Понятие группы и групповой динамики

В целом под групповой динамикой понимается процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов. Для социологов выделение этих переменных особенно важно методическом плане, так как они имеют ярко выраженный эмпирический характер и могут четко фиксироваться ходе проведения конкретных социологических исследований. В целом жизнь малой группы с динамической точки зрения представляет собой чередование состояний равновесия и его нарушения. Западные групповые психотерапевты своем большинстве практически а некоторые принципиально игнорируют клиническую оценку состояния больных. Первый закон означает, что группа — это не просто сумма индивидов, группа — это общ ность, которая влияет на поведение своих членов извне легче повлиять на поведение всей группы, чем на поведение отдельного ее члена каждый член группы Собственное содержание, субстанция законности выражена системе политикоюридических требований — нормативных начал политикоюридической жизни. В самом простом варианте социометрический метод заключается анализе выборов, осуществляемых всеми входящими группу людьми. Большое внимание было уделено исследованию таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство группах. Отношение членов группы к общему делу, друг к другу, самим себе определяет ее психологический климат.

понятие группы и групповой динамики

Левин впервые сформулировал вывод том, что группах людей каждый член признает свою зависимость от других членов группы. При этом организаторы были для недовольных женщин представителями какойто не ясно очер ченной и не понятно из кого состоящей группы. Если вы хотя бы попытались ответить спасибо! Одним из первых 40х годах построе Интервенция организационного развития Термин интервенции организационного развития относится к планируемым мероприятиям, видам организационной деятельности клиентов и консультантов, принимающих участие программе орг Организационного развития Чтобы организация успешно могла справиться с возникающими изменениями, консультанту необходимо на разных стадиях работы по организационному развитию использовать различные методы. Чтобы изменить организ Личности и поведения человека Группы организации необходимы для выполнения определенных функций и решения определенных задач. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие себя несколько первичных групп 5 125ст. Неформальные группы, существующие рамках организации, могут действовать направлении интересов и целей организации, против ее интересов и целей и безразлично индифферентно по отношению к. Основным признаком малой группы является непосредственность общения между ее членами.

понятие группы и групповой динамики

Формальные группы имеют юридический статус и создаются руководством для закрепления разделения труда и улучшения его организации роль и место этих групп общем трудовом процессе определены нормативном документе Положение подразделении. Его развитие происходит соответствии с социальнопсихологическими процессами групповой динамики. Потенциал коллектива возрастает, и он начинает решать, как использовать имеющиеся теперь способности и ресурсы. Эта теория предполагает, что служащие, которые работают одном подразделении завода или офиса, или менеджеры, чьи кабинеты расположены по соседству, с большей вероятностью объединятся группу, чем том случае, если бы их рабочие места были удалены друг от друга, Некоторые экспериментальные исследования подтверждают теорию близости. В теории равновесия важную роль играют как пространственная близость, так и взаимодействие. Этот этап развития, как показывает его название, характеризуется конфликтами и конфронтацией. Это этап, на котором группа функционирует полную силу и посвящает себя эффективному выполнению задач, согласованных на предыдущем этапе. Присоединение к группе с целью обеспечения безопасности включает индивида единый фронт борьбы с обезличенным односторонним обращением.

Двумя примерами первичной группы могут служить семья и группа сверстников. Совершенно очевидно, что рабочие группы обладают характеристиками первичных групп. Малая группа представляет собой небольшое объединение людей от 23 до 2030 человек занятых какимлибо общим делом и находящихся прямых взаимоотношениях друг с другом. Количественные признаки малой группы ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками малой группы основными из которых являются контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом воспринимать и оценивать друг друга обмениваться информацией взаимными оценками и воздействиями и целостность — социальная и психологическая общность индивидов входящих группу позволяющая воспринимать их как единое целое. Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных предложенное. И хотя он практически не занимался терапевтической практикой, этот термин групповая динамика постоянно употребляется смысле групповой процесс групповой психотерапии такими ее выдающимися представителями, как Карл Роджерс, Шутц, Кельман, Кратохвил и другими.

С этим нельзя не согласиться, так как сама идея и цель групповой психотерапии не просто налаживании определенного группового взаимодействия, а именно движении динамике, развитии группы и каждого индивида терапевтическом, позитивно развивающем направлении. Ялом выделяет такие лечебные факторы психотерапевтической группы, как сплоченность, внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, множественный перенос, межличностное обучение, развитие межличностных умений, имитирующее поведение. Хотя, разумеется, одно не только не исключает другого, а лишь взаимно способствует. Однако главное требование для всех уважение личной свободы выбора каждого на участие групповом процессе и его отдельных фрагментах. Конечно, структурная диаграмма служит только подготовкой к встрече с реальными людьми, участвующими реальных трансакциях. Поэтому пресса может спрашивать Что говорит Вашингтон или Лондон, или Москва? Наиболее существенными характеристиками организации считают следующие специализацию каждого ее члена на какойлибо трудовой операции, синхронность и однонаправленность. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. В других экспериментах выяснилось, что присутствие других может вредить продуктивности.

Изза синдрома огруппления мышления могут не состояться поиск и обсуждение противоречащей информации и альтернативных возможностей принимаются во внимание не все возражения для предпочитаемого решения не оценивается степень риска отобранная информация рассматривается предвзято. Альфа лидер, который импонирует группе, побуждает ее к активности, к действиям, составляет программу, направляет, придает ей уверенность и решительность. Это человек, который осуществляет руководство командой и координирует ее действия. Однако они могут быть невнимательны к деталям, обижаться на критику, часто бывают молчаливы, по характеру сдержанны. Левин определял сплоченность как результат действия положительных сил взаимного притяжения и отрицательных сил взаимного отталкивания группе как тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться группе. Повышению сплоченности также способствует периодическое обсуждение потенциальных или актуальных проблем группы или организации, эффект предстоящих перемен для производственной деятельности. Неформальные группы, которые образуются организациях, являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей организации и сводить на нет усилия руководства.

понятие группы и групповой динамики

Взаимная поддержка на базе симпатий и дружеских отношений, способствуя сплочению группы, может порождать синергический эффект, существенно повышающий результативность работы. Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например комиссия по разработке какоголибо проекта. Одновременно появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей данной группе. Обществом считается и исторически сложившаяся совокупность отношений между людьми, формирующаяся процессе их совместной деятельности. Чем будет являться взаимодействие членов социальных групп между собой? Прежде всего, он обращает внимание читателей на способ взаимодействия между членами социальных групп члены группы не должны общаться с не входящими группу той же манере, что и со своими, а тем более это относится к представителям соперничающих групп.

Каждый индивид разные моменты своей жизни входит на правах участника несколько групп. Но, когда Кромвель вторгся Ирландию, он совершенно изменил свой характер по отношению к противнику. Так, двенадцатилетний мальчик избегает и не любит девочек, но спустя несколько лет он становится романтическим любовником, а еще через несколько лет супругом. Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами Первичные и вторичные группы. Она рассматривается прежде всего как основа структуры группы, показатель физической и социальной близости индивидов. Они могут контактировать только с лидером центре штурвала, который получает информацию от всех, перерабатывает и выдает управленческие указания. Исполнение индивидом роли лидера возможно силу проявления им индивидуальных качеств, выдающихся по сравнению с качествами других членов группы, или силу обладания им высоким формальным статусом. Для того, чтобы совокупность считалась группой необходимо 1 наличие взаимодействия между ее членами 2 появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов. Социальный контроль группе не может осуществляться до тех пор, пока индивиды действуют беспорядочно и разрозненно. Наиболее простой способ определения групповых типов — это разделение групп на формальные и неформальные. Затем, с наступлением мая или июня, происходит следующее становится очевидным, что существуют определенные проблемы и первоначальный план требует корректив.

Люди, работающие над предвыборной кампанией, начинают критически пересматривать то, над чем они работали, и предпринимать активные действия по внесению необходимых изменений. Другие нормы, называемые запрещающи ми нормами, диктуют поведение, которого следует избегать. В противоположность им ко концентрируются и на индивидуальной, и на, то есть они работают вместе над получением конечного результата например, товара, услуги или решения, который представляет их общий вклад, и каждый член команды разделяет ответственность за этот результат с другими. Фактически команды, можно сказать, закрепляют за собой право собственности на свои цели и обычно тратят очень много времени на их достижение. Это группы, которых лидеры принимают решение от имени членов группы, чья работа заключается том, чтобы выполнять указания лидера. Эти группы известны как полуавтономные рабочие группы — рабочие группы, которых работники раз деляют между собой ответственность за принятые решения со своим начальством и одновременно ответственны за конечные результаты. Некоторые команды терпят фиаско только изза того, что их членство них остается неясным. По этой причине успешными являются те команды, которых были сделаны вложения развитие профессиональных навыков их лидеров и участников.

Причины объединения группы Люди часто включаются группы для удовлетворения своих общих интересов и целей. Люди, включенные большую группу могут никогда не встречаться друг с другом, но на основе выделенного признака, иметь общие социальные и психологические характеристики. Уровень группового развития характеристика сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы. С теоретической точки зрения этот вопрос касается того, как работа групп отличается от работы индивидуумов, с практической является ли работа группах более эффективной, чем индивидуальная? После принятия участия групповом обсуждении, люди занимают, как правило, более крайние позиции, чем перед началом дискуссии. Оценка уровня подготовленности нов ого сотрудника необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Смена этапов вызывает трудности, называемые адаптационные кризисы, поскольку воздействие социальной среды обычно резко возрастает.

Главной задачей работы с персоналом должно стать преодоление дисбаланса потребности профессиональном труде между работником и организацией. Интеграция нацелена на упрочение психологического единства группы, стабилизацию и упорядочение отношений межличностных и взаимодействий и является необходимой предпосылкой сохранности и воспроизводства группы. Здесь подчеркивалось преимущественное значение индивидуального и личностного роста. Подгруппы возникают согласно определенному принципу возрастному, половому, интеллектуальному. При этом, решая задачу повышения групповой сплоченности, практический социальный психолог обязан принимать во внимание, что наличие группового напряжения — это необходимое условие динамики развития группы. Вторая стадия группового развития характеризуется резким смещением динамического баланса сплоченность — напряжение сторону последнего и сконцентрированностью участников на межличностных отношениях. В результате на смену концентрации на подлинных и мнимых противоречиях приходит понимание того, что между участниками и сложившимися подгруппами есть реальные различия и, одновременно, есть потребность во взаимодействии.

При комплектовании группы всегда встает вопрос какой она должна быть по составу — гетерогенной или гомогенной? Роли — это поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как соответствующее групповым интересам. Это требует от пациента психологической перестройки, понимания необходимости новой роли, а при ее принятии — гибкости ролевой тактике. Умеренная тревожность является хорошим лечебным фактором. Типы поведения группе В социальной психологии выделяют четыре основных типа поведения людей малой группе. Большинство исследователей этого вопроса приходят к выводу том, что групповой процесс, начинаясь со стадии адаптации. Вера успешность группового процесса уже сама по себе имеет терапевтическое воздействие. В начале группового процесса имитируется поведение психотерапевта или других членов группы, получивших его одобрение. Любая группа своем развитии проходит через следующие этапы, которые формируют 5ступенчатую модель развития группы начальная стадия формирования обеспечение сплоченности членов группы стадия наивысшей работоспособности и производительности заключительная стадия для временных групп.

Существенные изменения происходят лишь конце этой фазы, после того, как истекает примерно половина времени, отпущенного на решение данной задачи. В этих и других ситуациях люди часто предпочитают прибегать к помощи своих коллег. Хотя сегодня редко можно говорить существовании реальной физической опасности на рабочих местах, самые первые профсоюзы зародились именно социальных группах, которые собирались пивных и обсуждали свои претензии к начальству. Эта защитная функция приобретает еще более важное значение, когда начальству не доверяют. Точные характеристики определяются принятой группе системой ценностей. Наиболее часто люди объединяются группы, чтобы удовлетворить свои потребности усилении власти, обеспечении безопасности, самоуважении, общении, получении определенного статуса. Реальные естественные группы складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора, возникают и существуют исходя из потребностей общества или включенных эти группы людей. В основе лежат определенная система социокультурных ценностей, приоритетов картина мира круг общения, интересы, потребности социальные стереотипы, привычки. Согласно другой классификации выделяют армейский, городской, сельский, монашеский, курортный образы жизни. Кона, различия между этническими группами являются относительными и выступают как производные от определенных исторических условий, закрепленных поколениях. В современном мире многие руководители имеют штате людей, профессионально занимающихся имиджем.

В большинстве исследований число членов малой группы колебалось от двух до семи, что определяет нижний предел малой группы как диаду. Можно выделить три механизма групповой динамики разрешение внутригрупповых противоречий противоречия между потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью между стремлением членов группы к самореализации и тенденциями включения групповые процессы идиосинкразический кредит лидеру позволяется нарушать групповые нормы, что нельзя рядовому члену психологический обмен через совместную деятельность происходит статусная дифференциация. При этом он с уважением относится к мнениям других людей, но поступать будет соответствии со своими представлениями действительности. Имеются три основных критерия эффективности деятельности группы образовательный, профессиональный и воспитательный. Деятельность, ради которой создан и которой занимается коллектив, имеет положительное значение для многих людей, а не только для членов данной группы. Он полагал, что, определив человека как объекта общественного развития, можно понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития.

Виды социальных ролей определяются разнообразием групп, видов деятельности и отношений, которые включена личность. Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне лидер, кумир, обиженный. Общественными потребностями продиктован методологический принцип включения именно содержательного рассмотрения социальнопсихологических проблем. То же можно сказать и относительно социальнопсихологических проблем социалистического соревнования. Во многих комьюнити кварталах, микрорайонах больших и маленьких городов и населенных пунктов Америки были вывешены объявления, приглашающие собраться домохозяек определенном месте определенное время для обсуждения проблемы мороженого мяса. Домохозяйки, принимавшие участие обсуждении проблемы, представляли собой группу. В составе команды выделяются различные роли, выполнение которых позволяет наиболее эффективно построить реализацию общих целей создания данной команды. Это не только старейшая, но и, без преувеличения можно сказать, наиболее интенсивно разрабатываемая область социальной психологии.

Бурный рост исследования проблем малой группы объясняется следующими причинами. Изучение социальных технологий групповой динамики включаются курсы подготовки менеджеров Мескон. Функциональный авторитет определяется 1 компетентностью руководителя, 2 его деловыми качествами, 3 его отношением к своей профессиональной деятельности. В теории групповой динамики он выступает качестве интегратора новых структур. Именно эти групповые процессы могут использоваться для достижения психотерапевтических целей. В этом смысле групповой психотерапией может быть назван лишь такой способ ведения группы, когда психотерапевт сознательно использует весь спектр взаимоотношений и взаимодействий, возникающих группе, лечебных психотерапевтических целях. Существуют аналитически психодинамически ориентированные группы, группы поведенческой и гуманистической направленности. В качестве самостоятельного направления психотерапии групповая психотерапия выступает лишь том смысле, что более прицельно рассматривает пациента социальнопсихологическом плане, контексте его взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми, раздвигая тем самым границы психотерапевтического процесса, фокусируясь не только на индивиде и его внутриличностной проблематике, но и на совокупности его реальных взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми и с окружающим миром. В процессе социальнопсихологического тренинга к причинам межличностных нарушений обычно не обращаются, поскольку это не входит его задачи.

Например, человек, который слишком много говорит и не дослушивает других до конца, может так себя вести не только и не столько потому, что его этому никто не научил, и он сам не научился. Один из важнейших механизмов лечебного действия групповой психотерапии возникновение и переживание пациентом группе тех эмоциональных ситуаций, которые были у него реальной жизни прошлом и являлись субъективно неразрешимыми и неотреагированными то есть такими, с которыми он не смог справиться, предполагает переработку прошлого негативного опыта, проявляющегося актуальной эмоциональной ситуации группе, без которого невозможно достичь позитивных, достаточно глубинных личностных изменений. Первым, кто обратил внимание на терапевтические возможности применения группового взаимодействия, был Пратт, который. Бета эксперт, имеющий специальные знания, навыки, способности, которые требуются группе или которые она высоко ценит. Несоответствие поведения психотерапевта ожиданиям пациентов вызывает у последних беспокойство, которое накладывается на индивидуальную тревогу и напряжение, связанные с началом лечения, отрывом от привычной обстановки, страхом перед неизвестной формой лечения, наличием симптоматики а иногда и ее усилением этот период, а также с внутриличностными и межличностными проблемами.

Как бы правильно ни вел себя психотерапевт, его поведение изза специфики групповой психотерапии как метода, при котором основным инструментом воздействия является не столько психотерапевт, сколько психотерапевтическая группа первоначально всегда будет расходиться с ожиданиями пациента. Это конфронтация, корригирующее эмоциональное переживание коррективный эмоциональный опыт и научение, которые охватывают все три плоскости изменений когнитивную, эмоциональную и поведенческую. Еще один аспект корригирующего эмоционального переживания связан с проекцией на групповую ситуацию эмоционального опыта, полученного родительской семье. Формально разделение методов групповой психотерапии на вербальные и невербальные является оправданным, но практически любое взаимодействие группе включает как вербальный, так и невербальный компоненты. Все эти названия подчеркивают спонтанный, жестко не структурированный характер ведения группы, недирективность поведения психотерапевта. Тематическая ориентация концентрирует внимание группы на актуальных для большинства участников группы темах. Психодраматическому разыгрыванию может быть посвящено отдельное занятие группы, однако чаще всего психодрама естественным образом входит процесс групповой дискуссии. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы. Проективный рисунок может проводиться качестве отдельного занятия, но иногда оказывается полезным начале групповой дискуссии.

В свою очередь, рецептивная музыкотерапия проводится трех формах коммуникативной совместное прослушивание музыкальных произведений, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия реактивной направленной на достижение катарсиса и регулятивной способствующей снижению нервнопсихического напряжения. Пациенты группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, фантазии часто проективного характера, возникающие у них ходе прослушивании. Для этого необходим набор простейших музыкальных инструментов или даже предметов, издающих звуки. С точки зрения реализации целей и задач групповой психотерапии главной фигурой является групповой психотерапевт. Термин руководство психотерапевтической группой по сути дела предполагает анализ поведения группового психотерапевта. Как эталонный участник он преследует двоякую цель демонстрация желательных образцов поведения и ускорение процесса социального научения. Позицию психотерапевта здесь можно сравнить с ролью инструктора, учителя, инициатора и опекуна. Цель этих воздействий состоит том, чтобы способствовать интеракциям участников группы между собой и, меньшей степени, с самим психотерапевтом.

На основе опыта практической работы сформировались представления об организационных аспектах групповой психотерапии продолжительности всего курса лечения и отдельного сеанса, частоте занятий, составе психотерапевтических групп и принципах их подбора, количестве психотерапевтов, комбинации различных методов основных и вспомогательных, вербальных и невербальных. В стационарных условиях обычно используются закрытые психотерапевтические группы. Впервые термин психотерапия введен конце века английским врачом Дэниэлом Хаком Тьюком. Групповая психотерапия более экономична и для клиентов, так как стоит на треть или половину дешевле для отдельного участника. Хотя одной из целей группы может быть нахождение баланса между продуктивными отношениями с другими участниками группы и сопротивлением давлению группы, однако терапевту, а тем более участникам далеко не всегда удается реализовать эту цель. Для характеристики целей групповой психотерапии, ориентированной на самопознание участников, 1970 В том, что отдельный участник группы рассказывает себе, есть вещи, которые одинаково хорошо знают и он сам, и другие участники группы. Все наиболее существенные социальные группы жизни человека малые группы. Коллектив это группа людей, представляющая собой часть общества, объединенную совместной деятельностью, подчиненную целям этого общества.

Сработанность это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимально возможную успешность совместной работе при минимальных энергетических затратах на деятельность, взаимодействие на фоне значительной субъективной удовлетворенности совместной работой и высокого взаимопонимания. Группы также рассматривают по их отношению к обществу позитивному просоциальные, либо негативному асоциальные. Поэтому функционирование и развитие группы носит противоречивый характер. Это влияет на степень и уровень сплоченности группы, психологический климат ней, взаимоотношения группе людей разного возраста, пола, профессии, национальности. В любой группе отношения развиваются двух аспектах коллективизма и индивидуализма. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из страха оказаться социальнопсихологической изоляции или других санкций умалчивать своем мнении или изменять.

Если реципиент получил какоето важное сообщение, его сознании возникает готовность к восприятию последующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление. Она не является более выражением человека, который говорит, но становится выражением предмета, котором он говорит. Считается, что нагнетаемое ощущение срочности резко усиливает их манипулятивные возможности. Соответственно ослабевает способность разграничивать информацию по степени важности. При этом зритель очарован именно тем, что он наблюдает неожиданное, неотобранный жизненный материал, так что между ним и реальностью нет никакого посредника. Целевой подход привязан к выходным данным, здесь оценивается, насколько группа достигает своих целей смысле желаемого состояния на выходе. Есть два существенных деления на группы принадлежности и референтные группы, а также на внутренние и внешние группы. Однако еще важнее для управления человеческими ресурсами переменная индукции. Группа с низкой сплоченностью значительно безопасней руках менеджмента. Гамма — преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность, большинство из них отождествляют себя с альфой.

Групповая сплоченность Понимается как привлекательность группы для ее членов, потребность участия и сотрудничества при решении общих задач, взаимное тяготение индивидов друг к другу. Личностная диагностика процессе групповой психотерапии раскрытие пациентом собственных проблем, диагностика их им самим, другими членами группы и психотерапевтом и собственно процесс психотерапии осознание пациентом своих проблем и конфликтов и их переработка и коррекция тесно связаны и представляют собой единый процесс, отдельные элементы которого могут быть обособлены лишь теоретически. Терапевт режиссер, дирижер, фасилитатор — организатор ролевой игры, помогающий пациенту исследовать свои проблемы. Поэтому ведущий стимулирует участников группы — зрителей — говорить своих впечатлениях, собственных переживаниях, ассоциациях, мыслях, воспоминаниях, которые возникали у них во время разыгрывания ролевой ситуации. Музыкотерапия существует двух основных формах Активной и рецептивной пассивной. Перечисленные типы руководителей групп были разделены по степени эффективности воздействий три первые опекуны, стимуляторы и социальные инженеры признаны относительно эффективными, три последующие личностно нейтральные лидеры, либеральные руководители и командиры — малоэффективными. К групповым процессам относятся динамические, меняющиеся показатели группы. Результатом такого давления может быть конформизм — осознанное внешнее согласие с мнением группы при внутреннем расхождении с.

Таков школьный класс, воинское подразделение, производственная бригада, спортивная команда или же пассажиры купе поезде дальнего следования. Социальные группы представляют собой общность людей, имеющих мы чувство. В данной работе будут рассмотрены понятия малых неформальных групп, групповой динамики и возможные способы изучения групповой динамики организации. В результате разрешение конфликтов группе могут произойти такие изменения как изменение цели, плана действий, структуры, образование новых подгрупп. По мере формирования и проявления необходимых реакций начинает интерпретировать поведение участников — комментатор — время от времени обобщает и комментирует все, что происходит группе. Одной из задач многих групп является расширение репертуара ролей, играемых людьми различных жизненных ситуациях. Некоторые ведущие специально провоцируют участников на открытое выражение агрессивных чувств, чтобы показать, что агрессия — это не всегда плохо. Мёде на основе разнообразных эмпирических данных приходят к единому выводу, что взаимодействие с другими людьми и даже их присутствие — реальное, воображаемое или подразумеваемое — существенно влияет на мысли, чувства и поведение человека и, более того, сопровождается возникновением надындивидуальных явлений, свойственных некоторой совокупности лиц как целому.

Бла годаря чему исторически конкретное множество лиц становится кол лективным субъектом социальнопсихологических феноменов?. По моему мнению, по меньшей мере три события. Другое определение движение — это устойчивая поддержка связей между влиятельными национальными деятелями, успешно выступающими от имени тех, чьи интересы формально не имеют представительства существующих структурах. Действуя пределах исторически созданной и относительно стабильной основы, они также активно участвуют изменении политических взглядов, властных структур и культурных символов. В последние десятилетия наиболее развитые капиталистические общества, вступившие стадию постмодернизма, становятся свидетелями возникновения другого типа, называемого новыми социальными движениями. Сначала наблюдается постепенное возникновение новых идей, верований, кредо, общего словаря надежды и протеста.

Следует заметить, что внутренние нормы и ценности могут также регулировать отношения с оппонентами, определяя репертуар точек зрения или тактику борьбы, которая предписывает, что дозволено, а что запрещено обращении с оппонентами и противниками движения. Следующий подпроцесс — возникновение новой внутренней организационной структуры новых взаимодействий, отношений, соединений, обязательств. Морфогенетический потенциал движения проявляется как разрушительных, так и созидательных действиях. Доступ к власти играет решающую роль для сохранения достигнутых преимуществ и управления распределением ресурсов и благ будущем. Если обратиться к революционным движениям — многообразным по характеру своих целей и наиболее всеобъемлющим по структурному воздействию, то обнаружатся две типичные альтернативные последовательности внешнего морфогенеза. Одна из разновидностей данной модели основана на метафоре клапана для выпуска пара потенциал движения той или иной мере имеющийся любом обществе и рассматриваемый как постоянный выпускается сверху, если сдерживающие механизмы — блоки и управление на уровне политической системы — ослабевают. По версии другой разновидности рассматриваемой модели, важную роль играет доступность ресурсов причиной появления движений служит открытие новых средств и возможностей, облегчающих коллективные действия. Они сосредоточивают внимание на двух психологических процессах, решающих для реформаторских или революционных движений.

Включение познавательных социальнопсихологических посылок вместо побудительной терминологии рамках теории мобилизации ресурсов должно помочь прояснении как отношений между движениями и обществом, так и процессов развития и роста самих движений. Киллиан так суммирует это положение Изучение социальных движений не есть изучение стабильных групп или установленных институтов, оно представляет собой исследование социальных групп и институтов процессе их становления. Дилигенский Движения как субъект социальнополитической психологии Попытаемся дать краткую характеристику социальнопсихологических параметров массовых движений. К первым относятся группы, специально создаваемые для вып олнения экспериментальных заданий лабораторных условиях ко вторым — группы, функционирующие реальных жизненных ситуац. Во втором случае имеются виду преимущественно сложившиеся группы с определенной историей, нередко характеризующиеся довольно высоким уровнем социальнопсихологического развития. Триплет опубликовал результаты экспериментального исследования, котором сравнивал эффективность индивидуального действия, выполняемого одиночку и условиях группы.

В тот же период, основываясь на результатах исследования управленческой деятельности промышленной организации Барнард выдвигает идею двухмерного рассмотрения группового процесса, получившую реализацию ряде подходов к анализу группы целом, а также структурного ее аспекта. Левина том, что поведение личности есть продукт поля взаимозависимых детерминант по терминологии. Келли — избрали объектом концептуализации внутридиадные отношения, экстраполируя, однако, результаты анализа на большие по объему группы. Обе теории получили достаточно развернутое изложение и критическое обсуждение отечественной литературе. Кроме того, идеи деятельностного подхода воплотились изучении отдельных феноменов социальной группы ее интеграции и эффективности, руководства и лидерства, межгрупповых отношений. И хотя теоретический анализ этого вопроса ведется уже ряд лет, его результаты, а главное их практическая реализация вряд ли могут быть признаны удовлетворительными.

Что же касается третьего психологического уровня групповой структуры, то он согласно обсуждаемой модели представляет собой поверхностный слой межличностных отношений, применительно к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают качестве основного фактора, опосредствующего личные контакты членов группы. Модели коммуникативных сетей, представляющие собой еще одно, коммуникативное, измерение групповой структуры, свидетельствуют субординированности позиций индивидов зависимости от расположения последних системах информационных потоков и концентрации у них той или иной касающейся группы информации. Собственно говоря, феномен социальной власти, изучение которого одним из первых предпринял еще 40е годы. Каждый из перечисленных типов социальной власти предполагает влияние, одних случаях например, легитимная власть носящее более выраженный социальный, а других например, референтная власть — психологический характер. Бейлсом анализ представляет интерес, поскольку указывает на следующее весьма существенное для успешного функционирования группы обстоятельство групповая структура инструментальном ее измерении, наиболее эффективная для решения поставленной перед группой задачи, может оказаться неудовлетворительной межличностном экспрессивное измерение плане. Поскольку кооперация рассматривается как главный признак группы, обратимся для начала к исследованиям, выявляющим факторы кооперативного отношения к партнеру.

Однозначно определить соотносительный вес личностных и ситуационных факторов детерминации поведения человека том числе и установлении доверительных отношений фактический материал не позволяет. Использованные виды коммуникативных сетей, таким образом, различались по степени централизации крест — максимальная, круг — минимальная, что, по гипотезе, скажется эффективности решения задачи. Однако устойчивость личности неконформистов, мягко выражаясь, является своеобразной, ибо неконформисты противостоят обществу, которое враждебно им и стремится путем давления на неконформную личность привести ее к общему знаменателю — сделав такой же, как все остальные. В отличие от этого Аш как социальный психолог больше подчеркивает роль конформного поведения жизни людей. Лишь Социальной психологии мы находим утверждение, не согласующееся с тем, чем говорилось выше а именно, Аш утверждает здесь, что увеличение противоречия с группой несколько раз не влияет скольконибудь заметно на частоту ошибок. Прежде всего обращает на себя внимание очень малое количество испытуемых данном эксперименте что отмечает и сам Аш если основных опытах Аша участвовало 123 испытуемых, приведенных выше опытах, где изучалась частота ошибок как функция величины противоречия, принимали участие 18 испытуемых, с которыми было проведено 56 проб, причем 24 пробы из них были критическими, то данном эксперименте участвовало лишь 13 испытуемых, с которыми было проведено всего 10 проб.

В эксперименте участвовали представители Бразилии, Ливана, Родезии, Гонконга. Видмар, обнаружив сдвиг к риску гомогенных группах, показал, что гетерогенных группах сдвиг к риску более значительный. Таким образом, оптимальной для появления сдвига к риску является группа из четырехпяти человек. Следует отметить, что при групповой поляризации сдвиг к риску и сдвиг к осторожности не симметричны, а существует определенная тенденция пользу риска. Вовторых, рискующие индивиды более склонны влиять на других, таким образом, рискующие индивиды — лидеры, а осторожные индивиды — ведомые. Пфеффер доказывает, что этом понятии слишком много концептуальной нелепости, многозначности, что оно не было должным образом определено и отделено от таких понятий, как авторитет и социальная власть. К тому же практически все разработки были выполнены исключительно лабораторной среде, что, конечно же, снижает их ценность. Существуют данные, полученные лабораторном эксперименте, утверждающие, что, когда испытуемые сталкиваются со свидетельствами хорошего или плохого выполнения задания группой, они склонны полагать, что успех связан с более высокими значениями факторов внимание и устанавливающая структура. В исследовании взаимоотношений авторы выделяют два измерения поведения задачу и отношения. Более поздние исследования структуры группового лидерства, выполненные, частности, отечественными психологами и педагогами, позволили выявить некоторые новые ее аспекты.

Дубовская Руководство малой группой Руководство и лидерство. Действительно, если посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений, а руководство выступает качестве фактора организации официальной структуры, каково таком случае оптимальное сочетание указанных феноменов для успешного функционирования группы? Они выразились, вопервых, увеличении числа лидерских ролей, соотносимых с ролью руководителя была выделена роль мотивационного лидера, или мотиватора ею характеризовалась способность членов коллектива неформально побуждать своих коллег к занятию научной деятельностью. Последний результат служит, на наш взгляд, еще одним доказательством роли мотивационного потенциала руководителя обусловливании продуктивности коллективной научной деятельности. Впрочем, это не единственный критический момент обсуждаемого подхода. Кроме того, заслуживает внимания попытка нащупать точки соприкосновения данной теоретической конструкции с вертикальной диадической моделью.

Лидерами, с другой стороны, становятся не по воле организации, хотя возможности вести за собой людей тоже можно увеличить путем делегирования полномочий. Наконец, действия лидеров не ограничиваются рамками какихлибо полномочий и структур. Таким образом, этой главе наше внимание будет сосредоточено на элементах, лежащих основе руководства и лидерства, влияния и власти. В дополнение к формальным полномочиям руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как пределах своей цепи команд, так и вне. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Баланс власти Концепция зависимости также подтверждает несостоятельность еще одного распространенного мнения власти. А это, свою очередь, может привести к напрасной трате усилий и снизить уровень достижения целей. Например, если руководитель по финансовым или производственным вопросам зависит от услуг отдела по обработке данных, начальник этого отдела будет иметь над ним некоторую власть. Здравый смысл подсказывает нам, что, для того чтобы обладать властью, вы должны иметь возможность держать под своим контролем чтолибо, имеющее значение для исполнителя, то, что создаст его зависимость от вас и заставит его или ее действовать так, как желаете. Законная власть бывает действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он или она стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии.

Даже если представляется возможность создать эффективную систему контроля при умеренных затратах, лучшее, чего можно добиться посредством страха — минимально адекватная производительность труда. Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление подчиненного с целью добиться от него желаемого поведения. Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное. Чтобы соответствовать окружению, организация должна внести изменения свою политику, стратегию, методику организации. Экспертная власть, влияние через разумную веру распространяется все больше и становится эффективной благодаря возрастающей сложности технологии и размера организаций. Иллюстрацией первой возможности является использование положений теории мотивации. При этом необходимо инициировать конструктивные конфликты и дискуссии между представителями разных точек зрения.

Краткое описание организационных культур через основные характеристики представлено табл. Вовторых, успешность организации на этой стадии зависит от ее аутентичности существующим во внешней среде образцам. Ведущий группы с самого начала знакомит участников с некоторыми принципами работы, следование которым отвечает психотерапевтическим задачам. Психотерапевт стремится к тому, чтобы эти принципы последовательно осуществлялись пациентами, превращаясь нормы группы психотерапевтические нормы. Во время совместной деятельности члены группы могут противостоять друг другу по различным взглядам, отношениям, потребностям. Во второй фазе терапевт провоцирует группу на открытую конфронтацию с ним путем раскалывания постепенно возникающего единства и сплоченности группы, результате чего группа, окончательно разочаровавшись нем, начинает обвинять его во всех своих бедах. Выступая качестве эксперта, психотерапевт планомерно и целенаправленно использует свои знания и профессиональные навыки для достижения терапевтических целей и нужный момент применяет соответствующие методы.

Он полностью нацелен на групповой процесс и служит группе своеобразным зеркалом. Поэтому терапевт заступается за него, предоставляет частичную поддержку, чтобы хоть както уравновесить отрицательное отношение к нему всей группы. Либеральные руководители преобладает познавательная ориентация достаточно низкий уровень проявления остальных трех стилей. Для усиления эмоционального переживания и получения материала для интеллектуальной переработки интеракции используются некоторые техники. Психотерапевт играет при этом роль безучастного комментатора, использующего данные техники, или роль аутентичной личности, делясь с группой своими собственными переживаниями. Психотерапевтический потенциал групповых методов не ограничивается возможностью использования воздействия группы на отдельного ее участника. В психотерапевтической группе каждый пациент моделирует свою реальную жизненную ситуацию, использует привычные для него стереотипы поведения, реализует характерные отношения и установки. Развитая группа, или коллектив, отличие от диффузной группы характеризуется иными параметрами здесь взаимодействие и взаимоотношения опосредованы целями, задачами и ценностями совместной деятельности, ее реальным содержанием.

Члены группы начинают понимать, что метод групповой психотерапии предполагает такое взаимодействие, при котором каждый будет проявлять заботу других, вникать переживания, проблемы других. Таким образом, задачи личностноориентированной реконструктивной психотерапии фокусируются на трех составляющих самосознания самопонимании, отношении к себе и саморегуляции, а общая цель может быть определена как формирование адекватного самосознания и расширение его сферы.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru