Дети мира понятие

Приступая к изучению курса Теория и методика ознакомления детей с социальной действительностью, следует прежде всего разобраться понятиях окружающий мир, природный мир, социальный мир, социальная действительность Усвоение этих стержневых понятий позволит лучше и точнее ориентироваться сущности изучаемого предмета. Далее, неизбежно, начинает формироваться понятие Игрушка путём откидывания всего не значимого представлении о ней и оставления её сути. Здесь начинают работать мыслительные процессы обобщение и абстрагирование Здесь они выступают как инструменты появления сознания. Позвольте мне, вам анонсировать, сейчас, одно из наиболее важных мировоззренческих понятий Наряду с тем, которое мы рассматриваем, понятие сознание. Вот, этой статье, я употребляю такие понятия как реальность, действительность, бытие, объективность, мир, стараясь гдето дать им пояснение, а гдето определение. С одной стороны, таких менее абстрактных понятий как вещь абстрактное представление об объекте действительности, как таковом И явление некий процесс реальности, который является человеку посредством его ощущений. А, с другой стороны, категория Сущее включает себя представление об объекте познания, его сущностном проявлении, его сути. Но и, одновременно, поднимаемся на очередную ступеньку своего познания мира как такового, выстраивая свою систему понятий и иерархий их между собой. Руководство Фонда констатирует, что вся без исключения информация, содержащаяся рассматриваемой статье, является недостоверной, а оскорбительное отождествление нашей организации с мошенниками свидетельствует, мягко говоря, о недобросовестности и непрофессионализме автора статьи, а также о попустительстве руководства редакции газеты Московский Комсомолец.

Руководство и сотрудники Фонда весьма обеспокоены тем, что Вы позволили опубликовать на страницах Вашей газеты заказную провокационную статью без доказательной базы, вызывающей стилистикой и наполненную фактическими ошибками Полагаем, что подобные вещи непозволительны для человека, который является руководителем Комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политики и свободы слова. Исходя из всего вышеизложенного, требуем удовлетворить нашу претензию и опубликовать на страницах Вашей газеты опровержение на указанный материал С этой целью предоставим все необходимые документы и приглашаем для знакомства и проведения интервью автора статьи Екатерину Пичугину, которая провела так называемое журналистское расследование, ни разу не запросив комментарии у руководства Фонда. Охарактеризуйте устройство учебноопытного участка Какие работы проводят младшие школьники на участке. Расскажите об оснащении географической площадки, объясните назначение приборов, находящихся на ней Какие работы выполняют школьники на географической площадке. В методике преподавания окружающего мира одной из самых сложных является проблема формирования понятий В настоящее время существует два подхода к этой проблеме Первый классический основан на эмпирической теории познания и предполагает необходимость живого созерцания Этот подход обоснован работах К Д Ушинского, К П Ягодовского, М, Н Скаткина, II A Завитаева и других педагогов и методистов Второй подход разработан технологии развивающего обучения Д Б Эльконина. Важным условием для восприятия детьми объекта является умение учителя владеть словом Хотя основным источником знания процессе формирования ощущений является сам объект, слово учителя направляет процесс наблюдения, организует его определённой последовательности, уточняет, конкретизирует признаки наблюдаемого объекта и Учитель должен выражать свои мысли точно и логично, чтобы словесное описание объекта совпадало с тем, что дети наблюдают. Опора на жизненный опыт Чем лучше школьник знаком с изучаемым объектом, тем полнее и точнее он воспринимает его Например, если один ребёнок знаком с термометром, а второй видит его впервые, то они будут воспринимать этот прибор поразному Восприятие первого будет богаче Он будет более чётко видеть отдельные детали этого измерительного прибора, так как они ему уже знакомы, возможно, он знает назначение термометра и Таким образом, его познание будет сочетаться с прошлым опытом. Формируя представления о природе и жизни людей разных частях света, о природных зонах, морях, океанах, горах и необходимо создавать ассоциации с имеющимися представлениями о своём крае Таким образом, дети сравнивают природу и жизнь людей своём крае и удалённом месте Это способствует успешному формированию необходимых представлений.

К этой группе представлений относятся также исторические представления об орудиях труда прошлого, об исторических деятелях, о быте и культуре народа прошлом и Кроме того, нужно создать представление об историческом времени Процесс познания истории начинается с усвоения факта Но исторический факт неповторим, его нельзя воспроизвести, чтобы понаблюдать как опыт химии, физике Поэтому для формирования представления о какомто историческом факте нужно создать ассоциацию с современными предметами и явлениями Например, при знакомстве с Московским Кремлём XII полезно картины Кремля того времени соотнести с имеющимися у детей современными представлениями о Кремле они его могли видеть кино или по телевизору. Все понятия, которые присутствуют содержании программ по окружающему миру, имеют следующие характеристики 1 содержание. Таким образом, рассматривая карликовую берёзу и другие растения тундры, учащиеся заодно знакомятся с природными условиями этой природной зоны Таким же образом можно изучать и природные условия других. Перевод знаний практические умения и навыки Чтобы понятие было полностью сформировано, нужно знания применять на практике, а значит, дети должны овладеть умениями В частности, при изучении курса дети должны уметь вести наблюдения природе и фиксировать их дневниках наблюдений, уметь пользоваться несложными приборами термометром, компасом, флюгером и простым лабораторным оборудованием пробирками. При низком уровне развития мышления ребёнок не ориентируется вопросе, ответы часто не по теме, образ мира донаучный, бытовистический, ребёнок затрудняется установить элементарные связи между предметами и явлениями окружающего мира.

При высоком уровне развития мышления ребёнок даёт полные правильные ответы, имеет научный образ мира, понимает причинно следственные связи окружающем мире. Таким образом, максимальное количество баллов за оба теста 30 Учащиеся, набравшие 2630 баллов, имеют высокий уровень логического мышления, 2225 баллов средний уровень, менее 22 баллов низкий. Методика выявления опорных знаний об окружающем мире Детям даётся четыре тестовых задания В первом задании дети должны распределить растения из предложенного списка по трём группам деревья, кустарники и травы Во втором задании дети должны назвать не менее трёх растений своей местности, нуждающихся охране В третьем задании нужно отнести животных из представленного списка к одной из четырёх групп насекомые, рыбы, птицы, звери В четвёртом задании нужно к предложенным видам животных подписать корм, который они используют зимой. Основная проблема заключается том, что наши дети растут совершенно новых условиях, которые были чужды и непонятны буквально двадцать лет назад По этой причине специалистам довольно сложно предсказать и оценить тот вред или пользу, который оказывают современные технологии на детей. Это же касается мультфильмов и книжек для детей Современные мультики наполнены яркими образами, совершенно непонятными персонажами и большим количеством драк Под частую детский мультфильм не могут понять даже взрослые. Ярче всего игнорирование специфики детского возраста проявляется так называемом раннем обучении Начало обучения, направленного не на изучение окружающего мира, а на математику, чтение, иностранные языки спускается все ниже Не так давно специальные развивающие центры начали предлагать курсы по обучению младенцев чтению Правда, на вопрос зачем младенцу читать, никто из преподавателей этих центров не может дать вразумительного ответа. Специалисты советуют во время воспитания ребенка придерживаться меры во всем То есть, жизни каждого ребенка должно быть всего понемногу смартфонов, адекватных мультфильмов, прогулок, общения со сверстниками и более старшими детьми, обучения и так далее Больше всего жизни маленького человечка должно быть живого доброжелательного общения с родителями и их безграничной любви.

Коффка отводит игре чрезвычайно большое место детской картине мира, мире ребенка Мир ребенка совершенно непонятен для взрослых, так как по сравнению со взрослым миром он очень своеобразен например, дети используют игре предметызаместители, что для взрослых никак непонятно Ребенок, по его мнению, постепенно начинает создавать долго длящиеся структуры остаются рядом, не оказывая особого влияния друг на друга. В советской психологии игра исследуется с 30х годов Впервые проблему создания теории детской игры нашей психологии поставил А С Выготский 1933, рассматривая ролевую игру как ведущий тип деятельности дошкольном возрасте. Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребенка. Работа над содержательной стороной письменной речи Поговорим об обучении учащихся языковой догадке Как известно, развитие умения учащихся догадаться о значении незнакомого слова является важным условием их успеха овладений умением читать Самый легкий вид языковой догадки узнавание и понимание английских и французских слов, звучание и значение. Дом как символ человеческой личности присутствует как общекультурной традиции, так и символике психической жизни отдельного человека Если комуто снится, что он бродит по странным помещениям знакомонезнакомого дома, то при анализе сновидения часто обнаруживается, что это было путешествие по разным внутренним пространствам и закоулкам собственного.

Последнее пристанище тела гроб народном языке называется домовина, так же и бездыханное мертвое тело народной поэтике сравнивается с опустелым домом без хозяина М ожно сказать, что дом для человека является совокупностью вложенных друг друга разновеликих пространств от размеров собственного тела до пределов родины, Земли и даже Космоса Наш дом Россия, Земля наш общий дом Не случайно народной культуре устройство дома как микрокосм воспроизводит структуру мироздания Получается, что психологический объем идеи дома переживаниях человека имеет пульсирующие границы, то расширяющиеся до размеров вселенной, то постепенно сужающиеся до пределов собственного Я Но, во всяком случае, дом всегда остается местом, где находится человек, центром его пространственного бытия. Введем здесь понятие место, которое еще неоднократно встретится тексте этой книги, так как оно имеет важное, насыщенное содержанием значение детской субкультуре Характерна типичная для детей речевая формула Пойдем, я покажу тебе одно место Разговор о нем можно начать с того, что категория места является первичной и важнейшей детском познании предметного мира Поначалу место это точка, участок, локус пространства, где находится нечто Для ребенка быть существующим значит занимать определенное место этом мире Если нечто есть, то оно обязательно имеет свое место пространстве Наличие места является для детей необходимым и достаточным признаком существования. Бывает, что взрослые, ласково обращаясь к маленькому ребенку, тоном радостного узнавания спрашивают А это кто тут сидит Это наш Андрюша А это кто пришел Это Таня пришла. На первый взгляд такие вопросы могут показаться странными разве бабушка не видит, кто тут сидит или кто пришел Это же ее собственные внуки Зачем задавать такие глупые вопросы А между тем осознание их необходимости говорит о тонкой педагогической интуиции некоторых взрослых. Детское ревнивое отношение к месту можно иногда наблюдать и у взрослых людей с нерешенными личностными проблемами.

Другой крупный психолог середины XX века Г Олпорт, выделяя акты развития самости человека, тоже обратил внимание на то, что отожествление с собственным именем, одеждой, любимыми вещами усиливает ребенка чувство идентичности ощущение непрерывности и постоянства существования самого себя. По Б Ф Скиннеру, наказание может быть осуществлено двумя различными способами, которые он называет позитивное наказание и негативное наказание. Это большая ошибка думать, что ребенок приобретает понятие числа и другие математические понятия непосредственно обучении Наоборот, значительной степени он развивает их самостоятельно, независимо и спонтанно Когда взрослые пытаются навязать ребенку математические понятия преждевременно, он выучивает их только словесно настоящее понимание приходит только с его умственным ростом. В другом сходном опыте ребенку дают 2 сосуда одинаковой формы и размера и просят вынимать одновременно обеими руками и класть другие 2 сосуда бусинки синюю бусинку один сосуд правой рукой, а красную бусинку другой сосуд левой рукой Когда ребенок более или менее наполнит сосуды, его спрашивают, как их сравнить Ребенок уверен, что обоих сосудах одинаковое число бусинок Тогда его просят высыпать синие бусы сосуд другой формы и размера И теперь снова соответственно возрасту выступают различия понимании Младшие дети думают, что число изменилось если, например, бусы наполняют сосуд до более высокого уровня, ребенок утверждает, что теперь нем больше бус, чем было прежнем если бусы наполняют сосуд до более низкого уровня, ребенок думает, что теперь их меньше Но дети около 7 лет уже понимают, что перемещение не меняет число. В возрасте 7 лет ребенок может построить прямую ограду всегда и любом направлении стола, и эту прямую линию он проверяет так он закрывает один глаз и просматривает направление другим глазом, как это делает садовник, равняя жерди для бобов Перед нами сущность проективного понятия линия все еще является топологической линией, но ребенок улавливает, что проективное отношение зависит от угла зрения или точки зрения. Это исследование можно продолжить с помощью другого опыта Например, вы ставите на стол куклу и помещаете перед ней предмет, ориентированный определенном направлении карандаш, лежащий наискось, по диагонали или вдоль линии взора куклы, или часы, поставленные или положенные на столе Затем вы просите ребенка нарисовать, как кукла видит предмет, или, еще лучше, выбрать из 2 или 3 рисунков один, который это изображает Не ранее чем около 7 или 8 лет ребенок может правильно вывести угол зрения куклы. Сходный опыт, поставленный для проверки того же вопроса, ведет к такому же заключению Предметы разной формы помещаются разных положениях между источником света и экраном, и ребенка просят предсказать, какой будет форма тени от предмета на экране. Дети должны проделать значительную эволюцию, чтобы гдето около 9 или 10 лет начать различать и координировать разные возможные перспективы На этой стадии дети могут понять проективное пространство его конкретной или практической форме, но, естественно, не его теоретических аспектах.

Принцип сохранения образуется разных формах Первой является Сохранение длины Если вы положите один блок на другой такой же длины, а затем выдвинете один блок так, чтобы его конец выходил за границы другого, то ребенок 6 лет будет утверждать, что оба блока уже не равны по длине Не ранее чем около 7 лет ребенок начинает понимать, что то, что блок выигрывает на одном конце, он теряет на другом Нужно отметить ребенок приходит к этому понятию о сохранении длины путем логического заключения. Измерение двух или трех направлениях приводит нас к центральной идее эвклидова пространства, а именно к идее осей координат системы, основанной на горизонтальности или вертикальности физических объектов Может показаться, что даже маленький ребенок должен был бы понять эти представления, ибо конце концов он может различить между положениями прямо вверх и лежащее внизу Но действительности представление о вертикальных и горизонтальных линиях поднимает совсем другой вопрос об этом субъективном сознании постурального пространства Др Инельдер и я изучали его с помощью следующих опытов показывая сосуд, наполовину наполненный окрашенной водой, мы просили маленьких испытуемых сказать, каков будет уровень воды, если наклонить сосуд так или иначе Не ранее 9 лет ребенок постигает идею горизонтальности и начинает отвечать правильно Сходные опыты с отвесом или с игрушечной парусной лодкой с высокой мачтой демонстрируют, что понимание вертикальности, появляется примерно то же время Такое запаздывание приобретении ребенком этих понятий действительности не удивительно, так как эти понятия требуют, чтобы ребенок уловил не только внутренние отношения объекта, но также его отношения к внешним элементам например, к столу, полу или стенам комнаты. Когда ребенок уясняет себе, как строить эти оси координат по отношению к естественным объектам что наступает приблизительно то же время, когда он овладевает координацией разных перспектив, он также достигает понимания того, как надо изображать пространство Но к этому времени он развивает и свои основные математические понятия, которые возникают спонтанно из его собственных логических операций. Сначала было Не только религиозные теории разных конфессий, но и научные данные подтверждают тот факт, что сначала на Земле возникли вода, воздух, горы, растительность и животный мир И только потом, когда появились и сложились все необходимые условия, появился человек. Интерес к природе появляется у малыша уже тогда, когда он, сидя коляске смотрит на голубое небо, щурится от яркого солнышка и наблюдает за весело прыгающими птичками Следует помнить, что интерес этот проявляется прежде всего желании приблизиться к объекту и вступить с ним прямой контакт Поэтому, когда появляется возможность потопать ножками к яркому цветку или покормить плавающих пруду уток, любознательность крохи, подпитываясь практикой, заметно усиливается Многообразные впечатления бурным потоком вливается сознание годовалого исследователя природы При умелом руководстве родителей малыш чуть ли не каждый день будет узнавать все новые и новые факты, и это занятие ему никогда не наскучит Родителям нужно лишь направлять неуемную энергию карапуза нужное русло, давая пищу уму, ведь любопытным детям интересны такие детали и подробности, которые взрослым кажутся чепухой Поэтому рекомендуется не только загружать чадо разнообразной информацией, но и стимулировать проявление личной инициативы, стремление исследовать и узнавать. Полезно выучить порядок месяцев году, а также читать с ребенком книги и стихи про природу, играть развивающие игры Например, предложите малышу продолжить словесный ряд Зимой холодно, а летом, Вода реке пресная, а море и так далее Примеров можно привести множество Здесь нет пределов вашей фантазии и творческой инициативе. Дождь Что свидетельствует о приближении дождя Какой он на ощупь В какое время года чаще всего идут дожди Зачем они нужны Что потом появляется на земле и на дорогах Какие еще бывают виды осадков.

Читала ее книгу Ну очень сомнительные выкладки, надо сказать Чем четырехлетний мальчик, боящийся плюшевую собачку, лучше девочки, боящейся ночного монстра Тем, что не различает где реальность, а где вымысел А семнадцатилетняя дочка выросла, надо полагать, с поврежденным инстинктом самосохранения окружении страшных мягких игрушек. Консультация психолога вчера, сегодня, завтра Все знают о том, что самолечение может принести больше вреда, чем пользы Но когда речь идет о такой тонкой материи, как душа, почемуто лишь немногие сложной ситуации принимают верное решение обратиться за помощью к специалисту Вместе с тем неудачные попытки самостоятельно решить проблему очень часто усугубляют ситуацию и заводят ее глухой угол, найти выход, из которого становится еще сложнее Вместо того чтобы заниматься. Сахарный ребенок Ольга Громова Издательство КомпасГид, 2014 От 10 лет О чем Сахарный ребенок подлинная история девочки Эли, которая 5 лет вдруг оказалась дочерью врага народа Ребенок, выросший абсолютной любви, благополучной семье со всеми прелестями интеллигентной московской жизни, одночасье лишается всего и попадает с мамой Киргизию, лагерь для членов семей врагов народа Сложные страницы советской истории конца 1930х годов. В нашем сложном мире, где всё не только бежит, а мчится, не должен стоять вопрос о том, что нужно ли читать наше время Конечно, нужно Ещё с детства, с первых шагов, ребёнок тянется к знаниям Когда он не умеет читать, то его привлекают книги с цветными картинками Потом он складывает из кубиков слова, затем учится читать Мне кажется, что любая прочитанная книга всё равно оставит сознании какойнибудь след своей мысли, переживания, радости Мир, который окружает нас, не стоит на месте. Меня бесит только окружающий мир Вахрушева невнятный, с кучей ненужных тем не то чтобы совсем не нужных, а просто не Дочка сама делала все задания Единственное что мне не очень понравилось это сложные слова во многих текстах букваря, ребенок до слез.

Это Вы спрашивали по поводу рисунка семьи, да Вы знаете, английский и пение таком возрасте вообще ничего не стоят по сравнению с тем, какие у ребенка отношения с мамой Вы обращались уже к психологу с. Мир мой сложен аутичен, Мир мой попросту отличен Имбицильность, как специальность Я не складываю цифры, Не могу прочесть я слоги, Не улавливаю рифмы, Не могу пройти пороги. Мир особого ребёнка Интересен и пуглив Мир особого ребёнка Безобразен и красив Неуклюж, немного страшен, Добродушен и открыт Мир особого ребёнка Иногда он нас страшит Почему он агрессивен Почему он молчалив Почему он так испуган И совсем не говорит Мир особого ребёнка Он закрыт от глаз чужих Мир особого ребёнка Допускает лишь своих. Просто надо следить за собой, не давать себе распускаться разве сложно. Проблема формирования экономических представлений и понятий у детей только начала прорабатываться отечественной психологопедагогической науке Намного более подробно она рассмотрена западными исследователями Большинство зарубежных авторов основываются на концепции когнитивного развития и предполагают, что ребенок процессе приобретения экономических знаний должен пройти через последовательность стадий, чтобы достичь уровня понимания экономики взрослым человеком Почти все исследования данной области выполнялись рамках работ швейцарского психолога Ж Пиаже, отличаясь количеством выделенных стадий и их конкретным содержанием. Исследователи А Берти и А Бомби Berti, Bombi, 197988, основываясь на работе А Страуса и К Шусслера, предприняли попытку изучить представления детей младшего возраста 38 лет об использовании денег при покупке и продаже и об источниках получения денег. На первой стадии 45 лет дети не имеют представления о происхождении денег На второй стадии дети не осознают связь источника денег и труда например, ребенок думает, что банк выдает деньги любому, кто попросит об этом На третьей стадии дети полагают, что сдача, которую дает продавец, после покупки товара, и является источником получения денег На четвертой стадии 78 лет дети, наконец, осознают связь между деньгами и работой. Исследования А Берти и А Бомби дополняют результаты работы А Страуса и К Шусслера сведениями о формировании представлений о деньгах у детей младшей возрастной группы и о развитии у детей представлений об источниках денег. Самые маленькие испытуемые думали, что цена товара зависит от его физических свойств Бриллиант не может стоить дорого, считают дети, потому что он такой крошечный Книга стоит больше, чем наручные часы, потому что она больше.

Дети постарше 78 лет связывают понятие цены с полезностью товара Так, наручные часы стоят дороже, чем книга, потому что по часам можно определять время, а книгу можно только читать Самые старшие дети выборке связывают цену товара с усилиями, затраченными на его производство, а также со стоимостью материалов, из которых он изготовлен. Таким образом, к 1012 годам у большинства детей сформированы понятия о цене, спросе и предложении, прибыли К этому возрасту дети становятся способны рационально осуществлять выбор товаров. За последние тридцать лет психология получила множество возможностей для раскрытия ответов на вопросы о том, как человек познает мир Какие процессы помогают ребенку постепенно начать ориентироваться этом огромном, окружающем его мире На что похоже то, что ощущает маленький человек. Иными словами, ребенок погружен хаос И перестраивание этого хаоса порядок начинается с опыта, эмпирики, со сбора и анализа тех знаний, которые содержатся окружающем мире Какимто невиданным образом ребенок должен научиться вычерпывать этот опыт из окружающего хаоса. Вторая точка зрения восходит к Платону, Декарту, и Канту, и утверждает, что основе рожденного человека понятия уже заложены, ребенок не рождается пустым, нечто уже существует Эта точка зрения называется нитивизмом, что означает заданную изначально некоторую упорядоченность, которая присуща всему живому. Размышляя об этих двух установочных позициях, прежде ученые усматривали огромную разницу стратегиях воспитания, стратегиях обучения и стратегии заданных социумом ценностей Сейчас это представляется надуманной сложностью и, своего рода, бросанием крайности Поскольку усредненном состоянии эти точки зрения прекрасно способны к сосуществованию и успешному дополнению друг друга, тогда как существовании автономно одна от другой целостной картины мира не представляют. Первой стадией развития ребенка Жан Пеаже считал сенсомоторную стадию, когда ребенок находится во власти ощущений или перцепции от percipio ощущаю, воспринимаю В этом периоде ребенок начинает постепенно позвать мир, знакомясь с объектами, что само по себе есть приобретение опыта и находится ближе к эмпирической точке зрения Только через взаимодействие с предметами и объектами ребенок познает мир, поэтому он образует понятия о вещах и окружении только к двум годам Эту стадию развития Жан Пеаже назвал стадией сенсомоторного интеллекта.

Такая способность к вычленению края предмета, помогающая воспринять его как отдельную целостность, постепенно формируется у ребенка на основе его опыта манипулирования предметами Как утверждал физиолог И М Семенов, движущаяся рука всегда поначалу учит глаз познавательные действия рук ребенка, которые хватают, ощупывают края предмета, обучают глаза такой же стратегии поведения Глаза вскоре научатся исследовать контур видимого объекта при помощи похожих на ручные ощупывающих движений, но уже на расстоянии Каждый предмет, приобретающий таким образом свое место, свою форму и края, отличен для ребенка от других Так появляется у предмета свое лицо, а несколько позже свое имя название, помогающее ребенку опознавать. Колобка, румяного и готового, родители сами положили на окошко границу дома и наружного мира студиться Он лежаллежал, ему скучно стало И тогда он хоп с окошка на завалинку, с завалинки во двор, со двора за ворота и покатился по дороге Итак, он покинул родной дом уже готовым и по собственной воле выкатился на дорогу жизни, где с ним и случились драматические происшествия, связанные с тем, как Колобок поступал при встречах с другими персонажами этой сказки. Иное дело младший сын из сказки Кот сапогах Он совсем молод, хотя и получил наследство от умерших родителей и должен выходить из дома на собственную дорогу жизни, так как два старших брата унаследовали дом и мельницу Но, как сказал бы современный психолог, младший сын сталкивается с типичными юношескими проблемами Он завидует старшим братьям и тяжело переживает, что придется выходить мир с неизвестно чем котом мешке Ему кажется, что родители его обделили Основные события сказки связаны с тем, как постепенно сын открывает для себя ценность родительского наследства ведь они оставили ему волшебного помощника, который добывает своему хозяину и богатство, и жену, и власть. Кстати, если мы вернемся назад, мир колыбельных песен, то заметим, что только младенцу за пределами родного дома грозят опасности, так как он мал, не готов Взрослые же люди, равно как и некоторые животные и мифологические персонажи, могут свободно перемещаться и действовать во внешнем мире Оттуда они приносят ребенку подарки, еду, здоровье, сон, а также сапожки, которых он потом самостоятельно выйдет на дорогу жизни. На 4м году жизни появляются попытки упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить связи и закономерности С 5 лет возникает первый абрис детского мировоззрения Восприятие ребенком мира отличается от восприятия взрослого Ребенок рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, он не видит вещи их внутренних отношениях Это восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным Ж Пиаже назвал это явление реализмом, который не позволяет рассматривать вещи независимо от субъекта, их внутренней взаимосвязи. Рассуждение начинается с постановки вопроса что свидетельствует о развитии любознательности, стремлении постичь сложные проблемы бытия, проникнуть сущность процесса. Для того чтобы научиться жить и успешно действовать мире, человеку, входящему жизнь, необходимо осознать представшую ему многомерную вселенную как умопостигаемое целое, по отношению к которому он будет самоопределяться, искать нем свое место и прокладывать свои пути Это невозможно отсутствие важнейших пространственных и смысловых ориентиров, обобщающей схемы мироздания и представления о месте своего нахождения ней Любая человеческая культура обязательно несет себе модель мира, созданную данной этнокультурной общностью людей Эта модель мира воплощена мифах, отражена системе религиозных верований, воспроизводится обрядах и ритуалах, закреплена языке, материализована планировке человеческих поселений и организации внутреннего пространства жилищ Каждое новое поколение получает наследство определенную модель мироздания, которая служит опорой для построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человека и одновременно объединяет этих людей как культурную общность. Очень важно, что эти части тела получают игре свои названия имена, которые многократно повторяются на разные лады Называние придаёт частям тела ребенка новое качество существования, они обретают новый статус Сначала они становятся осмысленными элементами образа телесного Я, которое начинает восприниматься как устойчивая совокупность тактильных, кинестетических, зрительных, вестибулярных и тому подобных ощущений, постепенно складывающаяся целостный образ А по мере того, как ребенок научается не только непосредственно чувствовать, но и знать, где и сколько у него глаз, ушей, пальцев, ртов, носов, по мере того, как он запоминает их названия, неизменность их местонахождения и взаиморасположения, у него начинает складываться схема тела Схема тела представляет собой уже обобщенные и объединенные знаковую структуру знания о теле нечто вроде крупномасштабной карты телесного ландшафта, на которой обозначены наиболее важные пункты Построение такой карты собственного тела, несомненно, является продуктом аккультурации и систематизации психотелесного опыта ребенка, целенаправленно происходящих процессе его общения с матерью или няней. Это мир истории и культуры Как и любой человек, ребенок невидимыми нитями истории связан с нашими далекими предками С их традициями, культурой, мышлением Живя настоящем, он держит руках эти невидимые нити Понять детство вне его истории невозможно Как и когда возникло современное детство Чем оно отличается от детства наших далеких предков Как изменяют история и культура представления людей о ребенке, способы его воспитания и обучения.

Детство индивидуальном варианте это, как правило, устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, его состояние до взрослости В обобщенном это совокупность детей разных возрастов, составляющих довзрослый контингент общества. Являясь сложным, самостоятельным организмом, Детство представляет неотъемлемую часть общества, выступая как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, которых оно объективно ставит задачи и цели взаимодействия со взрослыми, определяя направления их деятельности с ним, развивает свой общественно значимый. Профессор В В Зеньковский много внимания уделяет душе ребенка, его личности, считает ошибочным мнение, что душа ребенка схожа с душой взрослого По его мнению, личность ребенка есть живое и органическое единство, основа которой лежит во внеэмпирической сфере с первых дней жизни личность уже окрашена чемто индивидуальным, что сначала выступает слабо и неясно, но с годами достигает своего полного и адекватного выражения. К Юнг дает свое понимание личности ребенка то, что понимается под личностью вообще, а именно определенная способность к сопротивлению и наделенная силой душевная целостность это и есть идеал взрослых Личность это не зародыш ребенке, который развивается лишь постепенно, благодаря жизни или ее ходе Без определенности, целостности и созревания личность не проявится Эти три свойства не могут и не должны быть присущи ребенку, потому что с ними он был бы лишен детства. Амбивалентный стиль XIV XVII вв характеризуется тем, что ребенку уже дозволено войти эмоциональную жизнь родителей и его начинают окружать вниманием, однако ему еще отказывают самостоятельном духовном существовании Типичный педагогический образ этой эпохи лепка характера, как если бы ребенок был сделан из мягкого воска или глины Если же он сопротивляется, его беспощадно бьют, выколачивая своеволие как злое начало. Хотя взятая целом психогенная теория истории весьма односторонняя, она способствовала активизации исследований истории детства. В русском искусстве конца XIX века появляется предчувствие понимания самобытности и глубины мира детства И только науке XX века происходит открытие ребенка, попытка понять, принять его и повести его за собой таким, какой он есть. Дети чувствительны, эмоциональны, доверчивы, они обладают необыкновенной способностью распознавать наше настроение и заражаться им чутко улавливают, как мы относимся к ним готовы ли уступать или требуем подчинения, непреклонны, раздражены или благодушно настроены Чувства это психологические каналы души Они прощупывают и собирают информацию мира, а интуиция определяет её качество Таким образом, дети распознают фальшь, ложь, недоброжелательство, лицемерие всё, что так противоестественно восприимчивому детскому организму Всё, это они видят, учитывают и делают свои выводы, отвечая тем же Но детские души не останутся равнодушными и к красоте разных её проявлениях и формах Красота обладает настолько могущественной притягательной силой, что она влечёт, манит к себе, даёт наслаждение и радость, возвышает, вселяет сердце благоговение. Данная книга практическое руководство по обучению детей дошкольного возраста счёту и пониманию смысла числа, по развитию у них умений и способностей, связанных с формированием количественных представлений.

В любом случае не вдавайтесь чрезмерно теорию Обучение ребенка немного напоминает садоводство Большинство растении будет развиваться, если им дать достаточно воды, солнца и питания, защитить от несчастий Только ботаник, специалист по растениям, может заниматься тайнами деления клетки. Многие взрослые еще со школьных времен испытывают страх перед математикой Легко передать этот страх вашему ребенку вместе с боязнью пауков, грома и темноты Дети быстро схватывают эмоциональную атмосферу, и если вы питаете отвращение к огурцам или числам, то вскоре и они отгородятся от них дверью, запертой на замок, получив, так сказать, от вас для этого ключ Надо сказать, что когда слово ключ используете, психологами, то оно имеет технический оттенок, с коте рым вы, может быть, не сталкивались раньше Оно заимствовано из актерского обихода и означает сигнал, требующий определенной реакции партнера Его не надо путать с ключом к разгадке, который предполагав логический процесс дедукции В психологическом смысле это перцептуальная опора, принимающая форму знака, звука, жеста, запаха, вкуса или некоторых деталей поведения, которые несут информацию о состоянии дел, после того как однажды было усвоено их значение С этого момента оно будет употребляться этом техническом смысле Когда вы, глядя на воздушного змея говорите Смотри, какой змей то это и будет ключом для вашего ребенка выбрать объект и усваивать сопутствующую информацию, следуя за вашим взглядом. Усвоение понятия сохранения настолько тесно связано с общей способностью ребенка мыслить и выводить суждения, что, готовя основу для этого понятия, мы должны помочь ему развить все его интеллектуальные способности. Ребенок должен усвоить понятие сохранения применительно к двум принципиально разным видам материала непрерывный, деформируемый как противоположность дискретному и недеформируемому и двум различным видам величин пересчитываемым и непересчитываемым Непересчитываемые материалы или величины принципе могут быть измерены, но соответствие числа результату измерения дело дальнейшего развития, и оно будет скорее идти за понятием сохранения чем предшествовать. Понятие сохранения количества применительно к единичному твердому предмету, скажем крышке от кастрюли, приходит сравнительно легко уже раннем возрасте Хотя размер и вид кастрюль могут меняться с расстоянием, ориентацией относительно глаза, но крышка обязательно подойдет к вполне определенной кастрюле к той, которой эта крышка принадлежит Здесь нет необходимости ни счете, ни измерении, и все, что должен делать ребенок, это запомнить тождественность идентичность индивидуальных крышки и кастрюли Принадлежность ведет к идентичности, и подбор крышки к кастрюле оказывается способом, которым можно подтвердить принадлежность одного объекта другому Более того, эта конкретная крышка всегда больше другой меньшей Так что, хотя измерение смысле привязывания чисел к размерам выше сил ребенка, тем не менее упорядочение по размерам ему вполне доступно. Сохранение числа дискретных твердых предметов бусинок, пуговиц, чашек наборе можно установить счетом При этом можно изменять взаимное расположение элементов, составляющих набор, но не сами эти элементы. Маскировка При маскировке ребенку не показывают изменившийся внешний вид, результат трансформации может быть скрыт от взгляда Этим исключаются вводящие заблуждение ключи и устраняется необходимость компенсации изменившихся размеров Сама по себе маскировка не содержит какихлибо принципов сохранения, но, использованная как прием, может помочь овладению основным понятием, позволяя привнести игру другие вспомогательные приемы и понятия. Если мы действительно понимаем что такое Жизненный Мир, мы можем помочь детям расти Понятие Жизненного Мира помогает нам видеть ребенка более широком контексте, чем один только ситуационный кризис Не следует раздражаться тем, что ребенок делает Мы знаем, что любое изменение вовлечен весь Жизненный Мир, и поэтому все очень сложно Уместнее всего терпение Помня об идее Жизненного Мира, мы можем лучше распознать рост, над которым работает ребенок Мы можем понять важность культуры справедливости при формировании личности Это помогает нам поддержать и индивидуальность и культуру. Игра это способ, которым ребенок работает над построением своего Жизненного Мира Ребенок, не имеющий возможности играть, страдает Эмоциональная стабильность зависит от свободы играть Хорошее переживание отношений складывается игровом даванииипринятии Приходят движение творческие способности ребенка Способности обращаться с проблемами, затевать чтото и выполнять этому научаются спонтанной игре первые пять лет Ребенок, которому раннем детстве недоставало игры, скорее всего, придет школу с незавершенным личностным развитием 10 Игра это гораздо больше, чем научение взрослых ролям и деятельности. Жак быстро научился английскому Через две недели он уже общался и мог выразить то, что хотел ети приняли его свою игру Им нравилась его живая творческая манера жизни.

Можно выделить три главных фактора, определяющих формирование модели мира ребенка Первый это влияние взрослой культуры, активными проводниками которой являются прежде всего родители, а затем и другие воспитатели. Вообще, фольклорное понятие края как границы перехода из своего пространства пространство внешнего мира опасного, страшного символически оформляет также и повседневный опыт маленького ребёнка. В практической психологии и психотерапии хорошо известно, что раннее детство это время установления базовых отношений ребенка с миром Не случайно говорят, что до пяти лет закладываются основы личности. Это рисунок трехлетнего мальчика Шурика Игнатьева, опубликованный альбоме Рисуют дети блокады Рисунок типичен и одновременно интересен тем, как маленький автор, уже открывший для себя знаковую функцию рисования, использует старые каракульные формы для решения совершенно новой, уже символической задачи Трехлетний голодающий блокадный ребенок пытается передать свое мироощущение, рассказать о том, что он видит вокруг себя и о чем мечтает Рисунок называется Это война, а посередине булка Тут два главных героя Они выражают две главные идеи Расползшаяся масса закорючек, обозначающих Войну, это ужасное состояние мира, котором пребывает ребенок А комочек внутри этой массы Булка, о которой ребенок мечтает Такова картина мира блокадного мальчика, поражающая лаконичностью описания это страшная реальность, центре которой находится его мечта. Первые детские изображения хаотически раскиданы по листу бумаги ребенок рисует там, где есть свободное место, и поэтому легко поворачивает лист под удобным для себя углом Для него нет ни верха, ни низа. Линия земли может быть проведена коричневой или зеленой чертой, но может быть набрана из вертикальных черточек травинок, из цветочков или грибочков Для ребенка важно, чтобы была реализована какомлибо виде идея почвы под ногами, опоры, на которой все держится. Пространственная близость или удаленность персонажей друг от друга, соотношение их размеров, особенности геометрических форм, общность цвета и атрибутов и другие параметры рисунка несут смысловую нагрузку Они служат для выражения душевной близости или отчужденности персонажей рисунка, их значимости или малоценности, отражают их характеры и свойства, о которых хочет заявить маленький автор Таким образом, возрасте между тремя и пятью годами ребенок осваивает изобразительный язык как одну из важнейших знаковых систем, при помощи которой он строит свою версию картины мира.

Заметим, кстати, что у многих видов животных потерявшему мать малышу положено стоять на месте и подавать сигнал бедствия А мать должна активно разыскивать детеныша, ориентируясь на его писк Именно такую довольно практичную форму разрешения критической ситуации потери друг друга выработала дикая природа Но ребенок, как существо человеческое, хочет большего, чем просто быть найденным Он хочет, чтобы ему обрадовались Ребенку важно убедиться том, что он является для матери заметной фигурой на фоне жизни, фигурой опознаваемой, желанной, искомой, не сливающейся с этим фоном Вот где наш Сашенька. Только то, что ребенок полноценно прожил собственном опыте потеряться быть найденным, заплакать и быть утешенным, он сможет понастоящему воплотить потом своих действиях по отношению к другим людям Только если к нему относились как к ценности, он бережно отнесется к другому. Разговор о том, каким пространством способны овладеть дети разного возраста и что они там делают, можно начать с краткого изложения результатов уникального исследования американца Роджера Хэрта. Исследования Геодакяна показали, что, независимо от ступени, которую занимает биологический вид на эволюционной лестнице, мужские задачи везде схожи Мужские особи приспособлены для того, чтобы активно и смело собирать информацию во внешнем мире Это значит стремиться исследовать этот мир, ценить неизведанное, пробовать все новое на собственной шкуре Испытывая мир собой, через себя, мужская особь или погибает, или возвращается свое сообщество новом качестве, приобретя новые знания, умения, свойства Таким образом, она приносит важную для выживания вида биологическую информацию. Утверждение своего Я через демонстрацию хозяйского положения определенном пространстве характерно для детей Они склонны оставлять следы своего присутствия на освоенной ими территории Они налаживают взаимоотношения с этим пространством, буквально оставляя частицы себя явных и потаенных местах Конкретные формы детских способов овладения территорией мы рассмотрим следующих главах А пока отметим, что понятия наш двор, наша улица, наши места всегда важны и для переживания самотождественности детских и подростковых групп Их коллективное Я тоже осознает себя через свое хозяйское владение определенной территорией, а одним из средств сплочения такой группы становится защита принадлежащей ей территории от чужаков. В общих чертах и на нескольких примерах мы обсудили тему границ и теперь перейдем к характеристике второго базового понятия термина пути.

Эта проблема очень точно описана рассказе одного из моих информантов, детские годы которого прошли одном из пригородов Петербурга. Когда мне было лет восемьдевять, я жила Анапе Самые яркие впечатления я сохранила благодаря самостоятельно полученному опыту одиночестве. Меня захватывало переживание заката солнца, который я наблюдала, сидя на большой вышке, слушая шум ветра ветвях и вдыхая запах травы и моря В эти минуты я думала о вечности, о скорости жизни.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru