Понятие стадии элементы правового регулирования

Одна из основных социальных функций права регулирование общественных отношений Сложные социальные связи и отношения всегда требуют своего упорядочения и регулирования Правовое регулирование это осуществляемое с помощью системы юридических средств и приемов воздействие субъектов права на общественные отношения Правовое регулирование всегда вводит фактические отношения определенные рамки, упорядочивает, стабилизирует, ставит их под защиту государства Предмет правового регулирования общественные отношения, требующие правового воздействия. С точки зрения функционирования правового регулирования юридический механизм действия права это процесс, имеющий определенные стадии, а с точки зрения структуры это элементарный состав каждого из его аспектов. Вторая стадия Определяются специальные условия, при наступлении которых общие правила поведения могут быть детализированы применительно к определенному виду субъекта субъектов права На данном этапе речь идет о юридическом факте, выступающем качестве основания для возникновения, изменения или прекращения возможной юридической связи между субъектами права. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие регулировании общественных отношений, ввести их твердые рамки законности то, правоприменение учет конкретной обстановки, своеобразия каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание разных управленческих подходов одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки его работе От правильного выбора правовых средств зависит, конечном счете, достижение целей правового регулирования, а значит эффективность права целом Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов заложенных нормативной основе правового регулирования, приводит к сбоям реализации права и снижении правового эффекта. Юриспруденция государство право власть Юридическая наука юриспруденция, правоведение отрасль знаний по объекту общественная наука, по общему предмету изучающая государственноправовую систему для всех юридических наук целом. Юридическая практика понятие, виды и взаимосвязь с юридической наукой Юридическая практика это деятельность по изданию толкованию, реализации и юридических предписаний, взятая единстве с накопленным социальноправовым опытом К основным признакам. Причины, формы и факторы, основные закономерности и этапы возникновения государства и права Право возникает при столкновении разнородных социальных элементов, когда коллективное целое уже не может быть сдержано простым обычаем, мораль одних не является то же время моралью других Госуда. Понятие, признаки и сущность государства Государство организация, созданная для властного управления обществом целом, выражающая и проводящая жизнь интересы его основных социальных групп, обладающая особыми свойствам.

Форма государственного устройства понятие, характеристика, виды Это нац и администр терое деление госва, котое скрывает харр взаимоотнй между его состав частями, между центр и местн органами гос власти Форма гос устройва показывает, из каких частей. Госво политической системе общества особенности положения и взаимосвязь с др субъектами политических отношений Политическая система общества это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политикоправового характера. Место, роль и задачи общественных объединений политической системе общества Общественные объединения как элемент политической организации общества представляют собой добровольные объединения граждан для реализации совместных целей Эти объединения образуются на. Понятие и виды социальных норм Нормативное регулирование понятие и виды Особенности правового регулирования Соц нормы это правила, регулирующие поведение людей и дть оргций их взаимоотнниях Виды социальных норм По сферам действия различают нормы экономические, политичес. Понятие и основные элементы системы права Система права это внутренняя организация права, выраженная единстве и согласованности действующих государстве правовых норм, и разделении права на относительно самостоятельные части. Структура правовой нормы понятие и элементы Понятие и характеристика гипотезы, диспозиции и санкции Структура юридической нормы состав и связь основных элементов содержания нормы Норма права имеет характерное внутреннее строение структуру Структура правовой нормы показывает, из.

На первой стадии формулируется общее правило поведения модель которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся сфере права и требующих их справедливого упорядочения Здесь определяется. Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного правовую форму. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, юридического обеспечения. Пятая стадия является факультативной Она вступает действие тогда, когда субъекты процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Исторический опыт демонстрирует сферу регулирования, которую входят общественные отношения, состоящие их трех групп. Вторая группа формирует отношения обществе путем властного управления Такое хозяйствование призвано удовлетворять как общесоциальные, так и индивидуальные интересы И это реализуется с соблюдением строгих правил и обеспечено силой принуждения. Исходя из зависимости между данными отличиями группах, теория правового регулирования выделяет несколько методов воздействия. Способ децентрализованного управления основан на согласовании интересов и целей сторон общественных отношений Используется он для регулирования гражданском обществе отношений его субъектов, удовлетворяющих преимущественно свои интересы. Первый вариант правового регулирования отвечает за наделение участника правовых отношений субъективными правами Это выражается делегировании определенных полномочий на осуществление прописанных действий управомоченному лицу Например, собственнику недвижимости дозволяется распоряжаться, владеть и пользоваться принадлежащим ему имуществом.

Третий способ является запретом, то есть возложение обязанностей по воздержанию от определенных действий Например, трудовое право регламентирует запрет работодателя на привлечение к сверхурочному труду несовершеннолетних. Данная норма является основой всего механизма, предписанием, образцом Она является моделью поведения правоотношениях Другие элементы считаются поднормативными по отношению к норме права. Своеобразными элементами являются правосознание и режим законности Это связано с их нематериальностью И это не мешает им влиять на весь процесс правового регулирования Уровень режима законности и правосознания влияет на действенность работы всех элементов. Осуществляемое правовое регулирование стадии создания нормативной основы является общим, неиндивидуализированным, неперсонифицированным воздействием права Первая стадия направлена на ориентацию участников социальной жизни При достижении ими поставленных целей она предупреждает о возникновении возможных негативных или позитивных последствий Нормы права как бы прогнозируют предполагаемые препятствия процессе удовлетворения правовых интересов и указывают на допустимые методы их преодоления. В стадии механизма правового регулирования схема ниже включены определенные элементы Так, первый этап качестве элемента использует юридический факт, являющийся поводом для достижения определенных интересов Случаются ситуации, когда для этого необходим целый набор таких факторов, котором один из них должен быть решающим.

В число стадии механизма правового регулирования схема приведена ранее включена четвертая стадия Этот этап отвечает за реализацию юридических обязанностей и субъективных прав В процессе этой стадии правовое регулирование позволяет удовлетворить интерес субъекта Основным средством, с помощью которого обязанности и права претворяются жизнь, а именно реализуются поведении определенных субъектов, является акт субъективных обязанностей и прав Что это Акты стадии механизма правового регулирования выражаются нескольких формах исполнение, соблюдение и использование Данная стадия выражается таком элементе, как акт реализации обязанностей и прав. Правовое регулирование это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых юридических средств. В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить с помощью права А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственновластного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества. Вовторых, этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какоето ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. Вчетвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой. Юридическая норма это правило поведения предписывающего характера, она представляет собой государственновластное предписание. Нормативный правовой акт документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного виды общественных отношений. Правоотношение это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Правосознание это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее мысленных и чувствительных образах. Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес Основные средства сформулированы качестве единых для всей правовой системы.

Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного норме права предписания Выделяют три основных способа. Правовой режим специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Правовой режим особенности использования определенных подходов целях специфического правого регулирования Пример, специфический режим валютного регулирования. Вопервых, значимость общественных отношений, регулируемых при помощи права, которые осуществляются для сохранения устойчивости функционирования личности, общества и государства. Правоотношения характеризуются сложным составом, состоят из трех элементов субъект, объект и содержание. Право на юридические действия, на принятие юридических решений, например, собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать.

Юридическая обязанность предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать интересах управомоченного лица. Правосубъектностъ предусмотренная нормами права способность возможность быть участником правоотношений Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов правоспособности и дееспособности. Дееспособность предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять. Эффективность правового регулирования это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью Пути повышения эффективности правового регулирования современных условиях следующие. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие регулировании общественных отношений, ввести их твердые рамки законности то, правоприменение учет конкретной обстановки, своеобразия каждой юридической ситуации. На этом элементе заканчивается действие механизма правового регулирования, так как обеспечивается результат, на достижение которого была направлена воля законодателя Акты применения права властные действия компетентных органов, обеспечивающих возникновение правоотношений, проводящих требования норм права жизнь, гарантирующих осуществления прав и обязанностей. Некоторые авторы механизм правового регулирования включают правомерное поведение, правосознание и правовую культуру способствующих эффективному функционированию всего механизма правового регулирования. Таким образом, механизм правового регулирования рассматривается как взятая единстве система юридических средств, при помощи которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения, поведение людей Понятие механизма правового регулирования призвано, образно говоря, отразить анатомию правовой действительности с ее динамической стороны Оно позволяет.

Кибернетический аспект включает себя воздействие различных управленческих факторов, том числе функций, структуры, организации функционирования, работы с кадрами государственных и иных структур, обеспечивающих правореализацию. В своем единстве эти аспекты образуют комплексный механизм, который определяет эффективность действия права. Правовое регулирование как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов В рамках этого процесса встречаются разнообразные и многочисленные препятствия, которые без своевременного их устранения снижают эффект правового регулирования. Механизм правового регулирования механизма правового регулирования как раз и есть такая система правовых средств которая позволяет наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, ибо отдельно взятые юридические инструменты этого полной мере обеспечить не смогут Отсюда объективная необходимость таком устройстве правовых средств, которое создавало бы возможность для беспрепятственного удовлетворения интересов субъектов К тому же правовое регулирование процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих им элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности Каждый из этапов и юридических элементов механизма правового регулирования вызывается к жизни силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание. Потребность различных правовых средствах, действующих механизме правового регулирования определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, обеспечения. Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов фактический состав, где один из них должен быть обязательно решающим Как раз именно такого факта подчас и не хватает субъекту для дальнейшего движения интереса к ценности, способной его удовлетворить Отсутствие подобного решающего юридического факта выступает роли препятствия, которое необходимо рассматривать с двух точек зрения с содержательной социальной, материальной и с формальной правовой С точки зрения содержания препятствием будут выступать неудовлетворение собственных интересов субъектом, а также общественных интересов В формально же правовом смысле препятствие выражается отсутствии решающего юридического факта Причем преодолевается данное препятствие только на уровне правоприменительной деятельности результате принятия соответствующего акта применения права. Четвертая стадия реализация субъективных прав и юридических обязанностей при которой правовое регулирование достигает своих целей позволяет интересу субъекта удовлетвориться Акты реализации субъективных прав и обязанностей это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются жизнь осуществляются поведении конкретных субъектов Эти акты могут выражаться трех формах соблюдении, исполнении и использовании.

С точки зрения содержания препятствием здесь, как и при первой причине что рассматривалось при анализе оперативноисполнительной правоприменительной деятельности, будет являться неудовлетворение личных интересов субъектом, а также общественных интересов охране и защите С формальноправовой же точки зрения препятствия различаются если первом случае качестве препятствия выступает отсутствие решающего юридического факта, то во втором напротив, его наступление. Соединение нормативного регулирования и правоприменения не обходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои слабые стороны нормативное регулирование без индивидуального без усмотрения превращается зачастую формализм, а правоприменение без нормативного без общих правил произвол Вот почему механизм правового регулирования должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие регулировании общественных отношений, ввести их твердые рамки законности, то правоприменение учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации. Интересы человека вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования повышения их эффективности Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса. В других отраслях права семейном, трудовом, земельном и др существуют различные сочетания, вариации этих главных методов. Рис 2 Элементы механизма государственноправового регулирования общественных отношений. Одновременно возникает необходимость определения тех качественных характеристик названных элементов, которые делают работника правоохранительной системы профессионалом Имеется виду профессиональная культура, состоящая, прежде всего, из профессиональноправовой и профессиональнонравственной культуры.

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения правовых отношениях Они служат исходной, базой правового регулирования, них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного них предписания Нормы права это основа всего механизма правового регулирования Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер. Методы правового регулирования субординация властные предписания и запреты, императивный метод, характерный, например, для административного и уголовного права и координация дозволение, диспозитивный метод, характерный для гражданского права когда стороны установленных рамках могут сами определять свои права и обязанности на основании соглашения между ними. Так, С С Алексеев считает, что механизм правового регулирования состоит из трех основных элементов или частей юридических норм, правовых отношений и актов реализации субъективных юридических прав и обязанностей195 А В Малько вполне обоснованно добавляет к ним юридический факт и охранительный правоприменительный акт196 В А Шабалин называет качестве самостоятельного элемента механизма правового регулирования законность197 и правосознание. А стадии и элементы механизма правового регулирования некотором смысле совмещают с самим процессом правового регулирования обществе198. Отсюда, правовое воздействие это результативное, нормативноинформационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств норм права, правоотношений, актов реализации и применения, так и иных правовых явлений правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса. Разграничение правового регулирования и правового воздействия дает возможность выяснить место и роль каждого элемента указанного механизма правового регулирования системе механизма правового воздействия обществе Исходя из всего сказанного можно заключить, что правовое регулирование относится к праву и специфическим правовым средствам правоотношениям, актам реализации норм права правовое воздействие ко всем названным выше, а также ко всем прочим правовым явлениям и понятиям. В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию под которым узком смысле понимается воздействие норм права системы правовых норм, других специально юридических средств на поведение людей и на общественные отношения целях их упорядочения и прогрессивного развития. Позитивное право обладает свойствами и механизмами, обеспечивающими его реализацию жизни общества Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой государственноправового принуждения позволяют перевести правовые нормы из сферы должного сферу сущего, повседневную практическую жизнь человека и общества.

В тех условиях, когда сфера регулирования была незначительна и формальна, когда не использовались возможности права для упорядочения общественных отношений, обществе возникала угроза произвола, хаоса, непредсказуемости тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно было упорядочить с помощью права А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственновластного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к их социальной пассивности. Ряд ученых рассматривают запрет как разновидность обязанности обязанность не совершать запрещенные законом действия, выделяя при этом лишь два основных способа регулирования дозволение и обязанность. В праве выделяют общедозволительный и запретительный типы регулирования Общедозволительный тип разрешенным считается все, что прямо не запрещено законом применяется при регулировании правового статуса личности, реализации ею своих прав и свобод Запретительный тип регулирования исходит из формулы запрещено все, что не разрешено законом так регулируется правовой статус государственных органов и отношения между ними Например, должностное лицо обладает только теми полномочиями, которые указаны законе, и не вправе произвольно расширять свою компетенцию, даже если это прямо не запрещено законом или должностной инструкцией Иной тип регулирования неизбежно привел бы к анархии и произволу. Изучение механизма правового регулирования занимает ученых длительное время Значительный интерес для разработки этой проблемы имели труды С С Алексеева, частности его монографии Механизм правового регулирования социалистическом государстве и Теория права, где отмечалось, что категория механизм правового регулирования определена теории государства и права для показа момента движения, функционирования правовой формы Но со временем категория механизм правового регулирования стала употребляться и другом назначении, как механизм правотворчества, юридический механизм управления и. Особенность правового регулирования заключается осуществлении государством посредством издания общеобязательных норм поведения Здесь проявляется искусство правотворческих органов, их умение учитывать реальные возможности и предвидеть наступающие последствия. В соответствии со стадиями правового регулирования выделяются три основных элемента звена механизме правового регулирования. На первой стадии формируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся сфере права и требующих их справедливого упорядочивания Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а так же возможные правовые средства их преодоления. Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов фактический состав, где один из них должен быть обязательно решающим Отсутствие подобного решающего юридического факта выступает роли препятствия, которое необходимо рассматривать с двух точек зрения с содержательной социальной, материальной и с формальной правовой С точки зрения содержания препятствием будут выступать неудовлетворение собственных интересов субъектом, а также общественных интересов В формально же правовом смысле препятствие выражается отсутствии решающего юридического факта.

При использовании субъект получает благо, ценность удовлетворяет личные интересы При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов других лиц, а так же общественных интересов охране и защите. Пятая стадия является факультативной Она вступает действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность Возникновение правоприменения этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися наличии либо реальной опасности, правонарушения либо прямого правонарушения. Регулированию не должно подлежать всё, пускай даже правовому, пределы такого регулирования должны быть чётко обозначены Если этого не происходит, то возможны следующие ситуации. Существует концепция государства ночного сторожа, такое государство регулирует лишь наиболее важные общественные отношения, вследствие чего сфера правового регулирования оказывается сильно зауженной, отсюда хаос и произвол нерегулируемых сферах жизни. Повышение уровня правовой культуры субъектов права также влияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепления законности и правопорядка. Акты реализации прав и обязанностей определяют истинное поведение субъектов, осуществляется деятельность субъектов правоотношений по воплощению жизнь требований предусмотренных нормой права На этом элементе заканчивается действие механизма правового регулирования, так как обеспечивается результат, на достижение которого была направлена воля законодателя. Простое регулирование такой процесс, когда используется один государственновластный акт нормативный акт, используются стадии 123, стадия применения права не требуется, так как индивидуализация и реализация прав и обязанностей осуществляется самими субъектами. Латинское значение слова norma а наугольник руководящее начало, правило, образец Таким образом, правовая норма это право для определённого отношения В соответствии с нормой данное отношение должно оформиться жизни случае, если возникнут обстоятельства, предусмотренные нормой.

Индивидуальное правовое регулирование это деятельность субъектов по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования на основе свободного усмотрения, но пределах очерченных законом. Целесообразность есть соответствие действий, прежде всего, органов исполнительной власти, а также других участников управленческой деятельности, тем целям, которые стоят перед ними Целесообразность неадиабатический на основании и во исполнение закона В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но рамках законна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного случая Закон обладает высшей целесообразностью Если же закон устарел, он должен быть изменён или заменён установленном порядке Но пока закон действует, его предписания равной мере обязательны для всех Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или должностные лица не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность Целесообразность означает, что при реализации нормы важно максимально учитывать конкретную ситуацию, время, место и условия, своеобразие создавшегося положения Соотношение между законностью и целе образностью есть соотношение между требованием точного исполнения предписаний правовой нормы и оперативной самостоятельностью субъекта административной деятельности, регулируемой нормами права. Различия позициях отдельных ученых состоят главным образом том, что качестве факультативной называют не стадию правоприменения, а правоприменение именно охранительного характера Не всегда качестве самостоятельной стадии указывают на юридические факты, так как они неотделимы от правоотношений, которые не могут возникнуть без юридических фактов. Первая стадия формирование нормативной основы включает процесс создания и общее действие юридических норм Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования С С Алексеев придает наибольшее значение нормативной основе таким юридическим средствам, как позитивные обязывания, дозволения и запреты, поскольку они проявляют себя именно действии права. Перечисленным выше стадиям соответствуют элементы механизма правового регулирования Ими выступают. Процесс правового регулирования сопровождается определенными методами и способами Напомним, что метод правового регулирования это совокупность способов правового воздействия на общественные отношения Различают властноимперативный авторитарный метод, основанный на централизованном регулировании сверху вниз административное, уголовное, уголовноисполнительное право, и автономный или децентрализованное регулирование, при котором участники общественных отношений являются равноправными партнерами гражданское, семейное право. Способы регулирования это приемы регулирования общественных отношений, которые зависят от специфики правовых норм Выделяют следующие способы правового регулирования а запрещение дозволение обязывание рекомендации поощрения и др В зависимости от способа правового регулирования выделяют такую категорию, как тип правового регулирования Их существует два 1 общедозволительный, который основан на принципе дозволено все, кроме, субъекты могут совершать любые действия, кроме запрещенных законом.

Правовое регулирование это осуществляемое при помощи системы правовых средств юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др результативное, нормативноорганизационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития соответствии с общественными потребностями Такое определение этого понятия дает С С Алексеев. Цель механизма правового регулирования обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается организации социальной жизни, осуществлении интересов людей. В процессе правового регулирования используются три способа регулирования дозволение, обязывание и запрещение. С точки зрения функционирования правового регулирования юридический механизм действия права это процесс, имеющий определенные стадии, а с точки зрения структуры это элементарный состав каждого из его аспектов. Можно выделить также и другую факультативную стадию, предшествующую иногда возникновению правоотношений это стадия формирования и возникновения права.

Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных нормах права, конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества субъектов права Правоотношение является индивидуализированным отношением, отношением между отдельными лицам гражданами, организациями, государственными органами и гражданами, которые связаны между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. В процессе создания юридических норм, разработки и совершенствования нормативных актов правотворческий орган должен стоять на твердой почве реальности недопустимо ни забегание вперед, ни отставание от достигнутого уровня социального развития Для этого нужна полная информация о социальной обстановке действия нормативного акта, финансовых, организационных и иных затратах, которые потребует его реализация необходимо знать объективные интересы участников правовых отношений, их установки и мотивы деятельности изучить возможные побочные последствия и многое другое Только на базе такой информации можно разработать оптимальную модель правового регулирования, том числе и модель взаимодействия юридических средств, способную оказать позитивное воздействие на развитие общественных отношений. В зависимости от целей, задач и социальной природы общества, котором существует та или иная правовая система, она может как способствовать, так и оказывать сопротивление эволюции общественных отношений В реакционных режимах она используется антинародных и антигуманных целях, закрепляет насилие, угнетение. Целью данной работы и является исследование правовых систем современности, их особенности и связь между собой, систематизация научных знаний по данной теме курса теории государства и права, акцентирование внимания курсантов и слушателей на наиболее значимых вопросах формирования и функционирования современных правовых систем, а предметом исследования анализ основных составляющих компонентов правовых систем семей современности Основным методом, используемым работе, является сравнительный анализ правовых систем. Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия собственных интересах например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд Дозволения весьма не однородны Они могут выражаться таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Как правило, различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и правовой системе целом Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других. Акты применения права индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений Это акты как действия, так и документы индивидуализированного правового регулирования Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу. Реализация права точнее, следует говорить о реализации правоотношений завершающая стадия механизма правового регулирования, на которой предписания юридических норм, конкретизированные правоотношении виде субъективных прав и субъективных обязанностей, воплощаются реальном поведении людей Содержанием и итогом реализации правоотношений является правомерное поведение субъектов, осуществление ими своих прав и обязанностей соответствии с предписаниями юридических норм В результате правомерного поведения достигается стабильность, упорядоченность общественных отношений, реализуются цели правового регулирования. Формы, способы реализации правоотношений, определяются элементами юридического содержания правоотношения Сторона правоотношения, наделенная субъективным правом, реализует его форме использования Такая форма реализации имеет место, например, случае вступления наследника имущества права наследства после смерти наследодателя. Охватывается многообразная деятельность нормотворческих органов государства, связанная с выбором типа, методов, способов регламентации средств регулирования, обеспечивает нормальное функционирование гражданского общества, его институтов, организации жизнедеятельности людей на цивилизованных началах. Возникновение правоотношений следующая стадия Для их возникновения ряде случаев не достаточно воле сторон Требуется вовлечение механизм действия права должностного лица, действие которого позволяет конкретизировать общую модель правоотношения. К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся юридические нормы, норматив но правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим закон ности Каждый из этих элементов выполняет свои регуля тивные функции, воздействует на поведение людей и об щественные отношения свои способом. На основе соотношения общих дозволений и запретов юридической литературе и правовой жизни сложились две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Первая формула дозволено все, кроме прямо запре щенного законе На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования По этому типу ре гулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен все, что не запрещено Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом Данный тип правового регулирования способствует или хотя бы не препятствует проявлениям инициативности, активности, самостоятельности решении жизненных задач Он характерен для отношений, регламентируемых отраслью гражданского права. Сложное регулирование процесс, котором используют ся два акта государственновластного характера, один из кото рых нормативный акт, а другой акт применения нормы права. Процесс правового регулирования осуществляется опре деленными методами и способами. Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои слабые стороны нормативное регулирование без индивидуального без усмотрения превращается зачастую формализм, а правоприменение без нормативного без общих правил произвол Вот почему механизм правового регулирования должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие регулировании общественных отношений, ввести их твердые рамки законности, то правоприменение учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки действии права. Целью данной работы является описать сущность правового регулирования и раскрыть механизм правового регулирования. Для достижения этой цели работе решаются следующие промежуточные задачи. Работа состоит из Введения, трех Глав, Заключения и Списка литературы. В Главе 1 Понятие и элементы правового регулирования решаются первые две из поставленных выше промежуточных задач, а именно описывается понятие правового регулирования, его предмет, метод, способы и типы и выделяются стадии правового регулирования. Хропанюк В Н Теория государства и права Под ред В Г Стрекозова М. Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный тип выражается принципе запрещено все, что прямо не разрешено законом Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности Он является единственным при применении мер государственного принуждения. Его формула звучит следующим образом запрещено все, кроме прямо разрешенного Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Механизм правового регулирования специфический канал, соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата. Механизм правового регулирования организационное воздействие правовых средств, позволяющих той или иной степени достигать поставленных целей, результативности, эффективности Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, действенности правовой формы, наибольшей мере создающей режим благоприятствования для становления развития полезных общественных отношений. Каждый основной элемент механизма правового регулирования предполагает соответствующую стадию Более того, именно рамках тех или иных стадий вышеназванные элементы только и могут осуществляться Потому пять стадий механизма правового регулирования весьма жестко связаны с его элементами. Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, когда уже имеются три других юридических факта Акт применения скрепляет их единый состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов граждан. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки действии права. Однако, а сожалению, этот закон нельзя признать полностью соответствующим современным реалиям рынка ценных бумаг и регулирующим рынок целом Хватает нем и юридических погрешностей. А свободная обращаемость, когда передача ценной бумаги не зависит от волеизъявления третьих лиц товарной функцией не обладают акции закрытых акционерных обществ.

Г саморегулируемые организации это организации, как правило, некоммерческие, объединяющие профессиональных участников рынка ценных бумаг целях координации и повышения качества их деятельности, защиты их интересов. При этом операциях на рынке ценных бумаг могут принимать участие как профессиональные участники рынка ценных бумаг, так и иные субъекты рынка Особенностями операций на рынке ценных бумаг являются возможная единоразовость их совершения, возможность участия совершении операции нескольких субъектов рынка ценных бумаг, а также разноплановость результатов, на достижение которых направлены действия субъектов, осуществляющих операции не только извлечение прибыли. А эмиссионные операции совокупность юридических действий одного или нескольких субъектов рынка ценных бумаг, направленных на организацию выпуска ценных бумаг эмитентом или распространение эмиссии. Г организация торгов ценными бумагами, создание организационных предпосылок для развития определенных местных или по отдельным ценным бумагам рынков ценных бумаг деятельности фондовых бирж, внебиржевых систем торговли ценными бумагами. Исходя из целей государственного регулирования рынка ценных бумаг, можно выделить следующие правовые формы воздействия государства на рынок ценных бумаг. В заключение необходимо отметить, что все элементы правового регулирования рынка ценных бумаг, перечисленные настоящей работе, подлежат дальнейшей проработке и закреплению особом, систематизированном законодательном акте, который, как можно надеяться, ознаменует собой становление России цивилизованного рынка ценных бумаг. Основными способами правового регулирования являются дозволение, запрещение, обязывание. Правовое регулирование российском обществе важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества. В работе использована научнометодическая литература, монографии, статьи, учебные пособия авторовправоведов.

В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом В управлении социальными процессами заинтересованы, и человек, и общество Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения Естественно, сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами. В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления обществе.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru