Административно правовой статус гражданина рф

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан конкретных административных правоотношениях. Гражданство Российской Федерации приобретается а по рождению результате приема гражданство Российской Федерации общем или упрощенном порядке в результате восстановления гражданстве Российской Федерации по основаниям. В юридической науке правовой статус гражданина рассматривается как одна из важнейших категорий, неразрывно связанная с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности Юридический статус человека и гражданина обществе, государстве представляет собой сложный и многосторонний конституционноправовой механизм. Например, соответствии со статьями 6, 8, 10, 14, 16, 24 и 25 Федерального закона Об опеке и попечительстве и статьей 152 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации целях реализации этих положений на практике утвердило ряд следующих нормативных правовых актов. Правительство Российской Федерации также определило порядок и условия временной передачи детей на период каникул, выходных, нерабочих праздничных дней и иных случаях, но не более 1 месяца, находящихся организациях для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

административно правовой статус гражданина рф

Административная дееспособность это способность лица своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административноправового характера Момент ее возникновения законом четко не определен В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18 лет Частично административная дееспособность возможна с более раннего возраста Например, дети дошкольного возраста могут самостоятельно обращаться к врачу С 16летнего возраста наступает административная деликтоспособность и гражданин может быть привлечен к административной ответственности за свои действия бездействие Мотивированным порядком дети с девиантными отклонениями поведении могут быть направлены спецшколы открытого с 9 лет и закрытого с 11 лет типов. Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, том числе с Всеобщей декларацией прав человека статья 21, а также Международным пактом о гражданских и политических правах Статья 25 этого документа оставляет за государствами право на возможность обоснованного ограничения каждого гражданина быть избранным на периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Понятие, правоспособность и дееспособность субъектов административного права. Поощрение стимулирование и ответственность государственных и муниципальных служащих.

административно правовой статус гражданина рф

Уважаемые посетители Статьи размещенные на нашем сайте носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна Для решения конкретной задачи вам необходимо заполнить форму на сайте, либо задать вопрос онлайн консультанту справа. Права и обязанности личности, о которых говорится административноправовых нормах, производны от конституционных и конкретизируют последнее. Одно из принципиальных отличий современного состояния отечественного административного права заключается том, что, по сравнению с советским периодом его развития, главное предназначение норм данной отрасли права состоит регулировании и охране прав и свобод россий ских граждан В связи с этим многократно возрастает значение и роль по следних системе субъектов административного права России Правовое регулирование прав, свобод и обязанностей граждан, а также закрепление мер их защиты от админи стративного произвола и ведомственных злоупотреблений ставится во главу угла административноправового регулирования, а сами граждане обретают статус ведущего субъекта административного права. Работа состоит из двух глав Первая глава, теоретическая освещает административноправовой статус российских граждан на сегодняшний день, проблемы и пути совершенствования законодательства Во второй, практической части разбор статьи по признаку и составу административноправовой нормы, решение ситуационных задач.

Согласно ст 2 3 1 административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати. Административноправовой статус гражданина является частью его общего правового статуса, состав которого тради ционно принято включать правосубъектность, права и обязанности, ответственность и гарантии Основу административноправового статуса составляет административная правосубъектность, предполагающая нали чие у гражданина правоспособности, дееспособности и деликтоспособности Вследствие этого административноправовой статус граждан значительной мере зависит от состояния законодательства, закрепляющего их права и обязанности различных сферах управления. Костюков А Н Муниципальное право как отрасль российского права. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября. Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан. Экономические гарантии состояние развития экономической сферы общества, возможность экономического материальнофинансового обеспечения реализации прав и обязанностей граждан, характеризующиеся. Ходатайство письменное обращение гражданина орган государственной власти, местного самоуправления, учреждения и предприятия о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответствующего документа. Как уже отмечалось, граждане образуют наиболее многочисленную группу субъектов административного права.

Определение административноправового статуса гражданина неотделимо от уяснения понятия гражданство В настоящее время основополагающие вопросы гражданства установлены ст 6 Конституции. Применительно к членам административных коллективов различаются статусы обучающихся студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др сотрудников правоохранительных органов работников милиции, судебных приставовисполнителей и др военнослужащих. Основаниями для приобретения такого специального административноправового статуса могут быть демографические обстоятельства, техногенные и экологические катастрофы и иные неблагоприятные социальные факторы Именно последние лежат основе правовых актов о помощи безработным, о мерах по социальной защите военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы. В России с ее огромными и разнообразными по климату, состоянию экологии и другим признакам регионами законодатель выделяет различные территориальные режимы Так, трудовое законодательство особо регулирует трудовые отношения на Крайнем Севере Но больше всего существует специальных административноправовых режимов территорий Они могут быть постоянными установленными на неопределенное время и временными Среди временных территориальных режимов различаются режимы военного и чрезвычайного положения режим карантина. В этой связи неизбежна постановка вопроса о роли исполнительной власти обеспечении реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан И для этого имеются все необходимые основания.

Последней стадии принадлежит решающая роль, так как данный орган правомочен решить возникший по инициативе гражданина вопрос одностороннем юридически властном порядке. Содержание административноправового статуса человека и гражданина составляют. Понятие, элементы, правовая основа и виды административноправового статуса гражданина. Административноправовые гарантии это механизм обеспечения реализации совокупности прав, обязанностей и ответственности субъектов административного правоотношения Виды административноправовых гарантий экономические политические идеологические организационные юридические. Дееспособные граждане могут осуществлять субъективные права и обязанности, вступив конкретные административноправовые отношения, и быть стороной, обязанной выполнять требования, исходящие от органов исполнительной власти, или реализующей принадлежащие ей права Конкретные административноправовые отношения возникают как по собственной инициативе граждан, так и порядке одностороннего волеизъявления другой стороны, наделенной конкретными полномочиями.

административно правовой статус гражданина рф

В систему административного права входит большое число различных норм, содержащихся законах и других правовых актах, которые устанавливают обязанности граждан конкретных сферах деятельности Такие нормы регулируют многие правила поведения граждан и направлены на защиту установленного порядка управления охрану общественного порядка защиту прав других граждан охрану окружающей природной среды, памятников истории и культуры предотвращение правонарушений на транспорте, области дорожного, коммунального хозяйства и др Соблюдение и исполнение всех этих норм является важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права. Административная правоспособность служит основой административной дееспособности личности, которая является условием реализации правоспособности, субъективных прав и обязанностей человека и гражданина конкретных административноправовых отношениях. В формировании и реализации составляющих административноправового статуса граждан России, помимо Конституции Российской Федерации, большое значение имеют органы государственного управления и местного самоуправления В пределах предоставленной компетенции. Ш организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административноправовому положению граждан.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административноправового характера Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема и передаваема Её объём изменяется лишь законом Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограниченна случаях и порядке, определяемых законодательством, например, связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции виде лишения свободы, лишение специальных прав и другие правоограничения. Правосубъектность включает два основных структурных элемента вопервых, способность обладания правами и несения обязанностей правоспособность вовторых, способность к самостоятельному осуществлению лица своими действиями прав, выполнять обязанности дееспособность Поэтому иногда правосубъектность называют праводееспособностью Алехин А П Козлов Ю М Административное право Российской Федерации Ч 1 М 1994 С. Таким образом, главные особенности административной правоспособности заключаются следующем 1 она регулируется нормами административного права 2 ее содержание состоит регулировании отношений индивидуальных субъектов с субъектами исполнительной власти 3 у лиц она возникает с момента рождения 4 для разных лиц она не одинакова по объему.

Административная дееспособность это способность лица своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административноправовыми нормами, и нести ответственность соответствии с этими нормами. Административная правосубъектность индивидуальных субъектов непрерывно расширяется В ее регулировании повышается роль законов За последние годы федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на свободный выбор места жительства, учреждение средств массовой информации и др Значительно расширены права на судебную защиту, на объединение и. Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации устанавливает равенство прав и свобод всех граждан России, может быть узаконено неравенство отдельных категорий людей зависимости от различных обстоятельств Имеются существенные особенности правовом статусе вынужденных переселенцев, беженцев, безработных и некоторых других категорий граждан. Говоря об ограничениях выборе вида деятельности, нужно также отметить, что лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью не могут быть выданы тем, кто имеет судимость за совершение умышленного преступления.

В последнее время совершенствуется деятельность государственных, общественных органов, должностных лиц и органов местного самоуправления работе по улучшению приема населения, своевременному и правильному рассмотрению предложений, заявлений, жалоб граждан и, наконец, выявлению и устранению причин, вызывающих жалобы Однако количество откликов на происходящие стране политические и экономические события неуклонно растет, увеличивается и поступление коллективных обращений, все чаще граждане предъявляют свои требования форме акции, забастовки, митинга, голодовки и На это все нельзя закрывать глаза и первую очередь высшим органам государственной власти. Таким образом, главные особенности административной правоспособности заключаются следующем. Ведь административное право также регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти, да и не только. Теоретическими и методологическими основами при написании данной работы послужили законодательные и нормативные акты, а также труды ведущих отечественных юристов по вопросам административного статуса.

Нормы административного права, определяющие административноправовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности государственной и общественной деятельности Это нормы об участии управлении делами государства 1 ст 32 Конституции, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование ст 31, обязанность нести воинскую службу 2 ст 59 и др Далее это нормы, определяющие административноправовой статус гражданина его хозяйственнотрудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности 1 ст 34, право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности 1 ст 37, право частной собственности, том числе на землю ст ст 35, 36, причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда 3 ст 35 Наконец, нормы, определяющие административноправовой статус гражданина личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, частности, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии Таким образом гражданин Российской Федерации приобретает дополнительные к статусу личности права и обязанности, вытекающие из факта гражданства. Расторжение брака также не влечет за собой изменение гражданства родившихся этом браке или усыновленных удочеренных супругами детей. Решения о приеме гражданство России упрощенном порядке принимаются.

В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной исполнительной ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами. Неотъемлемой составной частью совершенствования административноправового статуса граждан является закрепление и развитие разветвленной системы юридических гарантий прав и свобод граждан как участников управленческих отношений Надлежащее гарантирование административноправовых возможностей граждан предполагает вопервых, определение законодательстве персонифицированных представителей государственной и муниципальной власти, ответственных за обеспечение условий для реализации прав и свобод граждан вовторых, закрепление конкретных обязанностей органов и должностных лиц публичной администрации, корреспондирующих правам и свободам граждан сфере управления втретьих, установление детальных административных процедур, исчерпывающим образом оговаривающих порядок исполнения соответствующими субъектами управления своих обязанностей отношениях с гражданами вчетвертых, усиление ответственности органов и должностных лиц за неисполнение ими своих обязанностей, повлекшее нарушение прав граждан сфере управления.

К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственный служащий или должностное лицо Они занимают государственные должности государственных органах власти, находятся устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственновластные полномочия выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов при этом они индивидуальные субъекты права. Государственная организация научном смысле представляет собой организационно и юридически единый коллектив, правосубъектность которого осуществляют уполномоченные лица, действующие как во внешних, так и во внутриорганизационных отношениях от имени государства. Относительными следует считать такие права, для реализации которых нужен акт государственного органа Например, приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление деятельности Воля гражданина должна быть опосредована волей субъекта власти, актом применения права.

Среди административноправовых обязанностей по критерию защиты их правовыми санкциями можно выделить не обеспеченные и обеспеченные санкциями А среди обязанностей второй группы полезно различать те, которые обеспечены административными, дисциплинарными, уголовными, гражданскоправовыми санкциями В некоторых случаях например, нарушения правил дорожного движения обязанность может быть обеспечена разными санкциями А обязанность иметь, получать основное общее образование санкциями вообще не защищена. Вчетвертых, правовой статус гражданина как субъекта административного права включает права и обязанности, общие для всех граждан например, обязанность соблюдать правила пожарной безопасности, права и обязанности, принадлежащие только какойлибо категории граждан например, водителям автомобильного транспорта, предпринимателям, охотникам, а также права и обязанности конкретных индивидов например, лиц, являющихся беженцами или вынужденными переселенцами. Четвертый элемент административноправового статуса гражданина называют особым статусом, включающим себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей Это, например, любителиохотники, любителиводители, том числе судоводители, спортсменынепрофессионалы, туристы, коллекционеры и Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг прав и обязанностей.

Административная дееспособность предполагает способность физического лица или представителя государственной администрации осознавать и правильно оценивать свои действия, имеющие правовое значение, руководить ими и гарантировать законность их применения Дееспособность состоит из таких элементов, как способность лица самостоятельно осуществлять принадлежащие ему гражданину, иностранцу, лицу без гражданства права осуществлять установленную компетенцию и принимать правовые акты управления применять меры административного принуждения признавать, гарантировать и защищать права и свободы граждан нести правовую ответственность за вред, причиненный гражданам, государственному органу или юридическому лицу нести случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения проступка соответственно административную или дисциплинарную ответственность административная деликтоспособность В последнем случае деликтоспособность является частью дееспособности, субъект административного права имеет возможность способен принять на себя установленные законом меры административной или дисциплинарной ответственности, претерпевать отрицательные последствия совершенного правонарушения личного, имущественного или иного характера.

Третий блок прав и обязанностей граждан сфере государствен ного управления личных, экономических, социальных характе рен тем, что их реализация требует от органов исполнительной власти, должностных лиц многообразной функциональной дея тельности по их защите, государственной гарантии, созданию ус ловий для практического осуществления, наконец, просто добро желательного отношения Так, каждый гражданин имеет право, без всякого различия, на равную защиту закона, на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию и На этой основе этих нормативных актов обеспечивается защита прав граждан, например, как потребителей сфере торговли и предоставления услуг, пользователей средствами связи и массовой информации, гарантируются права граждан области образования и здравоохранения, физкультуры и спорта.

Суды, рассматривая уголовные, гражданские, хозяйственные арбитражные суды и другие категории дел, том или ином виде осуществляют контроль за соблюдением органами исполнитель ной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей Суд и судьи все большем объеме рассматривают дела, вытекающие из административных правоотношений, административноправо вых споров, возникающих процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц пози тивного характера, например связи с решением вопросов о вы даче лицензий, разрешений, документов частности, загранич ного паспорта и а также связи с совершением администра тивных правонарушений как физическими, так и юридическими лицами. Предоставление льгот, материальной помощи без учета материального положения людей, а лишь по общим признакам условиях современной России несправедливо Например, выплата пособия по безработице мужу преуспевающей предпринимательницы Административная опека, как правило, должна быть адресной, предоставляться по заявлению гражданина При ее осуществлении также нельзя допускать социального паразитизма.

К гарантиям материальной и социальной поддержки безработных относятся выплата стипендий период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации выплата пособия по безработице возможность участия общественных работах компенсация затрат связи с добровольным переездом другую местность по предложению службы занятости. По Федеральному закону О вынужденных переселенцах, граждане России, покинувшие место жительства вследствие насилия или преследования, массовых нарушений общественного порядка и прибывшие из другого государства Россию или из одного субъекта Федерации на территорию другого субъекта, являются вынужденными переселенцами Для официального признания их таковыми они должны обратиться с ходатайством территориальный орган миграционной службы Лицо не может быть признано вынужденным переселенцем, если оно 1 покинуло место жительства связи с бедствиями экологического, природного, техногенного характера 2 совершило тяжкое преступление 3 без уважительных причин течение двенадцати месяцев не обратилось с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем. Лицо лишается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом статуса беженца, если. Граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам, не могут быть признаны безработными Учредителем средства массовой информации не может выступать гражданин, отбывающий наказание местах лишения свободы.

Специфика названных и ряда других административноправовых ограничений статусов правонарушителей состоит том, что они не являются наказаниями взысканиями, а связаны с ними, обеспечивают и дополняют карательное воздействие иными неблагоприятными последствиями совершения правонарушения Но главное их назначение не усиление кары, а предупреждение рецидива, новых преступлений, а значит, и обеспечение безопасности окружающих. Необходимо отметить, что у гражданина, привлекаемого к административной ответственности, возникают процессуальные права заявлять ходатайства, давать объяснения, пользоваться услугами адвоката, получать копии протокола, постановления о привлечении к ответственности, обжаловать незаконные действия. Свидетель Тюрин Е Н своих показаниях пояснил, сто находясь своей квартире он услышал громкую нецензурную брать, доносящуюся с лестничной клетки Услышав шум он вышел из квартиры и увидел что Шайдыев выражается нецензурной бранью сторону гражданина Мальцева В И и на просьбы прекратить хулиганские действия не реагирует Тогда он вернулся квартиру и вызвал наряд милиции. Судья рассмотрев дело гражданина Шайдаева А Ф подвергнул его административному аресту срок 10 суток.

По общему правилу дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту их совершения, что обеспечивает наиболее оперативное вынесение решения по делу Но из этого правила есть изъятия Так, дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту их жительства, что дает возможность исследовать условия жизни подростка, его поведение семье и школе Некоторые нарушения правил дорожного движения рассматриваются по месту учета транспортного средства. Всеобщая декларация прав человека Российская газета 05 04 1995 10. В основу исследования положены такие методы, как общенаучный, сравнительноправовой, анализ нормативноправовой документации и литературы Раскрытие темы производилось с использованием положений и выводов, содержащихся нормативноправовых актах российского законодательства и трудах по административному праву под редакцией Гришко А В Гришаев С П Князев С Б Звоненко Д П Попов Л Л раскрывающие сущность административноправового статуса граждан Российской Федерации, их права и обязанности. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, и списка использованных источников и литературы. Административноправовой статус гражданина Российской Федерации включает себя права, обязанности и ответственность граждан, предусмотренные нормами административного права.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема Соотношение прав и обязанностей формируется так, чтобы обеспечить оптимальное сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан и общества целом. Административная дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности сфере реализации исполнительной власти государственного управления Административная дееспособность гражданина это признанная за ним способность своими личными действиями а приобретать права и обязанности административноправового характера и осуществлять их Административная дееспособность частично наступает с 14 лет получение паспорта, затем 16 лет возможность привлечения к административной ответственности и полная по достижении гражданином 18летнего возраста. Конституция 2 ст 18 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими Это полной мере относится и к сфере государственного управления В связи с этим административноправовой статус граждан сфере государственного управления все большей мере регулируется не ведомственными актами, а законодательством Административноправовой статус граждан становится по содержанию значительно полнее, богаче, разнообразнее, расширяется диапазон его регулирования во многих сферах экономической, политической, социальной жизни.

Так, права и обязанности граждан сфере административного права делятся на абсолютные и относительные Абсолютными считаются такие права, реализация которых зависит только от волеизъявления гражданина Относительными являются такие права, реализация которых зависит не только от волеизъявления гражданина, но также от наличия фактических возможностей для их осуществления. В соответствии ст 33 граждане России имеют право обра щаться лично, а также направлять индивидуальные и коллектив ные обращения государственные органы и органы местного самоуправления. Право граждан на обращения органы государства и муниципальных образований. Таким образом, действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений права граждан на общую жалобу по содержанию Обжалованы могут быть незаконные, нецелесообразные и аморальные деяния, индивидуальные и нормативные акты, действия и бездействия сфере управления, производства, обслуживания Субъекты обжалуемых деяний не только органы, но и предприятия, учреждения, организации, не только должностные лица, но и рядовые служащие Обращение может быть подано с целью защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц, публичных прав и интересов. Праву граждан на жалобы корреспондирует обязанность государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и иных субъектов власти создавать условия для его реализации Они должны.

Судебный порядок разрешения жалоб является надежным способом охраны граждан, особенно тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями субъектов власти Это обусловлено тем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, судьи независимы, обладают необходимой квалификацией для разбирательства дел, а процедура правосудия наилучшим образом приспособлена для выявления истины Жалоба, как правило, подается суд по месту жительства гражданина, заявитель лично участвует рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы, судебном споре он сторона равноправная с другой стороной дела, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются Судебный надзор за законностью административной деятельности представляет собой вид государственного контроля Его специфика состоит том, что проверяется только законность властных актов, действий и бездействия субъектов власти Проверку проводит орган правосудия при рассмотрении конкретных дел по жалобам и искам граждан. Говоря о правах и свободах личности, полное и реальное представление о них нельзя будет получить, если не рассмотреть эти явления составе правового статуса личности Прежде всего эта категория имеет собирательный, универсальный характер.

Под обособленным имуществом подразумевается имущество его широком значении, включающем вещи, права на вещи и обязанности по поводу вещей Данная норма предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества его учредителей. Действующее гражданское законодательство предусматривает два основных критерия, по которым может быть проведена дифференциация юридических. Правовой статус личности имеет огромное значение для обеспечения реализации прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности позволяет использовать принадлежащие ей права, свободы, отстаивать законные интересы, добросовестно исполнять юридические обязанности Это позволяет личности участвовать управлении государственными и общественными делами, удовлетворять свои разносторонние потребности без ущерба личным интересам, а также интересам других лиц и всего общества.

Правовой статус личности статическом состоянии есть система, совокупность прав, свобод и обязанностей, иначе говоря, совокупность правовых возможностей, обусловленных социальноэкономическим строем, обеспечивающих как общественные, так и личные интересы, гарантированных государством для всестороннего и рационального, высшей степени гармоничного развития личности Г В Мальцев считает, что строгом смысле правовым является такое положение гражданина, каким оно качестве возможного зафиксировано законах и подзаконных нормативных актах государства и которые предполагает наличие общих единых и равных для всех граждан прав и обязанностей, существующих вне правоотношений, то есть еще неосуществленных. С С Алексеев отмечает, что характеристика правоотношений качестве всеобщего средства процессе реализации юридических норм требует дифференцированного подхода к правоотношениям, признания их многообразия Наряду с конкретными, полностью индивидуализированными правовыми связями, свойственными материальным и процессуальным отраслям, существуют и общие общерегулятивные отношения В области государственного права они выступают виде состояний, выражающих положение данного лица по отношению к другим лицам, обществу, государству Реализация правового статуса личности его динамическая характеристика происходит правоотношениях, как общих, так и конкретных.

Под правовым статусом человека и гражданина понимается совокупность его прав и обязанностей Это главное содержание правового положения человека и гражданина, но на него влияют и другие правовые факторы гражданство, принципы, гарантии прав и свобод Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение закреплении положения человека обществе имеет государственное право, прежде всего, Конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина Они включают гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы, их гарантии, обязанности Это важнейшие элементы правового положения человека Основы правового статуса играют решающую роль определении положения человека обществе, имеют жизненно важное значение, их содержание составляют положения главы 2 Конституции. Однако этими элементами не исчерпывается правовое положение человека Многие другие права и обязанности граждан, закрепляемые разными отраслями права, базируются на основных правах, свободах и обязанностях, развивают и конкретизируют их Конституция прямо указывает, что перечисление ею основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих прав и свобод Однако если гражданин совершает преступление, попирающее существующие устои и правила общества и его жизни, то государство просто вынуждено идти этих случаях на ограничение Не лишение его основных прав и свобод Иногда это даже приводит и к ограничению права на жизнь, если закон предусматривает за такое преступление эту крайнюю меру. Наряду с категорией права употребляется термин свободы свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными В литературе и законодательстве используются также категории права гражданина, права личности. Право для осуществления своей деятельности требовать создания такой правовой среды, которая бы обеспечивала соблюдение принципов рыночной экономики. Выполнение требований законодательства и выполнение обязательств по гражданскоправовым сделкам Соблюдение трудового законодательства, норм и правил природопользования санитарии, противопожарной безопасности, стандартизации, сертификации.

По общему правилу предприятия не входят систему какихлибо отраслевых органов исполнительной власти качестве их составных элементов Исключения составляют предприятия отдельных отраслей, органично связанные между собой технологически едином производственном процессе Например, отдельные предприятия железнодорожного транспорта находятся иерархическом подчинении органов системы Федерального агентства железнодорожного транспорта, осуществляющих по определенным вопросам оперативное руководство этими предприятиями. В уставе определяются цели и предмет деятельности коммерческой организации ее структура, компетенция, организация управления порядок реорганизации и ликвидации и многое другое В уставе, частности, закрепляются виды локальных актов, издаваемых организацией, основания их принятия и круг разрешаемых вопросов, органы или должностные лица, принимающие акты. Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти, характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее. В теории административного права институт правового акта управления административного акта является одним из центральных, ибо его рамках осуществляются все важнейшие функции государственного управления или публичного управления вообще Решения и действия соответствующих органов и должностных лиц оформляются, как правило, виде правовых актов, которые могут носить нормативный или ненормативный характер.

Правовые акты управления составляют важнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления Акты управления издаются органами исполнительной власти, однако они также принимаются и государственными органами, относящимися к другим ветвям государственной власти, органами законодательной и судебной властей В последнем случае акты управления приказы, распоряжения, регламенты направлены на разрешение внутриорганизационных проблем и вопросов системе самих этих органов К ним относятся акты руководителей органов законодательной власти, прокуроров, председателей судов Судьи выносят также постановления по делам об административных правонарушениях. Под правовыми актами органов исполнительной власти и местной администрации понимаются односторонние юридически властные предписания, влекущие юридически значимые последствия и обязательные к исполнению Правовые акты управления являются наиболее распространенной юридической административноправовой формой реализации задач, целей и функций исполнительной власти, публичного управления государственного управления и местного самоуправления. Процедуры принятия решения об исполнении обязанности или реализации права. В соответствии с федеральным законом гражданин России не может быть ограничен праве на выезд из России иначе как по основаниям и порядке, предусмотренным законодательством.

Гражданин является участником общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства, том числе и сфере государственного управления Правовой статус граждан административном праве определяется предоставленными им законодательством правами, возложенными на них обязанностями и установленной нормами административного права ответственностью. Указанные права нашли свое развитие и детализацию ряде законов и подзаконных актов, регулирующих административноправовую сферу и устанавливающих административноправовой статус органов государственной власти и местного самоуправления. Афамготов Эдуард Магомедович Административноправовой статус гражданина Российской Федерации Вестник Адыгейского государственного университета 2005 1 URL дата обращения 26. Не все граждане Российской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью Это во многом определяется особенностями управленческих отношений, которых приобретение и осуществление соответствующих прав и обязанностей своими личными действиями предполагает наличие определенного уровня умственного и психического развития, жизненного опыта, способности отдавать отчет последствиях своих действий и. Право на объединение сформулировано как право человека, а не только гражданина поскольку такое право имеет каждый Исключение составляет право на вступление политические партии, членами которых согласно Федеральному закону О политических партиях могут быть лишь граждане Российской Федерации.

Предложение это привлечение внимания к несовершенству организации, деятельности или регулирования той или иной области и указание на пути их устранения. Заявление обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением. Следующие права и обязанности граждан сфере государственного управления также можно выделить группу Они характерны тем, что их реализация требует от органов исполнительной власти, должностных лиц многообразной функциональной деятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий для практического осуществления, наконец, просто доброжелательного отношения. Особенно велика его роль России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации жизни общества.

Можно говорить об определенном дуализме целевых установок административного права с одной стороны, эффективность деятельности исполнительной власти с другой реализация, защита прав и свобод Основные цели административного права можно определить так 1 создание условий для эффективной деятельности административной исполнительной власти как важного инструмента обеспечения безопасности граждан, общества, государственного аппарата, страны 2 обеспечение демократической организации исполнительной власти 3 создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти 4 обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия субъектов исполнительной власти. Однако количество откликов на происходящие стране политические и экономические события неуклонно растет, увеличивается и поступление коллективных обращений, все чаще граждане предъявляют свои требования форме акции, забастовки, митинга, голодовки и На это все нельзя закрывать глаза и первую очередь высшим органам государственной власти. Под принципами правового статуса личности подразумеваются общие основополагающие начала, определяющие его содержание Они придают правам и свободам характер единого связного целого Другими словами, превращают их совокупность стройную систему.

Эти международные акты сыграли позитивную роль борьбе демократических сил за утверждение прав и свобод во всех странах мира Они заложили начало формирования правового, социального государства, олицетворяющего подлинные интересы общества. В формировании и реализации составляющих административноправовой статус граждан России, помимо Конституции Российской Федерации, большое значение имеют органы государственного управления и местного самоуправления В пределах предоставленной компетенции. Так, для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить орган внутренних дел по месту жительства заявление по установленной форме, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации. В том случае, если гражданину должностными лицами органов власти и управления причинён ущерб, он вправе обратиться вышестоящий орган или суд с заявлением о возмещении ущерба Порядок возмещения ущерба регламентируется статьёй 15 части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации В соответствии с. Глава III Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства.

В формировании и реализации составляющих административноправовой статус граждан России, помимо Конституции Российской Федерации, большое значение имеют органы государственного управления и местного самоуправления В пределах предоставленной компетенции они издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей той или иной сфере, организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административноправовому положению граждан, помогают гражданам реализации их конкретных субъективных прав например, вопросах социальной защиты. Студеникина М Административная юстиция какой путь избрать России Российская юстиция. Вред не подлежит возмещению, если гражданин препятствовал установ лению истины и тем самым способствовал совершению указанных выше актов, вызвавших причинение ему ущерба. Раздел 1 Понятие и сущность административноправового статуса граждан. Раздел 2 Административноправовой статус гражданина Российской Федерации.

Административное право важнейшая отрасль правовой системы любой страны Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека, гражданина, самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться качестве достойного члена общества Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Административноправовой статус граждан Российской Федерации составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Российской Федерации. Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Подача общей административной жалобы не ограничена ка кимлибо сроком В законе отсутствуют и количественные огра ничения права на жалобу По одному и тому же факту гражда нин может обращаться много раз один и тот же, либо разные органы, одновременно или разное время.

Отличие судебного надзора от контроля, осуществляемого ис полнительными органами, состоит и том, что суд проверяет законность властного акта, а субъекты административной власти часто проверяют и законность, и целесообразность действий Субъекты контроля наделены широкими возможностями для ре агирования на нарушение законности, а суд вправе только отме нить или изменить незаконный акт, взыскать ущерб, вынести частное определение или возбудить уголовное дело Надзор яв ляется разновидностью контроля, он состоит проверке только законности действий, его можно понимать как контроль за за конностью. Жалоба направляется по усмотрению гражданина либо суд по месту его жительства, либо суд по месту нахождения ответ чика. Правом на обращение Конституционный Суд с индивидуаль ной или коллективной жалобой обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению конкретном деле, и объединения граждан По ито гам рассмотрения такой жалобы Конституционный Суд прини мает одно из следующих решений ст 100 1 о признании закона либо отдельных его положений соот ветствующим Конституции Российской Федерации 2 о признании закона либо отдельных его положений не соот ветствующими Конституции Российской Федерации.

Иностранные граждане, прибывшие Россию, различаются по цели пребывания постоянно проживающие, временно пребывающие или проезжающие через территорию России транзитом Прибывшие на постоянное проживание обязаны получить органах внутренних дел вид на жительство и установленный срок зарегистрироваться прописаться. Не подпадают под юрисдикцию Российской Федерации иностран ные граждане, которые соответствии с законодательством России и международными договорами пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом. Существенное значение для оптимизации правового регулирования управленческого статуса граждан, проявляющегося вовне их много образных юридических связях с различными органами и должностными. У субъектов административного права, наделенных властными полномочиями дееспособность, как правило, совпадает с общими ее условиями К таким условиям относится возраст и вменяемость. По общим условиям дееспособность лица наступает восемнадцатилетнем возрасте, за исключением определенных случаев, прямо определенных нормативноправовых актах Это правило распространяется на возможность занятие той или иной должности во властных государственных структурах То же самое правило действует и отношении психического здоровья лица вменяемость претендующего на занятие должности во властных структурах государства.

Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Понятие, основы административноправового статуса общественных объединений, их организационные формы общественная организация, движение, фонд, учреждение, огран общественной самодеятельности Государственная регистрация молодежных и детских объединений. Понятие и виды юридических лиц Основы административноправового статуса юридических лиц Особенности привлечения юридических лиц к административной ответственности, составление протокола Федеральные законы, регулирующие правовое положение юрлиц. Приобретая звание гражданина, человек включается сложную систему отношений с государством и обществом У него появляются права и обязанности, одни он должен соблюдать всегда и везде, другие по достижении определенного возраста или по ситуации. Когда же может возникнуть такая ситуация Например, если лицо отказалось от своего прежнего подданства, чтобы получить новое, а новом ему по какимто причинам отказали Или ребенку при рождении не оформили документы надлежащим образом Так или иначе, апатридов не так уж и мало мире, и живут они разных странах, соблюдая местные законы.

Административная дееспособность способность гражданина своими действиями получать административные права и выпол нять возложенные на него административным законодательством обязанности Административная дееспособность отчасти наступает с 14 лет с момента получения паспорта С 16 лет гражданин может быть привлечен к административной ответственности Полной админи стративной дееспособностью гражданин обладает с 18. Параграф 2 Структура административноправового статуса гражданина Российской Федерации. Актуальность темы диссертационного исследования Необходимость научной разработки проблемы административноправового статуса гражданина Российской Федерации обусловлена происшедшими за последнее десятилетие радикальными преобразованиями государственной и общественной жизни страны. В такой обстановке весьма своевременным будет определить основные подходы к обеспечению административноправового статуса личности, изыскать возможности для реального его воплощения на практике В этой связи исследование вопросов административноправового статуса граждан России, а также значимость административного законодательства как средства защиты прав и свобод граждан от произвола органов исполнительной власти и их должностных лиц имеет важное теоретическое и практическое значение. В соответствии с указанной целью процессе настоящего исследования предполагалось решить следующие задачи.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается обосновании автором рекомендаций и предложений по совершенствованию российского административного законодательства о правовом положении гражданина Российской Федерации Рассмотренные диссертации проблемы, выводы и суждения автора могут быть использованы правотворческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти как федерального, так и регионального значения, процессе функционирования органов местного самоуправления Материалы диссертационного исследования могут быть полезны для преподавания курсов Административное право и Административная юрисдикция, для подготовки учебных и учебнометодических пособий по соответствующим дисциплинам. Многие выводы и сформулированные на их основе предложения диссертационного исследования далеко не бесспорны и носят дискуссионный характер Диссертант, разумеется, не претендует на исчерпывающее освещение всех аспектов проблемы административноправового статуса гражданина Думается, каждый из них заслуживает отдельного теоретического исследования.

Центральным звеном административноправового статуса гражданина являются его права, свободы и обязанности Их специфика состоит том, что они реализуется гражданином административных правоотношениях, которых другой стороной выступает орган исполнительной власти должностное лицо Поэтому правам, свободам и обязанностям граждан всегда корреспондируют соответствующие права и обязанности органов исполнительной власти их должностных. К юридическим гарантиям защиты прав и свобод граждан сфере государственного управления можно отнести судебные внесудебные и международноправовые гарантии. В этой связи самое ближайшее время следует вопервых, провести работу по приведению административного законодательства части соблюдения прав и свобод человека и гражданина соответствие с нормами международного права вовторых, привести соответствие с федеральным законодательством нормативноправовые акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие вопросы административноправового статуса гражданина. Для решения этой группы проблем необходимо принять целый пакет федеральных законов Об альтернативной гражданской службе, Об обращениях граждан, О праве граждан Российской Федерации на проведение митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетирования, О порядке возмещения вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственных власти или их должностных лиц, Об административных судах Российской Федерации.

Главная черта состоит том, что граждане как субъекты административноправовых отношений выступают как частные лица, реализующее свои субъективные права и несут правовые обязанности сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов. России, и принимают решения по вопросам приема гражданство России упрощенном порядке соответствии с законом. Право проводить собрания, митинги, демонстрации, шест вия и пикетированяя ст 31 Конституции. Abstract административноправовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административноправовыми нормами В данной статье рассматриваются элементы административноправового статуса граждан и их содержание. Истица пояснила, что она испытывала нравственные страдания, когда поняла, что обязана платить больше, чем гражданин России, а также от неуважительного отношения к ней со стороны администрации при попытке выяснить причину такой дискриминации. Статья 4 Регистрации соответствии с настоящим законом подлежат иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Свердловской области, независимо от оснований и целей приезда.

Статья 16 Регистрация производится на срок, указанный ходатайстве соответствующего учреждения или контракте, а при пребывании по частным делам заявлении прибывшего лица, согласованного с лицом, предоставляющем жилое помещение, но пределах визы, а при безвизовом въезде на срок до трех месяцев. При наличии причин, признанных уважительными, срок действия регистрации может быть продлен до шести месяцев, причем при визовом порядке въезда при условии продления визы. Важной особенностью административноправового статуса лица, не имеющего российского гражданства и временно находящегося нашей стране, является обязанность выехать из России по истечении определенного им срока пребывания Срок пребывания может быть сокращен, если отпали основания для дальнейшего пребывания гражданина России он нарушает законодательство о правовом положении иностранных граждан и апатридов. На таких территориях постоянные и временные жители приобретают специальный административноправовой статус Он включает чаще всего особые правила въезда и выезда зону, передвижения, деятельности ней, осуществления административного надзора, применения административного принуждения. Содержание государственной помощи административной опеки состоит из следующих элементов.

В 1996 был принят Федеральный закон О дополнительных гарантиях по социальной защите детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделение мое Авт Он установил этим лицам новые гарантии области образования, медицинского обслуживания, прав на труд, имущество, жилое помещение и др В частности, детисироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее полное общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение Они вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование Если они обучаются во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, то зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. Первая стадия легализация, признание гражданина лицом, нуждающимся государственной помощи. Правовую основу воинской обязанности, наряду с Конституцией, образует ряд федеральных актов Это Федеральные законы О воинской обязанности и военной службе, О мобилизационной подготовке и мобилизации Российской Федерации, Об обороне, О статусе военнослужащих и др ряд указов Президента, постановлений Правительства России например, утвержденные постановлением от 25 декабря 1998 Положение о воинском учете, постановлением от 1 июня 1999г Положение о призыве на военную службу, приказов Министра обороны.

Права и обязанности граждан сфере государственного управле ния можно объединить три блока. Социальный статус необходимо рассматривать не примитивном смысле социальной иерархии Выделение социального статуса объективно обусловлено тем, что место человека социуме, выполняемые им социальные функции, его социальная роль во многом определяют содержание его прав и обязанностей 3 Так, приобретая статус индивидуального предпринимателя, гражданин приобретает комплекс прав, реализуемый рамках как гражданскоправовых, так и административноправовых отношений В свою очередь, индивидуальный предприниматель несет и специфические административные обязанности, которые возлагаются на него именно силу приобретения им данного социального статуса. Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что они выступают качестве частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности сфере исполнительной власти, а не права государственных или негосударственных организации, их должностных. Как видно из приведенного нами перечня, все обязанности граждан Российской Федерации закреплены основном законе Конституции Российской Федерации.

Кроме того, реализация прав и обязанностей граждан сфере государственного управления требует от органов исполнительной власти, должностных лиц многообразной функциональной деятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий для практического осуществления, наконец, просто доброжелательного отношения Так, каждый гражданин имеет право на равную защиту закона от какой бы то ни было дискриминации, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию и На основе этих нормативных актов обеспечивается защита прав граждан, например, как потребителей сфере торговли и предоставления услуг, пользователей средствами связи и массовой информации, гарантируются права граждан области образования и здравоохранения, физкультуры и спорта.

Организационные гарантии прав и обязанностей граждан сфере государственного управления представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций центре и на местах Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел милиция, органы юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные органы, например, Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой, разнообразные государственные инспекции, государственные надзорные органы и другие звенья Все эти организационные структуры повседневно на основе и во исполнение законов осуществляют деятельность по практическому претворению жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей. Административноправовой статус индивидуального субъекта это правовое положение личности ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного права Он является составной частью общего правового статуса гражданина Права и обязанности личности, о которых говорится административноправовых нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние. Административноправовое положение граждан определяется объемом и характером административной правосубъектности.

Административная дееспособность способность субъекта своими дей ствиями приобретать права и создавать для себя юридические обязан ности, реализовывать их рамках конкретных административнопра вовых отношений. Административноправовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная право и дееспособ ность. Административная правоспособность гражда нина это признаваемая законом возможность быть субъектом административного права, иметь пра ва и обязанности административноправового харак тера Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Втретьих содержание административноправового статуса гражданина одних случаях зависит от желания того или иного лица например, гражданин обращается органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья, а других случаях он формируется вопреки его желанию напри мер, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подверга ется административному задержанию и доставлению мили. Первый необходи мые для участия управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, а также посред ством равного доступа к государственной службе.

Экономические гарантии предполагают стабильную и эффек тивную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчи вую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, свое временную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высо кий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. Юридические гарантии, том числе и административнопра вовые, можно разделить на два вида судебные реализуемые судами процессе осуществления правосудия и внесудебные административные реализуемые рамках управленческой компетенции органов государственного управления и их должностных. Изначальным и универсальным гарантом прав граждан является за кон Любые властные структуры и должностные лица обязаны действо вать рамках закона, и только рамках закона они могут быть наделе ны качествами организационноправовых гарантов Закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении следующих условий. Правовой статус личности, человека как субъекта административного права Статус гражданина Российской Федерации, как субъект административного права Социальный статус Особый статус.

Второй элемент административно правового статуса представляет собой статус гражданина Российской Федерации Как субъект административного права каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус Третий элемент административноправового статуса социальный Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить Вооруженных Силах и И здесь качестве социального элемента административноправового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера и. Роль органов исполнительной власти реализации прав, свобод и обязанностей граждан. Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений сфере деятельности органов исполнительной власти государственного и местного самоуправления. К источникам административного права относятся те правовые нормативные акты органов государственной власти и государственного управления, которые содержат нормы административного права, например Кодекс об административных правонарушениях Правовые свойства нормативных правовых актов неодинаковы Различаются акты с высшими юридическими свойствами законы, акты подзаконные акты управления и др В числе источников административного права выделяются следующие нормативные акты законы, указы, постановления Правительства, другие акты управления.

Уставы учреждены и действуют во многих отраслях государственного управления По действующему законодательству уставы обязаны иметь предприятия, учебные заведения и многие другие организации В уставах закрепляются структура организации и компетенция входящих неё органов. Кодификация один из видов, приемов систематизации административного законодательства Налоговый кодекс, кодекс об административных правонарушениях. Административноправовые нормы закрепляют разделение труда, функции, права, обязанности субъектов управления, способствуют повышению ответственности каждого звена системы управления обществе, исключают дублирование и подмену одних органов управления другими, фиксируя разделение функций и задач по предметам ведения и объеме полномочий конкретного органа управления Административноправовые нормативные акты организуют деятельность органов исполнительной власти, государственного управления, придают им целенаправленность, упорядоченность и согласованность. Административная дееспособность это способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их рамках конкретных административноправовых отношений. Лица и организации, которые являются субъектами административного права, могут быть, при соблюдении определенных условий, субъектами административноправовых отношений. Негосударственные предприятия действуют на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

Общественное учреждение не имеющая членства общественная организация, создается с целью оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих целям этого объединения. В правовых нормах субъектом административного права называется лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками сторонами управленческих отношений Они определяются общим родовым образом как индивидуальные объекты граждане, государственные служащие или как коллективные В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем административные правоотношения, не становиться их участниками субъектами или объектами управления. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия или события. Действия являются результатом активного волеизъявления результатом сознательной деятельности субъекта. Гипотеза нередко обнаруживает себя виде юридических фактов например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и При регламентации деятельности аппарата управления она прямо не выражается, а предполагается качестве условия соответствия его деятельности установленной компетенции. Диспозиция нормы права распоряжение центральный элемент нормы права, содержащий правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений Она устанавливает права и обязанности сторон, определяет варианты поведения участников общественных отношений.

Санкция, как правило, предусматривает ту или иную меру административнопредупредительного например, реквизиция имущества или пресекательного например, запрещение эксплуатации транспортного средства характера. Объект управления другой участник сторона правоотношения, физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями сфере исполнительной власти, но качестве управляемой стороны по учебнику Д М Овсянко. Административноправовые отношения отличие от иных правовых отношений прежде всего, гражданскоправовых являются властеотношениями, построенными на началах властьподчинение Подобная их оценка имеет определенные основания, к для административноправовых отношений характерно отсутствие юридического равенства сторон Административноправовое отношение невозможно без участия нем соответствующего представителя исполнительной власти исполнительного органа, должностного лица, обладающего такими полномочиями, каких нет у другой стороны. Горизонтальными могут быть признаны отдельные отношения административнодоговорного характера, носящие форму различного рода соглашений например, договоры соглашения между различными субъектами исполнительной власти и по поводу объема полномочий по ее практической реализации.

Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое С этой точки зрения экономические гарантии прав и обязанностей граждан сфере государственного управления современных условиях, конечно, малоэффективны и ярким примером тому служит, частности, состояние налоговой системы стране. В реальной жизни все названные способы тесно связаны, чаще всего используются одновременно Гражданин защищает свои права непосредственно сам необходимая оборона, отказ выполнить незаконное распоряжение должностного лица и, либо обращаясь за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную деятельность. Органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые координируют деятельность других исполнительных органов по порученной им сфере деятельности государственные комитеты, федеральные комиссии, а также аналогичные органы субъектах Федерации. Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение Эти акты имеют большое значение для формирования общей правовой базы сфере управления, что объясняется высоким положением Правительства государстве и системе исполнительной власти.

Свои полномочия Правительство слагает перед вновь избранным Президентом Правительство может подать отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. В связи с этим учреждаются и формируются отра слевые и иные органы управления министерства и ведомства субъекте, где исполнительную власть возглавляет Правительство или иные органы коми теты, главные управления и по усмотрению субъекта. Правовой акт управления есть основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административноправовых норм или возникновение, изменение или прекращение административноправовых отношений целях реализации исполнительной власти. Вторая решение компетентного государственного органа об издании нормативноправового акта, определение его формы, разработка проекта, проявление правотворческой инициативы. Третья предварительное обсуждение проекта нормативноправового акта всеми заинтересованными субъектами. Пятая принятие нормативноправового акта, утверждение, одобрение, подписание. Шестая опубликование нормативноправового акта и его вступление силу. В повседневной работе исполнительные органы используют также различные способы принятия управленческ решений, но они не являются мето дами управления, так какие выражают управляющее воздействие и связи субъекта и объекта управления Это внутриорганизационные действия, не оказывающие влияния на объект управления Они раз личаются.

В правовых актах управления можно заметить сочетание экономического содержания того или иного решения и его административноправовой формы Конкретное содержание административноправовых методов управления достаточно разнообразно. Административное принуждение разновидность государственного правового принуждения Поэтому ему присущи все признаки последнего государственновластный характер, направлено на обеспечение правопорядка и др Вместе с тем административное принуждение имеет присущие ему особенности. Состав административного правонарушения совокупность закрепленных нормативноправовыми актами признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки административного правонарушения необходимо отличать от юридического состава административного правонарушения Понимание такого различия важно больше практически, чем теоретически При наличии всех признаков административного правонарушения могут отсутствовать признаки состава административного правонарушения, что исключает возможность привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности. Правильная юридическая квалификация состава административного правонарушения. Ст 2 3, 2 7, 2 8, 2 9, предусматривают основания для освобождения от административной ответственности.

Административное наказание это мера юридической ответственности, назначаемая государством или от имени государства за совершенное административное правонарушение, которая применяется прежде всего целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, духе соблюдения законов и уважения прав и свобод других лиц и правопорядка целом Оно выполняет также функцию предупреждения совершения правонарушения как лицом, привлекающимся к административной ответственности, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность ст 4 2. Отягчающие обстоятельства не могут учитываться как отягчающие случае, если указанные обстоятельства предусмотрены а качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения. Посягающих на общественный порядок, и общественную безопасность мелкое. Постановление по делу объявляется по окончании его рассмотрения Его копия вручается наказанному лицу, а также немедленно направляется прокурору.

В рамках процедурного производства возможно совершение правоохранительных действий, но их характер иной сам факт выдачи разрешения или проведения регистрации свидетельствует о том, что разрешенная или зарегистрированная деятельность соответствует требованиям законности А это значит, что правоохрану нельзя сводить исключительно к административной юрисдикции. Юрисдикция суд, судопроизводство, право решать вопросы Она не является главным и определяющим содержанием государственноуправленческой деятельности признаком, что является характерным для функционирования органов судебной власти, но она реальное явление управленческой деятельности. Соблюдение Конституции и законов и соответствие всех иных издаваемых нормативных актов действующему законодательству составляют сущность законности. Единством законности, обеспечивающее единообразное понимание и применение законов на всей территории. Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается том, что уполномоченные на то государственные органы закон, исп, суд власти и общ орг используя организационноправовые способы и средства, выясняют, не допущен ли деятельности подконтрольных органов. Контроль, как способ обеспечения законности характеризуется признаками.

Основные цели контроля соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности гос регулирования. Все большую актуальность приобретает надзор за соблюдением законодательства о собственности, приватизации, предпринимательстве, земельной реформе, охране окружающей среды, занятости населения, о коррупции, неплатежах, налоговых правонарушениях. Адм надзор и контроль характеризуют особые методы их осуществления для адм основным методом является наблюдение Проверка за заявлениями и жалобами К проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы. Статья 257 Рассмотрение заявления об оспаривании решения, действия бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия бездействие которых были оспорены, либо вышестоящий порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему течение трех дней со дня вступления решения суда законную силу.

Режимными, правовыми средствами являются нормативные предписания, акты реализации прав и обязанностей субъектов, правоприменительные акты, меры поощрения и принуждения, юридические санкции, методы и приемы административной деятельности. Это режим, который может быт обозначен как общий режим деятельности государственной администрации Он рассчитан на повседневную административную деятельность, типичные социальноуправленческие ситуации. Таким образом, административное право это отрасль права, регулирующая отношения, возникающие сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие остальных органах государства. Административное право одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений это самая массивная отрасль права Нет ни одной сферы жизни общества, которой не участвовала бы государственная администрация. Вокруг административного права группируются финансовое, земельное, экологическое право, то есть оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и которых широко используется административноправовой метод регулирования. После смены формы государства главным принципом управления стало разделение властей, а административное право снова оказалось самостоятельной отраслью права.

Источники административного права на межгосударственном уровне межгосударственные соглашения. Административное принуждение один из методов административного права Решающая роль борьбе с правонарушениями принадлежит государству, имеющему специальный аппарат принуждения. Меры административного принуждения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений например, при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения. Статус субъектов правовых отношений характеризуется понятием правосубъектность это способность быть участником правовых отношений, включающая себя. Неволевые юридические факты события, жизненные обстоятельства, не зависящие от воли людей, но с которыми закон связывает возникновение правовых отношений например, смерть, стихийное бедствие. Государственное управление это подзаконная, исполнительнораспорядительная деятельность, осуществляемая процессе повседневного и практического руководства экономической, административнополитической и социальнокультурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов это целенаправленное организующерегулирующее воздействие государства через систему его органов и должностных лиц на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

Управление области экономики охватывает промышленность, сельскохозяйственное производство, строительство, транспорт и связь, финансы, природные ресурсы. Промышленность Минэкономики проводит государственную политику, реализует федеральные программы, осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию, участвует разработке государственного оборонного заказа, проводит единую госполитику во внешнеторговой деятельности, регулирует и контролирует ее Минатом занимается энергетикой и ядерным оружием, Минтопэнерго топливноэнергетическим комплексом. Госком по связи и информатизации проводит государственную политику и осуществляет управление этой сфере, осуществляет межотраслевую координацию области электросвязи, информатизации и почтовой связи. Методы государственного управления это способы осуществления функций госуправления Сущность методов госуправления определяется его социальной природой и свидетельствует о функционировании механизмов государства Методы госуправления это способы, средства практического осуществления функций государственного управления, достижения его целей.

Правовой акт управления это основная правовая форма реализации задач органов государственной власти это официальное подзаконное решение, принятое органом исполнительной власти одностороннем властном порядке, с соблюдением определенных процедур по вопросу, отнесенному к его компетенции, имеющее определенную законом форму и порождающее юридические последствия Правовой акт управления, как правило, это письменный юридический документ отдельных случаях допустимы его устная форма военная сфера, конклюдентные акты знаки, сигналы регулировщика. Таким образом, государственное управление, понимаемое как исполнительнораспорядительная деятельность, не противопоставляется исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти. Правительство это коллегиальный орган, возглавляющий систему исполнительной власти государства и издающий правовые акты от своего имени Правительство сосредоточение всех властных полномочий у главы правительства и узкого круга министров управленческие полномочия концентрируются у малого, по сравнению с коллективом, круга лиц во главе с премьерминистром. Административноправовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из трех блоков. Органы исполнительной власти республиках а Президент высшее должностное лицо и глава исполнительной власти Калмыкия, Якутия Правительство его председатель глава исполнительной власти Хакассия исполнительная власть принадлежит особому органу Госсовету Дагестан.

В республиках существует несколько разновидностей систем исполнительной власти. Разновидности организации предприятие самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли учреждение создающее социальные ценности основном непроизводственного характера может быть государственным и негосударственным. На негосударственных предприятиях управление осуществляют учредители или уполномоченные ими органы Роль государства установление административноправового режима, общего для всех негосударственных предприятий, контроль за его соблюдением Руководитель нанимается собственником по контракту Ликвидация происходит по решению учредителей. Ключевой является классификация зависимости от характера полномочий. Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся врачей, преподавателей и др Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, установленных случаях рецепты на бесплатное получение лекарств Действия таких служащих, влекущие юридические последствия, имеют значение не только для их оценки с точки зрения юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие на общественные отношения.

Государственные должности, включенные Реестр госдолжностей, подразделяются на группы высшие госдолжности 5я группа главные 4я группа ведущие 3я группа старшие 2я группа младшие 1я группа. Ответственность государственного служащего Законодательство предусматривает юридическую ответственность госслужащих, которая выражается применении мер наказания, взысканий и за виновное совершение правонарушений За невыполнение обязанностей госслужащие могут привлекаться к ответственности дисциплинарной, административной, материальной, уголовной Дисциплинарная ответственность применение мер дисциплинарного воздействия порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил для госслужащих, не преследуемые уголовном порядке. Допускается испытание на срок от 3 до 6 месяцев для гражданина, впервые принятого. Административная ответственность юридического лица это применение к организациям, обладающим административной правосубъектностью, административных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью восстановления социальной справедливости, государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения возложенных на них обязанностей и. Наряду с обязательными признаками могут присутствовать факультативные признаки мотив, цель и.

Надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, устанавливается с целью наблюдения за поведением лиц, ранее судимых, оказания на них воздействия и предупреждения совершения новых преступлений Устанавливается за рецидивистами осужденными за особо тяжкие преступления судимых два и более раз за умышленные преступления условно освобожденными или условно досрочно. Кодифицировать административный процесс очень сложно, он регулируется множеством актов Чисто процессуальных актов единицы Как правило, законе есть и материальные, и процессуальные нормы. Для физических и юридических лиц отсутствие события и состава административного правонарушения издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания, отмена акта, устанавливающего административную ответственность истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении установленного законодательством срока наложения административного взыскания. Дела об административных правонарушениях рассматривают следующие инстанции. По юридическому значению сроки бывают процессуальные когда уполномоченные органы обязаны совершить определенные процессуальные действия давностные привлечение к ответственности, исполнение постановления, погашение наложенного взыскания Если давность истекает, дело прекращают принудительные время осуществления отдельных мер административного принуждения Устанавливаются законом или иным правоприменительным актом.

Основной принцип построения системы органов, осуществляющих административную юрисдикцию, территориальноотраслевой Подсистема территориальных органов такова ее особенность том, что нет вертикальной подчиненности вышестоящим госорганам. Они применяют различные правовые и организационные формы и методы деятельности способы обеспечения законности Эти методы таковы. Права и обязанности граждан, закрепленные нормами административного права. Жалоба подается гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также уполномоченным представителем общественной организации трудового коллектива По усмотрению гражданина жалоба подается суд по месту его жительства либо суд по местонахождению органа, объединения, должностного лица, государственного служащего. Таким образом, право на специальную жалобу уже права на общую жалобу Цель состоит том, чтобы более сжатые сроки рассматривать жалобы на постановления о наложении административного взыскания, чтобы усилить контроль за соблюдением прав граждан. Управление социальнокультурной сфере охватывает отрасли социального развития и социальной политики, культурного строительства. Рассматривать порядок реализации конкретных прав и обязанностей граждан сфере государственного управления необходимо на основе анализа нормативных правовых актов, рекомендованных к теме.

Рассматривая этот вопрос, следует проанализировать особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, том числе проанализировать их права и обязанности сфере государственного управления, гарантии, установленные ограничения С этой целью необходимо изучить Федеральный закон О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации от 25 июля 2002 а также подзаконные нормативные правовые акты.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru