2 Понятие финансов и финансового права

Финансовое право это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают процессе образования формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов финансовых ресурсов государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач, включая отношения по финансовому контролю и применению норм финансовоправовой ответственности. Исходя из вышеизложенного, финансовая система представляет, на наш взгляд, совокупность трех основных звеньев. Финансы B M Родионова, Ю Я Вавилов, Л И Гончаренко и др Под ред B M Родионовой М Финансы и статистика, 1997 С. Анализ государственных публичных централизованных и де централизованных финансов позволяет определить достаточно рас пространенное финансовой литературе понятие казны. Вместе с государственными и муниципальными предприятиями частные предприятия образуют систему хозяйствующих субъектов, с которыми государство вступает финансовые налоговые отно шения Именно эти отношения составляют основу финансовой дея тельности государства Благодаря этой деятельности руках государ ства сосредоточиваются огромные денежные средства, позволяющие ему эффективно выполнять свои функции. В экономической и юридической литературе финансовая система, ее структура определяются авторами поразному. Некоторыми экономистами финансовая система рассматривается как со вокупность. В свою очередь, финансы предприятий, учреждений, организаций, по их мнению, подразделяются на финансы коммерческих организаций, некоммер ческих организаций и общественных объединении страхование делится на социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, страхова ние предпринимательских рисков государственные финансы включают се бя государственный бюджет внебюджетные фонды государственный кредит. При этом финансы хозяйствующих субъектов включают финансы ком мерческих предприятии и организаций нефинансовые предприятия, кредит ные организации и финансы некоммерческих организаций Государствен ные и муниципальные финансы объединяют бюджетные и внебюджетные финансы. Так, Е Ю Грачева финансовую систему включает следующие финансо вые структуры группы экономических отношений.

При этом государственные финансы объединяют бюджет страны, внебю джетные фонды, государственный кредит а институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и коммерческими банками, иными кредитными учреждениями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд Финансовую систему Е Ю Грачева определяет как совокупность финансовых и кредитных инсти тутов, при помощи которых государство собирает, распределяет и расходует денежные средства. Финансовое право Учебник Отв ред проф Н И Химичева М Юристь, 1999. Финансы это обобщающий экономический термин, означающий как фонды денежных средств, находящихся распоряжении государства и предприятий, так и систему их формирования, распределения и использования Сами финансы не могут существовать отдельно от отношений, способствующих их формированию, поэтому их понятие входит специально созданная государством система По своему материальному содержанию финансы представляют собой фонды денежных средств. Виды финансов государственные и частные Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и их динамика зависят от законов рыночной экономики Состояние и динамика государственных финансов определяется решениями государства и действиями публичной власти. Факторы, влияющие на финансовую деятельность задачи государства на данном этапе объём финансовых ресурсов общий уровень состояния экономики развитие приоритетных направлений уровень собираемых налогов общеполитический фактор внешнеэкономический фактор.

Финансовые правоотношения урегулированные нормами права отношения, складывающиеся между субъектами процессе финансовой деятельности. Бюджет форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджетная классификация классификация доходов, классификация расходов, а также источников финансирования бюджета В состав бюджетной классификации входят. Осуществление финансовой деятельности государства и муниципальных образований требует правовой урегулированности отношений, возникающих процессе ее осуществления Основным методом финансовоправового регулирования является административноправовой метод, суть его состоит том, что решение всех вопросов осуществляется только одной стороной государством и его органами Они создают обязательные для составления властные предписания, которые могут иметь форму законов и подзаконных актов. Финансовоправовая норма это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения отношениях, возникающих процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований. Финансовоправовые нормы отличаются от прочих норм своей нестабильностью, так как финансовоэкономическая деятельность по своей сути изменчива и зависит от многих внешних и внутренних факторов экономические кризисы, политическая обстановка, цена на нефть, урожайность зерна. В финансовом праве можно также выделить и специальные правовые нормы, к которым относятся общие нормы, оперативные нормы, коллизионные нормы, нормы дефиниции, нормы принципы. Предмет финансового права общественные отношения, возникающие процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию формированию, распределению и использованию денежных фондов финансовых ресурсов целях реализации своих задач В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие группы 1 между Российской Федерацией и ее субъектами, муниципальными образованиями и административнотерриториальными единицами лице органов представительной и исполнительной власти, возникающие связи с распределением финансовых ресурсов страны 2 между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями с другой связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств 3 между государственными муниципальными финансовокредитными органами связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных денежных фондов и ресурсов 4 между государственными и муниципальными предприятиями и их вышестоящими органами связи с распределением и использованием соответствующих отраслях экономики и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций 5 между финансовокредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами с другой связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов 6 между финансовокредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами с другой связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей государственные денежные фонды Методы финансового права 1 метод властных предписаний административный метод, который означает, что отношения возникают на основе власти и подчинения, неукоснительного исполнения предписаний государства субъектами финансовой деятельности Финансы экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреждений Метод власти и подчинения бывает двух видов, как то а вертикальный метод горизонтальный метод не свойствен принцип субординации, подчинения нижестоящего органа вышестоящему соответствии с организационноправовым принципом построения органов отраслевого управления 2 метод рекомендации, согласования 3 метод гражданскоправового регулирования, основанный на равенстве, дозволительности, диспозитивности, характерных для определенных видов бюджетных, налоговых отношений.

Тема 2 Понятие финансового права как отрасли права, науки и учебной дисциплины. Тема 1 Понятие, предмет, система и источники финансового права 4 часа. Карасева М В О предмете финансового права на современном этапе Государство и право 1997 11 С. Карасева М В Современные проблемы построения системы финансового права Правоведение. Самсонова А Е К вопросу об имущественных отношениях как предмете финансового права Финансовое право 2010 10. Худяков А И Дискуссионные вопросы предмета финансового права Финансовое право Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других отраслей права Однако именно сферу финансового права эта область подпадает целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не одинаковой мере Это объясняется тем, что к предмету финансового права относятся государственные финансы С другими звеньями финансовой системы эта отрасль права связана постольку, поскольку регулирует отношения, связанные с аккумуляцией средств денежные фонды государства и органов местного самоуправления, а также использованием этих средств например, налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственных формах собственности финансовое право это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают процессе образования, распределения и использования денежных фондов финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмеще нию причиненного материального ущерба разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины виновные привлекаются к ответственности. Аудиторская проверка завершается составлением официального документа аудиторское заключение, которое предназначено для пользователей финансовой бухгалтерской отчетности аудируемых. Нормы финансового права Российской Федерации содержат ся большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления об щие и отраслевые, федеральные, республиканские, областные, местные и др Итак, источники финансового права Российской Федерации это правовые акты представительных и исполни тельных органов государственной власти и местного самоуправ ления, которых содержатся нормы финансового права Главный источник финансового права Конституция Рос сийской Федерации, конституции и уставы субъектов Федера. Контрольные функции области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъ ектов Российской Федерации, что закреплено их законода тельстве соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации осуществляет систематический контроль за ис полнением законов Российской Федерации и иных актов, регу лирующих финансовые отношения, другими органами исполни тельной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению их нарушения Одновременно полномочия Правительства Российской Фе дерации входит контроль за деятельностью области финансов подведомственных ему министерств, государственных комите тов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы При этом Правительство Российской Федерации вправе отменять акты указанных органов. На Министерство финансов Российской Федерации возло жен финансовый контроль за рациональным и целесообразным расходованием бюджетных средств и средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием ин вестиций, а также средств иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства Российской Федерации В связи с этим Министерство вправе проводить документальные ревизии и проверки поступления, сохранности и правильности расходования федеральными органами исполнительной власти субъектов Федерации средств федерального бюджета, а также средств иностранной валюте, выделяемых на основании реше ний Правительства Российской Федерации проводить докумен тальные ревизии и проверки финансовой деятельности бюджет ных учреждений и организаций, контролировать расходование бюджетных средств, выделяемых предприятиям, учреждениям и организациям Государственная налоговая служба, Государственного страхового надзора Банки кредитные органы. Предмет и задачи науки финансового права Истоки и преемственность российской науке финансового права, её актуальные проблемы современных условиях.

Студопедия 2013 2017 год Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования Последнее добавление аш ip 159 224. Финансовое право это одна из отраслей права, которая существует во всех странах, принадлежащих к континентальной системе права Наибольшее развитие финансовое право получило во Франции и Германии. Внутренняя сторона финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран Она складывается из сфер и звеньев Сфера характеризует обобщенную по определенным признакам совокупность финансовых отношений В основу выделения сфер обычно кладется уровень экономической системы Выделяется четыре сферы уровень микроэкономики финансы субъектов хозяйствования уровень макроэкономики государственные финансы уровень мирового хозяйства международные финансы обобщающий уровень финансовый рынок Звенья показывает обособленную часть финансовых отношений Ее выделение производится по признаку наличия или обособленного фонда финансовых ресурсов, или специфических форм и методов финансовых отношений. Сфера финансов субъектов хозяйствования не делится на отдельные звенья, поскольку они имеют общие принципы организации и методы ведения финансовой деятельности Существуют определенные особенности, связанные с формой собственности или отраслевой спецификой Однако они не настолько существенны, чтобы на их основании выделять отдельные звенья Эти особенности влияют на организацию финансовых отношений, но не меняют их сути. Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов. Финансовая система государства обладает всеми свойствами сложных систем большое число разнородных элементов, эмерджентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др Финансовую систему необходимо проектировать Для этого могут быть использованы типовые представления и, частности, метод функциональнологического проектирования финансовой системы. При проектировании финансовой системы необходимо обеспечить вероятность нахождения объекта проектирования области управляемых состояний не менее заданной, а управление осуществлять реальном масштабе времени. Заключительной стадией процесса управления финансами является финансовый контроль Основными формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями части их целевого использования и своевременного возвращения. Финансы это сфера общественных отношений, которая является объектом политического воздействия Воздействие на финансы производится посредством финансовой политики Главная задача финансовой политики обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Финансовая политика, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они материальная база любых преобразований. Принцип плановости означает, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. Формы финансовой деятельности государства это действия государственных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне По своему характеру эти формы могут быть правовыми, которые выражаются установлении или применении норм права, и неправовыми, опосредующими организационные отношения например, проведение совещаний аппарате налоговых органов, разъяснение финансового законодательства населению. Федеральное казначейство Российской Федерации взаимодействует с органами государственного управления субъектов Федерации процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, координирует работу по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации, следит за государственной казной. Финансовое право, регулируя определенные общественные отношения, имеет свой круг участников, или субъектов этих отношений Наделяет их юридическими правами и обязанностями Носители этих прав и обязанностей и являются субъектами финансового права Следует различать понятия субъекты финансового права и субъект финансового правоотношения, хотя они во многом совпадают. Такой круг субъектов свойственен бюджетным правоотношениям Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, который закреплен Конституции. Индивидуальные субъекты финансового права это граждане Их права и обязанности связаны, главным образом, с налоговыми и другими обязательными платежами, которые поступают распоряжение государства Законодательство данном случае устанавливает качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению. Метод финансового права способ воздействия на общественные отношения с целью выполнения норм права В действующей системе права закреплены два способа.

Система финансового права обусловлена системой финансовых правоотношений и подразделяется на две составляющие. Источниками финансового права являются различные нормативноправовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, которых содержатся нормы финансового права. Бюджет как система экономических отношений имеет две взаимосвязанные составляющие отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов и по поводу его использования форме бюджетных расходов Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социальноэкономической политики государства и ресурсы для их осуществления. Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетным профицитом профицитом бюджета Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетным дефицитом дефицитом бюджета Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти на основе предложений органа исполнительной власти принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие бюджетные отношения, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения пределах общей компетенции, не входят понятие бюджетное законодательство и, являясь источником бюджетного права, не должны противоречить нормам, содержащимся бюджетном законодательстве. Наиболее сложная проблема бюджетном устройстве бюджетный федерализм, бюджетные взаимоотношения центра и регионов В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации доходная часть территориальных бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций кредитных ресурсов. Закрепленные доходы это доходы, полностью поступающие соответствующие бюджеты Например, по действующему законодательству за бюджетами субъектов Федерации закреплен налог на имущество предприятий, за местным бюджетом налог на имущество физических. Таким образом, бюджетный кредит является одной из специальных разновидностей государственного кредита.

Бюджетный процесс это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Деятельность государства от начала составления федерального бюджета до утверждения отчета об его исполнении длится около трех с половиной лет Этот срок называется бюджетным циклом. Органами государственного муниципального финансового контроля являются. Муниципальные образования целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета создают муниципальные казначейства и или иные финансовые органы должности соответствии с уставом муниципального образования и законодательством. Финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие процессе осуществления государством финансовой деятельности, деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит том, что они возникают процессе финансовой деятельности государства Отсюда и другая их особенность они представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов, денежных средств Это финансовые отношения, одной из сторон которых всегда выступает государство или его орган. Своеобразие предмета регулирования обусловливает и особенности метода регулирования, свойственного финансовому праву. В науке финансового права содержатся различные определения финансовоправовых отношений М В Карасёва, например, отмечает, что финансовое правоотношение есть общественное отношение, основанное на финансовоправовой норме, являющееся, сущности, экономическим отношением, возникающим сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, имеющим властноимущественный характер и выражающим публичные интересы То есть предметом финансового права являются общественные от ношения, возникающие процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов целях реализации его задач. Такие виды финансовых правоотношений соответствуют систематизации норм финансового права по этому же признаку.

Понятие финансовое право может употребляться двух аспектах как отрасль права и как отрасль правоведения. Финансовое право, являясь отраслью права, регулирует общественные отношения, возникающие процессе осуществления финансовой деятельности, деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств. Наука финансового права это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансовоправовых норм На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансовоправового регулирования общественных отношений области финансов Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и первую очередь, теории права и государства. В общей части курса выявляется единство финансового права, изучаются его предмет и метод правового регулирования, раскрывается специфика финансовоправовых норм, выявляются особенности форм и методов осуществления финансовой деятельности и финансового контроля, определяется место финансового права общей системе российского права. Источниками финансового права являются различные нормативные акты Основополагающие нормы финансового права содержатся Конституции. Организационные финансовые отношения это отношения, которые возникают процессе организации денежной системы страны целом и финансовой системы государства частности, системы финансовых учреждений государства, обеспечения их деятельности К общему признаку организационных и материальных финансовых отношений относится то, что они обусловлены существованием государства и являются продуктом его финансовой деятельности. Н И Химичева рассматривает качестве основного метода финансовоправового регулирования государственновластные предписания одним участ ником финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени го сударства и наделенных связи с этим соответствующими полномочиями Такой метод, пишет Н И Химичева, свойствен и другим отраслям права, например, административному Но финансовом праве он имеет специфику своем конкретном содержании, а также круге органов, уполномоченных го сударством на властные действия Большая часть таких предписаний исходит от финансовокредитных органов государства, созданных специально для осу ществления финансовой деятельности И далее Участники финансовых от ношений, которым они адресуют свои предписания различные органы госу дарственного управления, организации, находятся во взаимосвязи с этими органами и зависимости от них лишь по линии функций финансовой дея тельности Финансовое право Учебник Отв ред проф Н И Химичева. Основной рычаг государства по аккумуляции денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти, да и общества целом это налоги Поэтому нормами финансового права регулируется и институт налогов Институт налогов один из самых важных финансовоправовых институтов государства. Нормами финансового права регулируются и вопросы организации страхового дела, страхования Большое значание для финансовой системы государства имеет правовое регулирова ние денежного обращения и расчетов, валютных отношений.

В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и. Финансы это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода Они являются средством контроля над производством и распределением материальных благ А также средством стимулирования развития государства При этом надо иметь виду, что финансы и финансовые отношения это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми Так, деньги, обслуживающие отношения куплипродажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права гражданским, административным и. Вопервых, эти знания воплощаются форме финансовоправовых категорий Финансовое право как наука характеризуется тем, что ее содержание это система связанных и скоординированных основных понятий государственные финансы, финансовая деятельность государства, финансовые акты, финансовоправовые нормы, бюджет, налоговая система, банковская система Все другие категории и понятия представляют собой конкретизацию и развертывание основных категорий. Аналитическая функция состоит классификации, комментировании финансовоправовых норм, приведении всех этих норм стройную систему. Итак, предмет финансового права это общественные отношения, возникающие процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов целях реализации его задач. Применяется практика правового регулирования посредством ведомственных правовых актов актов Министерства фи нансов, Министерства государственных доходов, а по некоторым вопро сам и Нацбанка Республики Казахстан. В финансовом праве используется два метода правового регулирования императивный и диспозитивный. Средства бюджетной системы образуются основном за счет обязательных платежей физических и юридических лиц налогов, сборов, пошлин Кроме того, к источникам формирования бюджетов относятся добровольные взносы денежных средств приобретение облигаций, других ценных бумаг, вклады населения государственных банках и Однако подавляющее количество средств аккумулируется с помощью налогов Поэтому налоговые отношения составляют важнейший пединститут финансовой системы Российской Федерации. В юридическом смысле бюджет это финансовый план образования и расходования денежных средств бюджетных фондов различного уровня, утверждаемый соответствующими пред. Бюджет является основным, универсальным финансовым планом государства, поскольку кроме него действуют и другие финансовые планы сметы, балансы предприятий, учреждений, организаций Кроме того, бюджет государственного или муниципального образования охватывает практически все области, группы общественных отношений, где государство осуществляет свои функции Исключение сделано лишь для некоторых групп общественных отношений, финансирование которых происходит форме внебюджетных целевых фондов.

Как видно их определения, бюджетное устройство государства зависит от государственного и административнотерриториального устройства страны Одно дело, если это унитарное государство, другое если федеративное Российская Федерация. Возможно и другое понимание принципа реальности бюджетной системы элементы бюджетной системы и система связей между ними законодательно закреплены и существуют реальной действительности В этом смысле принцип реальности проводится не всегда последовательно, что было показано на примере местных бюджетов. В бюджет текущих расходов попадают все другие расходы расходы на содержание и ремонт жилищнокоммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования и. С И Иловайский признавал финансовое право самостоя тельною отраслью знаний, имеющей свою особую область ис следований и вступал полемику с теми, кто пытался отожде ствить предмет финансового права с предметом политической экономии. И И Янжул отмечал, что предметом финансового права яв ляется финансовое хозяйство, а главной задачей юридическодогматическое изучение финансовых законодательств их историческом развитии или современном состоянии. В тех случаях, когда финансовокредитные органы выступа ют качестве органов, осуществляющих финансовую деятельность, уполномоченных собирать денежные средства, финанси ровать, кредитовать утвержденные соответствующим органом власти мероприятия по развитию народного хозяйства, просве щения, здравоохранения и их деятельность и возникаю щие связи с ней отношения регулируются финансовым пра.

Второе научное направление строится на тезисе органиче ской самостоятельности финансового права, возникшего и сформировавшегося под воздействием объективных социаль ных, экономических и юридических причин параллельно с дру гими правовыми отраслями Представителями указанного на правления являются В П Безобразов, В В Бесчеревных, С И Вильнянский, Л К Воронова, О Н Горбунова, М А Гурвич, А Н Зак, С В Запольский, С И Иловайский, Б А Крынская, В А Лебедев, П С Пацуркивский, Е А Ровинский, И Т Тарасов, Н И Химичева, И И Янжул. В А Лебедев включал состав финансового права государ ственные потребности и организацию их удовлетворения поня тие финансового хозяйства и финансовых учреждений государственные доходы устройство земского и общинного финансо вого хозяйства способы покрытия чрезвычайных потребностей, учение о государственном кредите. Следует отметить, что расцвет науки финансового права и соответственно правовой отрасли пришелся на период 1960 1980х гг В этот период предмет финансового права включал себя широкий спектр правовых институтов, а финансовопра вовая наука обогатилась серьезными фундаментальными труда ми, посвященными различным видам финансовых правоотно шений В трудах советских финансистов были решены важные теоретические вопросы финансового права, сформулированы приоритетные направления развития финансовоправовой нау ки, заложены основы для последующих научных исследований В числе научных работ, ставших классикой российского фи нансового права, следует назвать монографии Е А Ровинского Основные вопросы теории финансового права 1960, М И Пискотина Советское бюджетное право 1971, Н И Химичевой Субъекты советского бюджетного права 1979, Л К Вороновой Правовые основы расходов государст венного бюджета 1981, С Д Цыпкина Финансовоправо вые институты, их роль совершенствовании финансовой дея тельности советского государства 1983 Среди учебников и учебных пособий по финансовому праву, имеющих важное тео ретическое значение, учебники финансового права под ре дакцией В В Бесчеревных и С Д Цыпкина 1967, под редакцией Е А Ровинского 1971 учебные пособия В И Ли совского Международное торговое и финансовое право 1974, О Н Горбуновой Совершенствование финансовопра вовых институтов современных условиях перестройки управ ления народным хозяйством 1988. Нормы финансового права зависимости от особенностей регулируемых ими общественных отношений группируются различные структурные под разделения Наиболее крупными подразделениями финансового права явля ются общая и особенная части Впервые такое деление было введено тео рию финансового права. Общая часть финансового права включает себя нормы, закрепляющие основные начала финансовой деятельности, ее задачи, формы и методы осу ществления устанавливающие компетенцию субъектов управления финан сами, порядок осуществления финансового контроля Эти нормы имеют зна чение для всех финансовых отношений Нормы, регулирующие отдельные виды финансовых отношений, образуют финансовоправовые институты, объе диняющиеся особенную часть финансового права В теории права существует точка зрения, согласно которой особенной части финансового права объеди няются не только финансовоправовые институты, но и более крупные подраз деления, представляющие собой совокупность институтов разделы подотрас ли права. Таким образом, данные определения предмета и понятия финансового права увязаны не только с государственными, но и с муниципальными финансами, а также учитывают их классификацию на централизованные и децентрализованные. Данная классификация проведена по субъектному составу отношений Возможна классификация и по другим критериям, например, по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и Разнообразие подходов при классификации финансовых отношений углубляет представления о предмете финансового права. Четкость правового регулирования финансовых отношений важна не только для обеспечения должной организованности работы государственных органов, органов местного самоуправления, но и для соблюдения интересов государства, муниципальных образований, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений, а конечном итоге для выполнения государством своих функций.

В его развитии можно видеть следующие наиболее существенные направления. Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица и иногда должностные лица. Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные законодательстве Однако, как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер. Хотя названные институты являются смешанными по составу, они дополняют систему финансового права, придавая ей завершенность и целостность. Финансовоправовые нормы содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, формирования и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и Содержание финансовоправовых норм обусловило их основном императивный повелительный характер Как правило, они содержат требования, выраженные категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Например, финансовоправовых нормах содержатся адресованные предприятиям и гражданам требования вносить установленные налоги государственный или местный бюджет при наступлении предусмотренных сроков, представлять отчеты и иные документы для проведения контроля со стороны компетентных органов, совершать другие действия, обеспечивающие аккумуляцию распоряжении государства денежных средств и их использование соответствии с утвержденными планами Вместе с тем целях соблюдения прав и интересов плательщиков установлены обязанности государственных органов возвращать им излишне взысканные платежи.

Далее названной группе источников финансового права следует выделить федеральные законы. Таким образом, экономические и финансовые отношения соотносятся как целое и часть, поскольку все финансовые отношения являются экономическими, но не все экономические отношения можно рассматривать как финансовые Экономические отношения трансформируются финансовые только тогда, когда возникает публичный интерес, который проводится жизнь властным субъектом, реализующим свою финансовую политику, и возникают денежные отношения, сопровождающиеся процедурами учета денежных средств. Если рассматривать исторический процесс развитии, то по мере становления и укрепления государственности все больше элементов финансовых отношений наблюдается экономической деятельности страны Поэтому можно говорить о том, что современном обществе с развитой экономикой возникает некий конгломерат финансовоэкономических отношений. Финансы не охватывают всех денежных отношений например, денежных отношений, возникающих связи с куплейпродажей, оплатой труда и др носящих главным образом эквивалентный характер Содержанием финансовых отношений являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений В то же время категории финансов и денег взаимодействуют, переходят из одного качества другое. В таких же формах осуществляется и муниципальный кредит На этом уровне также образуется муниципальный долг путем заимствования средств органами местного самоуправления В свою очередь органы местного самоуправления могут предоставлять находящиеся их ведении средства во временное пользование. Фактическим материалом для финансового права является законодательство, государственная финансовоправовая практика, данные других правовых наук и экономической науки, следствия конкретных социальных исследований Но фиксация и описание фактов это еще не наука. Наука финансового права включает себя целеустремленный сбор, научную обработку, научную классификацию фактов финансовой деятельности, включение их систему понятий финансово правовых институтов, выявление закономерностей развития финансовых явлений и отражения их научных определениях Потому на наш взгляд, существенным элементом науки финансового права являются научные понятия, категории, которые являются следствием обобщения фактического материала и отбивающие сущность и основные закономерности развития финансов и финансового права К сожалению, науке финансового права повезло не более чем другим правовым наукам.

Как и каждая наука, наука финансового права имеет свойственные только ей предмет и методы исследования, категориальнопонятийный аппарат, свое содержание Она часть юридической науки целом. И далее Участники финансовых отношений, которым они адресуют свои предписания различные органы государственного управления, организации, находятся во взаимосвязи с этими органами и зависимости от них лишь по линии функций финансовой деятельности, то есть отношения власти и подчинения при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения по вертикали. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов Определенную группу финансовых отношений составляют отношения, которых участники находятся подчинении по вертикали министерства, ведомства и подчиненные им предприятия, однако эти отношения связи с переходом к рыночной экономике теряют свое былое значение Властность как суть метода финансовоправового регулирования имеет свои проявления, которые служат характеристиками этого метода. Но финансовая самостоятельность местного самоуправления законодательно ограничена вопросами местного значения и не может выходить за полномочия, предоставленные нормативными финансовоправовыми актами федерального уровня и субъекта. Объектом всех видов финансовых отношений служат деньги или денежные обязательства Но международный характер они приобретают лишь тогда, когда складываются процессе внешней деятельности государства, выполнения его внешних функций и задач В связи с этим финансовые отношения характеризуются тем, что они основываются на принципах международного права и, прежде всего, на принципе уважения государственного суверенитета Международные финансовые отношения характеризуются также и тем, что они являются межгосударственными Межгосударственный характер проявляется не только том, что их установление происходит на основе международных договоров и соглашений, но и том, что их реализация отнесена к компетенции внутригосударственных органов, связанных с финансовой деятельностью государства, с его финансовыми и кредитными институтами Финансовые обязательства, вытекающие из межгосударственных финансовых отношений, отражаются национальных государственных бюджетах, платежных балансах государств и других государственных финансовых актах. Международное финансовое право является производной от международного публичного права По нашему мнению, международное финансовое право является частью отраслью, подотраслью международного публичного права. Исследование проблем международного финансового права может дать положительные результаты для практики лишь том случае, если оно будет опираться на основы международного права и их проявление межгосударственных финансовых отношениях, а также на основы национального финансового права.

Основной задачей этой главы будет рассмотрение представленных Видов финансовых правоотношений, их анализ. Таким образом, будучи подотраслью финансового права узком смысле, банковское право является частью отраслевого образования более высокого уровня, которое входят также нормы других отраслей российского права, например гражданского банковское право как комплексная отрасль российского права. В целом по аналогии с банковским правом отношения области страхования являются предметом других отраслей российского права, например гражданского права Таким образом, нормы права, регулирующие обязательное страхование, расположенные структурно пределах финансового права, являются частью межотраслевого правового образования. Метод финансового права это метод властных предписаний, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Применительно к институтам финансового права можно выделить бюджетные правоотношения налоговые и неналоговые правоотношения финансовые правоотношения областях государственного кредита, страхования, банковской деятельности правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов финансовые правоотношения области денежного обращения и расчетов валютные правоотношения. Финансовый контроль это контроль за финансовохозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов Все государственные органы занимаются финансовым контролем, включая специальные контрольные органы при участии хозяйствующих субъектов и общественных организаций Их права, обязанности и ответственности строго регламентированы законодательством. Текущий финансовый контроль ежедневно осуществляется финансовоэкономическими службами предприятий с целью проверки целесообразности расходования денежных средств при исполнении бюджетов Опирается на данные бухгалтерского, налогового и управленческого учета. В зависимости от субъектного состава финансовый контроль подразделяется на государственный государственный и ведомственный, муниципальный, внутрихозяйственный, аудиторский общественный. Особенная часть включает основные разделы бюджетное право и бюджетный процесс, правовое регулирование доходов и государственных расходов, налоговое право, включительно право.

Реализуя Программу государственных гарантий, государство переходит от содержания лечебнопрофилактических учреждений к обеспечению граждан определенным набором их услуг, перестает гарантированно содержать все мощности медицинских учреждений, а выкупает у них для граждан определенные, востребованные и обеспеченные финансами объемы помощи Что, естественно, делает невозможным получение полного объема медицинской помощи бесплатно. Итак, по моему мнению, действующее законодательство сфере реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь нуждается совершенствовании следующих пунктах объем оказываемой бесплатной медицинской помощи должен обеспечивать не только лечение, но и профилактику, реабилитацию и адаптацию гражданина необходимо установить формы, основания и виды ответственности для лиц, отказывающих бесплатной медицинской помощи или ненадлежаще оказывающих государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатную медицинскую помощь некоторым категориям граждан необходимо четко регламентировать порядок оказания видов бесплатной медицинской помощи, при этом особое внимание, уделив реализации данного права инвалидами, порядку публичного контроля за оказанием медицинской помощи, порядку публичного контроля за расходованием бюджетных средств на оказание бесплатной медицинской помощи.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru