Понятие методика психологии

Он означает, что для социальной психологии принципиально важен вопрос о соотношении общества и личности. Здесь особенно сложен вопрос о проверке гипотез и построении более или менее обоснованных прогнозов. Методы психологического исследования обнаруживают зависимость от основных теоретических принципов, реализуемых психологией, и конкретных задач, которые она решает. Любой метод исследования несет на себе печать какойлибо теории, которая определяет и выбор объекта исследования, и способы расшифровки полученных результатов. Но и малограмотные крестьяне почти никогда, определяя слово, не подводили его под более общее понятие дерево — это растение. Далее экспериментатор предъявляет испытуемому несколько предметов, различающихся по форме и цвету, и о каждом из них испытуемый узнаёт, что данный предмет является или, наоборот, не является примером такогото понятия. Эксперимент продолжается до тех пор, пока испытуемый правильно не отберёт все фигуры и не даст правильного определения слова. Главное, что свое непонимание исследователь объясняет объективной нехваткой знания о мире. Вместе с процес Общее представление о внимании На человека постоянно воздействует множество самых различных раздражителей. По степени развернутости решаемых задач выделяют мышление дискурс Качества мышления и структура интеллекта Широта мышления— это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская то же время и необходимых для дела частностей.

Затем текст закройте и течение пяти минут постарайтесь Тестовый материал. Важным параметром характеристики группы является положение группе индивида качестве ее члена. Механизмы и эффекты восприятия В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между партнерами. Сущность генетического метода психологии, его значение изучении развития психики. Моделирование психики знаковая или техническая имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности. Использование методики анкетирования и тестирования, метода наблюдения. Изучение психологии юридического труда, преступной группы, правонарушения и психологии потерпевшего. Варианты метода аналитическая, систематическая и феноменологическая интроспекция.

Неразрывная связь метода и теории находит свое выражение методологической роли научных законов. При различных подходах из одного и того же фактического материала могут быть сделаны противоположные выводы. Воспроизводимость данных означает оценку возможности получения аналогичных данных другими исследователями подобных ситуациях. Насколько допустимым испытания лекарств на людях рамках гуманистической системы ценностей ее современном понимании. Е Неободимость метода исследование не сможет пройти без способов приемов исследования. Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со полов. Примеры применения системного подхода психологии выделение низших и высших психических функций, поведенческого и гностического компонентов интеллекта, различных сторон личности, тенденций и потенций, рассмотрение психики как подсистемы человексреда. Как проявились естественнонаучный и гуманитарный подходы психологии? Научное познание природного мира строилось при помощи наблюдения и экспериментирования с объектами природы. Важной особенностью постижения душевных состояний является его неразрывная связь с переживанием.

В рамках философской психологии по сей день, создаются модели психики или ее отдельных подсистем, которые служат источником гипотез для научной психологии и, кроме того, позволяют интерпретировать различные элементы эмпирического и теоретического психологического знания. Хоманс заметил, что науку делает наукой ее цель, а не ее результаты если исследование нацелено на выявление более или менее общих связей между явлениями природы, когда проверка истинности связи заключена, конечном счете, самих данных, тогда это наука. В научной психологии проблема становления парадигмы отражена работах. При использовании различных методов психологического исследования необходимо считаться с особенностям изучаемой проблемы. Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу и анкету. В сферу ее внимания попадает все богатство психических явлений психические процессы и состояния, индивидуальнопсихологические особенности личности, мотивы и ценности, социальнопсихологические закономерности поведения людей, но все эти явления рассматриваются только ситуациях правового взаимодействия. В это время активно трудились российские психологи и психофизиологи. Он стал первым мире специализированным криминологическим институтом. В судебнопсихологической экспертизе биографический метод является одним из основных методов исследования личности человека.

Реакция агглютинации используется для определения групп крови, вида и типа микробов многих инфекционных заболеваний. Амнезии по динамике протекания распределяются на ретроградную, антероградную, антероретроградную, регардированную, фиксационную, прогрессирующую. Бихевиоризм отказывается от рассмотрения субъективного мира человека качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение индивида животного и человека от рождения до смерти. При этом бихевиоризм не интересуется сутью собственно физиологических процессов это предмет физиологии. Однако при объяснении продуктивного мышиения у животных и творческого мышления у человека. Эйдетические образы отличаются от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет его отсутствие. Если теория представляет собой результат познания, то методология определяет способы достижения и построения этого знания. Андреева, методология формируется как интеграция методологических принципов и психологии, и социологии. Объект науки это, то что существует как данность вне самого изучения, то, что может быть изучено разными науками.

Воспитание и обучение той или иной мере является предметом исследования различных наук философии, социологии, истории, педагогики и психологии. Выделяют генетический способ интерпретации анализ материала плане развития с выделения отдельных фаз, стадий, критических моментов и и структурный способ установление структурной связи между всеми характеристиками личности. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад воспроизводство социального опыта, процесс передачи его новым поколениям. Но то же время единичный случай не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется своей самоценности и автономности. В свою очередь, теория это совокупность взглядов, суждений, умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности. В свою очередь, методы педагогической психологии конкретизируется исследовательских методиках. Формируясь практике прошлого исследования, метод выступает как исходный пункт последующих исследований, как объединяющее начало практики и теории. В свою очередь, поскольку метод связан с предварительными знаниями, методология, естественно, делится на две части учение об исходных основах принципах познания и практики и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы. В учении о способах и приемах исследования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общую методику исследования.

Вопросы методологического обоснования научных исследований занимали значительное место на различных этапах развития науки, поскольку развитие любой науки может осуществляться лишь том случае, если она пополняется новыми фактами, накопление и интерпретация которых обеспечивается применением научно обоснованных методов исследования. Все уровни методологии образуют сложную систему, рамках которой между ними существует соподчинение. Конкретнонаучный уровень методологии позволяет конкретизировать проблему с точки зрения определенной науки, сформулировать принципы и выделить методы исследования, характерные для данной научной области. Необходимо составить подробную программу того, кто будет наблюдаться, какие дни и часы дня будет проводиться исследование, какие моменты жизни будут охватываться. Большое значение имеет разработка схемы наблюдения, которая составляется после предварительного изучения объекта и предмета исследования. Очевидно, что конкретных психологических исследованиях почти никогда не применяется один какойлибо метод. Он составляется из вопросов критериев выбора, адресованных каждому члену конкретной социальной группы. В зависимости от возрастного состава групп и специфики исследовательских задач применяются разнообразные варианты самих процедур исследования Выбор действии, Поздравь товарища.

Чем больше индивид включен общественную жизнь, тем большее влияние на него оказывают эти факторы. Метод реализуется таких формах, как групповые дискуссии, ролевые игры, групповые упражнения, решения конкретных ситуаций. Целесообразно по аналогии с другими науками выделить психологии три класса методов Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Существуют и иные подходы к определению предмета социальной психологии, которые так или иначе содержат упомянутые уже идеи. Рассмотрены методы и приемы лингвистического анализа, основные цели и механизмы их применения, приведены примеры их использования с необходимыми пошаговыми пояснениями. Рассмотрим треугольник взаимосвязи методологии, методов и методик психологопедагогических исследований на примере отечественной психологии и гуманистической психологии. Эта парадигма науке предполагает собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции она вносит человеческое измерение во все сферы общественной жизни.

Нормальная наука — каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории. Обе формы включают себя как биологический, так и социальный компоненты. В теории деятельности обе парадигмы проявляются морфологическая парадигма как инвариантная система, а динамическом подходе изменения. Одно и то же определение понятия у двух ребят может иметь корне различное значение. В другом случае определение является результатом активной деятельности, настойчивой логической работы. Между тем мы знаем, что, овладевая языком, ребенок перенимает множество слов, причем содержание этих слов он усваивает часто крайне несовершенной, рудиментарной форме. Он указал на то, что эти эксперименты требуют от детей помимо процессов абстракции совершения ряда операций постороннего порядка, например выискивания двух сходных фигурок, запоминания их, узнавания их ряду многих других, локализации определенном месте листа. Гефлер, впрочем, доказал, что при этих опытах дети, обладающие зрительным типом представлений, находятся исключительно благоприятных условиях и оказываются впереди более одаренных ребят — представителей другого типа.

Будет ли он действовать совершенно случайно или выявит устойчивую реакцию на один определенный признак, и на какой именно цвет или форму? Мы не говорим уже о том, что примененная этими тремя авторами методика. Слово без чувственного материала — и чувственный материал без слова — так краткой формуле могут быть противопоставлены друг другу метод определения и метод изучения абстракции. Эвелинг не изучал процесса образования понятий, а только процессы переживания готовых, имевшихся у испытуемых понятий, какими являются понятия фрукты, музыкальные инструменты. Слева находится куб, за ним следует пирамида, наконец, справа цилиндр. Ребенок опять той же последовательности подымает фигуры и прочитывает, что на них написано. В связи с различиями степени одаренности и возрасте наблюдается большое разнообразие. В это время экспериментальное слово толкает испытуемого к положительной абстракции только одного признака — веса. Чтобы решить такие же задачи отношении шести маленьких фигур, он опятьтаки должен учесть только то, что таро написано на тяжелых, а фал — на легких. В каждое понятие входят теперь четыре признака — величина, тяжесть, цвет и форма и так как коллекции фигур.

Кёлера бессмысленность слов играет роль чегото, что должно быть устранено против нее направлена вся аранжировка опыта, все усилия испытуемого и процесс эксперимента — это вместе с тем процесс превращения бессмысленного знака осмысленное слово. Они продолжали и стадии первой дифференциации давать объяснения, годные лишь для первичной стадии. Римата, является попытка изолированного изучения отдельных функций и комбинирования результатов отдельных аналитических тестов общую картину одаренности субъекта. Далее, для большинства существующих тестов на одаренность невозможно элиминировать значение школьных знаний и влияние среды. Решение тестов испытуемыми часто покоится на репродукции, а не. Найдя, что для детей возрасте 10—11 лет опыты, проведенные по чистой аховской методике, оказываются слишком легкими и не дают возможности выделить более одаренных детей из числа среднеодаренных Римат затруднил решение задач испытания начинались сразу с 12 фигур, а не с 6, обучение проводилось при пестром порядке, нормальный и измененный порядки были выброшены совсем. Экспериментатор, например, дает ребенку задачу выставить фигуры с надписью гацун. Римат получал числовой ряд, характеризовавший процесс изменения качества решения задач, начиная от первой и кончая последней. Сопоставление этих данных с данными, касающимися процесса решения задач, интересны также с точки зрения соотношения между теоретической и практической одаренностью.

Тест проводится следующим образом детям, рассаженным определенным образом, передаются отдельные фигуры с прикрепленными к ним надписями. Основная задача ее — доказать, что для возникновения понятия недостаточно наличия ряда предметов и слов и механического накопления ассоциаций между тем и другим. В результате механика ассоциаций даже когда первый период упражнения нарочно затягивается до нескольких десятков повторений оказывается бессильной — понятие не образуется. На игральной доске, разделенной на ряд полей, расставлено одном поле около 20—30 деревянных фигурок, напоминающих шашки. На игровой доске пестром, лишенном всякой правильности порядке расставлены фигуры. Так как после каждой выставки фигур ребенком обнаруживается название одной новой фигуры которую перевернул экспериментатор, то всякая новая попытка ребенка решить задачу совершается на основе большего числа образцов. Одни дети проходят через все эти три стадии, другие останавливаются на середине. Методологическое и теоретическое обоснование всей методики целом дано автором другом месте, применительно к основному варианту исследование образования понятий у взрослых. В Указателе литературы, выпущенной Институтом психологии за 50 лет с 1917 по. Выготским на съезде по изучению поведения человека Ленинграде январе. Также выделяются специальные, или прикладные, отрасли науки для исследования поведения и психологии людей с конкретной практической или теоретической деятельностью.

Общая психология включаете себя психологию познавательных процессов и состояний, психологию личности, психологию индивидуальных различий, возрастную психологию, социальную психологию, зоопсихологию, психофизиологию. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Следующий важный момент общность методов исследований педагогики и психологии. Сравнительный метод метод поперечного среза сопоставление различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению. Испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Вид бесед сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Платон дает такой перечень чувств гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть. Познавательная первичная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов базих материи, подобно тому как воск принимает оттиск печати без железа и золота. Под церковным влиянием, характерным для средневековья, утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

Создавались специальные научноисследовательских учреждений с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая объективному научному исследованию. В ее основе лежит идея элементов сознания ощущений, образов, чувств и структурных отношений. Для них центральным становится вопрос об организации знания памяти субъекта, о соотношении вербальных словесных и образных компонентов процессах за поминания и мышления. Она представляет собой имеющейся голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. В соответствии с этими представлениями гуманистическая психология разрабатывает рецепты психического благополучия личности.

Своеобразной ветвью гуманистической психологии можно также считать духовную христианскую психологию. Аналогично трактуется и мышление оно состоит усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации, и действиях, которые соответствуют этим требованиям. Свои положения гештальтпсихология противопоставила также бихевиоризму, который объяснял поведение организма проблемной ситуации перебором слепых двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху. Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались Хорни Человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации Хорни, образы себя и других, сложившиеся раннем детстве Салливен, влияния социоэкономической структуры общества Фромм. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Психические состояния имеют рефлекторную природу они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий похвала, порицание.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словеснограмматической логикой, но и интуицией с ее пространственнообразным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но осознавать свои ощущения могут только те из них, у кого есть головной мозг с высокоразвитой корой. Объем зрительного восприятия число объектов, которые может охватить человек течение одного взгляда при предъявлении не связанных объектов 48 элементов. Иначе замедляется скорость и точность реагирования, поскольку во время прихода нового сигнала зрительной системе человека еще будет оставаться образ предыдущего сигнала. Орган слуха человека реагируетна звуки пределах от 16 до 20 000 колебаний секунду. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем тактильная ощущения прикосновения, температурная ощущения холода и тепла, болевая. Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно может быть включено какуюлибо деятельность, но может выступать как самостоятельная деятельность наблюдение. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает незнакомую ситуацию.

Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как чтото осмысленное собака, облако, озеро и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Человеком, находящимся во власти галлюцинаций, они переживаются как истинно воспринимаемое люди во время галлюцинирования действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают или представляют. Зрительные галлюцинации могут быть и бесцветными, но гораздо чаще у них естественная или крайне интенсивная окраска, обычно яркокрасная или синяя. Содержание зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние может пугать, вызывать ужас или, напротив, интерес, восхищение, даже преклонение. Вербальные иллюзии заключаются ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих. Важным условием поддержания произвольного внимания является психическое состояние человека.

Значительно ослабляет произвольное внимание эмоциональное возбуждение, вызванное посторонними причинами. Распределение внимания выражается умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять. Преднамеренное переключение внимания происходит при участии волевых усилий человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с. В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют четыре вида памяти. Но волевое усилие не гарантирует успеха, мы часто забываемименно то, что и боялись забыть. Непроизвольная память сильно развита детстве, у взрослых ослабевает.

Успех произвольного запоминания зависит во многом от соответствия характера, запоминаемого установкам нашего восприятия. Наиболее загадочными являются механизмы генетической памяти, с помощью которой происходит наследственно обусловленная регуляция психических реакций и действий человека, связанных с врожденными инстинктами самосохранения и размножения. Следовательно, кратковременная память поддается сознательной регуляции, может контролироваться человеком. Человек может мысленно представить себе то, что прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Воображение это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие. Продуктами этого воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, однако этот вид воображения основан на прежнем опыте. Творческое воббражение вид воображениям ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются конкретные оригинальные продукты деятельности. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить новое сочетание. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человекдеятельностно осваиваетмир, рационально организуетсвое взаимодействие с. Совершается переход от понятийноконкретного к абстрактнопонятийному мышлению. Первоначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношения. Первый, элементарный уровень — соединение сходных предметов по внешним признакам генерализация. Обобщение начинает возникать уже при образовании представлений, но полной форме воплощается понятии. При овладении понятиями мы отвлекаемся от случайных признаков и свойств объектов и выделяем лишь их существенные свойства. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные какомлибо отношении, систематизация иногда допускает выбор качестве основания признаков мало существенных, но удобных оперативном отношении.

На основе углубленных логических рассуждений анализ, сравнение, синтез, лассификация, умозаключение на основе использования аналогична основе использования эвристических приемов, на основе использования эмпирического метода проб и ошибок. Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Биологическая трактовка способность сознательно приспосабливаться кновой ситуации. Выдуманный фантастический мир, отражающий глубинные процессы нашей психики, у некоторых людей становится определяющим фактором мышления. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей. Они живут напряженной, эмоционально насыщенной жизнью, у них постоянно имеется предмет страсти. Он всегда способен с определенной мерой достоверности определить, стоит ли игра свеч. В экстремальных ситуациях эмоция успеханеуспеха трансформируется аффект восторга, страха или гнева.

Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий апатией. В состоянии фрустрации человек ищет какиелибо компенсирующие выходы, уходит мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития регрессирует. Волевая регуляция поведения состоит оптимальной мобилизованности личности, концентрации активности необходимом направлении. Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Борьба мотивов столкновение противоречивых побуждений, между которыми предстоит сделатъ выбор. Под влиянием психических состояний, возникающих ходе жизненных отношений, конфликтных ситуаций возможна также перестройка или даже ломка относительно устойчивых качеств личности. Они подразделяются на а общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность человека состояния психического напряжения сложных условиях деятельности и поведениям конфликтные психические состояния. Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием первой и второй сигнальных системы с особенностями психической саморегуляции каждого человека. Поведение индивида отличается несдержанностью, эмоциональной неустойчивостью, нетерпеливостью.

Разновидности психопатии астеническая, возбудимая взрывная, истерическая, паранойяльная и шизоидная психопатия. Их жизненные планы оторваны от реальных условий жизни, они склонны к болезненному мудрствованию, застойному самокопанию любят пилить опилки, навязчивым идеям. Для них характерны повышенная требовательность к окружающим, крайний эгоизм и себялюбие, недоверчивость. Их тяга к преувеличениям часто граничит с лживостью, а восторги и огорчения проявляются бурно и экспрессивно театральные жесты, рыдания и громкий продолжительный смех, восторженные объятия и обиды на всю жизнь. В основе личности лежит ее структура связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов черт личности способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации. Эта подструктура наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания обществе. В возрасте 35 лет, на 3й стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, у ребенка формируется чувство предприимчивости, которое закладывается игре. Положительные симптомы этой стадии личность вкладывает себя хороший, любимый труд и заботу о детях удовлетворен собой и жизнью. Она проявляется не только различных формах, но и различных сферах жизнедеятельности человека.

Но люди иногда недооценивают объективно значимые ценности или, наоборот, придают повышенную значимость ценностям конъюнктурным, престижным, модным. Различаются потребности потенциальные неактуализированные и актуализированные текущее психическое состояние напряженности, дискомфортное, вызванное рассогласованием внутренних и внешних условий жизнедеятельности данного индивида. Мотивация это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур функциональных систем, вызывающих направленную активность организма. Мотив это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость. Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки. Когда мы имеем дело с активностью, которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности человеческом мысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Способности это индивидуальнопсихологические особенности личности, обеспечивающие успех деятельности, общении и легкость овладения. Но он определяет лишь динамику их проявления впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность.

Впечатлительность степень воздействия различных раздражителей, время сохранения их памяти и силу ответной реакции на это воздействие. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервнопсихического напряжения например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия. Первый путь профессиональный отбор, задача которого не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. Первые признаки стабилизации характера возникают начале жизни человека. Черты характера, проявляющиеся отношениях с людьми, общении, оформляются начальных классах школы. Однако наивен, доверителен и беспомощен личных вопросах рассеянный профессор. Приведем краткую характеристику особенностей поведения зависимости от типов акцентуации 1 гипертимический гиперактивный чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, трудно переносит вынужденное одиночество 2 дистимичный постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, пессимистичность, тяготится шумным обществом. Совокупность методов и процедуру их использования по месту и времени для изучения психических особенностей человека и социальной группы принято называть методикой исследования.

При решении любой исследовательской задачи, готовясь к этому, необходимо ответить на ряд вопросов. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существую щих явлений. Психические процессы это ориентировочнорегулирующие компоненты деятельности. Способности Уровни организованности психофизиологические регуляционные психической деятельности возможности, проявляющиеся внимание конкретных видах деятельности Психические свойства личности типичные для данного человека осо бенности его психики. Поведение высокоорганизованного животного регулируется психическим образом конкретных условий среды. В боковой стенке ящика имелось треугольное отверстие, через которое крышку можно было отк рыть. Психика человека формируется и постоянно обогащается условиях со циального окружения, процессе усвоения социального, общественного опыта. С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека это общест венный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова. Наличие психике человека указанных уровней регуляции обусловлива ет относительную самостоятельность следующих разновидностей человечес ких реакций и действий 1 бессознательноинстинктивные, врожденные реакции реакция страха, испуга, избежания физически опасных ситуаций 2 привычноавтоматизированные подсознательные действия 3 сознательные, волевые действия.

По особенностям микроскопического строения всю кору мозга делят на несколько десятков структурных единиц полей, а по расположению его частей на четыре доли затылочную, височную, теменную и лобную. Они содержат себе опыт, накопленный процессе всего эволюционного развития. Безусловные рефлексы оди наковы у всех особей одного вида это физиологический механизм инс тинктов. Как ни сложна ломка старого стереотипа, новые условия формируют новый стереотип поэтому он и назван динамическим. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека и высших животных В опытах с животными. Ко второй сигнальной системе относится слово слышимое, видимое на писанное и произносимое. Иерархия индивидуальных потребностей сос тавляет основную отличительную особенность личности ее направлен ность. У социализированной личности существует потребность самооценке, понимании самого себя, смысла своего существования. Итак, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофи зиологическое состояние мотивацию. В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может ак туализировать различные потребности.

Установки являются неосоз нанной основой поведенческих актов, которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой оно совершается. Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, ин дивида и личности. Установка повышает чувствительность анализаторов, уровень всех психических процессов. Внимание состояние психического взаимодействия индивида со сре. Оптимальный уровень психической активности человека определяется прежде всего естественным циклом чередования сна и бодрствования. Так, у человека, пришедшего впервые цех большого заво да, может возникнуть состояние рассеянности под влиянием большого раз нообразия воздействий. Каждый орган чувств глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вкусо вые сосочки языка специализирован на приеме и переработке различных специфических внешних воздействий.

Основной частью любого органа чувств являются окончания чувствующих нервов. Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. Порог различения это относительная величина дробь, которая по казывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить или убавить, чтобы получить едва заметное ощущение изменения силе данных раздражителей. Через три секунды ощущение давления отражает только 1 5 силы раздражителя поиск очков, сдвинутых на лоб, один из примеров так тильной адаптации. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается 200 000 раз самый высокий диапазон адаптации. Если все три цветорецептора возбуждены одинаковой мере, то возникает ощущение белого цвета. На больших расстояниях лучше всего воспринимаются черные объекты на жел том фоне. Болевые ощущения вызываются механическими, температурными и хими ческими воздействиями, которые достигают интенсивности, способной к разрушению организма. Они поддаются некоторой степени торможению через вторую сигнальную сис тему.

Интерорецепторы связаны с корой через подкорковые образования ги поталамус. Нередко контрастное выделение ярких цветов, ярко горящих огней на фоне ночной темноты интерпретируется как приближенность объекта. Восприятие осуществляется посредством действия, связано с обследо ванием воспринимаемого объекта, с построением его образа. Восприятие человека всегда связано с деятельностью второй сигналь ной системы. Узнать предмет это значит воспринять данный предмет и соотнести его с ранее сформиро вавшимся образом. В восприятии осуществляется вычле нение взаимоотношений, частей, сторон предмета дом мы воспринимаем и интерпретируем как дом вне зависимости от частных признаков данного конкретного дома.

Например, при осмотре места происшествия следователь выделяет прежде всего следы преступни ка, вещественные доказательства преступления. И наоборот, если контуры объекта размыты, вписаны линии фона, то объект трудно разли чить это лежит основе маскировки. Восприятие величины и формы предметов осуществляется результате сочетания опыте человека зрительных, осязательных и кинестезических мускульнодвигательных ощущений. Восприятие предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется зависимости от удаленности предмета. Воздушная перспектива состоит некото ром изменении цвета предметов под влиянием голубоватого оттенка слоя воздуха. Поэтому необходимых случаях следует на фотографиях указывать распо ложение источника света. Восприятие времени отражение длительности, скорости и последова тельности явлений. Быстрый темп также ведет к преувеличению интервала времени, а медленный к преуменьше. При интенсивности речи 10 дБ звуки не воспринимаются виде связных слов. Человек разли чает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. Знание типичных способов преступления, типичных следов от них, приемов маскировки преступления.

Общая психология иногда именуется теоретической и экспериментальной психологией. Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность общие закономерности ощущений, восприятии, памяти, воображения, мышления, психологическую саморегуляцию дифференциальнопсихологические особенности личности человека характер и темперамент, преобладающие мотивы поведения. Понятие психический процесс подчеркивает процессуальность, динамику факта, устанавливаемого психологией. В отношении к самой науке методологию называют способом её самопознания, рефлексивным механизмом или самосознанием науки. В рамках общей методологии науки происходит освоение базовых методологических понятий, таких как прежде всего объекта, предмет и метода науки. Метод представлен также как рациональный, использующий, а также соответствующий предмету релевантный. Основной признак научного метода рациональность, опора на логические выводы, обоснованность на рациональных аргументах рационализм Декарта, а также его обращенность к опыту самое лучшее доказательство есть опыт, если только он коренится эксперименте эмпиризм. Так, прежде всего изменились представления о влиянии суъекта исследования на его результат, о детерминации явлений действительности, о природе причинноследственных связей, где на смену представлениям о жестких однозначных связях пришли вероятностные представления, а затем.

Как видно, эти философы утверждают позицию дополнительности научного и религиозного знания. Объект и предмет науки, смысловые отношения между объектом и предметом науки. Понятие экспериментальная психология имеет несколько значений понимают всю научную психологию как некую систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Георгий Иванович Челпанов 18621936 Внедрение экспериментальнопсихологических знаний высшее образование России и вклад подготовку психологов экспериментаторов. В ходе анализа истории предмета психологии мы неоднократно использовали понятие метода. Гипотеза проверяется ходе наблюдения и может подтверждаться, уточняться, опровергаться. Использование лабораторного эксперимента реальной педагогической деятельности силу его искусственности, абстрактности, трудоемкости фактически не практикуется. Основное его отличие заключается сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. В психологическом экспериментальном исследовании осуществляется поиск и проектирование новых форм учебновоспитательного процесса, осуществляется своеобразное выращивание продуктивных форм сотрудничества педагогов и школьников и одновременно изучение перспективных путей психического развития на определенном возрастном этапе. Объединяет их также то, что оба метода представляют собой систему заданий, предлагаемых исследователем испытуемому.

Подлинное же родство эксперимента и теста состоит том, что Психология труда пользуется основными методами общей психологии. Прежде всего они должны соответствовать теории, их породившей, задаче, решаемой с их помощью, и условиям, которых эта задача решается. Если предыдущий метод нацелен на изучение деятельности, то этот — на изучение личностей, ее выполняющих. Ошибки труде зависимости от их характера, стойкости и повторяемости показывают незнание техники выполнения неудающихся действий, отсутствие какихто конкретных навыков и умений, неспособность правильно выполнять эти действия чемто проявленную невнимательность, халатность или небрежность, плохой самоконтроль, быструю утомляемость, подавленное или стрессовое психическое состояние. Это особенно важно для решения проблем профориентации, профконсультации и профотбора. Анкетный метод — это массовый опрос, осуществляемый путем рассылки или раздачи анкет.

Нельзя ставить вопросы, которые непонятны опрашиваемым или могут быть поразному поняты. Психодиагностическая и тем более психопрогностическая ценность теста значительной степени зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, который был положен основу теста. В чем отличие задач профессиологии, профессиографии и психологической профессиографии?. Достаточно длительное время к тестам нашей стране относились критически педагогической практике они были вовсе запрещены. Одной из основных задач психодиагностики сфере образования является оценка соответствия уровня психического развития школьника возрастным нормам и стандартам. Еще одна задача психодиагностики школе дифференциация учащихся по интересам, склонностям, способностям тесты способностей, оценка уровня овладения учебными знаниями и навыками тесты достижений, профориентационная работа, самопознание и саморазвитие. Не всякая беседа педагога с учащимся может рассматриваться как опрос. В педагогической деятельности используются менее строгие формы этого метода, основанные на качественном анализе продуктов ученической деятельности сочинений, поделок, рисунков. Так же, как и внешнее объективное восприятие, внутреннее восприятие происходит с помощью логических процессов различения, анализа, абстрагирования, синтеза, обобщения.

Роджерсу, требует определенного мастерства, и эмпатическое понимание заключается проникновении чужой мир, умении релевантно войти феноменологическое поле другого человека, внутрь его личного мира значений и увидеть, правильно ли мое понимание. Использование биографического метода сопряжено с применением ряда частных методик опросников, интервью, тестов, автобиографий, свидетельств очевидцев близких людей, современников, с изучением продуктов деятельности. Этот опыт может быть представлен как различного рода текстах, так и других продуктах материальной и духовной культуры. Психология здесь не включается существующие сферы практической деятельности, а создает особую сферу психологических услуг. Петровская пишет Если же обратиться к ситуации оказания психологической помощи, то здесь человек предстает перед психологом целостно, единстве своего поведения, когниций, мотивации. Клиническая психотерапия это комплексное лечебное психологическое воздействие на человека при психических, нервных, психосоматических, наркологических заболеваниях. Как метод работы с пациентами гипноз используется различных по своей ориентации школах психотерапии. Потенциальное преимущество групповой терапии перед индивидуальной состоит возможности получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретными участниками группы. Он исходил из убеждения, что большинство эффективных изменений установках личности происходит под воздействием других.

Терапевты имеют дело непосредственно с поведенческими проблемами и не касаются внутренних, психологических причин неуспешного поведения. Особое место психотерапии занимает логотерапия, созданная австрийским психологом и терапевтом. Его терапия основана на убеждении, что фундаментальной потребностью человека является потребность смысле жизни. Возможность установления связей и зависимостей между явлениями разного рода. Герменевтика метод представляет собой искусство и теорию истолкования различного рода текстов литературных, религиозных, исторических, научных. Основные среди них являются психотерапия, психологическая консультация, психокоррекция, психотренинг, разрешение социальных конфликтов. Представление о методе психологии или способе изучения психической реальности исходит из вполне определенного ее понимания. Есть методы психологии, которые используются только представителями данного направления психологии, и есть методы, используемые разных направлениях.

Учение о методе психологии составляет особую область знания — методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Вторым методом психологического исследования понятий является метод сравнения понятий. Как правило, объединение наглядных картинок отвлеченные группы категории оказывается операцией, недоступной этим испытуемым. Для того чтобы избежать подобных недостатков, психологии с успехом используется методика формирования исскуственных понятий, предложенная свое время немецким психологом. Эта методика ставит своей целью проследить, как у субъекта постепенно формируются новые искусственные понятия, какие ступени он проходит при овладении новыми, искусственно созданными значениями слов и как реально протекает процесс их усвоения. Они или откладывают одну группу случайно отобранные фигуры, или начинают строить из них узоры слово и стоящий за ним принцип не играют здесь никакой роли. Этот факт вовсе не означает, что дети не оперируют понятиями, однако данных специальных условиях новые искусственные понятия могут возникать на относительно высоком уровне развития словесных значений. Он наглядно показал, что на разных этапах за значением слова стоят различные формы обобщения и различные психологические процессы, и, следовательно, значение слова развивается. Влияние общей методологии и методологических принципов на создание и использование методов.

Данный уровень определяет философский подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики. Методология существенным образом влияет и на развитие психологических теорий. Использование методов конкретной исследовательской ситуации определяет методику исследования. Часто мы осваиваем метод неглубоко, на уровне системы действий, не вдаваясь сущность этих действий.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru