Направления в философии эпохи просвещения

Такое название она получила связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, конечном итоге, идеологически подготовили великую французскую революцию 17891794. В период жизни Локка Англия была занята радикальными политическими реформами, направленными на ограничение власти короля, создание парламентской формы правления, ликвидацию авторитаризма и обеспечение религиозной свободы. Политические взгляды Руссо изложил сочинении Об общественном договоре, котором на первый план выдвигает общество, доказывая, что обществу раньше принадлежала вся власть, которую оно по договору передало правителям, чтобы они пользовались этой властью интересах самого общества. Таким образом, по мнению Руссо, будет достигнуто гражданское равенство. Немецкое Просвещение, не столь самобытное, как английское, и гораздо менее влиятельное, чем французское, носило более ограниченный характер. Немецкое Просвещение также ведет борьбу за права разума и философии, опирающейся на разум. Вольф и его ученики, занявшие со временем кафедры ряде германских университетов, стремились к разработке философии форме науки, прибегали к геометрическому методу Декарта и Спинозы, развивали учение о причинной обусловленности всех явлений природы.

Он был одновременно выдающимся писателем, драматургом, критиком, эстетиком и философом, могучий борец против сил реакции, феодальной идеологии, мракобесия и религиозной нетерпимости. Атеисты отвергали саму идею существования Бога любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материа­листических и естественнонаучных позиций, вопросах позна­ния отдавали предпочтение эмпиризму. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития. Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опыт­ной проверкой, так и без. То есть все мире обладает количеством, качеством, отно­шениями, модальностью.

XVII и XVIII века это время особых исторических изменений странах Западной Европы. И все же английское просвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер. Все это определило негативную реакцию церковной элиты и определенного круга высших государственных чиновников к изданию “Энциклопедии”. Его философская система излагалась учебниках, заменивших схоластические средневековые курсы во многих странах Европы том числе и Киеве, а затем и Москве. Вольфа не освещалась должным образом нашей философской литературе, то, повидимому, потому, что он был сторонником телеологического взгляда на.

Вольф оставался сторонником деизма, что несомненно предопределило последующем и деизм. Вся наблюдаемая действительность, все бесчисленные тела, подчеркивали они, есть не что иное, как материя. Причем мир этот мыслился бесконечным не только во времени, но и пространстве. Именно с процессом изменения и развития они связывали появление реального многообразия материального мира. Развитие французские материалисты связывали прежде всего с усложнением организации материальных объектов.

Этот детерминизм, будучи распространенным на общественную жизнь, подводил их к фатализму к убеждению, что и нашей жизни жизни человека все уже предопределено объективными законами и судьба наша от нас не зависит. Здесь они были, повидимому, плену механистического детерминизма Лапласа, полагавшего, что все изменения, все события этом мире жестко определяются фундаментальными законами механики все разложимо на материальные точки и их движение, и потому все подчинено механике. При этом основой познания они рассматривали опыт и показания органов чувств Познание они определяли как процесс отражения нашем сознании, наших знаниях реальных явлений действительности. Церковь и религия, полагали они, дезориентирует массы и тем самым служат интересам короля и дворянства. Развитие материалистических идей странах Западной Европы XVIII веке не оставалось незамеченным со стороны религиозноидеалистических школ этого времени.

Поскольку мир, по Беркли, не есть нечто объективное существующее реально вне нас и независимо от нас, не материя, поскольку все вещи теперь предстают как комплексы ощущений, причем наших ощущений, постольку философские идеи. Больше того, когда ряд представителей естественных наук и математики подвергли критике его философию за недостаточную доказательность многих ее положений Беркли пишет работу, которой показывает, что такие недостаточно доказанные положения и причем нередко очень важные присутствуют и их науках. Рид и его последователи выступали против материализма, причем не только против того, который развивался самой Англии, но и против того, который сформировался во Франции. Они настойчиво доказывали, что из тех же непреложных истин здравого смысла следует объективное существование не только материи, природы, но и бога. Локка “естественное право” с его принципами, правовое равенство индивидов. Отвергая добуржуазные формы общности и прежде всего феодальные, философы XVIII века предлагают новую юридическую всеобщность, перед которой все индивиды равны. Виднейшими представителями ее выступают Кондорсе во Франции и Гердер Германии. Судьба Кондорсе трагична он принял активное участие во французской революции, а погиб тюрьме, арестованный по приказу Робеспьера. Более развернутую картину общественного прогресса дал Гердер 17441803. Движущей же силой этого прогресса он рассматривал развитие наук и изобретения.

И здесь Гердер отмечал особую опасность для прогресса любых форм деспотизма. Деспотизм для него это всегда оплот социального застоя экономического, политического, культурного. Гердер отмечал исключительную роль преемственности развитии общества. Юм, существование материальных объектов теоретически недоказуемо, постольку наука не должна пытаться чтолибо говорить об этих материальных объектах. Он допускает причиной порядка, гармонии мире нечто подобное разуму, лежащему основе мира, но он отвергает при этом и традиционное учение о боге, и отмечает, частности, дурное влияние религии на нравственность и гражданскую жизнь. Кант приходит к мысли о том, что человек если и познает чтото, то только не природу саму по себе существующую независимо от человека, не реальные природные процессы сами по себе. Скажем, боль вызывает у человека крик, но по этому крику ни один врач не состоянии поставить уверенный диагноз о болезни человека.

Так и нашем случае “вещь себе” порождает нашем сознании явление свое “явление вещи”, но по этому явлению наука не может сказать ничего определенного о самой “вещи себе”. Но эти вопросы мы рассмотрим уже следующем разделе, при знакомстве с немецкой классической философией одним из представителей которой является. Руссо Франция выступил своих работах против основной идеи, пронизывающей всю “философию истории” XVIII века против тезиса о том, что именно наука и просвещение являются движущей силой и истинными рычагами общественного прогресса. Следует отметить значительную роль французского Просвещения развитии естественных и общественных наук. Он считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества. Их идеи объективно служили предвестницами буржуазных революций Европе. Субстанция же бесконечна во времени и пространстве, вечна несотворима и неуничтожима, неподвижна, имеет внутреннюю причину самой себя, обладает множеством свойств атрибутов, главные из которых мышление и протяжение. Ученый, следующий догматическому методу, начинает свою работу с общих умозрительных положений и стремится вывести их них все частные случаи. Поэтому необходимо искать мира, для чего каждый должен отказаться от права на все добровольно ограничить свою абсолютную свободу.

Среди представителей Просвещения встречались материалисты и идеалисты, сторонники рационализма признававшие разум основой познания, сенсуализма считавшие таковой ощущения и даже Божественного провидения уповавшие на волю Бога. В Трактате о терпимости Дидро пишет, что деисты отрубили гидре религии дюжину голов, но осталась та единственная, из которой вырастут все остальные. В работе Дух законов французский философ Монтескье утверждает Законы своем более широком значении суть необходимые связи, происходящие из природы вещей. Закон одинаков для всех и устанавливает точные рамки полномочий исполнительной власти с целью защиты свободы личности, вероисповедания, образа мысли, слова. Помимо философии, существовала и художественная культура эпохи Просвещения. Главными произведениями Моцарта считаются три его симфонии, написанные одним тот же 1788 год номер 39 Другой великий классик Бетховен увлекался героическими сюжетами, что отразилось на увертюрах Эгмонт, Кориолан и опере Фиделио. В отличие от французских философов немецкие мыслители осторожно относились к вопросам, связанными с церковью. Первое направление качестве своего теоретического источника берет философию Декарта, опираясь преимущественно на его материалистическую физику и разрабатывает проблемы онтологии, гносеологии. Дидро не ограничивается повторением Ламеттри, что материи присуще свойство, способность чувствовать.

Критиковал монадологию Лейбница, противопоставляя ей новейшие открытия физике, частности учение Ньютона. Основные произведения Человекмашина, Трактат о душе, АнтиСенека, или рассуждения о счастье. Другие же просветители доходили до идеи полного равенства, вплоть до равенства имущественного духе раннекоммунистических утопий. Таким его делает общество несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Отсюда – опора на научное знание, самоценность научного разума, подчиняемого жизни – социальным преобразованиям, защита естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, религий, пропаганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма. Особо важными для ведущих литераторов этого времени были светские ценности гражданского общества. Идея прогресса progressus in infinitum прогресс бесконечность, то есть идея о возможности непрерывного усовершенствования человечеством всех областей своей жизнедеятельности стала основополагающей для эпохи Просвещения. Так, частности выдающийся английский философ Джордж Беркли 16851753, основательно переосмыслив сенсуализм. Определение своего отношения к религии было трудной проблемой для целого ряда философов XVIII века.

Мелье полностью отверг христианское учение о бессмертии человеческой души. Атеизм также оказал колоссальное влияние на формирование и развитие таких наук, как религиоведение, социология религий, психология религий. С философской точки зрения особо интересны его произведения Метафизический трактат 1734, Философские письма 1734, поэма Рассуждения о человеке 1737, Основы философии Ньютона 17381740, Философия истории 1765, О душе 1774 и еще ряд других. В философии французского просвещения 18 века он стоял на позициях деизма и считал Бога средством поддержания порядка и нравственности, отвергал идею бессмертия, власти Церкви, считая, что история делается самими людьми. В первых двух частях трактата Радищев излагает аргументы материалистов, доказывающие тесную зависимость души от тела, и приходит к выводу, что со смертью тела погибнет и душа. Работы Бердяева отличает яркая, простая, легкая и то же время насыщенная речь, что делает чтение его произведений огромным удовольствием 76. По Декарту получается, что субстанция – это то, что для своего существования нуждается лишь. Утопическосоциалистическое коммунистическое Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, СенСимон – занимались проблемойразработки и построения идеального общества, основанного наравенстве и социальной справедливости. Экономический базис определяет надстройку, тоже время она тоже оказывает большое влияние на него.

Русский народ обладает собственнымижизненными ценностями православие с его духом соборности исвятости и крестьянская община, основанная на коллективизме. Славянофилы критиковали Петра 1 за то, что он направил Россию по ложному пути и поработил всех во имя государства. Леонтьев Византизм и славянство разделял учение Данилевского о множестве культурноисторическихтипов, однако он значительно видоизменил это учение. Как и всякое Просветительство, русский люмьеризм – не течение какойлибо одной сфере, общественнополитической, социальноэкономической, философской мысли, или какойлибо одной сфере науки, литературы и искусства. В сфере культуры русское Просветительство по ряду пунктов сходно с либеральным мировоззрением. Одна из характерных особенностей русского Просветительства состоит том, что оно возникло, существовало и функционировало не такой сравнительно “чистой” форме, как классическое французское Просвещение. И это обстоятельство не могло не отразиться специфическим образом на исторических судьбах Просветительства России, котором диалектические идеи оказались представленными гораздо большем объеме, нежели западноевропейских просветительских концепциях XVIII. Народы начинают сознавать, что они – члены великого семейства человечества, и начинают братски делиться друг с другом духовными сокровищами своей национальности. В противовес концепциям классической философской метафизики, принципиально разводившим философию и науку по предмету и методам разработки, Чернышевский, как и другие просветители, максимально сближал философию и науку. В этой идее можно видеть предвосхищение понятия интуитивного знания, которая конце.

Главной задачей человека при этом становится возвышение до духовного мира, котором укоренена его сущность и откуда происходят все его знания, откуда черпает силу сам разум. Чаадаев полагает человека центром мироздания, каждое свободное душевное движение которого потрясает мироздание, но отличие от других он полагает это могущественное влияние негативным, злым, разрушительным. Одно из них порождается его утверждением о радикальной смертности человека как материальном, так и духовном аспекте бытия, что необходимо, по мнению Чаадаева, для признания абсолютного превосходства Бога над человеком бессмертный человек стал бы равным Богу. Переход от древнего состояния естественной свободы людей естественного состояния к государству влечет за собой много негативного. В качестве общего вывода по теме Философия эпохи Просвещения можно сказать, что данный период обществе целом наблюдалось повышение интереса к философским изысканиям. Не о понятиях “бытие”, “субстанция”, “объект”, “субъект” духе метафизических традиционных систем говорит он теперь. К числу видных французских философовдеистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк. Клод СенСимон 1760 1825 продолжил традицию утопического социализма во Франции. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным. Лейбницем было развито учение об относительности времени, пространства и движения.

Таким образом, для просветительского классицизма были характерны космополитизм и наднационализм. Его картины Клятва Горациев и Смерть Марата наиболее полно выражают изменения умонастроении эпохи Просвещения. Глубокие изменения социальнополитической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII. Разум не играет самостоятельной роли познании, он должен следовать за чувствами. Но постепенно методы и концептуальные средства, которые использовались наукой, стали расходиться с арсеналом традиционной философии.

В первую половину эпохи философии господствовал деизм Вольтер, Монтескье, Руссо, с середины XVIII века начал активно развиваться и постепенно занял господствующую позицию материализм и атеизм Дидро, Ламетри, Гольбах. От них Просвещение унаследовало идеи свободы совести и политической свободы. Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены романетрактате Эмиль, или О воспитании. Но во имя всеобщего блага индивид не может быть лишен данного ему природой права на независимое суждение, свободу и счастье. Вместе с тем по целому ряду причин социального, личностного, нравственного и теоретического характера философия Просвещения, по сути дела, построила утопию нового бравого мира, превратив достижения науки средство осуществления социальных проектов и определения жизненных целей человечества. Люди должны владеть всеми благами и богатствами земли сообща и на равных правах и пользоваться ими тоже сообща и равномерно. Кондорсе один из основоположников идеи исторического прогресса, которую, однако, он развивал с идеалистических позиций. Эпоха утверждения и развития общества, основанного на частной капиталистической собственности, рассматривалась Кондорсе как высшая эпоха истории человечества. Это произошло, частности, сфере философского мировоззрения, развивавшегося то время под влиянием идей французского Просвещения 15. Обладатель многосторонних талантов драматург, историк, литератор, пронырливый и смелый Пушкин обличитель пороков французской монархии и католической церкви.

В сущность человеческого существования, по Кьеркегору, можно проникнуть только ситуациях критического выбора, моменты илиили. Шопенгауэра достаточно емко отражена названии его главного произведения – Мир как воля и представление. Основное содержание эмпириокритицизма философии критического опыта составили идеи, высказанные немецким философом Эрнстом Лаасом I837–I885, швейцарским философом Рихардом Авенариусом 1843–1896, австрийским физиком Эрнстом Махом I838–I9I6. Вместе с философией она предстает как единственно адекватное воплощение разума. В его произведениях можно обнаружить влияние Пуссена, Рубенса и других великих художников.

Бэкон, что именно “практическая философия” конкретнонаучное знание поможет человеку с пользой для него овладеть природой и стать “господином и хозяином” этой природы. В политической философии особый интерес вызывала проблема источников и движущих сил исторического развития. В них выделены три возраста человечества Детство Ветхий Завет Юность Новый Завет Зрелость Эпоха нового Евангелия. Просвещение являлось выражением буржуазной оппозиции против всех проявлений и пережитков феодализма общественных отношениях, государственном строе и господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма. Во второй половине 18 века распространяются идеи Просвещения Казитир Нарбут, Иероним Стройновский. Виленский вестник и Полоцкий ежемесячник обсуждали вопросы образования и воспитания.

Изобретения книгопечатания, компаса, парохода, возобновление интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментального естествознания все это расширяло человеческий кругозор, укрепляло власть человека над природой. Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвало к жизни новую ориентацию философии. На место веры бога веру самого себя, свою собственную силу, ибо единственным богом для человека является человек. Таким путем он сформулировал задачу создания философской антропологии, основа которой выражалась словами природа и человек. Эта новая каста сверхлюдей преобразует будущую культуру и мораль человечества. Настаивая на том, что настоящая эволюция есть творчество, Бергсон как бы застывает на этой констатации, лишь украшая и разнообразя ее терминологически например, заменяя термин творческая эволюция термином длительность или словосочетанием жизненный порыв. Так и появился механистический матзм, человечество старалось систематизировать полученные знания, выделяя каждом объекте его отличительные черты, отвлекая или не обращая своего внимания на тот факт, что сам изучаемый объект может меняться. По Канту, наша чувственность имеет свои доопытные, априорные формы, которые с самого начала как бы укладываются эти ощущения, с помощью которых они упорядочиваются. По Фейербаху, не мышление, и даже не природа, а именно человек — центр всей методологии.

Причины такого удвоения Фейербах видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Для ранего – характерны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. Он считает, что такие эмоции как обида, ненависть, любовь – это воздействие души, проявление которого может моментально отразиться на лице человека. Получить культуру мы можем оттуда, через Россию, при посредстве русских. Таким образом, правительство Алаш сошло с исторической арены непонятым. Показательна борьба с деятельностью Казахстане татарских мулл, изъятие казахов из подчинения Уфимского муфтиата 1868, попытки реформирования казахскоарабской графики и замены ее кириллицей. Программа дисциплины История зарубежной философии Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения для направления.

Реалистическая эстетика и экспериментальноматематическое естествознание. Высшее проникновение новоевропейской философии Вопросы философии, 1997 Проблема самосознания западноевропейской философии от Аристотеля до Декарта. Одной из задач написания реферата является знакомство с ссылочносносочным аппаратом. XVII и XVIII века это время особых исторических изменений странах Западной Европы, В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. В онтологии утверждаются три принципа монизм Б Спиноза, дуализм. В новой социальной философии зарождаются учение о двух стадиях развития общества – естественном и гражданском и теория о договорном происхождении государства Т является первым, кто дал описание субстанции ее качествах и отождествил ее с формой конкретных вещей. Спиноза доказывал, что движение не есть следствие божественного толчка, ведь природа есть причина самой себя. Первичным актом познания он считал ощущение, вызываемое действием на человека материального тела.

Эта деятельность состоит сравнении, сочетании и отвлечении абстракции. Сознание посредством интеллектуальной интуиции выявляет врожденные идеи. В этот период продолжается обобщение достижений науки и общественной практики, что способствует распространению материализма во взглядах на природу. Наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции Вольтер Французское Просвещение, основанное на материализме, представляет собой широкое и мощное движение, которое сформировалось во второй четверти XVIII. Оно дает сведения о множестве свойств материи и скрытых пружинах природы.

Поэтому Гольбах фактически исключает случайность и из природы, и из общественной жизни. Важную роль для философского направления, связанного с именами Ламетри, Дидро и Гольбаха, сыграла теория познания, разработанная Этьеном де Кондильяком 1714 – 1780. Кондильяк считает, что ощущение первоначально лишено какоголибо содержания, но оно способно отражать удовольствие и страдание, а поэтому бывает приятным или неприятным, что и сохраняется памяти. В процессе осуществления этой цели, он отдавал предпочтение развитию способностей ребенка к самопознанию, самовоспитанию и самообучению, общению его с природой, обучению труду ремесленника, обеспечивающего наибольшую самостоятельность обществе. Преодоление невежества и его последствий стало одной из основных задач представителей Просвещения. Гражданские свободы, так же как и научный прогресс, недостижимы без свободы мысли, взвешенного, беспристрастного подхода к любым теориям, освобождения от власти интеллектуальных авторитетов. Решая вопрос о достоверности научных знаний и политических теорий, просветители пошли по стопам античных софистов и скептиков, связав чувственное познание с границами, которых возможна истина человек и его природа, специфика культуры, познания и способов организации гражданской жизни. Но, отличие от Античности, философских концепциях просветителей разум и чувственное познание не противостоят друг другу.

Чувства являются единственным достоверным источником наших знаний о мире. До определенного момента жизнь людей регулировалась нормами морали естественное состояние. Это противоречие он переводит историческую плоскость, указывая, что оно касается самих библейских текстов, а не только последующих интерпретаций и истолкований различных вероисповеданиях, церковных установлениях, теологических школах и традициях. В этом и состояла основная особенность историзма Лессинга, как принципа динамичного, прогрессирующего развития, включающего и сохраняющего себе достижения прошлого. В этом стремлении, считал он, совпадают все способности человека, основе которой лежит особая способность — одобрения Billigungsvermogen, проявляющаяся чувстве симпатии и антипатии.

После этой полемики имя Спинозы перестало быть запретным Германии, хотя сам спор вызвал раскол Просвещении и был одним из симптомов его близкого заката. Впрочем, понимании природы или сущности души мнения названных мыслителей также существенно разнились между собой, их диапазон колебался между вульгарноматериалистическим утверждением ее материальности и лишь количественных отличий от „души животных Вейкард же вообще разделял тезис Ламетри „человек машина, с одной стороны, и признанием особой, отличной от тела сущности души или внутреннего чувства, с другой. Своеобразный, синкретический социальноэкономический базис русского общества приводил к возникновению нем синкретических идейнофилософских концепций. Апелляции тех или иных русских просветителей по какимто поводам к государям, призывы к высшим классам, а не только к народу, к крестьянству – не проявление грехопадения отдельных индивидов, а норма их просветительского мировоззрения, поскольку просветители стремились представлять не какойлибо один класс, а общечеловеческие интересы. Это произошло, частности, сфере философского мировоззрения, развивавшегося то время под влиянием идей французского Просвещения15. Негативная оценка Средних веков была нормальной реакцией представителей нового мышления на идеи общества, которое, выполнив свою историческую миссию, осталось прошлом. Эпоха Просвещения французская крона, или французское Просвещение как составляющая философии Нового времени. Кант предлагал рассматривать Просвещение как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которой состоит широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Взаимодействие чувственности и разума, эмпирического и рационального исследовалось теорией познания и только как проблема происхождения знания, а, прежде всего, как проблема логического обоснования системы знания. Просветители последовательно развивали основные положения материалистического сенсуализма.

Его основу составила вера разум как источник знания и как принцип построения счастливой жизни отдельного человека и общества, вера науку, социальный прогресс, критика религии и суеверия, веротерпимость до атеизма, признание естественных прав человека. Эта вера основывалась на убеждении, что наука и технический прогресс создадут рай на земле. Просвещение, при всей полифоничности идей, которые оно объединяет, не подрывали веры разум, а создавало культ разума. Проблема бытия философии французских материалистов XVIII века Материалистическое направление философии Просвещения представлен прежде всего французским материализмом XVIII. Хотя одна из основных работ Ламетри называется Людинамашина, однако он подчеркивает существенной отличия человека от механизмов. Умеренный климат, по его мнению, способствует формированию свободолюбия, храбрости, воинственности, а теплый лени, покорности, распущенности плодородная земля, требуя много времени для своей обработки, способствует правлению одного человека монархической форме правления, как правило, доминирует земледельческих народов, а бесплодные земли способствуют утверждению республиканского правления. Вольтер раньше других остро почувствовал революцию надвигающейся всей мощью своего дерзкого гения. Трансцендентальные идеи разума идеи Бога, бессмертной души и свободы хотя и не доказуемы, должны быть приняты на веру. Это – право на жизнь, право на реализацию своих потребностей и интересов. И конечно, право на частную собственность, без которой естественные права не могут быть положительно утверждены.

Оно все более становилось рационалистическим, соотносимым с практикой, точным знанием. У человечества нет выбора люди не должны двигаться вспять, а обязаны совершенствовать формы общественной жизни, цивилизованности и государственности. Предпосылка независящий от нашего сознания от ощущений, от мышления мир вещей Кант называет их вещами себе. С помощью этих форм человек упорядочивает свои ощущения пространство как геометрическое свойство, время как арифметическое. Реальность исторической жизни не состояние мира, а борьба, непрекращающиеся антагонизмы между людьми. Только разум, просвещённый светом философии, утверждал Ламетри, способен дать твёрдую опору для построения справедливого общества. В своей диссертации Рассуждение о науках и искусствах Руссо показал противоречивый характер развития цивилизаций. Если Руссо видел этот источник возникновении частной собственности, то Вольтер, Гельвеций, Гольбах, напротив, считали, что не частная собственность, а природное неравенство сил и способностей людей, действия тиранов и несправедливых правителей приводят к неравномерному распределению общественного богатства.

Французских просветителей называли также энциклопедистами, потому что почти все они группировались вокруг Энциклопедии, полное название которой Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел. В этих письмах Вольтер обличает царившие во Франции феодальные порядки и религиозную нетерпимость. Английские политические и гражданские свободы он противопоставляет французскому политическому абсолютизму. А она глазах буржуазного индивида всегда ассоциировалась с владением собственностью. А демократическое равенство людей — это равенство условий их хозяйствования. Как показывает Руссо, естественное неравенство усугубляется неравенством общественных условиях жизни.

Затем он стажировался Лейдене, Голландии, у известного врача, химика и ботаника Германа Бургаве, утверждавшего, что жизненные процессы можно свести к формулам и выразить химическими терминами. Там он и публикует анонимно свой главный труд Человекмашина. Есть она у человека?. Царит всеобщая уверенность мощи человеческого разума, его безграничных возможностях, прогрессе, создающем условия для экономического и социального благоденствия. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Но при этом доброжелательная природа вложила руки слепого палку анализ с её помощью он может продвигаться вперед мире явлений, замечать их последовательность, удосᴛᴏʙеряться их порядке, и все это благодаря его духовной ориентации, благодаря образованию, получаемому от жизни и науки. Именно природа, по мнению Дидро, должна вытеснить Божественность одним словом, придется набраться смелости и освободиться от пут религии, отвергнуть всех богов и признать права природы, которая говорит человеку Откажись от богов, присвоивших себе мои прерогативы, и верʜᴎϲь к моим законам. Временами такие проекты, наоборот, были ориентированы против абсолютистского государства во Франции политикоюридическое течение Просвещения вылилось революцию, одним из первых шагов которой стала типичная для естественного права Декларация прав человека и гражданина. В заключение данной главы, хотелось бы отметить, что именно на базе естественного права была разработана теория прав человека и гражданина, нашедшая свое наиболее яркое воплощение Декларации прав человека и гражданина, выработанной принятой.

К ним относятся способность питаться, размножаться, двигаться и осуществлять другие, более ᴄᴫᴏжные реакции, которые порождаются этими совершенно неизбежными ᴨᴏᴛребностями, от рождения вложенными человека природой. Система Гегеля фактически исчерпала возможности классической философии. Канта, чтоне структура познаваемого объекта, а особенности познающего субъекта рассматривается как главное условие, определяющее способ познания. Он делает ставку на бессознательные процессы проявления воли, интуи­ции, воображения, которые не поддаются рациональному познанию. Согласно ему, совокупность производственных отношений образует экономический базис общества, на котором вырастает соответствующая социальнополитическая и духовная надстройка. Экзистенциалисты заявляют, что смертны все и именно соприкосновение со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее ка­завшееся важным для человека, – увлечения, карьера, богат­ство – теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия. Постпозитивизм признает осмысленность философских положений, то есть происходит реабилитация философии метафизики.

Структурализм возник литературоведении и искусствоведе­нии 30е годы. Постмодернисты отказываются от поиска абсолютной истины, поэтому знания релятивируются, то есть приобретают относительный характер. Симулякр – понятие философии постмодерна, разрушающее всякую связь между знаком и тем, что он обозначает, между информацией и реальностью например, симуляция реальности телесериалах и телешоу. Сближая Бога с природой, он приписывает природе божественные атрибуты свойства и, прежде всего, бесконечность пространстве. Для усиления его могущества допустим принцип цель оправдывает средства. Здесь же Вико останавливается на анализе составляющих каждой из эпох и указывает на необходимую обусловленность языка, политики, права, нравов, искусства. Эти времена лежали, по его мнению, еще более глубокой тьме, чем времена Первого Варварства. Эта связь древности и современности подтверждает неустранимую преемственность человеческой культуры и ее целостность. Язык представляется вместилищем универсального, хранилищем бессознательного и неформулируемого. Тем самым ученый отмечает многообразие культурных форм постижения мира, не отдавая приоритета вербальному языку.

Ученый исследовал особенности культуры Вавилона и Ассирии, Индии и Китая, Египта и Греции. Способность к самостоятельному суждению становится важной характеристикой личности, ее проявлением является здравый смысл умение индивида самостоятельно рассуждать обо всех событиях своей повседневной жизни, полностью отвечать за них, принимать самостоятельные решения, словом, быть независимым индивидом. Власть должна принадлежать только одному народу, принимать или отвергать законы может только народ. Представители этого неоднородного идейноготечения сходились на критике сословного. Таким образом, ощущения имеют место тогда, когда мозг человека может различать производимые на органы чувств воздействия.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru