Понятие формы права характеристика ее видов

Источник форма права внешняя форма выражения и закрепления норм права Формирование норм права правотворчество может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования Различают четыре основных вида источников норм права. В юридической науке и практике существует общее правило закон обратной силы не имеет. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и каком виде реальном образе эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ выражения, существования и преобразования изменения или отмены правовых норм, действующих определенном государстве. Форма права это внутреннее строение, структура содержания права и его внешнее официальное выражение и закрепление Соответственно выделяется внутренняя и внешняя формы права. Первая непосредственно связана с содержанием права, есть сама организация содержания, его структуры, составляющих её элементов Строительным материалом для организации внутренней структуры права служат нормативные регулятивные средства принципы, цели, задачи, нормы права и Принципы, нормы права распределяются по институтам, подотраслям, отраслям права Отсюда важность построения их системы, выявления места и назначения её составляющих Только при этом условии возможно концептуальное восприятие права качестве нормативного регулятора поведения. Правовой обычай санкционированное государством правило поведения, сложившееся обществе результате его многократной и длительной реализации. Во многих правовых системах правовая доктрина признавалась и признается источником права Делается это путем ссылки на труды известных ученыхправоведов В отечественной истории правовая доктрина как источник права не использовалась, ссылки на труды ученых не производились Думается, это дело времени Повышение сложности и, одновременно, ответственности за результаты правотворческой деятельности потребуют авторских законопроектов, основе которых лежит та или иная научная концепция. Термин источник права имеет длительную историю, он традиционен Однако слово источник столь многозначно, что специальноюридический его смысл уточняют дополнительным словом форма Рассмотрим эти понятия изолированно Источник права имеет три смысла В материальном смысле источником права являются те общественные, политические, экономические условия, которые обусловливают правовые нормы Таким образом, это те общественные отношения, из которых возникает право Термин источник права идеальном смысле означает правосознание Под правосознанием данном случае понимается желаемое право, представления о будущем праве В действительности идеальный смысл неотделим от материального, так как пожелания определенного права связаны с имеющимися условиями В формальном юридическом смысле источником права являются формы выражения нормативной воли Именно формальный смысл термина источник права уравнивается с термином форма права Таким образом, источник форма права это объективированные определенным образом правила общественной практики, которые силу объективных причин признаются обществом и государством как обязательные Правила, созданные обществом и одобренные государством посредством придания им некоторой внешней оболочки, защищаемые государственным принуждением, представляют собой источник форму права Ключевым свойством права является его общеобязательность Правила могут создаваться государством, людьми, богом, но если все признают их действенность, значит можно ставить вопрос о форме права Соединение едином собирательном термине источник форма права двух понятий представляет собой желание снять проблему их несоответствия Так, не всякие материальные и идеальные источники получают государственное признание Не случайно мы иногда говорим Жизнь требует такогото акта, а законодатель не дает ее требованиям законодательной формы Некоторые законодательные решения изумляют, радуют граждан, а некоторые встречают их противодействие Таким образом, уравнивание источников и форм права это некоторое искусственное образование, но необходимое целях ясности системы юриспруденции Современные государства с развитой системой законодательства не могут жить неопределенности относительно того, что является обязательным, а что нет Необходимо установить границу права и всех иных регуляторов Собирательный термин форма источник выполняет эту роль Право объективируется устойчивую, определенную форму В ней оно содержится, охраняется Необходимость государственного оформления источников права очевидна, так как государство не может взять под защиту неопределенные правила, возникающие явочным порядком Именно поэтому законодательстве, доктрине и практике каждой страны определены те формы, которых существует право Именно из них, как из источников, мы черпаем свои знания о праве. Нормативно правовой акт это письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права общеобязательное правило поведения, санкционированное государством и закрепленное нормативно правовых актах, содержащие правила общественного характера.

Статьи и пункты, на которые подразделяется текст нормативноправового акта основные структурные элементы единицы нормативного правового акта, содержащие законченные нормативные положения. Нормативный правовой акт документ правотворческого органа, закрепляющий с помощью нормативнорегулятивных средств содержание права Признаки нормативного акта. Федеральные конституционные законы Их принимает Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам, предусмотренным Конституцией. Нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов Российской Федерации Они должны издаваться соответствии с Конституцией, законами, указами, постановлениями и им не противоречить Приказы и инструкции, распространяющиеся на граждан, не могут ущемлять их права и законные интересы. Понятия форма права и источник права тесно взаимосвя заны, но не совпадают Если форма права показывает, как со держание права организовано и выражено вовне, то источник права истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. М право конституции большинства государств закрепляют, что общепризнанные нормы и принципы права и договоры между государствами являются источником внутригосударственного права, а нередко имеют приоритет перед последними. Таким образом, целью данной курсовой работы является раскрытие понятия и сущности форм источников права. Таким образом, источник права материальном смысле это материальные общественные отношения, обусловливающие содержание норм права, формы собственности и. Результат идеологического осознания объективных потребностей общественного развития посредством ряда правотворческих процедур получает объективированное выражение юридических актах, которые являются юридическим источником права В данном случае источник права юридическом смысле и форма права совпадают по своему содержанию, этот источник есть собственно форма права. В первом подходе отождествляются эти два понятия и сводятся к одному из них Во избежании недопонимания подобных случаях при рассмотрении формы права, после написания данного термина форма права, как правило скобках, виде констатации тождественности и равнозначности искомых терминов следует термин источники права А во втором наоборот они рассматриваются как полностью несовпадающие друг с другом В научной литературе отмечается связи с этим, несмотря на то, что понятия форма права и источник права тесно взаимосвязаны между собой, но они не совпадают друг с другом Так как форма права показывает, как организовано и выражено вовне содержание права, а понятие источник права охватывает истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения Разностороннее изучение понятия форм и источников права, а также анализ характера их взаимоотношений недвусмысленно указывает на то, что одних отношениях форма и источник права могут совпадать и рассматриваться как тождественные, то же время как других отношениях они могут значительно отличаться друг от друга и не могут считаться тождественными Совпадение имеет место тогда, когда речь ведется о формальноюридических источниках права. Последние нередко называются научной литературе просто формальными источниками права Тем самым подчеркивается помимо всего прочего идентичность формы и источника права, где форма указывает на то как выражено вовне юридическое содержание, а источник на то, каковы те юридические и иные истоки, предопределяющие рассматриваемую форму права и ее содержание.

Правовая доктрина во многих правовых системах признается источн и ком права В Древнем Риме суды обязательно ссылались при вынесении шений на работы наиболее известных римских юристов Ульпиана, Гая, П а пиниана, Модестина В Английских судах также возможны ссылки на и вестных юристов В мусульманских странах труды известных ученыхюристов, знатоков ислама считаются единственным источником права М у сульманская правовая доктрина складывалась с VIII Именно тогда появ и лись основные правовые школы С XI мусульманские правители настаив а ли, чтобы случае умолчания Корана или Сунны по данному казусу судьи руководствовались какимлибо толком и при вынесении решений и пригов о ров ссылались на комментарии той школы, на которую ориентировался а лиф С тех пор при отсутствии правового урегулирования какоголибо отн о шения судьи могли руководствоваться при вынесении приговора либо общими принципами мусульма ского права, либо определенным доктринальным толком. Правовой обычай обычное право Правовой обычай выступал истор и чески первым источником права Таковым признавался обычай, который силу многократного применения приобретал общеобязательное значение, и с о блюдение которого обеспечивалось принудительной силой государства Совокупность действовавших государстве обычаев представляла так наз ваемое обычное право, то есть право, представленное правовыми обычаями, посредством которых осуществлялось регулирование отношений людей данном обществе. Правовой прецедент следует отличать от прецедента толкования Если правовой прецедент вырабатывается при отсутствии необходимой юридической основы для принятия решения по делу, то прецедент толкования используется относительно уже существующего, но неясного правового предписания. Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки а письменная форма содержание составляют нормы права, правила поведения исходят от государства государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их принимаются особом порядке, называемом правотворческий процесс иерархическая подчиненность актов. Нормативные правовые акты представляют собой пирамиду, верхушку которой занимает Конституция, далее следуют законы разнообразного вида, том числе конституционные Более низкую ступень занимают подзаконные акты, к которым относятся указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств В федеративном государстве, каким является Россия, выделяют также конституции и уставы субъектов Российской Федерации, законы субъектов, акты глав администрации и др Правом принимать нормативные акты по вопросам местного значения государство наделяет также органы местного самоуправления Такие акты являются подзаконными и действуют пределах конкретного муниципального образования. Практика его использования особенно расширилась благодаря демократическим процессам Проходящим России, изменениям правовом положении политических, хозяйствующих и иных субъектов права Нормативный договор весьма удачно соединил преимущество частноправового договора, обеспечивающего интересы частных лиц, с традиционно властными общенормативными способами регулирования Участвующие нем стороны связаны друг с другом не только взаимосогласованными правами и обязанностями, но и государственно волей, обеспечивающей общественное признание и гарантированность прав и обязанностей. Современное законодательство учитывает важное значение принципов базовых общечеловеческих и общегражданских положений при издании законов, формулировании отдельных статей Такие базовые, исходные основополагающие принципы, как справедливость, гуманизм, равенство, свобода и должны служить и демократических государствах служат существенным критерием каждого принимаемого закона, выступают роли важного ориентира для законодателя Принципы права как источник права предшествуют нормам права, они, имея фундаментальное значение, обладают устойчивостью и стабильностью, влияют на формирование не только отдельных правовых норм, но и на формирование системы права государстве. Наконец, следует отметить, что принципы права, хотя и выявляются и исследуются наукой, они не могут являться результатом субъективного усмотрения ученых, а это феномены объективно присущи праву, это его имманентные качества Задача науки их выявить и объяснить, а не создавать. Говоря о принципах права современных демократических государств, следует отметить следующие виды принцип справедливости, принцип гуманизма, принцип единства прав и обязанностей, принцип демократизма, принцип законности, принцип равенства граждан перед законом. Принцип справедливости антипод правовой несправедливости Он означает справедливое с точки зрения личности, общества, государства, правовое регулирование, справедливое наказание, справедливую возмездность и. Принцип равенства граждан перед законом закреплен Конституцией Российской Федерации качестве одного из основных главе второй права и свободы человека и гражданина ст 19 1 Равенство граждан перед законом означает, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В заключение следует сказать, что юридической литературе наблюдается различная оценка тех или иных принципов права Так, многие ученые считают презумпцию невиновности всеобщим принципом права, а профессор В К Бабаев полагает, что презумпция невиновности является лишь принципом уголовного права и процесса, поскольку ст 49 Конституции Российской Федерации, закрепляющей презумпцию невиновности, речь идет только о преступлении, а не о любом правонарушении. Как непосредственный источник права европейских правовых системах юридическая доктрина редких случаях используется англоязычных странах, когда судьи, дополнительно обосновывая свои решения, ссылаются на труды известных английских ученых, таких, как Брактон, Гленвилль и др В России правовая доктрина как источник права не используется Административное или судебное решение не может быт основано на научной доктрине Тем не менее достижения юридической науки объективным образом влияют на совершенствование российского законодательства, формирование юридических понятий, особенно на процесс толкования Конституции, результате которого делаются выводы нормативного содержания. Форма одна из центральных категорий философии И чтобы правильно разобраться проблеме формы права, надо ясно пред ставлять познавательные возможности категории форма Ко нечно, это предмет философии, и потому при характеристике этой сложной, противоречивой категории ограничимся лишь самыми краткими замечаниями. Теория права несколько веков оперирует также понятием ис точник права, посредством которого раскрываются те факторы, которые вызывают к жизни, обусловливают правовые нормы Тер мин источник права юриспруденции известен давно Еще рим ский историк Тит Ливии назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права Слово источник этой фразе употреблено смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права Принято выделять. Иными словами, под источником права юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники про шлого Законы Ману, Русская Правда это сборники правовых обычаев. Природа правового обычая характеризуется следующими осо бенностями Он, как правило, носит локальный характер, применяется рамках сравнительно небольших общественных групп людей Юридические обычаи часто тесно связаны с рели гией В Индии, например, обычное право входит структуру ин дусского права К основным чертам правового обычая и обычного права целом относятся.

Правовой обычай обычай, применение которого обеспечи вается санкцией государства Его следует отличать от обычая, представляющего собой моральную норму, религиозное правило, нравы Санкционирование обычая может осуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной или административной практикой Решение государственного органа, котором приме нен обычай, признается соответствующим государством и может быть принудительно исполнено Обычай по природе своей носит консервативный характер Он закрепляет то, что сложилось результате длительной общест венной практики Нередко обычай отражает обывательские пред рассудки, расовую и религиозную нетерпимость, исторически сло жившееся неравноправие полов Такие обычаи целях социаль ной безопасности, общепринятой морали и личного благополу чия граждан государство вполне оправданно запрещает Согласно древним обычаям цыган, труп человека тревожить нельзя ни под каким видом Известны случаи, когда препятствуют проведению судебномедицинских экспертиз тел убитых сородичей Понятно, что такой обычай не может быть воспринят современным россий ским уголовнопроцессуальным законодательством. Российское законодательство допускает и признает использова ние юридической практике обычаев Государство санкциониру ет путем отсылки лишь те обычаи, которые не противоречат, со гласуются с его политикой, с нравственными основами сложив шегося образа жизни Обычаи, противоречащие государственно властвующей политике, общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом Например, ранее действовавшем Уголовном кодексе Рос сии были статьи, запрещающие такие пережитки родового быта и феодальнобайского отношения к женщине, как калым за не весту, похищение ее, многоженство Роль обычая различных отраслях права неодинакова В конституционном праве сфера его действия ограничена, а гражданском, семейном, торговом, зе мельном значительна Велика, например, роль обычая как одного из источников формирования конституционных норм о правовых символах, о праздничных днях Согласно мировой пар ламентской практике первое заседание парламента или его пала ты нового созыва открывает старейший по возрасту депутат Ныне эта норма права, возникшая на основе обычая уважения старших, зафиксирована применительно к работе Государствен ной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 3 ст 99 Конституции. Частично судебная практика России фактически всегда яв лялась и является поныне источником действующего права. Противники признания судебной практики качестве источ ника права выдвигают следующие аргументы. В российском государстве юридическая наука играет большую роль для развития правовой практики, совершенствования зако нодательства, правильного толкования закона, но официальным источником права не признается К сожалению, никогда судебные и административные акты не используют ссылки на труды уче ныхправоведов Думаю, что это еще одно вредное последствие то талитарной государственной системы, укрепившейся у нас, когда только акты государственной власти имели силу, а все остальные документы и источники относились к разряду вспомогательных и несущественных Мировой опыт свидетельствует, что значение правовой доктрины как формального источника права падает, но ее роль качестве неформального элемента правообразования и правореализации растет. Но нельзя забывать, что, как правило, первичным юридичес ким источником развития договорных форм, придания им закон ной силы выступает закон либо другой нормативноправовой. Втретьих именно нормативные правовые акты а не какиелибо другие внешние формы права более всего приспособлены к постоянному обновлению действующего права Иными словами, нормативный правовой акт, хотя имеет особые процедуры приня тия, может быть издан оперативно, любой своей части изменен, что позволяет ему быстро по сравнению с иными формами права реагировать на социальные процессы.

Ре ферендум наряду с выборами органы государственной власти, органы местного самоуправления является высшим непосредст венным выражением принадлежащей народу власти. Каковы же основные пути усовершенствования форм источ ников права современном государстве России. Вовторых назрела необходимость подготовке и издании спе циального закона об основных формах права Он может стать свое го рода общей частью к давно предлагаемому закону о правотворчестве В этом акте целесообразно было бы подчеркнуть, что све дение форм права только к нормативноправовым актам неоправданно В законе желательно с макси мальной определенностью выразить отношение государства к прецедентному обычному и договорному праву Речь идет о том, что требуется развернутое законодательное закрепление новых со циальных ролей всех форм источников права В нем полезно нормативно зафиксировать фундамент регулятивной системы государства, главную форму права Полагаю, что правовом го сударстве главной формой права должен быть признан не норма тивноправовой акт вообще, а только один из них Конституция При этом Конституция государства не может ограничиваться це ментированием лишь правовых актов Целесообразно зафикси ровать конституционную норму примерно такой редакции Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не имеют юридичес кой силы. Кроме всего прочего, предлагаемое законодательное решение проблемы позволит обеспечить реальную подвижность формы права Конституция государства этой сложной регулятивной сис теме образует твердое и стабильное ядро, а все остальные формы права, вращаясь вокруг него, взаимопроникая него и друг друга, позволят быстро заполнять пустоты юридического обще. Соотношение названных источников права определенном го сударстве данный отрезок времени зависит от многих социаль нополитических, национальных, демографических причин и мо жет быть самым различным Проблема выбора внешней формы права, внешней формы законодательства является не только на учной, но и практической От той внешней формы, которую во площается государственная воля, нормативное предписание, за висит не только его действенность, юридическая сила, но и место нормативной системе Внешняя форма права не может быть без различна к содержанию Не найдены пока точные и безошибочные критерии какие отношения надо урегулировать правовым обы чаем, какие договором нормативного содержания, какие норма тивными актами а рамках этой формы законом либо указом Президента. Это самая древняя форма права, которая формировалась на протяжении многих веков Обычай является типичным источником феодального права, например, Русская правда юридический памятник XI века. Нормативный договор это соглашение между правотворческими субъектами, которые устанавливают правовые нормы для многочисленного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.

Нормативные договоры отличаются от иных договоров по следующим признакам. Международные договоры имеют особое значение они не только являются формой международного права, но входят национальное законодательство ст 15 Конституции. Судебная практика судебная практика как система результатов, итогов судебной деятельности обобщается и закрепляется тех или иных руководящих разъяснениях высших судов. Функции государства понятие, основные признаки Функции государства это основные направления его внутренней и внешней деятельности, которых выражаются сущность, социальное назначение, цели и задачи государства. Норма права понятие, основные признаки Основное предназначение права воздействовать на общественные отношения В этом качестве право проявляется виде совокупности определенных правил повеления правовых норм, рассчитанных на постоя. Диспозиция правовой нормы, ее виды Диспозиция правовой нормы это элемент правовой нормы, котором изложено само правило поведения, которому нужно следовать ситуации, предусмотренной гипотезе правовой нормы. Нормативистская теория происхождения права Сторонники Кельзен, Штаммер, Новгородцев Суть теории Право является пирамидой норм, во главе данной пирамиды стоит конституция ее. Система права понятие, признаки, основные элементы Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю форму, под которой понимается его строение Система права это внутренняя структура права, которая представляет собой совоку.

Основные отрасли российского права Отрасли публичного российского права Конституционное право ведущая отрасль российской правовой системы, которая закрепляет основы государственного и общественног. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность Практикующему юристу необходимо знать, что существуют обстоятельства, которые исключают противоправность деяния и соответственно юридическую ответственность К таким обстоятельствам можно отне. Думается, ближе к истине те ученые, которые содержанием права признают не государственную волю это сущность его, а юридические нормы, и этой связи формой именуют источники права Правовая норма это не форма права, а само право. Под источником права идеальном идеологическом смысле понимают правовое сознание Речь идет о концепциях, идеях, тео риях, чувствах, представлениях людей о действующем и желае мом праве, о юридической деятельности, под воздействием кото рых создается, изменяется и действует право Господствующая правовая идеология, ведущие национальные идеи главный ис точник формирования права. Вообще под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений Обычаи требования, подкрепленные длительной традицией Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства.

Ввосьмых, недопустимость любых обстоятельствах изменения или отказа от исполнения договорных условий одностороннем порядке Нормы форсмажор здесь не применимы. Дело том, что наряду с нормами права социальными правилами поведения, которые воплощает, содержит нормативноправовой акт, существуют и нормы, не имеющие правового социального характера и значения, однако они также воплощены, закреплены письменной и иной документальной форме Например, инструкциях, которых определяются правила обращения с электротехникой, с бытовыми приборами утюгом, электроплитой и Эти акты также являются нормативными, но не правовыми, они содержат технические, но не правовые нормы Существуют и смешанные акты, например, государственные стандарты В них, с одной стороны, содержатся определенные технические требования к качеству продукции, с другой устанавливается, что нарушение этих требований строго запрещается, влечет ответственность по закону. Совокупность законов составляет законодательство Опять же понятие законодательства употребляется узком, точном смысле именно как система законов и широком как система нормативноправовых актов всех видов, а иногда и как синоним права Поэтому, когда говорят о законодательных актах значит, речь идет о системе законов узком смысле, а когда говорят об актах законодательства, речь может идти не только о законах. Нормативноправовой акт, котором находит свое выражение и закрепление закон, может иметь разные формы Наряду с наиболее распространенной формой изложением закона отдельном, обособленном письменном акте теория права выделяет и нормативноправовые акты виде кодексов сборников, списков лат Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм Кодекс это тоже закон, но по форме представленный книжном состоянии Кодексы удобны во многих отношениях охватывают правовым регулированием основную часть общественных отношений соответствующей области социальной жизни, систематизированы, ими легко пользоваться, адресат субъект права знает, куда надо посмотреть у кодексов существует, как правило, вспомогательный поисковый аппарат и. Неоднократно истории разных стран предпринимались попытки упорядочить издание таких актов, унифицировать их названия Но это, увы, не всегда удавалось В отечественной истории такие попытки предпринимались, частности, последний период существования Советского Союза Повидимому, многообразие и конкретика предмета правового регулирования видов общественных отношений столь велика, что не всегда эти виды удается четко определить, и тем более поставить соответствие конкретному виду нормативноправового акта Вот и получается, что одни и те же отношения регулируют то приказ министра, то инструкция, а то и приложение к циркулярному письму Иногда дело доходит и вообще до курьезов В одном из курортных городков местный орган власти своем обязательном постановлении установил среди многочисленных запретов, числе которых были и запреты не ходить по улицам пижамах, не распивать спиртные напитки бане, и такой пункт запретить применение физической силы при посадке автобусы. Следует упомянуть и о таких нормативноправовых актах, которые со временем фактически утрачивают свою юридическую силу, не применяются и не отменяются Законодатель и общество как бы забывают о них Эти фактически утратившие силу акты именуются по аббревиатуре. Разумеется, существовали прошлом и иные принципы Так, дореформенный суд России, если усматривал законах неполноту или неясность, то он должен был представлять дело на усмотрение высшей инстанции Спорное дело кочевало из одного суда другой, порождало волокиту, пока не доходило до Государственного Совета, который полагал свое мнение и подносил его на утверждение монарха. Рассмотрение судебного прецедента как формы права органично связано и с таким вопросом а сама по себе судебная и арбитражная практика являются ли источниками права В этой связи необходимо определить, что следует понимать под судебной и арбитражной практикой, а затем ответить на вопрос является ли эта практика только применением закона или формирует и само право, дополняющее, восполняющее законодательство. Нормативноправовой акт характеризуется следующими основными признаками Вопервых, он имеет государственновластный характер, так как исходит от государства Нормативноправовой акт создается результате нормотворческой деятельности органов государства Государство лице компетентных органов обеспечивает реализацию правовых предписаний, содержащихся нормативноправовых актах Государство также осуществляет принудительное воздействие на субъектов правоотношений нарушающих установленные правовые предписания Нормативноправовой акт является односторонним актом выражения государственной воли и этим отличается от нормативных договоров и судебных прецедентов. Процесс такой законодательной позитивации официального признания и закрепления естественных прав получил свое дальнейшее развитие во французской Декларации прав человека и гражданина от 20 августа 1789, которой закреплены следующие естественные права человека Люди рождаются и остаются свободными и равными правах Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека Таковы свобода, собственность безопасность и сопротивление угнетению. Первой формой права стал правовой обычай правило поведения, которое результате многократного применения делалось привычкой, передавалось из поколения поколение и позднее было санкционировано государством качестве общеобязательного.

Профессор В Е Чиркин считает, что некоторых традиционных правовых системах развивающихся стран понятия источник права и форма права не совпадают В обычном праве ряда американских племен качестве формы права выступают, как правило, устные обычаи, превращаемые правовые нормы результате санкционирующей деятельности государства, которая таким образом служит источником права. Специфика проводимой государством политики той или иной сферах проявляется особенностях источников, при помощи которых формируется национальная система права В зависимости от способа закрепления и среды обитания, которых должны действовать нормы права, выделяют следующие виды его источников. Законы занимают основное ведущее место системе нормативноправовых актов Российской Федерации Ведущее положение законов определяется следующими основными признаками Вопервых, законы принимаются особом порядке органами законодательной власти или же референдумом всенародным голосованием Вовторых, законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по отношению к подзаконным актам Втретьих, законы регулируют наиболее важные отношения общественной и государственной жизни Вчетвертых, законы содержат нормы первичного характера Все иные нормативноправовые акты призваны основном конкретизировать нормативные установления законов. Имеющие место научной литературе утверждения отдельных ученыхюристов признать разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации источниками права не следует считать правильными, так как это нарушает конституционный принцип независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону ст 120 Конституции. Разнообразие значений, придаваемых выражению источники права той же науке права, вызывает необходимость обойти его и заменить другим выраже нием формы права Под этим именем следует пони мать различные виды права, отличающиеся по спосо бу выработки содержания норм Выбор форм зависит всецело от государственной власти. Понятие формы источника права, ее характеристика и причины многообразия. Источники права это действующие государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Таким образом, прецедент это достаточно эффективный источник форма права Однако его использование возможно лишь некоторых государствах, правовая система которых отличается своими особенностями.

Источники права формы права развились большей части из обычаев, которые существовали еще до создания упомянутого статье регулятора общественных отношений Они представляют собой правило поведения, которое является неписанным Правовой обычай появляется вследствие применения определенных норм течение большого количества времени При этом такой источник должен быть признан государством Иначе его использование не будет иметь официального характера Существует ряд особенностей, которыми обычаи характеризуются, например. Он должен существовать продолжительное количество времени Применение обычая должно войти привычку людей и не вызывать какихлибо вопросов Иными словами, данное правило становится общепринятым. Сложность, а одновременно и важность разработки темы источников российского права существенно увеличивается современных условиях, характеризующихся серьезной трансформацией их системы С конца 80х годов XX века российское общество переживает социальные, политические и экономические изменения, которые носят не только всеохватывающий, но и радикальный характер, при этом зачастую оказываются весьма противоречивы, становятся причиной различных кризисных явлений развитии российской правовой системы, том числе и развитии источников права как ее составляющей. Источник права как явление и отражающее его понятие следует рассматривать, как традиционно это делается юридической литературе одновременно с разных сторон и разных аспектах. Еще XVΙΙΙ Ш Монтескье, исследуя процесс влияния климатических условий на право, писал своем знаменитом труде О духе законов Если справедливо, что характер ума и страсти сердца чрезвычайно различны различных климатах, то законы должны соответствовать и различию этих страстей, и различию этих характеров 9 Разумеется, что данное положение остается актуальным и по сей день.

Совпадение формы и источника права имеет место тогда, когда речь идет о вторичных, формально юридических источниках права Последние научной литературе называют формальными источниками права. Например, Совет Европы принял предложение России по формированию единого правового пространства и созданию единого регистра нормативных правовых актов В качестве пилотного проекта предполагается создание единой правовой базы сфере борьбы с терроризмом, ставшим общей проблемой для всех государств членов Совета Европы Основу этого проекта должны будут составлять европейские конвенции по борьбе с терроризмом по защите прав свидетелей и раскаявшихся лиц В мае 2005 между Россией и Евросоюзом было подписано соглашение о формировании четырех общих пространств Оно предназначено распространять свое действие сфере экономики, внешней и внутренней безопасности, законодательства, образования и культуры. Будучи едиными, по способу формирования, положению правовой системе государства и роли регулировании общественных отношений, законы делятся на определенные виды В частности, по значимости содержащихся них норм они делятся на конституционные и обыкновенные. К разновидностям нормативного договора как источника права относятся и различные коллективные договоры между работодателями и работниками области трудового права, а также нормативные договоры области гражданского права. Внутри названных стадий осуществляются различные процедурные операции разными уполномоченными государственными органами, которые своей совокупности образуют субъектный состав правотворческого механизма конкретного государства. Нормативный акт это предписание органов государственной власти, которое устанавливает, отменяет или же изменяет нормы права Они издаются уполномоченным на это государственным органом, обладающим законодательной властью для осуществления регулирования общественных отношений. Действие нормативных актов пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов.

Особое место системе подзаконных актов занимают указы Президента, которые принимаются по вопросам нормативного характера и не должны противоречить Конституции и федеральным законам Обычно они вступают силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования. Деление на частное и публичное право разных формах имеется во всех развитых правовых системах. Различные отрасли права стоят на разных ступенях развития, у одних объем общественных отношений увеличивается, а у других сужается Понемногу формируются банковское право, предпринимательское, жилищное. Принципы законности это принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности. В систему гарантий законности входят социальноэкономические, политические, идеологические, юридические и общественные гарантии. Идеологические условия подразумевают создание обществе высокого уровня правовой культуры, которая базируется на уважении к закону, внутреннем согласии людей с нормативными предписаниями Сюда относятся широкая пропаганда и распространение среди граждан правовых знаний, развитие правосознания, создание привычки, внутренней потребности соблюдать закон, навыков и умений использовать правовые нормы повседневной жизни. Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям 1 по форме внешнего выражения 2 по субъектам, применяющим нормы права 3 по функциональному признаку 4 по предмету правового регулирования по отраслевой принадлежности 5 зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права 6 по способу принятия 7 по характеру решения 8 по юридическому значению 9 зависимости от действия во времени. По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить 1 на актыдокументы приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др 2 актыдействия словесные устные распоряжения начальника и конклюдентные жесты постового милиционера. Профессиональное толкование базируется на знаниях области права и политики и исходит от юристовпрактиков Например, разъяснение норм права реализуют судьи, прокуроры, адвокаты, консультанты судах, редакции юридических журналов специальных консультациях и Данное разъяснение не является юридически обязательным. Можно выделить предпосылки возникновения правоотношений материальные общие и юридические специальные.

Субъект правонарушений необходимый элемент состава правонарушения Субъект производит все действия, преступления и поступки Тем самым он воздействует на объект и собственными действиями привносит изменения во внешний мир Таким образом, если объект это внешнее явление, которое существует независимо от субъекта, то субъект является носителем действия Субъект и объект находятся постоянно таком взаимодействии между собой, когда на одном полюсе расположен субъект, а на другом объект Учитывая общефилософское понимание взаимодействия субъекта и объекта как единства двух противоположностей правовых взаимоотношениях, субъект и объект постоянно должны быть вместе, так. Объективную сторону правонарушения составляют все элементы деяния, которыми можно охарактеризовать правонарушение как конкретный акт внешнего поведения лица. Буржуазное право это комплекс юридических норм и правил поведения, которые обнаруживают волю буржуазии как господствующего класса. Естественноправовая теория предполагает сосуществование двух систем права естественного и позитивного Позитивное это такое право, которое официально признано и действует том или ином государстве виде законов, других правовых актов. Ими утверждалась полная замкнутость национального права и невозможность взаимодействия правовых систем разных народов Само развитие права, считали идеологи школы, могло происходить мирно, стихийно, сходно тому, как развивается язык народа Поэтому они отрицали основное утверждение школы естественного права о том, что нормы позитивного права учреждаются сознательной волей народа или правителями Идеологи исторической школы права противопоставляли этому идею о стихийном и при этом спокойном, безболезненном процессе развития права. Нормы права представители данной школы определяли как некую совокупность норм, как чтото замкнутое само себе Они также пытаются объяснять их не общественнопроизводственными отношениями и не сложившимися международными условиями, а лишь исходя из самих по себе норм. Любое государство заинтересовано определенности системы источников права, поскольку это обеспечивает силу государственной власти, его волю, позволяет реализовать его важнейшие функции Правовое же государство способствует определенности форм права не только целях реализации государственных функций, но и целях реализации своих базовых принципов верховенство закона, принцип разделения властей, защиты прав и свобод человека и. В зависимости от сферы знаний, которых используется этот термин, выделяют его философские, социальные, психологические толкования, которые имеют общие и отличительные особенности, связанные с особенностями предмету научного исследования и средств, которые используются для этого Каждое из толкований права отображает лишь определенные его стороны, аспекты той мерой, которой право является предметом исследования отдельной науки Поэтому только анализ всех определений права способен отобразить его характеристики, как целостного общественного явления.

Источником права материальном содержании есть развитие общественного отношения К ним принадлежат средства производства материального жизни, формы собственности и прочее. Внутренняя форма правая это структура и связи К ней относят систему права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности всех ее элементов Относительно внешней формы права современной юридической литературе не сформировалось единого понимания, которое, наверное, связано с неоднозначным трактованием разными авторами уже самого содержания права Иногда, например, думают, что понятие права выражает государственную волю, а форма правая это юридические нормы Кажется, однако, что более близкие к истины есть те ученые, которые считают, что понятие права признают не как государственную волю это его сущность, а как юридические нормы, и этой связи формой называют источники права Правовая норма это не форма права, а именно право. Государство к разным обычаям относится поразному одни запрещает, другие одобряет и развивает Более или менее продолжительное существование правовых обычаев можно ожидать лишь некоторых сферах правового регулирования. В международном праве обычай представляет собой не только форму выражения традиционных норм, но и важное средство создания новых юридическиобязательных правил поведения государств тех областях межгосударственных отношений, которые нуждаются правовом регулировании Он есть современным и активно функционирующим источником права. В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства целом, главы правительства председателю совета министров, премьерминистру, канцлеру, конкретного министра Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа Однако системе органов государственной власти он занимает скромное место его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства конституционных монархиях Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru