Понятие истины и основные концепции истины

Проблема истины и критерии истинности Классическая и неклассические концепции истины. В современной философии особенно отчетливо выделяются три концепции истины концепция соответствия корреспонденции, когеренции и прагматичности. Философия Средневековья и Возрождения Эпоха Средневековья период европейской истории, занимающий промежуток времени с V по XVI века Однако процесс становления средневековой культуры, нового типа философского типа мышления датируют. Антропологический материализм Л Фейербаха В концепции антропологического материализма человек рассматривается качестве единственного, универсального и высшего предмета философии По Фейербаху, ценность человеческого. Пути и особенности развития русской философии Русская историософия Первый опыт русского философствования следует отнести к древнекиевской эпохе и принятию христианства на Руси Ее источниками выступили евангельское вероучение, литература патристики, учение восточн. Русская философская мысль рубежа XIX XX веков Владимир Сергеевич Соловьев 1853 1900, русский религиозный философ, поэт, публицист, критик Сын известного историка С М Соловьева В 1873 В С Соловьев защитил магистерску. Онтология как философское учение о бытии Приблизительно с XVI ст наряду с термином метафизика равном с ним значении мыслителями применялся термин онтология В настоящее время принято считать, что метафизика включает онтологию как. О материи философии и науке Понятие бытие включает свое содержание представление о духовной сознании и материальной реальности материи Впервые понятие материи было использовано античным философом Платоном, а впоследс. Природа контексте философского и научного анализа Понятие природы является одним из важнейших философских понятий, осмыслению, которого придавалось особое значение на протяжении всей истории науки Задолго до появления науки как самостоятельной.

Системноэволюционная парадигма современном естествознании и формирование нового образа Природы На разных этапах развития общества его культуре доминировали различные образы Природы, построенные на основе различных познавательных моделей Исторически первым является мифологический образ Природа как среда обитания Человек как биологическое существо полной мере зависит от природы, поскольку он вышел из животного царства ходе длительной эволюции Вследствие этого человек и общество связаны с природой множе. Социокультурные модусы человеческого бытия деятельность, практика, социализация и др Помимо экзистенциальных модусов игра, свобода, творчество и и индивидуального опыта, человеческое бытие включает себя и социокультурные характеристики деятельность, коммуникация. Сознание и мозг Идеальность и творческий характер сознания Взаимосвязь сознания, мышления и языка Перспективы создания искусственного интеллекта С точки зрения современной науки сознание неразрывно связано с деятельностью мозга, однако, историческая реконструкция позволяет выявить различные варианты интерпретации этой связи Достаточно широ. Научные революции, их типы и роль научном познании В истории развития науки можно выделить две взаимосвязанные, переходящие друг друга тенденции Это эволюционный процесс сравнительно медленного накопления знаний, подтверждения и углубления. Роль науки развитии техники, этика и социальная ответственность ученого Понимание роли науки развитии техники напрямую связано с представлением о том, что есть техника Существуют различные определения техники, но среди их множества можно выделить два главных, которы. Политическая власть Политическая система общества и место государства ней Политическая власть занимает среди других видов власти ключевое значение Она представляет собой реальную возможность субъекта проводить свою волю области политики и правовых норм с целью. Проблема истины, то есть проблема достоверного, правильного, аде кватного от лат adaeqtus приравненный знания, была сформулиро вана и осознана еще Древней Греции. Допустим, мы говорим Я знаю памятник А С Пушкина Москве Объект данном случае памятник, который не очень то похож на неуло вимый комплекс биотоков, нейронных связей и чегото там еще, происхо дящего нашем мозгу То есть речь идет о соответствии как о чемто аб солютно отличном от понятия тождество Хосе ОртегаиГассет отме чал Когда я думаю о Гималаях, ни я тот, кто думает, ни мой мысли тельный акт не похожи на Гималаи Гималаи это горы, занимающие ог ромное пространство, моя мысль ничем не напоминает горы и не занимает ни малейшего места 3 Действительно, если до конца последовательно вести речь о тождестве знания и объекта, то мы не получим никакого позитивного результата Тогда знание может быть с необходимостью истинным только том случае, если объект и знание о нем одно и то же, То есть необходимо истинным может быть лишь знание знания о самом себе В самом деле, если существует какоелибо хотя бы минимальное опосредование, зазор между знанием и его объектом, принципиально возможно искажение этого знания, несоответствие знания и объекта Следовательно, невозможна и необходимая истинность этого знания. Третьим подходом к проблеме истины является концепция, кото рой критерием истинности выступает практика прагматическая от греч pragmo дело, действие концепция истины Она берет начало гре ческой софистике и древней китайской философии Во времена более близкие к нашим дням значительный вклад развитие прагматической концепции истины внесли сторонники американского прагматизма У Джеймс, Д Дьюи Развивая идеи Чарльза Сандерса Пирса, сформулиро ванные им работе How to Make Our Ideas Clear Как сделать наши идеи ясными, его ученик и последователь Уильям Джеймс указывает, что обоснованием прагматизма философии является факт неизживного философского плюрализма Прагматический метод это прежде всего метод улаживания философских споров, которые без него могли бы тя нуться без конца Представляет ли собой мир единое или многое царит ли нем свобода или необходимость лежит ли основе его материаль ный принцип или духовный Все это одинаково правомерные точки зре ния на мир, и споры о них бесконечны Прагматический метод подоб ных случаях пытается истолковать каждое мнение, указывая на его прак тические следствия Какая получится для когонибудь практическая раз ница, если принять за истинное именно это мнение, а не другое Если мы не состоянии найти никакой практической разницы, то оба противопо ложных мнения означают по существу одно и то же, и всякий дальнейший спор здесь бесполезен Серьезный спор возникает только том случае, когда мы можем указать на какуюнибудь практическую разницу, выте кающую из допущения, что права какаянибудь одна из сторон. Онтологический уровень Истина рассматривается здесь как свойство самого бытия и даже как подлинное бытие, противостоящее бытию иллюзорному, не подлинному Мир платоновских идей или Царство Божие истинны, ибо противостоят мнимому телесному или греховному чувственно воспринимаемому бытию Истина здесь сопрягается с непосредственной духовной очевидностью и религиозным откровением Однако ее можно не только созерцать умным взором мудреца, на чем настаивала античная традиция но ней и с ней, с позиций христианского вероучения, можно непосредственно духовно жить, руководствуясь велением сердца.

Ценностноэкзистенциальный уровень фиксируется русском языке словами правда, праведность, правота Под правдой экзистенциальном аспекте понимается личностно продуманная и прочувствованная ценность, которая принимается человеком всем его существом и искренне утверждается им жизненных поступках Человек может при этом заблуждаться конкретных актах личного выбора быть неправым и даже руководствоваться своем поведении объективно ложными неправедными ценностными представлениями В таких случаях он подлежит объективному моральному и социальному осуждению, но субъективномто плане он поступает вполне искренне и правдиво Желательно, конечно, чтобы человек руководствовался подлинными ценностями, логически осмысливал происходящее и почаще слушал свое сердце, дабы не ошибаться сложных ситуациях морального выбора Однако недаром все религии и духовные учения единогласно утверждают, что жизнеустроительном плане гораздо лучше быть горячим, чем теплым, и лучше искренне ошибаться действии, чем бездействовать равнодушии. Не трудно заметить, что платонические теории соответствия могут сливаться с онтологическим пониманием истины как подлинного духовноидеального бытия, которое может непосредственно созерцаться и переживаться человеком С другой стороны, реалистические варианты классического подхода к истине могут сближаться с ее онтологической трактовкой смысле законо или идеалосообразного бытия какоголибо явления или предмета. Если же мы имеем дело с проверкой теории на ее соответствие фактам, то факт науки это всегда первично отобранное и концептуально оформленное нашим разумом образование Следовательно, необходимо уточнить и само понятие соответствия Мы уже отмечали, что процесс познания представляет собой сложное субъектнообъектное отношение Следовательно, отношение между мыслями и действительностью не может быть простым сличением двух независимых друг от друга компонентов, уже силу того, что носитель мысли сам является частью действительности, бытия Мысль представляет собой не зеркальное отражение бытия, а особое идеальное образование, котором тесно переплетены субъективное начало и объективная действительность Соответственно, столь же сложно языковое выражение данной ситуации, ее вариативность и зависимость от социокультурных обстоятельств. Второй вариант теории когеренции утверждает, что истинной должна быть признана та гипотеза, которая не противоречит фундаментальному знанию, существующему науке Например, если какаято физическая гипотеза противоречит закону сохранения энергии, все основания считать, что она ложна Данный критерий также нельзя абсолютизировать, ибо любая новая фундаментальная теория всегда какомуто общепризнанному знанию да противоречит. Вовторых, экзистенциальный аспект истины может быть рассмотрен и несколько ином ключе Обыкновенно спокойной и бесконфликтной жизненной обстановке человек не задумывается о последних истинах бытия и о смысле своего собственного жизненного предназначения Лишь ситуациях пограничных. Как оценить все многообразие так называемых неклассических концепций истины Во всех них подмечены тонкие и верные моменты, характеризующие познавательный процесс и подчеркивающие личностное измерение истины Однако всем им присущи два недостатка субъективизм и угроза произвола трактовке не только истины, но и знания как такового релятивизм виде абсолютизации относительности и изменчивости наших знаний.

В истории мысли можно выделить два противоположных представления об истине Один взгляд сводится к то му, что истина объективна, не зависит ни от каких частных мнений и потому абсолютна Абсолютность истины это знание полном объеме, содержание которого полностью соответствует действительности и не может быть изменено ходе дальнейшего развития науки Это оз начает, что эта истина нигде, никем и никогда не может быть опровергнута Она все та же для всех времен и наро дов с момента ее открытия И не только для людей, но и для любых разумных существ абсолютные исти ны остаются одними и теми. Другая точка зрения на истину, исповедуемая скеп тиками, гласит, что ничего абсолютного наших зна ниях нет все релятивно, текуче, изменчиво Под относительной истиной они понимают такое знание, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным, рано или поздно подвергается уточнению Каж дая эпоха и каждый день несут свои новые взгляды, нередко прямо отметающие предыдущие. Концепция, которой критерием истинности выступает практика, называется прагматической концепцией истины, которая берет начало греческой софистике и древней китайской философии Значительный вклад развитие прагматической концеп ции истины внесли сторонники марксизма и американского праг матизма Марксисты считают, что истина отображает объективное положение дел фагматики же понимают истину как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность деле достижения желаемой цели. Чувственная конкретность практики не означает, что она должна подтверждать истинность каждого понятия, каждого акта познания Практическое подтверждение получают лишь отдельные звенья рассуждений того или иного познавательного цикла большинство же актов познания осуществляется путем вывода одного знания из другого, предшествующего процесс доказательства происходит часто логическим путем. Велик удельный вес формальнологического критерия истины вернее, точности и непротиворечивости сфере математического знания Но и здесь только области фундаментальной, чистой математики он выступает непосредственным критерием истинности математических построений Что же касается прикладной математики, то здесь практика является единственным критерием истинности математических моделей, их эффективности. Поппер К Предположения и опровержения Рост научного знания Логика и рост научного знания М 1983 С. Существует ряд форм истины обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков направленность на раскрытие сущности, системность, упорядоченность знания её рамках и обоснованность, доказательность знания. Объективность истины обусловлена реально существующим объектом, адекватное отображение которого определяет объект знание о. Объект истина ᴛᴏ содержание знаний, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ опредется объектом и не зависит от субъекта познания Вместе с тем по форме, по способу сущя истина субъективна Как харка знания она вне чел сознания не сущет Истина содержит себе оба момента и субъективное и объективное. Здесь под истиной понимается соответствие человеческих знаний реальному положению дел, какой то объективной действительности В явной форме классическую концепцию можно найти уже у Платона и Аристотеля При этом соответствие знания идей действительности может пониматься двояким образом, зависимости от того, как трактовать саму эту объективную действительность Это может быть соответствие человеческой мысли объективной природной действительности Аристотель, а может быть ее соответствие идеальному бытию вечных идей Платон Однако какую бы общеметафизическую гносеологическую установку мы ни заняли реалистическую или платоническую рамках классического понимания истины оба аспекта соответствия обязательно будут присутствовать Так, случае реалистической и даже материалистической позиции все равно будет присутствовать момент соответствия человеческих знаний какимто объективным идеальным сущностям Рассмотрим суждение классическая механика представляет собой научную теорию Данное суждение истинно, ибо классическая механика Ньютона соответствует всем характеристикам идеального конструкта под названием теория С другой стороны, платонической версии теории соответствия суждение имя данного человека Сократ есть истинная констатация положения дел материальном мире Не трудно заметить, что платонические теории соответствия могут сливаться с онтологическим пониманием истины как подлинного духовноидеального бытия, которое может непосредственно созерцаться и переживаться человеком С другой стороны, реалистические варианты классического подхода к истине могут сближаться с ее онтологической трактовкой смысле законо или идеалосообразного бытия какоголибо явления или предмета Классическая концепция всегда была и до сих пор остается наиболее влиятельной не только среди философов, но и среди ученых, ибо наибольшей степени соответствует их интуитивной вере то, что они не творят научные гипотезы и теории по своему собственному усмотрению, а познают нечто самом бытии, и что полученное ими знание не фикция, а вскрывает объективные закономерности мироздания Однако при внимательном философском анализе классической концепции особенно ее материалистической версии ней обнаруживается ряд серьезных трудностей Первая из них была связана с понятием действительности Чтобы иметь возможность сопоставлять знание с действительностью, мы должны быть уверены абсолютной надежности, или, как говорят, подлинности, этой действительности Но как раз этой уверенности мы не имеем Почему Потому что мы сравниваем наше знание не с самой действительностью, а с ее восприятием, фактами, которые могут быть обозначены как мир опыта. Восприятие целостный образ предмета, который представляет собой синтез различных ощущений.

Интуиция познавательная способность, которая позволяет установить истину непосредственно, минуя логические процедуры рассуждения и обоснования. Корреспондентская классическая концепция истины концепция, соответствии с которой истина состоит соответствии знания о действительности самой действительности. Мнение и знание основополагающие категории древнегреческой теории познания, рамках которой первое рассматривается как ограниченное и ненадежное, основанное на догадках и домыслах, а второе как истинное и точное Начиная с Парменида, мнение отождествляется с чувственным восприятием, а знание с деятельностью мышления. Понятие форма мышления, фиксирующая общие закономерности, закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений. Скептицизм философская позиция, выдвигающая сомнение качестве основного принципа мышления, особенности, сомнение достижимости абсолютно достоверного и истинного знания о действительности.

Умозаключение форма мышления, посредством которой на основе одного или нескольких суждений получается новое суждение. Явное знание рефлексивный пласт знания, поддающийся выражению понятиях и теориях. Преодоление этих заблуждений требует понимания взаимосвязи субъекта и объекта познания Специфика их взаимодействия заключается постоянном развитии и изменении характеристик предметной области познания объектов, явлений и процессов, которые изучает человек Сам субъект познания также развивается Меняются его ценности, цели, субъективные восприятия, мировоззрение Поэтому любое знание, которое претендует на статус истинного, является таковым только определенных границах, определенной системе отсчета, конкретных условиях Иными словами, истина всегда конкретна и предметна. Эмпирический наблюдения, эмпирические факты Переход наблюдения эмпирические факты предполагает 1 рациональную обработку данных наблюдения 2 поиск них устойчивого инвариантного содержания Организация теоретического уровня знаний 1 частные теоретические модели и законы 2 развитая теория Строится некоторая обобщенная модель, которая охватывает все частные случаи Понятие метода и методологии Сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию знания регулируется нормами и правилами, руководствуется определенными методами и приемами Выявление и разработка таких норм, правил, методов и приемов, которые представляют собой не что иное, как аппарат сознательного контроля, регулирования деятельности по по формированию и развитию научного знания, составляет предмет логики и методологии научного знания Методы эмпирического познания 1 Наблюдение и описание наблюдаемого 2 Измерение 3 Сравнение 4 Эксперимент Методы теоретического познания 1 Формализация построение абстрактноматематических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов 2 Аксиоматический метод при аксиоматич построении теоретич знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства 3 Гипотетико дедуктивное развертывание теории сначала создается гипотическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке для уточнения и конкретизации 4 метод восхождения от абстрактного к конкретному вначале находится главная связь отношение изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживается, как она видоизменяется различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таки путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта Гипотеза и теория. Процесс познания протекает форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта Субъектом познания является человек, отражающий своем сознании явления действительности Этот субъект активен он ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира, на который направлена познавательная деятельность субъекта. Деятельность это специфическая человеческая форма активности по отношению к окружающей природе, другим людям и обществу, посредством которой человек целесообразно преобразует окружение своих интересах Существуют разные классификации деятельности, ее подразделяют на материальную и интеллектуальную, трудовую и нетрудовую например, игра это свободная от утилитарных потребностей деятельность человека, на рутинную и творческую Функции деятельности также многообразны Посредством деятельности человек обеспечивает себя средствами существования пищей, одеждой, жильем и это хозяйственная, экономическая деятельность посредством взаимодействия и общения с другими людьми человек производит различные социальные связи, можно сказать, производит и изменяет общество это социальная.

Основной вопрос политической жизни вопрос о власти Главный социально политический институт государство система властных органов законодательных, исполнительных, судебных, осуществляющих руководство обществом Политические организации партии, движения, группы давления призваны влиять на формирование государственных структур и выражать интересы различных социальных групп. Первоначально власть и управление чел общнх не имели полит харра Биол предпос отния доминирования Власть влияние, несмотря на сопротивление, с пом авторитета, права или насилия Надся по наследству или на осн выборов 2спба функция власти принуждение, стимулирование Формы власти авторитарная, демократич Власть порождает сис управления Критерий субъектгос общ партийная, военная и объект полит экон дух, религ. Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право. Право это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства. К формам общественного сознания относятся политические, правовые, моральные, научные и религиозные взгляды В каждую историческую эпоху доминирующее значение жизни людей приобретает то одна, то другая форма общественного сознания, что связано со многими факторами средние века, как известно, господствовала религия, новое и новейшее время политика и наука.

Под понятием культуры понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами Диалектикоматериалистическая философия рассматривает культуру как специфическую характеристику общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, включающий себя определенное отношение человека к природе и обществу, развитие творческих сил и способностей личности Важнейшей детерминирующей характеристикой культуры является ее качественная сторона Любое выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков, степени развития человека Культура это мир человека, и, известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоздаваемый им самим Культура это очеловеченный слой жизни, вторая искусственно созданная человеком природа Там, где есть человек, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми там и есть В структуре данного феномена можно выделить два класса элементов 1 включает себя идеи, ценности, которые направляют и координируют поведение и сознание людей их групповой и индивидуальной жизни 2 состоит из социальных институтов и учреждений культуры, благодаря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются обществе 1 класс элементов характеризует культуру как систему эталонов общественного поведения людей, а 2 как систему, осуществляющую социальный контроль над ценностями и идеями Культуру принято разделять на материальную и духовную Материальную культуру образуют продукты материального, а духовную продукты духовного производства Социальнорегулятивная функция воплощается нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества Вторая, не менее важная функция культуры коммуникативнорепродуктивная Она заключается трансляции опыта, знаний, опредмеченных результатов человеческой деятельности от поколения к поколению Социальной функцией культуры является отбор и отсеивание ходе трансляции тех культурных ценностей, которые остаются употреблении у нового поколения и тех, которые отсеиваются, отслужив свое Функция культуры ценностноориентационная Главный родовой признак культуры это неприродный, деятельностный, общественный источник ее происхождения и развития. В Библии излагается миф о творении человека Богом В настоящее время существуют следующие основные гипотезы происхождения человека 1 натуралистическая а Человек создан природой, значит, по Дарвину, возникновение челка подготовлено, оно произошло процессе естественного отбора социобиологии челк появился результате мутации изменений наследственности Они вызвали перестройку организма животного и произошел человек челк всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить вечное существование Земли Это не верно, челк вечно существует природе, космосе, Земля заселена пришельцами из космоса 2 идеалистическая Наиболее четко выражена Гегелем В предке челка дремал мировой разум, а затем проснулся Обнаружение мир разума челке выразилось становлении ознания, прямой походке и развитии правой руки Культурные ценности формируют челка Культура продукт сознания людей, сознание продукт мрового разума 3 выражается трудовой теории возникновения челка С момента появления мат производства начинается процесс возникновения челка и общва Общво выступает как способ бытия человека Отсюда берет начало антропосоциогенез Труд теория говорит о том, что, благодаря труд деятти появляется человек Творческая роль труда выразилась том, что человек стал производить орудия труда и с их помощью материальные ценности появл речи и языка С помощью орудий труда общаться нельзя Вырабатывается язык слов, членоразд речи, звуках фиксирся символы Символы матер смысле слова и графич изображение это средство изобрет человеком для общения Слово инструмент к формированию людского коллектива Слово позволило вынести внутр мир формирующегося человека во вне и сделать внутр наглядным. Индивид Индивидуальность Личность Понятия индивид, индивидуальность, личность нередко употребляются как синонимы для описания человека Однако них есть важные различия Эти понятия характеризуют человека с разных сторон Индивид это характеристика человека, как отдельного представителя биологического рода людей Индивидуальность характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода Индивидуальность включает себя как унаследованные так и благоприобретенные свойства Личность определяется как носитель социальных качеств Человек становится личностью процессе усвоения социального и культурного опыта данного общества такой процесс социологии называется социализацией Только человека с сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью Личность это итог взаимодействия человека и общества Личность неоднородна, что позволяет говорить о ее структуре 1 физическая личность или физическое Я это телесная организация человека, которая требует заботы, защиты, тренировки и самодисциплины существование физического Я во многом определяется духовной стороной жизни человека 98 2 социальная личность это совокупность социальных ролей человека, которые он играет различных социальных группах Все формы самоутверждения профессии, общественной деятельности, семье, дружбе, любви и формируют социальную структуру личности 3 духовная личность ценности и идеалы составляет тот невидимый стержень, ядро личности, на котором она держится, и вокруг которого выстраивается Именно духовный стержень придает силу человеку и позволяет выжить самых тяжелых условиях, напротив, утеря его ведет к саморазрушению личности, потере смысла жизни Все эти стороны личности образуют единую систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать главенствующее значение Известны периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной и интеллектуальной активности Эта черта, выходящая на первый план, и определяет сущность личности на данном этапе ее развития Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества Первый тип деятели охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, руководители и предводители Для таких личностей главное активное действие, изменение мира и других людей, включая самого себя Второй тип мыслители Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять Размышление требует одиночества и определенной дистанцированности от общества и происходящих событий Образ мудреца, мыслителя всегда пользовался большим авторитетом Недаром многие мудрецы и пророки Будда, Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и ЛаоЦзы, Конфуций, Христос и Мухаммед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами Они истории человечества выступают качестве маяков, на которые равняются последующие поколения Третий тип люди чувства и эмоций, которые остро чувствуют, как трещина мира Г Гейне проходит через их сердца Это деятели литературы и искусства, их гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов Мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом Судьба их как правило трагична 99Четвертый тип гуманисты и подвижники, которые видят свое предназначение любви к людям и всему живому, активной помощи людям Они очень тонко чувствуют чужую боль и сделали делом своей жизни милосердие Спешите делать добро их жизненный принцип А Швейцер, Ф П Гааз, Мать Тереза, тысячи их последователей и истории и нашей действительности живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков Евангельская заповедь Люби ближнего твоего, как самого себя находит их деятельности непосредственное воплощение. До сих пор наиболее распространенной концепцией истины является корреспондентская или классическая концепция истины Ее основные положения сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле истина есть соответствие вещи и интеллекта В классическом смысле истина это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Диалектикоматериалистическая концепция истины строится на классическом принципе соответствия Понимая познание как отражение объективной действительности, диалектический материализм развивает учение об объективной, абсолютной и относительной истине Понятие объективной истины выражает убеждение том, что человеческое знание субъективно по форме силу того, что всегда является знанием субъекта конкретного человека, научного сообщества и Вместе с тем знание объективно по содержанию знание, особенности научное, отражает подлинные свойства изучаемого объекта. Материалистическая диалектика учит, что истина носит конкретный характер Абстрактной истины нет Истина всегда конкретна. Такая позиция называется агностицизмом греч недоступный познанию, непознаваемый. В отличие от Юма Кант признавал существование объективного мира вещей себе, но считал их непознаваемыми Юм и Кант также не отрицали полностью возможность познания, ограничивая его чувственными восприятиями. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного выражающего устойчивое, неизменное явлениях и относительного отражающей изменчивое, преходящее. Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин.

Относительная истина относительное объективной истине это неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания. Кроме названных выделяются и другие свойства истины непротиворечивость с точки зрения формальной логики, когерентность согласованность знания с фундаментальными идеями, простота, красота, эвристичность, плюрализм, антиконьюктурность, способность к самокритичной рефлексии В И Ленин. В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий истины критерий это средство проверки достоверности знания Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность Фейербах такой критерий искал чувственных данных Но оказалось никаких самоочевидных положений нет, ясность мышления вопрос крайне субъективный, а чувства зачастую нас обманывают ложка стакане воды изломана. С введением практики теорию познания было установлено, что человек активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность и ходе её изменения познаёт. Таким образом, практика является наиболее точным критерием позволяющим отличить заблуждение от истины, при дополнении другими критериями обеспечивает процесс познания истины.

Истина понятие и основные концепции Критерии истинности Истина, заблуждение, ложь. Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин Основные противоречия на этом пути возникали ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру Но истина имеет множество аспектов, она может быть рассмотрена с самых различных точек зрения логической, социологической, гносеологической, наконец, богословской. Что познание является начальным этапом познания Основные формы чувственного познания ощущение, восприятие, представление. Представление выражает образ предмета, запечатленный памяти Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств прошлом Представление не такое четкое, как восприятие. В процессе познания можно выделить две ступени чувственную и рациональную Чувственная ступень познания является исходной, снабжающей человека первичным познавательным материалом виде непосредственных чувственных ощущений и процесса восприятия Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств Рациональная ступень познания надстраивается над чувственной, систематизирует и упорядочивает хаотичный чувственный материал.

Формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление Ощущение представляет собой отражение свойств реальности, возникающее результате воздействия их на органы чувств рецепторы и возбуждения нервных центров головного мозга Ощущение фиксирует лишь отдельные свойства вещи цвет, запах, вкус Предмет ощущениях дается не целостно, а фрагментарно Ощущения разрознены, хаотичны, субъективны и индивидуальных Если ощущения пассивны, то восприятие это активный синтез разнообразных ощущений Как форма чувственно ступени познания, восприятие включает себя схватывание объекта как целого, обнаружение отдельных признаков объекте, выделение нем информативного содержания, формирование чувственного образа Восприятие отражает целостную совокупность признаков и свойств предметов Ощущения и восприятия имеет место при непосредственном контакте субъекта и объекта познания В представлении тоже создается целостный чувственный образ вещи, но он возникает на основе памяти или является продуктом творчества, воображения, без непосредственного контакт субъекта и объекта познания Какова роль чувственного познания Можно ли с помощью только чувственной стороны познания раскрыта сущность предметов и явлений По этому вопросу истории философии сложились различные точки зрения. Формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение Понятие представляет собой форму мышления, отражающую существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений Связь понятий процессе мышления выражается суждении форме мысли, утверждающей или отрицающей чтолибо о предмете Умозаключение третья форма логического мышления, когда на основе одного или более известных суждений делается новый вывод В процессе познания чувственная и логическая стороны взаимосвязаны и дополняют друг друга Нет ни чисто чувственного, ни чисто логического мышления Без рациональной ступени познания материал, получаемый с помощью органов чувств, предстает хаотичным многообразием, котором нет единства и целостности В свою очередь рациональное познание без опоры на чувственный материал становится выхолощенным и схематичным Процесс познания, таким образом, носит чувственнорациональный характер Из данного положения вытекает ошибочность концепций сенсуализма, рационализма и иррационализма. Вопрос 5 Истина как цель, процесс и результат познания Концепции истины истории философии Истина и заблуждение. Так, совсем скоро масштабах мировой истории, разумеется Платон озвучил свое виденье спорного предмета истина это соответствие вечным идеям и целям Ведь то, что сегодня правильно, со временем может стать совершенным заблуждением Поэтому нет правильности предмета, ибо предмет имеет слишком непостоянный вид Через тысячу лет, изменится климат, расположение материков, океанов, небесных тел, и сегодняшние достоверные и истинные учебники по географии не смогут соответствовать тому, чему они некогда отвечали. Каждый рассматривает истину, как ему угодно и соответствии с направлением, котором развивает свои учения. Кант считал, что познание вечных и абсолютных истин должно соответствовать общепринятым формальным нормам разума и рассудка Но даже он был не состоянии победить противоречащую природу человеческого разума. Прагматическая от гр pragma дело, действие концепция истины утвердилась XIX веке философии прагматизма и аутентичного марксизма знание признается истинным, если оно ведёт к практическому и к успешному решению поставленной задачи Поиск критерия истинности знания можно представить себе как поиск оптимального соотношения между знанием и всей системой человеческой деятельности, а истину как достигнутое неустойчивое равновесие между ними В поисках достоверного знания мы как серфинге, пытаемся удержаться на гребне океанской волны, стремимся достичь и сохранить оптимальное соотношение между деятельностью и знанием Меняются реальность, меняются наши знания, меняется и субъект познания, то есть мы с вами. Заблуждение не является абсолютным вымыслом, игрой воображения, плодом фантазии Заблуждения тоже отражают, правда, односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник, так как любом вымысле содержатся нити реальности. Относительная истина это неполнота наших знаний, их незавершенность она выражает изменчивость знания, его углубление и Уточнение по мере развития практики и познания Изменчивость наших знаний связана с тем, что истина всегда конкретна Это значит, что познание должно учесть место, время и другие специфические обстоятельства, которых существует объект познания Истинное суждение об объекте, находящемся одних условиях, может превратиться заблуждение, если рассматривать данный объект иных условиях.

Пуанкаре стал основателем конвеционализма В конвенционализме критерием истины является то, что соответствует условному соглашению конвенции между учеными, а выбор их обусловлен соображениями простоты, удобства и целесообразности. Параллельно революционным изменениям, совершавшимся мире, происходила интенсивная разработка логикосемантического аппарата трудах Б Рассела, Л Витгенштейна и др Для теории истины это имело даже большее значение, чем изменение научных представлений о мире Построение семантических теорий, анализ парадоксов теории множеств, точное описание структуры гипотетикодедуктивной теории, растущий интерес к анализу языка науки и все это постепенно привело к тому, что обсуждение истинности человеческого знания постепенно стало приобретать более конкретный характер опираясь на логикосемантический анализ языка науки, проблему истины стали рассматривать отношении отдельных элементов знания предложений и теорий При таком более конкретном, так сказать, квантовом, подходе сразу же обнаружилось, например, что понятие истины применимо далеко не ко всем предложениям, которые могут быть использованы наукой В частности, оно неприменимо к бессмысленным предложениям, например Юлий Цезарь есть простое число и. Как несомненные завоевания философской мысли должны быть оценены главные способы проблематизации истины теория корреспонденции или соответствия знания реальности теория когеренции или связности, согласования элементов знания, ис тинность на основе системности знания, его единства прагмати ческая теория истины строящаяся на признании методологиче скиинструментального и этического значения этой категории Эти концепции должны рассматриваться во взаимодействии, по скольку они носят взаимодополнительный характер, по сути, не от рицая друг друга, а выражая различные аспекты истинного знания. Каждая из них достойна конструктивной критики, что не предполагает игнорирования позитивных результатов этих тео рий Очевидно, что знание может быть соотнесено с реаль ностью, должно коррелировать с другим знанием, поскольку оно системно и взаимосвязано, а системе высказываний могут быть соотнесены предложения объектного и метаязыка по А Тарскому Прагматический подход, свою очередь, если его не упро щать и не вульгаризировать, фиксирует социальную значимость, признание обществом, коммуникативность истины Соответ ственно, каждый из подходов предлагает свои критерии истин ности, которые при всей их неравноценности должны, пови димому, рассматриваться единстве и взаимодействии, сочетании эмпирических, предметнопрактических и внеэмпирических логических, методологических, социокультурных и др критериев. Современное понимание истины предполагает диалог различ ных философских концепций и синтез наиболее плодотворных идей контексте современных представлений науки и культуры. Понимание этого возвращает нас к утраченной было тради ции к тезису Протагора человек есть мера всем вещам, сегод ня обретающему новое социальное и гуманистическое звучание, вызывающему к жизни новые или забытые смыслы категории субъекта познания До недавнего времени однозначно квалифи цировавшийся нашей литературе как субъективистский, этот те зис действительности содержит не понятые полной мере реаль ные смыслы, имеющие непосредственное отношение к природе истины. Итак, сам субъект предстает правомерным и необходимым ос нованием для истины как соответствия знания предмету и соот ветствия предмета понятию Субъект становится основанием, поскольку он представляет познании истины социальный и культурноисторлческий опыт, предметнопрактическую деятель ность, через которые и очерчивается круг непотаенности, до ступности сущего и удостоверяется истина Человек не обладатель истины и не ее распорядитель, но условие возможности ее пони мания и выявления либо предмете, либо знании Предметнопрактическая деятельность, оставаясь главным удостоверением истины, не сводится при этом к некоторой системе прикладных процедур, но предстает социальном и культурноисторическом опыте субъекта как укорененная не только предметном мире, но и бытийности самого субъекта.

Вторая экзистенциальноантропологическая традиция по знания и истины не имела европейской философии, науке культуре целом такого значения, как первая, и именно прежде всего этом они не равноценны Для нее как бы еще не пришло время, не вызрели идеи, не сложился понятийный базис, а гума нистическая значимость концепции еще не могла победить опасе ний впасть психологизм и релятивизм Но они неравноценны также и потому, что вторая традиция относится не к некой авто номной области научного или вненаучного знания, но ко все му познанию целом, где эти области лишь виды знания Вторая традиция отличается целостным подходом к результатам познава тельной деятельности, поскольку принимает во внимание не толь ко рациональное, но и иррациональное, не только истину, но и за блуждение, осуществляя содержательный анализ их смыслов. Этой традиции соответствует также рассмотрение целостно сти различных типов знания, признание правомерности их суще ствования и выполнения различных функций При этом признает ся их гносеологическое своеобразие и понятие научный не вы полняет оценочные функции, но лишь обозначает один из типов знания Свойства того или иного знания выводятся не из традици онных вечных критериев рациональности, но из свойств по знающего субъекта и практических контекстов его деятельности и общения Типологии знания соответствуют типологии познава тельных способностей индивида и типологии практик, каждому виду знания свойственны свои критерии строгости, адекватности и обоснованности В основе такой позиции лежит осознание исто рической природы самой рациональности, понимание того, что иррациональное служит необходимым компонентом любой по знавательной деятельности само определение того, что является иррациональным, также претерпевает изменения Соответственно должна быть переосмыслена и природа истины, не сводимой толь ко к научной истине и ее критериям, что предполагает актуализа цию и развертывание экзистенциальноантропологической тра диции.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru