Понятие о сознание личности

Оно представляет собой единство всех форм познания человека, его переживаний и отношений к тому, что он отражает. Именно эта функция сознания обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Это богатый мир чувств, эмоций, которые отражают сложные объективные и субъективные отношения, которые вовлечен каждый человек. Выготского человек и природа, человек и его собственная психика, генетические аспекты. Вопервых, сознание всегда активно и, вовторых, интенционально. От чего зависит адекватность нашего сознания?. Представители различных философских школ поразному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования.

Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование. Проявления активности сознания отражает мир целенаправленно и избирательно разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира служит основой преобразовательной деятельности человека. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Самосознание — осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения обществе. Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Фрейда 1856—1939 — австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, — ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи.

Сновидениями грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Отличия сознательного от бессознательного 1 Сознательное отделяет себя от объекта. Ощущение является одним из простейших познавательных психических процессов. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает виде ощущений при помощи органов чувств. Совокупность чувств создает элементарные психические процессы, процессы психического отражения. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на органы чувств. Третья характеристика сознания обеспечение целеполагающей деятельности человека. Будучи усвоен конкретным человеком, язык известном смысле становится его реальным сознанием.

При этом психиатры, перед которыми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, под сознанием понимают заключенные психике данного человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Темы для подготовки к семинарским занятиям Что составляет предмет научного изучения психологии?. Качественные преобразования психической деятельности процесса антропогенеза. В зоне ясного сознания находится незначительная часть сигнал одновременно поступающих из внешней среды и от внутренних гнов и систем. Отделение Я от не Я — сложный путь, проходит каждый человек детстве.

Именно процесс познания обеспечивает обобщенное отражение объективного мира и является необходимым атрибутом сознания. Вопервых, под переживанием понимается любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное его сознании и выступающее для него как событие его жизни. Психика существует прежде всего как процесс — непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, постоянно развивающийся и формирующийся, порождающий те или иные продукты или результаты психические состояния, психические образы, понятия, чувства, решения. Сознание — это одна из форм, которой объективная действительность отражается психике человека. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей.

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики характеризуется относительной обратимостью изменений, направленностью то есть способностью к накапливанию изменений, надстраиванию новых изменений над предшествующими и их закономерным характером например, воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида. В соответствии с ними начинается движение либо по направлению к благоприятным, жизненно необходимым элементам окружающей среды положительные таксисы, либо от неблагоприятных отрицательные таксисы. Орудийные действия животных — форма поведения животных с использованием предметов для осуществления воздействия на другие предметы. Основными методами получения фактов психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Виды бесед непринуждённая беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анкетирование психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Движущие силы психического развития — врожденные и бессознательные влечения.

Три слоя психики сознательный, предсознательный и бессознательный, где и есть основные структуры личности. Ид — бессознательном слое структуры личности, которая является энергетической основой психического развития, так как ней расположены врожденные влечения, которые стремятся к своему удовлетворению. Считал либидо энергию жизни обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Возражал против символической интерпретации слов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека глубь его бессознательного. Состоит из архетипов, которые организуют психологический опыт индивида. Чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека. Я — субъективная и индивидуализированная система, которая способна влиять на развитие личности, переосмысливая жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Из этих понятий человек самое широкое и общее, все остальные включаются него. Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены ходе развития.

Говоря так, мы выделяем прежде всего цельность человека, его способность занять некое, только ему присущее место обществе, мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей. Обратите внимание на то, что если понятие индивид не несет себе никакой оценки, то понятия индивидуальность и личность подчеркивают, выделяют некоторые особые присущие человеку качества, выражает высокий уровень его развития. Божович отвечала на этот вопрос так Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью. Необходимой характеристикой личности является особая форма ее активности, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Таким образом, человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непосредственные побуждения ради высших Он относительно независим от внешних воздействий и ведет себя соответствии с собственными, самостоятельно, сознательно выработанными целями и намерениями.

Черты человека как индивидуальности могут проявляться особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, способностях. Например, способность к живописи может стать социально значимой, если человек становится художником, и может остаться нейтральной, если он рисует для себя, для своего удовольствия и никому своих картин не показывает. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. Память позволяет возобновить сознании образы прошлого, воображение строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует настоящее время. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания. Третья характеристика сознания обеспечение целеполагающей деятельности человека. Всякое нарушение результате болезни или по какимто иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

В бессознательном, отличии от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата. Сознание человека это отражение окружающего мира психике человека. Это отражение может происходить как на биологическом, так и на социальном уровне. Отражение объективной действительности с помощью познания память, восприятие, ощущение, мышление. Поэтому понятие человек, которым определяется телеснодуховное социальное существо, шире понятия личность.

Термин личность первоначально обозначал маску личина, а потом роль артиста. Понятие личности выражает социальнопсихологическую сущность человека. Ему присуще любопытство, умение получать удовольствие от ярких предметов. Уже у Софокла тело мыслится не просто как нечто только физическое, а как человек с определенными принципами морали и общественными отношениями. В философии Нового времени личность понимается как соотношение субъекта с самим собой, как. Личность является продуктом среды, конкретных социальных исторических условий.

В структуре личности представлены все уровни культуры личностный уровень обыденного сознания традиции, обычаи, национальные, семейные, бытовые нормы и личностный уровень теоретического сознания научные знания, искусство, потенциал духовных ценностей. Существуют ли глубинах бытия сверхъестественные силы?. Индивидуальную окраску имеет и все содержание сознания, взгляды, убеждения, суждения, мнения, которые даже при их общности у разных людей всегда содержат себе нечто свое. Только обществе формируется и реализуется сущность человека, его способности, социальные связи, его материальные и духовные потребности, а также сознание человека, способствующее осмыслению целей жизни, деятельности, интересов. Слово индивидуальность соотносится с такими эпитетами, как яркая, оригинальная, творческая. Понятие индивидуальности указывает на своеобразие социальнозначимых качеств.

Для того чтобы снять возбуждение, прежде всего нужно осознать сам конфликт и его причины. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным. Как только окончательно, на первых днях после рождения, у ребёнка заканчивается формирования органов ощущений, мир врывается его мозг виде какофонии вещей и явлений, которые окружают. Иногда настолько, что люди используя одинаковые слова, и считая, что и одинаковые понятия закреплённые за ними, не состоянии понять друг друга. Характеризуя личность взрослого или ребенка со стороны уровня притязаний, следует выяснить, насколько притязания приемлемы для общества по содержанию целей, которых добивается субъект, а также насколько они действенны. Устойчивость личности возможна лишь при господстве высокоморальных мотивов поведения и деятельности над всеми другими мотивами. Если придерживаться общей методологической концепции становления сущностных сил человека, то его духовность формировалась вместе с его сознанием. Без возникновения духовной сферы наши предки были бы обречены на вымирание. Для сознание — это высшая форма психического отражения действительности, связанная с речью и свойственная общественно развитому человеку идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности. Это хорошо иллюстрирует такая форма бессознательного, как когда с упрочением навыка все большая часть поступающей извне информации не доходит до сознания, а обрабатывается и переключается на эффекторную двигательную систему на более низких уровнях центральной нервной системы.

Каждый человек строит свою жизнь соответственно уровню собственного сознания. Положение Точки Сборки на коконе определяет характеризует уровень развития сознания данного человека, его ментальные возможности, его видиние мира и его поведение. Человек, который не знает требований нравственного закона, имеет несведущую совесть. Должным здесь признается все то, что служит утверждению богоподобного достоинства человеческой личности, благу ближних и славе Божией. Основное заблуждение Федорова состоит том, что он противопоставил Божественному действию действие человеческое. Это происходит потому, что существует заранее предустановленное соответствие между возможностями человека и нравственным идеалом. Однако даруемая жизни Церкви сверхъестественная благодать сообщает человеку творческие силы, дающие возможность нравственного усовершенствования. Чем глубже укоренены личности эти нравственные понятия, тем сильнее они влияют на степень ее нравственной ответственности. Здесь, первую очередь, нуждается рассмотрении оценка поведения человека таких ситуациях, когда вопрос об ответственности может быть поставлен под сомнение и когда неизвестно, может ли совершенное действие рассматриваться как грех. С другой стороны, достижения психологии, вскрывшей глубину, богатство и многообразие форм характере человеческого поведения, также выдвигают настоятельную необходимость более углубленного изучения принципов, определяющих личную ответственность человека каждом конкретном случае.

Каждый человек открыт для осуществления добра и нравственного совершенства своей личной жизни и поэтому несет ответственность той мере, какой он еще не достиг совершенства и святости и не вступил область духовно преображенного бытия. Отсюда следует, что степень личной виновности или невиновности за каждый совершенный поступок зависит от ценности этого поступка по отношению к общей и абсолютной цели человеческого предназначения. Поэтому Бог мог наказать народ за грех одного человека и дать благословение и награду за личную праведность другого человека. Таким образом, понимание наград и наказаний Ветхом Завете сводилось, главным образом, к благословениям земной жизни и относилось больше к целому народу, чем к отдельной человеческой личности. Временное наказание за грех является более очевидной формой воздаяния плане земной человеческой жизни. В какой мере, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — человек очистил свой ум, такой мере он видит славу Бога какой мере он возлюбил Бога, такой мере он радуется Его любви какой мере он служит Богу, такой мере он будет удостоен чести будущей жизни. Исследования процессов, входящих этот класс, прежде всего связаны с именем одного из самых изв Это интересно Как происходит передача информации от рецептора мозг!. Психические процессы Это интересно Что позволяет человеку адекватно воспринимать окружающий мир!. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем.

Психические процессы Следует отметить, что между определенным и неопределенным узнаванием есть много общего. Психические процессы завидуют, где он занимает положение, на которое не может надеяться настоящее время и реальной жизни. Психические процессы Это интересно Что является физиологической основой мышления?. Конкретизируя общее понятие, мы лучше Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить, а следовательно, с постановки вопроса, который возникает каждый раз, когда нам чтолибо непонятно. Психические процессы соответствовали реальности вовторых, попытаться получить новые сведения, которые бы согласовывались с прежними ожиданиями. Психические состояния и их регуляция Следовательно, состояние отражает уровень функционирования как отдельных систем, так и всего организма.

Когда рассматривается структура личности, то возникает множество вопросов что относить к компонентам личности, какие связи между выделенными компонентами являются системообразующими. Даже наличие отечественной психологии объединяющего идеологического знаменателя виде марксистской философии не стимулировало однозначного толкования личности и ее природы. Особое же значение ее еще и том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградскойпетербургской школы психологов. Что же касается темперамента, то введение этого структурного по своей природе элемента функциональное образование, коим является личность и с чем не спорит. Втретьих, отношения личности представляют собой высокой степени обобщенные отношения копределенной стороне действительности, имеющей особое значение общественнотрудовой деятельности. Последнее отличие отношений, выражающихся свойствах личности, состоит их устойчивости и постоянстве. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.

Социальные установки фиксируются самосознании личности, его психологическом автопортрете. Двигательные навыки включают себя перцептивные и интеллектуальные навыки и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления актов действия, которое направлено на преобразование реальных объектов. Интеграция проходит благополучно, если личностные свойства человека принимаются обществом, группой. Характеризуется существенным вкладом личности воспроизводство социального опыта, процесс передачи его последующим поколениям. Поэтому не может быть сходства между ощущениями и предметами внешнего мира. К свойствам ощущений относятся качество, интенсивность, длительность и пространственная локализация. С другой стороны, при прекращении действия раздражителя ощущение одновременно с ним не исчезает. Суть образной памяти заключается том, что воспринятое раньше воспроизводится затем форме представлений. Если последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. Наряду с этим есть люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст своими словами.

К таким действиям, или способам запоминания материала, относится заучивание, суть которого заключается многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются движениях, и особенно речевых. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. Объект или событие может вызывать эмоцию, служить ее поводом, но не может являться образцом для ее анализа и описания. Поэтому необходимо рассматривать их социальном контексте деятельности например, созидательный труд или преступление. С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом, а пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Личность характеризуется большим числом параметров, среди которых наиболее важна ее позиция Наиболее существенными являются отношения личности к обществу и людям, к материальным условиям жизни, к себе, к собственным обязанностям, к общественным обязанностям, к трудовым обязанностям.

Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов. Его позиция известна науке как картезианская философия, или картезианская интуиция. Следствием этого стало то, что психология стала рассматриваться как некая умозрительная наука. Метрические свойства измеряются временными интервалами дни, месяцы, годы. Последние возникают из соотношения умственных способностей и страстей. История развития представлений о природе душевных явлений очень поучительна именно для понимания их сущности.

Современная психология не отрицает значимости самонаблюдения, но отводит ему вспомогательную роль. В сознании человека формируются динамические модели действительности, позволяющие ему ориентироваться окружающей среде и соответствии с этим осуществлять деятельность. С точки зрения получения новой информации лучше открытые анкеты, но они очень сложны обработке и анализе. Такое ограничение применения данных тестов может быть объяснено целым рядом причин. Они не эмансипированы от науки и не подменяют собой углубленные исследования. Все это потери, восстановить которые можно только новой, совершенно подругому написанной большой книге. Он назывался так Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма. Таким образом, старый материализм отделял познание от чувственной деятельности, от жизненных практических связей человека с окружающим его миром.

Ведь именно Джемс говорил о себе Вот уже двадцать лет, как я усомнился существовании сущего, именуемого сознанием. Марксистское положение о необходимости и о реальной функции сознания полностью исключает возможность рассматривать психологии явления сознания лишь как эпифеномены, сопровождающие мозговые процессы и ту деятельность, которую они реализуют. Язык, замечает Маркс и Энгельс, есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание. Но сознательное отражение мира не возникает у него и результате прямой проекции на его мозг представлений и понятий, выработанных предшествующими поколениями. Поэтому психология восприятия на деле оказалась не состоянии выйти за пределы истолкований духе физиологического идеализма и иероглифизма и вынуждена была аппелировать к таким понятиям, как способность к структурированию, образованию гельштальтов.

Единственно правильное решение этого вопроса дает марксистское учение о происхождении и сущности человеческого мышления. Остались прошлом и те психологические теории, которые знали мышление лишь однойединственной его форме форме внутренней, дискурсивной мысли. Наконец, как и практическая деятельность, мышление осуществляется теми или иными средствами при помощи определенных операций, данном случае логических или математических. Но операции суть только способы, средства мышления, а не само мышление. Второе, особенно важное положение состоит том, что понятии отражения заключена идея развития, идея существования различных уровней и форм отражения. Конечно, это вовсе не значит, что все теоретические вопросы, относящиеся к проблеме психологического и физиологического, нашли свое решение.

Этим был сделан новый шаг по уже наметившемуся пути изучения взаимодействия живых организмов со средой, которое выступило теперь с новой стороны со стороны передачи, переработки и хранения информации. Само понятие информации одно из фундаментальных для кибернетики хотя и пришло их техники связи, но является по своему, так сказать, происхождению человеческим, физиологическим и даже психологическим ведь все началось с изучения передачи по техническим каналам семантической информации от человека к человеку. Однако для дальнейшего рассмотрения нашей проблемы мы можем принять самое простое и грубое, так сказать, его определение. Нет, конечно, необходимо оговаривать тот факт, что процессы восприятия включены жизненные, практические связи человека с миром, с вещественными объектами, а поэтому необходимо подчиняются прямо или опосредствованно свойствам самих объектов. Оно возникает, как только действие хирурга приводит зонд соприкосновение с объектом. Это значит, что никакое чувственное знание не является застывшим отпечатком. Диалектичны не только понятия, но и наши чувственные представления поэтому они и способны выполнять функцию, которая не сводится к роли фиксированных эталоновмоделей, соотносящихся с воздействиями, получаемыми рецепторами от единичных объектов. Проблема чувственных образов и представлений возникла перед психологией с первых же шагов ее развития. На влажном, размягченном грунте следы будут отчетливо отпечатываться, а на сухой, слежавшейся почве.

Введение понятия промежуточных переменных несомненно обогащает анализ поведения, но оно вовсе не снимает упомянутого постулата непосредственности. Происходит простая подстановка место мира предметов теперь занимает мир выработанных обществом знаков, значений. В этом смысле произошло даже известное отступление от ранних работ, которых развивался принцип активности и представление об уровнях регулирования, среди которых особо выделялся уровень предметных действий и высшие познавательные уровни. В каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. На первый взгляд кажется, что представление о предметной природе психики относится только к сфере собственно познавательных процессов что же касается сферы потребностей и эмоций, то на нее это представление не распространяется. Взгляды на эмоциональнопотребную сферу как на сферу состояний и процессов, природа которых лежит самом субъекте и которые лишь изменяют свои проявления под давлением внешних условий, основываются на смешении, по существу, разных категорий, смешении, которое особенно дает о себе знать проблеме потребностей. Только такая внутренняя деятельность, подпадающая под декартовскую категорию, собственно, и считалась психологической, единственно входящей поле зрения психолога. Итак, практическая деятельность, по мысли автора, входит предмет изучения психологии, но лишь тем особым своим содержанием, которое выступает форме ощущения, восприятия, мышления и вообще форме внутренних психических процессов и состояний субъекта. Иными словами, именно во внешней деятельности происходит размыкание круга внутренних психических процессов как бы навстречу объективному предметному миру, властно врывающемуся этот круг. Так как психология родилась из этой, по выражению Сеченова, противоестественной операции, то потом уже никакие уловки не могли склеить эти разорванные его звенья.

Допустим, что деятельность человека побуждается пищей этом и состоит ее мотив. Выделение целенаправленных действий качестве составляющих содержание конкретных деятельностей естественно ставит вопрос о связывающих их внутренних отношениях. Одним из возникающих здесь вопросов является вопрос о целеобразовании. В лабораторных условиях или педагогическом эксперименте мы обычно ставим перед испытуемым, так сказать, готовую цель поэтому самый процесс целеобразования обычно ускользает от исследователя. Конечно, для сознания субъекта цель может выступить абстракции от этой ситуации, но его действие не может абстрагироваться от. Другой вопрос, делаем ли мы эти морфофизиологические особенности самостоятельным предметом изучения или исследуем их функционирование структуре действий и операций.

Но это произошло именно потому, что функции эти исследовались отвлечении от реализуемой ими предметной деятельности субъекта Суть дела том, что обоих случаях они рассматривались не как порождаемые деятельностью, а как порождающие. Другое дело отождествление психического отражения и сознания, это не более чем иллюзия нашей интроспекции. Понадобилось изобрести тахистоскопическую методику, чтобы экспериментально разделить поле восприятия и поле сознания. Деятельность является отнюдь не просто выразителем и переносчиком психического образа, который объективизируется ее продукте. Впоследствии связи с развитием материального производства и общения, выделением, а потом и обособлением духовного производства и происходящей технизации языка сознание людей освобождается от прямой связи с их непосредственнопрактической трудовой деятельностью. При этом классовое расслоение общества приводит к тому, что люди оказываются неодинаковых, противопоставленных друг другу отношениях к средствам производства и общественному продукту соответственно и их сознание испытывает на себе влияние этой неодинаковости, этой противопоставленности. Тем не менее отметка может выступить для сознания каждого из них существенно поразному скажем, как шаг или препятствие на пути к избранной профессии, или как способ утверждения себя глазах окружающих, или, может быть, какнибудь еще иначе. Но нормальных случаях эта отнесенность всегда существует и исчезает только продуктах их движения, их экстериоризациях. Психология издавна описывала субъективность, пристрастность человеческого сознания.

Изучение личности как момента деятельности и ее продукта составляет специальную, хотя и не отдельную, психологическую проблему. Большинство авторов избирает дифференциальнопсихологическое направление. Личность и представляет собой не что иное, как систему усвоенных интернализированных ролей. Индивид как целостность это продукт биологической эволюции, ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного слаживания. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически личностью не родятся, личностью становятся. Одна из возможных его интерпретаций состоит следующем врожденный, если можно так выразиться, индивид не есть еще индивид вполне готовый, и вначале многие его черты даны лишь виртуально, как возможность процесс его формирования продолжается ходе онтогенетического развития, пока у него не развернутся все его особенности, образующие относительно устойчивую структуру личность якобы и является результатом процесса вызревания генотипических черт под влиянием воздействий социальной среды. Таким образом, направление исследования обращается не от приобретенных навыков, умений и знаний к характеризуемым ими деятельностям, а от содержания и связей деятельностей к тому, как и какие процессы их реализуют, делают их возможными.

Мы приходим, таким образом, к необходимости вернуться к анализу мотивов и рассмотреть их развитие, их трансформации, способность к раздвоению их функций и те их смещения, которые происходят внутри системы процессов, образующих жизнь человека как личности. Но, повторяю это еще раз, потребность как внутренняя сила может реализоваться только деятельности. Например, при появлении среде новых видов пищи и исчезновении прежних пищевая потребность, продолжая удовлетворяться, вместе с тем впитывает теперь себя новое содержание Таким образом, развитие потребностей животных происходит путем развития их деятельности по отношению ко все более обогащающемуся кругу предметов разумеется, что изменение конкретнопредметного содержания потребностей приводит к изменению также и способов их удовлетворения. Ведь для того, чтобы обнаружить глубинную общность потребности пище у человека и животного, достаточно взять изголодавшегося человека. Путь этот, однако, не может быть непосредственно выведен из движения самих потребностей, потому что за ним скрывается развитие их предметного содержания Таким образом, психологический анализ потребностей неизбежно преобразуется анализ мотивов.

Распределение функций смыслообразования и только побуждения между мотивами одной и той же деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности отношения иерархии мотивов. Главная проблема, которая здесь возникает, заключается не том, насколько правильна данная или другая, подобная ей шкала, а том, правомерен ли самый принцип такого шкалирования мотивов. Процесс формирования личности со стороны изменений, о которых идет речь, может быть представлен как развитие воли, и это не случайно. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов новых видов деятельности прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются безличные операции. Он особенно драматичен условиях классового общества с его неизбежными отчуждениями и парциализацией личности, с его альтернативами между подчинением и господством. Эти изменения происходят постоянно, но они могут и концентрироваться, создавая нравственные переломы. Словами Ужасный век, ужасные сердца!. Многообразные отношении, которые человек вступает к действительности, являются объективно противоречивыми.

Итак, теоретический анализ позволяет выделить по меньшей мере три основных параметра личности широту связей человека с миром, степень их иерархизированности и общую их структуру. Вероятно, нужно, потому что наивная, а по сути, пережиточная мысль иногда представляет переход к принципу по потребностям чуть ли не как переход к сверхпроцветающему обществу потребления. Познание себя начинается с выделения внешних, поверхностных свойств и является результатом сравнения, анализа и обобщения, выделения существенного. Если проблема я и ставится ней, то лишь форме констатации существования особой инстанции внутри личности маленького человечка сердце, который нужную минуту дергает за веревочки. Ленин писал о том, то отличает просто раба от раба, примирившегося со своим положением, и от раба восставшего159.

Маркс и заканчивает эту сноску так Вместе с тем и Павел как таковой, во всей его павловской телесности, становится для него формой проявления рода человек курсив. Но именно этих своих сверхчувственных свойствах он и составляет предмет психологической науки. Возвращение целостного человека психологическую науку, однако, может осуществляться лишь на основе специального исследования взаимопереходов одних уровней другие, возникающих ходе развития. Проблема личности, являясь одной из центральных теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности. Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определённых общественных функций или, как ещё говорят, социальных ролей. Личность неотторжима от системы социальных связей, которую она включена. Общественные отношения часть, сторона, аспект личности как социального качества индивида.

Всё сказанное позволяет понять личность качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных субъект объект субъектных и субъект субъект объектных отношений, складывающихся деятельности и общении. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. При потере накопленного золота, при потере имущества, пишет Джеймс, не только возникает чувство умаления нашей личности, превращение части нас ничто… Через это мы сразу отождествляемся с беднягами, к которым доселе относились презрительно, отделяемся больше, чем прежде, от счастливцев, которые властвуют над сушей, и морями, и людьми, наслаждаясь тем, что может дать богатство и власть. В концепциях спонтанного психического развития оно рассматривается как полностью детерменируемое своими внутренними законами. Вместе с тем каждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека понятии организм структура человеческого индивида как биологической системы, понятии личность его включённость жизнь общества. Как уже отмечалось, исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из марксистского положения о личности как социальном качестве индивида. Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды. Направленность личности включает себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. Человеку приходится выполнять течении жизни множество разнообразных деятельностей, каждой из которых реализуется определённая цель. Делается попытка построить структуру личности, иерархизировать её подструктуры, дать новое, более обобщённое понятие о личности.

Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Слова, которые он использует для характеристики этого состояния, разные необдуманно, неосознанно, спонтанно, интуитивно. Сознание человека возникло и развивалось общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. В поле внимания могут быть взяты те моменты сознания, которые до этого не осознавались. Через его посредство осуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно не доступном сознанию. Да, иногда можно отгадать ответ, когда речь идет о случае орел или решка, когда только два исхода.

В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Этой агрессии человек помогает сам, если он возвышает бессознательное и через него хочет обо всем узнать. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам. Таким образом, уровень бессознательного, выражающий переход его сознательное и наоборот выражает осознание человеком ранее неосознаваемой мысли.

В то же время этот мир является величиной изменчивой и зависит от усилий личности. Но если допустить, что есть разные языки языки животных, языки машин, а словесный язык — это лишь один из языков, тогда вполне можно согласиться с тем, что мысль возникает лишь посредством языка и не существует вне. Сначала мысль возникает на языке мозга, языке бессознательного и лишь позднее переводится на словесный язык, язык сознания. Подобно этому внутри нас всегда существует мера как переход из одного состояния другое. Это объясняется тем, что импульс сознания окружающего мира оказался слабее подсознательного. Отсюда потеря контроля над окружающим миром, неспособность предвидеть и прогнозировать. Недостатком Фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы жизни и психике человека, человек понимается основном как биологическое сексуальное существо, которое находится состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения.

Биологическая форма движения материи жизнь качественно новая ступень развития природы. Сознание своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, которую включен и он сам, его действия и состояния. В этом плане безусловный интерес представляет идея орудийного строения функций. Следует отметить и то, что понимание сознания как способа организации душевной жизни дает возможность представить более полную картину последовательного развития сознания онто и филогенезе, включив нее стадии формирования предпосылок сознания собственном смысле слова. Соколова, ни одной из школ целостной психологии не приходили к подобным выводам. Необходимо отметить и другие подходы Выготского к проблеме единиц анализа сознания. В силу последовательной индукции прекращение возбуждения какомлибо участке коры голов ного мозга приводит к его временному торможению, а прекращение торможения соответственно к повышенной его возбудимости. Отметим, что усвоение это психическое явление, структуру которого входят понимание, запоминание и возможность активного использования определенных сведений, включаемых систему понятий. Процесс усвоения личнос тью социального опыта осуществляется через посредство внутреннего мира личности, котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что совершается с. Но реальной жизни это не так примерно у каждого десятого у тех, кто страдает бессонницей, которая тесно связана с тревожностью.

Возникает кома основном результате повреждения или разрушения ретикулярной формации вследствие болезни, мозговой травмы или же приема некоторых нарко тиков или ядов. То же самое утверждается и Библии И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо этом закон и пророки. В политическом аспекте личность, как утверждал еще Аристотель, представляет собой существо, стремящееся к высшей форме организации политической образе государства с целью устроить свою жизнь прекрасно, наилучшим образом. В Метафизике Аристотель пишет При этом разум, силу причастности своей предмету мысли, мыслит самого себя он становится мыслимым, соприкасаясь и мысля, так что одно и то же есть разум. Оно субстанция или акциденция, атрибут или модус, сущность или явление?. А есть еще самосознание, субъект, Я, эго и как они связаны с сознанием?.

Знаковые системы Заключение Список литературы Введение Сознание — поразительный феномен Вселенной. Однако по мере формирования индивидуальной системы социальных побуждений, способности к самоуправлению, сознательной саморегуляции психических процессов и социальных отношений темперамент структуре личности начинает проявлять модифицированном качестве. Отношение к обществу, к отдельным людям, к деятельности, к миру материальных предметов характеризует субъективную сторону отражения действительности, результат отражения конкретным человеком конкретных явлений окружающей его среды. Однако способности человека не выступают изолированно от всех других частей и систем, образующих личность как единое целое. Оптимизм обеспечивает человеку эмоционально комфортное миросозерцание, проникнутое жизнерадостностью, верой людей, собственные силы и возможности, уверенность лучшем будущем — и для себя лично, и для всего человечества целом. Сложность проблемы сознания заключается еще и том, что каждый акт сознания включает себя свернутом виде всю жизнь человека ее уникальности и неповторимости. Философия Нового времени полностью отождествила сознание, познание и мышление. Эта позиция наиболее последовательно выражена философии жизни и экзистенциализме.

Сознание формируется и реализуется совместном с другими людьми бытии и общении. Процесс сознания можно рассматривать как внутренний диалог я и ты. Конечно, ребенок усваивает то, как он должен вести себя с мамой, скажем, что ее нужно слушаться, и он слушается, но можно ли сказать, что при этом он играет роль сына или дочери?. Можно выделить различные формы общественного сознания, главные из которых показаны на. В сфере сознания выделяется три уровня сверхсознательное, осознаваемое, бессознательное. Сверхсознательное подразумевает целевую детерминацию, связанную с духовными императивами существования виде движущих идеалов деятельности и творческих озарений.

Так, появление тех или иных научных идей всегда связано с конкретными учеными, однако наука как явление, как социальный феномен, к конкретным личностям не сводится, ибо являет собою нечто большее, чем совокупность теоретических положений, высказанных отдельными учеными. То есть речь идет о том, что наличие сознания придает человеческому поведению ценностный и личностный аспект. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки. История развития самосознания неразрывно связана с развитием личности. В частности, это общество и его строй, который не может не отложить отпечаток сознание формирующейся личности. Одно из главных направлений развития современного человека связано с его знаковосимволической деятельностью. Шорохова определила человека как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями абстрактнологическое мышление, логическая память. Особенная и непохожая на других личность полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием индивидуальность. Вплоть до Нового времени сознание отождествляли с психикой целом. С одной стороны, он должен быть частью объективного мира, котором его Я вынуждено приспосабливаться к внешней реальности.

И это то время, когда у организма почти нет регистрируемых физиологических реакций!. Обычно выделают возбуждающие аутогенная тренировка по Шульцу и успокаивающие например, голотропная терапия по Грофу психотехники. Такое высказывание подчеркивает семантические горизонты, а также генетическую сущность индивида. У творческих натур сознание почти всегда находится измененном состоянии и их обыденное сознание во время бодрствования представляет собой как бы открытый порт, котором любую минуту идет выгрузка богатств, доставляемых из подсознания. Таким образом, стало ясно, что функции, считавшиеся раньше недоступными для произвольного контроля, могут регулироваться по желанию индивидуума.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru