Понятие социального партнерства в сфере труда

Урегулированные нормами трудового законодательства взаимоотношения между субъектами социального партнерства работниками их представителями, работодателями их представителями, органами государственной власти, органами местного самоуправления становятся правоотношениями социального партнерства. Также участниками отношений по социальному партнерству выступают органы государственной власти точнее исполнительной власти и органы местного самоуправления также исполнительные. Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей установление минимальных социальнотрудовых гарантий, предоставляя все больший простор для регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на основе социального партнерства В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечения согласования их интересов сфере труда. Среди принципов правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений также названо социальное партнерство см ст.

В целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально учитывать социальные интересы работников Взаимодействие социальных партнеров по подготовке и выполнению комплекса антикризисных мер сфере социальнотрудовых отношений осуществляется соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями Более тесное взаимодействие социальных партнеров необходимо на всех уровнях регулирования социальнотрудовых отношений на федеральном, региональном и территориальном. Целью исследования является раскрыть общие положения социального партнерства сфере труда Российской Федерации. В самом общем виде социальное партнерство сфере труда понимается как система взаимодействия основных агентов рынка труда, позволяющая наиболее эффективно учитывать основные интересы работников и их представителей, работодателей и их представителей и государства при регулировании социальнотрудовых отношений. Сегодня социальное партнерство выступает как способ согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов социальнотрудовой сфере. Двусторонняя модель социального партнерства возникает на уровне организации. Социальное партнерство становится трехсторонним, когда нужно согласовать интересы работников и работодателей на территориальном, региональном, отраслевом и общенациональном уровнях Третьим участником рассматриваемых отношений выступает государство лице соответствующих органов.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений, деятельность которых осуществляется соответствии с законами субъектов Российской Федерации. На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений, деятельность которых осуществляется соответствии с законами субъектов Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. Дальнейшее развитие социальнопартнерские отношения получили Законе Российской Федерации О коллективных договорах и соглашениях от 11 марта 1992 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября. Закон различает участников и стороны социального партнерства Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели лице уполномоченных установленном порядке представителей. Коллективные переговоры вправе начать любая из сторон Представители стороны, получившие уведомление письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить переговоры течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

Его роль и значение регулировании трудовых отношений неоднократно менялись зависимости от изменений экономических и социальных условий Становление и развитие рынка труда современной России и новых по своему характеру общественных связей кооперации труда обусловили очередное изменение содержания и сущности коллективного договора Он становится основной разновидностью социальнопартнерского регулирования трудовых отношений непосредственно организациях. При реорганизации слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании организации коллективный договор сохраняет свое действие течение всего срока реорганизации. При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех. При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие течение всего срока проведения ликвидации.

Особые правила установлены для приватизируемых предприятий Открытые акционерные общества, созданные процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, которые содержатся коллективных договорах, действовавших до приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий По истечении трех месяцев со дня государственной регистрации открытого акционерного общества, созданного процессе приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, его работники представители работников, совет директоров наблюдательный совет или исполнительный орган открытого акционерного общества могут предложить пересмотреть положения действующего коллективного договора или заключить новый коллективный договор. Социальнопартнерское соглашение это правовой акт социального партнерства, устанавливающий общие принципы регулирование труда, заключенный между представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях.

Как и коллективный договор, соглашение является правовой формой социального партнерства Однако сфера и характер его применения отличаются от коллективного договора Коллективный договор регулирует отношения работников и работодателей на уровне предприятия организации, соглашение регулирует социальнопартнерские отношения на более высоком уровне Как и коллективный договор, соглашения занимают по отношению к трудовому законодательству подчиненное место, так как условия соглашений не могут противоречить трудовому законодательству и ухудшать по сравнению с ним положение работников, иначе они недействительны Более того, призваны повышать их социальные гарантии, условия труда и быта. Соглашения федерального уровня устанавливают общие принципы регулирования социальнотрудовых отношений на всей территории России Они могут заключаться на дватри года. Соглашения регионального уровня устанавливают общие начала регулирования социальнотрудовых отношений, нормы оплаты труда и другие условия пределах субъекта Федерации. Отраслевые тарифные соглашения заключаются отраслевыми советом профсоюза и объединениями работодателей по направлениям социальноэкономического развития отрасли, социальным гарантиям, условиям и оплате труда конкретной отрасли, поэтому распространяется только на конкретную отрасль. Заключение коллективных договоров и соглашений важный элемент социального партнерства.

Капитал активно идет на социальное партнерство когда возникает угроза интересам капитала и существованию рыночнокапиталистической системы, например, социальная напряженность грозит перерасти социальный взрыв рабочие бастуют и уже готовы взять власть свои руки. Вопервых, социальное партнерство это идеология сотруд ничества рабочего класса с классом собственников, когда рабо чий класс не посягает на основы существующего строя, а пыта ется путем реформ и переговоров существенно улучшить свое положение. Соглашение занимает по отношению к трудовому законодательству подчиненное положение, должно ему соответствовать и не противоречить Само название соглашение указывает на то, что это определенный вид договора с определенным кругом его участников, их интересами и целями Эти соглашения расширяют договорный централизованный метод регулирования отношений сфере труда. Органами а не сторонами социального партнерства являются комиссии по урегулированию социальнотрудовых отношений. Отраслевые трехсторонние комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на региональном уровне.

Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокол разногласий Подписание протокола разногласий является началом коллективного трудового спора В коллективных переговорах о заключении социальнопартнерских соглашений могут быть участниками представители не только работников профсоюзов и работодателей их ассоциаций, но и соответствующих органов исполнительной власти Последние также представляют третью сторону переговоров Основная их роль посредническая помочь сторонам достичь соглашения интересах и других. Целью как коллективного договора, так и соглашений является установление такою договорного регулирования социальнотрудовых отношений при согласовании интересов сторон, чтобы оно было выше по уровню, чем предусмотрено законодательством. От сторон коллективного договора надо отличать лиц, которые указаны договоре как конкретные исполнители определенных обязательств сторон Их принято называть субъектамиисполнителями коллективного договора. Если со стороны работников выступают несколько представителей, то они течение пяти календарных дней формируют единый представительный орган для заключения единого договора Инициатором заключения и изменения коллективного договора вправе выступать любая его сторона, но решение об этом принимает трудовой коллектив, профсоюзный орган.

Если представительном органе возникают разногласия или такой орган не создан, то общее собрание конференция может принять наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручить органу, разработавшему проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждении общим собранием коллективный договор от имени всех работников Если участвуют разные профсоюзы и не достигают согласия, каждый может от имени приставляемых им работников предложить заключить приложение к единому коллективному договору. Условия договора, ухудшающие условия труда по сравнению с законодательством, считаются недействительными.

Порядок заключения коллективного договора установлен законом Коллективный договор заключается любых организациях и у индивидуальных предпринимателей Решение о необходимости заключения коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общее собрание конференция работников организации Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет и вступает силу с момента его подписаниия сторонами или со дня, установленного договоре Стороны могут продлить его действие на срок не более трех лет По окончании срока он продолжает действовать до Момента заключения нового договора или изменения, дополнения сторонами действующего Свое действие коллективный договор сохраняет и случае изменения состава, структуры, наименования, органа управления организации, увольнения ее руководителя При реорганизации предприятия коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации, а затем по инициативе одной из сторон может быть пересмотрен. Виды социальнопартнерских соглашений зависимости от уровня и их содержания. Содержание и структуру соглашений определяют стороны лице их представителей, которые свободны выборе круга вопросов для обсуждения и включения соглашение Проект соглашения разрабатывается ходе коллективных переговоров о. Значение социальнопартнерских соглашений для работников том, что они направлены.

Становление отношений социального партнерства условиях современной российской действительности является их формирование условиях отказа государства от централизации регулирования трудовых отношений Ослабление вмешательства государства трудовые отношения существенно повышает роль локального регулирования, рамках которого договорные формы установления прав и обязанностей участников процесса труда имеют определяющее значение. Принцип равноправия сторон обеспечивается прежде всего гарантиями независимости представителей работников и представителей работодателей друг от друга. Принцип содействия государства укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе говорит о том, что государство не может диктовать свою волю сторонам, а должно быть одной из равноправных сторон социального партнерства и содействовать его демократическому развитию Государство не может издавать законы и иные нормативные правовые акты, нарушающие права сторон социального партнерства. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений один из способов, обеспечивающих развитие отношений социального партнерства При надлежащей организации контрольной деятельности обеспечиваются наличие и постоянное обновление оперативной информации о ходе развития взаимоотношений между представителями работников и работодателей, о соблюдении трудовых прав работников Без осуществления постоянного контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений невозможно обеспечить их выполнение.

Не менее значимо проведение консультаций переговоров по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, том числе обеспечения гарантий трудовых прав работников Консультации могут проводиться как процессе реализации обязательств социального партнерства, так и вне процедуры осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашений 8 В частности, проведение взаимных консультаций возможно процессе учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя случаях, предусмотренных законом Консультации проводятся как путем прямого взаимодействия сторон социального партнерства, так и процессе деятельности специальных формализованных органов социального партнерства Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно. Социальное партнерство система взаимоотношений между работниками их представителями, работодателями их представителями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей. Направлять работодателю предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению кол договора от имени всех работников вправе. Контроль над выполнением кол договора работодатель и профсоюзный комитет осуществляет постоянно.

Гражданскоправовой договор имеет принципиальные отличия от трудового договора. Как известно, трудовое право относится к группе отраслей частного права, причем одной из основных особенностей трудового права является то, что отношения строятся на двух уровнях индивидуальном и коллективном И соответственно, правоотношения между субъектами строятся не только на основании индивидуальных соглашений, но и на основании соглашений, оформляемых коллективно, а также на основании иных форм коллективного взаимодействия Все многообразие взаимоотношений между работниками и работодателями на различных уровнях по поводу согласования взаимных интересов получило название социального партнерства сфере труда. Принцип равноправия сторон означает предоставление сторонам социального партнерства равных прав для вступления коллективные переговоры, обсуждения вопросов регулирования социальнотрудовых отношений Стороны несут и равную ответственность за невыполнение принятых на себя обязательств и достигнутых договоренностей. Вступая переговоры, стороны должны признавать и учитывать наличие определенных интересов, удовлетворение которых и есть во многом побудительная причина для развития системы социального партнерства.

Стороны социального партнерства должны обладать определенными полномочиями переговорном процессе Сторона социального партнерства, вступившая социальный диалог без соответствующих полномочий, заведомо обречена на неудачу достигнутые ею договоренности не могут быть исполнены, так как нет никаких гарантий того, что подобный неполномочный представитель действительно выражает волю или интересы работников либо работодателей. Обязательства, принимаемые сторонами, должны быть добровольными, так как сотрудничество невозможно, если одна из сторон принимает решение под давлением или принуждением. Обязательства, принимаемые сторонами, должны быть реальными, противном случае их реализация на практике будет невозможной, а переговорный процесс фикцией. Очень важным является право сторон требовать для осуществления указанного контроля необходимую для этого информацию. Однородность социальнотрудовых проблем, возникающих отраслях, позволяет выделить не только отраслевой уровень социального партнерства, но и межрегиональный, которым устанавливаются основы регулирования труда двух и более субъектах Федерации1.

В том случае, когда два и более субъекта Российской Федерации имеют сходные проблемы, когда работники трудятся одном регионе, а проживают другом и пр социальнопартнерские акты могут приниматься двумя и более субъектами Российской Федерации В качестве примера таких актов могут быть приведены соглашения между Москвой и Московской областью о медицинском страховании жителей Московской области, работающих организациях Москвы. Заключаемое территориальное соглашение регулирует условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административнотерриториального образования. Индивидуальные трудовые споры рассматривают комиссии по трудовым спорам и суды. Иными словами, комиссию по рассмотрению трудовых споров можно рассматривать как своего рода разновидность органа социального партнерства Ее целью являются не только несудебное урегулирование спора, но и поиск компромисса. При разрешении спора суде его урегулировании, том числе и выработке условий мирового соглашения между сторонами, могут участвовать надлежащие уполномоченные представители работодателя и работников1. Профсоюзы вправе участвовать выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации.

Профсоюзы организуют и проводят оздоровительные мероприятия для своих членов и их семей Размеры средств определяются органом управления правлением Фонда социального страхования по представлению соответствующих профсоюзов. В настоящее время российском трудовом праве создана необходимая правовая база, позволяющая реально воплощать жизнь идеи социального партнерства Оно строится на обоюдной заинтересованности сторон социального партнерства работников и работодателей лице их представителей повышении эффективности производства, создании безопасных и здоровых условий труда, повышении социальной защищенности работников Как свидетельствует международный опыт, многие вопросы общественной жизни решаются быстрее, если стороны изначально ориентируются на сотрудничество, а не на конфронтацию. В данной брошюре сделана попытка осветить вопросы, характеризующие такой институт трудового права как социальное партнерство, указать, для каких целей создается социальное партнерство, раскрыть данное понятие, а также ряд других вопросов, посвященных вышеназванному институту. Система социального партнерства подразделяется на определенные уровни, среди которых выделяются. В том случае, если между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора возникли разногласия, то стороны течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

В том случае, если законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание о том, что коллективном договоре должны содержаться определенные нормативные положения, последние включаются коллективный договор обязательном порядке. Трудовой кодекс предусматривает возможность заключения коллективного договора как организации целом, так и ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. Если коллективный договор заключается филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации, то представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем. Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Цель контрольной работы изучение правового регулирования социального партнерства сфере труда Задачи работы. Изучить понятие, принципы, цели и формы социального партнерства сфере труда. Основными принципами социального партнерства являются равноправие сторон, содействие государства, соблюдение сторонами трудового законодательства, добровольность, обязательность выполнения договоров и соглашений, ответственность сторон за невыполнение договоров и соглашений ст 24 Трудового кодекса.

Вопервых, коллективный договор является одной из разновидностей локальных нормативных правовых актов, актов социального партнерства, содержащих общеобязательные правила поведения, установленные сторонами для самих себя рамках их компетенции. Итак, содержание коллективного договора составляют нормативные, обязательственные, информационные и организационные условия Нормативные условия это локальные трудоправовые нормы, установленные сторонами коллективного договора и распространяющие свое действие на работников организации филиала, представительства или индивидуального предпринимателя В рыночных условиях хозяйствования нормативные условия коллективного договора приобретают все большее значение, поскольку они позволяют урегулировать социальнотрудовые отношения работодателя и работников с учетом финансовоэкономического положения организации, ее целей и задач. Статья 30 Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями. Первичные профсоюзные организации и их органы представляют социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией. Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий. Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей, установление минимальных социальнотрудовых стандартов, предоставляя все больший простор для коллективнодоговорного и индивидуальнодоговорного регулирования трудовых отношений. Государство как таковое не является субъектом участником отношений по социальному партнерству Оно как властная структура устанавливает правила поведения сторон и участников социального партнерства путем принятия соответствующих законов С целью проведения государственной политики социальном партнерстве выделяются представители от органов исполнительной власти. Стороны социального партнерства работники и работодате ли не могут действовать иначе, чем через своих представителей В связи с этим законодатель включил содержание Кодекса специ альную главу, определяющую круг представителей сторон и их пра вовое положение.

Руководитель организации от имени работодателя имеет право принимать решения, подписывать коллективный договор Это не исключает возможности делегирования им части полномочий дру гим лицам, привлечения к участию коллективных переговорах специалистов, руководителей структурных подразделений и Эти лица ведут коллективные переговоры, представляя интересы рабо тодателя, но не принимают окончательных решений и не подписы вают коллективный договор. При участии механизме социального партнерства на федераль ном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работо дателей представляют соответствующие объединения. Объединения работодателей осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, политических партий и движений, других общественных организаций объединений. На практике интересы государственных учреждений обычно пред ставляет государственный орган отраслевого управления мини стерство.

В соответствии с Законом о профсоюзах это органы, образованные соответствии с уставом профсоюза, объединения ассоциации профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации ст 3 Органом профессионального союза может быть и профсоюзный представитель доверенное лицо профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения ассоциации профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения ассоциации профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа. Органы государственной власти и органы местного самоуправ ления участвуют создании и деятельности постоянно действую щих органов социального партнерства, подготовке проектов и заключении соглашений различного уровня Их участие системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества целом, координировать развитие коллектив нодоговорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях. Основным назначением социального партнерства является создание и применение трудовых норм, регламентация труда На это указывают специалисты различных областей знания85. Таким образом, отношения между социальными партнерами, система которых названа законодателем социальным партнерством, гораздо многообразнее, чем их участие установлении трудовых норм.

Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем работодателями, представителями работодателей, так и трехстороннее взаимодействие с участием органа государственной власти или органа местного самоуправления Этот вывод вытекает из анализа конкретных форм социального партнерства. Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий комитетов, участвуют заключении соглашений на соответствующих уровнях и. Положения о принципах социального партнерства базируются на международноправовых нормах о труде и сложившихся традициях ведения коллективных переговоров, участия иных формах социального партнерства. Одним из принципов социального партнерства названо содействие государства укреплении и развитии сотрудничества сторон. Роль государства развитии системы социального партнерства весьма значительна Органы исполнительной власти участвуют деятельности трехсторонних комиссий, важные политические и правовые решения принимаются с учетом мнения социальных партнеров, представителям работников и работодателей оказывается содействие поиске компромисса и взаимоприемлемых решений.

Представители сторон должны быть готовы к тому, чтобы подтвердить свои полномочия, представив соответствующие документы Так, представители работников могут сослаться на устав профсоюза, положение о первичной профсоюзной организации, протокол об избрании органа первичной профсоюзной организации профсоюза, заявления работников, не являющихся членами профессионального союза, уполномочивших выборный профсоюзный орган на представительство своих интересов при ведении коллективных переговоров. Международная организация труда подчеркивает, что процедура ведения коллективных переговоров на добровольной основе исключительно важна и должна всемерно поощряться и поддер живаться89. Обязательность выполнения условий заключенных коллективных договоров и соглашений также выступает качестве одного из принципов социального партнерства Она обеспечивается как возможностью вступления коллективный спор и объявления забастовки, так и установлением ответственности за нарушение или невыполнение соглашения, коллективного договора ст. Посредством закрепления законодательстве права работников на защиту своих экономических и социальных интересов через заключение коллективных договоров и социальнопартнерских соглашений государство усиливает гарантии социальной занятости работников как участников трудовых отношений.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально трудовых отношений, деятельность которой осуществляется соответствии с федеральным законом Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношении являются представители общероссийских объединений профсоюзов, об акционерских объединений работодателей, Правительство. Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения. Представители работников социальном партнерстве Обязанность работодателя обеспечивать деятельность представителей работников. Профсоюз это добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое целях представительства и защиты их социальнотрудовых прав и интересов. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения ассоциации по отраслевому территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику принципу общероссийские, межрегиональные, территориальные. В своей деятельности профсоюзы руководствуются законодательством и принятыми ими самими уставами.

На региональном и территориальном уровнях могут образовывает комиссии, действующие на основе закона субъекта федерации или положений, разработанных представительными органами местного самоуправления. Однородность социальнотрудовых проблем, возникающих отраслях, позволяет выделить не только отраслевой уровень социального партнерства, но и межрегиональный, которым устанавливаются основы регулирования труда двух и более субъектах Федерации. Статья 15 Федерального закона О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности устанавливает, что отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями союзами, ассоциациями, органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений. В свою очередь, появление объединений сфере труда может быть ознаменовано началом активной реформации социальной и экономической системы и переходом к равному учету интересов сторон трудовых отношений, которые строятся на принципах сотрудничества и поиска социального компромисса по целому ряду ключевых вопросов.

Между тем государство может осуществлять государственную политику как опосредованно, через нормативное регулирование, установление правил и норм сфере труда, так и непосредственно через участие соответствующих отношениях государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Социальное партнерство предполагает сотрудничество между работодателями и работниками сторонами трудовых отношений, а также органами государственной власти и местного самоуправления. Главный интерес работодателя постоянное увеличение прибыли, которое достигается не только техническим усовершенствованием производственной базы, созданной на основе собственности работодателя, но и путем установления размеров оплаты труда работников ниже уровня, обеспечивающего достойные условия существования работника и членов его семьи Кроме того, работодатель стремится увеличить свою прибыль за счет экономии материальных затрат на осуществление мер по улучшению условий охраны труда работников. В числе сравнительно новых законодательных актов по вопросам социального партнерства следует иметь виду Закон города Москвы О социальном партнерстве городе Москве, принятый Московской городской Думой Закон опирается на установленные федеральных законах основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений.

Таким образом, суть правового понятия социального партнерства заключается законодательном определении такой системы взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, которая обеспечивает достижение согласия и сотрудничества между сторонами социального партнерства по вопросам регулирования трудовых и иных тесно связанных с ними отношений Социальное партнерство содействует пониманию и укреплению общей заинтересованности его сторон достижении высокой эффективности труда, обеспечивающей повышение жизненного уровня всего населения, снижению социальной напряженности обществе, предупреждению коллективных трудовых споров и забастовок. Все вышесказанное подходит гражданским служащим, муниципальным, военным работникам, органам внутренних дел, учреждениям и органов безопасности, и. Субъектами социального партнерства являются работники и работодатели В некоторых случаях сторонами социального партнерства являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, когда они выступают как работодатели.

Для того чтобы отстоять свои интересы работодатель при заключении коллективный переговоров или их проведении возлагаются на руководителя организации Работодатель, как индивидуальный предприниматель или другие уполномоченные лица разрешают вопросы соответствии с нормативноправовыми актами В случае проведения коллективных переговоров, изменений или заключений интересы работодателя может представлять объединение работодателей. Так же за соблюдением коллективных переговоров или соглашений представителей работодателей и за осуществлением их деятельности являются исполнительные органы и исполнительные органы субъектов Российской Федерации. Представители работников и работодателей имеют право проявить инициативу по проведению переговоров, заключению или изменению Представители должны вступить переговоры течении 7 дней со дня получения предложения Днем начала проведения коллективных переговоров является день, следующий за днем получения проведения коллективного переговоров указанного ответа Если лица представляют интересы работодателя или органы исполнительной власти финансирует работодатель, то к ведению переговоров они не допускаются.

Коллективный договор заключается соответствии сторонами договора Коллективный договор заключается на срок не более трех месяцев и вступает силу со дня подписания его сторонами либо со дня установленного договором Стороны имеют право продлевать срок, но не более, чем на 3 года Действие договора распространяется на всех работников организации Если организация изменяет сове название, то договор силу не теряет При смене формы собственности договор имеет силу еще 3 месяца При реорганизации возможно его продление При ликвидации договор сохраняет силу все время ликвидации. Соглашение правовой акт, регулирующий социальнотрудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом межотраслевом и территориальном уровнях социального партнерства пределах их компетенции. Соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними Если соглашение полностью или частично финансируются из соответствующих бюджетов, то заключаются при соответствующих органах власти Содержание соглашения определяется сторонами, него могут включаться взаимные требования. В допускается с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства 3 Сторонами трудового договора являются.

Дайте обоснованный ответь на следующий вопрос Может ли прокуратура запретить проведение забастовки, привлечь к ответственности забастовщиков, если забастовка незаконная. Социальное партнерство сравнительно молодо Как эффективное средство регулирования отношений между большими группами людей и слоями населения на Западе используется лишь последние десятилетия. С правовой точки зрения социальное партнерство это согласование действий всех сторон на определенной законодательной платформе, отражающей его существо, содержание и инструменты регулирования Правовое обеспечение социального партнерства организациях находится процессе становления Рассмотрим его характерные особенности. Развитие федерального законодательства, как общего, так и отраслевого, обозначившего правовое поле для социального партнерства организациях. Формирование правового механизма социального партнерства конкретном учреждении, разрабатывающем и принимающем локальные нормативные акты, нормативные договоры и соглашения, заключаемые на основе взаимных консультаций, переговоров и договоренностей между сторонами. Локальные нормативные акты это нормативные предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение, принятые на уровне конкретного учреждения или организации, содержащие нормы права, направленные на урегулирование определенных общественных отношений.

Наиболее распространены следующие локальные нормативные акты организаций устав, положение, правила, должностные инструкции и другое. Локальные нормативные акты, нормативные договоры и соглашения играют исключительно важную роль как инструменты правового регулирования социального партнерства организаций Они способствуют организации и управлению, создают условия для рационализации юридической деятельности и оптимизации процесса правового упорядочения организационных правоотношений. С точки зрения направленности социального партнерства следовало бы его понятие дополнить словами интересы государства, общества, так как они тоже заинтересованы стабильном экономическом и социальном развитии Согласованные интересы работников и работодателей не должны противоречить трудовому законодательству Социальное партнерство расширяет метод договорного диспозитивного регулирования труда, сочетая его с законодательным. Создание эффективного механизма улучшения обеспеченности предприятий квалифицированной рабочей силой путем опережающего обучения рабочих, высвобождаемых с неэффективных рабочих мест. Правом на ведение коллективных переговоров от имени работников и от имени работодателей наделены их представители, которые участвуют коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и вправе проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие уведомление письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить переговоры течение 7 календарных дней со дня получения уведомления. Работодатели, органы исполнительной власти обязаны вести переговоры по трудовым и социальноэкономическим вопросам, предлагаемым для рассмотрения профсоюзами, иными уполномоченными работниками представительными органами. При участии механизме социального партнерства на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работодателей представляют соответствующие объединения. Если единый представительный орган не создан течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников. Соглашения могут заключаться на уровне федерации, на уровне субъекта федерации, на территориальном уровне, на отраслевом или профессиональном уровне. Содержание отраслевого тарифного соглашения определяется отраслевой комиссией на основе предварительных консультаций между.

Несомненно, современной России произошли некоторые перемены области социального партнерства по сравнению с моделью советского времени и эти изменения можно назвать трансформированием формы социальнотрудовых отношений, а именно, изменились социальные субъекты, сложились новые институты, деятельность которых регулируется принятыми постсоветский период законами и правовыми нормами Однако между субъектами все равно сохраняются большинстве случаев традиционные отношения, и неформальные личные связи попрежнему остаются основным механизмом регулирования трудовых отношений, хотя существует перспектива большей их формализации связи с вымиранием старых, отлаженных связей. Ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению это реализация работниками лице их представителей и работодателями права на осуществление коллективнодоговорного регулирования, упорядочение трудовых отношений и установление условий труда рамках социального партнерства. При отсутствии организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании конференции работники результате тайного голосования могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Органами социального партнерства являются создаваемые на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений, ведению коллективных переговоров и подготовке проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений Комиссии формируются из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. Для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых межотраслевых соглашений и их заключения могут образовываться отраслевые комиссии как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта. На уровне организации создается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения. Коллективный договор правовой акт, регулирующий социальнотрудовые отношения организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем лице их представителей. Коллективный договор заключается на срок не более трех лет, и вступает силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором Стороны имеют право продлить его действие на срок не более трех. В зависимости от сферы регулируемых социальнотрудовых отношений могут заключаться генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое межотраслевое, территориальное и иные соглашения.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социальнотрудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации. Отраслевое межотраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли отраслей Отраслевое межотраслевое соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. В тех случаях, когда отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров. Лица, участвующие коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, имеют гарантии и компенсации Так, они освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев. К материальной ответственности привлекаются лица, виновные причинении организацииработодателю материального ущерба неисполнением или ненадлежащим исполнением коллективного договора, соглашения. Основными формами участия работников управлении организацией являются.

Представители работников также имеют право вносить по этим вопросам органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать заседаниях указанных органов при их рассмотрении. Написана моя первая электронная книга на продажу по теме Служебный обман Истории из жизни которой я рассказываю о нарушениях трудовых прав работников с рекомендациями, как и что может сделать работник той или иной ситуации для защиты собственных интересов. Для получения книги необходимо перевести 100 рублей на счет Яндекс Деньги 41001254282282 или через RBK Money на счет 971600081 указав свой Email, по которому она будет выслана. Если у вас нет электронного кошелька, платеж можно осуществить через платежный терминал. Социальное партнерство подчинено определенным принципам Принципы социального партнерства правила, которым должны следовать ходе своей деятельности стороны социального партнерства. Принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений основан на характеристике коллективного договора, соглашения как правовых актов, регулирующих социальнотрудовые отношения устанавливающих общие принципы регулирования социальнотрудовых отношений и связанных с ними экономических отношений Исполнение данного принципа обеспечивается установлением юридической ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения Российское трудовое право Текст Под ред А Д Зайкина М Норма, 2000.

Включение досудебной процедуры разрешения трудовых споров число форм социального партнерства объясняется новым порядком формирования органа досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров комиссии по трудовым спорам Последняя образуется из числа представителей работников и работодателя, что позволяет рассматривать ее как особую форму сотрудничества между работниками и работодателем Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации постатейный седьмое издание, переработанное и дополненное Под ред К Н Гусова М Проспект, 2008. Для обеспечения регулирования социальнотрудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки соответствующих проектов соглашений на федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальнотрудовых отношений Члены комиссии представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства.

Так, статья 1 Закона Москвы О социальном партнерстве определяет, что Московское трехстороннее соглашение правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социальнотрудовых и связанных с ними экономических отношений Москве как субъекте Российской Федерации, социальные нормативы и программы, нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы на территории города, взаимные обязательства, заключаемые правительством, объединением объединениями, ассоциациями профсоюзов, объединением объединениями, ассоциациями работодателей Москвы пределах их компетенции. Так, соответствии со статьей 1 Закона Москвы О социальном партнерстве Москве могут заключаться городские отраслевые межотраслевые соглашения правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли нескольких отраслей, профессий, заключаемые отраслевыми профсоюзами, профсоюзами, созданными по профессиональному признаку, объединениями ассоциациями работодателей, действующими Москве, и соответствующими отраслевыми органами исполнительной власти города Москвы.

Для того чтобы стороны социального партнерства смогли сесть за стол переговоров, работникам и их пре дставителям должна быть предоставлена информация об общих условиях приема на работу, перевода и увольнения, о структуре организации и системах управления, об аттестации рабочих мест, о возможностях профессионального обучения и перспективах продвижения по работе, об общих условиях труда, правилах и нормах по технике безопасности, о процедурах, установленных для рассмотрения жалоб и заявлений работников, о процедурах досудебного урегулирования трудовых споров как коллективных, так и индивидуальных, о социальнобытовых льготах и преимуществах для работников медицинское обслуживание, здравоохранение, столовые, жилищные условия, условия отдыха, условия для хранения сбережений и банковское обслуживание и, об общем положении организации и перспективах или планах ее дальнейшего развития. Так, Закон Московской области О социальном партнерстве Московской области качестве основных форм социального партнерства закрепляет. Необходимо отметить, что приведенный перечень подходов к определению сущности социального партнерства не является исчерпывающим. Таким образом, социальное партнерство является самостоятельным институтом трудового права.

Непрофсоюзные представители работников могут принимать участие системе социального партнерства лишь том случае, когда организации нет первичных профсоюзных организаций либо ни одна профсоюзная организация не объединяет более половины работников данного работодателя и ни одна из них не уполномочена представлять интересы всех работников. Решение вопросов о составе представительного органа, его наименовании, сроке полномочий отнесено к компетенции общего собрания конференции. Представительство работодателей, как и работников, регламентировано применительно к формам и уровням социального партнерства. Представителем работодателя юридического лица является его руководитель, единоличный исполнительный орган юридического лица Индивидуальный предприниматель действует без представителя либо через уполномоченное лицо. Уполномоченными могут быть и другие лица, указанные, как правило, учредительных документах но могут определяться и иных актах. Комиссии создаются на всех уровнях из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон В данной статье не предусматривается создания комиссии на межрегиональном уровне социального партнерства Однако, это не означает, что создание такой комиссии невозможно Государство поощряет проявления социального партнерства на любых уровнях.

На федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальнотрудовых отношений, деятельность которой осуществляется соответствии с Федеральным законом О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений 1 В нее входят представители федеральных органов государственной власти, представители общероссийских объединений профсоюзов, представители общероссийских объединений работодателей, которые составляют соответствующие стороны. Социальное партнерство сложная правовая и социальная категория Оно представляет собой, с одной стороны, систему взаимоотношений сотрудничества, диалога работников, работодателей и государства, с другой стороны принципы такого сотрудничества. А Ф Нуртдинова выделяет 5 основных функций коллективных договоров первая конкретизация правовых норм, содержащихся нормативных правовых актах, которые принимают органы государственной власти вторая установление дополнительных трудовых прав и гарантий для работников, закрепление социальных льгот и преимуществ третья установление льгот и преимуществ, не имеющих непосредственной связи с трудовыми отношениями четвертая осуществление первичного правового регулирования пятая восполнение пробелов праве.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социальнотрудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне Данное соглашение всегда является трехсторонним Особенности заключения данного соглашения устанавливаются Федеральным законом от 1 мая 1999 О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений. Соглашению как правовому акту социального партнерства присущи те же основные характеристики, которые присущи коллективному договору Соглашение также связывает обязательствами подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых оно заключено Работодатели и трудящиеся, связанные соглашением, не должны включать коллективные и индивидуальные трудовые договоры условия, противоречащие положениям соглашения Исключения составляют ситуации, когда положения коллективных или индивидуальных трудовых договоров содержат правила, более благоприятные для работников, чем правила, установленные соглашении При этом положения коллективных и индивидуальных трудовых договоров, противоречащие соглашению и ухудшающие положение работников, считаются недействительными и заменяются автоматически положениями соглашения. Социальное партнерство сложное общественное явление, понимание которого разных аспектах общественнополитиче ском, экономическом, правовом и др приводит к формулирова нию его различных понятий.

Правовое положение каждого из них отличается принадлежа щими им сфере социального партнерства правами и лежащими на них обязанностями. Кроме того, на практике социальное партнерство осуществля ется и других формах, определяемых его сторонами и их пред ставителями. Комиссии не находятся отношениях соподчинения Каждая из них решает свои задачи на своем уровне От уровня органа со циального партнерства значительной степени зависит его со став На общероссийском, региональном, территориальном уров нях создаются трехсторонние комиссии из представителей сторон и соответствующего государственного или муниципального орга на На отраслевом межотраслевом уровне при необходимости также создаются трехсторонние комиссии из представителей сто рон и государственного муниципального органа либо двусторон ние комиссии только из представителей сторон. Каждый достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудо вую профессиональную деятельность имеет право по своему вы бору создавать профсоюзы для защиты своих интересов и выхо дить из профсоюзов 3 Это право реализуется свободно, без пред варительного разрешения. Все профсоюзы наделяются равными правами 3 и независимы своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений сою зов, ассоциаций, политических партий и других общественных объединений, им неподотчетны и неподконтрольны. В своей деятельности профсоюзы руководствуются законода тельством и принятыми ими самими уставами.

Объект социального партнерства складывающиеся обществе социальнотрудовые отношения, процесс принятия и реализации согласованной социальноэкономической политики, реальное положение различных групп и слоев общества, качество трудовой жизни Предмет широкий круг вопросов размер и механизмы оплаты труда воспроиз водство трудовых ресурсов защита трудовых прав граждан условия и охрана труда, экологическая безопасность продолжительность рабочего времени и времени отдыха занятость, переобучение, условия высво бождения работников защита социально уязвимых слоев трудоспособ ного населения и других категорий граждан организация взаимоотноше ний между представителями нанимателей и трудящихся. Другие авторы предпосылками формирования социального партнер ства считают необходимость отбора и обоснования ряда принципов 15 качестве таковых они рассматривают. Таблица 1 2 1 Принципы социального партнерства законодательстве Беларуси и России. Это основные формы социального партнерства Наряду с ними стороны могут использовать иные способы взаимодействия, координации своих действий Например, создание на паритетных началах органов координационные комитеты по занятости, совместное участие управлении внебюджетными фондами.

Трудовое правоотношение это добровольная юридическая связь работника с работодателем, по которой работник обязан лично выполнять регулярно оговоренную трудовую функцию общем трудовом процессе производства работать по определенной специальности, квалификации, должности, подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка данного производства, а работодатель обязан своевременно и систематически оплачивать его труд по реальному вкладу и создавать условия труда не ниже предусмотренных законодательством, трудовым и коллективными договорами, соглашениями. Участники характер конкретных участников соглашений определяется уровнем регулируемых отношений. Впервые понятие социального партнерства законе дал Трудовой кодекс Российской Федерации 2001 статье. Представителями работников социальном партнерстве сфере труда являются профсоюзы Интересы работников конкретной организации представляют первичные профсоюзные организации, а интересы работников при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социальнотрудовых отношений соответственно профсоюзные объединения. Все затраты, связанные с участием коллективных переговорах, компенсируются порядке, установленном трудовым законодательством Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров осуществляется комиссией по трудовым спорам, образуемой по инициативе работников представительного органа работников и или работодателя организации, индивидуального предпринимателя из равного числа представителей работников и работодателя. Отменить распоряжение директора завода Искра о выдаче заработной платы слесаря Кузнецова его жене. Социальное партнерство это необходимый элемент становления правового государства без конфронтации. Понятие, основные принципы и стороны социального партнерства сфере труда. Понятие, основные принципы и стороны социального партнерства сфере труда. В социальнопартнерском порядке могут регулироваться также отношения по добровольному социальному страхованию профсоюзному контролю за соблюдением прав работников внесудебным процедурам урегулирования трудовых споров. Правовые механизмы и процедура осуществления форм социального партнерства. Трудовое право практикум учебное пособие ред В Л Гейхман, И К Дмитриева 2е изд М Юрайт Анисимов В Макеев В Правовая база социального компромисса Человек и труд 2010 Вып. Система социального партнерства история, современность и перспектива Право и государство Научно практический и информационно аналитический ежемесячный журнал М, 2010 4 64 С 133 Соловьев А В Социальное партнерство Комментарий к разделу II Трудового кодекса Российской Федерации _ М АльфаПресс Трудовое и социальное право зарубежных стран основные институты Под ред Э Б Френкеля.

Партнер от французского слова партия участник совместной деятельности Следовательно, смысловое значение словосочетания социальное партнерство применительно к сфере регулирования социальнотрудовых отношений общем плане это совместная деятельность правительства, предпринимателей и профсоюзов, направленная на согласование интересов и решение проблем, прежде всего, социальной и производственной деятельности людей. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что степень развитости социального партнерства зависит от ряда факторов. Нормальное функционирование системы социального партнерства обеспечивается равноправием и равноценностью сторон Неравноправие ведет к превосходству одних над другими, к диктату сильного и последующему игнорированию слабого партнера В итоге вместо социального мира конфронтация Поэтому баланс интересов могут обеспечить только равноправные стороны Не менее важное значение для нормальных отношений сторон имеет их равноценность Если равноправие обеспечивается нормативными актами, то равноценность во многом зависит от самих партнеров, от их личных качеств, профессиональной подготовки, знаний, умений и навыков. Партнеры на переговорах и ходе консультаций должны быть равной степени компетентными Отсюда первоочередная задача формирование профессиональнокомпетентных органов и всех других институтов социального партнерства. Большое значение организации социального партнерства Украине имеет изучение и обобщение зарубежного и первого отечественного опыта этой сфере.

Третье противоречие работе профсоюзов обусловленно их борьбой за улучшение условий жизни, соответствии с которой к коллективным соглашениям включаются пункты о техникотехнологическом перевооружении производства, уменьшении сферы использования ручной работы и. Еще одно противоречие состоит том, что, содействуя участию трудящихся управлении производством, создавая своей деятельностью предпосылки формирования стабильных механизмов согласования интересов и предотвращения конфликтов, профсоюзы невольно ослабляют свою роль современном производстве. Чтобы увеличить свои силы во время трудовых конфликтов, профсоюзы сотрудничают друг с другом. Профсоюзы как сторона системе социального партнерства призваны выражать и защищать интересы работников на производстве и вне его Помимо этой важнейшей роли профсоюзы также играют роль индикатора общественного мнения, субъекта управления на рынке труда, одного из участников управления производством. Например, если все работники по их собственным оценкам имеют достаточно хорошие условия труда, то конфликт между ними не возникает если же при равных результатах труда заработная плата одной из групп работников значительно повысилась без достаточных на то оснований, то возможен конфликт Объектом и предметом конфликта производственных условиях могут быть не только заработная плата, но условия и содержание труда, норма выработки и. Есипова Н И Экономика труда и социальнотрудовые отношения Учебное пособие К Кондор, 2003.

Богиня Д П Грішнова О А Основи економіки праці Навчальний посібник 2ге вид стер К ЗнанняПрес, 2001. Буряк П Ю Карпінська Б А Григорєва М І Економіка праці і соціальнотрудові відносини Навчальний посібник К Центр навчальної літератури, 2004. Для обеспечения регулирования социальнотрудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений, деятельность которых осуществляется соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

В целях согласования интересов работников их представителей, работодателей их представителей и государства по вопросам регулирования социальнотрудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социальнотрудовых отношений случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, соответствующих профсоюзов объединений профсоюзов и объединений работодателей разработке и или обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социальноэкономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления сфере труда порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.

Решения соответствующих комиссий по регулированию социальнотрудовых отношений или мнения их сторон заключения соответствующих профсоюзов объединений профсоюзов и объединений работодателей по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты. Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора далее единый представительный орган Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства зависимости от численности членов профсоюза При этом его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган Единый представительный орган имеет право направить работодателю его представителю предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников. Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю его представителю предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа. Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Представители сторон, уклоняющиеся от участия коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу размере и порядке, которые установлены федеральным законом. Лица, виновные непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу размере и порядке, которые установлены федеральным законом. Таким образом, западная система гибко приспособилась к изменяющимся условиям сфере трудовых отношений с помощью различных форм и механизмов их регулирования и нового идеологического обоснования роли и значения коллективных договоров. Система общественного партнерства это более действенный метод заслуги и поддержания рационального баланса интересов работодателей и работников. Прежде всего это нормы Конвенции 87 О свободе ассоциации и защите права на организацию 1948, предусматривающей возможность создания союзов и ассоциаций для представительства и защиты своих интересов как работниками, так и работодателями Конвенции 144 О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм, предполагающие трехстороннее сотрудничество между представителями правительства, предпринимателей и трудящихся Рекомендации 129 О связях на предприятии 1967 и.

Именно силу этого необходимо законодательное закрепление некоторых ограничений, применяемых к данным категориям работников при реализации ими прав на участие различных формах социального партнерства. Закон Москвы от 22 октября 1997 года 44 О социальном партнерстве Ведомости Московской городской Думы 1998 1. Кирилловых А А Проблемы правового статуса объединений работодателей системе некоммерческих организаций Законодательство и экономика. Коллектив организации независимо от ее организационнопра вовой формы решает вопрос о необходимости заключения с рабо тодателем коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект Данное положение детализировано Законе О кол лективных договорах и соглашениях. Систему социального партнерства составляют пять следую щих уровней ст 26 Кодекса. Работники, не являющиеся членами во уполномочить профсоюзный орган и и интересы во взаимоотношениях дл деятельности. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федераль ном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации. Система взаимоотношений между сторонами социального партнерства реализуется разнообразных формах с помощью различных органов Она включает следующие уровни.

Согласно ст 2 указанного Закона профсоюз добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое целях представительства и защиты их социальнотрудовых прав и интересов. Проекты законодательных актов, затрагивающих социальнотрудовые права работников, рассматриваются органами государственной власти и местного самоуправления с учетом предложений и мнения соответствующих профсоюзов Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов. Участники переговоров свободны выборе вопросов регулирования социальнотрудовых отношений Существуют определенные различия порядке ведения переговоров о заключении коллективного договора и соглашений. При наличии организации нескольких первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, по разработке единого проекта коллективного договора и его заключения Формирование такого единого представительного органа происходит на основе принципа пропорционального представительства зависимости от численности членов профсоюза каждой первичной профсоюзной организации.

Если ни одна первичная профсоюзная организация не объединяет более половины работников, то по решению общего собрания конференции работников организации тайным голосованием определяется первичная профсоюзная организация, которой и поручается формирование представительного органа, котором могут участвовать представители иных первичных профсоюзных организаций, но определиться с таким участием они могут только до момента подписания коллективного договора. Сторонами коллективного договора выступают работники лице их представителей работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным соответствии с уставом организации или иным локальным актом лицом. Соглашение является формой социальнопартнерского регулирования трудовых отношений. В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда, условий и охраны труда, режима труда и отдыха, развития социального партнерства, иные вопросы, определенные сторонами. Изменения и дополнения соглашения должны производиться том же порядке, что и его принятие. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, недействительны и не подлежат применению.

Кроме того, полномочные представители работодателей за невыполнение законодательства о коллективных договорах и соглашениях могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности При причинении материального ущерба работодателю связи с нарушением законодательства о коллективных договорах и соглашениях полномочные представители работодателя могут быть привлечены к материальной ответственности. Цель сформировать представление о современном состоянии системы социального партнерства сфере труда, его организационных и правовых формах. Понятие социального партнерства сфере труда Основные принципы и система уровни социального партнерства Организационные формы социального партнерства. На региональном и территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно областное, территориальное соглашение. Изменение и дополнение соглашения производятся порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации для заключения соглашения, либо порядке, установленном соглашением. Стороны социального партнерства несут ответственность за нарушение или невыполнение актов социального партнерства соответствии с действующим федеральным законодательством. Настоящий Закон вступает силу через 10 дней со дня его официального опубликования. Все участвующие переговорах стороны должны иметь доступ к информации, необходимой для их компетентного ведения.

Порядок ведения коллективных переговоров устанавливается сторонами При этом государству отводится роль содействующей коллективным переговорам инстанции Однако государство также должно проводить предварительные консультации и, когда это возможно, заключать соответствующие соглашения с организациями работодателей и работников. Объектом работы являются правоотношения возникающие процессе реализации социального партнерства. Теоретическую основу работы составляют научные труды В Н Толкуновой А Ф Нуртдиновой Ю П Орловского и других. На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений деятельность которых осуществляется соответствии с законами субъектов Федерации положениями об этих комиссиях утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров подготовки проектов отраслевых межотраслевых соглашений и их заключения Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном так и на уровне субъекта Федерации. Основой для заинтересованности сторон социального партнерства договорных отношениях на уровне выше организации являются экономический рост и социальная стабильность необходимые для успешной реализации социальноэкономических реформ и повышения уровня жизни. Акты принимаемые сторонами переговорном процессе также должны соответствовать законодательству по форме и по существу.

Стороны социального партнерства должны обладать определенными полномочиями переговорном процессе Сторона социального партнерства вступившая социальный диалог без соответствующих полномочий заведомо обречена на неудачу достигнутые ею договоренности не могут быть исполнены так как нет никаких гарантий того что подобный неполномочный представитель действительно выражает волю или интересы работников либо работодателей. Возможно, централизм для России является исторической традицией Однако один лишь традиционалистский подход к нормотворчеству сфере трудовых отношений вряд ли продуктивен. Социальное партнерство система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве Развитие социального партнерства его различных формах важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. Базовые и организационноправовые формы предпринимательской деятельности Базовые формы предпринимательской деятельности В мировой практике сложились следующие базовые формы предпринимательской деятельности. Социальное партнерство согласно Трудового кодекса Российской Федерации, его стороны, принципы и формы Проведение коллективных переговоров как основная форма социального партнерства Роли государства, работодателя и работника социальном партнерстве.

Профсоюз это добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое целях представительства и защиты их социальнотрудовых прав и интересов. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трех сторонняя комиссия по регулированию социально трудовых отношений, деятельность которой осуществляется соответствии с федеральным законом Членам Российской трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации. Основным принципом социального партнерства выступает равноправие сторон. Одним из принципов социального партнерства названо содействие государства укреплении и развитии сотрудничества сторон. Полномочность представителей сторон выступает необходимым условием нормального функционирования механизма социального партнерства Представители сторон наделены полномочиями соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами либо по специальному решению соответствующей стороны. Международная организация труда подчеркивает, что процедура ведения коллективных переговоров на добровольной основе исключительно важна и должна всемерно поощряться и поддерживаться.

Обязательства, принимаемые сторонами, должны быть реальными Это означает, что, заключая коллективный договор или соглашение, представители сторон должны оценивать возможность их выполнения Нельзя включать содержание коллективнодоговорных актов положения, которые не могут быть выполнены с учетом финансовоэкономических возможностей работодателя, конъюнктуры рынка, других обстоятельств Таким образом, законодатель ориентирует стороны на добросовестное сотрудничество обмен достоверной информацией, взвешенный подход к формированию содержания правовых актов, объективную оценку своих возможностей. Обязательность выполнения условий заключенных коллективных договоров и соглашений также выступает качестве одного из принципов социального партнерства Она обеспечивается как возможностью вступления коллективный спор и объявления забастовки, так и установлением ответственности за нарушение или невыполнение соглашения, коллективного договора ст. Стороны социального партнерства работники и работодатели не могут действовать иначе, чем через своих представителей В связи с этим законодатель включил содержание Кодекса специальную главу, определяющую круг представителей сторон и их правовое положение. Объединения работодателей могут создаваться по территориальному региональному, межрегиональному, отраслевому, межотраслевому, территориальноотраслевому признакам ст 4 Закона об объединениях работодателей Закон называет следующие виды объединений работодателей.

Объединения работодателей осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, политических партий и движений, других общественных организаций объединений. Следует отметить, что перечисление названных уровней Трудовом кодексе не означает обязанности сторон взаимодействовать на всех этих уровнях Они свободны избрании как форм социального партнерства, так и уровней их осуществления. Коллективные переговоры проводятся как для заключения коллективного договора и соглашения любого вида, так и для внесения эти акты дополнений или изменений. Коллективные переговоры вправе начать любая из сторон Для этого она должна направить другой стороне письменное уведомление с предложением о начале коллективных переговоров. Избранная на общем собрании конференции профсоюзная организация или иной представительный орган участвуют формировании комиссии по коллективным переговорам. Таким образом, еще раз подчеркивается необходимость сотрудничества, согласования позиций и требований всех профсоюзных организаций, действующих рамках организации.

На процедуру создания изменения состава единого представительного органа отводится пять дней Если течение указанного срока извещенные надлежащим образом профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом, комиссия по ведению коллективных переговоров формируется без их участия, однако течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров за ними сохраняется право присоединиться к коллективнодоговорному процессу. Помимо обязанности предоставлять необходимую информацию на участников коллективных переговоров возложено обязательство не разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне государственной, служебной, коммерческой и иной. Если ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий Урегулирование разногласий, возникших ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится примирительном порядке, предусмотренном для разрешения коллективных трудовых споров. Консультации могут проводиться и территориальными трехсторонними комиссиями, которые формируются на основе регионального законодательства о социальном партнерстве.

В частности, по предложению профессиональных союзов органы исполнительной власти, работодатели проводят взаимные консультации по проблемам занятости населения По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения. Консультации должны проводиться и при решении вопроса о присоединении к заключенному на федеральном уровне отраслевому соглашению ст. Указанные противоречия тем не менее не должны влиять на использование всех возможных видов взаимодействия работников и работодателей, поскольку главная идея концепции социального партнерства создание системы всестороннего сотрудничества сторон Выбор формы сотрудничества носит второстепенный характер и основном зависит от волеизъявления сторон. В соответствии со ст 20 Закона о занятости населения создаются координационные комитеты содействия занятости населения Их основная задача выработка согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях Членами таких комитетов являются представители объединений профессиональных союзов, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся социальной защите.

Социальные партнеры участвуют управлении внебюджетными социальными фондами Закон о профсоюзах предусматривает право профсоюзов на участие управлении государственными внебюджетными фондами социального страхования, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов Закон об объединениях работодателей ст 13 устанавливает, что объединения работодателей имеют равные с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти права на паритетное представительство органах управления государственных внебюджетных фондов соответствии с законодательством. Взаимодействие профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями по развитию санаторнокурортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта ст 15 указанного Закона также может осуществляться форме внесения предложений. Этим правам корреспондирует обязанность государственных органов федеральных и региональных и органов местного самоуправления обеспечить условия для их реализации. Кроме конкретных норм и обязательств коллективный договор должен содержать такие формальные сведения, как наименование сторон, от имени которых он заключен, срок его действия, порядок изменения и продления. Неурегулированные разногласия после подписания коллективного договора могут быть предметом дальнейших переговоров либо предметом коллективного трудового спора.

Например, коллективный договор заключен 15 января 2006 сроком на 3 года, следовательно, датой окончания его действия будет 15 января 2009 Однако сентябре 2007 задолго до окончания срока действия коллективного договора началась реорганизация форме слияния В такой ситуации коллективный договор сохранит свое действие лишь на период проведения реорганизации После внесения Реестр юридических лиц нового юридического лица и исключения из него организаций, образовавших его путем слияния, договор утратит силу, если стороны не договорились о продлении срока его действия. В тех случаях, когда на работников установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений. Для решения вопроса о добровольном присоединении к отраслевому соглашению отводится 30 календарных дней. Сторонам предоставлено право продлить действие соглашения на срок не более 3 лет Такое решение должно быть принято по соглашению сторон. Недвижимость для бизнеса Продажа офисных помещений, покупка офисных помещений, аренда офисов.

В современных условиях преобладающим способом регулирования отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между трудом и капиталом, получивший наименование социальное партнерство Данный термин условен, поскольку истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов Однако наряду с конфликтом интересов имеет место и их общность обеспечение эффективного функционирования организации как необходимого условия для реализации интересов и работодателя, и работников. Наличие как противоположных, так и общих интересов обусловливает, с одной стороны, конфликтность взаимоотношений между работниками и работодателем, с другой, необходимость заключения соглашения о социальном мире, выработки механизмов, позволяющих обеспечить сочетание производственных и социальных аспектов деятельности организации работодателя Такие механизмы принято именовать социальный диалог или социальное партнерство термин, принятый. Спецификой становления отношений социального партнерства на современном этапе является их формирование условиях отказа от централизации регулирования трудовых отношений Ослабление вмешательства государства трудовые отношения существенно повышает роль локального регулирования, рамках которого договорные формы установления прав и обязанностей участников процесса труда имеют определяющее значение.

Принцип содействия государства укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе определяет содержание как законодательной, так и исполнительнораспорядительной деятельности государства Государство не может издавать законы и иные нормативные правовые акты, нарушающие права сторон социального партнерства. В конкретной организации отношения сторон носят двусторонний характер заключение коллективного договора, устанавливающего конкретные обязательства сфере труда, действие которых ограничено рамками соответствующей организации.

На третье место по счету, но не по важности западные специалисты ставят институт участия работников управлении предприятиями и акционерными обществами Во многих странах Западной Европы участие работников делах предприятий приняло институционные формы благодаря прогрессивному социальнотрудовому законодательству, разработанному, первую очередь, Германии и Франции Именно широкие полномочия представительных органов работников как и профсоюзов позволяют этим государствам проводить политику классового мира под лозунгом социально ориентированной рыночной экономики Заметим, что капиталисты понимают всю важность приобщения работников к делам предприятий, а наши реформаторыдемократы и капитаны индустрии начисто забыли советский опыт производственной демократии, а ведь разнообразные органы общественной самодеятельности трудящихся существовали на уровне предприятий и выше И это понятно стремящимся к личному обогащению новым хозяевам жизни, пользующимся бессилием государственных структур, рабочий контроль на терпящих бедствие предприятиях ни к чему.

Международноправовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью международных соглашений государств многосторонних и двусторонних договоров и других международноправовых средств вопросов, связанных с применением наёмного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников Основная цель международноправового регулирования труда способствовать улучшению труда широких трудящихся масс. Построение демократического правового государства, основанного на рыночной экономике и многообразии форм собственности, должно сопровождаться перемещением приоритетов правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства На первый план выдвигаются учёт и охрана интересов человека труда, защита его прав, обеспечение социальных гарантий В условиях разгосударствления экономики, обеспечения свободы производителя необходима новая модель правового регулирования трудовых отношений, основанная на децентрализации, расширении договорных начал.

Общие понятия Согласно ст 23 Трудового кодекса Российской Федерации под социальным партнерством понимается система взаимоотношений между работниками представителями работников, работодателями представителями работодателей, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели лице уполномоченных установленном порядке представителей В том случае, если органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, они также являются сторонами социального партнерства Система социального партнерства подразделяется на определенные уровни, среди которых выделяются федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений сфере труда Российской Федерации региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений сфере труда субъекте Российской Федерации отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений сфере труда отрасли отраслях территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений сфере труда муниципальном образовании уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства сфере труда между работниками и работодателем.

Статьей 27 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены формы, которых осуществляется социальное партнерство К ним относятся коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашении и их заключению взаимных консультаций переговоров по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства участия работников, их представителей управлении организацией участия представителей работников и работодателей досудебном разрешении трудовых споров. Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов уголовноисполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами. Работодатель обязан создавать те условия для работника, которые обговариваются коллективном соглашении, договоре.

Петров после увольнения за нарушения трудовой дисциплины обратился орган службы занятости населения с просьбой трудоустройства В службе занятости ему дважды предлагали направление на общественные работы Так как от предложения Петров отказался, то орган службы занятости не признал его безработным Петров обратился с жалобой на действия службы занятости, которой указал, что участие граждан на общественных работах допускаются лишь с их согласия.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru