебную систему. Статья 10 Конституции закрепляет положение, согласно которому государственная власть Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Идея разделения властей не нова Как теория она была сформулирована еще XVIII французским философом Ш Л Монтескье В каждом государстве, указывал он, имеется власть законодательная, исполнительная и судебная Все эти власти должны быть разделены, так как если судья станет законодателем, то свобода граждан окажется во власти произвола Если судебная власть будет соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем.

понятие судебной власти система судебной власти

К исключительным полномочиям судебной власти относятся осуществление правосудия конституционный контроль контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц случае, если эти действия обжалованы судебном порядке санкционирование следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования разъяснение вопросов судебной практики участие формировании корпуса судей. Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом Суд не обязан да и не вправе советоваться с кемлибо по поводу принятия промежуточных и тем более итоговых решений по делу Решения суда не нуждаются ни чьем санкционировании и утверждении. Судебная система устанавливается Конституцией гл 7 и Законом о судебной системе. Суд первой инстанции это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания для гражданского о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска. Судебная власть одна из трех ветвей власти, призванная охранять права и свободы человека и гражданина, решать споры между субъектами правоотношений.

понятие судебной власти система судебной власти

Гражданское судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебная власть как любое иное социальное явление существует только динамике процессе. Судьи носители судебной власти, такое заглавие имеет первая статья Закона о статусе судей Российской Федерации. Принципы правосудия находят закрепление различных законодательных актах Конституции, Законе о судебной системе, процессуальных кодексах Подчеркнем, что подзаконных нормативных актах принципы не закрепляются, поскольку указанные акты не обладают для этого должной юридической силой. Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных элементов форм осуществления судебной власти. Судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды конституционные уставные суды субъектов Российской Федерации мировые судьи субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что понятие государственной и судебной власти это, по сути, смежные понятия Однако первый термин, свою очередь, делится на три составляющих элемента, о чем будет указано далее Таким образом, власть это теоретическая категория, характеризующая всю сферу влияния, а государственная власть практическая, применяемая лишь контексте управления страной и её населением. Следует отметить, что судебная система России также имеет некоторые специальные принципы.

Топ10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как случае с этими знаменитостями. От деятельности судебных органов зависят многие процессы стране как уголовные, так и экономические, а иногда и политические. Итак, целью данной работы является исследование структуры судебной системы. Власть это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей, с помощью таких средств как авторитет, волевое влияние, убеждение Судебная власть это сфера публичной власти, она характеризуется рядом признаков. Такой подход к системному построению судебной власти создает необходимые предпосылки успешному функционированию правосудию. Судебная система это совокупность судов, построенная соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Основаниями досрочного прекращения полномочий судьи являются отставка, смерть судьи, признание судьи ограниченно дееспособным или недееспособным, неспособность осуществлять полномочия судьи по состоянию здоровья, утрата гражданства Российской Федерации, осуществление несовместимой со статусом судьи деятельности, увольнение судьи военного суда с военной службы, а также досрочное прекращение полномочий качестве санкции дисциплинарной ответственности.

Внедрение понятия судебная власть российское правоведение и законодательство об устройстве судебной системы имеет свою историю Это понятие получило признание период проведения Великой судебной реформы середине XIX столетия, когда император Александр II, утверждая Учреждение судебных установлений, своем рескрипте от 20 11 1864 установил, что власть судебная принадлежит мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, судебным палатам и Правительствующему сенату 1 В дальнейшем, на протяжении почти всего XX столетия теория разделения властей и соответственно использование понятия судебная власть отвергались юридической наукой и законодательством. Обеспечение доступа к информации о деятельности судов позволит получить более четкое представление о работе судов, о проблемах законодательстве и судебной практике Это должно способствовать преодолению правового нигилизма. Конституция определяет основные формы реализации полномочий судебной власти Согласно 2 ст 118 Конституции судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства Осуществление арбитражного судопроизводства предусматривается Законом об арбитражных судах Таким образом, осуществление судебной власти посредством судопроизводства является существенным признаком подзаконности судебной власти.

Судебная власть это одна из ветвей государственной власти Субъектом, осуществляющим ее, является не любой государственный орган, а вся система судебных органов, которая обладает присущими только ей возможностями и способностями воздействия на процессы, происходящие обществе С учетом этого судебную власть можно было бы определить как реализуемые занимающими особое положение государственном аппарате органами судами присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы. Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений. Арбитражнопроцессуальный порядок рассмотрения споров существенно отличается от общего судопроизводства, особенно для граждан. Целями Конституционного Суда являются охрана суверенитета народов России защита конституционного строя государства защита основных прав и свобод человека и гражданина обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства.

понятие судебной власти система судебной власти

Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых совершении преступлений, их ареста совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и свидетельствуют о том, что судебная власть равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти. Значение конституционных принципов судебной власти состоит том, что их совокупность является основополагающей базой для развития законодательства о судоустройстве Вовторых, они учитывают положительный опыт зарубежных государств и международных сообщений области судоустройства Втретьих конституционные принципы являются гарантом стабильности функционирования судебной власти. Образование чрезвычайных судов запрещено Содержание этого принципа формирует такие свойства судебной власти, как обязательность судебных решений, полнота, исключительность и легитимность судебной власти.

Презумпция невиновности во всех видах правосудия Но наиболее полно он действует при осуществлении уголовного судопроизводства В соответствии с принципом лицо невиновно совершении преступления до того, пока его вина не доказана суде В уголовнопроцессуальном законодательстве презумпция невиновности проявляется ряде дополнительных положений, органам уголовного преследования запрещено перелагать на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности Не устраненные сомнения трактуются пользу невиновности. В односоставном суде судья одновременно является председателем суда В многосоставных судах председателем суда является один из судей. Гласность означает, что суды рассматривают дела открыто, зале судебного заседания при рассмотрении дела могут присутствовать все желающие лица, если слушаемое дело не затрагивает личную, служебную, коммерческую, государственную и иную охраняемую законом тайну этих случаях проводится закрытое заседание.

Чтобы определить ту группу актов из числа названных, к которой относятся акты судебной власти, следует напомнить три исходных положения Вопервых, правотворчество не ограничивается рамками процедуры рассмотрения и принятия отдельных законопроектов или иных правотворческих решений Правотворчество охватывает также деятельность государственных органов по внесению изменений ранее принятые нормативные акты и отмену ранее принятых актов Вовторых, нормативноправовой акт это документ, издаваемый установленном порядке управомоченным на то государственным или иным компетентным органом, содержание которого составляют установление, отмена или изменение правовых норм. Конституция 1988 учредила Высший трибунал правосудия, передав ему часть полномочий, которые ранее осуществлял Федеральный верховный трибунал Члены этого Трибунала, к которым предъявляются такие же требования, как и к членам Федерального верховного трибунала, назначаются Президентом республики после того, как предлагаемые кандидатуры получили одобрение Сената. К ведению этого органа также отнесен ряд других категорий дел, том числе споры о полномочиях между административными и судебными органами власти Союза, или между судебными органами одного штата и административными органами другого штата, федерального округа, или между ними и административными органами Союза. Судебная полиция действует при судах Эти полицейские обеспечивают порядок зале заседания, охраняют обвиняемых, выполняют распоряжения судьи.

Судебные исполнители выполняют решения судов, например части, касающейся гражданскоправовых отношений производят опись имущества и. Надведомственные органы производят проверки, обследования деятельности органов, предприятий и учреждений по вопросам, относящимся к их компетенции Они вправе давать проверяемым объектам обязательные указания об устранении обнаруженных процессе контроля нарушений. Подлинная независимость судей может быть лишь том случае, если прокурор, участвуя суде, обладает такими же правами, как и сторона защиты, но не более. Таким образом, общее принципиальное положение таково, что суд, рассматривающий дело повторно после отмены приговора или решения либо определения, так же независим и подчинен только закону, как и суд, рассматривающий дело впервые. Свободу доступа к правовой защите, осуществляемой судами, принято считать одним из оплотов демократии Она является выражением линии на разделение основных ветвей государственной власти, на четкое разграничение их функций и установление системы так называемых противовесов.

Примерно такова логика признания эффективности и важности судебной защиты прав и свобод И это признание получило весьма широкое распространение не только у нас стране, но и во многих других странах, на международном уровне В ст 10 Всеобщей декларации прав человека сказано следующее Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основании полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом Эта идея получила дальнейшее развитие 3 ст 2 Международного пакта о гражданских и политических правах где указывается, что соответствии с этими предписаниями государства принимают на себя обязательство развивать возможности судебной защиты На это же ориентируют положения 1 ст 14 Международного пакта о гражданских и политических правах В основе всех этих предписаний лежит давно и широко признанная предпосылка всякий заранее и наверняка должен знать, к какому судье ему придется обратиться, если возникнет имущественный или иной разрешаемый суде спор, либо перед каким судьей он предстанет случае привлечения его к уголовной ответственности.

Потерпевший должен иметь право обжаловать суде отказ возбуждении уголовного дела, если этот отказ лишает его возможности защищать свои права и свободы суде Потерпевшие имеют право жаловаться суд на необоснованность прекращения дела на предварительном следствии, поскольку такое решение нарушает их конституционное право на судебную защиту и компенсацию причиненного вреда ст 26 28. Несмотря на индивидуальный характер правового регулирования спорного отношения, судебная власть это социетальная система социальной регуляции Определяемые судебных решениях категории качества, количества и меры допустимого поведения становятся частями социокультурного кода общества. Необходимо отметить, что с утверждением российской государственной жизни принципа разделения властей существенно изменился характер и объем полномочий судебной власти До проведения мер по реализации судебной реформы содержание полномочий судебной власти основном сводилось к рассмотрению и разрешению уголовных и гражданских дел, а также оказанию содействия исполнении судебных актов Суды не допускались к оценке действующего законодательства рамках разбирательства конкретных конфликтов к контролю за действиями и решениями органов исполнительной власти практически по всем делам об административных проступках, независимо от их характера и степени общественной опасности, правосудие осуществлялось чиновниками различных ведомств.

Существенным моментом деятельности суда является проблема независимости судей Выступая роли арбитра между государством и гражданами физическими и юридическими лицами, суд неизбежно испытывает давление со стороны органов государственной власти, организаций, учреждений, общественных формирований граждан Все это ставит повестку дня необходимость конституирования особых правил, обеспечивающих независимость суда, ограждения, от посторонних влияний не только извне, но и со стороны вышестоящих руководителей судов. Представляется, что имеющиеся науке терминологические расхождения определении функций и форм реализации судебной власти вызываются не только различными взглядами на эти понятия, но и различным пониманием самой судебной власти Взгляд на судебную власть как на систему судебных органов Росийской Федерации закономерно приводит к необоснованному отождествлению функций и форм деятельности судебных органов с функциями и формами реализации судебной власти Так, например, отнесенные некоторыми исследователями к формам осуществления судебной власти судебное управление и надзор вышестоящих судов за деятельностью нижестоящих являются формами деятельности некоторых из звеньев судебной системы, но никак не могут рассматриваться качестве форм осуществления самой судебной власти.

Извращение роли суда советский период надолго превратило его орудие политической борьбы, инструмент подавления и уничтожения классового врага Число репрессированных с помощью суда граждан настолько велико, что реабилитация незаконно осужденных этот период граждан продолжается и по сей день Однако начавшееся 60х годах преодоление взглядов на суд как на орудие борьбы с преступностью обусловило постепенное формирование мощного научного направления, выступающего за расширение гарантий прав участников уголовного судопроизводства Видную роль развитии законодательства и науки сыграли М С Строгович, И Л Петрухин, А М Ларин, В М Савицкий, Э Ф Куцова и другие Мысль о том, что смысл судебной власти обеспечении прав и свобод человека, все более проникает общественное и научное сознание. Соотношение интересов личности и так называемых публичных интересов уголовном судопроизводстве есть часть вопроса о соотношении интересов личности, общества и государства До недавнего времени теории уголовного процесса преобладала мысль о приоритете публичных интересов перед интересами личными Подлежащими защите признавались лишь такие интересы личности, которые совпадали с задачами уголовного процесса, а под общественными интересами на самом деле подразумевались государственные. Проверять конституционность закона, применяемого или подлежащего применению конкретном деле, по жалобам на нарушения конституционных прав граждан и по запросам судов.

Высокая моральная и политическая миссия суда как поборника правды и справедливости предполагает аргументированную, убедительную обоснованность его решений и приговоров А это достигается при соблюдении определенных условий, из совокупности которых следует выделить. Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и свидетельствуют о том, что судебная власть равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти. Подзаконность судебной власти распространяется как на все ее проявления, так и на все органы, ее осуществляющие. Обращаясь к краткому обзору основных исторических этапов развития судебной системы России, можно проследить непростой путь становления судебной власти от одного из рядовых инструментов борьбы с преступностью, функционирующего под непосредственным руководством партийных структур и органов исполнительной власти, до независимого, демократически организованного и действенного органа правосудия.

Конституционные уставные суды субъектов рФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями уставами субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционноправовых норм. Учреждение иных судов возможно только путем внесения изменений указанные акты. Рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела суд способен, если он законен, компетентен и беспристрастен Существенное значение обеспечении перечисленных свойств на этом направлении имеет определение законом состава суда на основе единоличного и коллегиального начал, который должен рассматривать конкретное дело Состав суда определяется федеральным законом и зависит от инстанции, которой рассматривается дело. Доступность судебной защиты подкрепляется обязанностью суда принять обращение к рассмотрению, отказ возможен только случаях, предусмотренных законом.

Конституция, закрепившая принцип доступности судебной защиты, дает основание для использования этой сфере международных правовых стандартов Как предусмотрено 3 ст 46, каждый вправе соответствии с международными договорами России обращаться межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты С тех пор как Россия стала полноправным членом Совета Европы соответствии с подписанной ею Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, ущемленные конституционных правах россияне могут обратиться Европейский Суд по правам человека. Вопервых, оно означает одинаковое применение норм, закрепленных законе, ко всем гражданам. Дополнительно к общепринятым требованиям по кандидатуре присяжного заседателя вводится правило о наличии высшего образования, опыта и знания экономических проблем и др Положение не определяет срок полномочий, порядок участия арбитражного заседателя рассмотрении дел и другие вопросы деятельности, что и нашло отражение Федеральном законе от 30 мая 2001 Об арбитражных заседателях арбитражных судов. Согласно принципу презумпции невиновности суду предписывается обязательная проверка выводов органов предварительного расследования о предполагаемой вине того или иного лица совершении преступления и запрещается отождествлять эти предположения с достоверно установленной судом виной данного лица.

Суд относится к числу государственных учреждений, деятельность которых часто находится поле зрения различных органов, должностных и частных лиц Проблема обеспечения независимости судей связана с их взаимоотношениями с другими государственными структурами, хозяйственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами Независимость судей проявляется также и во внутрисудебных отношениях с другими участниками процесса и с вышестоящими судебными органами Судьи по закону обеспечиваются условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, реальными гарантиями независимости и введением ответственности за незаконное вмешательство их деятельность. В целях усиления воспитательной роли правосудия практикуются различные способы расширения гласности деятельности суда организация выезд ных процессов на предприятиях, учреждениях и организациях, отдельных поселках и других населенных пунктах вне местонахождения суда Не запрещена и используется на практике трансляция судебных процессов по радио и телевидению. Федеральный конституционный закон О судебной системе Российской Федерации конкретизировал эту норму следующим образом. Мировой суд это первичное низшее звено судебной системы судов общей юрисдикции, рассматривающее упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела.

Суды среднего звена равнозначны между собой по положению судебной системе, имеют одинаковые полномочия и структуру Они имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел рассматривают дела качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта. В качестве суда второй кассационной инстанции суды среднего звена рассматривают дела по кассационным и частным жалобам и представления на судебные акты районных судов, не вступивших законную силу ст 355. Гарнизонный военный суд образуется составе председателя, его заместителей, других судей и действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Арбитражной практике Российской Федерации известны два вида третейских судов. В Международный коммерческий арбитражный суд по соглашению сторон передаются споры. Гражданскоправовые споры включают, частности, отношения по куплепродаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, обмену товаров, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде лизингу, научнотехническому обмену, инвестициям, совместному предпринимательству и другим формам предпринимательской кооперации. Морская арбитражная комиссия осуществляет свою деятельность согласно упомянутому закону и с учетом регламента, утвержденного Торговопромышленной палатой. Обжаловать решение квалификационной коллегии судья может Верховном Суде.

При прекращении отставки судья имеет право на пенсионное обеспечение соответствии с законодательством. Органы внешней разведки представляют собой совокупность специально создаваемых государством органов, призванных защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных законом методов и средств. Для выполнения возложенных на него функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов судебный пристав имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие случаях и порядке, предусмотренных Законом о судебных приставах ст 11 Судебный пристависполнитель наделен полномочиями по принудительному исполнению судебного акта. В Российской Федерации рассмотрению уголовного дела суде предшествует его предварительное расследование регламентируемая уголовнопроцессуальным законодательством правоохранительная деятельность уполномоченных на то органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению лица или лиц, виновного ных его совершении, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин его совершения и предупреждения новых преступлений.

Предварительное расследование является объективно необходимым Органы расследования силу своей разветвленности, близости к месту совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждое преступление, кратчайшие сроки собирать необходимые доказательства. Дознание это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела. Ввиду исключительности обстоятельств уголовнопроцессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений. Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура. Надзор за исполнением законов имеет три разновидности зависимости от предмета надзора, адресатов надзора и полномочий органов прокуратуры. Организационная структура частнопрактикующих нотариусов включает Федеральную нотариальную палату и ее органы, а также нотариальные палаты субъектах.

Высший орган нотариальной палаты собрание членов нотариальной палаты При голосовании члены нотариальной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, обладают правом решающего голоса, а помощники и стажеры нотариуса правом совещательного голоса. Использование частным нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам влечет уголовную ответственность с применением наказания виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права заниматься нотариальной деятельностью на срок до трех. В обеспечение материальной ответственности нотариус, занимающийся частной практикой, должен заключить договор страхования Без его заключения он не имеет права осуществлять свои полномочия. Выделяются нормы совершения нотариальных действий, образующих общие и специальные правила. Законом установлены основания приостановления и прекращения статуса адвоката. Прекращается статус адвоката по следующим основаниям личное заявление письменной форме о прекращении статуса адвоката вступление законную силу решения суда о признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным смерть адвоката или вступление законную силу решения об объявлении его умершим.

Коллегия адвокатов действует на основании устава и учредительного договора, вправе создавать филиалы на всей территории рФ, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено законодательством данного иностранного государства. Адвокатские образования обеспечиваются собственными средствами, образуемыми из сумм, получаемых за оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам. Действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется. В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суды первой, второй кассационной и надзорной инстанции. Следует иметь виду, что, несмотря на термины вышестоящий и нижестоящий, дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другим Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.

Защитник обязан использовать все законные средства и способы для оправдания подсудимого или смягчения ему наказания, он оказывает ему юридическую помощь разъясняет законодательство, помогает подготавливать заявления, последнее слово и Защитник вправе представлять доказательства, участвовать судебном разбирательстве, обжаловать приговор Фактически у него те же права, что и у подсудимого Если у подсудимого нет средств для оплаты защитника, то ему может быть предоставлен защитник бесплатно Подсудимый может отказаться от защитника и защищать себя сам, но некоторых случаях участие защитника обязательно К ним относятся дела о преступлениях несовершеннолетних, глухих, немых, слепых и других лиц, которые силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, а также обвиняемых преступлениях, за которые возможно применение смертной казни Защитник также обязательно участвует судебном разбирательстве, если участвует государственный или общественный обвинитель, если имеют защитников другие подсудимые, между интересами которых есть существенные противоречия, и если дело рассматривается судом присяжных.

Лицам, участвующим деле и не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, предоставляется право делать заявления, заявлять ходатайства, давать показания, выступать суде на родном или другом избранном ими языке Суд, рассматривающий дело, этих случаях обязан не только разъяснить им это право, но и обеспечить участие переводчика Переводчик не только переводит суде показания лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, но и переводит ему показания свидетелей, вопросы суда и. Краевые, областные и иные равные им суды рассматривают качестве суда первой инстанции гражданские и уголовные дела качестве судов второй инстанции проверяют приговоры и решения районных, городских судов, не вступившие законную силу качестве надзорной инстанции проверяют приговоры и решения районных, городских судов, вступившие законную силу Таким образом, суды среднего звена действуют качестве суда любой из трех инстанций. Председатель областного и другого равного ему суда осуществляет основную работу по руководству структурных подразделений суда, а также аппарата суда. Аппарат краевого, областного и другого равного им суда обеспечивает деятельность этого суда и подчиняется председателю В него входят секретари, делопроизводители, секретари судебных заседаний, секретари составов, секретарь президиума, консультанты, архивариус, инспектора.

Инспектора выполняют справочную работу по жалобам и делам, заполняют карточки Все секретари и инспектора подчинены заведующему секретариатом, который руководит их работой и контролирует. Военная коллегия качестве суда первой инстанции рассматривает уголовные дела исключительной важности, а также дела военнослужащих, имеющих звание генерала адмирала либо занимающих должность командира соединения и выше В качестве суда второй инстанции Военная коллегия проверяет законность и обоснованность приговоров военных судов округов, не вступивших законную силу Как надзорная инстанция вступивших законную силу приговоров и определений всех нижестоящих военных судов. Дела по первой инстанции рассматриваются арбитражных судах субъектов Российской Федерации судьей единолично Лишь при необходимости применения специальных знаний при рассмотрении конкретных дел привлекаются арбитражные заседатели Тогда образуется состав суда один судья и два арбитражных заседателя Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов государственного самоуправления и иных органов, дела о банкротстве рассматриваются коллегиально судьями При этом состав суда должно входить трое или другое нечетное число судей В апелляционном порядке дела рассматриваются только коллегиально, состав суда входит нечетное количество судей трое или больше.

Органы судейского сообщества избирают квалификационные коллегии судей, которые рассматривают вопросы отбора кандидатов на должность судьи, приостановления или прекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи, проведения его аттестации и присвоения судье квалификации Эти коллегии также дают согласие на возбуждение уголовного дела отношении судьи, привлечение его к уголовной ответственности, заключе ние под стражу или привод. Принципами организации и деятельности прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность. Прокуратуры по надзору за соблюдением законов исправительных учреждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими уголовное наказание виде лишения свободы Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализированной прокуратуре, могут располагаться на территории разных субъектов Российской Федерации. В координационных совещаниях по проблемам борьбы с преступностью участвуют руководители органов прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенных органов, юстиции.

Прокурорами и следователями прокуратуры могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до 6 месяцев В исключительных случаях на должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов могут назначаться лица, обучающиеся высших учебных заведениях по юридической специальности. Прокуроры и следователи прокуратуры подлежат обязательному государственному страхованию, они имеют право пользоваться бесплатно всеми видами общественного транспорта городского, сельского и местного значения кроме такси, иные льготы. Основное звено суд, которому подсудно наибольшее количество дел и который наиболее приближен к населению. Суды субъектов федерации мировые судьи, Конституционные уставные суды. Рецензенты проф Московского гуманитарноэкономического института С А Шаров, проф Московского института права А В Сергеев. Полномочия верховного суда республики, краевого об ластного и суда рассматривает дела качестве суда пер вой и кассационной инстанции, порядке надзора и по вновь открывшимся новым обстоятельствам изучает и обобща ет судебную практику, анализирует судебную статистику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему за конодательством.

По этому его постановления являются окончательными, не могут быть пересмотрены другими органами или преодолены путем повторного принятия отвергнутого неконституционного акта, а также обязывают всех правоприменителей, включая другие суды, действовать соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда. Правосудие, осуществляемое обычных формах, это деятельность суда мирового судьи и арбитражного суда по рассмотрению уголовных и гражданских дел первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, призванная установить виновность подсудимых, применить к ним меры наказания либо оправдать невиновных, а по гражданским делам разрешить дело по существу. Существование судебной власти, наряду с законодательной и исполнительной, признак демократического государства Основное назначение судебной власти охрана членов общества от любого произвола, причем как от произвола других граждан, так и от произвола самого государства, его органов и должностных. Ассизы, шеффены, присяжные заседатели ряде стран не старше 70 лет подбираются муниципальными советами из среды достойных граждан, составляется их общий список, а затем по жребию они участвуют судебных заседаниях Подбор присяжных для рассмотрения конкретного дела может быть осуществлен и иначе по решению судьи, согласованному со сторонами судебном процессе. Во всех государствах действует несколько различных звеньев общих судов.

Статья 5 Самостоятельность судов и независимость судей 1 Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь толькоКонституции Российской Федерации и закону 2 Судьи, присяжные, народные и арби. Права адвоката Его процессуальные полномочия регулируются соотв процессуальным кодексом, поэтому закон устанавливает права и обязанности, которые он реализует вне суда собирать сведения, направлять запросы. Функцией судебной власти является и официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение В частности, только суд может признать лицо умершим или безвестно отсутствующим, установить наличие родственных отношений и. В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суды первой, второй кассационной и надзорной инстанции. Действующее законодательство предусматривает особый порядок привлечения к уголовной ответственности некоторых категорий граждан судей, депутатов, прокуроров, что является определенным отступлением от данного принципа Такие исключения из принципа являются гарантией успешного осуществления деятельности этих лиц, но вызывают нарекания средствах массовой информации и юридической литературе. В заключении представляется необходимым остановится на следующих моментах. Баглай М В Конституционное право Российской Федерации Учебник М. Туманов В А Вицин С Е Система судов общей юрисдикции настоящее и будущее Российская юстиция.

Понимание государственной власти как системного явления, опирающегося на объективные процессы, про исходящие развитии человеческой общности и имеющие своим источником волю определенного субъекта народ, приводит нас к тому, что один из её неотъемлемых элементов судебная власть, также несет себе каждую из названных дефиниций той или иной мере с итогом её функционального назначения и особенностей сущностного характера. В числе иных, кроме правосудия, полномочий судебной власти ее различным ветвям также принадлежат конституционный контроль контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов, должностных лиц и государственных служащих случае их обжалования суд контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами дознания и предварительного следствия санкционирование проведения действий, связанных с ограничением прав граждан, предусмотренных ст 23 и 25 Конституции разъяснения по вопросам судебной практики участие формировании судейского корпуса. Основное, первое звено арбитражные суды республик, краевые, областные и другие соответствующие им арбитражные суды субъектов Федерации. Статья 118 Конституции содержит важнейшее для судебной власти правовое установление. Первое свойство правосудия, его особенность правосудие осуществляется.

Председательствующий во всех случаях голосует последним Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших голосовании судей, если иное не предусмотрено Законом Судьи не вправе воздержаться от голосования или уклониться от голосования Закон о Конституционном Суде закрепляет нормы, устанавливающие особенности производства суде по отдельным категориям дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших силу международных договоров Российской Федерации по спорам о компетенции о конституционности законов по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан о конституционности законов по запросам судов о толковании Конституции Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации государственной измене или совершения иного преступления 29 В процессе рассмотрения принципиально различных видов дел с использованием различных процедур конституционная юстиция осуществляет следующие задачи, соответствующие ее природе 1 Разрешает дела соответствии Конституции Российской Федерации.

Помимо этих правовых задач конституционная юстиция выполняет и политическую задачу интеграции индивидов рамках государства, препятствует отчуждению граждан от власти, ибо каждый гражданин знает, что он может вступить спор даже с законодателем и перед лицом конституционного суда это будет спор формально равных сторон Основным преимуществом специальной конституционной юрисдикции считается рационализация процедуры конституционный суд ограничивается рассмотрением лишь конституционноправовых вопросов, он избавлен от необходимости попутно решать нередко очень сложные вопросы из области гражданского, уголовного и другого права А главное, конституционный суд не связан обстоятельствами конкретных споров о праве и может рассматривать вопросы конституционности нормативных актов порядке абстрактного контроля В то же время компетенция конституционного суда не лишает все остальные суды правомочия применять конституцию и контролировать конституционность деятельности других государственных органов 31 К исключительной компетенции конституционной юстиции относится следующее.

Но все это никоим образом нельзя расценивать как доводы против предоставления гражданину права обращаться конституционный суд Практика Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии и других странах, которых допускается обращение конституционный суд с индивидуальной жалобой, показала, что это право, как никакое другое, способствует формированию у граждан уверенности том, что они живут обществе, котором проводится режим господства права, а такая уверенность самый надежный фундамент демократического конституционного государства. Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 N 1. Единство судебной системы предопределяет многообразие внутренних отношений, которые определяются организационными и функциональными связями Организационные связи регулируются законодательством о судоустройстве, функциональные законодательством о судопроизводстве, уголовным, гражданским, арбитражным административным процессуальным правом. Структура судебных систем федеративных государствах отличается большим разнообразием и сложностью. В учреждениях есть административный судья, назначаемый начальником учреждения Он выносит лишь предварительные решения по жалобам граждан Если такое решение не опротестовано суд или не отменено начальником учреждения, оно становится окончательным.

Судебная система Великобритании неоднократно подвергалась реформам и упрощению последний раз 2004, но она осталасьвесьма сложной, сильно децентрализованной По существу действуют разные системы Англии, Шотландии, Северной Ирландии, на островных территориях Но работают суды эффективно. Названные пять высших судебных органов независимы по отношению друг к другу и к другим органам. Правовая характеристика судебной власти должна опираться на такую методологию, которая давала бы возможность не только рассмотреть ее как компонент судебной системы, но и раскрыть внутреннюю структуру и выделить ее основные элементы Сегодня под судебной системой принято понимать совокупность судов, взаимодействующих между собой целях осуществления главной цели правосудия как особой функции государственной власти. Боровский М В Суды общей юрисдикции Российской Федерации проблемы и перспективы Черные дыры российском законодательстве 2001 1 С. Воскобитова Л А Сущностные характеристики судебной власти Ставрополь, 2003. В понятии местного самоуправления можно выделить несколько основных элементов признаков.

Судебная власть одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Система судов строится на принципах территориальности и специализации Судоустройство Республике Беларусь определяется законом Образование чрезвычайных судов запрещается ст 109 Конституции. Конституционный Суд Республики Беларусь орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. С 90 годов и особенно их второй половины России начался процесс коренного обновления судебной системы, ее демократизации Из орудия репрессий и придатка правящей бюрократии суд превращается инструмент защиты прав человека важнейший институт правового государства. Провозглашая единство судебной системы Российской Федерации, ст 3 Федерального конституционного закона О судебной системе Российской Федерации указывает, что это единство обеспечивается путем. Но В М Лебедев своей научной работе ставит под сомнение наличие на практике единства судебной системы В подтверждение своих сомнений он приводит целый ряд серьезных доводов. Учитывая федеративный характер нашего государства, ст 4 Федерального конституционного закона О судебной системе Российской Федерации определила, что Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов Федерации.

К компетенции Департамента Закон 1 ст 1 относит организационное обеспечение все виды деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных Аналогичное, но более детальное регулирование содержится ст 32 Федерального конституционного закона О военных судах Российской Федерации. Открытый доступ к статистическим данным о работе органов судебной власти и складывающейся практике применения законов, ежегодно публикуемым официальных юридических изданиях, способствует прозрачности и понятности деятельности судов для населения. В курсовом исследовании показано место, соотношение и взаимосвязи судебной власти с двумя другими ветвями власти, роль судебной власти как уравновешивающего начала отношениях гражданина с государством. Исходя из темы, основной целью данной работы является рассмотрениесудебной власти во всей ее полноте, для чего необходимо решить следующие задачи содержание судебной власти на современном этапе, перечень и полномочияорганов, осуществляющих судебную власть и конституционные основы ихорганизации, а также анализ понятия правосудия.

Ведение процесса на государственном языке республики, на территориикоторой находится суд, рассматривающий дело, является необходимым усло виемобеспечения гласности судопроизводства, поскольку присутствующие имеютвозможность воспринимать и оценивать происходящее судебном заседании, обеспечивает воспитательное и предупредительное воздействие правосудия награждан. Федеральныйконституционный закон Об арбитражных судах Российской Федерации, Арбитражный Процессуальный кодекс Российской Федерации М Ось89 Комментарийк Конституции Российской Федерации Юридическая литература М. Судебная власть как система судов осуществляет особый вид правоохранительной деятельности судопроизводство В Российской Федерации существуют следующие виды судопроизводства гражданское, уголовное, административное, арбитражное и конституционное Вид судопроизводства определяется, с одной стороны, кругом вопросов и дел, которые рассматриваются и разрешаются ходе судебной деятельности С другой процессуальными особенностями их рассмотрения.

Судопроизводство реализуется посредством нескольких функций, основная из которых осуществление правосудия Правосудие это часть судопроизводства, направленная на рассмотрение и разрешение гражданских, арбитражных и уголовных дел судебных заседаниях на основании и порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Что касается конституционного и административного судопроизводства, то они не предполагают осуществление правосудия Если с конституционным судопроизводством этот вопрос решается однозначно конституционные суды не рассматривают иски, а решают вопросы, связанные, основном, с толкованием норм права, то вопрос о существовании административного правосудия, по вышеуказанным причинам, до сих пор остается открытым. В харке правося выделяют 3 элемента 1 Суд, котму принадлежит исключительное правомочие осущть правосудие. Последними частями процесой формы явся процесые стадии Поскольку правосудие связано с применением правх норм, его следует делить. Осуществление пря всегда, связано с применением права Норма права регулирует определённый вид общественных отношений Нередко для того, чтобы лицо могло реализовать принадлежащие ему права, а также исполнить возложенные на его обязанности, ему необходимо содействовать суду.

В этом случае правовое регулирование общественных отношений дополняется судебным властным индивидуально правовым регулированием Поэтому правосудие это деятельность суд ных органов, управомоченных государством на применение права, обеспечивающие должное поведение участников правовых отношений. Прекращение производства по уго ловному делу по указанным основаниям не допускается, если обвиняемый или потерпевший возражают против этого Качество защиты прав человека зависит от неукос нительного выполнения процедурных предписаний Суды иногда и сами нарушают права человека, иг норируют требования действующих процессуальных ко дексов, допускают судебные ошибки В этой связи осо бое значение приобретает контроль за законностью и обоснованностью решений со стороны как вышестоящих судов, так и общественности Надлежащая защита прав человека зависит и от эф фективности исполнения судебных решений Не всегда процедура исполнения судебных решений, особенно части имущественных взысканий, гарантирует быстрое и полное восстановление нарушенных прав. По делам рассмотренных закрытом судебном заседании публично провозглашается только часть решения или приговора.

Гласность судебного разбирательства является гарантией объективного, полного, всестороннего исследования дела и справедли вого его разрешения, одним из условий независимости судей и подчинения их только закону способствует эф фективному социальному контролю не только за дея тельностью суда, но и прокуратуры, адвокатуры и определенной степени органов предварительного рассле дования. В современном мире существуют три наиболее известные модели судебной системы 1 Централизованная наличествует единая строго централизованная система судов во главе с высшим судом, как правило, верховным. Конституционный Суд при исполнении своих функций независим Какое бы то ни было воздействие на Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону. Конституционный Суд единственный орган судебной власти, чьи основные полномочия и порядок формирования прямо определены Конституции Республики Беларусь При этом, как отмечено части седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются специальным законом. Общественные объединения и политические партии Российской Федерации. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства. Современные тенденции развития избирательного права Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации понятие и структура, виды судебных систем.

Конституционноправовой статус органов внутренних дел Российской Федерации. Судебная система состоит из нескольких специализированных судебных подсистем, или юрисдикций. С учетом отмеченных выше отличительных признаков, можно определить что правосудие это осуществляемая процессуальном порядке деятельность судов по рассмотрению судебных заседаниях гражданских, уголовных и арбитражных дел, их законному, обоснованному и справедливому разрешению при неуклонном соблюдении Конституции и законодательства Российской Федерации. Конституционное судопроизводство также значительно отличается от уголовного, гражданского и арбитражного Все суды, рассматривающие уголовные, гражданские и арбитражные дела, применяют нормы права к конкретной ситуации, Конституционный Суд контролирует только соответствие нормативных актов Конституции Р Ф Полномочия, задачи Конституционного Суда Р Ф также разнятся с полномочиями и задачами судов общей юрисдикции и арбитражных судов Наконец, Конституционном Суде Р Ф нет представителей народа, а ведь согласно ст 32 Конституции Р Ф граждане имеют право участвовать отправлении правосудия. Под судебной властью следует понимать самостоятельный и не зависимый от других вид государственной власти, осуществляемой судами посредством установленного законом судопроизводства.

Судебную власть как вид власти теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой По своему содержанию судебная власть выходит за пределы ее вещественных носителей судов, являясь движущей силой их организации и деятельности, системой заложенных суды возможностей влиять на другие виды государственной власти, человека и общество целом Практически, однако, судебная власть и суд судебная система не могут существовать раздельно. Теоретическое и практическое значение подчеркивания нетождественности судебной власти и судов судебной системы видится прежде всего стремлении обеспечить их гармоничное единство Неэффективная судебная система порочит итоге судебную власть, а судебная власть, оторванная от судебной системы, превращается пустое сотрясение воздуха. Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, его состав могут входить представители народа качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Конституционное право запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов, том числе и условиях чрезвычайного и военного положения. Воплощение судебной власти только уполномоченными на то органами судами. Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Но даже если соблюдено тербование разделения властей, задействована система сдержек и противовесов, то государство еще не обязательно является правовым Поэтому мы переходим к следующему признаку правового государства. Место судебной власти системе органов государственной власти Российской Федерации решающей степени определяется положением о разделении властей Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью Эта самостоятельность судебной власти проявляется независимости судей, которые подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Согласно Конституции Российской Федерации судебная власть Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства конституционного, гражданского, административного и уголовного Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил, закрепленных кодексах и законах Уголовнопроцессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс.

Разделение судов на звенья хотя и оказывает значительное влияние, но не определяет окончательно их процессуальную компетенцию применительно к конкретному делу, которая выражается делении судов на инстанции Выделяется первая инстанция и вышестоящие инстанции, количество, наименование и полномочия которых определяются соответствующим процессуальным законодательством Инстанционная взаимосвязь судов единственный фактор, позволяющий говорить о вертикали судебной власти правовом государстве, о вышестоящих и нижестоящих судах Следует иметь виду, что инстанционная взаимосвязь имеет процессуальный характер и не подразумевает скорее, даже исключает отношения начальствования и подчинения между судами. В соответствии со ст 118 Конституции России правосудие Российской Федерации осуществляется только судом Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства Из данного конституционного положения следует, что деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят систему органов гражданской юрисдикции В этом плане арбитражные суды являются одновременно судами частного и публичного права, разрешая споры, возникающие из соответствующих правоотношений.

Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению Арбитражные суды имеют собственную подведомственность, порядок судопроизводства них имеет специфику, установленную Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Длительное время арбитражные суды рассматривались качестве специализированных рамках системы органов гражданской юрисдикции Данное обстоятельство подчеркивалось и судебноарбитражной практике, например, постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 сентября 1994 N 33 по конкретному делу, отменяющем за неподведомственностью решение одного из арбитражных судов, было отмечено, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, споров, связанных с предпринимательской деятельностью. Вопервых, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, поскольку силу правил подсудности ряд категорий дел отнесен к его исключительной компетенции 2 ст 34. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации федеральные арбитражные суды округов арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов далее арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам Это вышестоящая судебная инстанция по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации В силу такого правового статуса Высший Арбитражный Суд Российской Федерации предусмотренных федеральным законом процессуальных формах осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики соответствии с федеральным законом рассматривает дела качестве суда первой инстанции, порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует составе Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и двух судебных коллегий по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и споров, возникающихизадминистративных правоотношений.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими первой и апелляционной инстанциях Кроме того, федеральный арбитражный суд округа рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам Всего образовано 10 федеральных арбитражных судов округов, распространяющих свое действие на определенное количество субъектов Российской Федерации Например, Федеральный арбитражный суд Уральского округа осуществляет проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, КомиПермяцкого автономного округа, Курганской, Оренбургской, Пермской и Свердловской областей, Удмуртской республики, Челябинской области Каждый из федеральных арбитражных судов округов действует составе президиума и двух коллегий по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и возникающих из административных правоотношений. Президиум федерального арбитражного суда округа утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда решает другие наиболее важные вопросы организации работы арбитражного суда и судебной практики.

Между судьями соответствующих коллегий и составов суда дела распределяются, как правило, по отраслевому признаку с учетом их специализации и занятости При этом могут использоваться следующие принципы территориальный зональный, предметный функциональный, предметнозональный Это делает работу арбитражных судов более эффективной и целенаправленной, предоставляет судьям возможность детально изучить соответствующие отрасли хозяйства, их экономику и практику сложившихся договорных связей, позволяет глубже разобраться большом по объему специальном нормативном материале облегчает обобщение арбитражных. Конституция Российской Федерации и Федеральный конституционный закон О судебной системе Российской Федерации 28 относят арбитражные суды к федеральным судам На уровне субъектов Российской Федерации не могут создаваться судебные органы, наделенные правом разрешения дел, отнесенных к ведению арбитражных судов Система арбитражных судов основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые равной степени действуют и для Конституционного суда, и для судов общей юрисдикции. Судебную власть полномочны осуществлять только суды, входящие судебную систему России Не допускается создание чрезвычайных судов статья 4 1 Закона О судебной системе Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон О судебной системе Российской Федерации ст 1 Судебная власть называет субъектов и носителей судебной власти, определяет место судебной власти системе разделения властей, указывает правовые способы реализации судебной власти Согласно этому закону судебная власть Российской Федерации принадлежит только судам лице судей и привлекаемым установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям. Неотъемлемыми свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Комплекс полномочий по образованию судов как органов судебной власти включает такие характеристики, как а конституционное определение компетенции по установлению законодательных основ их формирования учреждение их системы установление процедуры образования гарантии самостоятельности и независимости от иных отраслей государственной власти круг полномочий, особенности организации деятельности. Федеральное законодательство определяет структуру органов судебной власти наличие пленумов, президиумов, судебных коллегий, палат, составов, призванную обеспечить выполнение отдельных полномочий судебной власти, а также составов суда при рассмотрении конкретных дел и материалов.

По действующему законодательству о судоустройстве все суды по своей компетенции делятся на 1 суды первой инстанции, имеющие право рассматривать дело по существу с вызовом обвиняемого, потерпевшего, истца, ответчика, свидетелей и выносить приговор или решение Судами первой инстанции являются суды всех перечисленных ранее звеньев 2 суды второй инстанции рассматривают кассационные жалобы и представления на приговоры и решения нижестоящих судов, не вступившие законную силу К таким судам как судам вышестоящим относятся суды республик, краевые, областные суды и равные им Районный суд также является непосредственной вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района и является апелляционной инстанцией по отношению к мировым судьям. Основной функцией судебной власти является осуществление правосудия Все законодательство о судоустройстве, значительная часть норм уголовнопроцессуального и гражданского процессуального законодательства призваны определять сущность, содержание и формы реализации этого важнейшего направления судебной деятельности.

Вторым свойством правосудия является рассмотрение дел определенной форме, соответствии с установленными законом правилами Рассмотрение дела происходит форме судебных заседаний, которые происходят непрерывно, устно и открыто В судебном заседании участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов Ведущее место принадлежит суду При разрешении дела суд применяет норму материального права к конкретному правоотношению Осуществляющие правосудие судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону Завершается судебное заседание вынесением приговора по уголовным делам или решения по гражданским Приговор или решение должны быть законны и обоснованны, иначе они могут быть отменены кассационной или надзорной инстанциями Деятельность этих судебных инстанций тоже является правосудием. В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать гражданские дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда. Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные для рассмотрения коллегиальным составом судей, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства. Председатель суда организует прием граждан судьями, причем как утренние, так и вечерние часы На него возлагаются также организация юридической подготовки народных заседателей, повышение квалификации судей Кроме того, председатель сам ведет прием граждан.

Согласно Арбитражному процессуальному кодексу ст 22, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных отношений. Систему федеральных судов составляют 1 Конституционный Суд Российской Федерации, 2 суды общей юрисдикции, 3 арбитражные суды Они различаются по структуре и объему полномочий Кроме них, Законом о судебной системе, как указывалось, предусмотрены суды субъектов Российской Федерации конституционные уставные суды и мировые судьи. Система арбитражных судов состоит из трех звеньев Основное, первое звено арбитражные суды республик, краевые, областные и другие соответствующие им арбитражные суды субъектов Федерации Второе звено федеральные арбитражные окружные суды Высшее звено Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

В соответствии со ст 4 Закона об арбитражных судах и ст 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции соответствующими законами Арбитражные суды судебные органы, которые входят судебную систему Российской Федерации, они руководствуются специальным Арбитражным процессуальным кодексом, применяют материальное право, руководствуясь принципом законности, рассматривают арбитражные дела с участием сторон судебных заседаниях судебные акты этих судов обладают общеобязательной силой Таким образом, деятельность арбитражных судов представляет собой осуществление правосудия, обладает всеми его признаками.

Конституционные принципы правосудия Уголовнопроцессуальном кодексе выражены не только общих положениях, но значительной степе ни также правовых нормах, регулирующих отдельные стадии и институ ты Не все принципы проявляются одинаковой степени на различных ста диях процесса Их проявление каждом случае зависит от ряда обстоятельств задач, стоящих перед конкретной стадией уголовного процесса роли различных государственных органов и должностных лиц на определенном этапе процесса особенностей стадий и институтов значения деятельности граждан, участвующих процессе, и др Наиболее полно все принципы реа лизуются стадии судебного разбирательства В других стадиях они прояв ляются меньшей степени В стадии предварительного расследования неко торые принципы проявляются ограниченных пределах или не проявляются совсем. Закрепление законе принципа независимости судей служит обеспече нию судами законности, объективному и беспристрастному выполнению за дач правосудия.

Рассматриваемый общеправовой принцип полной мере распространяется на правосудие и уголовное судопроизводство, действуя не только судебном разбирательстве, но и других стадиях уго ловного процесса Следовательно, равенство граждан распространяется не только на отношения гражданина с судом, но и с лицом, производящим доз нание, следователем, прокурором Процессуальное положение гражданина определяется не имущественными, социальными или иными факторами, а тем, субъектом каких прав, кем он является гражданским истцом, потерпев шим, подозреваемым, обвиняемым, защитником, свидетелем и В грани цах установленных законом процессуальных прав и обязанностей каждый гражданин, вовлеченный сферу уголовного судопроизводства, вступает различные процессуальные отношения, реализуя принадлежащие ему субъ ективные права и выполняя субъективные обязанности. Принцип осуществления правосудия на началах равенства перед зако ном и судом действует при осуществлении правосудия не только по уголов ным, но и по гражданским делам, общих и арбитражных судах.

Рассматриваемый принцип последние годы получил нормах уголовнопроцессуального права существенное развитие Жалобы на применение органом дознания, следователем, прокурором заключения под стражу, а равно на продление срока содержания под стражей могут быть принесены суд лицами, содержащимися под стражей подозре ваемыми или обвиняемыми, их защитниками или законными представите лями Прежде подобные жалобы на действия и решения органов расследова ния могли быть поданы только прокурору. Право обвиняемого подсудимого на защиту представляет собой сово купность субъективных процессуальных средств, используя которые он мо жет противостоять выдвинутому против него обвинению знать, чем он об виняется оспаривать участие совершении преступления опровергать обви нительные доказательства настаивать на изменении обвинения представлять доказательства смягчения его ответственности защищать другие законные интересы. Среди субъективных прав подозреваемого прежде всего названо право знать, чем он подозревается Важность такого решения трудно переоценить не зная этого, лицо не может защищаться от подозрения как и обвиняемый от обвинения Для обеспечения реального осуществления защиты предусмотрено, что подозреваемый впра ве давать объяснения представлять доказательства заявлять ходатайства знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора.

Если процесс ведется на языке, непонятном населению, нарушается и затрудняется связь суда с населением, а также ослабляется или вообще не достигается воспитательное назначение судебного разбирательства участвующие процессе лица не могут реализовать предоставленные им законом процессуальные права, активно способствовать осуществлению правосудия. Участие граждан деятельности по осуществлению правосудия реали зуется на практике различных формах Предпочтительным представляется первую группу выделить формы участия граждан представителей народа непосредственно осуществлении правосудия Ко второй группе следует от нести опосредованные формы участия граждан деятельности по осуществ лению правосудия и судопроизводства. Устность судебного разбирательства состоит том, что доказатель ства должны быть восприняты судом устно и устно обсуждаться участниками процесса Устность при рассмотрении дел присуща судам всех инстанций Для связи участников судебного разбирательства друг с другом и с судом ха рактерна устная форма судопроизводства, наряду с которой письменное оформление отдельных процессуальных действий путем составления прото колов, определений, вынесения приговоров способствует их точной фикса ции и позволяет вышестоящему суду проверить законность и обоснованность конечного вывода суда, а также ранее произведенных процессуальных дейст.

Как явление судебная власть по своей сути многогранна Её можно рассматривать виде функции, властеотношения, управления, принуждения, также судебной власти присущи все атрибуты, лежащие основе любой государственной власти Внешним проявлением судебной власти является подчинение, где конфликтующие стороны должны подчиняться распоряжениям носителя судебной власти Но при этом существует и обратное влияние форме воздействия сторон на суд В законодательстве определяются формы соотношения судебной власти и конфликтующих сторон. В юридической литературе справедливо отмечается, что судебная власть выполняет обществе общесоциальную функцию и потому содействует установлению нем гражданского мира и согласия, стабильности и правопорядка, выполняет интегрирующую роль, однако при непременном условии, что она служит не власти, а закону, праву, справедливости, истине Поэтому гражданское общество всегда будет нуждаться ней Таким образом, идея об извечности судебной власти, появившаяся античные времена, актуальна и наши. Судебная власть сможет стоять на страже защиты права и справедливости только том случае, если она опирается на государство, использует его силу решении своих задач Деятельность суда будет надлежащей тогда, когда она направлена на согласование интересов человека и государства При этом именно государство способно придать суду необходимую мощь, без которой судебные решения не были бы общеобязательными и исполнение их зависело бы от усмотрения сторон.

Законодательная власть лице Национального собрания Республики Беларусь принимает законы, определяющие организацию и деятельность судебной власти Таким образом, законодательная власть воздействует на систему правосудия, формирует судебную политику Однако вмешательство рассмотрение конкретных дел не допустимо Законодательный орган не вправе пересматривать судебные решения, отменять и изменять акты правосудия Он вправе лишь корректировать судебную деятельность посредством принятия новых законов, контроля за их исполнением, толкования Конституции и законов, принятия решения об амнистии Конституционный Суд активно участвует законотворческой процессе, выполняя свою основную функцию дачи заключения о соответствии Конституции нормативных правовых актов. Участие всех судов государства нормотворческой деятельности обеспечивается тем, что если суд при рассмотрении конкретного дела придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение соответствии с Конституцией и ставит установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. В результате рассмотрения уголовного дела суд выносит обвинительный или оправдательный приговор, по гражданскому делу решение, а по делам об административных правонарушениях постановление о наложении административного взыскания.

Правосудие всегда осуществляется по конкретному делу Формой правосудия является судопроизводство, под которым следует понимать последовательность действий суда, направленных на выяснение обстоятельств, подлежащих доказыванию по рассматриваемому делу и вынесению судом соответствующего письменного документа, котором фиксируются результаты рассмотрения дела Существуют следующие виды судопроизводства конституционное, гражданское, уголовное, административное, хозяйственное Понятие судопроизводство идентично понятию судебный процесс. До начала 90х годов термин судебная власть отечественной юридической литературе не использовался Теория разделения единой государственной власти на законодательную представительную, исполнительную и судебную считалась буржуазной и неприемлемой для советского государства В процессуальном праве применялся термин правосудие, а суд, свою очередь, рассматривался всего лишь как орган правосудия, и ему было предоставлено только право разрешать основном уголовные и гражданские дела.

В общем плане под властью понимают как совокупность государственных органов управления нашем случае судов и органов судейского сообщества, так и способность этих органов управлять, подчинять своей воле, распоряжаться 10 Действительно, судебная власть представляет собой и систему специальных государственных органов судов, и совокупность полномочий по рассмотрению и разрешению конституционных, уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел порядке, установленном процессуальным законодательством. Таким образом, правосудие можно определить как справедливое рассмотрение и разрешение по существу гражданских, уголовных, арбитражных и административных дел условиях законодательно установленной процессуальной формы. II Производство по пересмотру судебных решений, не вступивших законную силу, кассационной только для судов общей юрисдикции и апелляционной инстанциями осуществляются порядке правосудия, если эти инстанции наделены правом принимать и принимают новые самостоятельные решения по существу дела. В связи с разработкой новой концепции судебной реформы, одним из важнейших этапов которой стало принятие Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996г О судебной системе Российской Федерации 2, появилась надежда на восстановление сильной и авторитетной судебной власти, несмотря на огромные трудности формировании судебных кадров и финансовом обеспечении судебной деятельности.

Суды субъектов Российской Федерации, как это видно по сказанному выше, не образуют подобного рода систем под систем, поскольку их конституционные уставные суды и учреж даемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или вза имоподчиненными органами. Должностное лицо, произведшее задержание судьи Конституционного Суда Российской Федерации на месте преступления, немедленно уведомляет об этом Конституционный Суд Российской Федерации, который течение 24 часов должен принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры или об отказе таковом.

Понятие судебной власти производно от общего понятия власти и, частности, понятия государственной власти Диапазон употребления слова власть весьма широк от родительской или отцовской власти до государственной власти А между ними, частности, власть чувств или предрассудков, власть тьмы, власть толпы или улицы, светская и духовная, власть средств массовой информации четвертая власть, власть мафии, авторитета и слова, власть банков, денег и собственности, убеждения и принуждения, власть центральная и местная, государственная и конституционная, власть законодательная, исполнительная и судебная и др Власть не только сегодня, но и веками одно из ключевых, наиболее масштабных, многогранных и определяющих явлений жизни общества Поэтому общее определение власти тоже является весьма широким Власть как явление это способность подчинять своей воле, право или возможность повелевать, распоряжаться кемнибудь или чемнибудь 75 Она имеет различные формы проявления 76 Форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население, это государственная власть Она осуществляет организованное воздействие на сознание и поведение людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, убеждения или принуждения, направленное на достижение общественно значимых.

Каждый обвиняемый совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим законную силу приговором суда Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность Неустранимые сомнения виновности лица толкуются пользу обвиняемого. Прежде чем дать характеристику конкретным принципам правосудия следует сказать, что принцип это основная идея, исходное положение для какойлибо науки, вида деятельности Принципы правосудия. В системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административнотерриториальным делением. Конституционный Суд рассматривает споры о компетенции между государственными органами с точки зрения разделения властей. Судьи и присяжные народные заседатели зарубежных странах Обвинение и защита, судебное следствие. Смешанный процесс получил свое наименование благодаря своему компромиссному характеру С одной стороны, нем нашли отражение прогрессивные демократические принципы уголовного судопроизводства устность, гласность, состязательность, непосредственность, а с другой, сохранились отдельные элементы исторически более ранних форм уголовного процесса, частности инквизиционного, что проявляется виде различных ограничений процессуальных прав обвиняемого и защиты.

Уголовнопроцессуальный кодекс Бельгии не распространяет полностью действие презумпции невиновности на уголовные дела о формальных преступлениях связанных с нарушением или несоблюдением какихто конкретных, предусмотренных нормативных актах правил В основу таких дел кладутся протоколы, составляемые чинами судебной полиции, показаниям которых закон придает особое доказательственное значение Чтобы не быть осужденным на основании такого протокола, обвиняемый обязан представить доказательства, опровергающие содержащееся протоколе утверждение о допущенном нарушении правил. Следовательно, значение судебной власти для защиты прав и свобод обусловлено а самостоятельностью судебной власти этому служат конституционные гарантии независимости судей, возможностью доступа к суду по всем вопросам для этого суды должны обладать широкой компетенцией и используемыми процедурами они являются эффективным способом для объективного и справедливого рассмотрения дел это обеспечивается именно специфическими присущими правосудию чертами.

Сама Конституция определяет требования к кандидатам на судейские должности и к действующим судьям Естественно, они должны быть внутренне способны к самостоятельному решению и выработке независимой позиции Поэтому качестве минимальных стандартов для кандидата установлены достижение 25летнего возраста, наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет Эти требования к возрасту и стажу работы повышаются для судей вышестоящих и высших судов Согласно Конституции такие дополнительные критерии устанавливает только федеральный закон. Процессуальные гарантии независимости судей включают себя правила, закрепленные как конституционных нормах, так и законах, регулирующих осуществление всех перечисленных ст 118 Конституции видов судопроизводства К таким законам относятся Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде, Гражданский процессуальный, Уголовнопроцессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы. Состязательность согласно общепризнанным представлениям состоит том, что функции суда по разрешению дела отделены от функций сторон, уголовном процессе от функций по обвинению и защите Это обеспечивает суду внутреннюю независимую позицию и является предпосылкой для равноправия сторон Если суд способствует одной из них, то равноправие недостижимо, а суд не может исполнять свою роль независимого арбитра споре.

Судебная власть система независимых государственных органов, судов, ибо судебная власть осуществляется только специальными субъектами лице судов и носителей судебной власти судей. Свойства судебной властитесно связаны между собой, взаимодействуют и дополняют друг друга, к свойствам относят самостоятельности и независимость полнота и исключительность верховенство системе юстиции объективность и беспристрастность политическая нейтральность легитимность. Что же касается второго из отмеченных выше моментов, то цити руемый автор полагает что настоящее время теория разделения властей получила еще одно новое дополнение тезис о необходи мости взаимодействия ветвей власти Теоретически это требова ние вытекает из необходимости общего направления государст венной политики, единого содержания ее принципов Невозможно представить такую деятельность государства нормальной, когда его органы выступают с совершенно различных принципиальных по зиций.

Стремясь объединить структурный и функциональный подходы, а также более четко выразить сущность судебной власти, В А Лаза рева пишет Исходя из современных представлений о правосудии как о разрешении социальнополитических конфликтов обществе и о суде как органе, осуществляющем специфической процессу альной форме функцию социальнополитического арбитража, су дебную власть можно определить и как исключительное полномо чие суда по разрешению социальных конфликтов правового харак тера В своей докторской диссертации В А Лазарева предлагает более развернутую формулировку. Вовторых, судопроизводство основная функция судебной вла сти Социальное назначение судебной власти реализуется только форме судопроизводства. Вопросы к экзамену по истории государства и права зарубежных стран Предмет и методы истории государства и права зарубежных стран Место дисциплины системе общественных и юридических наук и учебных курсов и ее значение деле подготовки юриста высшей квалификации Государство, его общественный и государственный строй Экзаменационные вопросы, 09 07 2012, скачиваний. Право, его роль жизни государства и общества Политический режим Демократия Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина Экономика и ее роль жизни общества Объект и субъект уголовном праве Индукция, дедукция Истина, ее критерии Виды правонарушений Лекции и учебные материалы, 10 08 2012, скачиваний.

Понятие и виды госудаственных политических режимов Понятие и признаки политического режима как одного из элементов формы государства Виды государственных режимов авторитарный, тоталитарный, демократический, политически политический Факторы, влияющие на классификацию политических режимов Курсовая работа, 15 08 2012, скачиваний. Школа научного управления Исторические условия, события, способствующие выделению управленческой мысли как самостоятельной науки Возникновение и основные положения теории управления Ф У Тейлор и А Файоль и их последователи Школа человеческих отношений и поведенческих наук Э Мэйо Курсовая работа, 16 08 2012, скачиваний. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района В краевых, областных, городских судах, судах автономной области и судах автономного округа функционируют президиумы, рассматривающие дела порядке надзора Президиум утверждает по представлению председателя суда составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам. При коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует судебном заседании Если же судье предоставлено право единолично рассматривать дела и разрешать отдельные процессуальные вопросы, он действует от имени арбитражного суда.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений настоящий Федеральный конституционный закон. Судья может рассматривать дела либо единолично, либо коллегиально Мировые судьи рассматривают дела только единолично. Федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела. Федеральный конституционный закон О Конституционном суде Российской Федерации от 21 июля 1994. Слушание дел закрытом заседании осуществляется с соблюдением всех правил судопроизводства Приговор и решения судов любом случае про возглашаются публично. Для решения этих задач были использованы нормативные акты, научная литература и так далее Особую помощь раскрытии темы оказали работы Д В Фетищева, Н С Игнатова, Г А Гаджиева, Н А Гагановой.

Следует отметить, что период абсолютизации места судебной власти государственном устройстве нашей юридической науке постепенно уходит Все большее число авторов склоняется к тому, что все органы власти должны быть подчинены единой политической воле народа По этому поводу Н Г Слащева и Н Ю Хаманева указывают В повседневной деятельности органов государственной власти важное место занимает проблема взаимодействия исполнительной и судебной властей Отношения этих ветвей единой государственной власти проявляется разнообразных формах, которые отражают их свойства как субъектов государственной власти рамках единой политической системы Основные задачи, стоящие перед российским государством, конечном счете являются общими для всех ветвей власти.

Хотя понятия суд и судебная система тесно связаны с таким понятием, как правосудие, отношение к этому виду государственной деятельности также неоднократно менялось В советский период времени правосудие представлялось либо как особый вид применения закона, либо как форма государственной деятельности, имеющая своей основе правоприменительную юрисдикционную составляющую 107 В таких случаях правы были те критики, которые указывали, что норма права и закон не равнозначны, а уж тем более не синонимы Если исходить из лингвистического смысла термина правосудие, то это деятельность суда, направленная на применение права В то же время суд применяет не само право, а лишь его норму В лучшем случае суд может применить ее по аналогии, дает закону казуальное толкование. Сказанное позволяет нам придти к однозначному выводу о том, что судебная власть, также как и две другие ветви власти, носит политический характер, этой связи ей наравне с ними предстоит решать не только чисто и правовые, но и политические проблемы О том, что две другие ветви власти законодательная и исполнительная носят политический характер, спора обычно. Дискуссионным представляется вопрос о формах осуществления судебной власти В большинстве учебников и учебных пособий выделяется несколько возможных форм ее осуществления, частности такие судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

На основе изложенного выше, можно определить признаки судебной власти Это власть. Суд осуществляет судебную власть составе, определяемом соответствии с законодательством, устанавливающим процессуальный порядок рассмотрения конкретных дел Независимо от того, каком составе рассматривается то или иное конкретное дело, решение по нему принимает суд как орган судебной власти Оно подлежит обязательному исполнению всеми и повсеместно, наравне с законом. Каждая из ветвей судебной системы состоит из взаимосвязанных судов, которые образуют единую структуру. Особенности статуса присяжных заседателей заключаются не только том, что присяжные заседатели, как отмечено выше, не наделены правом участвовать решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении конкретных уголовных дел, но и том, что они получают свои полномочия не результате избрания назначения, как избирались народные заседатели, а по итогам отбора, осуществляемого методом случайной выборки. Для большинства судей срок их полномочий не ограничен какимито пределами Однако данное правило не является абсолютным Из него сделаны исключения. Мировые судьи назначаются избираются на 5 лет По истечении этого срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, может быть вновь назначено избрано на эту должность. Прекращение полномочий это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей по решению соответствующей квалификационной коллегии судей Для него также установлен исчерпывающий перечень оснований.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru