Лидер и руководитель понятие и сущность

Проблема лидерства вызывала интерес с древних времен Одна ко систематическое, целенаправленное изучение лидерства нача лось с Ф Тейлора XIX Несмотря на множество исследований, полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться, не существует. Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только какойто, вполне конкретной ситуации торжественное событие коллективе, поход, спортивное мероприятие и. Для России проблема лидера еще более актуальна Наша страна обладает великими лидерскими традициями Достаточно вспомнить Александра Невского, Петра Первого, Разина, Пугачева, Ленина, Сталина Думается, что ни одной стране мира не наберется такое количество людей, лидеров, оказавших огромное влияние не только на ход российской, но и мировой истории. Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели, решалось путем сплочения вокруг одного лидера В предпринимательстве этот тип лидерства является основным Это позволяет за счет концентрации власти одних руках решать сложные задачи выживания Однако, такой способ взаимодействия рамках организации имеет и слабые стороны. Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство это процесс преимущественно не силового воздействия направлении достижения группой или организацией своих целей Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа лидер последователь, чем начальник подчиненный Не любой менеджер использует лидерство своем поведении Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот Успех управлении не компенсирует плохого лидерства. Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации. Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического Первый всегда имеет возможность выдвинуться лидеры другого типа. Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей Лидер находится сильнейшей зависимости от коллектива Группа, имея образ лидера, модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой от лидера требуется способность выражать интересы группы Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за. Обязательное условие лидерства обладание властью конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений Формализованная власть лидера закрепляется законом Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору обществе или коллективах людей, которые за ним следуют. Лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели Такое лицо, независимо от стиля лидерства авторитарного или демократического, регулирует взаимоотношения группе, отстаивает ее ценности межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, и некоторых случаях символизирует.

Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем К ним относятся, прежде всего, потребность самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное управлениеподчинение и горизонтальное одноуровневые связи распределение функций и ролей, и прежде всего, через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как лидер. Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, ее взаимоотношений с окружающей действительностью В системах с низкой групповой интеграцией, высокой степенью автономии различных уровней организации и свободы отдельных элементов, функции лидера развиты слабо По мере усиления потребности системы и самих людей сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей форме коллективных целей, потребность лидере и спецификация его функций повышаются. Концепции лидерства могут быть разделены зависимости от их теоретических оснований на три группы. В средневековой Европе влияние лидера основывалось не столько на личных достоинствах, сколько на способности к руководству конкретной общностью От лидера требовалось основном умение сплотить группу для достижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес. Харизмой следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхчеловеческими, или специфическими особыми силами, недоступными другим людям Первоначально это качество обусловлено магически и присуще как прорицателям, так и мудрецам Как бы объективно правильно не было оценено соответствующее качество с этической точки зрения, абстрактно совершенно неважно Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизме, приверженцами. Дж МакГрегор Бернс разделяет лидеров на две категории преобразователи и дельцы Лидеры преобразователи, имеющие определенные взгляды на общество, начинают чтото предпринимать во имя реализации своих воззрений Лидеры дельцы, напротив, действуют по принципу здесь и сейчас, фокусируя свое внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество конечном итоге.

М Г Херманн также отмечает, что руководители и руководимые действуют определенном контексте, свидетельствующем о давлении, оказываемом на лидера, а также о тех требованиях, которые ему предъявляются Среди таких требований можно назвать следующие. Контекст лидерства это те параметры, которых осуществляется руководство Контекст определяет, кому из своего окружения лидер будет уделять особое внимание, каковы границы взаимодействия лидера с теми, кем он пытается руководить Более того, от контекста зависит, каких пределах лидер может использовать определенные процедуры, осуществляя руководство, кто будет оценивать это руководство и насколько эффективным сочтет. Открытые лидеры не столь заметны, но они последовательны Берутся за любые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают доверие и уважение на долгое время Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь урвать от него побольше, а устремлены будущее Власть их руках остается надолго Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных. Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения Ситуационность этих случаях во внимание не принималась Эти концепции конечном счете утонули бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории. Искусству руководства нет замены Система управления не может создавать руководителей Однако она может создать условия, при которых способность быть руководителем проявляется или будет подавлена. И формальные, и неформальные группы должны быть по необходимости както организованы, что и происходит действительности Основным и относительно наиболее простым способом такой организации является выделение среди членов группы человека, на которого возлагаются функции по ее координации Однако если неформальных группах этот человек выделяется самой группой, делегируется ею эту позицию, то формальных группах он, как правило, ставится эту позицию силу внешних причин Поэтому для неформальной группы характерно наличие неофициального лидера, а для формальной наличие лидера официального руководителя Неформальное и формальное лидерство это достаточно разные по своему возникновению и закономерностям явления Уяснение их сходства и различия необходимо для понимания сути управленческой деятельности. Формальный лидер или руководитель это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты Хороший менеджер вносит порядок и последовательность выполняемую работу Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и рамках установленных целей Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям Чаще всего они по необходимости ориентируются на кемто установленные цели и практически не используют их для проведения изменений.

Идеален для взаимодействия с руководством, ориентированным на результат, но не желающим излишне демократизировать взаимоотношения с коллективом Лидердирижер охотно управляет тенденциями своем коллективе, ни на шаг не отходя от заданной руководством партитуры Его мотивация чувство собственной значимости, ведь на него полагается руководство Такие люди любят говорить Если бы не я страшно и подумать, что бы могло произойти Обычно бывает исполнительным и дружелюбным Умеет организовать работу людей, заражая их собственной жаждой достижения цели Дирижеры склонны к медленному, но уверенному карьерному росту до менеджера среднего звена там для них идеальное место Топменеджмент не их стихия, к там надо самому принимать принципиальные решения, а не организовывать работу рамках поставленной задачи. Душа компании, общительный и обаятельный, он отлично подходит для организации отдельных людей коллективе на выполнение задач, которых они предпочли бы избежать он так обаятелен и сеет вокруг положительные эмоции, что даже самая нудная задача становится радужной, отказать ему практически невозможно Его личная мотивация чувствовать, что ему позволено общаться с руководством на равных. Однако неформальные лидеры могут наносить и вред бизнесу Они могут подрывать авторитет руководителя, ставить под сомнение его распоряжения и разлагать коллектив Противостояние двух лидеров постепенно перетекает плоскость борьбы за власть, когда каждый начинает бороться за влияние на сотрудников В результате у коллектива снижается мотивация, и люди перестают вкладывать душу работу. Во взаимодействии руководителя с сотрудниками, занимающими те или иные лидерские позиции коллективе первому необходимо уметь контактировать, ведь они оказывают определенное влияние на коллектив или на какуюто часть его членов И для пользы дела их предпочтительнее числить союзниках, нежели иметь их лице приверженцев конфронтирующей стороны Если руководитель ориентируется на интересы дела и успехи коллектива, то он должен поощрять лидерство И не только поощрять лидерство, но и самому включаться этот процесс Успех нем важен не только лично для руководителя, он нужен коллективу, чтобы ощутить уверенность достижимости поставленных целей. Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных деятельности по достижению организационных целей или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей.

Лидерство определяют также как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы. Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, и ее взаимоотношений с окружающей средой В системах, характеризующихся низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных элементов и уровней организации, функции лидера выражены слабо По мере же усиления потребностей системы, самих людей сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей форме коллективных целей спецификация функций лидера и его структурное, институциональное обособление повышаются. Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям см табл. По механизму своего выдвижения лидер может быть формальным или неформальным В первом случае его назначают сверху или же выдвигают и избирают и он приобретает, таким образом, официальный статус руководителя Неформальный же лидер может проявиться и получить признание коллективе, организации силу своих ярко выраженных индивидуальных, социальных, политических, психологических и иных качеств Своим авторитетом и влиянием неформальный лидер воздействует на поведение людей и может составить оппозицию формальному руководителю. В современных условиях эффективное лидерство это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется развитии работников, во включении их групповую работу, оказании им помощи достижении личных целей. Дуглас МакГрегор разработал теорию лидерства, выделив руководителей двух типов X, Y Согласно теории. Руководитель, использующий преимущественно демократический стиль, стремится решать вопросы коллегиально, информировать подчиненных о положении дел, правильно реагировать на критику В общении с подчиненными вежлив и доброжелателен, находится постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет подчиненным Требователен, но справедлив В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие члены коллектива Демократичный менеджер при проведении деловых совещаний размещается, как правило, середине групп Это создает непринужденную обстановку при обсуждении проблем развития организации. Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных силу своих личных качеств и стиля руководства Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав зависимости от ситуации Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств Последнее легло основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера. Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной коммуникации публикации, речь, жесты, позы и последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятия на себя риска и совершение неординарных действий или поступков На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.

Исследование практики деловых организаций показало, что обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения бизнесе высоких результатов Чаще оно подходит к тем случаям, когда последователи сильно идеологизируют свои желания и пути их выполнения Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя политике, религии, военных действиях Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения организации радикальных изменений связи с критичностью ситуации Однако этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства концепция лидера преобразователя или лидера реформатора. Структура управления относится к линейнофункциональному типу управления. Во главе предприятия стоит директор, организующий планирование и руководство работы магазина Функциями директора являются. Рыночное лидерство компании может быть достигнуто, если каждый сотрудник будет воспринимать цели компании и стремление компании к лидерству на рынке В чем недостатки рассмотренной фирмы плане понимания стратегии сотрудниками. Ситуация на рабочих местах характеризуется следующим Царит строгая дисциплина, поддержание ее осуществляется посредством строгого контроля Уровень прибыли не очень высок Осуществляется жесткий контроль объема затрат на производство Существует постоянная опасность травматизма Работа не требует высоких профессиональных навыков, часто производится переоборудование, смена производственного процесса Возможные последствия от злоупотребления данным стилем ведут к тому, что беднеет общение, снижается адаптация рабочих к резким пре образованиям деятельность носит рутинный характер творческий рост практически исключен. Определение задания очень важная часть навыков руководителя Если задание будет выполнено не очень хорошо, то это окажет отрицательное влияние на весь коллектив и на каждого работника отдельности В идеале задание должно быть таким, чтобы весь коллектив принимал участие его выполнении и понимал его непосредственное и косвенное значение как для всей организации, так и для коллектива То есть задание должно быть общим. Инструктаж Другой важной функцией является инструктаж Самым эффективным методом инструктажа является собрание, на котором присутствуют все, кто будет выполнять работу Это дает людям возможность задавать вопросы и выяснять то, что непонятно. Мотивация Работая с коллективом, руководитель должен использовать все принципы мотивации и удовлетворения от работы Для того, чтобы мотивировать коллектив, руководитель должен выяснить, каких поощрений добиваются сотрудники, и руководить так, чтобы за хорошую работу они получали поощрения При этом необходимо помнить о том, что удовлетворение потребностей отдельного работника не должно происходить за счет всего коллектива Задача руководителя, данном случае, состоит поддержании баланса между тремя сторонами задание, коллектив и личность. Организация Под организацией понимается создание структуры, позволяющей коллективу эффективно выполнить работу Такая структура может быть краткосрочной, то есть рассчитанной на выполнение определенного проекта, или более длительной При наличии большого коллектива и сложного задания разумно разбить коллектив на автономные группы или передать руководство группой отдельным работникам Или наоборот, руководитель может просить группы самим выбрать себе руководителей Однако, какой бы ни была структура, необходимо определить четкое разграничение обязанностей. Есть несколько очевидных способов, с помощью которых руководитель может стать примером для коллектива Собственная пунктуальность руководителя способствует тому, что и подчиненные стараются приходить вовремя Если руководитель слушает других и уважает то, что они говорят это тоже улучшает отношения коллективе Обратное очевидно плохой пример также копируется Если ему можно, а почему нам нельзя.

Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства организации Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций. Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков Среди проблем, находящихся компетенции лидера, основными являются утверждение и развитие определенного типа организационной культуры построение эффективной коммуникации организации формирование рабочих групп и управление ими управление конфликтами построение коалиций и развитие партнерских отношений своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями. Эффективность управления непосредственно связана с оптимальным использованием ресурсов организации при решении насущных проблем и ее способностью достойно встретить требования ближайшего будущего расчете на новые достижения В стабильной ситуации эффективность функционирования организации может быть обеспечена менеджментом без учета отношений лидерства. Но нестабильных условиях, требующей от организации постоянной готовности к изменениям соответствии с новыми обстоятельствами и запросами, эффективность организационной деятельности зависит от потенциала лидерства. Стратегия рыночного лидерства для рассматриваемой фирмы заключается росте объемов реализации и территориального охвата розничного рынка При этом данный эффект может быть достигнут только при наличии конкурентных преимуществ перед другими торговыми компаниями Важное конкурентное преимущество четкая организация бизнеса и компетентность персонала и руководства То есть одной маркетинговой политики мало, надо еще и сформировать положительный образ компании глазах клиентов В формировании стиля важная роль будет отводиться лидеру предприятия директору Таким образом, лидерство на рынке тесно связано с лидерством организации. Лидерство условиях групповой динамики и его эффективность определяется способностями лидера воспринять и удовлетворить специфические потребности группы на каждой стадии и выбрать стиль воздействия модели поведения соответствии с готовностью членов группы подчиниться и выполнить задание Эффективная групповая деятельность возможна лишь при гармоничном сочетании индивидуальных и групповых потребностей с обеспечением необходимых условий для выполнения задания. Даже небольшой опыт работы позволяет лидеру заметить различия подчиненных проявлении склонности к определенному типу задания и реакции на усилия руководителя по контролю и обеспечению обратной связи Специалисты выделяют два разных типа подчиненных. Сотрудник, относящийся к первому типу подчиненного, предпочитает совместно с лидером прояснить конечную цель, свои ресурсы и возможности полномочия и ответственность и оставляет за собой право самостоятельно доработать план мероприятий по выполнению задания Он с энтузиазмом принимает вызов постоянно изменяющейся среды и воспринимает себя как агента перемен.

Каждый тип подчиненного требует от лидера специфического подхода для максимально эффективного использования индивидуального потенциала любого сотрудника. В результате взаимодействия членов организации закономерно возникают противоречия и конфликты Социальный конфликт это особый вид взаимодействия двух и более индивидов, между которыми возникло какоелибо противоречие. В силу природы человека и социальнопсихологических закономерностей взаимодействия людей невозможно полностью избежать социальных конфликтов Поэтому задачей управленческого лидера является минимизация его деструктивного потенциала. Мониторинг развития ситуации и прогнозирование появления различных коалиций, моделирование вероятного характера их деятельности и степени важности этой деятельности для организации. Создание коалиций, направленных на эффективное достижение организационных целей, особенно условиях планирования разного рода изменений. Индивидуальный контроль над направлением развития отношений и их результативностью. Активное участие принятии и реализации решений, затрагивающих общие интересы. При ориентации на организацию партнеров управленческий лидер выступает.

Работа менеджера персонала связана со многими науками, такими как психология, социология, право, этика, экономика Управляющий должен разбираться людях, понимать их потребности, уметь контактировать с различными людьми Каждый человек уникален и, понимая мотивы поведения конкретного работника либо кандидата, трезво оценивая его способности и потенциал, можно применять его наиболее эффективно Люди, занимающиеся набором персонала на свое предприятие, не только не знают о методах набора и других видах работы с персоналом, но и зачастую их подводит единственное, что у них есть интуиция Вследствие такой непрофессиональной работы с персоналом, фирма может нести необратимые потери и убытки Многие люди, не оцененные по достоинству, уходят из организации, а люди без малейшего представления о целях организации работают за зарплату, а не за идею фирмы. Все организации и группы могут быть разделены на два основных типа формальные и неформальные Любая формальная организация и группа это институционально устанавливаемая общность людей, объединенных для достижения какойлибо цели 1 Неформальные группы образуются результате институционально нерегламентированной, спонтанной активности людей, вступающих между собой регулярные взаимодействия Формальные группы это группы, созданные по воле руководства, а неформальные продукт стихийного взаимодействия людей ходе их повседневной жизни и деятельности Формальная организация создается по заранее выработанному плану Неформальная организация является своеобразной реакцией людей на их неудовлетворенные индивидуальные потребности, частности, потребности общении, защите, поддержке и Основными причинами образования неформальных групп являются следующие факторы. Реферат по дисциплине Психология менеджмента на тему Организационное лидерство понятие и сущность. Лидерство это важнейший компонент эффективного руководства Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей Слово лидер означает вождь, ведущий Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно. Людей, имеющих власть организации, можно разделить на три категории формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех.

Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры Более детально природу лидерства раскрывают его различные теории. Незаменимая роль лидера осуществлении изменений состоит определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений. Анализ Бернса являет собой значительный шаг вперед по разграничению между лидерами, но все же он остается ограниченным, поскольку ясно, что реальность гораздо богаче и ее нельзя комфортно разместить двух категориях. На основе таких исходных предположений, автократ обычно как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы принятии решений Автократ также плотно руководит всей работой пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать. Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя Мак Грегор назвал их теорией. Более поздние исследования не полностью подтвердили выводы о том, что автократичное руководство обеспечивало более высокую продуктивность, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократичное Тем не менее, исследование Левина дало основу для поисков других ученых стиля поведения, который может привести к высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности. На основании своих исследований, Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства неизменно будет ориентированным либо на работу, либо на человека Не встретилось ни одного руководителя, кто бы проявлял оба эти качества значительной степени и одновременно Результаты также показали, что стиль руководства, сосредоточенный на человеке, почти во всех случаях способствовал повышению производительности труда. Руководители системы 3, называемой консультативной, проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным Имеется двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.

Несколько самых распространенных типов поведения, подразумевающих внимание к подчиненным. Поначалу Хаус своей модели рассматривал два стиля руководства стиль поддержки и инструментальный стиль Стиль поддержки аналогичен стилю, ориентированному на человека или на человеческие отношения Инструментальный стиль аналогичен стилю, ориентированному на работу или на задачу. Поль Херси и Кен Бланшар разработали ситуационную теорию лидерства, которую они назвали теорией жизненного цикла, согласно которой самые эффективные стили лидерства зависят от зрелости исполнителей Зрелость не следует определять категории возраста Зрелость отдельных лиц и групп подразумеваем способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить Согласно Херси и Бланшару, понятие зрелости не является постоянным качеством лица или группы, а скорей характеристикой конкретной ситуации Соответственно, руководитель может менять и свое поведение зависимости от относительной зрелости лица или группы Руководитель определяет эту зрелость, оценивая стремление к достижению, способность нести ответственность за поведение, а также уровень образования и опыт прошлой работы над порученными заданиями. Еще одной ситуативной моделью руководства стала модель, разработанная Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном Модель принятия решений руководителем ВрумаЙеттона концентрирует внимание на процессе принятия решений. G2 Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных Все вместе вы находите и оцениваете альтернативы и пытаетесь достичь согласия касательно выбора альтернативы Ваша роль схожа с председательской Вы не пытаетесь влиять на группу, чтобы она приняла ваше решение, а хотите принять и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.

Значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективного выполнения решения. Определенная на основании прошлого опыта вероятность того, что автократическое решение руководителя получит поддержку у подчиненных. Таким образом, можно отметить, что любому управленцу нужно уметь вести за собой подчиненных, проявляя себя как лидера организации для успешного осуществления своих функций. Все современные теории лидерства менеджменте принято подразделять на поведенческие и ситуационные. Достаточно сложно нескольких словах или даже фразах сформулировать требования к руководителю современной компанией Он должен смотреть будущее и одновременно не отрываться от повседневности Он должен быть отцом для персонала и то же время строгим управленцем Он должен разбираться технологических процессах на предприятии, основных понятиях маркетинга и информатики, управления персоналом и антикризисных мерах, психологии и методах манипулирования людьми, финансах и налогах. Следует этой связи отметить, что между лидером и руководителем имеются общие аспекты их деятельности Прежде всего, это полная подчиненность принятым организации целям постоянное общение с людьми, объединенных группы для достижения поставленных общих целей положительное мотивирование персонала, направленное на достижение успеха деятельности группы и каждого отдельного работника, а также реализация социального влияния на рабочие группы. Для лидера важно уметь вести за собой людей и брать ответственность на себя Лидер выдвигается из числа окружа ющих его людей, вместе с тем он тоже может прибегать к санкциям неформального характера.

Помимо этих особенностей выделяют социальнопов ческие готовность активно действовать сложных. При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования сравнительный метод анализ полученных данных изучение монографических публикаций и статей метод дедукции и индукции Целью работы является исследование групповой динамики и лидерства и влияние их на эффективность деятельности организации Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи исследовать управление социальных группах и их разновидность, а также выявить факторы, влияющие на эффективность работы группы исследовать феномен лидерства, рассмотреть концепции лидерства исследовать роль лидера и руководителя социальных группах и дать рекомендации по управлению группами организации Объектом изучения является влияние групп на деятельность организации Предмет исследования роль лидера на эффективность работы группы целом и каждого отдельного сотрудника Курсовая работа состоит из трех глав В первой главе раскрыто понятие группы, приведены классификация и факторы, влияющие на эффективность деятельности группы Вторая глава посвящена лидерству, которой рассмотрена суть лидерства, основные концепции становления лидерства В третьей заключительной главе были рассмотрены функции неформального лидера и руководителя организации, проведен сравнительный анализ между ними, и представлены рекомендации области правильного управления руководителем лидером неформальной группе 1 Группы и их значимость организации. Групповое единомыслие это тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какоенибудь явление с тем, чтобы не нарушать гармонию группы Члены группы считают, что несогласие подрывает их чувство принадлежности, и поэтому несогласия следует избегать Чтобы сохранить у членов группы то, что понимается как согласие и гармония, член группы решает, что лучше не высказывать своего мнения В атмосфере группового единомыслия первостепенная задача для отдельной личности, держаться общей линии обсуждении, даже если он или она имеет иную информацию или убеждение Эта тенденция самоукрепляется Поскольку никто не выражает мнений, отличных от других, и не предлагает иную, противоположную информацию или точку зрения, каждый полагает, что все остальные думают одинаково Поскольку никто не высказывается, никто не знает, что другие члены могут тоже быть скептически настроены или озабочены 15, c 323 В результате проблема решается с меньшей эффективностью, так как вся необходимая информация и альтернативные решения не обсуждаются и не оцениваются Когда налицо групповое единомыслие, возрастает вероятность посредственного решения, которое никого не заденет. С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют 1 бытовой тип лидерства школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, семье 2 социальный тип лидерства на производстве, профсоюзном движении, различных обществах спортивных, творческих и 3 политический тип лидерства государственные, общественные деятели. Влияние лидера всегда зависит от ситуации Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться частичным основанием для лидерства Обычно важное значение имеет склонность к доминированию, а именно умение проявлять инициативу межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность разговаривать на языке своих сторонников Роль лидера заключается том, чтобы претворять взгляды своих сторонников согласованную программу действий Лидер может вести своих сторонников том направлении, котором они сами хотят идти. Моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя Функциональный авторитет определяется 1 компетентностью руководителя 2 его деловыми качествами 3 его отношением к своей профессиональной деятельности Низкий функциональный авторитет руководителя приводит, как правило, к потере его влияния на подчиненных, что вызывает качестве компенсаторной агрессивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшение психологического климата и результатов деятельности коллектива. Организационное поведение как наука Определение, сущность, объект, предмет исследования Причины возникновения организационного поведения как научного направления связаны с осознанием предстателями управленческих наук следующих проблем 1 поведенческие реакции на однородные. Темперамент и половозрастные характеристики Периодизация возрастных этапов жизненного пути по Брамлею 1 Взрослость ранняя взрослость 2125 лет средняя взрослость 2540 лет поздняя взрослость. Преимущества и ограничения командной деятельности Таблица 3 Проверка целесообразности формирования команды Ситуационный фактор Целесообразность работы группы Целесообразность работы.

Рыночные ориентации персонала Ориентации это установки, характеризующие сознание, что свою очередь конструирует поведение работников, особенно тех, кто работает с клиентами Привлекательность имиджа фирмы притягива. В психологическом словаре лидерство это социальнопсихологический феномен, который связан с динамическими процессами малой группе понятие, которое характеризует отношение доминирования и подчинённости группе Лидерство является результатом действия как объективных факторов цели и задач группы конкретной ситуации, так и субъективных потребности, интересы, личностнопсихологические особенности членов группы, а также это действия лидера как инициатора и организатора групповой деятельности. Лидерство это сложный социальнопсихологический процесс группового развития, когда отдельный индивид выполняет роль лидера, то есть объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия В результате этого процесса происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, её оптимизация и усовершенствование Лидер это такой участник группы, который значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение участников группы. Вопервых, лидера не выдвигает группа на соответствующую должность, он спонтанно занимает лидерскую позицию при открытом или скрытом согласии группы. В реальности всё это отображается добровольном признании исключительности лидера, который побуждает к неуклонному следованию за ним, копированию его действий и целом его поведения. Власть должностным положением Чем выше должностная позиция лидера, тем выше степень его властного влияния на людей Подчинённые, которые взаимодействуют со своим лидером процессе делового общения, прежде всего сталкиваются с должностной позицией лидера бригадиром, мастером, начальником цеха, директором Процесс общения возникает по вертикали руководительподчинённый. Власть харизмой авторитетом Харизма это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на проявлении личностных черт или способностей лидера. В случае долгого отсутствия лидера такая группа не состоянии самостоятельно продолжить и организовать эффективную деятельность и часто распадается.

Виды социальной перцепции Исследование перцептивных аспектов отношений руководства и подчинённых предусматривает изучение таких вопросов. Анализ оценок администрации лучших и худших с их точки зрения мастеров обнаружил, что статус мастера как формального лидера соотносится с оценками его деловых качеств, организаторских умений и привычек. Исследование второго типа, которых очень мало, посвящены исследованиям проблем социальнопсихологической совместимости руководителя и коллектива, согласованности и адаптивности функциональных, коммуникативных и личностных черт общающихся людей. Интересные результаты получил исследователь Р Кричевский По его мнению, проблема эффективности управления группой тесно связанна со способностью руководителя адекватно оценивать членов группы и оценки руководителя должны определённым образом быть согласованы с групповым мнением Значительные расхождения оценках могут привести к конфликту между руководителем и группой. Макиавелли, должны содействовать укреплению власти государя и развитию государства.

Лидерство является ключевым фактором успеха во многих современных профессиях Трудно себе представить успешного продавца торгового зала без умения привлечь внимание потенциального покупателя к товару Торговый агент не справиться со своими обязанностями, если не сумеет быстро наладить доверительный контакт с новым клиентом Менеджер не будет эффективным руководителем без умения неформального влияния на подчиненного Большинство профессий требуют той или иной степени проявления лидерства. Объектом курсового проекта является заместитель директора по торговле, руководитель департамента торговли филиала Новоблпотребсоюза Крестецкое райпо. Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот Их основные характеристики находятся как бы разных измерениях. Второй тип рассматривает лидерство как набор образцов поведения, присущий лидеру также любом организационном окружении исследования Мичиганского университета и университета штата Огайо, системы управления Ликерта. Четвертый тип представляет ряд новых подходов, вновь изучающих лидерские качества, но уже связи с конкретной ситуацией причинноследственный подход или атрибутивная теория, концепция лидера преобразователя и харизматического лидера В указанных подходах делается попытка определить набор качеств и образцов поведения, необходимых лидеру специфическом организационном контексте. Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом У Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств. Личностноделовые качества носят большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений выполнении своих функций Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии Однако точное их измерение затруднено Еще не удалось доказать что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства Так, например, деловые качества, сделавшие когото лидером коммерческом банке, вряд ли пригодятся для лидерства исследовательской лаборатории или театре. Идея зависимости лидерства от социальных условий обосновывается и развивается ситуационной концепции Эта концепция исходит из относительности и множественности лидерства Лидер функция определенной ситуации Как писал Р Стогдилл, лидерство есть связь, которая существует между людьми какойто социальной ситуации, и люди, являющиеся лидерами одной ситуации, не обязательно будут ими других ситуациях 3 П Руководство персоналом организации. Концепция атрибутивного лидерства причинноследственный подход к изучению лидерства опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинноследственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера равной мере, как и поведение последователей, обусловлено реакцией лидера на поведение последователей Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию о том, как она выполняется В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного Например, если лидер приписывает плохие результаты работы подчиненного его лености, то за этим может последовать выговор Если же лидер считает, что виной являются внешние по отношению к подчиненному факторы, например, резко возросший объем работы, то лидер постарается решить проблему подругому.

Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает ее обладателю власть над последователями Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных силу своих личных качеств и стиля руководства Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав зависимости от ситуации Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств Последнее легло основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера. Модель имеет ряд отличительных моментов Вопервых, признается необходимым для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию управлении, быть самому частью группы организации, а не стоять над ней с энтузиазмом поддерживать совместные усилия От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияние эмоций и увеличение значимости рациональности поведении Вовторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных Эти два традиционных подхода не пригодны для лидерапреобразователя. Руководитель избегает навязывания своей воли подчиненными, старается решать дела, советуясь с подчиненными, охотно прислушивается к мнению других, многие вопросы целиком выносит на обсуждение коллектива, внимательно выслушивает мнение каждого работника относительно поставленного вопроса, и только после этого принимает оптимальное управленческое решение, а единолично решает только самые срочные, оперативные.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru