Понятие информация и коммуникация

Актуальность темы исследования определяется тем, что современный отрезок пути развития коммуникации как социологического, психологического, межкультурного, экономического феномена заставляет взглянуть на этот процесс первую очередь с точки зрения потребности общественного производства, котором его традиционные факторы земля, труд, капитал действуют только при условии эффективного использования коммуникации. Менеджмент 1 это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что осуществляется процессе управления, когда группа сотрудничающих людей работников фирмы направляет свои действия на достижение общих целей на основе соответствующей мотивации их труда. По сути, такая модель К это модель телефонной связи В ней присутствут. Эта схема предусматривала относительно простые и малочисленные проблемы Вопросы, которые необходимо разрешить системе коммуникации, отмечал Вейвер, связаны с объемом информации, мощностью коммуникационного канала, процессом кодирования, используемым для преобразования сообщения сигнал, и воздействием помех Weaver Warren The Mathematics of munication munication and Culture Reading in the Codes of Human Interaction Ed by Alfred N Y 1966 P 17 Есть и более психологизированные модели коммуникации такова модель Ласуэлла, известная как линейная классическая модель коммуникации. Данная модель включает 5 основных элементов коммуникативного процесса кто передаёт сообщение коммуникатор что передаётся сообщение как осуществляется передача канал кому направлено сообщение аудитории с каким эффектом эффективность сообщения результат.

Коммуникативная формула Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования коммуникативного процесса, и развернутый план собственно коммуникативного действия этом ее несомненное достоинство Вместе с тем она обладает и существенным недостатком она монологична, ней отсутствует обратная связь, благодаря которой мы рассматриваем коммуникацию не однонаправленной и не саму по себе, а как двусторонний процесс. Более развернутые модели коммуникации рассмотрены таком направлении психологической науки, как познание человека человеком А А Бодалев или социальная перцепция. Процессы коммуникаций, которых участвуют работники аппарата управления, являются жизненно важными связующими звеньями между руководителем и его подчинёнными Процессы коммуникаций позволяют руководителям эффективно выполнять свою работу и принимать решения о выборе лучшего курса действий для достижения поставленных целей Организационные коммуникации это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за её пределами. Неформальные Слухи передают информацию намного быстрее, чем каналы формального сообщения Поэтому руководители пользуются ими для запланированной утечки и распространения определенной информации Исследования показывают, что информация, передаваемая с помощью слухов, чаще оказывается точной, а не искаженной. Следует оговорить соотношение понятий общение и коммуникация, коммуникация и информация, средства массовой коммуникации и информация. Если вспомнить платоновскую пещеру, основной вопрос теорий коммуникации можно сформулировать так медиа отражают своей деятельности реальность или же формируют представления об этой реальности. Мы должны не отклонять а дополнять Как области фактов, так и сфере понятий можно сформулировать ряд предложений Понятийный характер теории общества требует решения задачи усиления ее потенциала комплексности, а именно того, чтобы при помощи одних и тех же понятий интерпретировать более разнородные ситуации и благодаря этому обеспечивать сравнимость самых разнообразных положений дел 64, 4142 Больше результатов можно получить благодаря тому, что известное освещается поновому, исходя из непривычных, несовпадающих перспектив, или же рассматривается ином контексте. Л Выготский считал, что регулирующая функция существовала некогда сама по себе, после чего ходе эволюции к ней присоединилась или над ней надстроилась функция информации, обмена опытом Вторая сигнальная система родилась на фундаменте интердикции У порога истории мы находим не надбавку к первой сигнальной системе, а средство парирования и торможения ее импульсов Слово опосредует все воздействия, заменяет и отменяет их 13 Ребенок, повторяя историю развития человечества, сначала регулирует свое поведение внешней речью, формулирующей его программу На следующем этапе эта развернутая речь сокращается, принимает характер внутренней речи, свернутой по своему строению, предикативной по форме С помощью внутренней речи формулируется намерение, намечается схема дальнейших действий и развертывается программа сложной деятельности Далее наступает стадия перехода от внутренней речи к интериоризованной слова превращаются мотивы, нормы поведения, воспроизведение прежней схемы поступков, знаки значения Речь сначала внешняя, а затем и внутренняя становится у человека важнейшей основой регуляции поведения. Знания и информация становятся механизмами управления древних развитых сообществах, принимая разнообразные формы. Магия с помощью растений и животных иллюзия, которая, однако, давала возможность путем проб и ошибок находить действительно целебные и полезные вещества Маги первые исследователи и врачи Магические обряды это не что иное, как неудавшиеся опыты, которые повторялись единственно потому, что экспериментатор не был уверен их удаче.

Компьютер MIS обрабатывает данные и генерирует информацию для различных подразделений фирмы Она является основой формирования моделей управленческих решений и самих решений Построение модели остается творческим процессом. Разнообразие и противоречивость подходов относительно взаимосвязи понятий общение и коммуникация затрудняют дальнейшее оперирование данными терминами и требуют внесения терминологической ясности категориальный аппарат Данная проблема достаточно остро стоит социальногуманитарных науках том числе и социальной психологии, так как без точного и однозначного определения предмета исследования наук, будь то психология общения или психология социальных коммуникаций, не представляется возможным их дальнейшее изучение. Прежде чем приступать к анализу вышеуказанных понятий, на наш взгляд, необходимо отказаться от отождествления понятий коммуникация и социальная коммуникация, и если речь идет о коммуникации среди людей обществе, то пользоваться термином социальная коммуникация даже, несмотря на то, что большинстве источников она обозначается как просто коммуникация Иначе говоря, все вышеприведенные параграфе 1 1 определения коммуникации целесообразно рассматривать как определения социальной коммуникации. Если рассматривать информацию лишь как сведения, которыми обмениваются люди, то необходимо признать более широкий характер понятия общение этом случае мы снова имеем дело с частным случаем коммуникации социальной коммуникацией. Частично данная задача решается за счет наличия фирме референта Частичность решения заключается том, что один референт может просмотреть только часть из поступающего потока информации и выделить из него наиболее важные мо менты, другая же часть информационного потока остается не востребованной Вдобавок, референт ориентирован только на высшее руководство, и при этом совершенно не учитывается заинтересованность рядового сотрудника оперативном полу чении необходимой ему информации. Квалифицированный менеджер знает, как выбрать наибо лее подходящие информационные средства каналы комму никации Такой менеджер понимает, что форма коммуникации влияет на характер сообщения, которое должно быть передано Устная форма личная беседа, групповое сообщение, видео запись письменная форма письма, записки или элект ронная почта.

Следовательно, маркетинг информационной продукции и услуг на предприятии должен преследовать, как минимум, две цели. Эффективность стратегии маркетинга, реализация его це лей зависят от качества информации, на основе которой эта стра тегия развивается Поэтому основной задачей участия информа ционной службы маркетинге продукции предприятия являет ся создание и поддержание системы информационного обеспе чения Информация должна освещать спрос на определенные товары и услуги, содержать характеристики возможных конку рентов, а также внешних условий, которых протекает марке тинговая деятельность предприятия инфраструктура, уровень развития, правовые и экономические требования и. Коммуникация организации зависимости от критериального подхода может быть разделена на несколько видов По структурному или как его ещё называют иерархическому критерию выделяется межуровневая коммуникация или вертикальная обмен информацией и знаниями осуществляется как по нисходящей сообщение подчиненным о принятом управленческом решении, так и по восходящей отчеты, предложения, объяснительные записки В рамках межуровневой коммуникации отдельно можно выделить коммуникацию руководитель подчиненный Она направлена на прояснение задач, приоритетов и ожидаемых результатов обсуждение проблем оповещение подчиненного о предстоящих изменениях получение сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях подчиненных коммуникация между различными отделами, или горизонтальная Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий В управленческой деятельности отдельно выделяется межличностная коммуникация Это такой тип коммуникационного обмена, при котором и отправителем и получателем выступают отдельные индивиды Для этого типа обмена информацией, знаниями характерен непосредственный контакт между субъектами общения В процессе межличностной коммуникации важно уметь преодолевать возникающие преграды Одна из преград, связанных с восприятием межличностной коммуникации, возникает изза конфликта между суждениями и убеждениями отправителя и получателя Люди могут интерпретировать одну и ту же информацию поразному зависимости от накопленного опыта Расхождения основаниях суждений могут становиться причиной избирательного восприятия информации Или возьмем семантические барьеры поскольку слова могут иметь разные значения для разных людей, то сообщение, сформулированное одним человеком, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации Существуют невербальные преграды обмен взглядами, выражение лица, интонация, модуляция голоса и другие характеристики речи Неумение слушать и плохая обратная связь межличностной коммуникации также мешают установить, действительно ли сообщение, принятое получателем, истолковано изначально предававшемся ему смысле Способы коммуникации Разговорный устный, вербальный Письменный письма, распряжения статьи объявления Невербальный тон речи, пауза, акценты 2 Вербальная коммуникация использует качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, систему фонетических знаков, включающих два принципа лексический и синтаксический Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем, которые своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации В современной социальной психологии предлагается полная схема всех знаковых систем, используемых невербальной коммуникации Основные из них следующие 1 оптикокинетическая 2 пара и экстралингвистическая 3 организация пространства и времени коммуникативного процесса 4 визуальный контакт Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу. Источники коммуникаций В организациях источником коммуникации обычно являются сотрудники со своими идеями, намерениями, информацией Когда руководитель является источником информации, он должен быть уверен, что говорит на одном языке с получателем информации и что его оценка ситуации не противоречит оценке получателя Отправитель это тот, кто непосредственно передает сигнал Зачастую источник и отправитель выступают одном лице Сообщение это собственно информация, закодированная с помощью символов Кодирование превращает идею сообщение Канал это средство, с помощью которого передается сообщение, передаточный механизм от источника к получателю речь, печать, устное обращение, телефонные разговоры, радио, телевидение, неформальные связи, собрания и Получатель Каждый получатель декодирует, интерпретирует, расшифровывает сигнал, используя свой опыт или предлагаемые рекомендации Обратная связь На современный подход к коммуникации повлияло развитие кибернетики обратная связь коммуникационном процессе играет важнейшую роль С помощью обратной связи руководитель может оценить, насколько эффективно он осуществляет коммуникацию, и повысить точность коммуникации будущем Руководитель устанавливает критерии для подчиненных, контролирует результаты, корректирует Процесс обратной связи является важным этапом принятия решений Все это еще раз подчеркивает роль коммуникации регулировании и саморегулировании Помехи, барьеры и информационный шум нарушают качество сигнала Помехами могут служить отвлечения, неправильная интерпретация, семантические проблемы, статусное различие отправителя и получателя получатель не увязывает информацию с источником, с тем, от кого поступила информация, получатель слышит то, что хочет слышать Барьерами коммуникации могут стать сложная иерархическая структура организации чем больше и сложнее организация, тем с большими изменениями через нее проходит информация идея, распоряжение, инструкция и пр исходная информация, если она плохо организована, закодирована При кодировании и расшифровке барьерами могут стать язык и культура слова имеют различный смысл, используется специальная терминология, обычаи и традиции Отправитель и получатель имеют разные индивидуальные особенности, разное восприятие. Источник информации Передатчик информации Канал коммуникации Получатель информации Назначение конечная цель Источник шума. На самой ранней стадии развития общества человек применял различные средства коммуникации и связи Человек, как социальное существо постоянно стремился взаимодействовать с другими людьми Для интенсификации и расширения сферы публичных коммуникаций требовалось преодолевать большие расстояния и он вынужден был искать средства передвижения, используемые с целью наладить коммуникации с людьми, размещенными на определенном отдалении Пожалуй, самым первым наиболее активно и эффективно эксплуатируемым средством, способствующим более быстрому установлению массовых коммуникаций являлась лошадь Наездник, преодолевая сравнительно большие расстояния, устанавливал коммуникации со значительно большим количеством людей Изобретение колеса и применение ее конструкции телеги позволило увеличить число субъектов, стремящихся наладить внешние публичные коммуникации Стремление к совершенствованию средств коммуникации привело к созданию всевозможных транспортных средств, летательных аппаратов, включая космические системы Здесь речь шла об осуществлении внешних публичных массовых коммуникаций осуществляемых путем перемещения субъектов коммуникации во внешнюю отдаленную коммуникативную среду Одной из причин, вызывавших стремление к осуществлению таких коммуникаций является желание расширить сферу функционирования и развития системы обмена товарами, информацией, а последующем и предметами материального производства В Древней Греции и Риме отношения с общественностью составляли органическую часть системы управления обществом Позже Америке Бенджамин Франклин, Александр Гамильтон, Томас Джеферсон благодаря активным коммуникациям со своей общественностью управляли общественным мнением Они активно выступали прессе, публично перед аудиторией распространяли свои революционные идеи В последующем для интенсификации коммуникаций потребовалось изобретение средств связи, которые позволили бы осуществлять требуемые коммуникации и без публичного соприкосновения Так, через систему знаковых сигналов флажки, костры пределах видимости звуковые сигналы пределах слышимости коммуникации стали осуществляться на расстоянии Для увеличения расстояния, пределах которого необходимо установить целевые разовые коммуникации использовались такие индивидуальные средства коммуникации как гонец, посыльный В целях же расширения сфер дистанционных коммуникаций и превращения их массовые была изобретена почтовая связь, которая обеспечивала достаточно массовую адресную связь между сообщающимися элементами общественной системы В связи с тем, что такой системе фаза коммуникативного обмена информацией достаточно велика, актуальность получаемой информации зачастую уменьшалась, а то и вовсе исчезала, а тем более информация, получаемая через обратную связь, устаревала, что и делало эту систему коммуникативных связей достаточно аморфной, а коммуникативную среду не интенсифицированной Телеграф, изобретенный XIX веке ознаменовал начало новой эры массовых дистанционных непубличных коммуникаций С созданием системы телеграфных коммуникаций тысячекратно повысилась скорость коммуникаций, а главное резко возросло число участников коммуникативных взаимосвязей коммуникантов С изобретением радио и внедрением его глобальную коммуникативную сеть скорость передачи информации коммуникативном обмене достигла скорости света, а главное информация и данное средство коммуникации стали массовыми Практически всеобщая телефонизация урбанизированных регионов по мнению К Штейнбуха 333 раза увеличивает пропускную способность информации, а логически вытекает, что соответственно во столько же раз возрастает интенсивность коммуникаций Повышение мобильных свойств нестационарность, беспроводность аппаратов телефонных аппаратов по крайней мере еще 56 раз увеличивает эту возможность Телевидение, сразу став массовым явлением, сделало новый прорыв увеличении скорости передачи информации массовой аудитории и пропускной способности канала коммуникации 550 тысяч раз по сравнению с телеграфом Резко увеличился и объем информации, передаваемой от источника коммуникации к реципиентам коммуникативной системы Обратная связь от реципиента к источнику информации осуществляется через систему писем, телеграмм, телефонных звонков, факсов, поступаемых на телевидение Телевидение, сразу став массовым явлением, сделало новый прорыв увеличении скорости передачи информации массовой аудитории и пропускной способности канала коммуникации 550 тысяч раз по сравнению с телеграфом Резко увеличился и объем информации, передаваемой от источника коммуникации к реципиентам коммуникативной системы Кроме того, телевидение стало возвращать естественную устность со слуховизуальным воздействием на людей, характерную для дописьменной культуры Обратная связь от реципиента к источнику информации осуществляется через систему писем, телеграмм, телефонных звонков, факсов, поступаемых на телевидение Интерактивное телевидение превратило данный канал передачи информации полноправную сеть двухсторонних интенсивных коммуникаций Этот этап развития человечества согласно теории Г Маклюэна знаменует конец эры Гутенберга, хотя во всех последующих периодах развития человечества книгопечатание продолжает играть огромную роль развитии человеческой культуры Аудиовизуальная коммуникация особенно ее неинтерактивной стадии таит себе много опасностей, нарушения и препятствия, возникающие любом звене такой коммуникативной системы порой приводит к чрезвычайным последствиям Примером может служить ситуация, описанная книге Менеджмент организациях Трагедии, которую пережили американцы ПирлХарборе 1941 году из за сбоя системе коммуникации, возможно можно было бы и избежать, если не два срыва системе передачи информации Первый сбой произошел при перехвате сообщения Ветры, котором сообщалось о планируемом нападении Однако высшее военное руководство не обратило внимания на перехваченную информацию Второй сбой произошел из за отсутствия возможности передать военному командованию на Гавайских островах информацию о приближении к ПирлХарбору обнаруженных радарной установкой неизвестных самолетов До недавнего времени компьютеры являлись персональным средством обработки и анализа информации Сегодня, со включением глобальную информационную сеть Inter, компьютеры стали самым мощным инструментом включения систему массовых коммуникаций В 1909 году Чарльз Кули выделяет коммуникацию как средство актуализации человеческой мысли В 1931 году Дж Герберт Мид отмечал, что во взаимодействии индивид принимает на себя роль другого, а накопленный человечеством опыт становится общеизвестным и доступным Массовая коммуникация представлялась виде общения коммуникатора и аудитории, которые придают коммуникативной информации один и тот же смысл Интерактивное телевидение превратило данный канал передачи информации полноправную сеть двухсторонних интенсивных коммуникаций Нарушения и препятствия, возникающие любом звене такой коммуникативной системы могут привести к трагическим последствиям Примером может служить ситуация, описанная книге Менеджмент организациях Трагедии, которую пережили американцы ПирлХарборе 1941 году из за сбоя системе коммуникации, возможно можно было бы и избежать, если не два срыва системе передачи информации Первый сбой произошел при перехвате сообщения Ветры, котором сообщалось о планируемом нападении Однако высшее военное руководство не обратило внимания на перехваченную информацию Второй сбой произошел из за отсутствия возможности передать военному командованию на Гавайских островах информацию о приближении к ПирлХарбору обнаруженных радарной установкой неизвестных самолетов. По Миду, общество и социальный индивид социальное Я конституируются совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий Стадии принятия роли другого, других обобщенного другого этапы превращения физиологии организма рефлексивное социальное Я Происхождение Я, таким образом, целиком социально, а главная его характеристика способность становиться объектом для самого себя, причем внешний социальный контроль трансформируется самоконтроль 1 Таким образом, основное понятие символического интеракционизма взаимодействие интеракция И взаимодействие это представляет собой обмен символами Символический интеракционизм Дж Мид, Ю Хабермас, X Блумер, взяв за основу взгляды Зиммеля, развил его идею об обществе как построенном на обмене жестами и символами интеракции осуществляются посредством языка, через обмен жестами, символами Для понимания человеческого поведения необходимо познание внутреннего символического смысла кода, воплощенного прежде всего языке, понятном участникам взаимодействия раскрытие значимых символов коммуникативного общения Использование коммуникативных символов предполагает, что все участники взаимодействия адекватно понимают этот условный язык и тем самым успешно общаются друг с другом Благодаря значимым символам люди легче представляют последствия своего поведения с точки зрения других и легче адаптируются к их ожиданиям Чтобы взаимодействовать, люди должны интерпретировать значения и намерения других Это осуществляется с помощью процесса, который Мид определил, как принятие роли Процесс принятия роли предполагает, что индивид путем воображения ставит себя на место человека, с которым осуществляется общение Через принятие роли индивиды развивают самость способность людей представлять себя качестве объектов своей собственной мысли, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля самоконтроль Мид различает два аспекта формирования самости 1 Я I это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир 2 Я Me это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я ее себе представляю Индивид, считает Мид, развивает самосознание момент, когда он видит себя так, как его видят другие Понятие самости не является врожденным, его происхождение целиком социально Задумайтесь, что происходит, когда вы размышляете, задать или не задать вопрос профессору, читающему у вас на курсе лекции Вы думаете Если я задам вопрос, он сочтет меня тупицей Лучше уж промолчать, то есть вы воображаете отношение профессора к студентам При этом вы как бы берете на себя роль профессора и смотрите на самого себя как на объект, или меня Me Именно вы, действуя качестве субъекта, или я I, решаете, что задавать вопрос не стоит 2 Стадии социализации раннем возрасте Стадия имитации, на которой ребенок повторяет копирует отдельные действия, присущие той или иной роли, например, укладывает куклу или прикладывает к ней стетоскоп Игровая стадия стадия индивидуального играния роли play stage, на которой ребенок играет целостную роль, но социальной группе своих игрушек папа, мама, врач, и На этой стадии и происходит принятие роли другого Стадия игры коллективного играния ролей game stage, где ребенок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными действующими лицами, например, когда группа детей 58 лет распределяет какиелибо роли дочкиматери, казакиразбойники, ШтирлицМюллер и Значимые другие люди, играющие решающую роль процессе социализации, чьи суждения, действия являются образцом при формировании наших собственных суждений, мнений, линий поведения. Жан Бодрийя фр Jean Baudrillard род 29 июля 1929, Реймс, 6 марта 2007, Париж французский культуролог и философпостмодернист, фотограф Комбинировал идеи марксизма и психоанализа, хотя позже от марксистских идей полностью отказался Ввёл понятие гиперреальность как развитие марксистского понятия надстройка Основа гиперреальности симуляция Единицами гиперреальности являются симулякры знаки или несамотождественные феномены, отсылающие к чемуто другому, а потому симулятивные Бодрийяр развил учение о трёх порядках симулякров копии, функциональные аналоги и собственно симулякры К третьему порядку симулякров он относил все современные феномены, включая деньги, общественное мнение и моду Они функционируют по принципу символического обмена Современную эпоху Бодрийяр называет эрой гиперреальности надстройка определяет базис, труд не производит, а социализирует, представительные органы власти никого не представляют Современную эпоху характеризует чувство утраты реальности Последним бастионом реальности становится смерть смерть, пожалуй, единственное, что не имеет потребительской стоимости На смерти основана любая власть и экономика Но последних случаях смерть выступает не сама по себе, а как фантазм представление В искусстве Бодрийяр видит критическую и терапевтическую функции по возвращению реальности. Истоками изучения коммуникации послужили различные направления психологии, лингвистики, идеи социального конструктивизма, рассматривающие формирования социального знания как часть социальной деятельности людей. Существует большое количество определений коммуникаций Представим несколько из них, наиболее близких социологическому пониманию.

Исходя из этого определения коммуникации, выделим три формы коммуникативного действия. В настоящее время для объяснения механизмов влияния массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознание предложены многочисленных теориях Наиболее популярные из. В некоторых скользких ситуациях легче справляться, используя письменные формы общения, которые позволяют избежать ненужных эмоций В организации, особенно крупной, постоянно циркулируют докладные записки, письма, доклады, заявления о целях компании, должностные инструкции Письменное общение очень важно для представления организации за пределами компании. Следовательно, маркетинг информационной продукции и услуг на предприятии должен преследовать, как минимум, две цели. Эффективность стратегии маркетинга, реализация его целей зависят от качества информации, на основе которой эта стратегия развивается Поэтому основной задачей участия информационной службы маркетинге продукции предприятия является создание и поддержание системы информационного обеспечения Информация должна освещать спрос на определенные товары и услуги, содержать характеристики возможных конкурентов, а также внешних условий, которых протекает маркетинговая деятельность предприятия инфраструктура, уровень развития, правовые и экономические требования и. Абстракция отсюда абстрагирование как процесс от лат abstraction отвлечение форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных, его свойств и связей общее понятие как результат процесса абстрагирования синоним мысленного, понятийного Основные типы абстракции изолирующая абстракция вычленяющая исследуемое явление из некоторой целостности, обобщающая абстракция дающая обобщенную картину явления, идеализация замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой Понятие абстрактное противопоставляется конкретному 1 В результате абстрагирования есть вероятность упустить важную информацию, восприняв ее как несущественную, выплеснуть с водой и ребенка.

Сравнение сопоставление объектов с целью выявления черт сходства или различия между ними или того и другого вместе Является важнейшей предпосылкой обобщения Играет большую роль умозаключениях по аналогии Суждения, выражающие результат сравнения, служат цели раскрытия содержания понятий о сравниваемых объектах В этом отношении сравнение служит качестве приема, дополняющего, а иногда и заменяющего определение 5 Сравнение является и формой анализа как научного исследования, широко применяемого обыденной жизни. Классификация от лат classis разряд, класс логике, система соподчиненных понятий классов объектов какой либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной ней области действительности Различают естественные классификации, основания которых существенные признаки объектов например, периодическая система химических элементов, и искусственные классификации, которых используются несущественные признаки к искусственным классификациям относятся так называемые вспомогательные классификации алфавитнопредметные указатели, именные каталоги библиотеках. Управление организации осуществляется через людей Одним из важнейших инструментов управления руках менеджера является находящаяся его распоряжении информация Используя и переда вая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он органи зует, руководит и мотивирует подчиненных Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы дости галось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена Многие менеджеры понимают важность этой проблемы и уделяют этому большое внимание. В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации В первом случае коммуникациям носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому устной или какойлибо другой форме письменно, жесты, поза, тон голоса, время передачи, недоска занность и с целью получения ответ желаемой реакции. Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников управленческого взаимодействия Так, каждый из участников дол жен обладать всеми или некоторыми способностями видеть, слы шать, осязать, воспринимать запах и вкус Эффективная коммуника ция требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания. Вовторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризую щихся неопределенностью и двусмысленностью. Тот, кто передает информацию, называется отправителем Это ключевая роль, заключающаяся проектировании и кодировании информации, предназначенной для передачи другим участникам процесса Выполнение данной роли начинается с идентификации индивидом себя кто я такой рамках коммуникационного процесса и формулирования значения или смысла того, почему и что он хочет передать другому участнику За этим следует кодирование идеи. Послание посредством передатчика поступает передающий канал, доводящий его до заданного адресата Передатчиком может быть как сам человек его тело и голос, так и техническое средство телефон, радио, телекс, телефакс, телевизор, компьютер, робот и, а также химическое или физическое состояние среды жидкость, газ, твердые вещества, радиация, свет и В качестве каналов используется сама среда воздух, вода и свет и различные технические устройства и приспособления линии, волны и Так, напри мер, разговор двух лиц может осуществляться непосредственно по телефону или по радио Как только передача послания или сигнала началась, коммуникационный процесс выходит из под контроля средства или человека, его пославшего Отправленное послание обратно вернуть уже нельзя В этот момент заканчивается этап отправления начинается этап получения передаваемой информации и понимания ее значения.

Канал выводит послание на приемник, который фиксирует получение данного послания по другую сторону канала Если ходе движения по каналу послании меняются его носители кодовые знаки или формы, то прием считается не состоявшимся. Примерами наличия шума может быть следующее звуковые ошибки произношении наличие более сильного параллельного сигнала языковые ошибки искажения линиях связи добавления к посланию на различных уровнях и. Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, гори зонтальных и диагональных связей Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными Диагональные связи это связи с другими начальниками и с другими подчиненными Сеть этих связей создает реальную структуру организации Задача формальной орга низационной структуры заключается том, чтобы придать коммуни кационным потокам правильное направление Размеры подразделе ний организации ограничивают возможности развития коммуни кационной сети Если размер группы увеличивается арифметичес кой прогрессии, то количество возможных коммуникационных отношений возрастает по экспоненте Отсюда коммуникационная сеть группе из 12 человек более разнообразная и сложная, чем группе из трех человек В зависимости от того, как построены коммуникацион ные сети, деятельность группы может отличаться большей или мень шей эффективностью. Характер взаимозависимости работ и людей группе или органи зации будет определять тип более эффективной коммуникационной сети Простая взаимозависимость допускает использование центра лизованных сетей Сложная взаимозависимость требует командно го подхода к построению коммуникационных сетей Однако слож ная сеть может и не решить простую задачу. З а основу измерения межличностной коммуникации можно взять такие две переменные, как открытость коммуникации и аде кватность обратной связи Первое измерение включает степень от крытия или раскрытия себя коммуникации для других целях получения ответной реакции от них, особенно их реакции, показывающей то, как они воспринимают нас и наши действия Второе измерение показывает степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них Построив на этой основе матри цу, где по вертикали будет отложено первое измерение, а по горизонтали второе, можно выделить пять стилей межличностной коммуникации рис. Коммуникационный стиль индивида во втором квадранте опре деляется как реализация себя и характеризуется как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью В идеальных условиях этот стиль является желательным, но ситуационные факто ры политика организации, разница статусе и могут побудить индивида, владеющего этим стилем, отказаться от него. Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее основе невербальной коммуникации В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов Дело том, что эффект большинства посланий создается невербальной информацией 37 тональностью го лоса и 55 выражением лица Особенно это проявляется тех случаях, когда словесная часть послания отправителя противоречи ва Б такой ситуации получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания Основные типы невербаль ной коммуникации приводятся табл. Опоздания, ранний приход, склонность заставлять ждать себя, культура времени, соотношение времени и статуса.

Термин коммуникация свободно используют современном обществе как непрофессионалы, так и специалисты, управленцыпрактики Термин коммуникация. Коммуникация коммуникационный процесс это обмен информацией между сторонами Основная цель коммуникационного процесса обеспечение понимания информации, поступающей к потребителю посредством обмена, общения. В рамках такой модели построения коммуникаций помимо линейных однонаправленных связей введены циркулярные связи, которые призваны выполнить функцию обратной связи и используются для подтверждения правильности понимания переданной информации. Путем обратной связи повышается эффективность коммуни кационного процесса Обратная связь способствует также подав лению уменьшению шума, под которым понимают все то, что искажает смысл сообщения Его источником может быть язык и различия восприятия Изза них может меняться смысл сообще ния процессах кодирования и декодирования В виде помех мо гут выступать также организационные неполадки между руково дителями и подчиненными Они затрудняют точную передачу информации Преодоление шумовых помех дает возможность более или менее точно передать сообщение Но слишком высо кий уровень шума может привести к полному нарушению инфор мационного процесса, а следовательно, к снижению управляе мости. Есть еще и другие ответы на вопрос что такое информация Беда том, что все эти ответы несовместимы друг с другом информацией именуются абстрактный концепт, физическое свойство, функция самоуправляемых систем информация объективна и субъективна, материальна и идеальна, это и вещь, и свойство, и отношение Информация проникла терминологию почти всех современных наук, и по этой причине признается общенаучной категорией Содержание этой категории можно представить виде следующих концепций информации. Если сигналов всего два и они равновероятны, то формула принимает вид I 1 2 log 1 2 loglog. Статус физического феномена информация обретает естественнонаучной концепции информации, ставящей ее один ряд с категориями вещества и энергии Эта трактовка воспринята многими научными авторитетами, том числе А И Бергом, В М Глушковым, А П Ершовым, В И Сифоровым Принципиальное отличие ее от атрибутивной концепции состоит том, что ней затруднительно обнаружить взаимосвязь отражения и информации, зато ясно просматривается тенденция к отождествлению информации с организацией Информация выглядит уже естественнонаучным подтверждением не столько присущего материи свойства отражения, сколько свойства организации Формула материя вещество энергия организация вытесняется формулой материя вещество энергия информация Следствием подобных взглядов является своеобразный панинформизм, выводы о том, что информация существовала и будет существовать вечно, что она содержится во всех без исключения элементах и системах материального мира, проникает во все поры жизни людей и обществ и Из панинформизма вытекает, что информация качестве одной из трех основ мироздания, должна служить первопричиной таких свойств материи, как отражение и организация Значит, отражение нужно объяснять из информации, а не наоборот, как поступают атрибутивисты. Другой крайностью панинформизма является информационный гносеологизм, следующим образом объясняющий познавательные процессы Так как всякую комбинацию частиц, веществ или умственных конструкций можно считать кодом чегото, следовательно, все, что нас окружает, есть какомто смысле информация Познание сводится к декодированию информации, которая внесена и закреплена анатомии животного или структурах нейрофизиологического характера, микроскопических или субмикроскопических особенностях клеточного ядра, короче познаваемых объектах При этом ощущение трактуется как результат превращения внешней информации во внутреннюю, материальной идеальную В общем, чувственное и рациональное познание, опыт, интуиция, выявление сущности вещей и событий, попытки истолкования текста книги природы все это частные случаи декодирования информации о чемто, запечатленной окружающей действительности Напомним, что доинформационную эпоху природе приписывались осмысленность и одухотворенность см раздел.

Функциональная концепция информации представлена двумя разновидностями кибернетической, утверждающей, что информация информационные процессы есть во всех самоуправляемых технических, биологических, социальных системах, и антропоцентристской, считающей областью бытия информации человеческое общество и человеческое сознание. В 60х годах началась подлинная эпидемия информатизации Болгарский академик Тодор Павлов это время не без удивления заметил Физиологи, психологи, социологи, экономисты, технологи, генетики, языковеды, эстеты, педагоги и другие ищут и находят информацию почти во всех органических, общественных и умственных процессах Именно так ищут и находят Но поскольку общепринятой дефиниции информации не было, а были несовместимые друг с другом концепции см 7 1, то исследователи стали называть информацией то, что им через их информационные очки казалось на нее похожим В результате появились десятки частнонаучных определений информации, приспособленных к нуждам физиологии, психологии, социологии и других частных наук При этом феномен информации не обнаруживался заново, не открывался пытливыми исследователями объекте познания, а информацией назывались уже известные вещи, свойства, явления Например, последователи великого русского физиолога И П Павлова его знаменитые сигнальные системы, служившие для раскрытия механизма условных рефлексов, стали именовать информационными системами психологи стали создавать информационные модели восприятия и памяти см модель Р Аткинсона разделе 3 2 инженеры и кибернетики принялись разрабатывать информационнотехнические устройства, системы, сети генетики обнаружили хромосомах генетическую информацию и. Информация инструментальное понятие информационного подхода, содержание и объем которого переменны и зависят от изучаемых коммуникационных и организационных явлений Говоря попросту, информация это информационный подход к коммуникации и организации Информация и информационный подход образуют единство, состоящее том, что информационный подход обязательно связан с использованием понятия информации, а информация не существует вне информационного подхода. Конструктивная функция Инженеры, конструирующие и эксплуатирующие информационную технику, воспринимают информацию как реальное рабочее тело, подобное жидкости гидравлике или току электротехнике, не ощущают некорректности этого восприятия здесь отождествляются сигналы и информация и не могут от нее отказаться. Произошел последние десятилетия, можно сказать, бум информатик, результате которого системе научного знания образовалось целое семейство информатических дисциплин, некоторые из которых представляют собой развитые, академически признанные науки, другие остались на уровне концептуальных разработок или гипотетических предложений В нашу задачу не входит содержательный анализ цикла информационных дисциплин, мы ограничимся динамикой эволюции семейства информатик Вехами этой динамики могут служить концепции социальных информатик, на которых мы сосредоточим свое внимание Этих концепций три, и их можно с определенной степенью условности разнести хронологически по десятилетиям XX века. Локализация информатики области научной коммуникации не могла не вызвать возражений В словарях по информатике, подготовленных для международного использования, информатика предстала как отрасль знания об информационной деятельности Если качестве предмета информатики взять информационную деятельность целом, то такая наука приобретает практически необозримые масштабы, охватывающие все виды социального, да и психологического познания и коммуникации.

В компьютерной информатике образовались две концепции, частично совпадающие, но по существу не сводимые друг к другу. Существенное различие между этими концепциями заключается том, что первая допускает онтологизацию информации, а вторая относит понятие информации к модели, а не к оригиналу Общность обеих концепций состоит том, что они, так же как и кибернетика не требуют фундаментального прояснения сущности информации, довольствуясь интуитивно понятым отождествлением информации с сигналами, данными, сведениями.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru