Понятие для детей геометрические фигуры

Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать двух аспектах вопервых, плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов познании форм окружающих предметов вовторых, смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей их построении, собственно геометрического материала. Зачем нужен крошечный карман на джинсах Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен Интересно, что первоначально он был местом для. Наши предки спали не так, как мы Что мы делаем неправильно В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки Изначально. С помощью геометрических фигур проводится анализ окружающего мира удовлетворяется потребность том, чтобы разобраться многообразии форм том, что на что похоже В результате происходит уподобление одного предмета другому по форме похож на огурчик, как окошечко и. Освоение формы предметов и геометрических фигур проходит этом возрасте активной деятельности Дети кладут один кубик на другой, сооружая башню, укладывают предметы машины катают фигуры, перекладывают составляют ряды. Однако зрительное восприятие ребенка остается беглым его взгляд не сосредоточивается на контуре или плоскости В силу этого дети часто путают похожие фигуры овал и круг, прямоугольник и квадрат.

Геометрические фигуры становятся эталонами определения формы окружающих предметов и их частей. Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов. Цилиндрстаканом, столбиком, Оваляичком, Треугольникпарусом или крышей. Методика формирования представлений о форме и геометрических фигурах у детей дошкольного возраста. С новыми геометрическими фигурами детей знакомят путем сравнения с уже известными прямоугольник с квадратом, шар с кругом, а затем с кубом, куб с квадратом, а затем с шаром, цилиндр с прямоугольником и кругом, а затем с шаром и кубом. Ход игры у двоих играющих детей по полному набору фигур Один тот, кто начинает игру кладет на стол любую фигуру Второй играющий должен положить рядом фигуру, отличающуюся от нее только по одному признаку Так, если первый положил желтый большой треугольник, то второй кладет желтый большой квадрат или синий большой треугольник и Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от нее более чем на один признак В этом случае фигуру у игрока забирают Проигрывает тот, кто первый останется без фигур Возможны варианты. Программой воспитания и обучения детском саду предусмат ривается познакомить старших дошкольников с четырехугольниками Для этого детям показывают множество фигур с четырьмя углами и предлагают самостоятельно придумать название данной группе.

Предложения детей четырехсторонние, четырехугольные нужно одобрить и уточнить, что эти фигуры называются четырехугольни ками Такой путь знакомства детей с четырехугольником способ ствует формированию обобщения Группировка фигур по призна ку количества углов, вершин, сторон абстрагирует мысль детей от других, несущественных признаков Дети подводятся к выводу, что одно понятие включается другое, более общее Такой путь усвое ния наиболее целесообразен для умственного развития дошколь ников. При сопоставлении предметов с геометрическими фигурами нуж но использовать приемы осязательнодвигательного обследования предметов Можно проверить знания детьми особенностей геометри ческих фигур, задать с этой целью такие вопросы Почему вы ду маете, что тарелка круглая, а платок квадратный, Почему вы положили эти предметы на полку, где стоит цилиндр игра Ма газин и Дети описывают форму предметов, выделяя основ ные признаки геометрической фигуры В этих упражнениях можно подвести детей к логической операции классификации предметов. Упражнения на распознавание геометрических фигур, а также на определение формы разных предметов можно проводить вне заня тий как небольшими группами, так и индивидуально, используя игры Домино, Геометрическое лото.

После зарисовки этих фигур детям предлагается разделить квадраты пополам, причем одном квадрате соединить отрезком две противолежащие стороны, а другом квадрате соединить две противолежащие вершины рассказать, на сколько частей разделили квадрат и какие фигуры получились, назвать каждую из них В та ком задании одновременно сочетаются счет и измерение условными мерками длиной стороны клеточки, воспроизводятся фигуры разных размеров на основе зна ния их свойств, опознаются и называются фигуры после деления квадрата на части целое и части. Развитие восприятия сложный процесс, который включает качестве основных моментов усвоение детьми выработанных обще ством сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов Термин сенсорные эталоны был предложен А В Запо рожцем. Эталоны входят как составная часть содержание сенсорного вос питания Овладев такого рода представлениями, ребенок получает как бы набор мерок эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое качество, найти ему место ряду других.

С Н Шабалин выделил три этапа восприятия детьми геометриче ских фигур На первом этапе дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, игрушки, названия их именами этих предметов треугольник крыша, круг солнце На вто ром этапе под обучающим воздействием взрослых восприятие фигур постепенно перестраивается Дети уже не отождествляют их с предме тами, а лишь сравнивают треугольник как крыша, круг как солнце, на третьем этапе геометрические фигуры выступают как эталон формы, результате которых выделяются свойства стороны, углы, их количество яблоко это шар, платок квадратный и так далее. Познание структуры предмета, его формы и размера осуществ ляется не только процессе восприятия зрением, но и путем актив ного осязания, ощупыванием ее под контролем зрения и обозначения словом Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов Чтобы лучше познать пред мет, дети стремятся коснуться его рукой, взять руки Поэтому ос новную роль восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществленное одновременно зрительным и двигательноосязательными анализаторами с последующим обозначением слова Однако здесь необходимо отметить то, что у дошкольников наблюдается весьма низкий уровень обследования формы, чаще все го они ограничиваются беглым зрительным восприятием и потому не различают близкие по сходству фигуры, например, прямоуголь ник и квадрат.

В С Мухина выделила ступени формирования перцептивных действий восприятия формы. На первом уровне геометрические фигуры воспринимаются как целое, ребенок не умеет выделять ней отдельные элементы, не замечая сходства и различия между фигурами На втором уровне ребенок уже выделяет элементы и устанавливает отношения между ними А на третьем уровне ребенок состоянии устанавливать связи между свойст вами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Переход от одного уровня к другому протекает под влиянием целенаправленного обучения Обучение следует организовывать так, чтобы связи с усвоением представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста развивалось и элементарное геомет рическое мышление. На втором уровне уже проводится анализ воспринимаемых форм, результате которого выявляются их свойства Геометриче ские фигуры выступают как носители своих свойств и распознаются по этим свойствам. Планомерное развитие у детей восприятия и представления о форме и величине предметов осуществляется процессе обучения изобразительной деятельности, так как именно рисунках, лепке и аппликации передаются все характерные свойства предметов, том числе и их форма. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала средней группы, необходимо предложить детям узнать окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата Например. Цель осуществлять решение задачи подбор к названию, вызвать интерес к деятельности, творческому воображению.

Для закрепления знаний детей использовали чтение отрывков из рассказов, стихотворений, которых описывались характерные для данной части суток практические действия, например. В дальнейшем детям предлагались только цветные знаки и по ним закреплялись названия времени суток Цветные знаки использовались и как раздаточный материал воспитатель показывал картинки или читал стихи, а дети, определив, какую часть суток это бывает, поднимали соответствующий знак При этом мы использовали строки из знакомых детям стихотворений, завершая их чтение вопросами Когда это бывает, Что наступило. Мы еще не раскрываем количественную характеристику суток 24 часа, но продолжительность этой меры времени можно объяснить, используя части суток Слово сутки должно выступить как обобщение, сутки состоят из четырех частей день, вечер, ночь, утро Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь и утро это части целого суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить начиная с любой из.

Под обучающим воздействием взрослых восприятие детьми геометрических фигур постепенно перестраивается Дети уже не Отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают, отражая это своей речи цилиндр как стакан, треугольник как галстук пионера и И наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с которыми сравниваются жизненнобытовые предметы мячик, яблоко это шар морковь это конус тарелка, блюдце, колесо это круг и Геометрическая фигура выполняет роль образца, соответствии с которым подбираются предметы По образцу могут выбирать дети и соответствующие геометрические фигуры Какую же роль играет восприятии геометрической фигуры образец, соответствии с которым ребенку надо произвести выбор Из исследований известно, что уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигуру по данному им образцу, но при условии, если предлагаемые для выбора две фигуры контрастны по форме квадрат и полукруг Различение же прямоугольника и квадрата, квадрата и треугольника уже значительно затрудняет детей двухтрех лет, так как требуется выделить более тонкие особенности формы. Игра Помоги художнику Нужно превратить геометрические фигуры какиенибудь предметы, животных.

Основные взаимоотношения точки и прямой или кривой линии, с которыми знакомятся дети 1 классе 1 Через одну точку можно провести множество прямых 2 Через одну точку можно провести множество кривых 3 Через две точки можно провести только одну 4 Через две точки можно провести множество кривых Отрезок часть прямой, заключенная между двумя точками Отрезок имеет определенную длину, которую можно измерить Линейка инструмент для измерения длин отрезков Ломаная и кривая линии могут быть замкнутыми и незамкнутыми На рис 1 прямая линия, рис 2 кривая линия, 3 отрезок, рис 4 ломаная линия Замкнутая ломаная на плоскости ограничивает многоугольник Многоугольник плоская фигура, ограниченная замкнутой ломаной Треугольник ограничен ломаной из трех звеньев Соответственно имеет три стороны и три вершины. В старшем дошкольном возрасте преобладает зрительное рас познавание фигур и их отличительных признаков, словесная ха рактеристика формы предметов и геометрических фигур. В старшем дошкольном возрасте педагоги преследуют ос новном следующие развивающие задачи. Кривые линии могут быть замкнутые и незамкнутые Ученик лег ко усваивает эти понятия, если они ассоциируются у него с раз личными жизненными и игровыми ситуациями.

Определенную трудность для младших школьников представ ляет осознание того, что любой квадрат является прямоугольни ком Причина том, что целостный образ квадрата и прямоуголь ника уже сложился у большинства детей, а умением выделять су щественные признаки фигуры они еще не овладели Поэтому очень важно продумать последовательность вопросов, органи зующих деятельность детей, направленную на выделение сущест венных признаков прямоугольника и квадрата Для этой цели учи тель может поместить на фланелеграфе различные фигуры Сна чала следует выяснить, как можно их назвать многоугольники Затем предложить учащимся показать и назвать многоугольники, у которых три угла и три стороны четыре угла и четыре стороны пять углов и пять сторон и После этого предложить им оста вить на фланелеграфе только четырехугольники Затем из них вы делить те, у которых один, два, три, четыре прямых угла после нескольких попыток некоторые ученики догадаются, что четырех угольников с тремя прямыми углами вообще быть не может Дети выполняют задание учителя, сначала прикидывая на глаз, какие углы могут быть прямыми, затем проверяют свое предположение с помощью модели прямого угла.

В играх Найди предмет такой же формы, Что лежит мешочке, Геометрическое лото дети упражняются нахождении предметов по геометрическим образцам Такие задания являются трудными, но целом доступными для детей Они развивают у них способность анализировать окружающую обстановку, абстрагироваться при восприятии формы предметов Ребенок, воспринимая эстамп, который висит на стене перед ним, отвлекается от сюжета картины, а выделяет лишь форму рамки квадрата. Вся работа по формированию представлений и понятий о геометрических фигурах строится на сравнении и сопоставлении их моделей. Ознакомление с формой как правило, занимает часть занятия по математике, а также по конструированию, изобразительной деятельности. Дать представление о многоугольнике, точке, линии, внутренней и внешней областях фигуры ее границе. Ребенок высказывает предположение о том, как размещаются части набора, проверяет гипотезу.

Вместе с веселым паровозиком ЧухЧух ваш ребенок легко и просто запомнит такие объемные фигуры, как куб, цилиндр, призма, пирамида, конус, шар Малыш игровой форме получит знания о том, что геометрические тела имеют объем, поэтому их нельзя сложить стопку Паровозик ЧухЧух предлагает малышам догадаться, на что похожи объемные геометрические фигуры на крышу дома, на башню замка, на кольцо от детской пирамидки, что способствует развитию воображения у детей Итак, паровозик ЧухЧух отправляется строить детскую площадку и везет туда различные объемные геометрические фигуры Веселого вам путешествия вместе с паровозиком ЧухЧух.

Констатирующий эксперимент показал, что к началу обучения уровень развития детей обеих групп был примерно одинаковым 41 детей контрольной группы знают и называют такие плоскостные фигуры, как круг, квадрат, треугольник, а экспериментальной группе 39 детей эти фигуры узнают, но не называют правильно 40 детей контрольной группы знают и называют прямоугольник А экспериментальной группе 38 детей эту фигуру узнают, но не называют правильно 34 детей контрольной группы узнают, но не называют правильно объемные фигуры как шар, куб, цилиндр, овал, призма А экспериментальной группе 32 слабо владеют знаниями о кубе, шаре, цилиндре, призме Многие дети и контрольной и экспериментальной групп не знают значения слова Эталон Они затруднялись при подборе соответствующего эталона к определенному предмету Не могли объяснить почему данная геометрическая фигура является эталоном для этого предмета С этим заданием справились всего 28 детей обеих групп 40 детей контрольной группы знают и называют дидактические игры с геометрическими фигурами Они назвали такие игры, как Похож непохож, Геометрическое лото, Какие бывают фигуры 38 детей экспериментальной группы знают следующие дидактические игры с геометрическими фигурами, это Найди фигуру, Геометрическое лото, Чудесный мешочек Все вышеизложенное определило нашу дальнейшую поисковую работу, которую мы излагаем формирующем эксперименте.

В старшей группе дети познакомятся с новой для них фигурой овалом Обычно они сами отличают овал от круга Знакомство с овалом должно происходить на основе обследования фигуры, нахождения разницы между овалом и кругом. В старшей группе детей учат видеть геометрическую форму окружающих предметах мяч, обруч, тарелка круг крышка стола, стена, пол прямоугольник платочек квадрат косынка треугольник стакан цилиндр.

Как отметили многие психологи, основной недостаток мышления детей, поступающих школу, непонимание на занятиях по математике неизменности величины предмета при изменении его формы Классический пример тому, на который ссылаются авторы всех учебников психологии, экспериментальные методики Ж Пиаже 2030е годы 20 века На глазах ребенка скатывают шарики два одинаковых пластилиновых бруска Ребенок должен определить, одинаковы ли они по величине А если один из них раскатать колбаску Большей частью следует ответ В колбаске пластилина больше Или другой, не столь часто приводимый пример взят из статьи Л М Фридмана О перестройке начального математического образования предъявляются два одинаковых листа бумаги, с чем дети, несомненно, соглашаются Один из листов разрезается по сгибу пополам из полученных половинок складывается прямоугольник более узкий, но более длинный по отношению к первоначальному На вопрос Где теперь бумаги больше многие дети отвечают В новом прямоугольнике бумаги больше Во взрослом состоянии этот недостаток мышления, как отмечают психологи, может проявиться неумении сравнивать предметы. В дошкольный период различные геометрические фигуры используются как материал для построения заданий на распознавание, сравнение, обобщение и классификацию.

Огромную роль умственном воспитании и развитии интеллекта ребёнка играет математика Математика обладает уникальным развивающим эффектом Она приводит порядок ум, наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. В разных видах деятельности играх, играх занятиях, сюжетнодидактических играх организуется процесс познания детьми математических отношений, связей и зависимостей геометрических фигур, величин, чисел, что развивает познавательные способности детей их опыт и характер представлений. Цель игры развивать внимание, наблюдательность, учить воспроизводить образец конструкции. Ход игры рассадив детей, педагог раздает им по 2 кирпичика 2 4 8см из строительного набора Воспитатель спрашивает. Цель игры учить детей различать геометрические фигуры, сравнивать фигуры, развивать долговременную память. Упражнение можно повторять, используя набор карточек Дети ищут фигуру по памяти Задание усложняется числом фигур, увеличенных до 45 штук. Правила ответ следует сразу за вопросом называть все указанные вопросе признаки цвет, размер Выполнившие эти условия ребенок берет фигуру себе.

Ход игры детям предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, какие группы и по какому признаку объединены Заметить ошибку, исправить и объяснить Ответ адресовать Мишутке или любой другой игрушке Ошибка может состоять том, что группе квадратов может оказаться треугольник, а группе фигур синего цвета красная. Ход игры Ребенку дается задание найти лишнюю фигуру Круг, он без углов Теперь среди оставшихся фигур найти лишнюю Треугольник, у остальных фигур по четыре угла А как называются оставшиеся фигуры Четырехугольники Из чисел 2, 3, 4, 5, 6 выбрать те, которые подходят к этой группе фигур Три четырехугольника, четыре у каждой фигуры по четыре угла. Ход игры Детям даны два четырехугольника и два треугольника, они делят фигуры на основании формы Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам Вопрос к какой группе подходит число 3, а к какой число 4 Три треугольника, у каждого по три угла четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла. Цель игры Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выделять лишнюю, отличную от других, классифицировать фигуры по двум основаниям цвет, размер, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, обозначать группы обобщающим словом.

Ход игры Детям задается вопрос какая из этих фигур лишняя Круг, остальные фигуры квадраты Дается задание разделить все квадраты на группы Два основания классификации по цвету и размеру Что могут означать числа 1, 2, 3, 4 Один большой зеленый квадрат, два маленьких квадрата, три больших красных квадрата, три зеленых квадрата, четыре больших квадрата Сколько всего квадратов Сосчитаем по порядку первый, второй. На каждом из этих четырех уровней усвоения представлений и понятий о геометрических фигурах свою очередь мы выделили качественные уровни усвоения учебного материала высокий, средний и низкий уровень. Первая часть задания Педагог дает задание детям разложить фигуры по форме, все треугольники положить рядом с самым большим треугольником, а все круги положите рядом с самым большим кругом, все квадраты положить рядом с самым большим квадратом. Формирование представлений о форме геометрических фигур у детей дошкольного возраста Cодержание 1 Особенности восприятия формы геометрических фигур у детей дошкольного возраста 3 2 Требования Программы воспитания и обучения детском саду, Развитие, Детство по формированию представлений о форме геометрических фигур 6 3 Методика формирования представлений о форме геометрических фигур у детей дошкольного возраста 7 4 Дидактические игры по разделу Геометрические фигуры 9 Список литературы 12 1 Особенности восприятия формы геометрических фигур у детей дошкольного возраста.

Геометрия вокруг нас Дети рисуют панно, составляют кар тины из фигур например, витражи, начиная с произвольно выбранной фигуры и. У ребенка 8 кругов, расположенных ряд, начиная с самого маленького материал для составления сериационного ряда. С учетом того, что дошкольники основном познают величи ны через размеры, данном учебном пособии уделено должное внимание раскрытию методики познания детьми размера как свойства объектов Дети познают и используют длину ширину, высоту предметов, их объем и массу В содержание обучения детей старшего дошкольного возраста включена количественная оценка свойств предметов, таких как длина, объем жидкости и др При этом мерой измерения является условная мерка, произвольно вы бираемая детьми каждой конкретной ситуации. В исследованиях 3 Е Лебедевой, Р Л Березиной и др дока зано, что представление о величине надо формировать комплек се с другими понятиями число, форма, мера, пространство Такой подход создает условия для интеграции содержания, способов по знания и методических приемов. Чувственный опыт восприятия и оценки размеров начинает складываться уже раннем детстве результате установления свя зей между зрительными, осязательными и двигательнотактильными ощущениями Последовательное обозревание объектов на разном расстоянии и разном положении способствует развитию константности восприятия.

Общеизвестно, что отношении целого ряда предметов пра вомерно говорить как о больших или маленьких, поскольку изме няется предмет целом большой маленький стул, большой ма ленький мяч, большой маленький дом и, но когда отноше нии этих же предметов мы хотим подчеркнуть лишь какуюлибо существенную сторону, то говорим купи высокую елку, ребенку нужен низкий стул и. В 5 6 лет дети составляют ряды величин не только нагляд нообразном плане, но и по представлению Могут предваритель но схематически зарисовать возможное расположение предметов ряду, определить место какоголибо предмета воображаемой последовательности, отыскать пропущенный предмет, продол жить ряд двух направлениях, рассказать о способе расположения предметов ряду. Подготовка детей 4 5 лет к измерению с помощью условной мерки состоит моделировании измерения дети укладывают ряд несколько равных коротких палочек, воспроизводя длину одной длинной палочки, применении мерки посредника Эти средства используются для сравнения, уравнивания и комплекто вания предметов по признаку величины Вода из кувшина может быть разлита по одинаковым стаканам Два шкафа сравниваются по высоте с помощью одного и того же шнура и. В процессе выполнения упражнений необходимо предупреж дать ошибки, которые дети часто допускают. Для иллюстрации этих случаев надо использовать не только линейное измерение, но и измерять жидкие и сыпучие вещества, тогда у детей будут формироваться обобщенные представления.

Постепенно необходимо переходить к наблюдению не только двух ситуаций измерения, но и трех Это позволит детям убедить ся том, что выявленная зависимость может стать закономер ностью, проявляющейся ряде аналогичных случаев всегда бы вает так, когда измеряем один предмет разными мерками чем меньше мерка, тем больше их уложится при измерении одного и того же предмета чем больше предмет, тем больше мерок получится и Такие высказывания показывают, что детские представления начинают обобщаться Проверить это можно, задав вопрос Когда бывает так, что Ответ на этот вопрос свя зан с определением условия, при котором возможно именно дан ное соотношение между величинами когда измеряли одинако вое разными мерками когда одной и той же меркой измеряли чтонибудь длинное, мерок уложилось больше, а когда корот кое меньше. Мы будем придерживаться первой трактовки, дидактически более целесообразной. С этой целью введем понятие окрестности точки Под окрест ностью точки А будем понимать круг любого радиуса с центром точке А Теперь, пользуясь этим весьма наглядным понятием, опи шем различие между внутренней и граничной точками многоуголь ника. В упражнениях осуществляется работа по совершенствованию числовых представлений. Загадочные контуры, Чей это след, Чья это тень, Неправильные тени.

Ход играют дети парами или командами, по очереди бросая мячик по мишеням геометрическим фигурам Побеждает тот, кто за определенное количество бросков наберёт большее количество очков Количество очков за один бросок зависит от количества углов геометрической фигуре, например, попадание пятиугольник приносит игроку 5 очков Если игрок попал фигуру без углов круг, овал, то с него снимается 25 очков зависимости от установленного правила. Ход воспитатель называет признаки геометрических фигур, а дети их находят наборе Например Найдите фигуру большую, красного цвета, у которой 4 угла и стороны все разной длины Как она называется В старшем возрасте детям предлагается самим загадывать подобного рода загадки. Прежде всего заметьте на местности ориентир и от него отложите угол 90 Это можно сделать приёмом, описанным предыдущей задаче AE проходит через центр C и делится этой точке пополам AC CE Точка C называется центром симметрии. Второй тип знания логикоматематический Он касается отношений создаваемых ребенком Например, маленький ребенок держит большой красный кусок мрамора одной руке и маленький синий кусок другой Если он просто чувствует их вес и видит их цвета, его знание является физическим или эмпирическим Но если он отмечает различия и общие черты между этими двумя кусками, он мысленно создал отношения.

Активное вовлечение детей изучение математики NCTM считает, что дошкольники должны сами находить удобные для себя способы обучения, взаимодействуя с материалами, другими детьми и учителями Обсуждение и написание помогают новым идеям стать более понятными Язык используется сначала неофициально самими детьми, и постепенно него включаются слова из формальной математики. Так, одна из первых целей программы математики этого возраста заключается знакомстве детей с числами и способам счета, которые показывают, как связаны слова, значения, и символы, которые представляют их Символы, такие как цифры 1 10, особенно важны, потому что для того чтобы считать правильно дети должны сначала уметь распознавать значение символов 7 Они также изучают значение таких понятий как вверху, справа, слева Дошкольные учреждения обращают огромное внимание на игры и игровые ситуации, которых используется простой счет Чтение и написание цифр почти никогда не преподаются этом возрасте.

Дети лучше понимают трехмерные формы, чем двумерные картинки книгах Это вероятно связано с тем что кроме печатных материалов и телевидения, формы вокруг них фактически являются трехмерными Поэтому, большинство педагогов полагает, что процессе ознакомления детей с геометрией необходимо знакомить их с такими объемными телами как куб, сфера, конус, цилиндр, и пирамида Фактически, дети сначала изучают объемные тела, а знакомство с двумерными фигурами осуществляется при помощи терминов объемных тел Квадрат, например, является одной стороной куба Этот аналитический подход к геометрии обычно не применяется детском саду, но может начаться применяться 1 классе. Но дети до шести лет обычно имеют ограниченные представления о геометрических фигурах Для того чтобы расширять представления детей о геометрических фигурах, необходимо обращать их внимание на их разнообразие Например, на то, что квадраты могут быть разных размеров, а треугольники могут быть с острыми, тупыми углами и расположены поразному. Также необходимо помнить о том, что наиболее эффективный путь формирования геометрических представлений детей это активное взаимодействие с игрушками, кубиками, головоломками, изображениями, компьютерами, использование манипуляций, а также взаимодействие с самими воспитателями.

Специфика геометрических моделей силу своей простоты способствует развитию моделирующей деятельности более чем другая область познания, а, следовательно, и более чем любое другое учебное содержание, способствует развитию символической функции мышления Тем самым формируются логикосимволические функции мышления ребенка. Абстрактнологическое мышление его дальняя перспектива Речь идет не о специальном форсировании, а о продвижении этом направлении уже дошкольном возрасте Важность развития символической функции сознания психологи многократно отмечают как основополагающую и познании, и мышлении как таковом Переход ребенка к образному мышлению Ж Пиаже связывал с зарождением символической функции сознания разделением обозначаемого и обозначающего.

До трех лет дети способны различать по образцу только контрастные по форме геометрические фигуры В этом возрасте необходимо давать детям возможность выполнять различные действия с предметами соответствии с их формой Надо предлагать малышам разнообразные игры и упражнения Прокати шарик, Построй башенку, Покажи такую же фигуру, Чудесный мешочек, Каждую фигуру свой домик Полезными и интересными для детей являются игры с деталями из строительного конструктора и геометрической мозаикой Во всех этих играх ребенок исследует геометрические фигуры осязательнодвигательным путем, строит из фигур башенки или катает их, накладывает одну фигуру на другую, ставит рядом, сравнивает Тем самым малыш постепенно узнает характерные признаки геометрических фигур. Воспитатель показывает фигуру, называет ее, просит детей взять руки такую же Затем педагог организует действия детей с данными фигурами прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет ли он катиться Аналогичные действия дети выполняют с фигурами другого цвета и размера. Дети пробуют самостоятельно придумать название всем этим фигурам, предлагают различные варианты, отражающие характерные признаки этих фигур Четырехугольные, четырехсторонние Воспитатель одобряет их сообразительность и подтверждает, что эти фигуры называются четырехугольниками Так детей подводят к обобщению, что одно понятие включается другое, более общее квадрат, прямоугольник разновидности четырехугольников.

С интересом ребята группируют предметные карточки по признаку формы предметов Рассматривая различные предметные картинки, они обводят пальцем контур рисунка Это помогает определить форму изображенных предметов обруч, яблоко, колесо, мяч имеют круглую форму яйцо, огурец, слива, дыня имеют овальную форму и. Для развития пространственного мышления старших дошкольников необходимо ознакомление детей с объемными фигурами. Предлагая детям задание рассмотреть фигуры и найти, что них общего, воспитатель должен предвидеть, смогут ли дошкольники справиться с заданием Необходимо наводящими вопросами подводить их к решению Например, на доске или фланелеграфе фигуры разного цвета и размера треугольники, а также квадраты, прямоугольники и другие четырехугольники Воспитатель спрашивает детей, что объединяет эти фигуры, что них общего Дети выделяют такой признак, как наличие углов и сторон, отличие от круга например Затем могут исключить треугольники, а все остальные фигуры объединить общим свойством четыре угла четырехугольники. Анализируя разные качества структурных элементов геометрических фигур, дети усваивают то общее, что объединяет фигуры Ребята узнают понятие четырехугольника является обобщением таких понятий, как квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция.

Переход от одного уровня обучения к другому не является самопроизвольным, идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста Он протекает под влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более высокому уровню Отсутствие же обучения тормозит развитие Обучение поэтому следует организовывать так, чтобы связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление. Задание детям навести порядок, разложить все фигуры по коробкам Дети вначале рассматривают коробки и определяют, какую из них что нужно положить Затем они раскладывают фигуры по коробкам, соотнося их форму с контурным изображением. В этом домике живут все круги, говорит воспитатель, этом все квадраты, а этом все треугольники Когда все найдут свои домики, детям предлагается погулять побегать по группе По сигналу воспитателя удар бубен все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится домике Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местами. Игра Найди свою фигуру Воспитатель делает из картона ящик, котором прорезаны отверстия треугольной, круглой, квадратной формы Цель занятия научить детей различать и правильно называть геометрические фигуры.

Ведущий им может быть воспитатель или ребенок предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок Правилами предусматривается, что нельзя называть дважды один и тот же предмет Игра проводится быстром темпе В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков. Одним из вариантов игры может стать выполнение заданий различной сложности по желанию детей индивидуально. Составить новую фигуру из 2 больших и среднего треугольника Пятиугольник и четырехугольник. Для этого упражнения необходимо подготовить небольшие квадраты, круги, треугольники из плотного картона желательно обклеить детали геометрические фигуры с двух сторон скотчем для прочности Вы предлагаете своему ребенку собирать детали копилку. Используемый материал картон А5, клей, наждачная бумага на бумажной основе, обрезки ткани драпа, флиса, бархата и шаблоны фигур. Используемый материал Цветной картон, клей, скотч, шаблоны фигур, дырокол, шнурок.

Изготовить такой комод несложно, используя пустые спичечные коробки Количество открываемых ящичков может быть любым, но начинать нужно с 3 основных, для круга, квадрата треугольника Фигуры и соответствующие ящички должны быть разных цветов Раздаточный дидактический материал можно использовать такой же, как Сборщике, мелкие, обклеенные с двух сторон квадратики, треугольники, круги размером 1, 5 x 1, 5 см На торце ящичка коробочки спичечного коробка необходимо пришить пуговицу на ножке, чтобы можно было удобно открывать А на верхнюю поверхность приклеить изучаемую фигурку соответствующего цвета. Кроме того, можно делать различные поделки, где основе будет непосредственно геометрическая фигура На рисунке изображена поделка слон, основе которой лежит прямоугольник можно использовать, например, бумажный пакет За основу можно также брать и бумажные одноразовые тарелки. Материал наборы карточек, разделённых на две части по типу домино, на которых изображены геометрические фигуры младшем возрасте одинакового цвета и величины. Материал наборы больших геометрических фигур для домиков или гаражей, наборы геометрических фигур для жильцов или рулей. Материал наборы геометрических фигур или таблицы с геометрическими фигурами. Х од каждый ребёнок получает картинку с изображением корабля, он должен как можно быстрее поднять паруса накрыть контуры моделями фигур. Начерти фигуру с самым маленьким количеством углов с самым большим количеством углов.

Материал наборы геометрических фигур, пустые карточки, карточки с геометрическими фигурами. В этих упражнениях дети учатся осуществлять элементарный анализ, сравнение, обобщение, классификацию по свойствам и отношениям между геометрическими фигурами. Игрыголоволомки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен Сущность игры состоит том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу Долгое время эти игры служили для развлечения взрослых и подростков Но современными исследованиями установлено, что они могут быть также эффективным средством умственного, и частности математического, развития детей дошкольного возраста. Все игры результативны получается плоскостное, силуэтное изображение предмета Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, строению, пропорциональному соотношению частей, форме Из любого набора можно составить абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры Если силуэт, составленный играющим, интересен, нов, оригинален по характеру и решению, то это свидетельствует о сформированности у ребенка сенсорных процессов, пространственных представлений, нагляднообразного и логического мышления.

Первый путь предполагает постепенное усложнение используемых играх образцов от расчлененного образца к нерасчлененному, затем к образцу виде рисунка Составляя силуэты по расчлененному образцу, ребенок просто копирует его, но тем не менее усваивает способы соединения элементов, учится сочетать их по размеру, соотношению сторон, что способствует развитию глазомера и комбинаторных способностей Переходя затем к нерасчлененному образцу и пользуясь им, ребенок имеет возможность высказать вслух предположение о размещении каждой части набора, учится практически проверять свои гипотезы, что обеспечивает осознанность действий и поиска.

Свойства предметов цвет, форма, размер, материал и др Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу Совокупности группы предметов или фигур, обладающих общим признаком Составление совокупности по заданному признаку Выделение части совокупности Сравнение двух совокупностей групп предметов Обозначение отношений равенства и неравенства Установление равночисленности двух совокупностей групп предметов с помощью составления пар равнонеравно, больше на меньше на Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов одно целое Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого Взаимосвязь между целым и частью Начальные представления о величинах длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ Измерение величин с помощью условных мер отрезок, клетка, стакан и Натуральное число как результат счета и измерения Числовой отрезок Составление закономерностей Поиск нарушения закономерности Работа с таблицами Знакомство с символами. Примеры отношений нанадпод, слевасправапосередине, спередисзади, сверхуснизу, вышениже, ширеуже, длиннеекороче, толщетоньше, раньшепозже, позавчеравчерасегоднязавтрапослезавтра, вдоль, через и др Установление последовательности событий Последовательность дней неделе Последовательность месяцев году Ориентировка на листе бумаги клетку Ориентировка пространстве с помощью плана.

Цель Развитие умений выявлять свойства предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач. Перед вами игровой лист с двумя пересекающимися обручами и блоки Сначала надо выяснить, сколько получится мест. Материал Логические блоки, карточки с обозначением свойств См Приложение. Посмотрите внимательно на фигурысилуэты Из скольки частей они составлены. Возьмите фигуры и выложите животных по силуэтным изображениям Может ктото самостоятельно составит силуэты других зверей, которые могли бы жить зоопарке. Материал набор логических фигур таблица с правилами построения фигур См Приложение. Цель учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их изображение похожих предметов. Перед вами игровой лист с тремя пересекающими обручами и блоки Внутри каждого обруча находятся все красные блоки, внутри синего все маленькие блоки, а внутри желтого все квадратные. Высокий ребенок правильно выполняет задание, сравнивает, выделяет признаки предметов на основе соответствия его с другими, обозначает их словом, устанавливает соотношение между несколькими предметами, показывает достаточно высокий уровень практических умений определении форм. Низкий ребенок выполняет задания неправильно, не умеет выделять признаки предмета, обозначать их словом, не владеет практическими навыками.

Констатирующий эксперимент 1 показал низкий уровень знаний и умений детей старшего дошкольного возраста по определению выявлять свойства геометрических фигур Для формирующего эксперимента была подобрана система дидактических игр и упражнений Проводя дидактические игры и упражнения, дети повторяли и закрепляли свои знания и умения по определению выявлять свойства геометрических фигур После этого был проведен констатирующий эксперимент 2, который выявил, что уровень знаний по определению выявлять свойства геометрических фигур у детей возрос по сравнению с констатирующим экспериментом.

Ребёнок, осваивая аппликацию, учится выделять реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены том или ином её виде Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками познании действительности На этой основе начинается развитие собственно продуктивной деятельности, возникает функция замещения, близкий к реальному объект При этом общей чертой для всех видов продуктивной деятельности дошкольном возрасте является наличие своеобразного отношения между представлением и действием каждый раз рисуя, создавая аппликацию или лепную поделку, ребёнок идёт от представления о предмете к его материальному воплощению Между тем процессе материального уточняется и самопредставление о предмете Действительно, многие исследователи Л А Венгер, Н Н Поддьяков, А В Запорожец, Н Г Агеносова, М В ВовчикБлаткина считают, что рисование, лепка, аппликация имеют важное значение для психического развития ребёнка, прежде всего, для развития его восприятия и мышления.

Показ воспитателем приёмов работы необходим для выработки правильных умений у воспитанников Причём показ наиболее сложных приёмов даётся до тех пор, пока воспитатель не убедится, что малыши овладели ими и самостоятельно могут применять работе Педагог также показывает последовательность выполнения аппликации, какую форму он берёт, как кладёт её на бумагу, объясняет, на каком расстоянии от неё следует положить другую форму и После раскладывания он показывает и объясняет процесс наклеивания, если дети ещё не освоили его Каждое своё действие воспитатель сопровождает объяснением Показ не проводится тех случаях, когда детям понятен процесс раскладывания и наклеивания Воспитатель, пользуясь образцом, объясняет задание и напоминает некоторые приёмы работы Воспитанникам, которым трудно выполнить задание, он показывает эти приёмы индивидуально. Исходным содержанием понятия о форме являются реальные предметы окружающей действительности Форма это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого. Игровая развивающая ситуация по аппликации способствует развитию элементарных математических представлений Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей и величин.

У воспитанников совершенствуется глазомерная функция развивается речь воспитанники овладевают правильными словесными обозначениями направлениями слева, справа, середине, по углам, сверху, снизу Они учатся группировать округлые, прямоугольные, фигуры, правильно называть вылеченные понятия длинные короткие, узкий широкий, высокий низкий, больше меньше, пополам Эти знания дошкольники целенаправленно применяют практической деятельности. Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор воспитанников, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности. Играпазл Формы Educa позволит игровой форме научить малыша различать различные геометрические фигуры и основные цвета Красочные картинки и крупные элементы пазлов будут интересны детям старше 2 лет Игра способствует развитию логического мышления Janod Магнитная книга Мозаика геометрии Книгаигра с магнитами и карточками Мозаика геометрии, производства французской компании Janod от 3 лет Это книгаигра с магнитами и карточками С её помощью вы поможете ребенку выучить основные цвета и геометрические фигуры. Сортировщик GOKI представляет собой деревянный ящичек со съемной синей крышкой В крышечке имеются отверстия для различных фигур треугольника, цилиндра, прямоугольника, звездочки и полукруга У каждой фигуры есть пара другого цвета Вашему ребенку предстоит подобрать для каждой.

Представление о форме предметов как средство развития мышления детей файл. Выполняя это задание, ребенок сравнивает количество фигур, устанавливая между ними взаимно однозначное соответствие Приемы при этом могут быть разные фигуры каждой группе располага ются рядами, точно одна под другой, или располагаются парами, или накладываются друг на друга Так или иначе, устанавливается соответствие между элементами фигур двух групп и на этой основе определяется их равенство или неравенство. Всякий математический объект обладает определенными свойствами Например, квадрат имеет четыре стороны четыре прямых угла и др Различают свойства существенные и несущественные. Все эти различные совокупности называют множествами Множество одно из основ ных математических понятий, поэтому не имеет явного определения, а поясняется на примерах Возникло это понятие конце 19 века как обобщение понятий класс группа, набор и. Поставь точку, отсчитай три клетки вправо, поставь другую точку, проведи через них прямую линию. Дошкольники, изучая куб, могут отметить, что его поверхность со стоит из шести квадратов, что у него 8 вершин. Цилиндр тело, которое состоит из двух кругов, совмещаемых параллельным переносом, и всех отрезков, соединяющих соответствующие точки этих кругов. Однородные величины величины, которые выражают одно и то же свойство объектов некоторого класса.

Число а называют числом элементов множестве А оно единствен ное для данного множества и является характеристикой количества эле ментов множестве А или, короче, количественным натуральным числом. Примером позиционной системы счисления является используемая повсеместно десятичная система В ней для записи чисел используется 10 цифр, и значение каждой цифры зависит от места позиции, которое она занимает записи числа Например, записи 253 цифра 2 обозначает сотни записи 325 цифра 2 обозначает десятки, а записи 532 цифра 2 обозначает единицы. Десятичной записью числа называется его представление виде а 10 а гИ 10 l а 70 а с где a h а _ а 1 а с принимают значения 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Числа 1, 10, 10 2, 10 3 10 называются разрядными единицами соответственно первого, второго и разряда. Система вопросов и ответов детей педагогике называется беседой В ходе беседы воспитатель следит за правильным использованием детьми математической терминологии, за грамотностью их речи, сопровождая ее различными пояснениями Благодаря пояснениям уточняются непосредственные восприятия детей. Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени с помощью календаря, часов Названия интервалов времени минута, час остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности течение этих отрезков времени.

Для определения величины предмета необходимо выбрать эталон, предмет, с которым сравниваются все другие пред меты Воспитатель обращается к детям Все игрушки будем сравнивать с лисичкой Те, которые меньше лисички, поло жим коробку, а те, которые больше, на стол С этой. Посмотри, какая большая выросла репка рис 13 Пока жи руками, какая она большая Вот какая большая Кто при шел тянуть репку из земли Покажи на картинке дедушку Он самый большой Скажи, что дед самый большой Посмот ри, а кто это на картинке последний прибежал Мышка большая или маленькая Покажи руками, какая мышка ма ленькая Так, она маленькая, но помогла деду, бабе, внуч ке, Жучке и котику вытянуть репку. По заданию воспитателя один ребенок берет руки ма ленький шар, а другой большой Дети передают шары по кругу маленький шар догоняет большой шар Потом на правление движения меняется В процессе таких игр уточня ются особенности шара он круглый, у него нет углов, его можно катить Дети сравнивают шары разных цветов и раз меров Тем самым воспитатель подводит их к выводу о том, что форма не зависит от цвета и размера предмета.

В играх Найди предмет такой же формы, Что лежит мешочке, Геометрическое лото дети упражняются со ставлении формы предметов по геометрическим образцам Такие задания трудны, но целом доступны им Они разви вают у детей способность анализировать окружающую обста новку, абстрагироваться при обозначении формы предметов Ребенок, воспринимая эстамп, который висит на стене пе ред ним, отвлекается от сюжета картины, а выделяет лишь форму рамки квадрата. Материалами для занятия могут быть сумки, которые дети складывают покупки булочки, конфеты круглая, прямоугольная, овальная, треугольная по форме халаты для работников магазина касса весы чеки. Уточнению и закреплению пространственной ориентиров ки способствуют физкультурные и музыкальные занятия, где процессе активного передвижения малыши обозначают направление, учатся изменять его соответственно сигналу или инструкции воспитателя. Определять направление движения от себя направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз. Для того чтобы дети осознали значение особенность последнего числительного процессе счета, воспитатель учит их, заканчивая счет, делать обводящее движение рукой Все го две елочки, всего три матрешки.

После того как дети овладели счетом предметов пределах трех, можно предлагать считать звуки, движения, сравнивать множества предметов и звуков по количеству Поставь столько матрешек, сколько раз я хлопну ладоши Сколько ты поста вил матрешек Такие упражнения способствуют образова нию межанализаторных связей и углубляют знания о числе. В группе одной из задач является обучение умению отсчи тывать определенное количество предметов из большего мно жества Дети этого возраста задания пересчитать и отсчитать вначале воспринимают как неодинаковые по сложности При пересчитывании элементов множества ребенок не ограничи вает свои действия, а при отсчитывании сам должен создать множество по указанному числу, произвольно прекра тить счет А это сложнее Обучать отсчитыванию следует обычных для детей условиях, где меньше отвлекающих мо ментов В качестве заданий воспитатель может предлагать ото брать на столе необходимое количество предметов отсчитать заданное количество предметов и принести Наиболее трудное задание одновременное отсчитывание двух множеств отсчитать две собачки и два петушка и принести.

Педагог объясняет, как найти столько игрушек, сколько кружочков на карточке Дети должны поставить свою карточ ку возле соответствующей группы игрушек и встать возле этого множества Одновременно можно вызвать трехчетырех детей Другие проверяют, правильно ли выполнено зада ние, считают игрушки и кружочки на карточках Как еще можно проверить, правильно ли подобраны карточки спрашивает воспитатель Дети прикладывают накладывают игрушки к кружочкам на карточке. Из четырех способов обследования геометрических фигур рассматривание, ощупывание, рассматривание и ощупывание, манипулирование 3 года наиболее высокие результаты наблюдались после четвертого варианта, после 5 лет первого варианта повидимому, информация, добавленная осязанием, у детей служит основой для смешения близких по форме фигур. В результате обучения ребенок начинает выделять предметах знакомую геометрическую фигуру, сравнивать предмет с фигурой стаканчик как цилиндр, крыша как треугольник, учится давать правильное название, его речи появляются слова квадратный, круглый и. В исследованиях Л Венгера с детьми 23 лет индикатором зрительного различения формы предметов служили предметные действия ребенка. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели.

Особое внимание при организации процесса формирования ма тематических представлений у детей третьего и четвертого года жизни уделяется созданию развивающей среды В данном контексте про граммы отмечено, что окружающие предметы, игрушки должны от личаться по размеру, форме В процессе игровых действий с предме тами, геометрическими телами и фигурами, песком и водой дети познают их свойства, определяют идентичность и различия предме тов по свойствам. Авторами математического блока программы являются М В Корепанова и С А Козлова. Математический блок программы разработан Л Г Петерсон под руководством Г В Дорофеева и представлен дидактическом посо бии Игралочка, предназначенном для развития математических представлений детей 3 4 и 4 5. Связь образного восприятия с логическим через образ и сказочный сюжет, через символ и алгоритм решения. Сложи квадрат тренировка развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблем, частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположения. Счётная линейка по сложению однозначных чисел с переходом через десяток Позволяет продемонстрировать последовательные действия сложения с фиксацией промежуточного и конечного результата, заменить второе слагаемое суммой удобных слагаемых, сделать вывод, что для его выполнения необходимо знать состав чисел от 1 до 9, состав числа 10, прибавление однозначных чисел. Логическое мышление умение сосредотачивать и рассредоточивать внимание.

Логопед показывает квадраты большой и маленький Большой квадрат назовем обычным словом квадрат, а маленький ласковым квадратик Аналогично со всеми фигурами. Дети выполняют инструкции логопеда Положи красный квадрат на пенал, под пенал, за пенал и. Составление геометрических фигур подготовительные игровые упражнения для детей 5. Анализ фигур проводится по схеме Сравните и скажите, чем отличаются, чем похожи фигуры Докажите, что фигура составлена правильно. Цель В красном домике хотят жить все красные фигурки, а зелёном домике все круглые фигурки Задача Дети должны сообразить, что области пересечения двух обручей поселятся фигуры, обладающие двумя общими признаками цветом красный и формой круглый Какие фигуры лежат вне обоих обручей Все фигуры не красные и не круглые. Для того чтобы проверить, насколько малыш усвоил то или иное математическое действие, можно попросить его нарисовать иллюстрацию к сказке и ответить на вопросы Например, после работы со сказкой о Большой Матрёшке, которую зовут Сутки, растерявшей своих деток Час, Минуту и Секунду задание можно сформулировать.

Проще всего чемуто научить ребенка процессе игры Постарайтесь заинтересовать малыша, подавайте новый материал оригинальной игровой форме Для самых маленьких даже не нужно организовывать занятия, учиться можно между делом Расскажите, что чашка круглая, а книга прямоугольная Наглядным пособием, раскрывающим понятие геометрические фигуры, для малышей станут самые обычные игрушки Сравнивайте вместе кубики и мячики, усложняйте задачу, добавляя посуду или фрукты для игры магазин Детей старшего возраста можно занять на продолжительное время, попросив найти комнате как можно больше кругов или треугольников Помогите проявить всю фантазию и объясните, что фигуры могут прятаться на ткани или обоях виде рисунка, представлять собой целый предмет или его часть. Цель Закрепить знания детей о геометрических фигурах, учить слышать задания педагога и точно выполнять его Развивать партнёрство во время игры. Цель Развивать внимание, добиваться у детей умения четко выполнять правила игрового задания, воспитывать доброжелательность к партнёрам по игре. Так неприглядно называется игрушка виде полого куба На гранях находятся отверстия виде геометрических фигур, а сами фигуры объёмные, разноцветные, прилагаются Ребёнок должен поместить фигуру через соответствующее отверстие.

Эта неказистая игра одна из самых любимых малышами возрасте от 9 месяцев до 2 лет Всегото и нужно прорезанную ямку вложить правильную фигуру Для удобства маленьких пальчиков к каждой фигурке приделан небольшой штырёк, за который её удобно держать. Пирамида вторая по популярности игра после кубиков Она проверена временем и точно развивает мышление ребёнка Однако сейчас делают пирамиды самые разные, том числе и виде стандартных геометрических фигур. На прямоугольник Но вот производители детских игрушек сделали пазлы ассоциации, возможно комуто проще играть с ними А если ещё и на скорость или со смешными объяснялками, то будет интересно и познавательно. На первом плакате дети сравнивают количество квадратов, размер, выполняют запись. На втором плакате нарисовано большое количество геометрических фигур, дети называют их, а потом раскладывают по двум мешочкам. Развивающие упражнения сопровождаются изучением свойств геометрических фигур сторон, углов Углы прямой, тупой, острый. Знакомство с измерением отрезков позволяет наглядно иллюстрировать представления о натуральном числе, десятичной системе счисления сантиметр единица об операциях над числами масштабная линейка как числовой луч, как счетный прибор. Нужно стараться выбирать задачи с разными условиями и способами решений, чтобы стимулировать поисковую активность малыша.

Впоследствии можно усложнить задание, попросив ребенка сложить показанную картинку, не имея перед глазами пример, то есть по памяти. Задания, относящиеся к этой категории, отлично подходят для использования начале занятия, чтобы подготовить чадо к интеллектуальной работе, провести умственную гимнастику. Они представляют собой краткие вопросы с побуждением сосчитать чтото. А Болошистая Математика вокруг тебя Рабочая тетрадь включает задания на формирование математического мышления Предназначена детям 45. К В Шевелев Математика для дошкольников Рабочая тетрадь состоит из развивающих заданий, адресованных детям 67 лет Занятия рассчитаны на подготовку к школе. Материал Демонстрационный круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона Раздаточный карточки с контурами 5 геометрических лото. Кукла приносит фигуры Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура Получив ответ, говорит, что другой руке треугольник Проводится обследование путем обведения контура пальцем Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе Аналогично квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, какую часть суток происходят эти действия Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их порядке следования действий суток Дети раскладывают свои картинки соответствии с картинками. Педагог показывает детям мишку и говорит, что он хочет поиграть прятки, ему нужно найти место, где спрятаться Педагог ведет детей вдоль одной из стен комнаты, останавливается возле отдельных предметов Вот шкаф Он большой, мишка, наверное, не залезет Это полка, ней много книг мишке будет тесно Наконец находит подходящее место обязательно открытое, расположенное на уровне глаз ребенка Педагог сажает туда игрушку, отводит детей противоположный конец комнаты Все вместе 10 раз хлопают ладоши, и педагог спрашивает, кто может найти игрушку Если ребенок затрудняется выполнить задание, он помогает вспомнить, куда они шли, чтобы спрягать мишку, просит снова вспомнить этот путь. Цель учить располагать предметы на листе бумаги вверху, внизу, по сторонам развивать внимание, подражание закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой. Неловкий Осматривает комнату Тут шкаф Смотрит вверх Наверху нет Посмотрим дальше Подходит к столу, внимательно его осматривает И под столом нет И на стуле нет Лезет под стол И под столом нет И на стуле нет И под стулом нет Пропал мяч Ребята, помогите, скажите, где.

Ловкий Мишка большой, поэтому его видно, а кукла маленькая, ее не видно за мишкой Показывает, переставляя игрушки Ладно, нам пора уходить Клоуны прощаются и уходят. Содержание Выбирается водящий Дети повязывают косынки и становятся рядэто матрешки Они пересчитываются вслух по порядку Первая, вторая, третья и Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь В это время две матрешки меняются местами Водящий входит и говорит, что изменилось, например Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой Иногда матрешки могут оставаться на своих местах Игра повторяется несколько. Вариант игры Числа строятся обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку. Содержание Занятие проводится одновременно с 24 детьми Ребенок кладет на стол руку с мешочком, затянутым на запястье В по одному предмету кладет на стол, ребенок, глядя на образец, находит мешочке такой же предмет на ощупь Если он ошибается ему, предлагают внимательно рассмотреть предмет я дать словесное описание После этого ребенок снова разыскивает на ощупь, но уже другой предмет Повторность игры зависит от степени усвоения детьми способа обследования. Материал На каждого ребенка полоска плотной бумаги, разделенная на 10 квадратов 10 маленьких карточек, равных величине квадрата на полоске бумаги, с изображенными на них кружочками от 1.

Содержание Дети получают карточки Выбирается водящий Дети ходят по комнате По сигналу водящего Числа Встаньте по порядку они строятся шеренгу и называют свое число Водящий проверяет, все ли встали на свои места Затем дети меняются карточками Игра продолжается. Правила игры Считать пуговицы можно только за спиной Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок Игра продолжается. Материал На полочках подставки размешены модели геометрических фигур На 3 полосках модели этих же фигур, но меньшего размера Подносы закрыты салфетками. Содержание На полочки подставки В ставит по 23 модели геометрических фигур, на столе размещает предметы разной формы и обращается к детям Сейчас мы поиграем игру Кто быстрее найдет предмет указанной формы Кто хочет назвать фигуры, которые стоят на полочках Посмотрите, какие предметы находятся у меня на столе Послушайте, как мы будем играть Я буду вызывать по одному человеку из каждого ряда, и говорить, какой формы предмет надо найти Тот, кто первый найдет подходящий предмет, и поместить его рядом с фигурой, получит фишку Правила игры если взял предмет, заменять его нельзя В конце игры В спрашивает Какие предметы стоят рядом с треугольником квадратом и др Чем они все похожи. Цель учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентируясь на образец.

Правила игры Первый игрок кладет квадраты, не обозначенные цифрами, любые геометрические фигуры, например красный квадрат, зеленый круг, желтый квадрат Второй игрок должен заполнить остальные клетки квадрата так, чтобы соседних клетках по горизонтали справа и слева и по вертикали снизу и сверху были фигуры, отличающиеся и по цвету, и по форме Исходные фигуры можно менять Игроки тоже могут меняться местами ролями Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок при заполнении мест клеточек квадрата. Г Новокузнецк Дидактическая игра Найди предмет Цель Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы. Новизна исследования заключается наблюдении за проявлением ассоциативного и пространственного мышления школьников процессе поиска геометрических фигур и тел вокруг себя, том числе быту.

Как бы забавно не показалось, но даже животные подсознательно используют свойства геометрических фгур Сохраняя тепло, на холоде они спят свернувшись клубочек, поверхность тела уменьшается, и тепло лучше сохраняется Мы понимаем, что животные, конечно же, геометрию не изучали, но природа наделила их талантом строить себе дома форме геометрических тел Многие птицы воробьи, аркпивникистрят свои гнёзда форме полушара Самые искуснеы геометрыпчёлы Они строят соты из шестиугольников В правильный шестиугольник поместится больше мёда, а зазоры между ячейками будут наименьшими Разумная экономия усилий и строительных материалов По этим же причинам северные народы строили крунлые дома. Глава 3 Экспериментальное подтвержение эффективности использования игр развитии представлении о геометрический фигурах. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей Процессы ощущения и восприятия лежат основе познания ребенком окружающей среды Ознакомление дошкольников с цветом, формой величиной предмета позволяет создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов Также они развивают речь детей пополняется и активизируется словарь, формируется правильность звукопроизношения, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Играя, ребенок активно стремится чтото узнать, ищет, проявляет усилия и находит, обогащается его духовный мир А это все содействует умственному и общему развитию. Для воспитания и обучения дошкольников элементарным математическим представлениям существуют математические игры Эти игры не требуют от взрослых и детей какихнибудь особых знаний В них моделируются такие логические и математические конструкции, а процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Развивающая игра, которая является активной и осмысленной для ребенка деятельностью он добровольно и охотно включается игру Новый опыт, приобретенный игре, становится его личным достоянием Развивающие игры учат действовать уме, развивают воображение, творческие возможности, формируют такие качества как самоконтроль, организованность, дисциплинированность. Игры, развивающие восприятие качеств величины У детей необходимо развивать умение воспринимать величину предметов путем сравнения по длине, ширине, высоте Знакомство осуществляется на занятиях с использованием распространенных игровых приемов В дополнение к этим приемам можно использовать игры на развитие восприятия величины и ее признаков при помощи игрушек, трафаретов, различных карточек В играх ребенок осваивает рациональные приемы сравнительной оценки величины накладывание и прикладывание предметов.

Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается финале Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и, вместе с тем, будет развиваться как игровая деятельность. Игровые действия это не всегда практические внешние действия, когда нужно чтото тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др Это и сложные умственные действия Выраженные процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные процессах мышления. Развитию игры чаще всего способствуют не прямые, а косвенные приемы интригующий и направляющий игру вопрос удивление, высказанное воспитателем, направляющее игровые действия шутка, оживляющая игру и помогающая заметить то, на что дети не обратили внимание доброжелательный юмор, неожиданные для детей ситуации игре элемент ожидания. Руководя дидактической игрой, воспитатель имеет широкие возможности использовать разнообразные формы организации детей и тем самым усиливать моторнодвигательную активность Контакт педагога с детьми, детей между собою достигается легче и быстрее, если дети сидят кружком или полукругом, а воспитатель центре круга или полукруга Иногда дети делятся на группы, занимающие разные места, а иногда едут путешествовать и покидают пределы группы.

Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумка и фантазия только этом случае дидактические игры будут полезны для развития ребенка. Для детей четвертого года жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира Учитывая это, воспитатель подбирает такой дидактический материал игрушки, который все дети могли обследовать и активно действовать. Дидактические игры сочетании с движениями хорошо проводить со всей группой В таких играх, как Найди свою пару, Найди свой домик, дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплена одинаковая по форме фигура В таких случаях труднее найти, скажем, свою пару, а это повышает интерес к игре, вызывает радость при достижении цели. В конце игры воспитатель оценит как правильные решения детьми игровых задач, так и их нравственные поступки, поведение, отметит успехи, поддержит тех, у кого еще чтото не получилось. Создание и разработка дидактических игр для развития словесного творчества дошкольников. Слуху принадлежит важная роль овладении ребенком дидактических игр для развития словесного творчества дошкольников Существуют различные игры для развития представлений детей о геометрических фигурах Описание игры Игра Чего не стало Цель упражнение. В соответствии с программой начальных классах у школьников необходимо сформировать представления о различных геометрических фигурах и их свойствах Это точка, линии кривая, прямая, ломаная, отрезок, многоугольники различных видов и их элементы, круг, окружность.

Найдите у себя наборе столько же треугольников и положите их перед собой на столе. Первые построения выполняются по образцу Научив детей выделять данную фигуру отрезок, прямоугольник и др из множества других фигур, мы даем им задание начертить такую же как книге, как на доске и. Слайд 9 Возможности индивидуализации обучения детей с разными психофизиологическими особенностями с помощью геометрии Традиционные методики часто перегружают левое полушарие мозга, что очень опасно для детей с преобладающим правополушарным типом мышления Геометрические возможности детей младшего возраста не зависят от уровня их математической подготовки Занятия геометрией развивает воображение и повышает творческий потенциал. Слайд 15 0бщие цели изучения геометрических фигур школьном курсе математики Систематическое изучение свойств плоских и пространственных геометрических фигур, методов их изучения и применения для решения практических и прикладных задач Развитие познавательных процессов восприятия, представления, воображения, мышления, внимания, памяти, речи, умения учиться.

Слайд 23 Особенности первых уроков геометрии При систематизации сведений о геометрических фигурах, накопленных пропедевтическом курсе математики, подчеркивается и закрепляется сознании учащихся абстрактный характер понятия геометрическая фигура Накопленный учащимися запас сведений о геометрических фигурах для формирования понятия конкретных геометрических фигур используется форме подводящих задач, чаще всего, практического характера. Слайд 26 Особенности первых уроков геометрии Таким образом, к концу первых уроков геометрии учащиеся постепенно подводятся к пониманию логического строения геометрии вводится и предполагается усвоение учащимися таких понятий как определение, аксиома, теорема усвоенные понятия являются основой для изучения дедуктивным методом свойств всех остальных геометрических фигур, начиная с треугольника. Слайд 55 Состав действий, необходимых при оформлении решения задачи или доказательства теоремы Выполните чертеж и, если необходимо, дополнительные построения Опишите построенный чертеж и дополнительные построения Введите все необходимые обозначения для чертежа и записи решения Обоснуйте выбранные для решения свойства и зависимости Следите за правильным использованием символики, приема решения, приема построения и вычислений.

Детская игра является центральной проблемой дошкольной педагогики и детской психологии Все основные направления психологического развития личности интегрируются игровой деятельности, формирующей неповторимый и еще малоизучаемый мир ребенка. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей с геометрическими фигурами и их разновидностями Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и форме предмета такие педагоги как А А Столяр 9, А М Леушина 3, Л А Парамонова 2, рассматривали плане сенсорного восприятия. Опыты Т О Гиневской 14, которых детям предлагали ознакомиться с фигурами путем осязания, с завязанными глазами У детей старшего дошкольного возраста действия руки, носят еще по преимуществу установленный, фиксирующий характер Пытаясь выяснить, что это за предмет, ребенок крепко зажимает его кистью руки, не производя с ним какихлибо поисковых ощупывающих движений. А Н Леушина 3 отмечает, что старшем дошкольном возрасте дети не узнают квадрата, если он повернут на 45 Чтобы опознать квадрат, надо мысленно перевернуть его, что дошкольник сделать не может поэтому А Н Леушина 3 делает вывод, что ребенок еще не видит тождественности фигур и форм предметов.

Опираясь на исследования, проведенные под руководством В В Давыдова 21, области формирования геометрических представлений мы предложили вести детей от общего к частному Так дошкольниками сначала дают представления о многоугольнике, а затем знакомят с тем, как называются некоторые его формы квадрат, прямоугольник, трапеция В этом случае дети старшего возраста сами могут выделить общие признаки различных классов геометрических фигур, а на этой строить их определения Не добиваясь обязательного и одинакового для всех запоминания названий, возможно, значительно расширить геометрический кругозор детей. На третьем уровне ребенок состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Геометрический материал не выделен программе виде отдельной темы Он изучается небольшими порциями Также геометрический материал используется часто качестве средств наглядности при рассмотрении некоторых вопросов, а также как средство применения знаний При знакомстве с геометрическими фигурами все их свойства выявляются экспериментальным путем Отсюда особенности организации деятельности детей, подбор методов большое место должны занимать практические методы и наглядные упражнения и практические работы, также необходимо организовать моделирование детьми изучаемых фигур.

Дидактическая игра рассматривалась как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, то есть расширяя сферу игры, ребенок расширяет и открывает новые свойства вещей и явлений и получает о них более точные и глубокие понятия. В констатирующем эксперименте, работа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Детям последовательно показывались геометрические фигуры и просили их назвать. Таблица 1 Знание дошкольников о геометрических фигурах и форме предметов. Констатирующий эксперимент показал, что к началу обучения уровень развития детей обеих групп был примерно одинаковым 41 детей контрольной группы знают и называют такие плоскостные фигуры, как круг, квадрат, треугольник, а экспериментальной группе 39 детей эти фигуры узнают, но не называют правильно 40 детей контрольной группы знают и называют прямоугольник А экспериментальной группе 38 детей эту фигуру узнают, но не называют правильно 34 детей контрольной группы узнают, но не называют правильно объемные фигуры как шар, куб, цилиндр, овал, призма А экспериментальной группе 32 слабо владеют знаниями о кубе, шаре, цилиндре, призме. В контрольной группе продолжалось обучение по программе В экспериментальной группе проводится формирующий эксперимент. Рассмотрим подробно каждую группу проводимых упражнений, на основе которых проводилась предварительная работа. После рассказывания сказки мы с детьми исследуем фигуру, проводим пальцем по сторонам и считаем углы.

Большое внимание своей работе по формированию представлений о геометрических фигурах я уделяю дидактическим играм, игровым задачам В игре можно создать такие ситуации, которых различение формы и восприятие предмета становятся важными для ребенка Во время игры ребенок очень легко овладевает рациональными приемами исследования формы как глазами, так и руками, при этом он не только изучает, но и активно использует эти приемы, совершенствуя их самостоятельном использовании В игре дети изучают геометрические фигуры, знакомятся с формой предметов объемных и плоскостных Игра основное и любимое занятие детей, их работа В игре часто сложное становится доступным Дидактическая игра помогает познакомить с новыми геометрическими фигурами, закрепить уже пройденный материал, развить мелкую моторику во время исследования геометрической фигуры, и конечно развивает память, мышление, речь, воображение. Для закрепления знаний о геометрических фигурах на занятиях или свободной деятельности я использую игровые задачи, например, Найди отличия, Соедини фигуры одного вида по степени увеличения их размера и. Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему Путешествие Страну Математики. Доска магнитная письмо, украшенное цифрами и геометрическими фигурами карточки с заданиями из письма геометрические фигуры разных цветов и размеров мяч числовые карточки от 1 до 10 1комплект счетные палочки на каждого ребенка медали.

Дети проходят за столы, где для каждого ребенка лежит набор из 5 геометрических фигур круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник и счетные палочки. Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем нашей группе предметы, похожие на квадрат. Это одна из первых развивающих игрушек малыша, позволяющая узнать о свойствах разных фигур Суть сортера заключается том, что для определенного отверстия нужно подобрать игрушку соответствующей формы шарик, кубик и другие Ребенок очень быстро начинает понимать, что к чему. Творческий вариант игры с фигурами Попросите ребенка пофантазировать и сказать, на что похож круг, квадрат, треугольник. Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином Например отрезки, квадраты, прямоугольники, круги Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и других вещах.

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у дошкольников большой интерес Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Самыми легкими для детей данной группы оказались задания Назови фигуры, которые ты видишь перед собой, Покажи прямоугольник Почему его так называют Покажи все вершины, углы, стороны прямоугольника Сколько вершин, углов, сторон у прямоугольника, Найди и покажи все многоугольники, Покажи шар, куб, цилиндр, Покажи круг и овал Чем круг отличается от овала, Найди и покажи большой синий квадрат, Нарисуй квадрат со стороной две клеточки Пририсуй маленький квадрат так, чтобы получился один маленький и один большой квадрат. Поэтому целью нашего формирующего эксперимента стало проведение целенаправленной систематической работы по использованию задач головоломок как средство развития у детей представлений о форме предметов. В ходе использования задачголоволомок, с целью руководства поисковой деятельностью детей мы пользовались различными приемами, способствующими воспитанию у них положительного отношения к длительному настойчивому поиску, но то же время быстроты реакции, отказа от выработанного пути поисков Интерес детей поддерживался желанием достичь успеха.

Рис 3 Индивидуальная динамика развития уровня представлений о форме предметов у детей контрольной группы. Анализируя индивидуальные изменения контрольной группе можно заключить, что изменения результатах на контрольном этапе эксперимента произошли у трех детей у двух детей 20 результат улучшился на два балла и у одного ребенка 10 на один балл, у остальных испытуемых 70 результат остался без изменений. В экспериментальной группе один ребенок переместились на высокий уровень Несмотря на то, что остальные дети остались попрежнему на тех же уровнях, что и на констатирующем этапе эксперимента у них произошли изменения выполнении отдельных заданий.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru