В чем специфика философии эпохи возрождения

Смысл термина возрождение связан с тем, что именно XIV происходит возобновление интереса к античной культуре, искусству, философии. Термин возрождение впервые встречается у итальянского историка искусства. Он высказал идеи о совпадении максимума и минимума, о принципе относительности, развиваемые рамках пантеизма. Бесконечное превращает знание о конечных соотношениях приблизительное относительное. Опыт, чувственность представали как первый шаг процессе познания, за которым следовали рассудок, разум и. Обет бедности гуманисты отвергают, но и не прославляют роскошь, часто отстаивают идеалы умеренного утилитаризма под утилитаризмом понимается позиция, согласно которой цель жизни и добродетель отождествляются с пользой. Атомистическую концепцию развивали приверженцы эпикуреизма Монтень, Галилей, пантеистическую. Движение рассматривалось стихийноматериалистически или пантеистически. Была утверждена установка – видимое еще не есть достоверное оно есть отражение скрытой за явлением сущности. Наряду с достоинствами взгляды Коперника имели недостатки признавалась конечность мира Солнце называлось центром всей Вселенной.

Под ней Бруно понимал индивидуальную сущность, сочетающую себе духовное и телесное начала и выступающую основной единицей бытия. Бесконечная Вселенная, понимании Бруно, имеет множество звезд, вокруг которых вращается множество планет. Впрочем, еще Платон Государстве, ссылаясь на Сократа, и Аристотель Политике рассуждали о методах удержания власти тиранами Правитель, учил Макиавелли, должен соединять себе черты лисицы чтобы избегать расставленных капканов и льва чтобы сокрушать противника открытом. Он должен придерживаться принципа твердой власти, необходимых случаях проявляя жестокость Возникает спорный вопрос что предпочтительнее – быть любимым или внушать страх. Он предложил устройство государства, которое на основе уравнительности и аскетизма избавило бы человека от его главного порока – эгоизма.

Это не означает, что платоновская мысль и его диалоги стали любимой формой философствования. Платонизм вошел эпоху Возрождения с многовековыми наслоениями с виде неоплатонизма, христианских наслоений. Николай Кузанский создает оригинальный метод познания, который называет ученым незнанием. Вместо однозначного религиозного объяснения они основывались на положении о естественном характере человека, на его земных интересах и потребностях. Это был резкий поворот от гуманизма, но он имел объяснение кризис моральных ценностей привел к разрыву между тем, что есть и тем, что должно быть Этот принцип помещался принцип автономии и стал основой нового видения фактов политики. Никколо Макиавелли был секретарем Флорентийской республики, видным дипломатом, трезвым и осторожным политиком.

Следовательно, политик не может полагаться на положительное человеке, но должен, принимая во внимание и отрицательное, действовать соответствии с ними. Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Многим мыслителям представлялось, что новому человеку лучше всего соответствует античное культурное наследие, которое средневековье было предано забвению. И это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения Ренессанса Но эпоху Возрождения было выработано всётаки новое, значительно отличающееся от античного, философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, Галилей, Коперник. Среди них можно назвать Возрожденческий платонизм и неоплатонизм, гуманизм, натурфилософия и пантеизм, новое естествознание. Для этого направления весьма важное значение имел также неоплатонизм Плотин. Гуманисты возрождают идеалы античных эпикурейцев, но без их спокойного и пассивного отношения к жизни.

Бессмысленно представлять себе Бога как чтото изолированное, он есть мировое целое. Мыслители Возрождения ставили и разрешали важнейшие философские проблемы форме натурфилософии Бруно, Кампанелла, Парацельс, философии природы, разрабатывали проблему материи, возникновения и уничтожения, движения и развития. Среди представителей этого направления следует указать Николая Коперника, Иоганна Кеплера и Галилео Галилея. Структура и специфика философского знания По свидетельству античных авторов Диоген Лаэртский, слово философия встречается впервые у Пифагора, а качестве названия особой сферы знания, термин философия Знание объективная реальность, данная сознании человека, который своей деятельности отражает Чувственное и рациональное познании Знание человека первоначально существует виде определенных образов сознания. Сознание, самосознание, бессознательное Сознание одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а так же специфические механизмы и форм. Сознание и язык Проблемы сознания и языка, соотношения мысли и слова интересовали философов с самого начало возникновения философии. Социальная философия предмет, метод, структура Человеческое познание подчиняется общим закономерностям. Накопление опыта и первых естественнонаучных натурфилософских знаний привело к формир.

Основные философские проблемы периода патристики и способы их решения Патристика от греч. Основные философские проблемы периода схоластики и способы их решения Философия средние века преподавалась лишь монастырских школах, где ее изучали будущие священники и церковные служители. Своеобразие Нового времени определялось промышленной и научной революциями. Философия Канта Основателем немецкой классической философии является Иммануил Кант 17241804. В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода докритический и критический. Основные идеи прагматизма высказал Чарлз Пирс, за тем эту доктрину разра. Чтобы появились совершенно новые по сравнению со Средневековьем каноны изображения человека и окружающей его действительности, философия эпохи Возрождения должна была выработать новые принципы и идеалы. Несмотря на то, что эпоха Возрождения воспринимается как резкий и практически противоположный поворот от идей и ценностей Средневековья, она не возникла на пустом месте. Гуманисты заимствовали идеи Платона о божественном характере всей Вселенной, о присутствии Бога во всех частях мироздания и о возможности практического единения человеческой души с Торцом. Однако Ренессанс был бы невозможен без влияния предшествовавшего ему тысячелетия.

В противном случае одной из главных составляющих мысли эпохи Возрождения не стал бы секуляризм – концепция о необходимости отделения религии от политической, правовой, образовательной стороны жизни. Вопервых, это антропоцентризм как учение о божественном достоинстве человека, о его могущем разуме и творческом потенциале. Фактически натурфилософия является предшественницей науки современного типа она переняла основные идеи о строении и принципах функционирования мира у античных учёных и философов и принялась их развивать – концепции атомистического строения Вселенной Строение Вселенной небесная структура. А полноценный человек философии эпохи Возрождения это лишь тот, кто реализует свои таланты посредством творчества – создавая картины, сочиняя стихи, строя здания, занимаясь научной или филологической деятельностью, овладевая мастерством врача, учителя, инженера и так далее. Философия Ренессанса не была демократической современном понимании этого термина. И этом направлении наблюдались различные, порой полярные рассуждения.

Другие философы склонялись к пантеизму и неоплатонизму, то есть пониманию Бога не как личности, а как Высшего Разума, присутствующего везде и во всём например, Джордано Бруно. Прелюдия эпохи Возрождения начинается 14 веке с личности Франческо Петрарки, эпилог приходится на начало 17 века, на период творчества Кампанеллы последнего представителя эпохи Возрождения. Происходит очищение философии от гуманизма и ориентация на познание объективной природы, осмысление и обобщение результатов науки, утверждение философского материализма. Познание рассматривается как зеркальное действительности сознании человека. Именно они заложили фундамент эмпиризма источник познания опыте. Истина по Бекону это точное отображение предметов и явлений природы. Средством познания сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме. В причине должно быть по крайней мере столько же реальности сколько ее.

В отличие от Френсиса Бекона, который разрабатывал индуктивный метод и обращался к опыту, Рене Декарт обращался к разуму. Возвращение Гоббса Англию 1631 году было ускорено поступившим к нему предложением вернуться семью покойного графа Девонширского и взять на себя заботу о воспитании его сына. Согласно пантеистическому представлению, Бог как сущность вещей находится всюду. Особенно большое значение гуманисты придавали человеческому разуму, его безграничным возможностям, они воспевали творческие дерзания разума, который то же время способен подчинить своему контролю все чувственные побуждения, все добрые начала человеческой натуры. Если определить центральные проблемы философских исканий Николая Кузанского, то они сводятся к двум отношение Бога к миру и человеческое познание. Он различает четыре ступени познания мира чувственное ощущение восприятие вместе с воображением, рассудок, разум и мистическое сверхразумное созерцание интуиция. Галилей путем ряда экспериментов создал важную отрасль механики – динамику Эти же законы были применены Галилеем для доказательства физической реальности теории Коперника, которая была непонятна большинству людей, незнакомых с законами механики.

Они выразители чувственноэмоционального начала русском рациональном сознании. Возможность – это то, что еще не стало реально существующим на личном бытие. Руссо, к примеру, допускал бессмертие души человека и загробное воздаяние. Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения который провозглашает идею блага человека главной целью социального. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны, а их стремление к мирской жизни постоянно приходит противоречие со стремлением тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. Присутствие Бога философии даже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как социальному институту. Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для Макиавелли политика, которой существуют естественные причины и полезные правила, позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но несомненная заслуга мыслителя состоит том, что он низвел политику с высот заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до науки, с другой — до искусства возможного. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского.

Эта эпоха свои самые высокие достижения демонстрирует художественной культуре Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрандт, Франциск Скорина, Шекспир, Сервантес. Явления или феномены – это продукт деятельности самого сознания этом Кант – субъективный идеалист. Практическая деятельность людей – преобразование природного мира и преобразование людьми самих себя – является основой изменений культуре философии. Основной принцип материализма – принцип первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Основу бытия составляют материальные отношения, которые существуют обществе, например производственные отношения, бытовые, отношения, связанные с продолжением рода. Интеллект устроен по принципу кинематографа он, имея дело с мёртвой реальностью, дробит реальность на картинки и создаёт иллюзию жизни. Сколько бы мы не проникали вглубь явлений, наше знание все же будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле, и сколько бы не увеличивались наши знания, их границы не могут исчезнуть. В работе недвусмысленно выражена идея бессознательного, притом активного, творческого начала. Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Согласно Фейербаху, тело его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”.

По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека это другой человек, ”Ты”. Главная идея герменевтики существовать значит быть понятым. Время как сеть интенциональностей есть средоточие сознания и человеческого бытия и основное средство его описания. Для Хайдеггера истина как истинное бытие укоренена способе бытия человека, которое характеризуется как раскрытость. Осуществление “живого всеединства”, по Соловьеву, свершилось лице Христа.

Сам Соловьев, как мы помним, не смог пойти этом направлении до конца и всетаки склонился к традиционному построению метафизики через систему отвлеченных начал. Недостаток традиционной, классической интерпретации бытия заключается том, что бытие фиксируется познавательном отношении между субъектом и объектом, причем бытие приписывается именно объекту, а субъект оказывается как бы вне бытия, вторичным по отношению к бытию особенно резко Бердяев критикует неокантианцев, у которых бытие исчезает и из объекта. Отсюда вытекает иррационализм автора, который хочет строить свою философию из Откровения свободного от тирании разума, ограничивающего человека его религиозном поиске. На наш взгляд важно показать религиозную жажду выдающегося русского мыслителя, вылившуюся ряд талантливых произведений. Ежедневная потребность человеческого организма фосфоре составляет. С той же определенностью, с какой мы утверждали, что нет двух абсолютно тождественных вещей, можно говорить, что нет двух абсолютно раз­личных вещей, не имеющих между собой ничего общего. Наука имеет дело с обобщениями и оперирует общими понятиями, что дает возмож­ность устанавливать законы и тем самым вооружать практику пред­видением. Если игнорирует­ся изучение единичного, то тем самым обедняется знание общего, особенного там, где индивидуальные особенности составляют су­щественную сторону данного объекта, например данной рево­люции данной стране, данного человека.

Кант, например, был уверен, что физика Ньютона это не описание природы, а наука о принципах эмпирического исследования причем, эти принципы не из опыта, а для опыта. Благодаря определенному выработанному ею мировоззрению личность может осознанно и целенаправленно реализовывать свои сущностные силы. Личность характеризуется способностью к самооценке, она обладает самосознанием, мировоззрением, волей, характером, нравственными и эстетическими установками. На этом уровне не действует мораль и нужно большое количество надзирателей и контролеров. Взаимоотношения между личностью и обществом достаточно сложны, идеальном варианте они должны быть такими, чтобы общество способствовало развитию личности. Homo – человек, humanus – человеческий, а нового мировоззрения – гуманизм. Он учил о том, что мир имеет божественный характер, зависит от бога, но не был сотворен им, существует вечно. Человек имеет право формировать собственную личность посредством свободной воли и выбора, посредством собственной активности. В результате Реформации католическая церковь утратила монополию Западной Европе. Валла обосновывает полноценность жизни человека духовная жизнь невозможна без телесного благополучия, всесторонней деятельности человеческих чувств.

Другие интересы, например забота о чести и почестях, следуют за собственническим интересом. Народ, бежавший на остров, решил вести философский образ жизни общиной, создав такое государственное устройство, которое исходит не от Бога, а представляет собой прямой результат деятельности человеческого разума. На самом же деле и сознанием своим, и способностями к различным видам деятельности человек обязан животным и природе вообще. Характер долженствования, столь свойственный рассуждениям Бруни, явно свидетельствует о несоответствии его представлений реальностям того времени, но то же время позволяет оценить непоколебимость его философской позиции, питаемой более истинами чистого созерцания, чем конъюнктурой текущего момента. Хотя эволюция понятия фатума осуществлялась русле идеи однозначного предопределения и для концепции свободы оказалась непродуктивной, тем не менее, она оказала бесспорное влияние на формирование идеи естественнонаучного закона. На смену авторитарному стилю церкви, утверждавшей греховность человека, противовес господству аскетических установок средневекового мировоззрения пришло признание уникальности, неповторимости человеческой личности, её права на земное счастье, гармоническое развитие. Однако это убеждение сочеталось у него с отрицательным отношением к жестокости иерархической организации церкви, к догматизму, порождающему ханжество.

С него, поэтому всего удобнее начать изложение философии Нового времени. Гуманистическое мировоззрение включало себя антиклерикальные от. Элеец Ксенофан, например, писал Вечно на месте одном пребывает, не двигаясь вовсе, переходить то туда, то сюда ему не пристало. В древнегреческой и древнеримской философии социальная проблематика содержит более широкий спектр. Исходным пунктом философских размышлений стали догматы Священного писания. При этом против христианства широко использовалась философия неоплатонизма. Августин рассматривал два противоположных вида человеческой деятельности – град земной государственность, которая основана на любви к себе, доведенной до абсолюта, презрения к Богу, и град божий – духовную общность, которая основана на любви к Богу, доведенной до презрения к себе.

Ценной для историкофилософской мысли является и теория познания Ибн Сины. Одно за другим следуют крупнейшие открытия первые печатные книги огнестрельное оружие Колумб открывает Америку Васко да Гама, обогнув Африку, нашел морской путь Индию Магеллан своим кругосветным путешествием доказывает шарообразность Земли возникают география и картография как научные дисциплины вводятся символические обозначения математике появляются научная анатомия и основы физиологии возникает ятрохимия, или медицинская химия, стремящаяся к познанию химических явлений человеческом организме и к изучению лекарств огромных успехов достигает астрономия. Боккаччо своем Декамероне высмеивает развратное духовенство и тунеядствующее дворянство, прославляя пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан. Валла полагает, что душа есть нечто единое, хотя и выделяет такие ее функции, как память, разум, воля. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность пространстве он также выступает против теологического принципа конечности Вселенной пространстве и сотворенности ее во времени, хотя и оговаривается, что мир не является бесконечным том смысле, котором является Бог как абсолютный максимум.

Кузанский высказал ряд диалектических идей применительно к пониманию природы он увидел единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность природе. Эта идея была усилена открытыми Кеплером законами движения планет вокруг Солнца. В произведении Пробирщик золота он указывает, что частицам материи присуща определенная форма, величина, определенное место пространстве, движение или покой, но они не обладают ни цветом, ни запахом, ибо последние представляют собой восприятия субъекта. Поэтому проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени. Первая исследует прежде всего духовную субстанцию, связанные с ней принципы познания и бытия. Движение понималось Декартом как механическое – перемещение тел пространстве. Он учил о причинности двоякого рода внутренней имманентной и внешней механической.

В природе, по его мнению, не бывает ни рождения, ни смертей, а есть либо увеличение и развитие, либо свертывание и уменьшение. Таким образом он делает заключение, что единственный достоверный факт есть мышление Мыслю, следовательно, существую. Гольбах то же время полагал, что над всеми связями и действиями природе господствует строжайшая необходимость. Заслуга французского материалиста состоит том, что он рассматривает единую материальную субстанцию единстве ее атрибутивного свойства движения и таких форм ее существования, как пространство и время материя его представлении не некое абсолютное геометрическое тело, отвлеченная протяженность, а конкретная физическая реальность, с одной стороны, а с другой стороны, философское понятие для обозначения этой реальности. Гельвеций работе О человеке пишет Люди не рождаются, а становятся такими, кто они есть 69. Уничтожить эгоистические страсти человека значит уничтожить самого человека, считает Гельвеций. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики. По Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого сознания от ощущений, мышления, он воздействует на органы чувств, вызывая них ощущения. Кант считает, что всякое всеобщее и необходимое знание является априорным В свою очередь априорные суждения Кант делит на два типа аналитические когда предикат только поясняет субъект и синтетические когда предикат прибавляет новое знание о субъекте.

Через борьбу этих противоположностей происходит развитие самосознания человека. Ее разработке посвящены все его основные произведения Феноменология духа. В учении о бытии Гегелем обосновывается один из законов диалектики перехода количества качество и обратно, скачкообразность процессов развития, развития как прерыва постепенности. Для него категории и по форме и по содержанию не нуждаются чувственно воспринимаемом материале они как чистые мысли и ступени развития абсолютной идеи сами по себе содержательны и поэтому составляют сущность вещей. По Гегелю, мысль форме тезиса вначале полагается, а затем как антитезис противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью. Энгельс работе Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии показал, что левогегельянцы и правогегельянцы не уяснили до конца значения философии Гегеля, они не увидели противоречия между его философской системой и диалектическим методом. Система Гегеля представляла своего рода законченную философскую систему.

Фейербах выступал не только против идеализма, но и против вульгарного материализма Фохта, Молешотта, которые сводили психические явления к материальным физикохимическим и физиологическим процессам. Отдавая его Богу, религия подрывает нравственность, ибо побуждает человека во славу божию на поступки, несовместимые с нравственностью где мораль утверждается на теологии, а право – на божьих постановлениях, там можно оправдать и обосновать самые безнравственные, несправедливые и позорные вещи, – писал Фейербах. Вместе с тем естествознание не может существовать без методологического обоснования, поэтому борьба позитивизма против самостоятельного существования философии является беспочвенной. Фактичность мира объективна, бесспорна, у него есть своя история, которой нас не было и свое время не будет. Он отмечает, что понятие свобода при ближайшем рассмотрении отрицательно как отсутствие преград, помех.

Форма изложения философских идей у Ницше – это афоризмы, мифы, проповеди, полемика, декларации. Он отвергает традиционную трактовку истины смысле адекватности образа объекту, считает, что надо к истине подойти с точки зрения субъекта, а он разный толпа, герой, людское стадо, сверхчеловек. Воля к жизни должна проявить себя не жалкой борьбе за существование, а битве за власть и превосходство, за становление нового человека. В этой работе содержатся идеи протеста против современной Марксу социальной действительности и высказывается мысль, что философия способна выполнить роль Прометея, не склонить головы перед земными и небесными богами, а нести людям свет знания и свободы. Однако разработка Гегелем учения о развитии его наиболее полном виде не только высоко оценивается Марксом и Энгельсом, но и широко используется, том числе учение о противоречиях, о снятии противоречий как предметном движении, которое вбирает себя отчуждение и положительные моменты, о диалектике сущности, явления, кажимости, а также о диалектике случайности и необходимости, единичного, особенного и общего, абстрактного и конкретного, исторического и логического. Устами старца Филофея русская мысль признавала третьим Римом – Москву. Бытие вещей, – пишет он, – независимо от силы познания о них и существует само по себе 141. Свою философскую концепцию Чернышевский сознательно ставил на службу революционной демократии. То, что цель жизни есть самосовершенствование, – пишет он, – что совершенствование бессмертной души есть единственная цель жизни человека, справедливо уже потому, что всякая другая цель, ввиду смерти, бессмыслица. Здесь Леонтьев продолжает Данилевского как вопросе о трех стадиях развития, так и вопросе о единстве законов общества и природы.

Заметим, не Бог и не страх перед наказанием господним, как у многих мыслителей, а именно ответственность перед предшественниками и потомками. Этому истинному бытию противостоит вещественное бытие, которое, как и у Платона, представляет собой только отблеск, только тени от незримого очами. При этом всеединство у него не только мистифицировалось, но и романтизировалось и представлялось лице вечной, или божественной женственности – Софии. Свобода – это его сущность, связанная с его духом, это его внутренняя творческая энергия. Такой тип общества можно было бы назвать персоналистическим социализмом 177.

Для первого мораль покоится на стремлении к свободе, влечениях, любви. Прежде чем приступить к анализу современных философских теорий и концепций, остановимся на их матрицах – позитивизме, марксизме, неотомизме и экзистенциализме. Он сотворил все, что существует вне его, трансцендентен по отношению ко всему сущему, но сохраняет действенное присутствие мире. Таким образом, представители социальной философии франкфуртской школы обращаются к антропологической философии. Бунге, для Давида Армстронга сознание есть не что иное, как мозг, который выступает качестве посредника внешних и внутренних для организма стимулов и реакций человека. Антропоцентризм — учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся мире событий. Все работы деятелей Просвещения проникнуты идеей апологии разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные понимании смысла и значения русской идеи.

В своей работе Неудовлетворенность культуре Фрейд делает вывод о том, что прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины изза ограничения его природных желаний. В своем учении Рорти совмещает прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Господство прошлом религиозной идеологии имело печальные последствия для развития философии. Знание — это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение мышлении человека. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им духовную и материальную культуру. Согласно Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от любого отношения к практике и к интересам воли. Люди помимо своей воли заброшены этот мир, свою судьбу и живут чужом для себя мире.

Людвиг Витгенштейн — австрийский мыслитель, логик и математик. Он предлагал свести все научное знание к логике и математике, тем самым абсолютизируя значимость формальных преобразований, якобы могущих выразить содержательные утверждения о мире. Понятие — это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов. Субъект является сложной иерархией, фундамент для которой — все социальное целое. Со стороны познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект — без субъекта. Объективной диалектикой называется диалектика природы и материальных общественных отношений. Таким образом, противоречия, которые формируются системе, выступают как источник самодвижения и саморазвития, а переход количественных изменений качественные — как форма этого процесса.

Но образ предмета не пропадает сразу же бесследно, а запечатлевается и сохраняется памяти. Гносеология носит исторический характер, потому что она развивается вместе с развитием человека и человечества. Философы того времени под словом знание подразумевали прежде всего практическое, жизненное знание, а не отвлеченные абстрактные постулаты об устройстве мироздания. Мыслительный процесс, рациональное познание выступает дополнением к чувственному, когда человек силой мысли может проникнуть за мир видимый, постичь всеобщее и закономерное. Декарт предложил два принципа для научной мысли движение внешнего мира следует понимать исключительно как механистическое явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания. Единственно надежным методом познания Бэкон считал индукцию, ведущую к познанию законов. Неопозитивизм исследовал важнейшие проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания проблема соотношения чувственного и рационального познании проблемы факта проблемы веры проблемы познания и творчества проблемы логики познания проблемы логики роста знаний.

Истина является не объективной, а субъективной, духовной реальностью ее информационном и ценностном аспектах. Основной идеей древневосточной философии было единство трех реальностей — неба, земли, человека. Нужно осуществлять комплексное и то же время научное воздействие на почвы. Русский народ призван спасти человечество через новые формы жизни, искусства благодаря широте его нравственного захвата. Свобода и ответственность подлинной личности, которые требуют постоянного творчества и постоянных мук совести, страданий и переживаний, очень редко сочетаются со счастьем. Достоевский описывал неисследованные загадки и глубины человеческой души, пограничные ситуации, которые попадает человек и которых его личность терпит крах. Как наука философия истории возникла Новое время, этот термин ввел великий мыслитель Вольтер. В Средние века история человечества, как правило, определялась божественным провидением.

Как средство возвышения человека, совершенствования человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Массовая культура имеет и положительные стороны необязательно понимать основы кибернетики, чтобы работать на компьютере, можно лишь знать, каком порядке нажимать кнопки. На Утопии есть пятьдесят четыре города все они большие и великолепные. Причем нарисованные вещи предстают перед нами во всей их полноте, а мир картине выступает как обозначение сущего целом. Его книга была запрещена, однако приостановить дальнейшее торжество идей Коперника, Бруно и Галилея церковь была уже бессильна.

В экономике эта эпоха характеризовалась началом распада феодальных отношений и зарождением новых капиталистических отношений. У истоков итальянского гуманизма стояла колоссальная фигура Данте Алигьери, сумевшего Божественной комедии гениально выразить идеи о двойном предназначении человека, о самоценности его земной жизни и человеческом достоинстве. Главное человеке его добродетель, подлинное проявление добрых начал. Другие свои творения Бог ограничил строгими законами, но человека он создал свободным и разрешил ему самостоятельно творить свой образ. В эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, но самого себя. Человеческая личность внутренний человек приобрела невиданную ранее ценность. Он склоняется также к идее активной самореализации человека, его антропоцентризм выступает как противовес средневековому геоцентризму. Неоплатонизм как бы заново перестроил всю платоновскую систему, заново рефлектировал ее отдельные области и ступени и острейшим образом перевел все это на язык человеческого переживания, не отказывая бытию объективности, наоборот стараясь патетически и с энтузиазмом проникнуть его глубины.

Подобная философия, по утверждению Эразма, совершенно бесполезна, так как не ведет к истине и добродетели, а именно к совершенствованию добродетелях нужно прежде всего направлять усилия человека. Основные идеи, положенные основу этой системы, состоят следующем Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося центре мира. Побывал он разных европейских государствах — во Франции, Англии, Германии он был и Праге, где опубликовал Сто шестьдесят статей против математиков и философов. Петрарка был знатоком античной философии, ему принадлежит заслуга собирания рукописей античных авторов, текстологической их обработки. В результате этих процессов философии Ренессанса вырабатывается новая картина мира, приводящая как к отождествлению Бога и природы, так и к обожествлению самого человека. Как уже отмечалось, к основным чертам гуманизма относились антицерковная и антисхоластическая направленность, стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека, а также антропоцентризм особое внимание к человеку и его деятельности. Леон Батиста Альберти видный архитектор раннего Возрождения, живописец, поэт, музыкант и теоретик искусства.

В нем Помпонацци повторил уже многовековую тогда антирелигиозную мысль о трех великих обманщиках, впервые сформулированную средневековыми арабоязычными вольнодумцами из трех главных пророков Моисея, Христа и Магомета, основавших иудаизм, христианство и мусульманство, ошибались как минимум два как утверждают приверженцы каждой из этих религий, и тогда становилось обманутым большинство человечества. Впоследствии эти тезисы были опубликованы работе под названием Речь о достоинстве человека. Космос бесконечен, все процессы, происходящие нем, объяснимы с точки зрения природы и лишены священного смысла. На идеи великого итальянского ученого Джордано Бруно большое влияние оказали научные взгляды Николая Кузанского и Коперника, а также воззрения мусульманских средневековых философов. Кеплер составил Рудольфинские таблицы, которые дали возможность наиболее точного вычисления движения планет за всю предшествовавшую историю астрономии. Философия Христа призывала к возрождению идей и идеалов первоначального христианства, давно забытых католической церковью ради обрядового формализма, и была сформулирована первом значительном произведении Эразма Руководстве христианского воина. Однако, когда Генрих VIII решил встать на путь церковной реформы, чтобы завладеть богатствами католической церкви Англии, Мор оказался опале. Ренессансная философия противостояла схоластическому знанию, она дала иную интерпретацию старым ценностям, которая, конечном итоге, повлекла за собой изменение метафизических оснований уже рамках новоевропейской философии.

Астрономию и астрологию объединяет общая идея взаимовлияние и взаимодействие небесных светил. Оптимизм и гражданский пафос Эразма получили свое дальнейшее развитие только во взглядах автора знаменитой Утопии Томаса Мора 1478–1535. По каким параметрам отличается натурфилософия Возрождения от натурфилософии античности. Юм направление, согласно которому все знания о мире протекают из ощущения. Какие произведения великих художников Ренессанса Вам наиболее близки?. Отвечая на эти вопросы, философы эпохи Возрождения сходились том, что Бог не только Творец сущего, Он присутствует мире, сотворенных им вещах и силах природы. Бог рассматривается прежде всего как творческое начало, уподоблении которому главная задача и предназначении человека.

Существенным моментом программе философа было формирование всемирного единения, союза государств и народов, что должно было обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами. Шарль Этьен опубликовал учебник О рассечении частей тела человека с рисунками органов брюшной полости, грудной клетки, головы и конечностей. Уже говорилось, какое большое влияние на средневековую философию оказал вначале платонизм, а позднее аристотелизм. Сотворив человека и поставив его центре мира, Бог, согласно этому философу, обратился к нему с такими словами Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Но вся эта ценность личности средние века покоилась на союзе человека с Богом, то есть не была автономной сам по себе, оторванности от Бога человек никакой ценности не имел. У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единое характеризуется через противоположность иному, неединому. Также предлагаем сделать заказ уникального реферата, курсового, диплома. Происходит реабилитация человеческого тела – это не тяжкие оковы души.

Его труд Новый органон дает представление о предназначении науки, новые принципы исследования. Титанизм – установка мышления эпохи Возрождения, согласно которой человек должен превзойти границы человеческих возможностей и сравняться с Богом. Добродетель – это энергичность и сила, зачастую предполагающая, ситуациях, когда это необходимо, применение весьма жестоких методов управления. Френсис Бэкон 15611626 выразил базовую заповедь нового мышления афоризме Знание – сила. Только преодолев эти предрассудки человек, по мнению Бэкона, сможет достичь истинно научного знания. Таким методом стала индукция – метод рассуждения, предполагающий восхождение от частного к общему. Другим мыслителем, сделавшим наиболее значительный вклад разработку методологии научного познания, был Рене Декарт 1596–1650. Что же может быть источником этих аксиом, которые сами лежат основе познания индивида?. Разрабатывая методы рационального постижения мира, Декарт абсолютизировал метод дедукции, то есть рассуждения, предполагающего переход от общего к частному. Как и Томас Гоббс, Джон Локк искал предпосылки возникновения общества и государства сущности человека.

Но весьма упрощенно было бы считать, что понятие Возрождения отбивает лишь смысл той эпохи и что духовной жизни наблюдается механическое перенесение на тогдашний грунт культурного достояния античности. В узком смысле термин возрождение означал активное использование литераторами, философами, учеными богатых традиций античного наследия, широком — стал синонимом новой европейской культуры. Именно это время люди стали обращаться к трудам таких известных античных философов, как Платон, Аристотель.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru