Тест по философии по эпохе возрождения

Характерной особенностью философского мировоззрения средневековья являются. Знаменитое изречение Я мыслю, следовательно, я существую Cogito ergo sum принадлежит Декарту Бэкону Канту Гегелю. Философ, выступивший против вульгарного материализма Фейербах Гегель Шеллинг Маркс. Звездное небо надо мной и моральный закон во мне – два основных направления своей философии выразил. С философской точки зрения человек есть существо A биосоциальное B социальное C биологическое D религиозное E играющее. Основоположник атомизма A Демокрит B Аристотель C Анаксагор D Платон E. Первая заповедь буддизма гласит A Жизнь есть страдание B Жизнь есть любовь к человеку C Жизнь есть искание истины D Жизнь есть наслаждение E Жизнь вечна и неизменна. О чем шел спор между реалистами и номиналистами A О природе общих понятий универсалий B О Боге C Об обществе D О природе человека E О возможности познания. Фундаментальный принцип диалектического мышления – единство диалектики A логики и теории познания B и методологии C и умения говорить D и искусства спора E эпистемологии и методологии.

Каков наиболее фундаментальный критерий истины с позиции диалектического материализма A практика B общепризнанность C красота D полезность E отчетливость и ясность. Попперу является A принципиальная опровергаемость B связь с практикой C логическая соотнесенность с предшествующими знаниями D полезность E непротиворечивость. Тест с ответами на тему Философия средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени Пройти онлайн тест Философия Эпохи Возрождения бесплатно без регистрации и без. В Философии Платона идея лошади отличается от реальной живой лошади тем, что Идея первична, лошадь, вторична. Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит. Заметную роль становлении натурфилософии Возрождения сыграл ученый и художник Леонардо да Винчи 14521519. Натуралистическое толкование философскомировоззренческих проблем нашло отражение творчестве таких мыслителей позднего Возрождения, как. Признавая первичность материи, он развивает мысль о том, что Вселенная бесконечна и безгранична, едина и многообразна, вечна и неисчерпаема своих проявлениях. Кому принадлежит высказывание В религии мир открывается мне, философии я открываю. Человек эпохи Ренессанса – это не просто творец, а творец и художник одновременно. Однако бессмертную славу Томасу Мору принесла его Утопия произведение, описывающее жизнь на счастливом острове, затерянном гдето Новом Свете.

Открытия Коперника стали объектом ожесточённой борьбы церковь осудила и преследовала их, передовые мыслители его времени и последующих эпох сделали их своим боевым знанием, развивали дальше, устранив, например, такие ошибочные положения системы Коперника, как расположение всех звёзд на единой сфере и Солнца центре Вселенной. Он развивает философские представления Кузанского и астрономические воззрения Коперника. Своей жизнью и творчеством Джордано Бруно завершает эпоху Возрождения. Движение – философская категория, отражающая своим содержанием всеобщее неотъемлемое свойство бытия – изменчивость. Понятия движения, самодвижения, противоречия и взаимодействия являются весьма близкими по смыслу и взаимозависимыми по содержанию. Эта относительная устойчивость есть выражение сохранения качественной природы явления при одновременном наличии некоторых количественных изменений. Этот шаг и был сделан эпоху Возрождения с максимальной решительностью, которая вообще часто характерна для новаторов. Следовательно, мир совершенен, и не подвержен никакой поломке, значит, невмешательство Бога гарантированно.

Коперник утверждал, что не Земля, а Солнце является центром мироздания, а наша Земля вместе с другими планетами вращается вокруг своей оси, поворачиваясь к Солнцу поочередно одной, другой стороной, отчего и происходит смена дня и ночи. Из данного положения неизбежно следует, что у мироздания нет центра, и, следовательно, наше Солнце не является центром мира, как считал Коперник. Подобные догадки получили экспериментальное подтверждение только XX веке, когда с помощью сложнейшей техники мы окончательно удостоверились существовании иных планетных систем и галактик, разбросанных тысячами бескрайних просторах Вселенной, и увидели множество небесных тел, недоступных для наблюдения невооруженным зрением. Не случайно, наверное, противопоставлялись друг другу безупречность небесной сферы и несовершенство земной обители, а все идеальные и сверхъестественные сущности помещались человеком всегда на небо. Первую прямую разделим на отрезки по 5 см, а другую – на отрезки по. Хотя математические примеры и являются наиболее наглядными, совпадение противоположностей бесконечности можно увидеть и совершенно иных сферах. Как Сократ называл метод рассуждения, при помощи которого рождается новое знание. Какое из приведенных определений понятия гносеология является правильным?

Кому из философов ХIХ века принадлежит высказывание …Вечные песочные часы бытия переворачиваются все снова и снова… …Ницше. Среди перечисленных ниже характеристик эпохи Возрождения укажите лишнее…технократизм, аскетизм. Укажите предложенном ниже списке страну, ставшую центром Просвещения 18 веке…Франция. Укажите, что лежит основе гносеологии экзистенциализма…чувственное восприятие. Философы данного направления призывали человека к активному действию, борьбе, самосовершенствованию и смелости изменении мира. Философия реформации ставила своей целью проведение реформ католической церкви, демократизацию религиозных и государственных институтов, установление справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими. Среди них можно назвать Возрожденческий платонизм и неоплатонизм, гуманизм, натурфилософия и пантеизм, новое естествознание. Эпоха завершается появлением новых музыкальных жанров сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших утверждению гомофонии. Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. Эпоха Возрождения знаменует собой движение сторону утверждения самоценности индивидуального бытия личности. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения.

Бруно резко выступал против засилья католической церкви, церковной инквизиции, индульгенций. Каждый мир имеет свою специфику, вместе с тем находится единстве с остальными. А Чувства не участвуют некогда процессе познания Б познание не рационально. Космос понятие, впервые введенное Пифагором для обозначения упорядоченного единства мира, противоположность Хаосу. Примером идеи отношений является идея материнства, получаемая результате сравнения, сопоставления идеи родителя и ребенка. Теперь субъект понимается как атом, котором сосредоточен ансамбль существующих общественных отношений. Все это переплавляется у него своеобразную философскую форму, где яркие литературные эссе, проповеди, афоризмы, декларации, написанные подчас музыкальных ритмах, то и дело противоречат друг другу. Наукоцентризм приводит к желанию подчинить общественную жизнь законам правовым Локк, моральным Кант, экономическим и политическим Маркс. Субъекты не могут быть противоречивыми, противоречивыми могут быть лишь их высказывания. Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века. По Канту, арифметика возможна благодаря тому, что у человека есть внутреннее чувство времени. Греческие слова phileo любовь и sophia мудрость дали начало термину.

Знание предмета исторически обусловленных пределах есть Относительная истина. Идея линейной направленности общественной жизни возникла Средние века. Идея, что пространство это пустота, вмещающая себя все тела и не зависящая от них, впервые. Из нижеперечисленных форм познания представляет собой совокупность теоретически. Известный немецкий философ бесформенный материал который нуждается резчике. Кратчайший путь к глобальному мироустройству лежит через всесторонний гегемонизм. Личность, обладающая особыми качествами, отличающими ее от большинства людей характеризуется. Научнотехнический прогресс способствует росту этического нигилизма, считает. Начало материалистической традиции русской философии положил Ломоносов. Обоснование субстанциальной концепции пространства и времени связано с именем.

Перевоплощение души или личности цепи новых рождений по закону кармы индийской философии. Признание ведущей роли развитии общества промышленного производства и технического прогресса. Противопоставление знания и веры, утверждение их несовместимости средние века связано с именем. Развитие личности предполагает формирование Самосознания Развитие наук как смену парадигм, обосновал. Реализуя личностный подход осмыслении проблем бытия, философия предстает качестве. Религия существует постольку, поскольку существует Бог и его творение человек, ощущающий. С точки зрения диалектики источником развития выступают Внутренние противоречия. Свобода является условием творчества и формирования личности философии. Системнорационализированное мировоззрение, имеющее национальный и личностный характер.

Создателем религиознофилософского учения о всеединстве русской философии был Соловьев. Создателем теории локальных культурноисторических типов общества является Данилевский. Форма бытия, характеризующая протяженность, структурность любых материальных систем, обозначается. Каковы же характерные черты философии эпохи Возрождения, делающие ее своеобразным периодом развитии европейской философии и отличающие от философии средневековья и Нового времени? У истоков философской культуры эпохи Возрождения стоит Данте Алигьери 12651321. Второй путь, открываемый благодаря духу Святому, является путем наставлений духовных, превосходящих разум человеческий. Для Петрарки была характерна принципиально новая по сравнению с христианской саморефлексия, осознание богатства и многомерности человеческой жизни. Петрарка отвергает схоластическую ученость как болтовню диалектиков, бесполезную для активного, деятельного человека. Одной из проблем, требовавших нового осмысления являлась проблема человека как единства души и тела. В сочинении Валлы Диалектические опровержения, или Обновление всей диалектики и оснований универсальной философии дана критика схоластического силлогистического метода. Следует знать, что война всеобща, и правда – борьба, и что все происходит через борьбу и по необходимости. Наш интеллект через интеллектуальный образ человека познает некоторым образом бесконечное множество людей, но не тех различиях, которые они имеют между собой, а лишь объединяющем их родовом естестве.

С Поставьте соответствие каждому тезису, выражающему то или иное решение проблемы соотношения веры и разума, имя конкретного мыслителя. П Какие из нижеперечисленных идей характеризуют воззрения Джордано Бруно. П Кто из немецких философов проанализировал историческое движение человеческой мысли и выразил ее целостное, закономерное развитие понятиях мирового разума, абсолютной идеи. П Какое из приведенных ниже объяснений возникновения религии принадлежит. С Установите соответствие классиков немецкой философии и ключевых понятий их философской системы. Что обозначают понятия Брахман веданте и апейрон философии Анаксимандра. Римский философ, воспитатель Нерона, автор Писем к Луциллию, представитель стоицизма. Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли. Философ, автор Феноменологии духа, Науки логики, Философии истории, Философии права.

Кто является автором следующих произведений Весёлая наука, По ту сторону добра и зла, Человеческое, слишком человеческое. Что из нижеперечисленного не относится к основным чертам научного знания. Как Вы думаете, кому принадлежит следующее высказывание Идея романтической любви, согласно которой только один человек мире может быть предметом истинной любви и что главная задача найти именно этого человека, ошибочна. Разум должен быть принесён жертву вере человек должен отказаться от разума и только тогда он обретет истинную веру. Этот вариант так же является неприемлемым, так как если Бог не состоянии справиться со злом, то он не всемогущий. Если номинализм утверждает, что общие понятия существуют после вещей, а реализм утверждает, что общие понятия существуют до вещей, то концептуализм утверждает, что общие понятия существуют и до вещей, и после вещей, и самих вещах. Должен быть первый источник движения, который будет являться побудителем этого движения. Поскольку Бог бесконечен, то он каждую секунду творит новый мир создаёт бесконечное число миров. Установив этот принцип, мы ясно ви¬дим, что этика есть пустая наука, если она не сливает¬ся с политикой и законодательством из этого я заклю¬чаю, что, для того чтобы быть полезными для мира, философы должны рассматривать предметы с той точ¬ки зрения, с которой на них смотрят законодатели.

Но если, как доказывает математика, тридцать или сорок предметов могут быть сравниваемы столь¬кими различными способами, что никто продолжение очень длинной жизни не состоянии заметить все их отношения и вывести из них все возможные идеи, и если между нормально организованными людьми нет ни одного, память которого могла бы удержать не только все слова одного языка, но еще множество дат, фактов, имен, мест и лиц и, наконец, значительно больше шести или семи тысяч предметов, то отсюда я смело заключаю, что всякий нормально организованный человек одарен памятью значительно большею, чем та, которая ему нужна для увеличения числа своих идей что более обширная память не вызвала бы более об¬ширного ума и что не только неравенство памяти не является причиной неравенства ума, но что это послед¬нее неравенство есть исключительно результат боль¬шего или меньшего внимания, с которым человек наб¬людает отношения между предметами, или же плохого выбора предметов, которыми он обременяет свою па¬мять. Все люди, которых я называю нормально организо¬ванными, способны к вниманию, так как все научаются читать, знают свой язык и могут усвоить первые тео 628 ремы Евклида. Философия этой эпохи характеризуется новыми чертами, которых не было, или не могло быть философии средневековья.

Галилей объявил о том, что любой точке всего мирового пространства, все физические законы работают одинаково и, таким образом, для того, чтобы познать весь физический мир во всех его законах, нет необходимости проникать во все его уголки и выяснять, каковы там особенности природы. Нужно богословие этическое, которое эмоционально формирует душе человека спасительные помыслы через очищение души христианской любовью к Богу и к ближнему. Автор книги Опыты, которая представляет собой поучительные раздумья, основанные на собственной жизни. Говоря об эпохе Возрождения, нельзя не упомянуть Уильяма Шекспира. Жители острова живут счастливо, не зная бед и несправедливости, благодаря отсутствию частной собственности, а также централизованному распределению ресурсов. Это критическое мышление, не основанное на догмах и стремящееся выйти за рамки. Содержанием этой эпохи был переход от средневекового состояния общества феодального и религиозного к новоевропейскому буржуазному и светскому. Начало секуляризационным процессам положила Италия еще начале 14 века к 15 веку они достигают здесь своего расцвета, а к 16 веку охватывают большинство стран Европы, обретая общеевропейский характер.

Формирование идеала всестороннего и гармоничного развития человека осуществлялось с опорой на античные представления о самоценности человека и на понимание человечности качестве важнейшего результата развития культуры, а обоснование этого идеала потребовало пересмотра христианского представления о человеке и границах его свободы. А это означает, что утрата собственности равноценна социальной смерти, и человек скорее простит смерть отца, чем потерю имущества. Под здоровым разумом Монтень понимает здравый смысл, который наиболее силен простом народе, наиболее близко стоящем к материприроде. Исходя из анализа понятийного содержания приведенных названии античных терминов, автор сформулировал идеи, определившие последующее формирование детерминистских представлений как естествознании, так и обществознании. Реализация этой возможности осуществлена работах последователей Салютати, которые все большую роль предопределении судьбы отводят природе и все меньшую богу. Растворив бога обществе, он переносит принцип равенства из сферы взаимоотношений человека с богом плоскость реальных общественных отношений, наполняя его вполне земным содержанием социальное равенство и равенство потребления. Все это, по мысли Мора, составляющие неотчужденного состояния общества, благо которого совпадает с благом каждого. Мором толкование человека как природнобожественного и одновременно социального существа развивал Томмазо Кампанелла 15681639.

Аристотелевская физика сочетании с религиозными догматами и библейскими мифами давала весьма туманную картину движения вещей, оперируя такими понятиями, как природная тяжесть, цель движения, совершенство кругового движения и так далее. Зарождение новых производительных сил и производственных отношений обусловливает возникновение со второй половины XV и развитие естественных наук, появление новой гуманистической культуры. В своем наиболее известном произведении Государь Князь раскрывает побудительные мотивы деятельности людей материальный интерес, эгоизм. Здесь сложилась программа христианского гуманизма, оказавшая значительное воздействие на формирование мировоззрения Эразма Роттердамского и Томаса Мора. Выступает Эразм и против особенно распространенных эпоху Возрождения суеверий и псевдонаучных увлечений алхимических, астрологических. His third collection of essays, several newly written for this book, is strongly focused on the theme of how. Мысль эпохи Возрождения направлена на постижение самого человека его взаимоотношениях с миром. Космология Кузанского вела к признанию материального единства земной и небесной субстанции. Осуществить прирожденную человеку способность суждения он может только при соприкосновении с миром природы этой божественной книги, которой бог раскрыл себя человеческому знанию.

Флорентийские платоники логически завершили учение Кузанского о человеке, абсолютизируя его свободную творческую сущность, и выдвинули идею антропоцентризма. Бог выявляется мире как единство во множестве, а его внутреннее совершенство заключено несовершенстве мира. Можно отметить общие черты, присущие всем натурфилософским концепциям Возрождения. Небо есть материя, которой действует теплое начало, Земля находится обладании холода. В отличие от Бруно он не принимает божественности, активности материи. Пространство для него является бестелесной субстанцией, вместилищем материи, а время объективно и состоит из сменяющих друг друга бытия и небытия. Он развенчивает гуманистический миф о человеке, учение о божественности человека. Для Кеплера и Галилея наука занимается отношениями, которые можно выразить числом, математической форме, а традиционно считавшиеся научными вопросы о сущности мира, о смысле жизни. В центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не Космос античности и не Бог средневековья, а Человек. Не забывайте благодарить нас делитесь ответами на тесты социальных сетях, ставьте лайки нравится. Именно с ними связаны новые идеи философии, которая пришла на смену господству средневековой схоластики и патристики.

Каков же источник этой цели и смысла? В противоположность средневековой культуре, где на первом месте стоит Бог, Ренессанс рассматривает человека как высшую ценность. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге. Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут. Причем отстаивали даже не столько перед лицом инквизиции, а перед лицом появляющихся дельцов, которым природа нужна была нераздельное пользование. В религиозном самосознании передовых мыслителей Возрождения вся прежняя эпоха христианства представала теперь как темное суеверие, которое наконецто сменяется благочестием. Эпоха Возрождения была поворотной как культурной жизни, так и развитии цивилизации. Это ваше благородство — всего лишь некий блеск и пустое чванство, выдуманное людской глупостью и тщеславием. Я сам одобряю взгляд стоиков, который кажется мне наиболее верным благородство рождается из одной лишь добродетели.

Это соответствует евангельскому учению Иисус отвечал им не написано ли законе вашем Я сказал вы боги?. Он давал философскую интерпретацию догматов христианского вероучения, соединяя учения Отцов Церкви, прежде всего отрицательное богословие Дионисия Ареопагита, и наследие античных философов, прежде всего пифагорейский числовой символизм. Следовательно, Бесконечное, ускользая от всякой соразмерности, остается неизвестным 4. В тождестве самой себе, бытии самой собой — истина каждой вещи, ее божественность, ее абсолютность. Если бы человек или любое существо могло бы вполне осознать, чем оно является на самомделе, и удовлетвориться этим, оно слилось бы с Абсолютом. Как мы уже говорили, именно этот пункт церковного учения был особенно важен для мыслителей Возрождения, поскольку был основой для оправдания материального аспекта природы и человека.

Он был от века, как один из Ликов Троицы, совечный Отцу, именно Он был тем каналом, через который происходило излияние эманация всего сотворенного из Первопричины. Влияние Академии на дальнейший ход развития философии выразилось прежде всего создании здесь особой атмосферы философской и литературной жизни. Но Пико, действительно, не предлагает ничего нового, а лишь сводит воедино учение платонической традиции На земле нет ничего великого, кроме человека, человеке нет ничего великого, кроме разума и души. Подвергая Новый Завет филологической критике, подчас пристрастной, Эразм исходил из различия между непогрешимым Христом и апостолами, которые были простыми людьми и могли во многом ошибаться. Тогда Иоганн Пфефферкорн при поддержке католической церкви инициировал так называемое дело о еврейских книгах — попросту говоря, требование запретить и сжечь книги еврейских мистиков и вообще все древние книги, кроме Библии. Но и сам Телезио, и Кардано, и Кеплер, и практически все натурфилософы Возрождения понимали причинную связь природы и ее собственные начала гораздо шире, чем ученые Нового времени. Только обладая этими качествами, ученый имел шанс достичь успеха науке, которая общем и целом совпадала с магией точнее, естественной магией. Более того, для Бруно истинная религия и истинная философия конечном счете совпадают, так как Истина едина, а познание Истины есть наилучший способ почтить ее и приблизиться к.

Это учение заключается том, что одна и та же Единая Истина была открыта Богом человеку двумя способами через Книгу Природы и Книгу Откровения, такчто по любой из этих книг можно познать Причину и Начало мироздания, Бога. Бог, как первая субстанция, Первое Начало, Единое Начало Начал, есть, с одной стороны, активная возможность, идеальные формыпрообразы, согласно которым материей производятся все вещи. Такая смерть — наибольшее возможное для смертного человека приближение к бессмертию. Внутри Вселенной движение вечно, но сама она не движется, ибо она заполняет собою самй всю себя. Люди более старшего возраста могут вступать половые связи, но их потомство должно выбраковываться. Коперник считал, что Вселенная конечна, ее совершенная форма – сферическая, а естественное движение – круговое. Как называется от­каз от притязаний на истину воздержание от суждений.

Крестьянский сын, окончивший университет южнофранцузском городе ЭксанПрованс, значительную часть жиз­ни 1626—1645 был священнослужителем, каноником, а затем настоя­телем собора Дине. Здесь вполне ощутим и механи­цизм восстанавливаемых им принципов атомизма. Методология науки и философия человека у Паскаля Противоречие между антисхоластической методологией, возникав­шей неразрывной связи с новым естествознанием, и самой влиятель­ной то время идеологической и духовной силой – религией, получи­ло наиболее драматическое развитие деятельности и произведениях великого французского ученого и незаурядного философа Блеза Пас­каля 1623–1662. Проблема познаваемости мира выглядит совершенно иначе, когда встает мировоззренческий вопрос. Между тем при неизбежной двойственности человеческой при­роды нужно развивать себе естественную способность к мышлению. Идеи надо пересадить голову и считать, что человек приобретает их процессе своей общественной практической жизни, это простонапросто мысли, посредством которых мы преобразуем. Довольно часто воля к истине есть лишь выражение бессилия воли к творчеству.

Европа как бы вспомнила свое далекое прошлое, обращаясь к нему через эпоху Средневековья, когда богатства античности были преданы забвению. В своём произведении Лоренцо Валла ниспровергал церковные авторитеты, критиковал схоластику за искусственность и неистинность. Высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека. Неоплатонизм – идеалистическое направление, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранения из него противоречий и его дальнейшее развитие. Попытался объединить религиозные и философские учения произведении 900 тезисов. Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение её из узкогерманского международное явление.

В чём, по вашему мнению, состоит смена акцентов рассмотрении философской проблематики средневековья и Возрождения понятии антропоцентризм. Прокомментируйте современные высказывания о гуманизме эпохи Возрождения и дайте им оценку. По мнению Петрарки, философия должна исследовать жизнь, быть школой жизни, размышлять над её проблемами. Выдающимся ученым и мыслителем эпохи Ренессанса был Галилео Галилей 15641642, основная заслуга которого состоит обосновании экспериментальноматематического естествознания. Не случайно католическая церковь преследовала Галилея, вынудив его отречься от своих взглядов. Кроме того, индукция не дает общих выводов с необходимостью, она не дает необходимого и всеобщего знания этом основной порок индуктивизма и эмпиризма.

Чтобы довести эти идеи до ясного сознания, необходимо размышление, сочинение, которое занимает системе Декарта значительное место. Каким образом они совпадают, если они вообще совпадают? Супернатурализм ведет к ориентации всей жизнедеятельности человека на спасение души. Человек — образ и подобие Бога, разум и свободная воля различать добро и зло делают его представителем Бога мире. Находки древних кумранских рукописей пещерах близ Мертвого моря, а также многие сведения, добытые поколениями ученыхбиблеистов, под­тверждают реальность Христа. До христианства и после него ни одной из религий мира не появлялось образа страдающего Бога. И хотя эпоха Возрождения не оставила великих философских систем, а философское творчество разворачивалось основном форме осовременивающего воспоминания, она обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму, заложила основы философии, свободной от религиозномировоззренческих предпосылок. Целью данной работы является рассмотрение основных идей натурфилософии эпохи Возрождения учениях. В эпоху Возрождения начался переход Западной Европы от феодальных порядков к новому, капиталистическому строю.

Основная идея гуманизма о самоценности земной жизни, о возможности воспитания способности к добродетельным поступкам, о роли философии этом процессе развивалась и углублялась творчестве общественных и церковных деятелей, эрудитов и мыслителей Бруни 1370—1444, Лоренцо Балла 14071457, Фичино 14331499, Помпонаццн 14621525, Пикоделла Мирандола 14631494. При этом он не подвергал сомнению истины христианства, часто повторяя ходившее тогда изречение, что вера указывает нам как попасть на небо, а не как устроено небо. Потребности общественноисторической практики явились мощным импульсом развития естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания Нового времени. Учение о человеке пантеистической космологии Николая Кузанского устанавливает непосредственную связь с абсолютной природой Христа, которая есть свернутое состояние человеческой природы. Подобные догадки получили экспериментальное подтверждение только XX веке, когда с помощью сложнейшей техники мы окончательно удостоверились существовании иных планетных систем и галактик, разбросанных тысячами бескрайних просторах Вселенной, и увидели множество небесных тел, недоступных для наблюдения невооруженным зрением. Если посмотреть на них с точки зрения бесконечного Бога, тогда следует, что все вещи – одно и то же, так как любая из них – только воплощение Бога, его форма, модус, частица, его обнаружение.

Основные идеи М, Лютера сводились к следующим общение между Богом и верующими должно происходить напрямую между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь необходимо упрощение обрядов церковь должна стать демократичной, а обряды понятными людям необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти дело служения Богу не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм необходимо запретить индульгенции. Гуманисты обладали богатством греческих подлинников а не арабских переводов и пересказов, о которых не могли и мечтать философы 1314 веков. Этим был подготовлен второй период философии Возрождения натурофилософский. Как же происходил переход от средневековья к Эпохе Возрождения этих странах. Это отчасти объяснялось тем, что Англии издавна существовала собственная богословская традиция, берущая начало от богословия раннего Средневековья и мало связанная с ортодоксальными течениями католической культуры. В шванках, так же, как и во французских фаблио, говорилось о быте, о повседневной жизни простых людей, причем все легко, шутку, озорно, дурашливо. Строго говоря, во Франции, как и Германии, и Англии, вплоть до конца.

Суть пантеизма состоит идеи растворения Бога природе, во всех ее вещах и процессах. Каролингское Возрождение и Возрождение XII века произошли задолго до Ренессанса, хотя их и включают учебники по истории только качестве сносок. Философия Возрождения преодолевает схоластику и то же время наследует многие её отличительные признаки. Коренной перелом во взглядах на природу сопровождался пересмотром традиционных представлений об обществе. П Тождественны ли понятия философия и мировоззрение? П Различие решении какой проблемы породило такие философские направления как диалектика и метафизика а отношение материального и идеального отношение изменчивости и постоянства признание познаваемости или непознаваемости мира признание или непризнание сотворения мира Богом? Материя существует вне и независимо от сознания, порождая его как свое свойство. П Что означает понятие агностицизм? П В чем смысл названия эпохи Возрождения? П К какой эпохе относится становление утопии как жанра социальнофилософского творчества а античность, средневековье, Возрождение? Потому, что реальная жизнь была настолько примитивной и неприглядной, что жизнь мире фантазий и вымысла стала цениться гораздо выше.

Канту, причина антиномичности разума а следствие логических ошибок выход разума за пределы конечного опыта при рассуждении о всеобщем мире целом, Боге и пр неумение пользоваться диалектическим методом недостаточность современного опыта, возможно, могущего быть восполненным будущем по мере развития познания и практики? Ответ, П Какое из нижеперечисленных суждений отражает оригинальность марксистской гносеологии? П Какова природа государства с позиций марксистской философии а государство есть результат общественного договора, по которому индивиды добровольно уступают часть своих естественных прав властному органу целях поддержания порядка и защиты неотчуждаемых прав и свобод человека государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий оно есть машина угнетения, подавления сопротивления эксплуатируемых классов государство есть национальная политическая организация, создаваемая тем или иным этносом целях сохранения самостоятельности и самобытности государство есть политическая организация, создаваемая целях оптимизации управления общественной жизнью условиях разделения труда и роста народонаселения?

С Из нижеприведенного перечня идей и концепций выделите философские новации марксизма а открытие материалистического понимания истории теория “общественного договора” концепция правового государства идея решающей роли материального производства развитии общества теория общественноэкономических формаций открытие классов и классовой борьбы создание материалистической диалектики формулировка категорического императива. П Установите между философскими направлениями и группами философов, которые к ним принадлежат Философские направления. С Какой из нижеприведенных тезисов соответствует позиции одного из основателей “философии жизни”. Дильтея а природу мы объясняем поскольку она для нас нечто чуждое, внешнее, душевную жизнь понимаем она дана нам непосредственно душевную жизнь объясняем только наше внутреннее состояние открыто нам полностью, природу лучшем случае понимаем по своей мерке и природу, и душевную жизнь сначала пытаемся понять, а потом объясняем и природа, и душевная жизнь доступны лишь объяснению, а не пониманию ни природа, ни душевная жизнь недоступны ни пониманию, ни объяснению? Приведенные наборы понятий являются отличительными “знаками” некоторых современных философских направлений. Карсавин а славянофильство, западничество, почвенничество, евразийство, всеединство, русский космизм? То, что мы называем свободой, неотчуждаемо от человеческой реальности.

В Нет, поскольку главный элемент сознания абстрактное мышление не наследуется человеком биологически, а формируется процессе его воспитания исключительно социальнокультурной среде. Г С азбукой Морзе, где любая реальность может быть представлена комбинациями точек и тире. Б Нет, поскольку бессознательное ограничено пределами индивидуальной психики человека. А Нет, поскольку ничего изменить прошлом или поэкспериментировать с ним уже нельзя. Августин обосновал идею господства церкви над государством, Папы над монархами. Не оставляет Леонардо никакого сомнения и том, какую науку он имеет виду прежде всего и главным образом. Качественность означает при этом и конкретность, индивидуальность, неповторимость.

Все более ощутимо развивалось противоречие между принципиальной мировоззренческой, аристотелевской основой фундаментальной астрономической системы и ее прикладным значением, приданным ей Птолемеем. Главная идея этого великого произведения, положенная основу гелиоцентрической системы мира, состоит положениях о том, что Земля, вопервых, отнюдь не составляет неподвижного центра видимого мира, а вращается вокруг своей оси, и, вовторых, обращается вокруг Солнца, находящегося центре мира. Автор Обращения небесных сфер духе эпохи воспринимал свою астрономическую доктрину как философскую. Более века после выхода этого великого произведения самые видные астрономы подчас не решались признавать гелиоцентризм объективной истиной например, известный датский астроном. Примером пантеистического мировоззрения, котором на базе фундаментальной идеи тождества микро и макрокосма натуралистическое, природное начало брало верх над божественно сверхъестественным, могут служить воззрения и деятельность немецкого врача, естествоиспытателя и философа Теофраста Бомбаста фон Гогенхейма, более известного под псевдонимом Парацельс 14931541. Контакты же с гуманистами и учеными, напротив, были весьма плодотворными. Правда, Ноланец говорит о трех разновидностях интеллекта — божественном, мировом и множестве частных, но решающую роль приписывает именно мировому — центральному, связующему звену этой платоновской триады.

Другим не менее важным проявлением космического органицизма, гилозоизма и панпсихизма было убеждение Бруно не только одушевленности, но и населенности бесчисленных миров. Нечестиво искать его крови клопа, трупе, пене припадочного, под топчущими ногами палачей и мрачных мистериях презренных колдунов. Однако все недоумевавшие и удивлявшиеся не постигали силы убежденности философа, который верил принципиальное бессмертие человека как частицы мировой целостности. Важнейшее положение его метафизики утверждает существование первоначал. Общинная жизнь, как и Утопии, зиждется на отсутствии этом городегосударстве частной собственности и на всеобщем и хорошо организованном труде, которому солярии предаются всегда с радостью. Эта решающая особенность их жизни, дающая соляриям огромное преимущество едва ли не перед всем человечеством, состоит том, что у них нет ни бедных, ни богатых, результате чего не они служат вещам, а вещи служат им. Философская аристократия Платона, авторитарно управляющая идеальным античным полисом, сменяется аристократией специалистов, которым особенно повезло при рождении. В Утопии все находится общей собственности, так как благополучие общества невозможно там, где существует собственность частная. Утопийцы получают все необходимое от общины, однако то, что есть необходимое и лишнее, нужное и ненужное, определяет не сам индивид, а община.

Новое понимание философии поставило перед европейскими мыслителями вопрос о том, каким должен быть метод объективного познания природы? В решении этих вопросов новоевропейской философии сложились два основных направления эмпиризм и рационализм. Мысль о постепенном, опосредованном переходе от божественного первоначала к стихиям “нижнего” мира составляет важнейшую часть его представлений о мироустройстве. Фактором первостепенного историкокультурного значения стала огромная переписка Петрарки –сотни его писем, по существу небольших трактатов по разным вопросам морали, политики, литературы возродив античный жанр послания – “эпистолы”, Петрарка превра. Но возрождение античности уже стало мировоззрении и творчестве Франческо Петрарки основанием для строительства новой гуманистической культуры. Характерно название этого сочинения речь нем идет о глубочайших внутренних конфликтах и их преодолении. Следовательно, порядок таков, чтобы смертные прежде всего заботились о смертных вещах и чтобы вечное следовало за преходящим” там же В диалоге “Моя тайна” старый идеал презрения к миру уступает место новому нравственному идеалу нарождающегося гуманизма.

Кафедры философии и теологии университетов еще долгое время оставались руках представителей традиционного знания университеты, монашеские ордена, монастырские школы оставались верны средневековой традиции, них продолжали спорить номиналисты и реалисты, на публичных диспутах блистали остроумными аргументами сторонники “пути Фомы” и “пути Дунса Скота”, спорили оккамисты и аверроисты. Переворот, начавшийся эту эпоху, означал прежде всего смену языка культуры – язык прежней культурной традиции оказывался непонятным и чуждым. Именно благодаря заслугам гуманистов, их неустанным поискам забытых античных текстов, их филологической и переводческой деятельности зарождающаяся эту пору новая европейская философия получила свое распоряжение многочисленные памятники греческой и римской философской мысли, сумела освоить и учесть своем дальнейшем развитии философское наследие классической древности. Немалую роль сыграли также популярные сочинения Плутарха, диалоги Лукиана и апокрифические сочинения позднеантичной эпохи, приписывавшиеся Орфею, Пифагору, Зороастру и Гермесу Трисмегисту. Вся эта огромная работа не сводилась к открытию забытых памятников философской литературы. Истина не отвергается, но она и не может быть исчерпана высказываниях одного из собеседников, даже когда это “итоговая” речь, играющая роль синтеза ранее высказанных противоположных мнений.

Такая постановка вопроса о человеческой природе прежде всего антиаскетична, она противостоит средневековому христианскому учению о ничтожестве и тщете “мира” и человека. Полемически заостренный эпикуреизм этого участника диалога отходит от подлинного учения великого. Но это земное блаженство уже не сводится, как речи Панормиты, к одному чувственному наслаждению – оно включает себя и достойное человека существование, когда общее понятие наслаждения подчиняет себе “честь” и “добродетель” стоиков. Гуманизм усматривает божественность человека великих и прекрасных деяниях. Трактовка бога как бесконечного единства связана у Николая Кузанского с диалектическим учением о боге как средоточии единства противоположностей и о переходе от бога к миру как процессе раскрытия этого диалектического единства, как о переходе от единства к множественности, от бесконечности к конечному. Не употребляет он и неоплатонического понятия “эманации”, истечения мира из бога. Из этого следует важнейший для космологии вывод, что “Земля не есть центр мира” и что “окружность его не является сферой неподвижных звезд” там. Космология Кузанца вела к признанию материального единства земной и “небесной” субстанции и Земля, и другие небесные тела признавались одинаково “благородными.

Разрушая старое – и религиозное, и свойственное древним неоплатоникам–иерархическое представление о мире, Кузанец видит космосе не “нисхождение”, не “опускание” божества до низшей материальной ступени бытия, а проявление безграничного божественного могущества. Характерное для всего сущего “совпадение противоположностей” coincidentia oppositom находит свое выражение и человеческой природе. В нем “всеобщее ограниченное бытие всех творений” оказалось бы соединено с “абсолютным бытием всей Вселенной” там. Даже итальянские платоники оказались не состоянии оценить глубокое диалектическое содержание философии “ученого незнания”. Во всяком случае материальная Вселенная у Плифона – не отрицание божественного первоначала, а его раскрытие материя никак не рассматривается им как низшая ступень бытия, как результат “угасания”, нисхождения, умаления высшего начала. Главное философское сочинение Фичино – “Платоновское богословие”, основанное на неоплатонической традиции философское богословие, противостоящее теологическим системам схоластики. Легенда эта не подтверждается источниками, и, хотя некоторые новейшие католические исследователи пытаются обнаружить сочинениях Фичино чуть ли не определяющее воздействие взглядов “ангельского доктора”, речь может идти лишь о факте знакомства Фичино со схоластической традицией, об использовании им ряде случаев традиционной терминологии и то скорее восходящей к более широкой, том числе и античной, перипатетической традиции.

Для него существенно не описание сотворения мира “из ничего” которое он, правда, и не оспаривает, а установление. Расположенная центре, она “есть средняя ступень вещей и связует воедино все ступени, как высшие, так и низшие, восходя к высшим и нисходя к низшим” 147 Она, подчеркивает Фичино, “по отношению ко всем им срединная и отовсюду – третья”, а главное – она “в высшей степени необходима природе” там. Явленная миру любовь, пронизывающая живой, одушевленный космос, есть красота. Ренессансное естествознание послужившее одной из исторических предпосылок возникновения классической механики, было неразрывно связано с пересмотром методологических, философских основ тогдашней науки. Его необычайная одаренность лишь подчеркивала особо значительную степень осуществления тех возможностей к совершенству, которые, по учению гуманизма, заложены человеке. Леонардо сформировался вне университетской профессиональной научнофилософской среды конца. Леонардо оспаривает мнение тех, кто считает, что “зрение мешает сосредоточенному и тонкому духовному познанию, которое открывает доступ к наукам божественным” напротив, подчеркивает он, именно глаз, “как повелитель чувств, выполняет свой долг, когда создает помеху для путаных и лживых рассуждении” там же Другой помехой к истинному знанию является власть традиции, книжной учености, пренебрегающей непосредственным наблюдением и опытом.

Отвергая теологическое противопоставление мира “земного” и “небесного”, Леонардо да Винчи провозглашает физическую однородность Вселенной природа Земли и небесных тел оказывается если и не вполне тождественной, то, по крайней мере, “подобной” Земля – такое же “светило”, как и прочие небесные тела, которые свою очередь состоят из тех же “земных” элементовстихий. Ссылка на божественное соизволение свидетельствует лишь об относительности постигаемой разумом истины, но не о признании иной, высшей истины теологии. Признание реальности, объективной истинности представленных коперниканстве движений небесных тел оказывалось непримиримом противоречии не только с буквальным истолкованием текстов Священного писания. Коренному пересмотру подвергался и вопрос о причине и характере движения небесных. Тем самым не только космологию, но и философскую картину мира вводился принцип самодвижения. Поддержанный меценатами духовными и светскими князьями от пап и императоров до кардиналов и королей, он всего более дорожил своей независимостью и, оказавшись разгар реформационных споров объектом заискиваний и поношений со стороны обоих враждующих лагерей, нашел прибежище веротерпимом Базеле, где и завершил свои дни, окруженный дружеским участием и почетом. Вопрос о природе человека оказался, по существу, центре полемики Эразма и Люгера по теологическому вопросу о свободе воли и божественном предопределении.

Младший современник Эразма испанский гуманист Хуан Луис Вивес 1492–1542 своем трактате “Против лжедиалектиков” 1520 подверг резкой критике терминологические дискуссии позднего номинализма и настаивал на необходимости приблизить язык философских сочинений к общелитературной и разговорной речи, выдвигая качестве образца творчество Цицерона и Сенеки. Разумеется, счастье заключено не во всяком удовольствии, а лишь “в честном и благородном”. Разве не сводите вы очевидно все к фатуму? Попытки вернуться к активной политической деятельности ни к чему не приводят, и человек, вынашивающий планы спасения Италии от чужеземного владычества, вынужден оставаться бессильным наблюдателем трагедии своей родины. Размышляя о том, почему древние народы были “больше нашего преданы свободе”, он видит причину “разнице воспитания” и “различии религии”.

Это подчинение политической морали высшим требованиям государственного интереса, понимаемого как спасение отечества, наиболее четко сформулировано “Рассуждениях на первую декаду Тита Ливия” “Когда речь идет о спасении родины, не следует принимать во внимание никакие соображения о том, что справедливо и что несправедливо, что милосердно и что жестоко, что похвально и что позорно, но необходимо, забыв обо всем прочем, действовать так, чтобы спасти ее существование и ее свободу” 174 Патетическое послесловие “Государя” показывает, что и эта книга Макиавелли имела виду не самовластие монарха, а широкий государственный интерес, жертву которому должно быть принесено все, том числе и все соображения религиознонравственного порядка. И дальнейшем всего яростнее нападали на Макиавелли те политики иезуиты Италии и во Франции, Фридрих II Германии, защитники “бироновщины” России XVIII которые прикрывали религиозными и моральными аргументами своекорыстную классовую политику, именно те, кто положил основу своей деятельности практический “макиавеллизм” – беспринципную политику, на деле попирающую все и всяческие нормы нравственности во имя достижения эгоистических целей. Его “государь” – реформатор, создатель “нового государства”, законодатель, выступает качестве выразителя общенациональных интересов. С позиций защиты интересов широких общественных слоев рассматривал государство и его проблемы польский гуманист Анджей Фрыч Моджевский 15031572 трактате “Об исправлении государства”.

Язык его сочинений – типичная схоластическая, “варварская” с точки зрения новой гуманистической образованности латынь, а язык его лекций – причудливая смесь школьной латыни и родного мантуанского диалекта. Истина философии есть для него истина рационального, разумного познания, базирующаяся на разуме и ощущениях и не подлежащая искажению ради согласования ее выводов с положениями веры. В среде флорентийских платоников возник ряд сочинений, посвященных обоснованию христианского. Вовторых, он подвергает анализу этическую сторону вопроса, выводы, следующие из смертности или бессмертия души для человеческой нравственности. Иногда из следствий выводили причину нарушение господствующих нравственных норм объясняли неверием бессмертие души, и тогда атеисты попадали злодеи, преступники, просто политические противники папства. Отказ от религиозных представлений о высшей, загробной, цели человечества требовал искать возможности осуществления земного предназначения человека.

Против подобного античного духовного аристократизма было направлено, частности, и христианское учение, которое утверждало принципиальную достижимость высшей цели, блаженства загробного для всех людей, а не для одной интеллектуальной элиты. Но должен ли таком случае смертный и лишенный надежды на посмертное воздаяние человек предпочесть смерть ради истины, ради отечества, ради друзей? Включенный систему природных отношений, объясняемый на основе природы, которой господствует необходимость, человек не может вырваться за ее пределы, и его поведение обусловлено его природными свойствами. Но если человеческая деятельности вписывается общую картину “необходимости природы”, каково ее отношение к божественному провидению? В связи с проблемой божественного провидения Помпонацци рассматривает кардинальный вопрос об отношении бога к царящему мире злу, ставит проблему теодицеи – оправдания бога. Прозвучавшая его произведениях критика теологии оказала огромное воздействие на философию религии Джордано Бруно.

Рамус доказывал необоснованность общих оснований Аристотелевой логики, оспаривая учение Стагирита о категориях, считая, что она не дает возможности классификации логических методов. Лефевр д'Этапль 14551537 разрабатывали проблему семантических парадоксов, широко известных средневековых трактатах под названием insolubilia.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru