Понятие группы характеристика малой группы

Признак малой группы, отличающий ее от больших групп общественные отношения выступают здесь форме непосредственных личных контактов. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий группа и организация, что характерно для развития социальной психологии последних двадцати. Морено исходил из идеи о том, что обществе можно выделить две структуры отношений макроструктуру которая для Морено означала пространственное размещение индивидов различных формах их жизнедеятельности и микроструктуру, что, иными словами, означает структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми. Композиция группы — это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Поскольку основными сферами активности индивидов малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью например, функциональных, экономических, управленческих, и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями например, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформальностатусную структуру.

понятие группы характеристика малой группы

Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений изменение социальной направленности с позитивной на негативную или узкогрупповую и дает возможность четкой типологизации многочисленных реально существующих групп по предложенным параметрам. Такменом, основана на выделении двух основных сфер или измерений групповой жизнедеятельности деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры. Одним из основным признаков социальной группы выступает способность индивидов к согласованным действиям. Андреевой о модели социальноперцептивных процессов совместной деятельности. Первых отличает то, что они создаются и существуют лишь рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций сравните, к примеру, школьный класс как официальную малую группу и неформальное молодежное объединение как неофициальную группу. Вторые представляют собой социальнопсихологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям.

понятие группы характеристика малой группы

По отдельным своим социальнопсихологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают. Но как только ктонибудь начинает вести себя так, как будто он всего лишь частица высшего целого и только это целое играет определяющую роль, он начинает получать истинное наслаждение от того, что удалось сбросить с себя хотя бы часть ответственности. С такого рода не очень лестной оценкой нельзя не согласиться, если иметь виду не теорию, а практику существования коллективистской системы воспитания. Иными словами, отношения этого уровня свободны от детерминирующих влияний реализуемой совместной деятельности. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социальнопсихологическим образованием. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Хоманс малая группа представляет некоторое число лиц, взаимодействующих между собой течение определенного времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников.

Число связей увеличивается геометрической прогрессии, если количество членов возрастает арифметической. По отношению к нарушителям применяются неформальные негативные санкции. Малая группа послужила соединительным мостиком между индивидом, большими группами и обществом, которого науке до сих пор не хватало и без которого она не могла быть единым целым. Исследование динамических процессов, протекающих данный отрезок времени и знаменующих собой движение группы от одной стадии развития к другой, получило название групповой динамики. Новички присматриваются друг к другу, совместно вырабатывая нормы делового взаимодействия, однако личных отношениях руководствуются собственными понятиями о нормах и правилах поведения. Различным этапам развития малых групп присущи и другие внутренние социальнопсихологические процессы. К процессам внутригрупповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, групповое нормообразование, формирование функциональноролевой структуры группы, сплочение, групповое давление, конформизм, конфликты и другие. Выделяют два вида таких связей связи, порождаемые совместной деятельностью функциональные, организационные, экономические и управленческие связи, порождаемые общением и психологическими отношениями. Знание определенных психологических основ формирования коллективов может помочь человеку определиться с выбором своего окружения.

Но оптимальным считается формирование объединения из 10 12 участников. Функция психологической помощи заключается оказании поддержки участникам во время преодоления жизненных и профессиональных трудностей. Объяснить такое явление можно тем, что индивид не желает травмировать и нагружать своими проблемами близких людей. Каждый человек обществе, а коллективе частности, имеет свой определенный статус. Почему одни люди могут беспрепятственно руководить другими? Какими необходимо обладать качествами и что нужно для этого делать? Один человек может стать лидером определенных условиях и конкретной группе людей, то время как другом коллективе он совершенно потеряется и будет выполнять малозаметную роль. Существуют психологические труды, которых исследуются необходимые личностные качества лидера.

Основными критериями психологической общности группы выступают явления сходства, общности индивидов, входящих малую группу общность мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок. Системный подход исследовании психологии малых групп и коллективов предполагает анализ многообразия связей и отношений малых группах, которые должны рассматриваться одновременно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения и межличностных отношений Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной характеристики социальнопсихологическом исследовании, являются композиция и структура группы. На этом этапе личные взаимоотношения приобретают все большее значение. Исходя из особенностей группы, формулируют вопросы, побуждающие членов группы выбирать членов группы качестве партнеров как для эмоциональночувственного общения, так и для делового взаимодействия для дела, для души. Данное направление связывается с традицией, которая была заложена экспериментах. Согласно данной концепции, группы своем развитии могут проходить несколько стадий, которые типологически объединяются пять позиций.

понятие группы характеристика малой группы

Большая часть жизни человека протекает малых группах семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Вторичная образуется из людей, между которыми непосредственные эмоционально окрашенные связи относительно редки, а взаимодействие обусловлено стремлением к достижению общих целей. В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении ту или иную группу, участии ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые. Реальные группы — это группы, которых люди постоянно находятся повседневной жизни и деятельности. Характер развития межличностных отношений малой группе может быть очень многосторонним, а порой и противоречивым. Одним из структурных элементов психологии малой группы является являются групповое мнение групповые мнения — совокупность оценочных суждений, которых выражается общее или преобладающее отношение ее членов к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри, так и за ее пределами.

Это мнение может и не совпадать с официальным и даже противодействовать. На первом этапе члены группы непосредственно переживают конкретное событие, высказывают свои личные суждения и отношения к нему. Также и для лидера важно не просто иметь большое число выборов, а именно выборов взаимных. Способ осознания этнической принадлежности, прежде всего национальной, зависит от конкретных социальноисторических условий существования данной этнической группы. Основной сферой проявления национального характера является разного рода деятельность, поэтому исследование национального характера возможно при помощи изучения продуктов деятельности наряду с исследованием обычаев и традиций особую роль играет здесь анализ народного искусства и языка. В этнических группах иногда фиксируются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности.

Но так дело обстоит до тех пор, пока осуществляется констатация этих различий. Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей, очень ошибается, но тот, кто воображает, что без него не могут обойтись люди, ошибается еще больше. Представляется, что можно предложить решение на основе принятого нами принципа анализа групп. Если изучаемая малая группа должна быть прежде всего реально существующей группой и если она рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать какойто жесткий верхний предел ее, а принимать за таковой реально существующий, данный размер исследуемой группы, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности. Малой группой тогда оказывается такая группа, которая представляет собой некоторую единицу совместной деятельности, ее размер определяется эмпирически при исследовании семьи как малой группы, например, на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех человек, и семьи, состоящие из двенадцати человек при анализе рабочих бригад качестве малой группы может приниматься и бригада из пяти человек и бригада из сорока человек, если при этом именно она выступает единицей предписанной ей деятельности.

На психологии группы сказывается и ее структура — структура власти, представляющая собой официальное распределение отношений руководства и подчинения, распределение прав и обязанностей между ее членами, предусмотренный порядок отношений и совместных действий, и анализ того, как она влияет на психологию и взаимоотношения членов группы. Поэтому формальная характеристика структуры группы должна быть дополнена характеристикой межличностных отношений, предпочтений, мотиваций, полным учетом индивидуальноличностных проявлений при совместном выполнении групповой деятельности. Если статус задан соответствующей структурой группы и носит объективный характер, то позиция выражает внутреннее отношение индивида к группе или деятельности Роль — нормативно одобренный способ поведения, ожидаемый от личности, занимающей тот или иной статус группе. Социальнопсихологический подход к изучению, оценке и работе с малыми группами предполагает также раскрытие присущих им иных социальнопсихологических явлений массовидных групповых интересов, группового мнения, групповых настроений, традиций и обычаев и пр, взаимоотношений межличностных, личностногрупповых, объединения, о которых также идет речь выше. Единство и деятельности, и контактности группы придают ее психологии повышенную целостность, общность, выраженность, психологическую насыщенность, динамичность, повышенную эмоциональность и силу влияния на членов группы и результаты деятельности.

Люди передают друг другу различную информацию, сообщают о своих душевных состояниях и чувствах. Организация учебной деятельности вузе В разные исторические эпохи и у разных народов понятию высшее учебное заведение придавался разный смысл. Охарактеризуйте структуру и содержание учебной дисциплины Психология и педагогика. Здесь нужно различать собственно научную литературу и публикации научнопопулярного характера. Отлич Составление плана реферата Правильно построенный план реферата служит организующим началом работе студента, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность изложения. Модель включает несколько слоев страт, каждый из которых характеризуется определенным принципом построения межличностных отношений и соответственно своеобразием проявления тех или иных групповых феноменов и процессов. Так, внимание некоторых исследователей, 1964, 1950, 1981 привлек вопрос относительно соотношения величины неформального статуса индивида и степени соот ветствия его поведения нормам груп пы фактически конформности напомним, что этот вопрос частично затрагивался нами.

Интересные данные на этот счет приводятся также диссертационном исследовании. Исследования показывают, что, как правило, централизованные сети сопоставлении с децентрализованными сетями усиливают возникновение лидерства и организационное развитие группы, но препятствуют эффективности решения сложных проблем и Уменьшают удовлетворенность членов группы. Если допустить, что модели коммуникативных сетей определенной мере детерминируют групповую эффективность, возникает необходимость объяснить, посредством каких факторов это происходит. Шоу выступает некоторым детерминирующим фактором развития других измерений отдельных структур и конечном счете — структуры группы целом. Последний из рассматриваемых нами аспектов групповой структуры связан с возможностью либо статической, либо процессуальной ее репрезентации. Подобные изменения, вероятно, необходимые для более эффективного решения задачи и адаптации к внешней ситуации, одновременно создают трудности во внутригрупповых отношениях. На растающие напряжения свою очередь порождают давления, направленные сторону интеграции. Предполагается, что каждый индивид, вступая группу, привносит нее определенное количество индивидуальной энергии, предназначенной для развертывания групповой активности.

Таким образом, с одной стороны, синергия фактически выступает качестве своеобразного строительного материала групповой структуры внутреннего ее каркаса, а с другой стороны, представляет собой фактор, организующий и направляющий активность группы вовне. К сожалению, процесс жизни конкретной малой группы описывается при этом, как если бы она существовала, вне условий и требований порождающего ее организационного контекста, связей с другими элементами макросоциума и разнообразных форм социального контроля заметим, что до некоторой степени аналогичным образом рассматривает группу. Полученные данные дают достаточно полное представление о разнообразии исследовательских подходов и воссоздаваемой на их основе весьма пестрой феноменологической картине. Левин, и означает актуальное чаще потенциальное влияние, оказываемое одним из членов группы на другого. Другая ориентированная на процесс двухмерная модель групповой структуры предложена. Бейлсом, делающим акцент на взаимодействии ее делового относящегося к решению задачи и межличностного или эмоционального аспектов. Итак, хотя продуктивная сторона групповой жизнедеятельности первоначально была вынесена за сферу детерминант группового сплочения, пусть сквозь призму индивидуального благополучия, исследователи вынуждены ее рассматривать связи с проблемой интеграции. Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Социальные отношения здесь носят безличный характер различные партии.

Например баскетбольный клуб, который входят несколько команд, это вторичная группа. В этом случае более высока роль организаторов они обычно выдвигаются не непосредственно момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие данном массовом действии. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, частности большей степени соблюдает нормы, принятые избранном типе организации зрелищ. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какойто информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или психического настроя. Эти описания позволили выделить основные циклы, которые характерны для всего процесса целом. Это возможно при условии, что находятся силы, способные внести элемент рациональности ситуацию паники, определенным образом захватить руководство этой ситуации. Подражание имеет ряд общих черт с явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Приступая к рассмотрению структурных компонентов малой группы Загрузка. Эти средства включают, вопервых, все, что способствует повышению индивидуальных выигрышей и позволяет членам группы достичь результата, необходимого для удовлетворения их частных интересов.

Стратегия устрашения — посредством политики кнута и пряника, вознаграждающей кооперацию и наказующей отступление от. Смена агрессивного поведения стратегией подставь другую щеку скорее всего вызовет желание отомстить и приведет к эксплуатации, причем большей, нежели бы сообщник придерживался ее с самого начала. Никаких ограничений на процесс циркуляции информации и ее вид письменная или устная не накладывалось. Общий вывод был весьма банальным если цель группы отвечает желаниям и уровню притязаний человека, группа для него более привлекательна. Убежденность этом настолько высока, что разногласий и противоречий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не склонны замечать. Межгрупповой конфликт, предполагающий угрозу извне, мобилизует защитные механизмы группы, отвечающей единством на опасность. Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах, каких условиях естественных или искусственных получены те или иные факты и закономерности и какой степени приложимы релевантны знания, полученные искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением естественных социальных группах. Основными критериями феномена психологической общности группы выступают явления сходства, общности индивидов, входящих малую группу общность мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок.

Структура социальной власти и влияния малой группе — это совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. Наконец, отечественной психологии все советский период проблема развития группы ставилась и решалась излишне идеологизированной форме, исходя из представлений о некоем эталоне развития группы коллективе высокого уровня развития, поступательное продвижение к которому представлялось отличительной особенностью развития коллективов условиях социалистического общества. Основным методом развития групповой сплоченности, соответствии со взглядами. В рамках системного подхода исследовании психологии трудового коллектива. В обществе имеется огромное количество малых групп, и все они разные. В этой связи исследование человеческих отношений микрогруппах представляет особый интерес, поскольку сложности и тонкости таких отношений проявляются основном на микрогрупповом уровне, а отношения других группах представляют собой просто более сложную систему человеческих взаимоотношений, состоящую из множества переплетенных друг с другом микрогрупповых связей и отношений, как показано ниже Слева на данном рисунке представлены отношения двух отдельных микрогруппах, диаде и триаде, а справа отношения группе, состоящей из пяти человек.

Под группой низкого уровня развития подразумевают группу, которой отсутствует четкая внутригрупповая структура, плохо распределены роли или обязанности, между членами не налажены нормальные деловые и личные взаимоотношения, низка внутригрупповая сплоченность, во взаимоотношениях часто возникают противоречия и конфликты, которые препятствуют эффективной работе группы. Группа называется коллективом, если все или абсолютное большинство ее членов ведут себя ответственно. Открытостью называют состояние группы, при котором она психологически открыта для общения и взаимодействия с другими группами и, кроме того, готова принять свой состав других людей. Организованной считается такая группа, которой между ее участниками четко распределены обязанности, каждый член группы точно знает свое место и умело взаимодействует с другими членами группы совместной деятельности. Рассмотрим вопрос воздействия массы или толпы на психологию и поведение человека. Нужно было ответить на вопрос, какая из трех линий, нарисованных слева, равна по длине отдельной линии, изображенной справа. Всем испытуемым, собравшимся за столом, снова задавался тот же самый вопрос на сравнение между собой линий, однако наивный испытуемый должен был отвечать на него последним по порядку.

Еще одна разновидность поведения, не относящегося к конформному, это независимое поведение. Так обычно ведет себя человек, который никак не реагирует на оказываемое на него групповое давление и всегда принимает свое собственное, самостоятельное решение. В ходе эксперимента учитель зачитывал ученику длинный ряд, состоящий из 30 слов, и просил их повторить. Предполагаемое нижняя кривая и действительное верхняя кривая количество людей, подчинившихся просьбам и приказам экспериментатора эксперименте Милгрэма по. Отрицательное последствие эффекта групповой поляризации проявляется при решении сравнительно простых вопросов, обсуждении которых, напротив, желательно прийти к единому мнению. Фактически лидер идет на поводу у большинства членов группы, которые сами принимают решение и навязывают его лидеру. Все эти теории можно сравнивать можно сравнивать меду собой, ставить и решать вопрос о том, какая из них лучше, больше соответствует действительности и правильнее объясняет феномен выхода того или иного человека лидеры. Каждая из них несет себе зерно истины и освещает феномен лидерства со своей, специфической стороны. Средней социальной группой называют людей, входящих состав той или иной сравнительно небольшой социальной организации. Бехтерева, выполненные течение первых двух десятилетий века, но особенно она привлекла к себе внимание ученых середине столетия.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность, которая выделяет и обособляет данную группу, делает ее относительно автономным социальнопсихологическим образованием. Естественными называют малые группы, которые возникают и существуют обществе. Группа низкого уровня развития, как правило, плохо справляется с возложенными на нее обязанностями. Чужими называют группы, к которым человек не принадлежит, жизни и деятельности которых он личного участия не принимает. Микрогруппу, включающую двух человек, иногда также называют диадой, а микрогруппу, включающую трех человек, — триадой. Фронтальная структура каналов коммуникаций а характеризуется тем, что ее участники непосредственно находятся рядом и, не вступая прямые контакты друге другом, могут все же видеть друг друга. Это затрудняет членам группы возможность взаимодействовать друг с другом, оперативно учитывать поведение и реакции остальных членов группы.

Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками внутри данного коллектива. Присутствие группе третьего лица создает новую позицию наблюдателя, что добавляет существенно новый момент к возникающей системе взаимоотношений этот третий может добавить нечто к одной из позиций конфликте, сам будучи не включен него и потому представляя именно не межличностное, а деятельное начало. Наличие интегральных психологических характеристик общественное мнение, психологический климат. В качестве характеристики положения индивида группе является система групповых ожиданий, предполагающая, что всякий член группы обязательно воспринимается, оценивается другими. Каждая из больших групп обладает своим набором психологических черт, то же время имеются и общие признаки, типы коммуникаций. Если социальная ситуация существования группы кардинально меняется, то высока вероятность смены лидера. Изучалось не только влияние группы на индивида, но и ее структура, композиция, типы групповых процессов, развивались методы измерения. Шоу распределил малые группы по шести категориям зависимости от привлекательности аспектов групповой жизни для авторов, давших определения. Хайменом, который экспериментально показал, что часть членов определенных малых групп разделяет нормы, принятые не этой группе, а какойлибо иной, на которые они и ориентируются.

В рамках этого направления изучение малых групп сводилось лишь к исследованию межличностных отношений, эмоциональных контактов между членами группы. В результате этих исследований выявляются общие закономерности общения и взаимодействия, реализуемые малой группе раскрываются механизмы связи с общественными отношениями и доведения до личности общественных норм, ценностей, установок. Феномен группового давления социальной психологии получил название феномена конформизма выявлен экспериментах. Сплоченность определялась как сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их. Попустительский стиль проявляется добровольном отказе руководителя от управленческих функций, передача функций управления членам группы. Первые два отражают специальные задачи, третий является общесоциальным. Деятельность, ради которой создан и которой занимается коллектив, имеет положительное значение для многих людей, а не только для членов данной группы. Целесообразно рассматривать социализацию как двусторонний процесс, поскольку происходит не только усвоение, но и воспроизводство социального опыта изза единства стихийного и целенаправленного влияния на процесс становления личности, внешнего и внутреннего содержания.

В семье осуществляется первый адаптивный период социальной жизни человека. Таким образом, социальная роль имеет два аспекта изучения ролевое ожидание и ролевое исполнение. Совершению преступления, как правило, предшествует определенный отрезок времени. Подчеркнем, но, что различие меж группами обоих типов характеризуется известной относительностью. При этом делает это вне зависимости от членства данной определенной группе. Очевидно, с течением времени процессе скопления научных познаний и связи с прогрессом техники исследования схожая точка зрения на природу группы была преодолена и возобладающим стало представление о группе как некоторой социальной действительности, отменно хорошей от составляющих ее индивидуумов.

В согласовании с системными мнениями на групповой процесс он считал, что одним из отличительных признаков группы является принцип взаимозависимости ее членов. Отмечалось отсутствие теории, позволявшей правильно интерпретировать и интегрировать огромный массив разнородных эмпирических фактов. Кравитца, называющих качестве положительного факта последних лет также и значимый рост использования забугорными психологами исследовательской работе с группами математических моделей и компьютерного моделирования. Структурные свойства этого поля представлены понятиями, взятыми из топологии и теории множеств, а динамические характеристики — понятиями психических и соц. В базу данного подхода положены разрабатываемые русской обществоведческой, том числе социологической и социальнопсихологической, науке представления о социальной организации и управленческой деятельности. Кузьмин многочисленные исследования групп и обществ носят выраженный прикладной нрав и большинстве собственном нацелены на решение задач психического обеспечения сфере промышленного производства. Структурные свойства малой группы Приступая к рассмотрению структурных компонент малой группы, нужно сначала выделить, что понятие структура теснейшим образом связано с понятием система.

Так, внимание неких исследователей завлекло соотношение меж величиной статуса индивидума и степенью соответствия его поведения нормам группы Но конкретная точка зрения относительно связи упомянутых переменных литературе отсутствует, и текущее время быстрее можно гласить только о многоальтернативной трактовке их соотношения, предполагающей, что 1 высокостатусный член группы более конформен, чем низкостатусный 2 высочайший статус группе обеспечивается полным согласием с групповыми нормами 3 отдельных ситуациях самую большую приверженность групповым нормам демонстрирует субъект, занимающий вторую по степени престижности позицию группе 4 высокостатусному субъекту может быть позволено отклонение от групповых норм попытке содействовать достижению групповой цели парадокс идиосинкразического кредита. В данном случае выделяются два типа ситуаций, одном из которых акцент делается на продуктивности группы, а другом — на ее сплоченности.

К числу таких причин, собственного рода промежных переменных, спецы относят 1 способность членов группы к развитию организационной структуры 2 степень свободы, с которой личность может работать группе, имея виду, что независимость действий члена группы обоснована не только лишь доступностью получаемой инфы, но также и различными ситуационными моментами, действиями других членов группы и оценкой воспринимаемой субъектом ситуации 3 насыщение либо информационную перегрузку, испытываемую членами группы позициях коммуникативной сети при этом особенности чувствительны к насыще нию позиции, расположенные центре сети, и сами централизованные сети, чем, кстати, часто и разъясняется наименьшая эффективность централизованных сетей решении сложных заморочек 4 уровень развития малой социальной группы, способный ряде всевозможных случаев, как свидетельствуют материалы работ, выполненных рамках стратометрической концепции коллектива, значимым образом оказывать влияние на взаимосвязь рассматриваемых переменных. Заметим, но, что и такие, казалось бы, чисто социальные типы воздействия, как, скажем, вознаграждающая и принуждающая власть, могут иметь приметную психическую расцветку, если характер вознаграждений и наказаний является психическим по собственной сущности к примеру, определенные их чувственные эквиваленты. Фегеру основной признак и характеристика понятия малая группа — взаимодействие ее членов, частота взаимодействия, его длительность и порядок.

В отечественной групповой психологии сегодня можно выделить четыре крупных исследовательских подхода. Основная идея концепции состоит том, что поэтапное развитие малой контактной Уманскому группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социальнопсихологических параметров. Подавляющее большинство зарубежных социопсихологов основным признаком малой группы считают непосредственность контакта, личный лицом к лицу характер общения между ее членами. При таком стиле руководства коллектив распадается на конфликтующие неформальные группы, создается возможность инициативным подчиненным лидерам взять на себя некоторые функции руководства. Психологический обмен, как и общение, является необходимым условием построения и развития системы межличностных отношений группе. Возможно, однако, существование группы иного типа, чьи нормы и ценности индивид разделяет, соотнося с ней свои установки. Следующий крупный этап развития психологии малых групп за рубежом относится к периоду 30х — началу 40х годов и знаменуется рядом оригинальных экспериментальных исследований, осуществленных лабораторных и полевых условиях, и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения.

Окончательно складывается печально известная теория черт лидерства или, более точном значении, руководства, но одновременно делаются первые попытки отойти от упрощенного понимания этого феномена, дать более сложное, многоплановое его описание терминах социального влияния, внутригруппового взаимодействия, достижения групповых целей. Одним из первых он подверг рассмотрению психологический феномен социальной власти влияния, внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни. Это касается главным образом таких индивидуальных процессов, как научение, явления когнитивной сферы, мотивация. Кроме того, идеи деятельностного подхода воплотились изучении отдельных феноменов социальной группы ее интеграции и эффективности, руководства и лидерства, межгрупповых отношений. Прослеживая историю становления нашей стране психологии малых групп и коллективов и отмечая достигнутый последние десятилетия прогресс развитии теории и эмпирических разработок, о чем говорилось выше, мы тем не менее хотели бы завершить анализ обращением к некоторым критическим моментам. Показано, что ситуациях первого типа высокостатусные субъекты неохотно идут навстречу ожиданиям низкостатусных коллег, полагая, что для достижения групповой цели им необходимо свободно распоряжаться ресурсами группы, и, кроме того, конформность к ожиданиям низкостатусного партнера расценивается как угроза положению высокостатусного субъекта группе.

Если допустить, что модели коммуникативных сетей определенной мере детерминируют групповую эффективность, возникает необходимость объяснить, посредством каких факторов это происходит. Приступая к рассмотрению структурных компонентов малой группы, необходимо прежде всего подчеркнуть, что понятие структура теснейшим образом сопряжено с понятием система. Решающими для выделения малой группы являются число коммуникативных актов и частота и продолжительность взаимодействия индивидов группе. Проявляется разделении группы на несовместимые группировки, придерживающиеся разных мнений, позиций, суждений, оценок и не желающие идти на компромисс. Формальная группа ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами, строго распределены и роли всех членов группы. Народный дух Вундт предлагает изучать методом анализа конкретноисторических продуктов народов языка, мифов, обычаев, составляющих, по его мнению, основные области народной психологии.

В контексте эволюционистской идеи о появлении все новых и новых исторических типов этносов. Тбилиси, 1984 Одним из основных предметов исследования социальной психологии являются малые группы и процессы, происходящие. Как уже было сказано, выделяют формальные и неформальные малые группы. Практические же методы исследования структуры группы связаны с работами. Подчинение навязываемому группой мнению, как правило, связано с желанием заслужить одобрение или избежать порицания со стороны входящих группу. Оказалось, что при вхождении незнакомую группу уровень конформизма повышается, что расценивается как нормальная реакция человека на незнакомую обстановку, новые, еще неизвестные ценности людей и нормы отношения между ними. Зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. С точки зрения социологического подхода выбирается некий объективный критерий различения групп и его рамках анализируют каждую социальную группу, ее отношение с обществом, с личностями, нее входящими.

Для социальнопсихологического подхода используется другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп. Интеракционистская концепция строится на том, что группа есть система взаимодействующих индивидов, функционирование которых описывается тремя понятиями индивидуальная активность взаимодействие отношение. Указываются, частности, такие ее критерии, как частота и продолжительность взаимодействия индивидов группе число составляющих ее членов взаимсотношения и взаимовлияния членов группы определенность ролей, которые исполняют отдельные индивиды обособленность лидеров, влияющих на остальных членов группы общность целей, деятельности и организации наличие у членов группы мычувства, единства группы сплоченность людей, степень которой зависит, с одной стороны, от силы взаимного притяжения членов группы, а с другой — от интереса, вызываемого деятельностью группы. Лидерство — степень влияния тех или иных членов группы на группу целом ради осуществления общих целей. К простейшим параметрам любой группы относятся состав и структура группы групповые ожидания, процессы, нормы и ценности, санкции и поощрения. Обсуждение проводится с ориентацией на определение допущенных ошибок. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль.

Достигаются состояния сплоченности и референтность группы для ее членов. Постепенно оформляется групповое мнение, появляются действительно общие настроения и совместные переживания людей. Уровень групповой сплоченности определяется при помощи социометрической методики. Лидерство это отношения доминирования и подчинения системе межличностных отношений группе. Важным показателем эффективности процесса образования и развития группы выступает ее социальнопсихологический климат качественная сторона межличностных отношений группе, проявляющаяся виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию людей группе. Социальнопсихологический климат группы представляет собой такое состояние ее психики, которое обусловлено особенностями жизнедеятельности данной группы. Важным компонентом характеристики положения индивида группе является система групповых ожиданий.

Важнейшим из принципов является признание различной значимости разных ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье. Нормы группы включают себя, таким образом, и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой. Важная проблема — это мера принятия норм каждым членом группы как соотносятся для него социальные, групповые и личностные нормы. Левин, и означает актуальное чаше потенциальное влияние, оказываемое одним из членов группы на другого, а также контроль над другими людьми. В большинстве исследований число членов малой группы колебалось между 2 и 7 при модальном числе. Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек так называемая диада также существует мнение, что наименьшая малая группа триада.

Его представления о себе поддерживаются преимущественно реакциями людей, которых он знает лично. Композиция группы — один из параметров оценки группы, указывающий на характеристики ее членов состав группы. Человек представитель вида как биосоциального существа, обладающего сознанием, мышлением, речью. Длительность каждой фазы у циклоидов подростковом возрасте обычно составляет 12 недели. Главная черта склонность к состояниям злобнотоскливого настроения, с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать. Место работы от места жительства удалено, поэтому каждый день они взаимодействуют по дороге домой автобусе. Он предпочитает не сближаться с подчиненными, чтобы сохранить свой должностной авторитет. К тому же директор предпочитает не заниматься проблемами школы, перекладывая полностью свои обязанности на заместителей. Это же определение отечественной социальной психологии наполняется новым содержанием установление факта общей социальной деятельности сразу же задает группу как элемент социальной структуры общества, как ячейку более широкой системе разделения труда.

Присутствие группе третьего лица создает новую позицию — наблюдателя, что добавляет существенно новый момент к возникающей системе взаимоотношений этот третий может добавить нечто к одной из позиций конфликте. Так, производственная бригада создается связи с возникновением нового производства, школьный класс — связи с приходом нового поколения систему образования, спортивная команда — связи с развитием спорта какомто учреждении, районе. Если признак малых групп — их контактность, то нецелесообразно внутри них выделять еще какието особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы вторичные этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные посредники виде средств связи, например, но по существу исследуются дальнейшем именно первичные группы, так как только они удовлетворяют критерию малой группы. Поэтому социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. Коммуникативная и ролевая структура малой группы Однако если последовательно рассматривать группу как субъект деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответственно. Таким образом, композиция состав, структура группы и динамика групповой жизни групповые процессы — обязательные параметры описания группы социальной психологии. Ответ на первый вопрос — это выявление перспектив социальной психологии прикладной сфере.

Самая существенная черта современного российского общества — его нестабильность — исключает его анализ методами и средствами, сформированными для анализа стабильных ситуаций. Непосредственным проводником влияния общества на индивида являются малые группы от 23 до 2030 человек. Межличностные отношения носят деловой характер и подчинены достижению определённого результата. Если группа на этой фазе не распадается, наблюдается подъём, однако он не достигает той высоты, на которой с точки зрения психологической настроенности коллектив находился начале. Среди малых групп можно выделить группы формальные и неформальные деление предложено. Не случайно существует различие между группой членства и референтной группой значимым кругом общения и дробление формальной группы на неформальные группировки. Высшей точкой развития группы является коллектив — реальная контактная группа с чертами интегративного единства, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности. Ее функционирование зависит от установленных заранее правил, инструкций, положений и фиксируемых целей. Четкую структурную организацию, с которой согласны все члены, а их желания выражает доверенное лицо управляющий.

Для нее, как и для любой другой общности, которая имеет единую духовную жизнь и психологию, свои особенности, которые не могут быть сведены к суммарному количеству индивидуальных характеристик людей, характерны собственные составляющие, а именно Взаимоотношения группе. Поначалу эту систему трудно распознать, ведь на таком этапе ей не свойственно организационное оформление. Межличностные связи становятся базой для формирования всех других элементов объединения, установления взаимных правил, норм жительства, межличностных оценок, совместного переживания и сочувствия, проявления соперничества, конкуренции и самореализации. В таких устремлениях можно увидеть совместные и одновременно индивидуальные цели и задачи каждого члена группы, благодаря которым они смогут реализовать свои потребности, чаяния, запросы и интересы. Традиции и обычаи имеют огромное значение для сплоченности группы, каждый член начинает ощущать себя частицей целого. Группа это отдельный психологический феномен, который функционирует по собственным принципам и механизмам.

В его знаменитых экспериментах с подставной группой перед испытуемыми ставилась задача сравнения и оценки длины линий, изображенных на предъявляемых карточках. Чем выше степень выраженности этих характеристик, тем выраженнее эффект группового давления. Кроме того, последующих тестах, когда испытуемым предъявлялся последовательный ряд оттенков между синим и зеленым цветами, экспериментальной группе испытуемые чаще воспринимали предъявляемый им цвет как зеленый, чем контрольной группе, члены которой не контактировали с подставным меньшинством. Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы одном лице, но чаше они распределяются между разными членами группы. Таким образом, настоящее время лидерство предстает как сложное многоплановое явление, определяемое целым рядом факторов. Кричевскому, 1996 Конфликты неотъемлемая составляющая функционирования любой современной организации. Стороны конфликта перестают отдавать себе отчет том, как возник конфликт, чем он реально состоит, или что могло бы разрешить. Психологии малых групп Современная психология Справочное руководство.

Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики толпа, аудитория, публика. Мы уже обсуждали этот опрос связи с проблемой альтруистического поведения главе. Шериф группа социальный союз, наделенный свойствами, которые могут быть измерены и имеют значение для поведения ее членов силовое измерение эффективности группы оценочное измерение групповых норм. Чаще всего под группой понимали социальное образование, существующее конкретноисторической системе социальных отношений, один из элементов, выполняющих строго определенные функции этой системе. К большим группам также относят и другие социальные общности, выделяемые по социальнодемографическим, профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Средней группой называют объединения людей, входящих состав сравнительно небольшой социальной организации учреждения, предприятия, воинские части, спортивные организации, фабрики, заводы. В отечественной психологии такие группы принято называть коллективами.

Гетерогенная группа состоит из людей, отличающихся по своей психологии и поведению. Именно по этим признакам и отличается каждая группа людей от другой группы. Все эти факторы формируют такой социальнопсихологический феномен, который называется психологической общностью люлек, входящих ту или иную группу, пробуждающих у них так называемымичув ства. Андреева определяет слой Б как ценностноориентационное единство членов группы. Каждому уровню слою групповой структуры соответствует та или иная степень сплоченности членов группы. В свою очередь успешная групповая преступная деятельность становится фактором сплочения группы, детерминантой дальнейшего развития последней. Другая сторона этой проблемы какова зависимость формирования определенных качеств группы. Экспериментальные исследования межличностного оценивания малых группах подтверждают, что характер его различается, например, группах высокого и низкого уровней развития. Вместе с тем обозначение фокуса социальнопсихологического исследования личности личность группе предполагает изучение процесса смыслообразования контексте таких феноменов, как социальное сравнение, социальное оценивание.

Подобно личностному смыслу, групповой смысл выступает как определенная реальность во взаимодействии личности и группы. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Эксперимент состоял из четырех стадий На первой стадии подросткам 912 лет, приехавшим лагерь, была предложена общая деятельность по уборке лагеря, ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся группы. Это позволило Тэшфелу заключить, что причина межгрупповой дискриминации не характере взаимодействия, а простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе. Характеристики группы, будь то социальный статус, экономическое положение, цвет кожи или способность добиваться своих целей, обретают значимость большей частью ценностнонасыщенном сопоставлении с другими группами. Стабилизация неадекватных представлений о других группах может быть преодолена, если группы включить деятельность с общими для них целями и ценностями. В чисто научном плане введение проблематики межгрупповых отношений социальную психологию имеет большое значение для обогащения знаний о самих группах.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru