Понятие политики ее сущность

Известно, что политика существовала не всегда Долгое время люди жили без политики Их жизнь носила общественный, а не политический характер Это объяснялось тем, что общество было социально однородным, а людей объединяли общие интересы В первобытном обществе при наличии примитивных орудий труда главной заботой людей было, как выжить, а выжить можно было только сообща, всем вместе Целостность общества поддерживали обычаи, традиции, нравы, религиозные обряды и верования, механизмы самоорганизации производства и распределения продуктов Но с ростом производительных сил и материального производства резко усилилась дифференциация общества социальная, религиозная, этническая Произошло разделение людей на классы и слои с разными, нередко противоположными, интересами и потребностями Возникла угроза самому существованию общества Чтобы не допустить распада общества и сохранить человеческую цивилизацию, постепенно возникают специальные институты вожди, князья, советники, суды, высшей формой которых стало государство Государство путём принуждения смогло снять и урегулировать имеющиеся социальные конфликты и противоречия, а также защитить население своей страны от внешних врагов Таким образом, политика появилась как инструмент сознательного саморегулирования общества. Политика как эффективный инструмент для систематического и целенаправленного воздействия на общество целях его сохранения и функционирования выполняет многообразные функции Среди. Социалдемократия социальнополитическое движение и идейнополитическое течение, возникшее рамках социализма и впоследствии трансформировавшееся на позиции постепенного совершенствования капитализма с целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы. Функциональный подход акцентирует основное внимание на технологии политических взаимодействий, на том, кто принимает политические решения, как они осуществляются, каковы способы реагирования управляющих на изменяющиеся условия жизни общества. Однако интеграция и целостность общества могут достигаться поразному, поэтому рамках данного подхода обычно выделяют два направления. Своим происхождением слово политика обязано выдающемуся древнегреческому мыслителю Аристотелю IV век до В своей работе Политика он рассматривал различные варианты государственного устройства, формы организации государственной власти и основы государственного управления В античные времена греческих городахгосударствах полисах понятие политика интерпретировалось как искусство управлять государством. Однако политика как общественное явление возникла задолго до того, как Аристотель дал этому феномену свое определение В частности, на территориях Египта, Китая, Месопотамии уже 4 5 тысячелетиях до существовали крупные политические сообщества. Понятие государство можно определить как форму одну из форм организации общества, а политика как способ один из способов управления обществом государством Следовательно, государство как форма организации общества и политика как способ управления этой организацией возникают одновременно на определенном этапе развития человеческого общества. Политика является лишь одним из видов управления социальными отношениями обществе Кроме политических, существуют и другие виды управления, например административные, правовые, экономические, социокультурные и Политическое управление благодаря тому, что обладает монополией на политическую власть обществе, доминирует над всеми иными видами управления Поэтому там, где все иные виды управления решении возникающих общественных проблем и конфликтов оказываются малоэффективными, возникает необходимость применения политических методов, опирающихся на силу власти Именно атрибут власти и возможность ее применения отличает политическое управление от всех иных видов В силу этого борьба за политическую власть и властные полномочия обществе является одним из основных видов деятельности для всех субъектов политики Следовательно, термин политика можно интерпретировать как искусство организации и управления обществом с помощью государственной политической власти. Однако сущность политики нельзя объяснить только наличием ее арсенале такого важного ресурса, как институционализированная власть Другим важнейшим атрибутом политики является ее нормативноправовая составляющая Политика по сути и начинается с введения систему управления обществом писаных законов Правовые нормы законы придают политике определенную логику развития, делают ее предсказуемой, создают общее правовое поле, определяют пределы компетенции субъектов и участников политического процесса.

Политика как особый вид регуляции социальной жизни необходима для того, чтобы согласовывать интересы различных социальных слоев и групп, вырабатывать общие, обязательные для всех правила и нормы, и осуществлять контроль за их выполнением Однако реальной жизни политика может быть использована как для всеобщего блага всех слоев общества, так и для защиты интересов господствующего класса ущерб другим членам общества. Своим происхождением слово политика обязано выдающемуся древнегреческому мыслителю Аристотелю IV до В своей работе Политика он рассматривал различные варианты государственного устройства, формы организации государственной власти и основы государственного управления В античные времена греческих городахгосударствах полисах понятие политика интерпретировалось как искусство управлять государством или как государственная деятельность. Политика возникает момент перехода от родоплеменных форм организации общества к государственным На ранних стадиях своего развития люди жили относительно небольшими социальными общностями условиях первобытнородовой общины род, племя Управление жизнедеятельностью первобытных сообществах основывалось на нормах обычного права нормах морали, обычаях, традициях и другом Люди еще не имели писаных законов, а управленческий труд не выделился особый вид деятельности Не существовало и постоянных институтов власти государства, законов, армии, полиции, тюрем и Власть и властные отношения отношения господства и подчинения возникали только по мере необходимости. Политика неразрывно связана с такими понятиями, как государство, государственная власть, управление государством обществом, хотя занятие политикой функция не только государства Понятие государство можно определить как одну из форм организации общества систему управления обществом, а политика это способ один из способов управления обществом государством Следовательно, государство форма организации общества и политика способ управления этой организацией возникают на определенном этапе развития человеческого общества Хотя, как уже говорилось, политика может существовать и вне государства договорные отношения между большими социальными группами Также и государство как политический институт власти и управления может применять не только политические методы управления. Но говорить о том, что только публичная политика является единственно правильной, а все остальное выходит за рамки понятия политика, на наш взгляд, означает уход от реальных проблем область идеальных теоретических конструкций В реальности публичная политика не всегда возможна разных условиях и не всегда выгодна тем или иным акторам И тогда возникают болееменее адекватные политические практики и соответствующие политические понятия латентная политика, теневая политика, закулисная политика, подковерная борьба и другие.

В современной политической науке существует множество определений понятия политика При этом каждом определении, как правило, акцентируется внимание на разных аспектах этого сложного феномена Например, Н Макиавелли определении политики отдает приоритет инструментальному прагматическому подходу Для него суть политики заключается борьбе за власть Он определяет политику как совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать ее см Макиавелли Н Государь. Французский социолог Р Арон рассматривает политику качестве определенной концепции программы действий и политику как область общественной жизни, которой различные политические концепции сталкиваются, порождая конфликты и консенсусы55. Совокупным объектом политических отношений является политическая власть, которая находит свое проявление во всех сферах политической жизни Она является не только объектом политических отношений, но и средством их упорядочения, организации, изменения, нормирования. Функциональный подход распределение обязанностей и полномочий целостном общественном организме при их согласования. По субъекту политики государственная, партийная, общественных организаций и движений. Стратегическая политика ориентирована на выбор наиболее значимых целей развития общества целом или его отдельных составляющих, определение важнейших направлений, методов и средств их достижения и рассчитана на относительно длительный период.

Универсальность политики заключается ее всеобъемлющем характере, способности влиять практически на любые стороны и элементы жизнедеятельности общества, начиная с масштабов государства и заканчивая индивидуальными чертами характера человека. Обеспечение инновационности социального развития общества и человека, расширение сферы отношений между народами. Функции политики реализуются с помощью ряда средств Такими средствами являются право и принуждение как важнейшие средства осуществления власти, а также мораль, язык, символика и. Политическая субъектность многих социальных общностей, например классов или наций, проявляется лишь через политические институты. Семейно земляческие группировки основном существуют на низших уровнях власти, но поддерживают контакты с представителями высших политических кругов Такие связи могут играть важную роль при формировании высших эшелонов власти президент при формировании кабинета министров предпочитает лицам из близкого ему окружения. Биология Физика Химия Экономика География Микробиология Теоретическая механика География Белоруссии География Украины География Молдавии Растительность мира Электротехника География Грузии География Армении География Азербайджана География Казахстана География Узбекистана География Киргизии География Туркменистана Природоведение География Таджикистана География Эстонии. Особенно необходимы политические знания и навыки молодому поколению, отличающемуся большим радикализмом суждений и дей ствий, повышенной восприимчивостью к различного рода утопичес ким идеологиям и демагогическим призывам. Научные трактовки термина политика отличаются от по вседневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают неко торой противоречивости мнений. Социологические определения поли тики, основываясь на социологичес ком подходе, характеризуют ее через другие общественные явления эко номику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подраз делить на экономические, стратификационные социальные, пра вовые, этические нормативные и. Слабость данного подхода проявляется также большом рас хождении понимания политики как деятельности по достиже нию общего блага и реальности, которая свидетельствует о ши роком распространении политике эгоистической мотивации Кроме того, не все действия по обеспечению общего блага явля ются политическими Многие люди совершают общественно по лезные, благородные поступки, движимые нравственными или религиозными мотивами. Властные определения политики от ражают ее сущность, важнейшее консти туирующее качество Они конкретизи руются и дополняются с помощью ин ституциональных дефиниций Последние характеризуют полити ку через организации, институты, которых воплощается и мате риализуется власть, и прежде всего через важнейший институт государство Политика предстает этом случае как участие делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства.

Современные антропологические концепции политики раз деляют не все идеи Аристотеля, однако, как и он, считают поли тику органически присущей человеческому роду, укорененной коллективной природе человека, его индивидуальной свободе, общественном разделении труда и вытекающем из этого сложном и противоречивом взаимодействии индивидов. Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат основе политики, определя ют ее динамику С точки зрения таких противоречий политика рассматривается как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов Хотя общую окраску политике придает конфликт, она обычно невозможна без определенного консенсу са, согласия ее участников, основанного на их обшей заинтересо ванности общественном порядке, на признании правомерности власти и необходимости подчинения закону и. Особенно важна роль консенсуса, объединяющего политичес ких субъектов фактора демократическом государстве, где пре дотвращение и разрешение конфликтов осуществляется на базе признания подавляющим большинством граждан таких осново полагающих ценностей, как свобода личности, права человека, воля большинства, а также автономия и право на собственное мнение меньшинства Как отмечает известный американский политолог С Ф Хантингтон, при полном отсутствии социальных конфликтов нет политики, а при полном отсутствии социального консенсуса, общественной гармонии невозможны политические институты. Она применяется также телеологических трактовках поли тики, рассматривающих ее как деятельность по эффективному достижению коллективных целей Как писал патриарх американ ской социологии Т Парсонс, политика представляет собой сово купность способов организации определенных элементов тоталь ной системы соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно эффективного коллективного действия для достижения общих целей. В телеологических дефинициях политики подчеркиваются два ее конституирующих момента коллективная природа деятельнос ти причем это деятельность крупных социальных групп клас сов, наций, государств и и сознательный, целенаправленный характер В политике частные цели индивидов вырастают до общегосударственных. Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них Такое обилие научных характеристик объясняется прежде всего сложностью политики, богатством ее содержания, много образием свойств и общественных функций Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность соци альных групп и индивидов по артикуляции осознанию и представ лению своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с по мощью государственной власти. Форма политики реально воплощается государстве, парти ях и группах интересов ассоциациях и движениях, а также законах, политических и правовых нормах. Первый из этих уровней занимает центральное место и ха рактеризует суть политики Второй и третий уровни имеют под чиненное значение.

Суть этой функции достаточно полно описывает английский политолог Р Н Берки Политика пред полагает выявление смысла существования общности определе ние общих интересов всех субъектов политики, участников данной общности выработку приемлемых для всех субъектов правил поведения распределение функций и ролей между субъ ектами или выработку правил, по которым субъекты самостоя тельно распределяют роли и политические функции наконец, создание общепонятных для всех субъектов языков вербального и символического, способных обеспечить эффективное взаимо действие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества. Политическая деятельность составляет основное содержание политической сферы жизни Возможны два концептуальных подхода при рассмотрении проблемы политической деятельности, вытекающие из неоднозначного понимания политической системы Согласно первому из них деятельность понимается, прежде всего, как саморегуляция политической системы внутри себя, являющейся самостоятельным организмом Субъектами деятельности выступают организационные группы лиц парламентские, партийные фракции, правящие группировки элиты, правительство, другие органы власти, лидеры, функционирующие непосредственно политической системе Иной подход марксистский базируется на понимании политической системы виде организации, управляемой внешними, по отношению к политическим институтам, социальноклассовыми силами Понятие политической деятельности таком случае включает обобщенное выражение воздействий на систему социальных групп и общественных объединений, людей, субъектов гражданского общества. Если говорить об институтах, входящих политическую систему, то деятельность каждого из них имеет свои существенные признаки и, прежде всего, различные цели и средства их достижения Так, государство призвано регулировать, контролировать деятельность и поведение своих граждан и социальных групп рамках реализации общеобязательных норм, направлять их на удовлетворение общественных интересов и достижение общих целей Политическая деятельность партии с обобщением, обоснованием и защитой интересов определенных социальных групп, реализацией их конкретной политике государственной власти Деятельность общественных организаций форма участия определенных групп граждан управлении сообществом, котором они живут В целом же каждый политический и общественный институт по сути своей представляет определенную систему деятельностей. Сущность политической деятельности раскрывается специфике ее объекта и структурных элементов субъекта, целей, средств, условий, знания, мотивации и норм, наконец, самого процесса активности. Непосредственным объектом политической деятельности выступают политические ценности, институты, политическая система целом и стоящие за ними социальные группы, партии, элиты, лидеры. Политическая деятельность всегда соотносится с действием других, причем коллективных, субъектов и ориентирована на них, невзирая на то, что каждое политическое действие или противодействие несет на себе печать индивидуальностей. Конкретные субъекты политической деятельности разнообразны Отметим, частности, два их вида групповые классовые, национальные, территориальные или региональные, корпоративные, элитарные и индивидуальные любая политически активная личность, действующая единстве с группой субъекты.

Легитимность политической деятельности предполагает соответствие установленному порядку В этом проявляется еще одна ее специфическая черта Порядок означает ориентацию субъекта деятельности на обязательные нормы, общезначимые для данного политического общества Порядок гарантируется возможностью правового принуждения, осуществляемого специальными группами людей, или же применением санкций политического и общественного характера, исходящих от политических групп и институтов гражданского общества публичного осуждения, политической оценки, исключение из состава элиты и. Сказанное подводит к осознанию мнообразия средств политической деятельности от прямого физического насилия, монополией на применение которого обладает государственная власть, до использования общественного мнения Общеизвестна принципиальная важность соотношения цели и средств политики Установка цель оправдывает средства характерна для диктаторских режимов и их политических носителей Требования же соответствия средств демократическим, гуманным целям политики норма подлинно народных сил и выражающих их интересы политических структур Политика целом может быть ориентирована на цели или на средства, что зависит от характера субъекта и конкретной ситуации. Мировой практикой доказано, что оптимальным условие для творческипрогрессивной политической деятельности и ее подлинной эффективности служит та система ценностей и регламентирующих норм, которая образует демократию и обеспечивает наибольшую вероятность достижения институтами власти общественных целей. Поли тика др греч государственная деятельность, от греч полис многопрофильное сообщество, город, государство 1, а тики на значение источник не указан 717 дней или греч где поли означает множество, а токос интерес. Политика определяет стратегию отношений с другими субъектами через общность или конкуренцию интересов государство, корпорация во всех сферах взаимоотношений. В узком смысле, политика программа, деятельность, цель, совокупность средств инструментов и методов техник которой направлена на реализацию определённых интересов для достижения определённых субъектом политического процесса целей определённой социальной иерархичной многопрофильной среде Политикой часто неоправданно называют процесс принятия решений, а также поведение общественногосударственных учреждениях. В исторической ретроспективе базовые тенденции определении сущности политики, так же, как и области её генезиса, могут быть обобщены рамках совокупности различных теоретических подходов К их числу могут быть отнесены следующие.

Политика борьба множества интересов искусство управления с учётом интересов всех слоёв общества Определение связано с этимологией греч, где поли означает множество а тикос интерес дословно множество интересов источник не указан 1434 дня Так, государственные служащие городах древней Греции именовались политикос а граждане, которые мало интересовались и участвовали политической жизни своего города, именовались идиотикос. Политика искусство допустимого История указывает на манипуляции и агрессивность политики многих правителей Политика управление, инструмент, и его нужно отличать от целей и фальсифицирования имитационный характер политики. Политика это всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству рамках процессов производства. Политика всякая программа действий, все виды деятельности по самостоятельному руководству чем или кем либо Соответственно, этом значении мы можем говорить, например, о валютной политике банка, о школьной политике городских муниципалитетов, о семейной политике жены отношении мужа и детей и. Политика меры и действия, предпринимаемые руководящим лицом с целью осуществления идеи о том, как всё должно быть устроено подвластной ему среде К примеру, политикой фирмы А могут быть изменены какиенибудь функции производимом ею оборудовании, с целью увеличения прибыли. В соответствии со своим назначением, политика выполняет ряд основополагающих функций. В политике выделяются субъекты, или акторы свободные и самостоятельные участники политического процесса к примеру, определённые сообщества людей, институты, организации и, а также объекты общественные явления, с которыми тем или иным образом целенаправленно взаимодействуют субъекты В результате такого взаимодействия возникают политические отношения, которые, свою очередь, определяются политическими интересами субъектов На все перечисленные структурные элементы оказывается влияние со стороны политического сознания совокупности ценностей, идеалов, эмоций и и политической культуры Суммирование этих составляющих образует явления более высокого уровня абстракции политическую систему, политический режим и политические процессы. Объекты данной науки определяются конкретными задачами, стоящими перед исследователем политики Ими являются те области политической жизни, которые непосредственно изучаются, например политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и. Социальную роль политологии общественной жизни и образовании реализуют ее функции. Теория государства и права история и законы возникновения государства и права. История политических учений становление политической науки, основные понятия и теории.

Великий греческий философ Платон 427347 гг до своих произведениях Государство, Политик, Законы создал интересную версию происхождения государства оно возникает потому, что каждый из людей не силах удовлетворить свои потребности одиночку и нуждаться помощи. Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших его время и служивших искажением задаваемого идеальным типом образца тимократия власть честолюбцев олигархия господство немногих над большинством демократия власть большинства один из недостатков данной формы правления он видел том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми тирания власть одного над всеми наихудший вид правления, по мнению Платона. Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений. Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс 15881679 книге Левиафан рассматривает государство качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию войны всех против всех, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен своих действиях волей подданных. Всеобщее значение велений государственных органов обусловлена самим фактом существования общества, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих для него проблем. Государство занимает центральное, ведущее положение политической системе общества, так как оно обладает следующими признаками. Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая науки дают все новые знания о причинах его происхождения В разных теориях высказываются различные причины возникновения государства теологической Божественная сила договорной сила разума, сознания психологической факторы психики человека органической биологические факторы материалистическойсоциальноэкономические факторы теории насилия военнополитические факторы и. По другому историческому пути шел процесс Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Возникновение древнегерманского государства значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена Ряд ученых придерживаются мнения, что Германия, Россия и некоторые другиегосударства возникли не как феодальные с классическими признаками подобной государственности закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю, а как прафеодальные с соответствующими признаками знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю. Объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований Хотя понятие Политика привычно и прочно вошло научный и обыденный лексикон, определить его нелегко, как и выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений Существует множество толкований и определений политики, что обусловлено многогранностью самого явления и соответственно сложностью его познания. Таким образом, политика есть сфера властных отношений Власть первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики Только на этой основе можно выделить политику, политические отношения из всей совокупности общественных отношений Классик политической науки, немецкий социолог М Вебер подчеркивал, что политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которых оно себя заключает Кто занимается политикой, тот стремится к власти Определение политики через власть характерно для многих мыслителей Н Макиавелли, В Парето, К Маркса и др Такой подход к пониманию политики характеризуется как силовой, директивный. Властные определения политики конкретизируются и дополняются с помощью институциональных определений Последние рассматривают политику как сферу взаимодействия государства, партий, других общественнополитических институтов и структур, которых воплощается и материализуется власть и политика Данные политические институты возникают по мере осознания классами и другими социальными группами своих интересов для их представительства и защиты Центральное место политической системе общества занимает государство, представляющее собой универсальную политическую организацию, обладающую легитимным правом на принуждение Как отмечал В И Ленин, самое существенное политике устройство государственной власти Политика предстает этом случае как участие делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства. Обладая таким свойством, как власть, политика имеет верховенство системе общественных отношений, определяет обязательность политических решений для всего общества Основным назначением политики является управление социальными процессами как систематическое и целенаправленное воздействие на общество для сохранения и оптимального функционирования данного социальноэкономического строя Отсюда еще один подход к определению политики, связанный с объяснением ее функций управления, поддержания порядка, сохранения стабильности социума, авторитарного распределения ценностей и др Приверженцами функционального подхода к пониманию политики являются американские ученые Т Парсонс, Д Истон, Г Алмонди другие представители системного анализа Т Парсонсписал Политика представляет собой совокупность способов организации определенных элементов тотальной системы соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно эффективного действия для достижения общих целей. Закономерности и категории политологии Политология как наука имеет своей целью познание объективных закономерностей, действующих сфере политики Закономерности политологии отражают объективно существующие, повторяющиеся связи и отноше. Исследовательские подходы политологии Наиболее общие, фундаментальные политологические методы часто называют исследовательскими подходами или методологиями В политологии существуют разнообразные методологические подходы бихевиоральны. Системный подход Системный подход является составляющей общей теории систем и также исходит из ключевого понятия системы Система как целостное множество взаимосвязанных элементов не сводится к простой сумме свой. Факторы дифференциации политических режимов Понятие политического режима включает себя ряд основных критериев характер и мера осуществления власти механизм формирования власти взаимоотношения общества.

Объектом политологии является политическая деи̌ствительность, или политическая сфера жизни общества Политика принадлежит к числу высшей степени сложных и основополагающих общественных образований Хотя понятие Политика привычно и прочно вошло научный и обыденный лексикон, определить ᴇᴦο нел егко, как и выделить политические отношения из вс ей совокупности общественных отношений Существует множество толкований и определ ений политики, что обусловлено многогранностью самого явления и соответственно сложностью ᴇᴦο познания. Понимание политики как сферы взаимодеи̌ствия различных социальных групп и общностей людеи̌ получило название коммуникационного У истоков ᴇᴦο стоял Аристотель Он рассматривал политику как форму общения, способ коллективного существования человека Согласно Аристотелю, человек существо по своей природе общественное и реализовать себя он может только обществе семье, сел ении общин, государстве Государство выступает как высшая и вс еобъемлющая форма социальной связи или общения людеи̌. Размещено на Акцент на борьбе как основной форме политических отношений особенно был усилен марксизме, частности, идеей классовой борьбы как движущего начала истории. Термин политика научный оборот ввел Аристотель IV до рис Греческий философ определил ее как искусство управления государством под которым понимался полис Однако выделение политики особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения а так же мораль С чем был связан генезис политики История политической мысли дает различные ответы на этот вопрос Первым представлением о природе политики было теологическое объясняющее происхождение ее, как и целом человеческой жизни, из божественной воли Другим распространенным подходом стала антропологическая трактовка обосновывающая необходимость политики природой человека рис Так, определение человека как существа политического, высказанное Аристотелем, подчеркивало, что политическое общение отвечает природе человека и его стремлению к благу Вне политики он либо животное, либо божество, ибо животное и бог не нуждаются законах и правах Начальными формами политического общения выступали семья и селение, а высшей формой государство Политика позволила человеку обуздать собственное эгоистическое животное начало и воплотить общую пользу и справедливость Близкую мысль ХVII выскажет английский мыслитель Т Гоббс который трактовал природу человека как эгоистическую и жадную, что порождает обществе войну всех против всех Инстинкт самосохранения и естественный разум подсказывают людям необходимость создания такого политического института, как государство Таким образом, политика формируется благодаря возвышению человека над собственным звериным состоянием, а сама политика превращает животное человека Гоббс исходил из биологической природы человека, распространяя на нее свойства живой природы Признание общих для человека и животного начал общих инстинктов, моделей поведения лежит основе современных биологических трактовок природы политики Так, согласно представлениям австрийского этолога К Лоренца человеку, как и любому животному, присущи агрессивность и инстинкт борьбы за выживание, при этом, отличие от более опасных животных, менее опасные существа люди обладают более слабым, сдерживающим агрессивность, началом Именно агрессивностью Лоренц объяснял многочисленные войны, конфликты и революции, хотя считал возможным ее ослабление и ограничение проявлений открытых формах посредством контроля Биологические трактовки происхождения политики подчас имеют много общего с психологическим объяснением политических процессов Суть этого подхода заключается том, что природе человека заложены потребности, интересы, эмоции и влечения Именно они порождают политические взаимодействия Оригинальную теорию перехода общества из предсоциального социальное, и политическое, состояние разработал З Фрейд Он исходил из того, что политика есть проявление либидозной энергии индивидов Так, государство и право выступают как заменители некогда существовавшего прародителя отца, который был убит сыновьями, восставшими против монополии отца на сексуальное наслаждение Таким образом, природа власти и политики коренится бессознательном либидозном комплексе и чувстве вины Фрейд считал, что отношении людей к лидерам и государству проявляться детская тоска взрослого человека по некогда существовавшему отцу рис К ним индивид будет испытывать противоположные чувства одновременно требовать защиты патернализма и ненавидеть критика и недовольство властью Согласно социальной трактовк, политика имеет общественное происхождение В частности, широкое обоснование получил подход, рассматривающий ее формирование ходе исторической эволюции общества как результат роста его социальной неоднородности и сложности организации Первобытное общество было социальнооднородным В нем не было политических учреждений и организаций, не было и политики, хотя была власть, осуществляемая всеми взрослыми членами рода Усложнение общества по мере его развития, появление нем противоречивых интересов обусловили возникновения государства, а вместе с ним и политики Политика возникает как деятельность по организации совместной жизни людей социальнонеоднородном обществе вместе с делением людей на управляющих и управляемых, богатых и бедных Общественные изменения были производными от неолитической революции, которая изменила все формы хозяйства и образ жизни людей С неолитической революцией историки связывают появление металлических орудий труда, переход от присваивающего типа хозяйства охота и собирательство к производящему земледелие, скотоводство, к оседлому образу жизни, появление городов В конечном счете, это привело к изменениям во властных отношениях. Углубление социальной дифференциации по этническому и религиозному признаку. В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами общества Но у нее есть границы Не все явления включают себя политический компонент Даже далеко не все органы государственной власти занимаются политикой работа налоговых и таможенных служб, судопроизводство Существует большая сфера межличностных отношений, которая является объектом только нравственного регулирования В наибольшей степени политический аспект представлен деятельности законодательных органов Демократический парламент это сфера представительства различных групп, где мирных формах выясняется соотношение их интересов и сил, что выражается принятии решений по принципиальным вопросам внутренней и внешнеполитической жизни Характер политических проблем, рассматриваемый законодательными органами, разнообразен от гарантий прав и свобод личности до вопросов о формах собственности, уровне налогообложения и социальных расходах государства Для того чтобы показать пределы распространения политики, науке используется понятие политическая сфера Политическая сфера это область политики, политической жизни общества, пределы распространения непосредственного влияния политиков и политических организаций, воздействия политических идей. В социологической теории утвердился подход, согласно которому общество можно представить виде комплекса взаимосвязанных, но все же самостоятельных сфер подсистем Аним.

Политической может стать любая проблема, порожденная какойлибо общественной сферой Это значит, что для ее решения недостаточно нравственных или правовых норм Но у политики есть пределы оказания воздействия на общественные отношения В противном случае общество сталкивается с искусственной политизацией Политизация обозначает усиление влияния политики на другие сферы жизни придание скольконибудь значительным вопросам общественной жизни политического звучания повышение роли государства обществе Крайними проявлениями политизации являются практика контроля тоталитарного государства за всеми сторонами жизни, включая личную жизнь человека, подмена механизма экономического саморегулирования политическим, основе которого лежат идеологические стереотипы, например рынок плохо, планирование хорошо Позитивной стороной политизации является активное приобщение населения к участию политике, которое непосредственно предшествует падению тоталитарных и авторитарных режимов. Решающую роль развитии общества играет взаимодействие экономики и политики Аним 6 Экономика выступает важнейшим фактором, определяющим политическую жизнь Эта зависимость получила всестороннее обоснование марксизме К Маркс исходил из того, что государство, политические отношения надстройка определяются характером экономических отношений и уровнем развития производительных сил базис Эта идея была развита В Лениным Известно ленинское определение политики как концентрированного выражения экономики Позиция однолинейного экономического детерминизма представленная марксизме, не позволила отметить относительную автономность политики и объяснить ряд исторических примеров, которые не укладываются эту схему например, как на основе рабовладельческого способа производства возникла демократическая форма правления древних Афинах Мировой опыт показывает, что общества, находящиеся на одной ступени развития производительных сил, обмена и потребления, могут иметь разные типы политической системы, отличаться социальной структурой Например, современная рыночная экономика может сочетаться как с демократической, так и с авторитарной властью Наконец, политика может быть детерминирована и другими факторами культурными, географическими и природными, технологическими, особенностями социальной структуры общества и исторического развития. Внешняя политика государства строится с учетом интересов национальной экономики Об этом свидетельствует практика давления западных правительств на правительства стран экспортеров нефти с целью понижения цен на сырье либо практика обеспечения других регионах мира интересов собственных транснациональных корпораций. Кроме того, со временем среди групповых потребностей выявился блок непримиримых интересов, реализация которых грозила резким нарастанием социальной напряженности и дезинтеграцией человеческого сообщества Так сформировалась мощная общественная потребность новых, более эффективных способах регулирования во многом изменившихся человеческих взаимоотношений. Учитывая сказанное, политику можно было бы определить как совокупность отношений, складывающихся результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти целях реализации своих общественно значимых интересов В этом смысле политика понимается как результат столкновения разнонаправленных действий групп, соперничающих и друг с другом, и с правительством, которое тоже являет собой особую группу и потому защищает не только общесоциальные, но и собственные интересы.

Важнейшим элементом структуры политики является и политическое сознание В самом общем виде оно характеризует зависимость политического регулирования от разнообразных программ, идеологий, утопий, мифов и других идеальных образов и целей, которыми руководствуются субъекты борьбы за власть С этой точки зрения политика предстает как общественный механизм, специально приспособленный для реализации разнообразных идейных проектов. Воплощенная объективированная часть человеческих замыслов и представлений существует формах практической деятельности людей, институтах, механизмах и процедурах борьбы за власть, даже архитектуре государственных учреждений и прочих материализованных формах В то же время не выявленный мир политического сознания живет поле публичной власти виде ценностей, идеальных побуждений, оценок, мотивов поведения и С точки зрения зависимости от политического сознания политика может быть представлена как постоянный переход, преобразование различных способов мышления из духовной формы материальную, и наоборот. Еще одним структурным элементом выступают политические отношения Они фиксируют специфические особенности деятельности, направленной на государственную власть, а также устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти В этом смысле политические отношения раскрывают специфические особенности конкурентных связей, складывающихся между всеми участниками игры за власть и определяющих внутренний ритм существования политики, как таковой Например, политические процессы могут формироваться рамках обостренной борьбы сторонников противоположных целей или свидетельствовать об установлении обществе прочного консенсуса по основным целям общественного развития Не случайно Дж Сартори считал, что политика может существовать либо виде войны, которой стороны не считаются со средствами достижения целей и ведут борьбу на уничтожение, либо виде торга, где свои позиции государственной власти конфликтующие стороны укрепляют на основе сделок и договоров. Субъектов политики классифицируют также по признаку первичности или вторичности их политического участия В этом случае к первой группе отнесем граждан с различным политикоюридическим статусом и такие социальные общности, как классы, нации, политические элиты, иные социальные группы Ко второй группе отойдут такие политические институты, как государства, общественнополитические организации и движения и межгосударственные объединения. Таким образом, настоящее время, соответствии с Конституцией Российской Федерации, все граждане включены политическую деятельность, то есть являются субъектами политической деятельности.

Приобретение и развитие субъектности вообще и субъектности политической деятельности частности продолжительный и постепенный процесс Это происходит поэтапно, по аналогии с зоной ближайшего развития достигнув определенного уровня, человек становится готов усложнять деятельность и развиваться дальше. Итак, среди субъектов политической деятельности можно провести определенную градацию по степени их включенности политическую деятельность, по признаку осознанного участия политической деятельности. Как подлинный субъект политики человек действует качестве парламентария, президента, члена правительства, судьи и В этом случае речь идет о профессиональной политической деятельности, о функционировании человека как политика Эту деятельность обычно именуют политической карьерой, под которой понимают последовательное продвижение по служебной лестнице Научное или публицистическое описание чьейлибо жизни политике, состоявшегося жизненного пути политика составляет его политическую биографию. Субъект и объект власти являются непосредственными участниками властных отношений Субъект власти индивид, группа, организация посредством определенного акта приказа, распоряжения оказывает воздействие на объект властных отношений, предписывая ему необходимое поведение Объект власти свою очередь должен обязательно подчиниться Без подчинения властные отношения не возникают Власть всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта, предусматривающие социальные нормы, закрепляющие право одних отдавать приказы тем, кто обязан им подчиниться и позволяющие применять определенные санкции наказание или поощрение зависимости от поведения объекта неповиновение или подчинение Власть основана на использовании различных методов и средств, получивших название ресурсов власти Для общества характерно неравномерное распределение ресурсов власти.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru