Понятие государства его основные признаки шпаргалка

Общество устойчивый союз отдельных индивидов, созданный для достижения общего интереса, объединенных единой целью, на основе их взаимного сотрудничества Данный союз имеет общий язык, культуру, образ жизни. Государство это выделившаяся из общества и обусловленная его социальноэкономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти Возникнув как продукт эмпирической опытной социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Право есть система общеобязательных, формальноопределен ных норм, которые выражают обусловленную экономическими, ду ховными и другими условиями жизни государственную волю общест ва, ее общечеловеческий и классовый характер издаются или сан кционируются государством определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возмож ностью государственного принуждения являются государствен ным регулятором общественных отношений. Общеобязательность Все иные разновидности социальных норм нравственные, корпоративные, религиозные и обязательны лишь для той или иной части населения И только право система норм, обязательных для всех Тем самым праву отводится роль нормативной основы законности и право порядка, всей правовой системы общества. Институционность, заключающаяся том, что составляющие право нормы издаются или санкциониру ются государством строго определенных формах, своего рода знаковых системах, каковыми служат различные юридические источники Как было показано выше, содержание права состав ляет система действующих юридических норм. К исторически сложившимся разновидностям форм выраже ния права относятся. Гражданское право, включает себя нормы, регулирующие личные отношения граждан между собой Гражданское право отрасль права, нормы которой регулируют товарноденежные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Хозяйственное право совокупность правовых норм, определяющих порядок руководства хозяйственной деятельностью и ее осуществления. Экологическое право система норм, регулирующих общественные отношения, направленные на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных природных условий, охрану окружающей среды Подотрасли лесное, водное, горное и право. Уголовноисполнительное право совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают процессе и по поводу исполнения наказаний и применения мер исправительного воздействия. Под источником права понимается его внешняя форма выражения, то есть совокупность способов формирования, своеобразного документирования государственной воли. Нормативноправовой акт это акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно Основным видом нормативноправового акта является закон, который и рассматривается качестве ведущего источника права. Конституция это политический документ Главные вопросы ее содержания вопросы о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства Но то же время Конституция правовой акт, закон Она принимается либо высшим представительным органом власти, либо специально учреждаемым для ее принятия органом, либо референдумом Конституция содержит исходные начала национальной системы права Под Конституцией юридической науке понимается Основной Закон система законов, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и деятельность системы государственных органов. Правоотношения, как и право, на базе которого они возни кают, охраняются государством Другие отношения такой защи ты не имеют.

Небрежность выражается не предвидении правонару шителем возможности наступления общественно опасных пос ледствий своего действия или бездействия, хотя по обстоятельст вам дела он мог и должен был их предвидеть. Преступления предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние действие или бездействие, посягающее на общественный строй государства, его политическую и экономическую систему, собственность, личность, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное посягающее на установленный правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом. Правонарушение не может быть одновременно и преступлением, и проступком, критерии общественной опасности не позволяют совмещать их одном деянии. Критерии, позволяющие отличить административное правонарушение от преступления, могут быть следующие. В зависимости от сферы общественной жизни, где они совер шаются, различают. Государство проводит гуманную демографическую политику, создает необходимые условия для культурного развития человека и общества, обеспечивает экологическую безопасность и рациональное природопользование. Судебные органы представлены конституционными судами, судами общей и специальной юрисдикции, прокуратурой Они осуществляют контроль и надзор за исполнением законов и подзаконных актов, разрешают споры о праве, применяют санкции за правонарушения Каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность ограничивать действия органов других ветвей, случае их выхода за пределы предоставленных полномочий Это осуществляется путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы исполнительной власти распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами. Правовой статус личности представляет собой юридически закреплённое положение личности обществе и государстве Принято выделять 3и вида правовых статусов.

Индивидуальный закрепляет правовое положение конкретного лица и характеризуется семейным положением, возрастом, профессией. Согласно Конституции Россия состоит из восьмидесяти девяти субъектов Российской Федерации, которыми являются 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения Москва и СанктПетербург, 10 автономных округов и 1 автономная область В настоящее время на территории России проживает более 140 народов, составляющих многонациональный народ Российской Федерации. Судебная власть принадлежит судам и осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства Создание какихлибо чрезвычайных судов не допускается. Конституция закрепляет принцип всеобщего, периодичного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Международный пакт о гражданских и политических правах ст 25 провозглашает для каждого гражданина право голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Тайное голосование призвано ограничить чьё либо влияние на свободное волеизъявление гражданина. Прямое избирательное право характерное для нашей демократии, означает то, что за кандидата или список кандидатов, избиратели по данному избирательному округу голосуют непосредственно сами без участия посредников.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а так же граждане, содержащиеся местах лишения свободы по вступившему силу приговору суда. Проведение выборов состоит из нескольких стадий, от момента назначения даты выборов до объявления о результатах голосования Избирательный процесс это урегулированная Конституцией и законами деятельность органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов В соответствии с Федеральным законам Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдуме граждан Российской Федерации можно выделить стадии. Исполнять обязанности судьи могут граждане, дос тигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать осуществлении правосудия порядке, предусмотренным федеральным законом В случаях, предусмотренным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. В соответствии с Конституцией ст 124 финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия соответствии с федеральным законом. Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами, а также правоохранительными органами других государств на основе международных договоров и обязательств Российской Федерации Деятельность правоохранительных органов основывается на Конституции Российской Федерации, конституциях республик и уставах других субъектов федерации, иных законодательных актах Российской Федерации, а также правовых актах республик составе Российской Федерации, правовых актах автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и СанктПетербурга, регулирующих отношения области правоохранительной деятельности, принимаемых пределах их полномочий. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий Российской Федерации не менее 10. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Совет Федерации верхняя палата представляет интересы субъектов Российской Федерации Каждый субъект представлен двумя членами Совет Федерации не избирается, а формируется По должности него входят глава представительной власти субъекта федерации и глава исполнительной власти субъекта федерации например, мэр Москвы и Председатель Московской городской думы Совет Федерации на постоянной основе не работает. Вторая стадия законодательного процесса предварительное рассмотрение законопроектов Законопроект, подлежащий рассмотрению Госдумой, направляется соответствующий комитет палат, комиссии, депутатские объединения, Президенту, В Совет Федерации, Правительство, а также Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

Третья стадия законодательного процесса включает себя рассмотрение законопроектов Госдуме, которое может осуществляться трех чтениях. Пятая стадия рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. Принципы местного самоуправления это основополагаю щие идеи, начала, лежащие основе организации и функцио нирования местного самоуправления. При этом потребитель обязан возвратить продавцу товар с недостатком, а также потребовать полного возмещения убытков, причиненных некачественным товаром. Закон возлагает обязанность на продавца выдавать товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт и время покупки товара у определенного продавца. Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляется силами и за счет продавца изготовителя или организации, выполняющей функции продавца изготовителя на основании договора с. Основные признаки государства суверенитет независимость государственной власти международных отношениях внешний аспект и верховенство власти внутри страны внутренний аспект публичная политическая власть государство осуществляет свою власть публично и открыто через свои представительные органы территориальная организация власти у каждого государства есть территория, рамках которой осуществляется государственная власть аппарат управления и принуждения власть государства основывается на принудительной силе, для реализации своих решений и требований создается специальный аппарат армия, суд, полиция государственная казна государство имеет казну, которая направляется на содержание госаппарата, развитие экономики, культуры и и пополняется из налогов, госкредитов, займов, таможенных пошлин, валютных ценностей, ценных бумаг, золотого запаса и проч общеобязательный характер нормативных актов государство принимает, изменяет и отменяет общеобязательные для всего населения страны нормативные акты Второстепенные признаки государства государственный язык государственная символика герб, гимн, флаг денежная единица армия гражданство и проч Государство суверенная организация публичной политической власти обществе, обладающая госаппаратом управления и принуждения, казной и издающая общеобязательные для всего населения нормативные акты Сущность государства кем и чьих интересах осуществляется государственная власть Существует два подхода к пониманию сущности государства 1 подход классовый К Маркс, Ф Энгельс сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу 2 подход общесоциальный ученики Платона, Аристотель, Дж Локк, Ж Ж Руссо, Т Гоббс сущность государства его способности объединять все общество, разрешать возникающие конфликты и противоречия, выступать средством социального согласия и компромисса. Лекция, реферат Понятие и признаки государства, его сущность кратко понятие и виды Классификация, сущность и особенности. Государство это суверенная территориальная организация политической власти, обладающая аппаратом управления и управляющая обществом с помощью права.

Суверенитет это свойство государственной власти, выражающееся ее верховенстве по отношению к другим властям внутри страны и независимости от других государств осуществлении внутренней и внешней политики Таким образом суверенитет имеет две стороны внутреннюю верховенство власти внешнюю независимость Главное свойство суверенитета полнота, единство и неделимость На одной территории не может быть двух суверенных властей Гос суверенитет принадлежит только одному субъекту государству Существуют также национальный суверенитет право нации на самоопределение и народный суверенитет верховенство народа государстве. Социальное назначение государства показывает, что оно делает обществе, определяет роль государства обществе, определяет степень вмешательства государства жизнь общества. Эти ученые рассматривали государство с точки зрения социологии и юриспруденции Наряду с приведенными дефинициями, учении о государстве предпринимались попытки дать ему определение с точки зрения психологии, истории, теологии и. Отдельно следует сказать о марксизме, который привнес представления о государстве классовый подход К Маркс, Ф Энгельс и В И Ленин считали государство политической организацией господствующего класса, которым является сословие собственников основных средств производства Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать повиновении одному классу прочие подчиненные классы 6 Марксизм первостепенное значение придает насильственной стороне государственной власти диктатуре класса. Олицетворенная государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Государственный аппарат сам по себе существовать не может Его функционирование обеспечивается системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей Следовательно, налогообложение важная составная часть публичной государственной власти. Суверенитет как свойство государственной власти заключается ее верховенстве, самостоятельности, независимости. Верховенство государственной власти внутри страны означает а универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны ее прерогативы государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает армия, правоохранительные органы. Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

Толкование права деятельность субъектов применения права по установ лению точного содержания смысла юридической нормы соответствии с выра женной ней волей правотворческого органа. Смена одного типа другим процесс естественно исторический, реализующийся результате революции В этом процессе каждый последующий тип госва должен быть более прогрессивным, чем предыдущий. Она как организация отделена от госва Сущет свобода выборов религии, свобода быть атеистом. В новых условиях общество создает разновидность нормат регулирования правовое регулирование общество формирует наиболее значимых отношениях правопорядок. На четвертой стадии результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу. Указанные субъекты, отношения, правовые нормы, акты реализации права отличаются множественностью многообразием наличием разнообразных связей различными качественными характеристиками одновременно целостностью. Норма права, будучи содержанием, поразному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей качестве ее формы. Социальные нормы правила поведения людей обществе Социальные нормы представляют собой систему, которую входят нормы права наряду с нормами морали, обычаями, традициями, политическими и иными нормами Право и иные социальные нормы взаимосвязаны. Основной заслугой Энгельса была не только систематизация взглядов этнографов, археологов и историков на первобытное общество, но и утверждение материалистического, том числе классового подхода к появлению частной собственности и государства Он сделал попытку показать определяющую роль материальных условий жизни первобытного общества на появление и развитие государства. Нормативные акты утрачивают свою силу прекращают действие на следующих основаниях.

В состав правонарушения входят следующие четыре элемента, которые, свою очередь, раскрываются через ряд собственных специфических черт и признаков. В настоящее время категория тип государства служит для характеристики государственности путем установления сходства различных государств на основании родственных черт Основу типологии составляют различные подходы формационный, цивилизационный и политикоправовой. Государство само по себе составляет социальную ценность, ибо оно есть гарант стабильности, порядка, хранитель прав и свобод человека Сущность его связана не только с экономическими, классовыми факторами, но и с культурой, духовной жизнью общества Именно эта связь и превращает государство политическую, структурную и территориаль ную организацию общества. В современной учебной литературе государство обычно определяется как политикотерриториальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и целом приемлема, но ней слабо отражена связь государства и общества Более точной будет следующая формулировка государство это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Мысли о том, что государственная власть не должна иметь неограниченный характер, а ее влияние следует ограничить правом, высказывались еще древности Так, древнегреческий философ Платон писал Я вижу гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьейлибо властью Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги Однако идеи связанности государства правом получают последовательное развитие лишь XVIIXVIII вв у европейских мыслителей В период господства Европе абсолютистских монархий формировалась теория правового государства, ставшая полной противоположностью идеи полицейского государства. Государство это организация власти, которая властвует на строго определенной территории, ограниченной части поверхности планеты суши, моря, воздушного пространства Территория государства является материальной основой его существования. Процесс формирования государства разных странах происходил поразному Можно выделить общие причины возникновения государства. Государственная власть является особой разновидностью социальной власти Понятия государственная и политическая власть являются синонимами Государственная политическая власть это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии. Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета Можно выделить следующие виды сложных государств 1 федерация 2 конфедерация 3 империя.

Наряду с этим такие различные национальные системы права можно объединить ряд групп правовых общностей, типов При этом каждая из этих групп включает себя несколько родственных близких по своему генезису и правовым характеристикам национальных систем права. Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы. Законом называется нормативноправовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения. Классификация системе нормативных актов строится 1 зависимости от субъекта правотворчества 2 зависимости от сферы действия 3 зависимости от срока действия 4 зависимости от способов установления государством 5 по юридической силе. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Совет Государственной Думы назначает отведенный для этого день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия качестве закона При третьем чтении законопроекта уже не допускается внесение него поправок и возвращение к его обсуждению целом либо по отдельным статьям, главам, разделам Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов 2 3 от общего числа депутатов. Действие нормативных актов пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов. Система права формируется из отраслей, а сами отрасли из подотраслей, институтов и норм права.

Как много отраслей, так же много и соответствующих групп институтов Отраслевая принадлежность правовых институтов является самым общим критерием их разделения По этому же признаку они классифицируются на материальные и процессуальные Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые или смешанные, простые и сложные или комплексные, регулятивные, охранительные и учредительные закрепительные. Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения правовые акты. Структура права является закономерностью При исследовании системы законодательства, строении нормативноправовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм. Дисциплина это совокупность требований, отвечающих социальным нормам, которые сложились обществе и предъявляются к поведению людей. Грамматический языковой, текстовый способ толкования состоит уяснении смысла правовых норм на основе анализа текста нормативноправового акта При его использовании определяют значение отдельных понятий например, конституционный строй, правосубъектность, правопорядок и и оценочных понятий существенный вред, если необходимо, если целесообразно и С помощью этого способа проводят синтаксический или стилистический анализ текста нормативноправовых актов. Юридическая практика это деятельность, направленная на издание, а также толкование и реализацию юридических предписаний, организованная единстве с уже накопленным социальноправовым опытом.

Так, по принадлежности к отраслям права можно выделить 1 государственноправовые отношения 2 гражданскоправовые отношения 3 уголовноправовые отношения. Гражданские правонарушения проступки отличаются от других проступков объектом посягательства Им являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Лидером социологической школы права на Западе считают Эрлиха В его работах проявились характерные для всей социологической школы права черты, а именно. Нормативистская теория права теория, которая была создана начале. Несмотря на противоположность двух указанных подходов к сущности государства, они не исключают друг друга Следовательно, любое государство обладает двойственной сущностью нем присутствуют и черты классовости, то есть стремления правящих сил, интересы которых они представляют иначе не было бы ожесточенной борьбы за власть любом обществе, и черты общесоциальности, приверженности общечеловеческим идеалам Но удельный вес тех или иных качеств неодинаков и зависит от многих факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и другие Очевидно, что у демократически устроенного государства буду преобладать черты общесоциальности, у тоталитарного государства черты классовости. Аппарат публичной власти осуществляет управление обществом с помощью специфических приёмов централизованного согласования индивидуальных поведений Он придаёт этой бесконечной массе поведений ориентацию, объективно востребованную данной социальной средой Любая власть ставит перед собой задачи политического, социальноэкономического, идеологического характера, с которыми должны соглашаться если не все, то, во всяком случае, большинство граждан Итак, специфический признак государства наличие суверенной публичной власти.

Если же абстрагироваться от взаимозависимости общество государство, а иметь виду саму политикоуправляющую надстройку над обществом, то государство можно определить как аппарат публичной власти, аппарат координации социального взаимодействия, администрирования, принуждения. Классификация научный приём, с помощью которого достигается упорядочение изучаемых объектов Это система соподчинённых понятий области знания и деятельности человека, используемых для установления связей между этими понятиями или классами объектов Научная классификация выражает систему законов, присущих отображаемой ней области деятельности В соответствии с этим все отображаемые явления подразделяются на классы, виды, типы Типология государства позволяет уяснить внутреннюю логику и закономерности процесса исторического развития государства и права, соотнести выявленные общие закономерности, присущие всем без исключения разновидностям государства и права общее и их историческую специфику отдельное Она составляет основу для научных обобщений, анализа и систематизации всего научного материала о государстве и праве. В последние десятилетия, начиная с 1985 года, когда политике и идеологии на первый план стали выступать общечеловеческие ценности, классовая тональность стала постепенно вытесняться общесоциальной тональностью. Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды она не может быть сведена к так называемой твёрдой земле Это означает, что государство поддерживает перечисленных средах свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных. Итак, государство это политическая целостность, образуемая национальной или много национальной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан. Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства Основную роль этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации. Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы различных уголках мира Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания. Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования Через право государство проводит жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи В одних случаях государство издает юридические нормы, других организует их исполнение, третьих обеспечивает, охраняет их В зависимости от этого и различают три основные формы осуществления функций. Институт права это совокупность сгруппированных правовых норм единый блок, который находится отрасли права и регулирует разновидность общественных отношений, входящих предмет урегулирования этой отрасли права Юридическая норма является исходным элементом, ячейкой права, а правовой институт можно представить как первичную правовую общность Институт это блок, составная часть, звено отрасли В любой отрасли их множество Они имеют относительную самостоятельность, так как касаются известной мере самостоятельных вопросов Примеры правовых институтов 1 уголовном праве институт крайней необходимости, невменяемости 2 гражданском праве институт дарения, сделки, институт исковой давности, куплипродажи 3 государственном праве институт гражданства 4 административном институт должностного лица 5 семейном праве институт брака и Все институты осуществляют свою деятельность тесной взаимосвязи друг с другом как внутри данной отрасли, так и вне. Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны Они различаются между собой как содержание и форма Соотношение системы права и системы законодательства 1 система права как его содержание это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений 2 система законодательства это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативноправовых актов 3 право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство его широком понимании и является правом 4 проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения правовые акты Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права Структура права является закономерностью При исследовании системы законодательства, строении нормативноправовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия 1 норма права это первичный элемент системы права В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативноправовой акт 2 система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает свое содержание положения, которые собственном смысле не могут быть отнесены к праву 3 деление права на отрасли и институты, отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования 4 структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства 5 система права имеет объективный характер А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом Соотношение системы права и системы законодательства характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению. Правовыми отношениями принято считать такие общественные отношения, которые урегулированы действующими правовыми нормами и находятся под непосредственной охраной государства Участники правоотношений люди и их объединения являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей Правоотношение это сторона реального общественного отношения, определяемая нормой права, специфическая форма его выражения Правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм объективного права конкретные субъективные права и обязанности участников общественных отношений Правоотношения появляются, изменяются, а также прекращаются лишь на основании норм права, которые порождают данные правоотношения и осуществляются через них Прежде всего правоотношениях достигаются цели правовых норм, выражается их сила и эффективная работа Правоотношение это юридическая связь между субъектами этого отношения Через правоотношение осуществляется регулирование фактических обстоятельств отношения Правоотношение выступает как компонент механизма правового регулирования Таким образом, правоотношения всегда возникают, прекращаются, изменяются только на базе правовых норм Можно выделить предпосылки возникновения правоотношений материальные общие и юридические специальные Общие предпосылки возникновения правоотношений представляют собой совокупность экономических, социальных, культурных и других факторов, которые необходимы для возникновения, а также для развития любого общественного отношения и предполагают 1 наличие не менее двух субъектов правоотношения Правоотношения это чаще всего отражение двусторонней связи, которая возникает между субъектами правовых отношений При этом сама норма права, которая явилась причиной возникновения конкретного правоотношения, носит всегда представительнообязывающий характер, когото на чтото обязывает, уполномочивает 2 наличие определенных интересов и потребностей людей Правоотношения тем самым отличаются индивидуализированностью субъектов, а также определенностью их поведения, взаимоотношений, персонификацией взаимных прав и обязанностей Специальные предпосылки представляют собой комплекс условий, которые являются необходимыми для возникновения правовых отношений и предполагают 1 наличие определенной нормы права 2 наличие правосубъектности у субъектов правового отношения 3 наличие юридического факта Юридические факты это определенные жизненные обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, прекращение, а также изменение правовых отношений Юридические факты формулируют гипотезах норм права Само признание или непризнание права, а также обязанности конкретного субъекта всегда зависит от наличия или отсутствия юридического факта Важное значение имеет всестороннее изучение, исследование и правильное установление юридических фактов Именно юридические факты позволяют юристам установить, какое именно правоотношение возникло и какие юридические права и обязанности имеют участники данного правоотношения. Правоспособность это способность гражданина обладать гражданскими правами и нести определенные обязанности Именно правоспособность является предпосылкой обладания конкретными субъективными правами, которые возникают лишь при наличии определенных юридических фактов, действий и событий Под правоспособностью понимают также признаваемую государством общую иначе абстрактную возможность обладать установленными законом правами и обязанностями, способность быть их носителем Содержание правоспособности определяет комплекс прав и обязанностей, которыми может обладать субъект правоотношений В законодательстве нет полного перечня прав, которые мог бы приобретать каждый субъект правоотношений, существует лишь перечень самых важных правовых возможностей Правоспособность от субъективного права отличается тем, что она 1 не отделяется от личности Человека нельзя лишить правоспособности, отнять ее у него или ограничить ее действие 2 не зависит от возраста, пола, профессии, национальности, имущественного положения и 3 не может быть делегирована другим 4 первична по отношению к субъективному праву, а также исходна, играет роль предпосылки 5 она абстрактна, а субъективное право конкретно Дееспособность это способность субъекта собственными действиями приобретать и реализовывать права, создавать для себя обязанности и исполнять их Концепция дееспособности исходит из того, что все субъекты права здоровы и степень развития их устанавливается по мере взросления Дееспособность делят на общую и специальную По естественным причинам правоспособность и дееспособность не всегда совпадают Все люди правоспособны, хотя не все из них одновременно дееспособны При этом все дееспособные люди не являются правоспособными Полная дееспособность возможность осуществлять все права и обязанности без исключения Полная дееспособность наступает полном объеме по достижении лицом восемнадцатилетнего возраста Частичная дееспособность бывает двух степеней первая степень это дееспособность малолетних с 6 до 14 лет Сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны Вторая степень частичной дееспособности это дееспособность несовершеннолетних с 14 до 18 лет В соответствии с законом они могут совершать все сделки малолетних и распоряжаться своими доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады кредитные учреждения, с 16 лет они могут быть членами кооператива Правосубъектность включает себя четыре элемента 1 правоспособность это закрепленная законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности Она начинается с момента рождения индивида и прекращается смертью Правоспособность не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом 2 дееспособность 3 деликтоспособность это способность человека отвечать за гражданские правонарушения 4 правосубъектность определяется при помощи норм права, которые устанавливают основные и отправные права и обязанности Имеет место и специальная правосубъектность, которая предусматривает другой правовой статус, отличие от обычных субъектов Так, частности, субъектами со специальной правосубъектностью можно считать депутатов, кандидатов депутаты, глав избирательной комиссии. Под составом правонарушения понимают совокупность признаков, которые характеризуют согласно российскому законодательству как правонарушение конкретное общественно вредное деяние Состав любого правонарушения включает себя 1 характеристику объекта правонарушения, объективной стороны 2 субъективной стороны и субъекта правонарушения Обязательным признаком состава правонарушения считают объект правонарушения Объект правонарушения одно из важных понятий теории правонарушений Каждое преступление, проявляется ли оно действии или бездействии, всегда является посягательством на конкретный объект Нет преступления, которое ни на что не посягает Данное положение можно применить ко всем видам правонарушений В современной правовой литературе широкое распространение получило мнение, что объектом правонарушения являются общественные отношения, которые регулируются нормами права Правонарушение является определенным социальным явлением, которое воздействует на всю систему общественных отношений Субъект правонарушений необходимый элемент состава правонарушения Субъект производит все действия, преступления и поступки Тем самым он воздействует на объект и собственными действиями привносит изменения во внешний мир Таким образом, если объект это внешнее явление, которое существует независимо от субъекта, то субъект является носителем действия Субъект и объект находятся постоянно таком взаимодействии между собой, когда на одном полюсе расположен субъект, а на другом объект Учитывая общефилософское понимание взаимодействия субъекта и объекта как единства двух противоположностей правовых взаимоотношениях, субъект и объект постоянно должны быть вместе, так как 1 субъект и объект определяют наличие или отсутствие правонарушения 2 правонарушении объект не существует без субъекта, носителя действия, как и субъект не будет субъектом, пока не повлияет своими действиями на объект правонарушения Субъектом правонарушения могут быть только вменяемые физические лица Субъективную сторону правонарушения считают еще одним нужным признаком состава правонарушения 1 ней обнаруживается вредность противоправного деяния для общества 2 характер субъективной стороны правонарушений отличает собственно правонарушения от объективно противоправных проступков 3 субъективную сторону правонарушения составляют элементы, которые показывают правонарушение с точки зрения внутреннего состояния человека при совершении им данного деяния Психологи делят деяние человека на два этапа 1 принятие решения, а именно деятельность человеческого мозга 2 поведение человека, которое выражено внешне, а именно связано с осуществлением решения под руководством сознания Таким образом, внешняя и внутренняя стороны поведения человека находятся очень тесной взаимосвязи, и противопоставлять или отрывать одну сторону от другой невозможно Вина это определенное психическое отношение человека к своему конкретному внешнему поведению и его следствию, а не состояние психики этого лица вообще В соответствии с данным определением право выделяет две главные формы вины 1 умысел 2 неосторожность Объективную сторону правонарушения составляют все элементы деяния, которыми можно охарактеризовать правонарушение как конкретный акт внешнего поведения лица.

Идея правового государства одно из ценнейших достижений мировой юридической, социальной мысли Каковы же отличительные признаки правового государства. Под нормотворчеством понимаютспециальную деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа при референдуме по установлению норм права, их переработке и отмене Нормотворчество это государственная деятельность, связанная не только с принятием новых норм права, новых нормативноправовых актов, но также с изменением и отменой устаревших нормативноправовых установлений. Виды 1 двухсторонние принимают участие две стороны 2 односторонние сделка воля одной стороны 3 абсолютные право собственности 4 простые которые исчерпываются одной взаимной связью права и обязанности 5 сложное котором стороны связаны двумя и более буклетом прав и обязанностей 6 регулятивные связаны с установлением прав и обязанностей сторон и их реализацией 7 охранительные возникают тогда, когда нарушены права и не исполнены обязанности Отраслевая и другие классификации видов правоотношений уже не связаны с их внутренней структурой Во всех отраслях права различаются простые и сложные, относительные и абсолютные и. Мусульманская или религиозная система права воспринята более чем 50 государствах Иране, Ираке, Сирии, Египте, Палестине, Судане, Кувейте, Марокко, Алжире, Афганистане, Пакистане, Узбекистане, Туркменистане и др В мире проживает около 1 млрд человек, исповедующих ислам Основной источник права. При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент. В учебной литературе взгляды на государство, его понятие и сущность излагались исключительно классовой тональности, отвергались любые другие воззрения, не совпадающие с такой трактовкой.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru