Понятие и источники аграрного права

Аграрное право комплексная отрасль права, которая регулирует общественные отношения процессе производства, переработки и реализации с продукции Причины выделения аграрного права комплексную отрасль 1 специфический предмет правового регулирования В предмет аграрного права входят А земельные правоотношения Б имущественные правоотношения В трудовые правоотношения Г управленческие правоотношения. Обычаи делового оборота настоящее время широко используются аграрных отношениях, что обусловлено историей развития договорных отношений агропромышленном комплексе страны. В аграрноправовой доктрине распространенной также является трехчленная классификация источников аграрного права Они делятся по способу правотворчества на нормативные правовые акты государства, акты санкционированного и делегированного правотворчества. Законом Саратовской области О земле, принятым Саратовской областной думой 12 ноября 1997 предусмотрены принципы правового регулирования земельных отношений Саратовской области, основанные на общих принципах правового регулирования указанных отношений, закрепленных федеральном законодательстве, и то же время отражающие специфику их регулирования данной области основные категории земель, среди которых на первом месте названы земли сельскохозяйственного назначения, являющиеся главным богатством этой области житницы России. Особо урегулирован этом законе порядок предоставления прав на землю при реорганизации совхозов и колхозов ст 55 В этих случаях физические лица, имеющие право на землю пределах причитающейся нормы, могут. Земельные участки и земельные доли, переданные физическими лицами качестве вклада уставный капитал хозяйственного общества, товарищества, качестве пая производственный кооператив, принадлежат этим формированиям на праве собственности. Согласно традиционному представлению, источники комплексной отрасли права, включают лишь нормы права, имеющие двойную прописку В деятельности специфика источников аграрного права выражаются и механизме их законодательного закрепления они часто служат формой выражения специальных актах аграрного законодательства, которые не входят ни одну из основных отраслей законодательства В этом и состоит специфика источников аграрного права, большинство норм, которого устанавливается комплексными нормативными правовыми актами, предназначенными специально для регулирования аграрных отношений. Такие комплексные юридические нормативные акт могут быть направлены на унификацию правового регулирования отдельных видов сельскохозяйственной деятельности. Однако акты основных отраслей законодательства, регулирующие аграрные отношения, не входят состав законодательства Аграрное право, состав которого входят нормы других отраслей права, шире, нежели аграрное законодательство, состоящие из нормативных актов, имеющих одну отраслевую прописку Именно этим отличается аграрное право от других комплексных отраслей права, которые состоят исключительно из норм права, рассредоточенных различных источниках других отраслей права В этом и состоит особенность аграрного права, котором наряду с продолжающимся обогащением сельскохозяйственного права за счет основных отраслей все большую самостоятельность и специфику будут приобретать его комплексные институты. В свое время профессор З С Беляева справедливо обращала внимание на то, что исходной базой при анализе источников отдельных отраслей служат исследования теории права, где дано понятие источников права, разработана их классификация, показаны общие черты и специфика отдельных их видов, тенденции развития, обусловленные совершенствование общественных отношений А И Бабылеи Источники аграрного права М Норма, 2003 С 4 В свою очередь, исследование источников отдельных отраслей права имеет значение для дальнейшего развития общего учения об источниках права, так как обогащает его конкретным материалам для научной проверки выводов общего возможность для научной проверки выводов общего учения об источниках права, делает вывод известный ученый аграрного права.

Вопервых, это правовое обеспечение аграрных преобразований рамках общего курса экономических реформ, проводимая аграрная реформа, направление и ход которой определили принятые законы и указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации В результате создана определенная база для формирования новой аграрной структуры рыночных условиях, реализации земельной и аграрной реформы. Источники права можно сгруппировать по субъектам, устанавливающим правовые нормы, на следующие виды. Природа правового обычая характеризуется следующими особенностями Правовой обычай носит локальный характер, применяется рамках сравнительно небольших общественных групп людей Юридические обычаи часто связаны с религией К основным чертам правового обычая относятся стихийность и спонтанность возникновения ритуальность казуистичность традиционность. Классификация нормативных правовых актов осуществляется по различным основаниям По юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты. В аграрном праве большей степени, чем других отраслях права, используются качестве источников права акты санкционированного и делегированного правотворчества Санкционирующая деятельность многообразная правовая деятельность государства по утверждению, рассмотрению, одобрению нормативных актов сельскохозяйственных коммерческих организаций и органов общественного самоуправления крестьян. Специфика делегированного правотворчества выражается том, что уполномочивая сельскохозяйственные коммерческие организации и органы общественного крестьянского самоуправления на выработку нормативноправовых актов, государство, тем не менее не утрачивает своей компетенции на правовое регулирование аграрных отношений Г Е Быстров, М И Козырь Аграрное право М Юристъ, 1998. Аграрное законодательство составляют нормативноправовые акты, которые регулируют организационноуправленческое обеспечение рационального использования земель сельскохозяйственного назначения субъектами аграрного права К нему относятся акты, направленные на надлежащую организацию ведения основных, дополнительных и вспомогательных отраслей сельскохозяйственного производства животноводства, растениеводства, их составных частей семеноводство, овощеводство, виноградарство, племенное дело Они закрепляют нормативноправовые требования по охране здоровья работников сельского хозяйства, соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии процессе сельскохозяйственного производства Положения этих актов очерчивают правосубъектность круга производственнохозяйственных формирований как субъектов аграрных отношений Действие этих актов распространяется на товаропроизводителей всех форм собственности.

Примерами локальных правовых актов сфере действия аграрного права является устав конкретного сельскохозяйственного кооператива, положения об оплате труда сельскохозяйственных предприятиях, положение о совете производственных подразделений сельскохозяйственных предприятий. Важную роль применении норм аграрного права, частности определяющих правосубъектность сельскохозяйственных предприятий, межхозяйственных объединений, рабочих и служащих, играют правоохранительные органы Их деятельность осуществляется на основании действующего законодательства, том числе актов, которые являются источниками аграрного права Эффективность правоприменения этих случаях значительной мере обеспечивается постановлениями Пленума Верховного Суда Украины по делам, стороной которых выступают сельскохозяйственные предприятия или межхозяйственные организации. Разрешение государства сельскохозяйственным кооперативам, акционерным и другим хозяйственным обществам, а также союзам, обществам, объединениям и другим товаропроизводителям аграрном секторе издавать нормативные акты для регулирования аграрных отношений есть не что иное, как делегирована правотворчество. Исследованию этих целей способствует Указ Президента Украины О мерах по реформированию аграрных отношений Он устанавливает правомочия сельскохозяйственных товаропроизводителей относительно самостоятельного распоряжения произведенной продукцией, определяет обязанности министерств и ведомств по реформированию аграрных отношений. Среди источников аграрного права важную роль играют нормативные акты правительства, частности декреты, постановления, положения, принимаемые по различным вопросам хозяйственной, финансовой, договорной и другой деятельности сельскохозяйственных предприятий. Конституция Украины должна быть положена основу всех законов, которые ей должны соответствовать Из этого следует, что она является первоисточником всей правовой системы и каждой отрасли права Нормы законов каждой отрасли права, частности аграрного, должны рассматриваться сквозь призму Конституции Украины Они являются источниками отрасли аграрного права той мере, какой они соответствуют Конституции Если законы, другие правовые акты или их отдельные положения или отдельные статьи законов, касающихся аграрного права, не соответствуют Конституции, по решению Конституционного Суда Украины они, согласно ст 152 Конституции, признаются неконституционными и утрачивают силу со дня принятия Конституционным Судом решения об их неконституционности Итак, законы и другие нормативноправовые акты, касающиеся аграрного права, являются источниками аграрного права, поскольку соответствуют Конституции Украины. Научиться ʼʼохватыватьʼʼ спор, а не брести от довода к доводу лес днем и ночью. Механические грубые уловки палочные доводы, к городовому, срывание, инсинуация должны быть разоблачаемы вс егда, где только можно их доказать Их сущность такова, что сделать это нетрудно. Особенная часть правовой режим земель, имущество с предприятий, правовое регулирование финансовой, трудовой деятельности, ответственность за нарушения аграрного законодательства, особенности аграрного права зарубежных стран.

Унификация необходима, чтобы повысить уровень юридической техники и помочь разобраться правовых актах. Понятие, предмет, метод, источники и принципы аграрного права понятие и виды Классификация и особенности категории Понятие, предмет, метод, источники и принципы аграрного права 2014 Аграрное право материальном значении это воля народа, которая находит свое отражение законодательных и соответствующих подзаконных актах, регламентирующих экономические и социальные отношения процессе производства сельскохозяйственной продукции. Аграрное право юридическом понимании это массив нормативноправовых актов, принятых государством, которых отображаются общие интересы народа или отдельных трудовых коллективов. Акты министерств и ведомств Украины с 1 01 93 подлежат государственной регистрации Министерстве Юстиции через 10 дней после их регистрации, если них не установлены другие сроки. Императивными категорическое предписание ее являются нормами правового регулирования Субъекты сельскохозяйственной деятельности не могут вносить изменения, дополнения, уточнения Если между участниками есть договор и нем правоотношения регулируются на других условиях, то они признаются недействительными и будут применимы действия императивного нормативного акта.

Кучма 17 марта 1993 подписал одновременно 3 разных варианта декрета О доверительных товариществах Эти обстоятельства привели к ограблению значительной части населения УкраигП К сожалению, количество таких нормативных актов низкого качества довольно значительно К тому же пренебрежение качеством законов, как следствие, порождает цепную реакцию дальнейшем процессе законотворчества Нестабильность подзаконных актов полной мере относится к постановлениям и распоряжениям Кабинета Министров, актам, принимаемым государственными органами отраслевого и функционального руководства хозяйством, наконец актам, утверждаемым местными Советами народных депутатов и их исполнительными комитетами администрациями. Описание Источники аграрного права 1 Понятие и особенности источников аграрного права Источники аграрного права служат формой выражения и закрепления аграрной политики государства как важного фактора, влияющего на формирование и развитие юридических институтов. Традиционно стратегия агарной политики связана с насыщением рынка продовольствием и сельскохозяйственным сырьем Решение этой стратегической задачи требует создания качественно новых социальноэкономических условий для решения продовольственной проблемы, обеспечения приоритетного улучшения условий труда и быта сельского населения Именно с этими факторами связан переход к новой аграрной политике, которая максимальной мере использует возможности федеральных, региональных, межгосударственных программ для продовольственного обеспечения населения. Программные цели, идеи, принципы аграрной политики, основные пути, методы и формы решения продовольственной проблемы требуют законодательного закрепления нормативноправовых актах аграрного законодательства, обеспечивающего переход к рынку аграрной экономике на основе преобразований отношений собственности и форм хозяйствования, реформы трудовых отношений и социальной сферы, перестройки государственного регулирования сельским хозяйством. Тем самым решающее значение прибретает проблема формирования и осуществления государственной воли, выраженной нормативноправовых актах, регулирующих аграрные отношения Иными словами, для характеристики общих признаков источников аграрного права важно выявить прежде всего форму выражения регулирующих аграрные отношения правовых норм, которые образуют совокупности аграрное право как комплексную отрасль права. Важно подчеркнуть и другое Категория источника аграрного права характеризуется по признакам нормативноправового акта государства как юридического источника Источником права является лишь такой нормативный акт государства, который содержит всеобщие абстрактные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение, и представляет собой средство установления новых, изменения или отмены ранее принятых норм аграрного права. Как и для других отраслей права, для аграрного права, характерна множественность нормативноправовых актов, регулирующих аграрные отношения Государство и его органы наряду с законом признают качестве формы закрепления государственной воли также иные выражения воли народа подзаконных правовых актах, содержащих нормы аграрного права. Говоря о соотношении различных источников аграрного права, надо иметь ввиду, что с начала 90х годов начался процесс усиления дифференциации аграрном праве Однако это вовсе не означает, что настоящее время государство какойто мере отказывается от унификации правового регулирования аграрных отношений, основу которого составляет переход на рыночную модель управления аграрной экономикой Это проявляется прежде всего том, что области аграрного права значительную роль играют унифицированные нормативноправовые акты, регулирующие многочисленные экономические связи системе рыночной аграрной экономики, которые складываются между сельскохозяйственными предприятиями и предпринимателями сфере сельскохозяйственной производственной деятельности Это непосредственно связано с другой тенденцией более общего характера, а именно с усилением юридического единства аграрного права Помимо юридических нормативных актов, регулирующих аграрные отношения, являющихся результатом деятельности самого государства, доктрине и практике выделяются также нормативноправовые акты сельскохозяйственных предприятий и представительных органов крестьян, играющие особенно большую роль правовом обеспечении аграрной и земельной реформы на локальном уровне Подобно государственным юридическим нормативным актам они признаются источниками права как форма выражения локальных норм права, устанавливающих правила поведения субъектов аграрных отношений и содержащих нормы аграрного права. Современная теория права определяет не только коренные отличия источников основных отраслей права от источников комплексных отраслей права, но и предметное юридическое единство комплексных отраслей права Соответственно должно проводиться и исследование особенностей источников аграрного права, характеристику которых нельзя ограничивать анализом норм права, имеющих двойную прописку. Именно этим отличается аграрное право от других комплексных отраслей права, которые состоят исключительно из норм, рассредоточенных различных источниках других отраслей права Поэтому лишь с известными оговорками можно признать положение о том, что комплексные отрасли права не имеют собственных источников и соединяют себе лишь разноотраслевые правовые нормы1.

Еще тогда, когда тенденция превращения Конституции акт прямого действия едва обозначилась, представители государствоведения и теории государства и права пытались выявить специфику конституционных положений нормах и принципах отраслей права В случаях, когда принципы и нормы права Конституции, писал проф Л С Явич, не конкретизируются иных отраслях права, они действуют непосредственно Конституционные установления действуют непосредственно и тогда, когда текущем законодательстве еще не отменены не изменены нормы, противоречащие конституционным нормам и принципам. Второе решение состояло отказе от принципа безграничности прав земельного собственника и его свободы Согласно этому мнению изза необходимости улучшения использования земли, стремления воспрепятствовать экономическими и правовыми мерами спекуляции землей, сосредоточению ее огромных размерах одних руках привели к введению конституционных ограничений правомочий собственников сельскохозяйственных земель. Повышение конституционного статуса работников сельского хозяйства проявляется также предоставлении каждому гражданину права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения Объектом конституционного регулирования данном случае является также право на забастовку работников сельского хозяйства 4. Полное и коммандитное товарищества могут создаваться как на срок, так и без указания срока, они предпочтительнее кооперативов тех случаях, когда число участников небольшое, когда их деятельность носит арендный и срочный характер Они наиболее целесообразны составе физических лиц Но могут быть формирования типа полного товарищества, состоящие из юридических лиц например, объединение двухтрех колхозов, совхозов с участием крестьянских хозяйств для строительства больниц, дороги школы, станции машинотракторного обслуживания, молокозавода и, Весьма удобна модель полного товарищества для различного рода производственных объединение крестьянских фермерских хозяйств. Весьма ограниченная численность участников рассматриваемых товариществ обусловливается спецификой прав и обязанностей полных товариществ, вытекающих из особых правил ведения дел, распределения прибыли и убытков, ответственности по обязательствам и. Ведение дел товарищества возможно трех вариантах 1 каждый участник действует от имени товарищества 2 все участники ведут дела совместно 3 ведение дел поручается отдельным участникам Разумеется, при втором и третьем вариантах права каждого участника совершении сделок ограничиваются требуется соответственно согласие всех участников и доверенность от участника, которому поручено ведение дел Участники вправе через суд потребовать прекращения полномочий, предоставленных отдельным участникам. Наследник умершего или правопреемник юридическое лицо может стать участником товарищества только при согласии других участников, а если согласия не достигнуто, то при расчетах с наследниками правопреемниками вступает силу вышеизложенное правило об ответственности и выбывшего участника по обязательствам товарищества перед третьими лицами течение двух лет после выбытия. Это общее определение сельскохозяйственного акционерного общества нуждается ряде уточнений. Общие требования законодательства о включении устав условий непосредственно акционерного характера категории выпускаемых акций, их номинальная стоимость и количество, размер уставного капитала, права акционеров, состав и компетенция органов управления, порядок принятия решений, особенно по вопросам, требующим решения единогласно или квалифицированным большинством голосов наблюдались применительно к уже отмеченным особенностям формирования уставного капитала и к традиционной системе и компетенции органов управления реорганизованных хозяйств Кроме названных составных частей устава него включались подробные правила, регулирующие отношения сфере всей производственнохозяйственной и социальной деятельности общества о чем говорилось выше.

Своеобразие формирования уставного капитала сельскохозяйственных акционерных обществ состоит также том, что величина его минимальная и максимальная нормативно не регулировалась, поскольку она предопределялась стоимостью всего фактически имевшегося реорганизованном колхозе или совхозе имущества, используемого производственнохозяйственной деятельности основные и оборотные средства и распределенного между работниками на имущественные. На практике этого не произошло Причин тому, по крайней мере, две Нередко смешиваются вклады уставной капитал форме права собственности на землю и права пользования земельной долей В первом случае происходит переход права индивидуальной частной собственности на землю, принадлежащего участнику, право собственности предприятия, и вклад уставной капитал определяется по нормативной цене земли Во втором случае смены собственника земли не происходит, а вклад должен оцениваться лишь пределах арендной платы. Одна из особенностей сельскохозяйственных акционерных обществ состоит том, что числе их учредителей много пенсионеров и количественный состав работников мобилен, имеет тенденцию к уменьшению связи с внедрением новой техники и технологии С этим обстоятельством связана обязанность общества систематически возвращать выходящим из его состава учредителям и участникам стоимость их вкладов, что равносильно предусмотренному гражданским законодательством праву акционерного общества покупать и погашать часть акций и таким путем уменьшать уставной капитал, закрепив это право своем уставе. Уменьшение уставного капитала всегда нежелательно, ибо подрывает экономическую базу деятельности хозяйства Предотвратить это неблагоприятные годы, завершавшиеся убыточностью сельскохозяйственных коммерческих организаций, можно двумя путями 1 направить часть резервного фонда если она есть после покрытия убытков на пополнение уставного капитала и соответствующее увеличение вкладов акционеров 2 систематическим наращиванием уставного капитала лучшие годы за счет части прибыли, использованной на увеличение стоимости основных средств производства и нераспределенной на вклады акционеров Иначе говоря, это путь формирования процессе деятельности хозяйства за счет его прибыли неделимой части уставного капитала Такое решение вправе принять любое сельскохозяйственное акционерное общество, закрепив это уставе. Установленные законодательством критерии разграничения правового положения акционерных обществ открытого и закрытого типа открытая подписка и свободная продажа акций самим обществом первого типа, неограниченное отчуждение акций акционерами без согласия других, и, наоборот, отсутствие такой свободы, распределение акций только среди учредителей или иного, заранее определенного, круга лиц при создании общества второго типа для сельскохозяйственных обществ имеет важное значение Поскольку сельскохозяйственные акционерные общества являются объединением физических лиц, занятых трудовом процессе и создающих прибыль, постольку наиболее всего их интересам соответствует именно вторая модель акционерного общества, при которой не происходит изъятия части прибыли пользу сторонних инвесторов В связи с этим не менее важно то, что предусмотренное гражданским законодательством положение о преимущественном праве акционеров закрытого акционерного общества приобретать акции других акционеров того же общества позволяет конкретизировать его уставе общества таким образом, чтобы вклады не могли быть переданы третьим лицам, не занятым его деятельности, и акционеры имели бы право на возмещение стоимости своих вкладов при выходе из состава работников самим обществом.

Акционер, выходящий из хозяйства, тем или иным способом реализует свой вклад лишь по его стоимости Он не имеет права на выдел имущества натуре, если это не связано с созданием крестьянского хозяйства и не оговорено уставе. Акционеры сельскохозяйственных акционерных обществ имеют равные со всеми категориями работников права на пенсионное обеспечение, государственное социальное страхование. Сельскохозяйственные акционерные общества ходе дальнейшего развития аграрной реформы могут реорганизоваться сельскохозяйственные производственные кооперативы как наиболее соответствующие специфике ведения хозяйственной деятельности организационноправовые формы Для акционерных обществ закрытого типа это становится необходимым связи с их крупными размерами сельском хозяйстве и нормативной ограниченностью числа участников таких обществ, установленного гражданским законодательством. Сельскохозяйственные общества с ограниченной ответственностью похожи на акционерные общества по экономической структуре сформированного имущества Они состоят из имущества, представляющего собой вклады участников учредителей и образующих его уставной капитал продукции, произведенной обществом результате хозяйственной деятельности полученных доходов, а также иного имущества, приобретенного ими по другим основаниям При этом, качестве вклада признаются здания, сооружения, иные материальные ценности, ценные бумаги, права собственности или пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, а также иные имущественные права том числе на интеллектуальную собственность, денежные средства отечественной и иностранной валюте Для нормальной деятельности сельскохозяйственных обществ, особенно связанной с кредитными отношениями, важно включение состав уставного капитала правильно оцененного вклада форме земли натуре или права пользования землей На сельскохозяйственные формирования данного вида распространяется обязанность уведомления кредиторов об уменьшении уставного капитала и исполнения соответствующих обязательств перед ними. Как и для акционерного общества закрытого типа, для общества с ограниченной ответственностью законодательством нормативно устанавливается предельная численность его участников, не соответствующая фактически сложившимся крупным размерам созданным ходе аграрной реформы сельскохозяйственным обществам с ограниченной ответственностью, что обусловливает необходимость реорганизации сельскохозяйственные кооперативы или акционерные общества открытого типа процессе приведения их правового положения соответствие с новым гражданским законодательством. В сельском хозяйстве пока не получили распространение, но перспективе возможны производственные формирования с правовым статусом общества с дополнительной ответственностью Эти общества по правовой природе близки к обществам с ограниченной ответственностью Их отличия состоят лишь том, что участники солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества своим имуществом одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов согласно уставу. Такие общества могут создаваться группой крестьянских фермерских хозяйств или сельскохозяйственных коммерческих организаций разных организационноправовых форм Способы осуществления солидарной ответственности предусматриваются учредительных документах общества. В кооперативном строительстве аграрнопромышленном комплексе и регулировании деятельности сельскохозяйственных кооперативов конце 80х гг и последнем десятилетии XX можно выделить четыре периода. Общие для обеих форм кооперативов правила граждане и юридические лица могут быть членами кооперативов членство кооперативе прекращается случаях выхода из кооператива, передачи паевых взносов другим членам кооператива, смерти члена кооператива, ликвидации крестьянского фермерского хозяйства или юридического лица потребительских кооперативах, исключения из кооператива Члены кооперативов имеют равные права управлении по формуле. В связи с недостаточной оснащенностью основными средствами производства размер уставного фонда сельскохозяйственные артели колхозы вправе и должны увеличивать за счет прибыли При этом по единогласному решению общего собрания прирост уставного фонда может быть отнесен той или иной пропорции и к паям с соответствующим увеличением имущественных паев каждого члена артели и к неделимому фонду.

Создание резервного фонда, как и паевого, обязанность каждого кооператива. Общегражданская правосубъектность государственных и муниципальных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, значительно сужена, по сравнению с правами предприятий собственников имущества За государством муниципальным образованием как собственником имущества сохраняются права решения вопросов создания предприятия определения предмета и целей его деятельности специализации реорганизации и ликвидации предприятия. Министерства сельского хозяйства и продовольствия республик составе Российской Федерации, департаменты управления сельского хозяйства и продовольствия краев, областей, районов выполняют аналогичные функции отношении государственных и муниципальных предприятий, находящихся их ведении. Земельные участки для ведения сельскохозяйственного производства предоставляются государственным и муниципальным сельскохозяйственным предприятиям бесплатно бессрочное постоянное пользование и используются ими только соответствии с целевым назначением земель Тем же титулом им предоставляются также земли общего пользования, лесные угодья, находящиеся границах их землепользования Предприятия могут дополнительно арендовать земли для производственных целей, если это оговорено уставе. Как уже было сказано, государственные сельскохозяйственные предприятия всегда отличались специальной правосубъектностью трудовых отношениях, обусловленной характером трудовой деятельности сельском хозяйстве И теперь предприятия, основанные на праве. Содержание трудовой правосубъектности крестьянского хозяйства определяется группой его прав и обязанностей, предоставленных крестьянскому хозяйству для организации сельскохозяйственного труда В аграрном законодательстве речь идет прежде всего о крестьянских хозяйствах, основанных не на наемном, а на собственном труде самого крестьянина и членов его семьи. Подводя итог изложенному, можно сформулировать следующее определение Крестьянским хозяйством признается индивидуальное или семейное сельскохозяйственное предприятие, создаваемое качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, участвующее гражданском обороте и совершении сделок, организованное для ведения сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельности на основе личного труда граждан и членов их семей с применением определенных пределах наемного труда, с использованием имущества и земельных участков, переданных частную собственность, аренду граждан. Споры, вытекающие из земельных правоотношений, по их содержанию делятся на три группы К первой группе относятся споры, связанные с предоставлением земель Ко второй группе относятся споры, связанные с изъятием земель для государственных и общественных нужд и прекращением прав на землю К третьей группе относятся споры по вопросам аренды, отчуждения и приобретения земельных участков.

В связи с этим принятым мае 1994 постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации О восстановлении и развитии агропромышленного производства до 2000 См Российский фермер 1994 19 17 24 мая признано необходимым утвердить конкретные меры протекционистской политики, обеспечивающей выход из кризиса и стабилизацию производства агропромышленном комплексе. Предусматривается разработка нормативноправового механизма, направленного на реализацию указанных задач. Иными словами, для характеристики общих признаков источников аграрного права важно выявить, прежде всего, форму выражения регулирующих аграрные отношения правовых норм, которые образуют совокупности аграрное право как комплексную отрасль права Важно подчеркнуть и другое Категория источника аграрного права характеризуется по признакам нормативноправового акта государства как юридического источника. Прописать особое лекарство невозможно, но можно усвоить профилактические меры. Аграрное право это комплексная, специализированная отрасль права, объединяющая нормы земельного, гражданского, предпринимательского, трудового, административного, международного публичного права целях регулирования соответствующих общественных отношений сфере с деятельности. Внутрихозяйственные регулируются локальными актами, например, выбор формы оплаты труда.

Не является автором материалов, которые размещены Но предоставляет возможность бесплатного использования Есть нарушение авторского права Напишите нам Ваш ip 159 224. Однако ряд ученых обосновывают необходимость выделения еще и комплексных отраслей качестве вторичных правовых образований. Предметом аграрного права являются различные общественные отношения, возникающие процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности, а также непосредственно связанные с деятельностью субъектов аграрного права, которые именуются аграрными отношениями. Так же, как основной предмет аграрного права, выступает аграрное законодательство иначе оно называется законодательством о сельском хозяйстве или сельскохозяйственным законодательством эти термины равнозначны. Сфера сельскохозяйственного производства обладает существенной спецификой зависимостью от природноклиматических факторов, сезонным характером труда, превышением времени производства сельскохозяйственной продукции над продолжительностью рабочего времени, использованием земли качестве основного средства производства Необходимо учитывать также значение аграрного сектора для обеспечения продовольственной безопасности страны.

Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Указы. Среди предусмотренных ст 114 Конституции полномочий Правительства имеются и такие, которые относятся к регулированию и реализации аграрных отношений разработка и представление федерального бюджета и обеспечение его исполнения обеспечение проведения Российской Федерации единой государственной финансовой, кредитной, денежной, экологической политики осуществление управления федеральной собственностью осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка. К подзаконным актам относятся приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым относятся министерства, государственные комитеты и ведомства том числе Центральный банк, Санэпиднадзор, Федеральная лесная служба и др Часть таких актов обладает надведомственными, порой координационными функциями, которые обусловливают их значимость области аграрных отношений. Источники аграрного права служат формой выражения и закрепления аграрной политики государства как важного фактора, влияющего на формирование и развитие юридических институтов сфере правового регулирования аграрных отношений Аграрная политика государства складывается форме социальных ориентаций, совокупности целей, идей, принципов, методов регулирования отношений между городом и деревней, экономических отношений деревне, программ решения продовольственного вопроса. Итак, перейдём к рассмотрению одного из основных источников права нормативные акты.

В Белгородской, Тюменской и ряде других областей устанавливаются региональные правила регулирования внутрихозяйственных отношений, которые мало затронуты федеральном законодательстве, хотя и имеют значение для деятельности крупных сельскохозяйственных коммерческих организаций Решением Нижегородского областного Совета народных депутатов от 21 сентября 1993 Об утверждении программы приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области было начато реформирование сельского хозяйства по нижегородской модели По этому пути пошли хозяйства Ростовской, Рязанской, Орловской и ряда других областей, отразивших эту модель своем законодательстве. Законодательная практика последних лет шла путем постоянного обновления и пересмотра нормативной базы деятельности. Правда положение о свободе и самостоятельности не гарантированно данными нормативными актами. Каждая из традиционных отраслей права имеет специфический метод правового регулирования, способ воздействия норм данной отрасли на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения. Однако один специальный принцип аграрному праву все же присущ это принцип учета специфики сельскохозяйственного производства. Так, согласно ст 1 указанного закона сельскохозяйственный кооператив это организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и или ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Если ранее участие члена кооператива деятельности производственного кооператива выражалось количеством отработанных им кооперативе дней совокупности с объемом выполненной работы или произведенной продукции за тот или иной период, то теперь количество дней перестало иметь принципиально важное значение, так как вместо него отныне личное трудовое участие может быть выражено и размером оплаты труда, причем без обязательного учета объема выполненной работы или произведенной продукции за тот или иной период, которые теперь могут быть самостоятельными критериями при оценке личного трудового участия. Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аграрное право конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром компанией ЛитРес.

Каждая из традиционных отраслей права имеет специфический метод правового регулирования, способ воздействия норм данной отрасли на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения Аграрное право как комплексная отрасль использует методы разных отраслей Для него характерно органичное сочетание публичноправовых и частноправовых методов регулирования. Нормы Земельного кодекса и других земель ноправовых актов, касающихся правового ре жима земель сельскохозяйственного назначения. Аграрное право это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся сельском хозяйстве, процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности. Снабженческие кооперативы образуются целях закупки и продажи средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и других химикатов, а также целях закупки любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции тестирования и контроля качества закупаемой продукции поставки семян, молодняка скота и птицы производства сырья и материалов и поставки их сельскохозяйственным товаропроизводителям. Садоводческие, огороднические и животноводческие кооперативы образуются для оказания комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства и животноводства. Выход из союза оговорен условием окончание финансового года Право участника на возврат ему взноса, сделанного при создании союза, законодательством не предусмотрено. Мотивированное решение об отказе государственной регистрации кооператива выдается случае нарушения установленного законом порядка создания кооператива или несоответствия его учредительных документов требованиям закона Отказ государственной регистрации, нарушение сроков или порядка государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы суде. Споры о возмещении таких убытков рассматриваются судом соответствии с их подведомственностью Если же незаконными действиями государственных органов причинен материальный ущерб, то сельскохозяйственный кооператив имеет право на его возмещение Возмещению подлежит ущерб, причиненный такими нарушениями, как незаконные действия государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, незаконные акты указанных органов, а также бездействие, неисполнение обязанностей, возложенных на соответствующий орган. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором. При решении вопроса о размере кооперативных выплат для расчетов используется утвержденный бухгалтерский баланс.

К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относится рассмотрение и принятие решений по следующим вопросам. Проведение крупными кооперативами общего собрания членов кооператива форме собрания уполномоченных допустимо, но не обязательно. Правление кооператива подотчетно наблюдательному совету кооператива и общему собранию членов кооператива. На дирекцию возлагаются обязанности соответствии с уставом кооператива. При этом виновники вреда несут солидарную ответственность Солидарная ответственность означает данном случае, что сельскохозяйственный кооператив вправе требовать взыскания ущерба как от всех виновников вреда должников совместно, так и от любого из них отдельности, притом как полностью, так и части суммы, подлежащей взысканию. Члены правления кооператива не возмещают кооперативу убытки, если их действия основываются на решении общего собрания. Фермерское хозяйство это деловое предприятие, бизнес менеджменте которого присутствуют и сочетаются маркетинг, компетентное управление ресурсами том числе природными, финансовыми, техническими и человеческими, планирование и прогнозирование. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Пункт 2 ст 16 содержит требования к деятельности главы хозяйства Прежде всего это добросовестность и разумность Любые действия главы хозяйства должны осуществляться интересах хозяйства и не могут быть направлены на ущемление прав и законных интересов как хозяйства целом, так и его членов. Реорганизация кооператива это прекращение деятельности кооператива с переходом его прав и обязанностей к вновь создаваемому юридическому лицу.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого кооператива передается членам кооператива и распределяется между ними. Под государственным регулированием агропромышленного производства следует понимать влияние государства на производство, переработку и реализацию сельхоз продукции, и помимо нее сырья и продовольствия Агропромышленное производство включает себя техническое обслуживание и материально техническое обеспечение данного производства. В сложившейся ситуации очень важна необходимость системного, комплексного анализа деятельности государственных органов именно этой сфере управления экономикой. Они взаимодополняют друг друга, поэтому противопоставить их никак нельзя Наиболее оптимальное осуществление деятельности сфере регулирования сельского хозяйства может быть достигнуто только при единстве данных методов. Важное значение имеют и другие методы государственного регулирования сельского хозяйства убеждения, дозволения, метод прямых предписаний, рекомендательный Наиболее распространенным является метод убеждений Этот метод влияния на общественные отношения представляет собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных действий, которые осуществляются с целью обеспечения высокой организованности и дисциплины. Данный метод выступает как постоянная разъяснительная, воспитательная работа, оказывающая содействие приобретению и углублению работниками собственного опыта, распространению достижений науки и техники, повышению правовой культуры, моральному и материальному поощрению работников На практике все чаще применяется метод дозволения. Основа этого метода заключается совершенствовании самостоятельности деятельности хозяйств, значительном росте квалифицированных кадров, повышении активности сельскохозяйственных производителей управлении производством. Деятельность Россельхознадзора регулируется положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства от 30 июня 2004 327 Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных 1 Положения.

Аграрное законодательство составляют нормативноправовые акты, которые регулируют организационноуправленческое обеспечение рационального использования земель сельскохозяйственного назначения субъектами аграрного права К нему относятся акты, направленные на надлежащую организацию ведения основных и вспомогательных отраслей сельскохозяйственного производства животноводства, растениеводства, их составных частей семеноводство, селекция сельскохозяйственных культур, племенное дело Они определяют нормативноправовые требования по охране здоровья работников сельского хозяйства, соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии процессе сельскохозяйственного производства Положения этих актов очерчивают правосубъектность круга производственнохозяйственных предприятий и других организационноправовых образований как субъектов сельскохозяйственных производственных отношений Действие этих актов распространяется на товаропроизводителей всех форм собственности.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru