Понятие федерации авторы

Понятие федерации Федерация от лат foedus союз, объедине ние одна из основных форм политикотерриториальной организа ции государства, сложная структура которой состоит из двух или более государств или государственноподобных образований штатов, про винций, земель, обладающих конституционно закрепленной полити ческой самостоятельностью вне пределов прав и полномочий общего государства целом С одной стороны, федерация качественно отлича ется от унитарного государства, для которого, как показано выше, ти пично подразделение его территории не на государственные, а на адми нистративные единицы и наличие лишь одной системы высших орга нов государственной власти на общегосударственном уровне, то время как федерация состоит из государств и или государственных образований субъектов федерации, имеющих свою территорию, свою конституцию, свое гражданство, собственное законодательство, высшие государственные органы и С другой стороны, федерация коренным образом отличается от такой формы межгосударственного объединения, как конфедерация, поскольку образование федерации всегда означает создание государствами и или государственными об разованиями субъектами федерации их общего единого суверенно го государства с федеральными органами власти и управления, с еди ной территорией, общим гражданством, единой денежной единицей и то время как конфедерация о чем подробнее речь следующем параграфе данной главы это не одно союзное государство, а союз двух или нескольких независимых государств, объединение которых не приводит к появлению нового суверенного государства со всеми выте кающими из этого следствиями. Теppитоpия федерации состоит из теppитоpий ее отдельных субъектов штатов, кантонов, земель, pеспyблик и. В федеративном госyдаpстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным госyдаpственным оpганам Компетенция между федерацией и ее субъектами pазгpаничивается союзной федеpальной Конституцией. Островной тип Федеративные Штаты Микронезии, СентКитте и Невис, Коморские острова молодые островные федерации, созданные результате распада колониальных империй, асимметричные и слабоинтегрированные. Нигерийский тип Нигерия, Пакистан, Эфиопия, Мьянма молодые высокоцентрализованные федерации с неустойчивыми авторитарными режимами, возникшие результате деколонизации, которых принципы федеративного устройства использованы центральными властями сверху как средство сохранения единства разнородных этническом, социальном и экономическом отношении регионов Они асимметричны, со слабыми и формальными институтами самоуправления на местах, с узаконенным частым вмешательством центра дела регионов, вплоть до коренной перекройки границ между ними. Таким образом, основными тенденциями развития федерализма за рубежом являются тенденция к унитаризму интеграция экономическая, политическая, правовая федеральная интервенция государственноправовой институт чрезвычайного положения его мягкой по характеру и региональной по типу форме Кроме того, существуют формально унитарные государства, тяготеющие по своей сути к федерализму Италия Еще одной тенденцией является формирование регионалистских государств, государств, которых происходит процесс регионализации, стремления отдельных составляющих государства регионов к расширению полномочий, увеличению самостоятельности. Однако как же вообще возникла такая форма государственного устройства как федерация. Для того чтобы исправить недостатки Статей или, как сказано Конституции 1787 создать более совершенный союз Джордж Вашингтон, Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон и другие лидеры предложили штатам направить делегатов на Конституционный Конвент Филадельфии мае 1787 На этом собрании и была принята Конституция Соединенных Штатов. К 50м годам прошлого столетия центральным вопросом стал вопрос о том, является ли институт рабства делом федеральной политики или политики штата В результате Гражданской войны Америке 18601865 были сняты многие вопросы федерализма Победа Севера и последовавшее за этим принятие 13, 14 и 15 поправок к Конституции положили конец рабству, дали четкое определение понятию гражданства, ограничили полномочия штатов области гражданских прав и свобод и целом обеспечили приоритет национальной Конституции и законодательства над законодательством штатов. Подберезкин А Международный опыт и особенности российского федерализма Духовное наследие Федерация и федерализм сходство терминов и различие содержания FEDERATION AND FEDERALISM THE SIMILARITIES BETWEEN THE TERMS AND DIFFERENCE OF THE CONTENT Текст научной статьи по специальности Государство и право Юридические науки. Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы Турусин С В Шевченко.

Научная статья по специальности Государство и право Юридические науки из научного журнала Основы экономики, управления и права, Турусин С В Шевченко. Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта Менеджер библиографий. Турусин С В Шевченко Е Б 2012 Федерация и федерализм сходство терминов и различие содержания Основы экономики, управления и права. В Древнем Риме существовали федеративные общины foederatae civitates Свобода них обеспечивалась договором foedus, они могли пользоваться некоторой самостоятельностью, но то же время находились под властью Рима Цицерон, говорил о необходимости союза человечества Этот союз воспринимался как юридический принцип, который вытекал из единого естественного права А Ященко отмечал, что античный мир теории и на практике пришёл к единой юридической организации человечества виде построенной на монархическом принципе всемирной империи. Немаловажными являются процессы, которые происходили на рубеже XV XVI веков Западной Европе начало формирования капиталистических отношений, а политическом плане процесс оформления национальных государств, чему способствовали бесконечные войны и конфликты изза государственных границ Итальянский философ Н Макиавелли на фоне этих процессов разработал учение, которое касалась государственного устройства, роли государя, методов его управления страной Объединение государства с целью создания более сильного союза, которое будет способно противостоять агрессии вот основная идея итальянского мыслителя Н Макиавелли считал, что добиваться этого путем завоевания наименее приемлемо Рациональным вариантом он считал присоединение добровольным пут при сохранении государством верховенства Конечно же, главным достоинством такого союза Н Макиавелли видел возможности избежания войн и насилия Ещ одними из важных идей для современного понимания федерализма представляют размышления Макиавелли о характере объединяющихся государств Он считал, что структурные элементы таких объединений должны быть схожими по своей характеристике и не должны находиться слишком далеко друг от друга Политику И Альтузиуса считают первой современной теорией федерализма, потому что именно он один из первых исследователей, кто обозначил проблему сохранения отдельных культурнорелигиозных и социальноэкономических сообществ как сегментов общего образования пределах целостного государства. Ш Монтескье первых тр главах IX книги О духе законов рассуждает о положительных и отрицательных сторонах федеративных отношений Федерация по его размышлениям договор, основанный на доброй воле государств, заключающих его с целью создания более сильного государства, сознательно идя на утрату международноправового статуса и права самостоятельного заключения международных договоров. В теоретическом плане рассмотрение этих двух явлений с указанных мною позиций с одной стороны, уменьшает путаницу, которая сложилась на сегодняшний день интерпретации этих явлений, способствует раскрытию сущностной характеристики этих двух феноменов с другой стороны, даёт возможность каждому из них иметь свои предмет и цели исследования, что поможет лучше понять явление, которое остается одним из самых популярных и перспективных. Обеспечение человеческого достоинства главная цель конституционноправового регулирования.

Неотъемлемость и юридические свойства достоинства как субъективного права человека. Способы учреждения, реорганизации и прекращения религиозных объединений. Общая характеристика права граждан на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование. Административнотерриториальные преобразования Административнотерриториальный процесс. Понятие института президентуры Место Президента системе федеральных органов государственной власти. Федеративный центр сохраняет за собой законодательное, территориальное, управленческое верховенство на всей территории федерации, вправе проводить жизнь собственные решения на территории субъектов федерации не только через органы субъектов, но и через свои органы, создаваемые и действующие субъектах Таким образом, федерация дает возможность соединять преимущества единого управления масштабах всей страны с многообразием региональных особенностей субъектов федерации, реализуя принцип единства многообразии. Симметричная и асимметричная модели федерации также выступают определенными конечными целями, которые их полном виде, наверное, никогда не достижимы, однако способны ориентировать политическую практику, государственное строительство и направлять их ту или иную сторону.

Выделение федерации с суверенными субъектами принимается не всеми авторами Так, Р А Мюллерсон утверждает, что субъекты федеративных государств, даже обладающие широкими полномочиями, не являются суверенными образованиями Суверенитетом федерации обладает только сама федерация Государственный суверенитет интегральное политикоправовое свойство, выражающееся возможности государства быть полноправным субъектом международного права и обладать верховной властью внутри страны. Например, не являются учредительными договоры, заключаемые Российской Федерации между субъектами федерации, федерацией и ее субъектами они носят вспомогательный характер по отношению к общероссийской Конституции Поэтому конституционнодоговорной федерации речь идет не о равной юридической силе и роли конституции и договора, а о наличии того и другого инструментов правового оформления федеративных связей. Прежде всего, эта проблема решается путем разграничения сфер законодательной нормотворческой деятельности федерации и субъектов Законодательные нормотворческие полномочия федерации, ее субъектов ограничиваются их предметами ведения и полномочиями, закрепляемыми за ними федеральным конституционным законодательством. Федерация законодательствует либо во всех трех сферах, либо двух первых Субъекты федерации принимают законодательные акты сфере собственных полномочий, а иногда еще и сфере совместного ведения. Сама идея федеративной организации государственной власти далеко не нова Идея децентрализации управлении государством как главной мысли федерализма появилась давно и встречается даже трудах древнегреческих мыслителей, но своего расцвета эта концепция получила период Нового времени. Вторая волна последовала за деколонизацией периода окончания II Мировой войны Вновь созданным государствам пришлось решать проблему несоответствия между административными границами, установленными колониальными властями, с одной стороны, и ранее сложившимися этническими, языковыми и религиозными сообществами с другой В этом случае федерализм обеспечил возможность компромисса, позволяя создавать новые государства с учетом внутреннего разнообразия Примерами этой попытки связать воедино разные нации стали Индонезия 1945 1949, Малайя 1948, Индия 1950, Пакистан 1956, Нигерия 1954, Французская Западная Африка и Федерация Мали 1959, Малайзия.

Большой юридический словарь предлагает следующие определения федерализма 1 одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер 2 с 1992 одна из основ конституционного строя Российской Федерации, основополагающий принцип государственнотерриториального устройства Российской Федерации, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, а также равноправие и самоопределение народов составе Федерации 3 политическое движение за федеративное устройство. Другие определяют федерализм как принцип, концепцию, парадигму, режим государственного устройства, которые позволят обеспечить единство и плюрализм государственной и общественной власти условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях. Предложенные варианты значений федерализма отражают отдельные аспекты его проявления Сам федерализм, по нашему мнению, нельзя сводить к какимлибо формальным конструкциям, категориям и тем более выделять многообразные смыслы его понимания. Здесь нужно оговориться, что выделение федерации как формы государственного устройства является достаточно условным, поэтому понимать федерализм как феномен, характерный только для тех государств, которые по форме правления являются федерациями, не совсем правомерно Децентрализация некоторых унитарных по форме государствах Италия, Испания и др во многом связана с реализацией идеи федерализма В то же время некоторые федеративные государства по степени централизации могут превосходить отдельные унитарные государства Тем не менее для исследования федерализма наиболее правильным является рассмотрение принципов организации государственной власти федеративных государствах Здесь наиболее четко можно проследить связь формальных основ федерации и идеи федерализма как таковой. Многие авторы определяют федерацию как союз государств, то есть государство, которое состоит из государственных образований, которые ранее были независимы и автономны, но определенный момент связали себя взаимными обязательствами и образовали новое государство форме федерации Уступив свой суверенитет, данные государства составе образованной федерации сохраняют значительную степень государственности. Конституционнодоговорный тип федерации является более предпочтительным, так как на основании договора четко определяются отношения самостоятельных субъектов по совершению действий, связанных с проведением процедуры создания федеративного государства Из самостоятельности и свободной реализации воли к вступлению федеративный союз проистекает дальнейшее наделение субъектов федерации значительной степенью самостоятельности. Структура федеративного государства определяется исходя из различных обстоятельств, относительно которых науке выделяют следующие принципы 1 территориальный 2 национальный 3 национальнотерриториальный. Федеральное Собрание это двухпалатный парламент Российской Федерации, состоящий из Государственной Думы нижняя палата и Совета Федерации верхняя палата, являющийся высшим представительным и законодательным органом. Федерализм понятие многоплановое, узком смысле оно означает взаимоотношения между различными уровнями государственного управления, более широком смысле обобщение опыта обустройства регионально сложных, многофункциональных государств Понятие федерализм включает себя количественный и качественный состав субъекты Федерации, бюджетный федерализм, институт федерального вмешательства, модели федерализма, этнические факторы.

Кроме того, как отмечает М Ф Маликов, до сих пор нет единства взглядов по содержанию конституционных принципов федерализма и самостоятельности субъектов Федерации, результате чего возникают трудности реализации государственной власти по вертикали и ответственности за ее осуществление. Применение системного подхода переключило акценты на систему связей и отношений, согласно которой федеративное государство представляет собой нечто большее, чем сумма составляющих его компонентов 2 Главный предмет изучения теперь составляют не столько территориальные структуры, их органы и зафиксированные конституциях пункты о распределении полномочий, сколько взаимосвязи и отношения власти Исследователи обращают внимание, прежде всего на наличие двух уровней государственной власти федерации и на особенности отношений этих властей Однако подавляющее большинство федераций не рассматривают субъекты как государства, следовательно, утверждение о государственной власти субъекта звучит необычно Разрешение этого противоречия возможно различными путями С одной стороны, можно признать, что государственная власть присуща не только государству, но и другим формам государственности субъектам федерации, политическим автономиям и др С другой стороны, можно пойти по пути конструирования особого рода публичной власти субъекта федерации Такие попытки также имели место. Есть еще одна проблема, связанная с определением федерации через отношения власти различного уровня Некоторые авторы, исследуя федеративные государства, пришли к выводу, что административные границы внутри федерации не всегда являются границами для разграничения различных уровней власти Нидерландский позже американский политолог А Лейпхарт описал экстерриториальную форму федеративного устройства государства, когда его элементами являются не только и не столько территориальные, сколько этнические или только этнические образования 1 А Лейпхарт исследовал федерации не только юридическом смысле Он анализировал также некоторые другие государства с различными этническими группами, прежде всего, саамами Норвегию, Швейцарию с их саамскими парламентами, и считал, что распределение власти таких государствах происходит не по географическому признаку территориальные субъекты, а скорее по культурному признаку, исходя из принадлежности граждан к тому или иному сообществу Такие государства Лейпхарт называл корпоративными федерациями По существу, речь шла о федерациях компактных а иногда и разрозненных этнических сообществ, а не о федерациях субъектов, ее членов. Подход А Лейпхарта позже нашел свое подтверждение и конституциях новых федераций, правда, отчетливом виде пока что только Бельгии с 1993, где наряду с территориальными субъектами, созданными по национальному признаку, образованы представительные органы валлонского, фламандского и других сообществ, имеющие право издавать нормативные акты по определенным вопросам главным образом, по вопросам языка, образования, культуры и др Этнический подход к структуре федерации получил отражение находящейся под контролем международных миротворческих сил хорватскомусульманской федерации Боснии и Герцеговины часть страны внутри государства с одноименным названием Правда, обоих случаях территориальные субъекты, а Боснии и Герцеговине территориальные границы, включающие разные этнические анклавы, сохраняются, они не вытеснены полностью этническими. К тому же и сама И А Умнова говорит, что схема образования федеративного государства договор конституция является предпочтительной, но не обязательной Образование государства только на основе конституции также возможно. Однако элемент согласия должен присутствовать Возникать он может позднее, после создания федерации, и не обязательно должен выражаться договоре об образовании федерации Это могут быть договоры с субъектами, уже состоящими к федерации, например, о разграничении предметов ведения По Положению о согласии, сотрудничестве, союзе той или иной редакции содержатся во всех конституциях федеративных государств Принятие федеральной конституции и внесение поправок нее, как правило, требуют согласия субъектов федерации Обычно конституции предусматривают совместные полномочия федерации и субъектов, их осуществление требует сотрудничества. Федерация представляет собой добровольное объединение предприятий нескольких ранее самостоятельных государственных образований одно союзное государство Федеративное государственное устройство неоднородно В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящим союзное государство Например, можно рассмотреть Российскую Федерацию, которой еще при Временном правительстве предпринимались первые серьезные попытки федерализации обширных губерний и регионов.

Цель данной работы Изучить преимущества и недостатки федеративного устройства Взглянуть на российский федерализм его современном состоянии, а также рассмотреть типы федеративного устройства В рамках указанной цели необходимо решить ряд задач, а именно. Федерация как форма государственного устройства представляет собой состоящее из нескольких двух и более государственных образований суверенное государство, власть которого исходит от отдельных его членов, связанных одно государственное целое Это государственноправовое объединение предприятий, котором власть составляющих его частей пользуется известной самостоятельностью по вопросам, не входящим компетенцию центральной власти Федерация всегда является объединением предприятий исторически сложившихся устойчивых государственных образований Если она складывается из государств, до тех пор не связанных государственноправовом отношении, то ее образованию предшествуют договоры, относящиеся к ее основного закона Федерации Превращение же единого государства федеративное, как это имело место республике Венесуэле, Мексике, Аргентине, Бразилии, возможно лишь силу допустимости этого союзной основным Законом государства. Федерация есть сложное государство, где центр власти один, так как ней одна, единая система власти федерализм не является многоцентрализмом власти Децентрализм всегда имел тенденцию к созданию многих центров власти, независимых друг от друга и лишь условно контролируемых властью федерации. Федерация это всегда совокупность обособленных, относительно самостоятельных территориальных единиц. Следует выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.

Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность федерациях осуществляют союзные государственные органы Они официально представляют федерацию межгосударственных отношениях. По основного Закона государства все вопросы, связанные с предметом ведения штатов и центра, строго распределены В тексте основного Закона страны перечислено, что именно отнесено к ведению федерального парламента конгресса раздел 1 и 8 ст 1 и что запрещено отдельным штатам раздел 10 ст 1 В тексте определено, что все то, что не отнесено основным Законом государства к полномочиям федерации, остается компетенции субъектов федерации. Анализ мировой истории убедительно демонстрирует существование двух важнейших причин объединения предприятий различных государств внешнеполитическая причина и, прежде всего, совместная оборона и экономическая причина Причем, процессе исторического развития менялось соотношение этих причин. Со времен Древней Греции и Римской империи лидирующее место занимала тенденция к созданию сложносоставных государств для треста военной мощи объединяющихся государств Данную тенденцию можно проследить и государствах средневековой Европы личные и реальные унии Монархов, и Соединенных штатах Америки Америки на первом этапе их существования 7090 годы XVIII века и так далее Причем иногда имела место даже гиперболизация данной цели государственного строительства Так, одной из наиболее существенных причин распада Римской империи как раз и стал тот факт, что, несмотря на огромную военную мощь данного политического образования, не удалось обеспечить должного уровня административнохозяйственного единства всего государства целом Значительные же различия и даже барьеры на пути хозяйственных связей и систем управления различных частей провинций Римской империи и привели к развалу данного государства. Проведение единой тарифной и акцизной политики для стимулирования необходимых секторов производства и потребления. Таким образом, политическое единение различных государств проистекает из естественных тенденций укрепления государственной власти, усиления экономического, военного и политического потенциала общества В свое время образование почти всех классических западных федераций представляло собой процесс перехода от менее централизованных или даже независимых государств к более централизованным, что отнюдь не исключало использования принципа федерализма их фирмы. Однако данный тезис вызывает вполне логичный вопрос Если более централизованное государство означает его большую эффективность реализации собственных функций, то, значит, унитарное государство еще более эффективно, чем федеративное, и федерализация исторической перспективе может рассматриваться как шаг на пути к полной унитаризации государств Иными словами, если федерация хороша своим единством, то не означает ли это, что унитарное государство отличается большей степенью политического единства, а значит еще лучше. Договорная федерация это и есть союзная федерация, возникающая на основе договора между самостоятельными политическими или территориальными образованиями, получающая законодательное закрепление основного Закона страны единого федеративного государства и по своей природе являющаяся конституционной союзной федерацией Договорной федерации, без ее оформления основным Законом страны союзную федерацию, основе образования которой лежал контракт, не существует мировой практике Договорная федерация без ее трансформирования путем конституционного оформления единое государство это уже не федерация, а конфедерация со всеми вытекающими политикоправовыми последствиями. Важно еще раз подчеркнуть, что входящие федерацию субъекты не обладают верховным суверенитетом, полным верховенством на своей территории, независимостью международных отношениях, лишены права выходить из федерации права сецессии Говоря о праве сецессии необходимо отметить, что настоящее время ни одно государство мира не закрепляет права сецессии за субъектами федерации Попытки сецессии заканчивались поразному.

Исторически развитие федеративных отношений складывалось с объединением независимых и полунезависимых территорий единое централизованное государство Причем одним из главных принципов политике великих князей, царей, а затем и российских императоров было использование жестких силовых методов для расширения государства, поддержания его единства и целостности. Таким образом, последствием подписания Федеративного договора стала асимметрия определении правового статуса республик, с одной стороны, и иных территорий с другой По своей природе края, области, города федерального значения, автономные образования не приобрели полноценного статуса субъектов Федерации Следовательно, на анализируемом этапе о наличии федеративного характера отношений с данными составными частями России говорить было бы преждевременно. В соответствии с 3 ст 5 Конституции Российской Федерации одним из принципов федеративного устройства Российской Федерации является разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Предметы ведения Российской Федерации это круг вопросов, отнесенных к исключительному ведению России как федерального центра Основной круг предметов ведения Российской Федерации установлен ст 71 федеральной Конституции Перечень предметов ведения Российской Федерации данной статье определен как закрытый и, следовательно, не подлежит расширительному толкованию. Правовое демократическое Российское государство находится на начальной стадии развития Внезапный переход от жестких принципов централизма, господствовавшего советский период развития страны, к демократии довольно неблагоприятно отразился как на политической, так и на экономической ситуации. Ныне мире насчитывается около 30 федеративных государств, большинство из них крупные по территории и численности населения сообщества. Федерация одна из основных разновидностей государственного устройства Тип федеративного устройства современный подход к классификации Преимущества и недостатки федеративного устройства. Определение, виды и типы федераций, преимущества и недостатки федеративного устройства государства, федерализм современной России.

Федерация это одна из форм государственного устройства широко распространенная современном мире Для федерации характерно наличие территориальных образований субъектов федерации которые не обладают государственным суверенитетом, но имеет достаточно широкие полномочия проведении внутренней политики Наиболее известными государствами, имеющими федеративную форму правления являются Российская Федерация Соединенные Штаты Америки Республика Германия. Федерация это форма государственного устройства, соответствии с которой государство состоит из государственных образований субъектов федерации, наделенных значительной автономией, не нарушающей, однако, целостности государства. Федерация это это форма государственного устройства, представляющая собой сложное союзное государство, состоящее из государственных образований субъектов или членов федерации, обладающих определенной политической самостоятельностью. Федерация это форма государственного устройства единое государство, являющееся объединением предприятий относительно самостоятельных регионов государственных образований. По мнению Хаффмана, федерализм это такая форма организации правительства, которая стремиться примирить региональное разнообразие с определенным уровнем коллективного единства и делает это таким путем, при котором региональные правительства играют вполне конкретную роль. Аксиоматичным, частности, представляется то обстоятельство, что любая федеративная система, независимо от ее черт и специфических особенностей, выступает как единое союзное государство, состоит из двух или более относительно самостоятельных государств и государственных образований Каждое из них, будучи субъектом федерации имеет свое собственное административнотерриториальное деление, создает наряду с федеральными свои высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные и иные органы, располагает своей конституцией и текущим законодательством, может иметь редких случаях собственные воинские формирования и гражданство. Соблюдение законности и конституционных прав, означает строгое и неуклонное соблюдение федерацией и субъектами федерации, федеративными и всеми остальными органами и организациями обычных и конституционных законов как отношении друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и иными общественнополитическими органами и организациями. Следует выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов штатов, кантонов, земель, республик и. Эта форма отношений, централизованная или нецентрализованная, имеет переменчивое значение при одном и том же типе федерации она, силу политической ситуации, соотношения политических сил Центра и регионов, центробежных или центростремительных сил, может изменяться Мнение же Даниила Елазара, на которого ссылается И А Умнова, о том, что при централизации центр может спустить вниз полномочия децентрализовать, а может их забрать обратно рецентрализовать и что нецентрализация этого не допускает, так как обеспечивается договором, достаточно упрощенно объясняет указанные процессы и возможности центра.

В концепциях кооперативного и дуалистического федерализма, например, аккумулированы некоторые универсальные принципы должного состояния федерации, о котором той или иной форме говорится старых и новых теориях В юридической литературе выдвигаются и так называемые теории бюджетного федерализма, экономического федерализма Не вдаваясь анализ этих теорий, отметим, что федеративном государстве, как государстве вообще, существуют области управления, касающиеся различных сфер ее жизнедеятельности обороны, экономики, финансов, экологии, транспорта и др которые современных условиях нуждаются новых подходах к их совершенствованию, определению приоритетов той или иной сфере управления этими областями соответствии с реалиями жизни Изучение этих подходов способствует правильной ориентации отдельных сферах управления, их научном и практическом осмыслении Однако значимость изучения этих сфер развития государственности вовсе не ведет к необходимости обозначения их названиях применительно к государству. По различным основаниям выделяются виды федераций модели федерализма По способу образования различают конституционноправовые и договорноправовые федерации Конституционноправовая федерация создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного государства федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства Договорноправовая федерация создается путем договора нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государстваучастники федеративного соглашения перестают быть самостоятельными государствами В конституционноправовых федерациях как, например, России также возможно существование федеративного договоренности Однако это не делает их договорноправовыми Основным, разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты до образования федерации если они были самостоятельными государствами это договорноправовая федерация, если нет конституционноправовая. Одна из самых жгучих проблем Российской Федерации это проблема поиска наиболее оптимальной формы государственного устройства, позволяющей стабильно развиваться всем регионам и всем народам Российской Федерации Существующий спектр точек зрения на эту проблему, как впрочем, на все проблемы развития российского государства, чрезвычайно разнообразен Некоторые государственные деятели и исследователи предполагают качестве наиболее оптимального варианта то, что Россия должна перестать существовать как единое государство и трансформироваться систему близко или очень близко связанных друг с другом государственных образований Есть те, кто, напротив, настаивает на унитарности, как наиболее традиционной для Российской Федерации форме государственного устройства Между тем, ясно, что Федеративный договор, заключенный 1993г недвусмысленно формулирует третий путь развития Российской Федерации путь федерализма Есть серьезные основания предполагать, что именно идея федерализма может стать той идеей, реализация которой даст искомый результат При этом оценивать применимость этой идеи для Российской Федерации, рассчитывать механизм ее реализации необходимо, учитывая также возможное развитие. В выпущенном 17871788 годах цикле статей защиту новой конституции видные политики Америки того времени Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон и Джон Джей попытались ответить на вопрос о том, зачем вообще нужна федерация и чем она лучше внешнеполитического союза независимых государств Причем анализу подверглись не только внешние, но и внутренние функции единого государства В восьмидесяти пяти статьях, объединенных позже единым названием Федералист указанные авторы отстаивали необходимость более прочного объединения предприятий, чем существовавшая то время конфедерация государств, ссылаясь на следующие основные причины такого треста. Достижение указанных целей, по мнению авторов Федералиста невозможно без создания прочного объединения предприятий государств states, которое могло бы силой своей собственной власти обеспечить проведение единой государственной политики, Причем они прямо указывали на невозможность проведения эффективной единой политики исключительно договорном объединении предприятий государств, основанном на принципе консенсуса всех членов этого союза Единое государство должно не просто защищать общий интерес и артикулировать общую волю, но и проводить эту волю жизнь воле отдельных государствучастников, том числе и насильственно.

Л М Карапетян полагает, что федерация как структура, созданная однопорядковыми смысле их равноправия образованиями, более, чем унитарное государство, способна противостоять тоталитаристским тенденциям, нередко свойственным органам центральной власти любого государства Унитарное же государство лишено таких противовесов центру, какие имеет федерация лице ее составных частей При этом также нужно учитывать, что федеративном государстве органы, имеющие право принимать решения и издавать законодательные акты, как правило, больше зависят от воли населения, чем соответствующие органы унитарного государства. На это свойство федерализма обращает внимание и А С Маныкин федеральная структура, вопервых, как правило, способствует выработке консенсуса решении спорных проблем, а вовторых, благодаря ей у конфликтующих сторон имеются шансы легитимным путем отстаивать свои позиции Это качество государства, основанного на федеративных принципах, несомненно повышает его эффективность, увеличивает социальную стабильность, снижает уровень конфликтного потенциала, присутствующего обществе Причем, И А Умнова полагает, что демократизация государственновластных отношений особенно свойственна современным федерациям. Однако такие выводы представляются достаточно дискуссионными Вряд ли существуют однозначные аргументы, свидетельствующие о том, что федеративная форма государственного устройства позволяет значительно сократить бюрократический аппарат по сравнению с унитарным, Как было уже отмечено, двух и более уровневая организация государственной власти свойственна отнюдь не только федеративным государствам, но и практически любому унитарному государству Отличия унитарной и федеративной форм государственного устройства здесь проводятся не по факту наличия региональных органов власти, а по их природе, политической функции, порядку формирования и так далее. В ходе дальнейшего исторического развития человеческого общества экономические причины из мотивов, дополняющих внешнеполитические предпосылки треста государств, превратились равноправные с ними, а затеем и лидирующие Так, Н А Михалева подчеркивает, что федерация предполагает стремление ее субъектов к государственнополитическому и социальноэкономическому единению при сохранении значительной доли своей самостоятельности А авторы энциклопедического словаря прямо указывают, что социальноэкономическом отношении принципы федерализма могут быть реализованы только на основе развития внутреннего рынка страны, который стягивает единым обручем все материальные потенции субъектов федерации для удовлетворения всей массы потребностей данного государства и для международной экономической экспансии, а также протекционистской направленности внешнеэкономической политики федеративного центра, создания им условий для развития национального производственного потенциала Не случайно, политическое объединение предприятий государств Европы выросло из их экономической интеграции. Таким образом, политическое единение различных государств проистекает из естественных тенденций укрепления государственной власти, усиления экономического, военного и политического потенциала общества В свое время образование почти всех классических западных федераций представляло собой процесс перехода от менее централизованных или даже независимых государств к более централизованным, что отнюдь не исключало использования принципа федерализма их организации. Федерация, как говорилось уже выше, это такая форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований объединяются и создают новое союзное государство Составляющие федерацию государственные образования штаты, республики, земли, провинции, кантоны и др являются ее субъектами, обладающими определенной политико правовой самостоятельностью. Существуют федерации, которых при доминировании территориального признака федеративном устройстве учитывается и этнический фактор К таким федерациям можно отнести Швейцарию, Канаду, Пакистан, Бирму Есть федерации, созданные по языковому признаку Это, например, Индия, Бельгия, где помимо прочего субъекты отличаются наиболее употребляемым языком.

Федерализм это государствоподобный или даже государственный характер территориальных единиц высшего уровня субъектов федерации, гарантированность их существования и границ, конституционное распределение компетенции между ними и центром Федерации образуются либо результате договоренности между независимыми государствами, осознавшими необходимость государственного объединения предприятий для совместной реализации своих общих интересов и превращающимися субъекты федераций, либо вследствие присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности, либо результате возрастания степени автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими государствоподобных черт В зависимости от этого различаются договорные и конституционные федерации. Федерализм по определению более демократическая форма организации государства, чем унитаризм, и естественно, что подавляющем большинстве случаев федерации имеют республиканскую форму правления Однако есть и исключения Так, Объединенные Арабские Эмираты, как видно из их названия, представляют собой федерацию монархий, и один из монарховэмиров избирается своеобразным президентом этого государства Частично сходная ситуация Малайзии, где часть субъектов федерации форму правления имеют республиканскую, однако Верховным правителем избирается один из монарховсултанов, возглавляющих другие субъекты федерации Монархиями являются такие федерации, как Бельгия, Канада Австралия, но субъекты этих федераций организованы по республиканскому типу. Сравнительно недавно, конце 60х годов, также вооруженной силой подавлена попытка сецессии так называемой Биафры Нигерии Подавляются подобные попытки некоторых штатах Индии Известны, однако, и успешные сецессии, осуществленные как мирным, так и вооруженным путем Вполне мирно, к удовольствию обеих сторон, отделился 1965 году Сингапур от Малайзии В результате восстания, поддержанного Индией, 1971 году от Пакистана отделился Восточный Пакистан, образовавший государство Бангладеш Вооруженными конфликтами сопровождался и еще сопровождается распад бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии Мирно распалась бывшая Чехословацкая Социалистическая Республика, именовавшаяся последний период своего существования ЧехоСловацкой Федеративной Республикой. Второй ответ считается данным, если за него проголосовало большинство жителей территорий, земельная принадлежность которых под лежит изменению Если же большинство избирателей одной из затрагиваемых земель проголосовало против, решение не принимается, однако оно все же принимается и данном случае, если это большинство менее 2 3, а на территориях, принадлежность которых меняется, за изменение проголосовали 2 3 избирателей Данной статьей Основного закона предусмотрен и порядок треста рамках одной земли территории, отличающейся определенным единством, но рассеченной границами земель При этом используются такие институты, как народная инициатива, народный опрос и народное голосование референдум С 1994 года Основной закон разрешил землям изменять принадлежность их территорий путем государственных договоров с учетом мнения соответствующих уездов и общин договоры подлежат утверждению референдумом на затрагиваемых территориях и нуждаются согласии Бундестага. Конституция Союзной Республики Югославии 1992 года, установив ст 2, что федерация состоит из двух республикчленов, указала, что нее соответствии с конституцией могут вступить другие республикичлены Согласно части третьей ст 3, граница между республикамичленами может изменяться только по соглашению между ними Никакие иные территориальные преобразования, затрагивающие границы республикчленов, невозможны.

Поскольку и федерация целом, и ее субъекты обладают качествами государственности, конституции федеративных государств размежевывают предметы ведения федерации и ее субъектов, чего не делается при определении полномочий даже политической автономии последнем случае предоставляется лишь право издания местных законов по некоторым вопросам. Существует вариант, когда размежевание предметов ведения состоит том, что указываются три их сферы компетенция федерации, ее субъектов и совместная компетенция федерации и субъектов Сфера совместной компетенции часто называется конституциях и теории совпадающей, конкурирующей компетенцией Наиболее подробный перечень такого рода содержится конституции Индии 1949 В специальном приложении к ней названы 97 вопросов, относящихся к компетенции федерации, 47 вопросов совпадающих полномочий и 66 вопросов, относящихся к компетенции штатов Многие из этих вопросов имеют комбинированный характер под одним и тем же номером обозначаются не совсем сходные вопросы Остаточные полномочия отнесены к ведению федерации. Наряду с рассмотренными пятью основными способами размежевания компетенции некоторых конституциях федераций применяются и другие способы Так, Австрии разделены вопросы, относящиеся к компетенции законодательной и исполнительной власти федерации и ее субъектов Конституция этой страны содержит также понятие основы законодательства Их устанавливает федерация, а субъекты земли соответствии с этим издают местные законы Оригинальный способ размежевания компетенции применен конституцией Бразилии 1988 Она предусматривает размежевание предметов ведения при участии не только федерации и штатов, как это принято других государствах, но и федерального округа и муниципий последнем случае административнотерриториальных единиц внутри штатов Эта конституция различает исключительную компетенцию союза федерации, совместную компетенцию союза, штатов, федерального округа и муниципий и, наконец, компетенцию союза, штатов и федерального округа по законодательству Остаточные полномочия отнесены либо к компетенции штатов, либо к компетенции муниципий.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru