Понятие социальной личности в социологии

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины человек, индивид, индивидуальность, личность Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Американский социолог А Халлер дополнение к теории Дж Мида разработал концепцию значимого другого Значимый другой эта та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование собственного Я В качестве значимых других могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые участники детских игр и, возможно, популярные личности Индивид стреми ться принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через значимого другого. Только жизнь обществе дает людям возможность творить и познавать культуру Пример Ферального детей убеждает, что человек лишен семьи, проживающей вне государства, нацией, профессиональными связями, вне общества, не способен развить своей личности как существо общественнонравственная. Интерес это форма проявления потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности Актуализированный мотив и интерес это еще не социальное действие, но лишь первые шаги к его осуществлению. Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов Это означает, что каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий. Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон.

Потребности, интересы и ценности механизмы определенности поведения. Когда нам чегото не хватает, мы испытываем потребность чемто, но одновременно находимся зависимости от этого чегото Именно поэтому считается, что потребность состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что и составляет условие его существования Удовлетворение потребности процесс возвращения организма состояние равновесия. Следующий элемент, который выявляет сущность природы личности и есть интерес Интерес это осознание потребностей личности Это направленность действий индивида зависимости от возможности удовлетворения той или иной потребности, одна из движущих сил поведения и деятельности человека Вместе с потребностями интересы составляют основу ценности. Социальный статус это положение индивида или группы социальной системе, система его социальных функций и вытекающих из них определенных прав и обязанностей. Социальный статус характеризует социальное значение человека, его прав и обязанностей Дополнением этой категории служит понятие социальной роли поведенческой характеристики человека, его личностных черт. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором Человек обладает сразу несколькими статусами, и исполняет при этом бесконечное множество ролей Ролевой набор, как правило, включает формальные и неформальные роли, связанные с соответствующим статусом Так, от преподавателя вуза будут ожидать не только по форме высокой квалификации, научной степени и, но и неформального стиля взаимоотношений, принятого научной среде, манер и При этом необходимо отметить, что каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Многообразие исполняемых личностью социальных ролей порождает ее внутренние конфликты Можно выделить несколько основных типов ролевых конфликтов. Разделение ролей также неосознанный способ защиты личности Временно личность выключает из сознания одну из ролей Серийные убийцы, палачи могли быть одновременно заботливыми мужьями и отцами Их основная деятельность и семейные роли полностью разделены Социальная форма военного, врача помогает людям разделении ролей Такой процесс дает возможность снять эмоциональную напряженность всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой.

Любая личность современном обществе испытывает ролевой конфликт, но она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подчинения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов. Термин социальная роль активно используется как социологией, так и социальной психологией Он направлен на универсальных, общих требованиях, которые ставит общество к поведению человека, занимающего определенную социальную позицию. Ролевой набор Каждый статус включает себя не одну роль, а целый комплекс ролей Например, статус преподавателя предполагает не только то, что он читает лекции и проводит семинарские занятия, он является еще и наставником молодежи, автором научных статей, специалистом своей области, коллегой для других преподавателей, администратором и Хотя каждый статус имеет определенный ролевой набор, ни одна из ролей этом наборе не закреплена за ним Есть статус может терять какуюто из ролей, зато появляется другая Скажем, преподаватель может больше сосредоточиться на написании научных статей и чтении лекций, отойдя от проведения семинарских занятий и активной воспитательной работы со студентами Или, например, статус жены предусматривает такой ролевой набор, как роль социального партнера, сексуального партнера, воспитателя детей, домохозяйки и кормилицы Если жена уделять значительно больше внимания зарабатыванию денег, то есть если у нее значительно преобладать статус кормилицы семьи, то вероятно она перестанет быть женщиной домохозяйки, а иногда и женщинойматерью. Существование отдельных представителей человечества выражается понятии индивид. Функциональная целесообразность определяется не только с прагматических позиций эффективно неэффективно, но и с позиции социальной значимости той или иной роли Социальная значимость складывается из материального и морального стимулирования роли и личностной самооценки индивида, исполняющего эту роль Например, если милиционер учитель, врач и др на свою заработную плату не состоянии содержать семью, то и оценка его роли обществе, и самооценка будут соответствующими.

Межролевые конфликты возникают, когда разные социальные роли, носителем которых выступает индивид, содержат несовместимые предписания требования Например, работающей женщинематери бывает непросто совместить роли жены, матери, работницы предприятия, домохозяйки и др В таких ситуациях выбор, конечном счете, остается за личностью Он во многом зависит от личностных приоритетов, доминирующих ценностей и складывающихся обстоятельств Если семейнобытовые ценности для женщины являются приоритетными, то другие социальные роли будут иметь для нее второстепенное значение. Когда результаты социализации не оправдывают наши ожидания, то мы говорим об отклонениях от общепринятых стандартов девиации. Групповая девиация это своего рода показатель того, что существующие обществе социальные отношения не отвечают интересам многих социальных групп Кризисное состояние общества способствует разрастанию масштабов девиантного поведения, и оно становится обыденным, повседневным явлением, воспринимается как должное или неизбежное В коррумпированных государственных структурах принципиальный, честный работник чиновник, следователь, судья и др воспринимается как инородное тело как человек с отклонениями, а преуспевающий преступник как образец для подражания. Процесс социализации индивида условно делится на несколько возрастных этапов стадий Однозначного мнения о количестве стадий не существует За основу взяты четыре основных периода жизни человека детство, юность, зрелость, старость Каждому из названных периодов свойственны свои особенности социализации Например, раннем и среднем детском возрасте ребенок стремится подражать родителям или старшим товарищам быть, как все подростковом и юношеском возрасте формировать собственное я, развивать индивидуальность отличаться от других зрелом возрасте соответствовать общепринятым стандартам старости сохранять достигнутый ранее социальный статус. Социальная сторона человека это сложившиеся процессе ассоциированного способа существования человеческих индивидуумов качества, усваиваемые ими процессе социализации например, потребности социальном существовании, социальной адаптации, признании, общении. Социальная среда с ее различными сферами социальной, экономической, политической, культурной и является объективным фактором социализации Т основными агентами социализации являются семья, различного типа общности коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои, общество целом все то что включает себя и окружает человека Каждая сфера социальной жизни материальная и духовная участвует процессе социализации целенаправленного и ненаправленного воспитания. Социализация как и любой другой социальный процесс характеризуется периодичностью и стадийностью протекания В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации дотрудовой, трудовой и послетрудовой и 4 стадии ранняя до школы, обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла Процессы социализации каждый период имеют свою специфику. Первая имитация На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей врача, пожарного, автогонщика и процессе игры они воспроизводят эти роли Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, это следующий важный шаг процессе создания своего Я Третий этап стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Масштаб Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.

Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет тени активное, творческое личностное начало. Культурно одобряемые отклонения Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой данном обществе Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям. Культурно осуждаемые отклонения Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры Нарушение же нравственных норм и законов обществе всегда строго осуждалось и наказывалось. В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории Остановимся на каждой из. Понятие человек служит для обозначения представителя человеческого рода отличие от мира животных, причем акцент делается на социальной природе человека, на тех общих чертах, которые выделяют человека из животного царства. Значит, личность это любой конкретный человек с присущими ему социально обусловленными индивидуально выраженными чертами. Все психологические науки исходят из принципа общественной детерминированности и активности личности На этом общая психология ставит точку Социология же, пользуясь определением личности, выясняет, каким образом, каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальное влияние, с другой, реализует свою социальную сущность 1 Социологический подход к личности выявляет, каким образом сформировались социально типические черты, почему одних условиях жизнедеятельности личности они выражены большем объеме, а других, иные социальные черты возникли вопреки принадлежности человека к данной социальной группе, к социальной среде. Значит, социологии акцент делается на выявление социальных качеств, социальных типов личности Именно структуре сознания и деятельности отдельных индивидов, которых изучает социолог например, путем опроса или наблюдения, отражается общее и особенное социальных систем, общностей, групп, к которым они принадлежат. Одним из центральных направлений социологии является исследование личности.

В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к рассмотрению и анализу личности Среди них можно выделить шесть основных подходов. Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение личности, которое должно строится на следующих принципах. Изучение и анализ личности как сложного социального явления предполагает выделение ее структуры. Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности чувства, воля, память, мышление Психологические особенности находятся тесной взаимосвязи с наследственностью личности. Интересы это осознанные потребности личности Потребности и интересы личности лежат основе ее ценностного отношения к окружающему миру, основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

Понятие социальный тип личности фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих какуюлибо социальную общность Как уже было указано, личность является сложным многоуровневым явлением, что обуславливает существование различных вариаций В социологии накоплен значительный материал по этой проблеме Остановимся на наиболее разработанных и существующих классификациях. Таким образом, нетрудно заметить, что данном случае основой классификации выступает отношение между личностью и существующими социальными условиями. Так, основе непродуктивной личности лежит непродуктивная ориентация, неспособность к самовыражению. Однако при этом сам исследователь отмечает, что личностей с одним типом ориентации не существует. Внутренне ориентированная личность обладает способностью сохранять баланс между потребностями для достижения своих жизненных интересов и окружающей средой. Личность же поиному ориентированная способна реагировать на изменения окружающем обществе. В рамках данной концепции личность рассматривается как деятельностный субъект, занимающий социуме определенное место и выполняющий соответствии с ним набор функций. Значительно обогатили теоретический материал этой теории труды Т Парсонса.

Таким образом, нетрудно увидеть, что каждый человек имеет одновременно несколько социальных статусов. Однако при этом один из статусов всегда является основным или базисным Как правило, базисный статус выражает должность человека. Так, совершенно очевидно различие ролевого набора Президента государства и рабочего металлопрокатного завода Систематизация социальных ролей впервые была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль. С одной стороны, это ролевое ожидание, которое характеризуется определенным поведением человека зависимости от его статуса, которого ожидают окружающие члены общества. С другой стороны, это ролевое исполнение, которое характеризуется реальным поведением человека, которое он считает соотносящимся со своим статусом. Следует отметить, что два этих ролевых аспекта не всегда совпадают При этом каждый из них играет огромное значение определении человеком своего поведения, так как общественные ожидания оказывают сильное воздействие на человека. Процесс социализации является двухсторонним с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта, а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом общественного опыта.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека. Агенты социализации это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям Институты социализации учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие. Агенты первичной социализации родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок Термин первичная относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека. На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно. Дьюбойс назвал личность, обладающую характерными для данного общества чертами, модальной Под модальной личностью понимается наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества целом. Каждый человек, согласно Ч Кули, строит свое я на основе воспринятых им реакций других людей, с которыми он вступает контакт.

Итак, наиболее интенсивно процесс социализации осуществляется детском и юношеском возрасте. Социализация взрослых отличается тем, что это главным образом изменение внешнего поведения социализация детей формирование ценностных ориентаций, взрослые способны оценивать нормы а дети только усваивать их Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками Например, овладеть новой социальной ролью после ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса. Индивид это отдельный, обособленный член социальной общ ности Если понятие личность мы используем для исследования социальных качеств человека, свойственных многим людям, то по нятие индивид социологии употребляется для того, чтобы выде лить социальные качества конкретного человека. Социальный тип личности это обобщенное отражение, сово купность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим какуюлибо социальную общность напри мер, европейский, азиатский, кавказский типы студенты, рабочие, ветераны. Статусы бывают предписанными приобретенными по рожде нию дворянин, русский, одессит, мужчина и и приобретенным или достигнутыми учитель, прокурор, жена, профессор. Групповая девиация более негативное социальное явление Она большей степени свидетельствует не об индивидуальных от клонениях структуре социализации, а о том, что общие объектив ные условия не позволяют целым социальным группам найти свое место социальной структуре общества, самореализоваться, не на рушая общепринятых ценностей и норм Общая криминализация современного российского общества наглядное проявление груп повой девиации. Социализация индивида начинается с первых дней его жизни и продолжается всю жизнь Первичная социализация происходит семье и детских дошкольных учреждениях В формировании соци ально значимых качеств личности особенно велика роль семейной социализации В семье ребенок усваивает основы социального взаи модействия, получает представление о семейных статусах и ролях, узнает, что такое хорошо, а что такое плохо Поэтому инди вид, не прошедший этапа семейной социализации или прошедший его не достаточной степени, впоследствии может испытывать трудности исполнении тех или иных социальных ролей. Личность это объект и субъект социального взаимодействия Поэтому процессе социализации большое значение имеет позиция и активность самой личности, ее предрасположенность к определен ным видам деятельности, общая направленность поведения Актив ный и целеустремленный человек, стремящийся к наиболее полной самореализации, как правило, добивается жизни более весомых ре зультатов, нежели индивид, идущий на поводу у складывающихся обстоятельств. В нашем обществе особенно заметна неудачная социализация при подготовке к юности и старости У нас отличие от примитивных обществ нет четко определенных возрастных статусов, за исключением совершеннолетия, которое наступает 18 лет Старость во многих примитивных, или традиционных, обществах уважаема и почитаема первую очередь потому, что таких обществах люди основном формируют свое поведение на основе древних и признанных обычаев и традиций, неформального контроля за соблюдением этих традиций Однако современном обществе, где древние традиции не играют столь значительной роли, старость причиняет одни неудобства Поэтому переход к роли пожилого человека современном обществе очень болезнен и сложен для каждого индивида. Человек это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду homo sapiens и служит для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств Индивид понимается как конкретный человек, единичный представитель человеческого рода и рассматривается качестве отправного момента формирования личности А само понятие личность характеризует итог развития индивида и является выражением его социальной сущности.

Сегодня человеческая личность исходная точка социологического исследования Но разве только сегодня 2500 лет назад знаменитый Диоген расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая Ищу человека Мы понимаем, что философ искал не какогото конкретного человека мужчину или женщину, старика или юношу, богатого или бедного, которых на улице Афин было также много, как и сегодня Он искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половозрастных особенностей, статусных и профессиональных различий Он искал человеческую личность Попробуем и мы отыскать. Диспозиционный механизм включает взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению установок личности Понятие установки связывается с состоянием психики индивида, под ней понимается предрасположенность к действию как некое состояние психики индивида. Ч Кули и Дж Мид представители школы символического интеракционизма Они также известны как основатели теории зеркального Я согласно которой люди это те зеркала, которых формируется образ Я человека Я включает себя. Главная роль процессе социализации, по мнению Мида, принадлежит детским играм, процессе которых развиваются разум и способности ребенка, усваиваются роли сразу нескольких. Из практики психоанализа возникла теория развития личности Эрика Эриксона который выдвинул три новых и важных положения. Организационнорегулирующим механизмом социализации является система социальных ролей и статусов. Роль дает образец, показывающий, как действовать индивиду конкретной ситуации Разные роли обществе, как и театре, не равной степени требуют точного следования инструкциям, роли различаются по степени формализации Некоторые роли определены очень четко, например, военной организации, но обществе есть много ролей, которые определены весьма расплывчато. Социальным статусом называется каждая из социальных позиций индивида, связанная с определенными правами и обязанностями. Очевидно, что к новорожденному ребенку термин личность не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности Под последним понимается то, что каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как генотипе, так и фенотипе вся его предыстория Итак, новорожденный уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность многообразных реакциях на окружающий мир Буквально с первых дней жизни, с первых кормлений, формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими Индивидуальность ребенка нарастает к двухтрех летнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного Я Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые критические моменты, во время которых происходит запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека Они носят название импрессинга и могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какогото события или внешним видом человека. Особенности этнической ситуации современной России Этническая ситуация современной России испытала на себе воздействие коренных перемен, происшедших стране слома советской цивилизации, распада многовековой империи, несоответствия между провоз.

Сказанное позволяет дать определение рассматриваемому феномену Личность это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенных и развиваемых им процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития. В процессе осуществления свойственных человеку ролей последний может оказаться ситуации ролевого конфликта Ролевой конфликт, по утверждению Р Мертона, возникает такой ситуации, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей. Социология выделяет личности социальнотипическое и предполагает не простое рассмотрение личности во всем её многообразии, а изучение её как совокупности общественных отношений, продукта общества. Иногда выделяются главные, или интегральный, статус, который определяет стиль или образ жизни человека, круг его знакомств, манеры поведения. Мой интерес к данной проблематике объясняется тем, что я являюсь одним из представителей настоящего поколения молодых людей переживающий современные процессы изменений политических, экономических и социальных институтов и организаций современном российском обществе, что оказало противоречивое влияние на положение и развитие молодежи, поэтому я хочу детально осветить данную проблему с тем, чтобы точно знать какие проблемы могут реально встать на моем жизненном пути и жизненном пути моих друзей сверстников. Человек как высшее существо, включенное природную и социальную, биосоциальную и экосоциальную среду, представляет собой уникальное явление Научное изучение данного объектачрезвычайно сложно, личность исследуют различные отрасли науки, том числе и социология.

В самой структуре социологической науки социология личности конституирована как специальная теория, предметом изучения и анализа которой является человек его социальном формировании, становлении и развитии Это означает, что русле данной теории личность понимается как человеческий индиви дуум, приобретающий ходе социализации и включения систему социальных связей и общественных отношений относительно устойчивую совокупность социально значимых качеств, знаний и социального опыта, как свободный и ответственный субъект сознательной волевой деятельности. Человек часть живой природы и неотъемлемая частица сообщества людей, является двуединым образованием, существом биологическим и социальным одновременно Человек вышел из животного мира и никогда не освободится от свойств, присущих его представителям Его тело, кровь, органы принадлежат природе Но только обществе дитя человеческое может стать человеком У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь обществе Каждый представитель животного мира может осуществлять работу, монотонный одноплановый труд Однако лишь общении между людьми труд влечет за собой формирование новых, человеческих качеств, языка, способности мыслить, вступать общение и пр У каждого человека, как и у любого из животных, есть инстинкт самосохранения, но он может его преодолевать под воздействием общественной необходимости Благодаря мышлению человек не только приспосабливается, как животное, к природным условиям, а преобразует окружающий мир, создает вторую природу Значит, человеке биологические и социальные начала органически связаны между собой, что позволяет сказать человек есть существо биосоциальное, но собственно человеком он становится только обществе Мышление, сознание, речь, творчество, научное познание, искусство и вера все, что отличает человека от животного мира, зарождается обществе и только под воздействием его передается каждому конкретному человеку. В социологии принято выделять также модальный, идеальный и базисный типы личности Модальный тип личности тот, который реально преобладает данном обществе Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям Это тип личности как пожелание на будущее, например, всесторонне и гармонично развитая личность у К Маркса или новый Человек Э Фромма Базисный тип личности тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития Иными словами, социальный тип личности это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них на его реальное поведение. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных на ук, прежде всего, философии, психологии и социологии Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения мире как субъекта деятельности, познания и творчества Психология изучает личность качестве устойчивой целостности психических процес сов, свойств и отношений темперамента, характера, способностей, волевых качеств и. Проведение России радикальных реформ сопровождалось не только огромными людскими потерями, но и личностной деградацией широких масс населения, 70 которого попало за черту бедности По данным Госкомстата, за период с 1990 резко ухудшилось здоровье людей, возросла заболеваемость нервными и инфекционными болезнями, психическими расстройствами, распространились наркомания, алкоголизм, проституция, значительно увеличилось число преступлений, том числе тяжких И эта проблема, несмотря на некоторое улучшение материального положения людей, до сих пор остается самой сложной и неразрешимой Можно сколько угодно повышать пенсии и пособия, увеличивать доходы различных слоев населения, но проблему личности как таковую только деньгами не решить Человек рождается человеком, но личностью он становится процессе своей жизнедеятельности зависимости от того, насколько он включен систему общественных отношений Решающее значение при этом имеют такие качества личности, как ее профессиональная подготовка, отношение к труду, умение работать коллективе, культура трудовой деятельности. Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются Поэтому каждая школа социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями Отсутствие единства понимании того, что есть личность характерная черта современной социологии Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. Особое значение данные вопросы приобретают настоящее время, эпоху становления информационной цивилизации, когда российское общество путем проб большинстве неудачных и множества ошибок определяет выбор своего будущего, ищет достойные пути дальнейшего развития И очевидным является, что проблема современной личности, несмотря на всю свою актуальность, сегодня далека от истинного понимания и оптимального решения.

Микросоциологический Ч Кули, Г Мид, Р Линтон, Г Блумер, Э Гоффман. Из всех проблем, с которыми сталкивались люди ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас Существенная трудность состоит том, что между нами очень много различий Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми Среди более шести миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух точности похожий друг на друга Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. В современном мире проблема человеческой личности является одной из наиболее важных проблем Это объясняется тем, что сегодняшний мир, где большинство стран избрали демократический путь развития, основан на гражданском обществе, состоящем из людей, вовлеченных судьбу государства, знающих свои права, участвующих общественнополитической жизни Такие люди, являющиеся личностями, должны находиться основе любого общества, являются дефицитом современной России Это происходит изза того, что люди не знают, что такое личность, не осознают той роли, которую должна играть личность современном мире. Моральные нормы выступают двояком виде как элемент моральных отношений и как форма морального сознания С одной стороны, это форма поведения, обычай, постоянно воспроизводимый однотипных поступках множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека отдельности Во всяком обществе существует объективная потребность том, чтобы определенных, часто повторяющихся ситуациях люди вели себя однотипным образом Эта потребность и реализуется практически посредством моральных норм Ее обязующая сила для каждого отдельного человека основывается на воздействии массового примера, общественного мнения, власти коллективной привычки и на других формах практически выраженной воли общества, проявляющейся сложившихся данном обществе нравах. Я считаю, что социологическом понимании каждый человек является личностью. Социальная роль совокупность норм, определяющих поведение действующих социальной среде лиц зависимости от статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В отличие от ид, природа которого выражается поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и или будут найдены соответствующие условия во внешней среде Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии ид рамках социальных ограничений и совести индивидуума Ego является посредником между Id, S E и действительностью. Отрицание Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание сильно травмирующих ситуациях.

Любая проблема, изучаемая социологией, оказывается орга нично сопряженной с проблемой личности Но чтобы правильно отве тить на вопрос, что такое личность, следует выяснить различия тер минах человек, индивид, личность Когда употребляется термин че ловек, то обычно имеется виду понятие, охватывающее всех людей как представителей специфического вида homosapiens Это поня тие охватывает именно всех мужчин и женщин, стариков и детей, чернокожих, желтокожих и белых указывает на качественные отли чия людей от животных обладание сознанием, речью, совместный труд и, но ничего не говорит о социально обусловленных разли чиях между самими людьми. Когда употребляется понятие личность, то имеются виду социальные качества и особенности индивида, которые формируют ся, развиваются и реализуются только совместной деятельности и общении с другими людьми, во взаимодействиях с социальными ин ститутами, организациями, культурой, такие, например, как достоин ство, мужество, доброта или трусость, подозрительность, зависть и. Социальный статус и социальная роль являются очень важ ными социальными характеристиками, с которыми связаны и кото рых воплощаются все социальные качества личности, охарактеризо ванные предыдущей главе учебного пособия. Различают две основные формы социализации направлен ная и ненаправленная Ненаправленная социализация это стихий ное, как бы автоматическое формирование определенных социаль ных качеств процессе и результате пребывания индивида непосредственном социальном окружении кругу семьи, сверстников, сослуживцев, на стадионе во время футбольного матча, на Комаровском рынке и. Следует заметить о внешней стороне изучения данного определения социологии, отнюдь не подразумевающего поверхностный характер, основываясь на теории и социологических исследованиях. В центре эмпирических социологических исследований находятся само накопление, сбор фактического материала указанной области на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения. Социология выполняет многообразные функции, которых проявляются ее предназначение и роль В наиболее общем виде их можно подразделить на основные теоретикопознавательную, практическую, политическую и идейновоспитательную Однако разграничение этих функций не должно быть излишне жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие. Заключительная часть социологического исследования это оформление результатов исследования Важнейшим документом исследования является отчет, который имеет как теоретическое, так и практическое значение. Аквинский лучшим типом государственного правления считал монархию, поскольку она является моделью мира, которым правит. Немаловажным является и тот факт, что именно середине ХIХ формировался статус науки ее современном понимании как производительной силы Поэтому среди других наук об обществе тот период именно социология с ее универсальным и методологическим, прикладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо. Однако существует мнение, что первенство Конта во многом формальное и ограничивается лишь созданием термина этом случае действительными создателями социологии считают Т Гоббса, Ш Монтескье, Дж Локка или социалистов СенСимона, Фурье, Оуэна. Положительный вклад О Конта развитие социологии заключается прежде всего его убеждении, что ни одна отдельная общественная наука не может дать определенного знания об обществе целом, поскольку каждая из них рассматривает социальные явления их обособленности, а не взаимосвязи кроме того, вклад О Конта развитие социологии связан с его попытками определить ее предмет и метод.

Дюркгейм провел глубокое исследование самоубийства Он выделил четыре типа самоубийства. Многие социологи считали социальное взаимодействие исходной клеточкой исследования общества Маркс, Бухарин В западной социологии К Янг и Л Фримен рассматривали теорию социального взаимодействия как центральную социологии, так как с самого рождения человек является частью определенных взаимодействий обществе. Категория социального взаимодействия на современном этапе развития социологии является фундаментальной, заменить ее другой категорией не представляется возможным. Социальные роли определены обществе формально законы, правовые акты и неформально нормы поведения, которые приняты обществе. Важной формой социального взаимодействия являются социальные институты Категория социальных институтов была подробно разработана Б Малиновским и А РадклиффБрауном деятельность людей осуществляется определенными группами и выполняется по определенным моральным и правовым правилам Эти приспособления и носят название института. Разные социологи рассматривали социальные группы, Р Мертон выделял три важных признака социальной группы. Одним из важных элементов социальной структуры общества является социальная группа Важное значение имеет социальнотерриториальная группа, представляющая собой объединение людей, которое обладает единством отношений к определенной освоенной ими территории Примером таких общностей могут быть город, село, а некоторых аспектах отдельный район города или государства В этих группах существует взаимосвязь их с окружающей средой. Важной функцией этой общности является социальнодемографическое воспроизводство населения Оно обеспечивает удовлетворение потребностей людей через обмен определенными видами деятельности человека Важным условием воспроизводства является самодостаточность элементов искусственной и природой среды. С точки зрения Гумилева, есть такие формы общностей, как конвиксия люди, объединенные жизненными условиями семья, и консорция люди, объединенные общими интересами партия Мы видим, что Гумилев говорил о принятых социологии определениях социальных общностей и организаций.

Воплощением бюрократии позитивном смысле является государственный аппарат управления Позитивная бюрократия являет собой высшую точку длительного исторического пути, по которому двигалась европейская цивилизация На этом пути она отбросила другие типы социального устройства, предпочтя им бюрократическое. Таким образом, культура формирует личности членов общества, и этим значительной степени регулирует их поведение. Россия с ее огромным количеством народов впитала себя разные религиозные, нормативноценностные, культурные образцы Формируются разные типы людей со своим специфическим мышлением, ценностными ориентациями. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе и регрессе. Личность устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития социализации и включения людей систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Масса это коллективное поведение людей Причем между членами массы почти нет взаимодействия они физически отдалены друг от друга, массе нет никакой структуры, индивиды анонимны Формы массового поведения выстраиваются из индивидуальных линий деятельности Эта деятельность выступает форме различных выборов и предпочтений В современных условиях массовое поведение вышло на первые позиции Это обусловлено факторами миграцией, влиянием телевидения и средств массовой информации, различных авторов В массовом поведении у каждого свои цели один старается опередить другого, каждый думает лишь о себе Характер массового поведения зависит от места, времени и повода образования, состав масс неустойчив Есть два типа массового поведения.

Прочность пирамиды обеспечивает такой слой обществе, как средний класс Еще Аристотель говорил, что благополучным является то государство, котором люди обладают средней собственностью К этому классу относят предпринимателей, фермеров, рабочих высокой квалификации Важно, что формирование среднего слоя обществе определяет судьбу самого общества, его стабильность Ведь средний класс это не только социальная основа рыночной экономики, но и гарант политического консенсуса и гражданского мира. Аппарат чиновников регулировал отношения между сословиями, чем и выражалась его повинность Сословная система была неотъемлема от государственной Можно определить сословия как социальногрупповые отношения, различающиеся объемом прав и обязанностей по отношению к государству. Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования Осмысление реалий социальной стратификации проще всего начать с определения места отдельного человека среди других людей Любой человек занимает обществе много позиций Эти позиции далеко не всегда можно ранжировать по их значимости. Структура и функции нижнего слоя, замыкающего основную, социализированную часть общества, представляются наименее ясными Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социальноэкономическим условиям переходного периода В основном этот слой состоит либо из пожилых, малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы. Следует отметить, что термин социальная мобильность не пользовался популярностью у отечественных социологов советского периода Советские авторы считали неудобным использование терминологии, предлагаемой антикоммунистом П А Сорокиным, которого свое время подверг разгромной критике В И Ленин.

Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части или элементы. Под революционными понимаются относительно быстрые, всесторонние, коренные изменения общества Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния другое Марксисты считали, что революции это прогрессивное и закономерное явление истории, то время как большинство ученых видят социальной революции аномалию, отклонение от естественного хода истории. Результатом процесса социального развития являются новые количественные и качественные составляющие социального объекта, что может выражаться повышении понижении уровня его организации, изменении места общественной эволюции. Общая совокупность социальных изменений историческом масштабе от первобытного общества к современным может быть охарактеризована как прогрессивное развитие Хотя, конечно, очень трудно найти какуюто универсальную теоретическую, научную формулу такого развития. Социологи, занимающиеся проблемами развития передовых индустриальных обществ, определили два процесса глобализации, а их коллеги, изучающие третий мир, установили существование третьего.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru