Монтескье век просвещения

Особенно большое влияние на идейную жизнь Франции рассматриваемой эпохи оказал Вольтер Франсуа Мари Аруэ, 16941778. Вере, основанной на откровении, Вольтер противопоставил деистическую религию разума. Руссо считает, что нормальным политическим устройством может быть только республика, но этим термином он обозначает всякое государство, управляемое законами, какова бы ни была форма управления. Монтескье стал родоначальником современной политикоправовой теории, отразившей интересы не только утверждающейся буржуазии, идейное наследие этого мыслителя стало важной частью мировой сокровищницы юридической науки. Политическая стабильность достигается за счет четкого разделения властей, что лучше гарантирует законность, дальнейшее развитие политических свобод и утверждает право основным регулятором взаимоотношений “человек – общество – государство”. Мыслитель подчеркивал историческую закономерность двух форм – монархии особенно конституционной и республики. Он различает два вида законов о политической свободе 1 законы, устанавливающие политическую свободу ее отношении к государственному устройству 2 законы, устанавливающие политическую свободу ее отношении к гражданину. Философия французского просвещения 18 века вольтер, руссо, монтескье. Руссо выводит достоверность из самочувствования, ощущения себя, своего собственного существования Существовать для нас значит чувствовать наша чувственность бесспорно предшествует нашему разумению, и мы имеем чувства раньше идей.

монтескье век просвещения

Частная собственность возникает при переходе человечества от естественного состояния к общественному Политическая жизнь является Руссо обособленной, от частной жизни индивидов самостоятельной сферой. Способы обоснования права объективизм, субъективизм, интерсубъективность. Дух законов, согласно Монтескье, состоит во взаимосвязи различных видов окружающей социальной и природной среды и соответствующих им особых трактовок универсального закона. Тогда и возникает государство как инструмент укрепления господствующего положения богатых. Он подчеркивает, что если власть государстве принадлежит не всем, а только той части общества, которой делегированы соответствующие социальные функции, то безвластные люди автоматически превращаются из свободных граждан подвластных подданных, ибо они не могут сами отстаивать свои интересы. Поэтому цивилизованному государству не следует стремиться к увеличению своих размеров.

монтескье век просвещения

Он считает, что такую задачу можно решить путем распространения просвещения и законодательного обеспечения справедливого распределения общественных благ. Под почестями он понимает престижные проявления общественного одобрения и признания заслуг личности со стороны общества. Это роман нравов, который стремится к постижению общественных закономерностей жизни, к ее творческому отражению. Основываясь на новейших достижениях передовой философии столетия и на последних данных естественных наук, авторы романов материалистически трактовали психологию человека, а морали видели социальную науку. Основоположником романа нравов стал АленРене Лесаж AlainRene Lesage, 1668–1747, который от переводов испанских романов и пьес последовательно перешел к их вольной обработке, а затем и к оригинальному творчеству. Книга излагает поучительную жизненную школу, которую вынужден пройти ее герой трудности постепенно воспитывают его характер он набирается жизненной мудрости, меняя множество городов и хозяев, извлекая пользу из жестоких практических уроков. Этот реалистический метод обретает просветительские черты творчестве ШарляЛуи де Секонда барона де Монтескьё CharlesLouis de Secondat, baron de Montesquieu, 1689–1755.

Писатель, историк, социолог, ученый, юрист, президент парламента Бордо, Монтескьё разрабатывал общественнополитические и философсконаучные проблемы. Он доказывает, что историческое развитие общества закономерно и логично не рок и не случайность, а естественные причины обусловливают ход истории, которая является закономерным процессом. Монтескьё создал роман на восточную тему, вслед за ним к восточной экзотике обращались многие французские просветители как с целью сатирикообличительной критика европейской цивилизации непредубежденным человеком, так и философской сравнение двух цивилизаций — восточной и западной, что способствовало развитию историзма мышления. Но получив тайное предостережение, что его ждет опала, а может, и тюрьма, он вынужден покинуть родину и стать добровольным изгнанником. В понимании естественных прав человека Монтескьё исходит из убеждения, что сама природа даровала людям право на свободу и счастье, на удовлетворение их физических и духовных потребностей. Для него гарем — это маленькое государство, во главе которого стоит тиранмуж, правящий при помощи евнухов, всесильных, и беспощадных временщиков. Причина этой ревности — не страстная любовь к женам, а страх перед бесчестьем. Узбек сомневается добродетельности своих жен, поскольку их верность мужу поддерживается насилием. Папа римский, по мнению персов, повелевает умами всех, хотя на самом деле он всего лишь старый идол, которому кадят по привычке.

Он не отделяет своих героев от реальной среды, социальные проблемы связывает с вопросами нравственными и показывает, как формирование характера героев происходит контакте с жизненными обстоятельствами. Его герои — типы социальные их характер, судьба, взаимоотношения диктуются не только их темпераментом, движениями души, но и их местом обществе — происхождением и имущественными отношениями. Марианна — найденыш, у нее нет социальных связей, нет сословной принадлежности, она — как бы естественный человек. Отношения человека с внешним миром, считает Мариво, устанавливаются на основе ощущений. В этом заключались внешние социальные причины несчастья влюбленных, которые были преодолены естественным чувством, сметающим общественные преграды — аристократические предрассудки и феодальные привилегии. После первой измены Манон он глубоком отчаянии недоумевает, как можно его обмануть, когда он дал столько доказательств своей преданной любви! Просвещение, как идейное течение, основанное на убеждении решающей роли разума и науки познании естественного порядка, соответствующего подлинной природе человека и общества, оказало значительное влияние на развитие общественной мысли. После возвращения Вольтера на родину, над автором нависла угроза ареста, и он по приглашению Фридриха II уезжает. Он считал необходимым максимально способствовать развитию земледелия, создавать благоприятные условия производителям сельскохозяйственных продуктов, отстаивал свободу экономической деятельности.

Тюрго покушался на их привилегии, а также беднота, пострадавшая от спекуляций и вздорожания хлеба. Одно из ключевых положений теории Смита — необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. В ранних сочинениях он осуждал распущенность, роскошь и излишества дворянской знати, призывал к простоте, уме­ренности, близости к природе. Термин Просвещение впервые был употреблен Вольтером Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778 и немецким философом. В 1748 году статье Ответ на вопрос, что такое Просвещение основоположник классической немецкой философии. Следует учитывать и специфические особенности этого социального опыта, во многом обусловленного не столько борьбой с монархией, сколько борьбой за экономические и правовые свободы под религиозными лозунгами, обещавшими эти свободы. Если идейным вождем английского свободомыслия решении религиознополитических и этикоправовых вопросов считать Локка, определившим направлении развития английского Просвещения, то его ученики и последователи должны оцениваться по тому вкладу это развитие, который они делали, формируя соответствующую традицию. Однако он не возражает и против конституционной монархии, когда монарх царствует, но не управляет, как это наблюдается Англии с ее парламентской монархией. Монтескье, учитывая локковскую теорию разделения властей, выделяет три формы власти — законодательную, исполнительную и судебную.

монтескье век просвещения

Но так как больших государствах это невозможно сделать, а малых сопряжено с известными неудобствами, то приходится прибегать к избранию представителей. В противном случае законодатели могут забрать свои руки всю власть и сделаться деспотами. Но урезанная правда, равно как и права не для всех, оборачиваются ложью и бесправием масштабах всего общества. Например, республиканское правительство нуждается главе, а монарх — соответствующих подчиненных органах. Именно на это время приходится сильный всплеск интереса к философии политики и права. Просветители причиной человеческих бедствий считали религиозный фанатизм, невежество и мракобесие. Как выглядеть моложе лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Довольно широкое распространение грамотности во Франции XVIII века историки считают, что во Франции накануне 1789 года было более 47 % грамотных мужчин, около 27 % грамотных женщин привело к развитию книгопечатания. Главное учении Монтескье — различение трех форм государственного управления деспотии, основой которой является страх, монархии, основанной на принципе чести, и республики, покоящейся на добродетели.

Многое, чего авторы не могли написать из опасения цензурных преследований, было высказано намеком и таком виде доходило до читателей. Он заявлял Труд есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин — богатый или бедный, сильный или слабый — есть плут. Он считал, что географическая среда и климат значительной степени определяют политическую жизнь страны, государственный строй и характер законодательства. В результате получается, что небольшая часть людей, обладающая богатством, руководит огромным числом людей народом, которые нуждаются самом необходимом. Руссо отверг такое понимание общественного договора, согласно которому народ передает свои права правительству, которое затем осуществляет власть от имени народа и над народом такое понимание было свойственно. В области политики, юриспруденции и общественноэкономической жизни– освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством.

В разных сферах деятельности он трансформировался поразному, но неизбежно приводил к принципиально новым, новаторским по своей сути открытиям. Заключалось оно особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Все ставилось под критический свет разума при готовности принять любую альтернативу если она только может быть разумно обоснована существующему положению. Идеи Руссо культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран. Тирания – высшая степень неравенства диктатор обманывает и народ, и государство. Саама же природа есть не что иное, как модифицируемая движением материя. Если мы возьмем основное, наиболее знаменитое произведение Монтескье Дух законов 2, опубликованное анонимно Женеве. Монтескье пошел по пути Вольтера и другом отношении он распространил историю на весь земной шар, не ограничивая ее пределами небольшого числа избранных народов Европы и Ближнего Востока.

Этой оговоркой огромное большинство трудящегося населения исключается из числа избирателей. Равным образом Монтескье думает, что плодородная почва содействует развитию деспотизма, а неплодородная свободе. Христианство благоприятствует умеренному правлению, а мусульманство деспотическому. Из христианских исповеданий католичество больше свойственно неограниченной монархии, протестантизм свободным государствам. Коренными особенностями законодательства, обеспечивающими свободу, Монтескье считает умеренность, терпимость, иначе всякое управление легко может скатиться к деспотизму. Он представитель феодальной оппозиции времени Людовика XIV, представитель тех групп среди аристократии, которые были недовольны уравнительными тенденциями французской монархии. У него имеются попытки осветить историю Франции с точки зрения аристократической оппозиции. Она является ответом на трехтомную работу Буленвилье, но работа Буленвилье состоит из трех маленьких томов, а те три тома, которые составляют ответ Дюбо, являются огромными томами in. Он утверждал, что завоевание Галлии франками есть историческая фантазия. Он видит лице знати кучку узурпаторов, а представителях третьего сословия наследников старинных римских вольностей прав.

Таким образом, выводы Дюбо следующие монархия Меровингов и Каролингов является продолжением римской монархии. Он доказывает, что франкское завоевание было, что имело место разорение. Общее владение землей и равенство всех людей есть естественное состояние человечества. Б этом историческом труде Мабли проповедует гражданские доблести, взятые им главным образом из античных примеров, дает целый ряд лозунгов и крылатых, ов, которые затем будут непрерывно звучать во время французской революции. Только стоя на такой точке зрения, по мнению Мабли, историк может найти верный путь сказать, насколько то или другое государство приближается к этой естественной политике политике природы 1а politique de la nature или удаляется от этого идеала. Он с негодованием говорит о шуточках Вольтера, который искажает историю, вместо того чтобы ее разъяснять. Мабли высоко ставит Боссюэ, и морализирующий характер истории Боссюэ находит у него сочувствие, хотя общее мировоззрение Боссюэ чуждо Мабли, потому что Боссюэ вводит бога во все акты истории. Какова же общая концепция истории у Мабли? Торговля, как считает Мабли, это нечто чудовищное, само себя разрушающее купец это человек без родины мануфактуры портят рабочих, превращая их самый низменный сорт людей.

Он вопреки историческим фактам считает, что бедные народы всегда были победителями богатых народов. Таким образом, Мабли остается только вздыхать и жалеть о прошлом, но никаких путей к возвращению это лучшее прошлое, никаких путей к коренному исправлению общества Мабли не видит. Так же фантастична и история Генеральных штатов при Карле Великом и более поздний период, которую дает Мабли, хотя, как известно, этого учреждения то время вовсе не было. Это чрезвычайно интересно, потому что показывает, как воспринималась современниками историческая концепция Мабли. Классифицируя не по времени, а по идеям, которые развивались французскими просветителями, можно сказать, что Просвещение было течением достаточно неоднородным. Поэтому им не нужно напрягать свой разум, чтобы совершенствовать жизнь. Там, где почва плодородна, развивается земледелие, что обеспечивает изобилие и богатство здесь люди консервативны, а такому складу ума также соответствует монархия. В противовес материалистическим взглядам Вольтер выстраивал свою собственную концепцию, которая называется деизмом Бог создает мир, дает ему законы и больше не принимает участия развитии мира Бог — Творец, но не Промыслитель. Вольтер выделяет четыре эпохи расцвета век Перикла Древней Греции, век Августа Древнем Риме, век Медичи эпоху Возрождения и век Людовика XIV современности. Если люди не соглашаются с религией, их нужно перевоспитывать, а если они упорствуют, их нужно уничтожить.

Люди отдают часть своей свободы или одному человеку, или нескольким людям, которые ими управляют. Даже по терминологии мы видим, насколько идеи Руссо прижились современной ситуации. К числу видных французских философов деистов принадле­жали Вольтер, Монтескье, Руссо. Философия Ламетри Жюльен Ламетри 17091751 – полностью отвергал идеализм и теологию. Идеал ом государства передает просвещенный абсолютизм отводит познание к органам чувств. Отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи, основе общества и государства видел общественный договор. Четко выделили два ведущих философских направления – материализм и идеализм линия Демокрита и линия Платона. Для того чтобы установить мире справедливость своими силами не надеясь на божью волю, тем более по уверенности Меле бога не существует. Но чрезвычайно близки были ему иные проблемы естественное право, свобода, равенство. Свобода у него первую очередь – свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества целом.

Быть свободным, иметь вокруг себя только равных, такова истинная жизнь, естественная жизнь человека. Республика, согласно Вольтеру, вообще более всего приближает людей к их естественному состоянию. В превосходной степени характеризуется Вольтером вся английская политикоправовая система. Развернуто и последовательно гуманистическая и просветительская позиция Монтескье представлена трактате О духе законов. Соединение всех отдельных сил, – как прекрасно говорит Гравина, – образует то, что называется политическим состоянием государством. Далее, Монтескье отмечает необходимость соответствия положительных законов природе и принципам установленного правительства.

Говоря о законах, вытекающих непосредственно из природы различных форм правления, Монтескье применительно к демократии отмечает, что здесь народ является государем только силу голосований, которыми он изъявляет свою волю. К числу основных демократии относится и закон, определяющий саму форму подачи избирательных бюллетеней, включая вопросы об открытом или тайном голосовании. Но кроме постоянных законов, подчеркивает Монтескье, необходимы и постановления сената, которые относятся им к актам временного действия. Он отмечает, что подобные акты полезны и том отношении, что появляется возможность течение определенного срока проверить их действие, прежде чем установить окончательно. Без сочетания этих двух аспектов политическая свобода остается неполной, нереальной и необеспеченной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Предназначенные для наказания людской злобы, они должны сами обладать совершенной непорочностью. Учение Монтескье о духе законов и разделении властей оказало существенное воздействие на всю последующую политикоправовую мысль, особенно на развитие теории и практики правовой государственности.

В “Духе законов” Монтескье развил общее учение о зависимости юридических норм государства и общежития от законов, определяемых типом государственного строя республиканским, монархическим или деспотическим. Исходные понятия “Духа законов” отличаются рационализмом и натурализмом. Уже “Персидских письмах” Монтескье осмеял деспотические формы абсолютизма во Франции. Жестокости и бессмысленности фанатизма Монтескье противопоставляет принцип полной веротерпимости. Руссо уроженец и гражданин Женевы, старинного центра кальвинистского богословия и морального уклада жизни. Гармоничность, цельность человека должны быть обретены обществе, а не “естественном состоянии”. Эту идею, которой сказался буржуазный характер социологии Руссо, впоследствии высоко оценили деятели французской революции. Буржуазным демократизмом и республиканизмом овеяна вся программная часть “Общественного договора”.

Материализм обосновывает материю как объективную реальность, а её атрибуты 1 движение, 2 вечность во времени, 3 бесконечность пространстве. Видел необходимость существования Бога лишь для поддержания порядка обществе и запугивания людей Божьим наказанием. Бог – это лишь средство для поддержания порядка и воспитания нравственности людей. Виды отчуждения политическое, моральное, трудовое, психологическое, культурное, Теория общественного договора Руссо связывается с обладанием каждого гражданина равными правами, равномерным распределением частной собственности. В основе общества и государства видел общественный договор, исходя из которого, отрицал божественность власти короля. Утверждал вечность и несотворённость материи, которая процессе развития порождает весь реальный. Историческая и философская наука характеризуют Просвещение как эпоху безграничной веры человеческий разум, возможность перестройки общества на разумных основаниях, как эру крушения теологического догматизма, торжества науки над средневековой схоластикой и церковным мракобесием. Если крестьяне и ремесленники выступали против феодальнокрепостнического режима при помощи методов непосредственной революционной расправы с привилегированными сословиями их было два — дворянство и духовенство, то буржуазия была неоднородна и её наиболее зажиточная торговопромышленная и финансовая верхушка, связанная экономически с абсолютистским государством, предпочитала умеренную оппозиционную деятельность.

Фридрих Энгельс Просветители 18 столетия выступали крайне революционно. Теперь впервые взошло солнце, и отныне суеверие, несправедливость, привилегии и угнетение должны уступить место вечной истине, вечной справедливости, равенству, вытекающему из самой природы, и неотъемлемым правам человека. А разгадка все той же политике — обосновать неизбежность победы пролетариата можно было только подведя под нее широкую историческую базу — мол, все человечество тысячелетиями шло к этому. Шарль Луи де Секонда барон де Лабред и де Монтескье родился 1689 году Лабред близ Бордо, главного города департамента Жиронда, на югозападе Франции. Совокупный общественный продукт делится на две основные части первая — капитал — служит для поддержания и расширения производства сюда входит и зарплата рабочих, вторая идет на потребление непроизводительными классами общества собственниками земли и капитала, государственными служащими. Отчаявшиеся крестьянские массы все чаще вступали кровавые схватки со своими поработителями феодалами и стоявшей за их спиной королевской властью. Он отстаивал мысль, что только политические свободы являются гарантией процветания и мощи государственного организма. Несмотря на всю осмотрительность автора и умеренность выражений, книга эта заставила насторожиться реакционеров. Сочинение Монтескье было осуждено также реакционерами из лагеря Ватикана.

Он указывал, что теологическое объяснение исторических явлений произвольно, оно открывает безграничные возможности для оправдания или осуждения именем бога всего того, что выгодно осудить или оправдать данному писателю. Мысль о закономерности общественной жизни нашла свое дальнейшее развитие книге О духе законов. И действительно, Монтескье не только не ополчался против прав и привилегии феодальной знати, но вслед за Локком пытался оправдать и узаконить их, правда ограничивая и уравновешивая их правами и привилегиями парода, вернее сказать, буржуазии. Просвещение как широкое культурноидеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции. С середины 30х годов внимание французских философов начало привлекать распространявшаяся списках рукопись “Завещание” Мелье, где он конце 20х годов выдвинул цельное материалистическое понимание природы, опирающееся как онтологическом, так и гносеологическом плане на картезианство и спинозизм. Вследствие абстрактнологической аргументации и отсутствия естественнонаучного обоснования материализм Мелье не был достаточно сильным оппонентом деизма, хотя и мог стимулировать дальнейшие усилия философской мысли деле создания последовательно материального миропонимания, соответствующего гносеологическометодологическим принципам Просвещения.

Наиболее важным философской деятельности Вольтера была его борьба против церкви. Лучше признать, что для нашего ума проблема мирового зла неразрешима, чем изощряться софизмах и оправдании бога, как это сделали Лейбниц и многие другие. Противоположность интересов тех классов, которые вырастали внутри “третьего сословия”. Основное противоречие современной ему общественной жизни принимает сознании Руссо отвлеченную форму противоречия между культурой и природой, между естественной. Но английский материализм не был единственным теоретическим источником для французских философов. Однако эти учения значительной мере утрачивают философии французских материалистов тот абстрактнонатуралистический характер. Развивая этот взгляд, Дидро наметил материалистическую теорию психических функций, во многом предвосхитившую новейшее учение о рефлексах. Помимо общих идей, присущих Просвещению целом, французское Просвещение характеризуется политическим радикализмом и антиклерикализмом.

По сути дела они вели идеологическую подготовку к радикальному слому социальных структур, унаследованных от феодального прошлого. С одной стороны, узда религии может быть единственным средством сдерживания произвола и беззакония самовластных правителей отношении населения. Вольтер считал, что общество можно и нужно усовершенствовать на основах разума. Законодатель, согласно Монтескье, не может поступать по своему произволу. Государство добавило к имущественному неравенству неравенство между властвующими и подвластными. В основе педагогической концепции французского просветителя лежало требование естественного воспитания, воспитания свободной и цельной человеческой личности, не скованной феодальными предрассудками. Отбрасывая сословные привилегии, провозглашая равенство всех людей, он выдвигал качестве важнейшей задачи воспитание человека и гражданина, подготовку его к жизни, развитие нем честности, самостоятельности, активности, требовал глубокого уважения к личности воспитуемого.

Руссо разругался с Дидро и Вольтером, был вынужден бежать из Парижа, Женеву его не пустили. В XVIII веке во Франции наука начинает играть огромную роль, не только формируя образ мыслей, духовную жизнь людей, но и определяя общественное поведение человека того времени. И, наконец, третье направление, которое отличает французское Просвещение, проявляет себя распространении идей ЖанЖака Руссо и связанного с его учением сентиментализма. Монтескьё считал необходимым, чтобы любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав свободу, собственность, безопасность, равенство прояснить. Основные понятия просветительских учений представляли собой достижение общего блага, естественного права, естественной религии и общественного договора. Огромный шаг вперед сделали ботаника, биология, математика и химия, также была выдвинута первая теория об эволюции. Утверждение принципов материализма, борьба с церковью связана прежде всего с специфическим характером религиозности, идея естественной религии эпоху Просвещения.

К тому же обращение Лесажа к испанской действительности было не просто способом избежать насилия цензуры, оно имело и философский смысл сопоставление двух стран, близких по общественному и политическому устройству, помогало обнаружить закономерности социального характера, свойственные феодальноабсолютистской монархии. Франция показана через восприятие двух персов мудрого Узбека и его спутника юноши Рики. Французский роман первой половины XVIII века и формирование идеологии Просвещения от Персидских писем до Энциклопедии Автореф. Общественноправовой идеал Просвещения это естественноправовой идеал. При этом просветители апеллируют не просто к разуму, а именно к научному разуму, который опирается на разум и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных гипотез. Проблема справедливого устройства государства волновала философов и раньше античности ее поднимали Платон и Аристотель, эпоху Возрождения – Никола Макиавелли. Локком теорию разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье устанавливает связь законов с климатом От различия потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие образе жизни, а от различия образе жизни — различие законов.

Солдаты требовали все большего и большего жалования и свергали цезарей, если они не удовлетворяли их требований. Тем самым резче подчеркивались пороки феодального строя, те его стороны, которые казались нормальными для человека придворноаристократической среды. На родине Узбек оставляет друзей, роскошный дворец сераль, загородные дома и многочисленный штат жен, содержащихся гареме под неусыпным и жестоким наблюдением белых и черных рабовевнухов. Святилище чести, славы и добродетели особенно утвердилось республиках. Французские просветители создали учение о естественных правах человека. Все остальные пойны по самому своему существу несправедливы и противозаконны. Мирные договоры столь священны для людей, что являются как бы голосом природы, заявляющей свои права. Гельвеций писал Монтескье по выходе его книги из печати Вспомните, как я оспаривал ваши принципы замке ЛаБрэд.

Вольтер считал, что церковь как религиозная организация не нужна, хотя вера Бога необходима. Но он оговаривался, что, если бы Бога не было, его надо было бы выдумать, так как невозможно управлять хотя бы одной деревней, все жители которой были бы неверующими. Эта программа соответствовала интересам крупной буржуазии и обуржуазившегося дворянства. Эту проблему поставил Джон Локк Опыт о человеческом разуме Но значительно чаще внешняя действительность мешает человеку, искажает его природные задатки. Человек — не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия. Но вместе с тем расцвет абсолютизма сообщил значительную силу инерции политической системе старого режима. Развитие нового, буржуазного способа производства и торговли стимулировало развитие математики, естественных наук и само находилось зависимости от их успехов.

В 40 – 80 годы XVIII века просветительские идеи распространяются вширь и вглубь, просветительская мысль во Франции достигает своего расцвета. Можно выделить некоторые отличительные черты философии французского Просвещения четко выраженная антиклерикальная направленность, доходящая у некоторых просветителей Дидро, Гольбаха до антитеологической, богоборческой и атеистической неразрывная связь философских воззрений просветителей с достижениями естествознания гуманистическая ориентация философии с доминированием ней антропосоциальной проблематики направленность философских взглядов просветителей на изменение социальной действительности интересах прогресса и улучшения гражданского общества. Исторический прогресс связывал, прежде всего, с безграничными возможностями развития человеческого разума, хотя и не отрицал влияния и других факторов хозяйственных, политических. Как и Вольтер, он считает, что если бога нет, то его следует выдумать, ибо вера бога содействует установлению порядка. Каждый человек праве верить бога на свой манер, праве отрицать любые религиозные догмы, и власть не должна наказывать людей за их мировоззрение. Познавая, люди улавливают причинную связь явлений и на этом основании предугадывают события. Как идеолог молодой прогрессивной буржуазии, Монтескье смело выдвигал идею техника и наука должны историческому прогрессу и освободить человечество от наиболее тягостных форм физического труда.

В этих условиях французские аристократы и церковь потребовали созыва Генеральных штатов. Большая часть наказов предлагала только ограничить власть короля путём провозглашения стране конституционной монархии. Французские династии Бурбоны, Орлеаны, Бонапарты Новая и новейшая история. Смит писал, что источником богатства как одного человека, так и всей страны являются не деньги, а труд, от количества которого, затраченного на производство вещи, зависит ее стоимость. Пол Хазард долгое время французы думали подобно Боссюэ, пока их умами не завладел Вольтер. Именно она, по словам просветителяэнциклопедиста Жана Д’Аламбера, разрушив средневековую религиозную схоластику, возвысила авторитет науки. Он не принял ни дуализма Декарта, ни экспериментального метода Бэкона, провозгласив тождество Бога и природы, духа и тела. Только невежество заставляет нас думать, что мы можем изменить будущее что будет, то будет, и будущее установлено так же незыблемо, как и прошлое. Относительно датировки этого направления единого мнения не существует. Как синоним просвещения употребляется выражение философия XVIII века.

Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм. В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи. Таким образом, целом логика анализа общества у просветителей такова исходить из наблюдаемых фактов, но не останавливаться на них как на голых фактах расположение опыте фактов друг рядом с другом должно быть переосмыслено и преобразовано друг друге, форма агрегата должна перейти форму системы. Поэтому требования справедливости и равенства законны, поскольку соответствуют сущности человека. Только постоянная и напряженная мирская деятельность, освещенная разумными целями и знанием средств их достижения, способна привести к улучшению положения человека, уменьшить физическое и искоренить моральное. Монтескье констатирует три возможных формы государственного устройства республика, монархия и деспотия. У просветителейкоммунистов и эгалитаристов появляются сомнения относитель­но естественности права собственности. Тремя основными его произведениями являются Персидские письма 1721, Размышления о причинах величия и падения римлян 1734 и, наконец, О духе законов. Уже первой своей работе Монтескье стремится обосновать вывод о том, что миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие любом обществе. Курсовая работа по _______________________________________ на тему Учение Монтескье о государстве и разделении власти.

Выполнил студент группы____ факультета____ ___________________________ Проверил _________________________ Макеевка 2003 год Оглавление Введение ………………………………………………………………. Политология На тему Шарль Монтескье об исторических, географических и социальных основах политики Выполнила. Для получения образования Шарль Монтескье был отдан отцом духовное училище. В училище он провел пять лет, а вернувшись Бордо 1705 году, занялся изучением права. Его работы предвосхитили многие положения современного понимания политики, государства и права. Дополняя это пояснение другой студент заявил, что идея разделения властей принадлежит исключительно. Руссо 20 Политические взгляды Дени Дидро 23 Естественноправовые учения Германии XVIII. Этот прием оказался успешным для демонстрации социологического ракурса, угла зрения на действительность. Отсюда уже со всей определенностью стало ясно, что холодном климате чувствительные кисточки спрятаны внутрь, что понижает живость ощущений. Иными словами, это социальные концепции, которые были сформулированы до возникновения самой. По полному праву, поскольку она наиболее известна и влиятельна политических и социальных науках.

Социалдарвинизм Теперь еще одна школа, которая называется социалдарвинизм. Германская социология Теперь мы с вами перенесемся из Италии, вернее из Швейцарии, где последние годы жил Вильфредо Парето и где он сотворил свой грандиозный Трактат по общей социологии, на север, Германию. Историческая социология Вернера Зомбарта Мы с вами уже познакомились с двумя крупнейшими фигурами германской социологии. Его возникновение связано с формированием абсолютистских государств этого континента. В диалектическом понимании классицизм есть сложный, внутренне противоречивый художественный метод, котором переплетались идейнохудожественные принципы, соответствующие как системе ценностей господствующего класса, преимущественно придворной аристократии, так и тем идеалам, нравственным нормам, критериям личности, которые были свойственны демократическим слоям общества. Просвещение – идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общественного мироустройства. Под мощным воздействием идей Просвещения странах Западной Европы развивался дальнейший процесс формирования новой культуры буржуазного общества с характерными отличительными особенностями, вытекавшими из конкретноисторических условий данной эпохи. Англии ^ Локк, просветительская идеология получает широкое распространение во Франции Монтескьё, Гельвеций, Вольтер, Гольбах, где выдающиеся философы, по оценке.

Вместе с тем считал целесообразным сохранить веру Бога как основание нравственности для сдерживания народа от посягательства на собственность и интересы имущих классов. Основные работы Мысли об объяснении природы, Философские принципы материи и движения, Монахиня. Составление этих списков было, повидимому, испытательным заданием для начинающих историков, привлекаемых к работе над. Разоблачение Маратом многочисленных попыток контрреволюции расправиться с ним как с Другом народа. Опираясь на историю, они подчеркивали исконно присущую народу вольность, постоянно на протяжении веков истребляемую князьями и царями. Их поэтика рассматривалась не как художественная система даже если ее так именовали, а как некий перечень принципов, переворачивающих принципы классицистической эстетики, репрезентирующей сознании ученых весь художественный опыт Просвещения вместо любви к канону творческий произвол, вместо воссоздания общечеловеческих типов национальные, исторические индивидуальности, вместо жанровой иерархии жанровая свобода. Многие открытия, которые приписывались иногда приписываются до сих пор романтизму, на поверку оказываются либо константой культурного творчества например, искусство, литература как игра, либо открытием скорее уж XVIII. Таким же контрастным оказывается и внутреннее содержание эпохи нем разум противопоставлен чувству, и соответственно просвещенные умы чувствительным душам, ироническое сентиментальномеланхолическому, вкус гению, назидательное развлекательному.

Но одновременно локковский эмпиризм предстает как синтез основных положений традиционного английского эмпиризма и рационализма Декарта. Когда осуществляется самая последовательная попытка развития эмпиризма Локка 53 французским сенсуалистом Кондильяком, то идеи мыслителя приводят его к совпадению с христианским спиритуализмом. Так становится очевидно, что Просвещение было не столько философской школой, иди тем более системой, сколько определенным интеллектуальным подходом, духовной и этической позицией то есть не только коллективным движением, но и мужественным поступком индивида, решившего жить самостоятельно и ответственно. Такая установка требовала выстраивать новый мир, начиная с отдельной личности, а не с институциональных групп, мир, основанный на таком смутном и неясном явлении, как общественное мнение, мир, создающийся кофейнях, салонах, масонских ложах и во всяческих обществах. Старобински не была мыслью о революции, как может показаться задним числом, а прежде всего мыслью о свободе суждения и движением за интеллектуальное освобождение. Вольфцеттель, приходят к выводу, что всеобщая история состоит из множества частных историй. Заметим, что фундаментом эстетикофилософских размышлений о чувстве и воображении является не только чувствительная литература, но и жизненный опыт столетия.

В поисках осуществления этого идеала Просвещение чаще обращается к неакадемическим, доступным широкому читателю жанрам, способным дать ясное изложение знаний, использует и художественное творчество, но отнюдь не только и не столько как средство сделать понятнее, проще свои идеи, сколько как особый способ философствования. Дарнтона, философия книгах такого рода на первый взгляд везде, а на самом деле нигде. Михайлова, настроенный против барокко просветительский рационализм стремится утвердить себя культуре, которая долго еще остается культурой барокко, и примером тому служит по видимости неожиданное, но глубоко закономерное воскрешение барочной поэтики романах ЖанПоля. Вкус понимается при этом как категория коллективная вкус людей, наделенных индивидуальным разумом, но пришедших к основанному на общечеловеческой норме согласию Музыка, архитектура, живопись, так же как поэзия и ораторское искусство, должны выводить свои законы и правила не из принципов самих искусств, а из общего мнения и вкуса людей Аддисон. Необходимо учесть и то, что театр этого периода был большей частью театром, имеющим репертуаре драматические произведения, написанные стихах. С другой стороны, суммарноприблизительная характеристика эпохи Просвещения как атеистической и целом правильное, но предвзято истолкованное представление о секуляризации культуры этот период заставляли многих исследователей и читателей попросту проходить мимо довольно значительной части поэтического наследия века религиозной поэзии.

И эти уверения, свою очередь, не только искренни, но чаще всего и правдивы, так как они верно определяют основную интонацию произведений. Хотя художественные формы выражения этой искренности могут быть достаточно разными. И этот эпитет не случайно перекликается с вольтеровским определением Паскаля возвышенный мизантроп трагическом пессимизме мироощущения философа XVII столетия мыслителю XVIII виделось отсутствие любви к людям. Вообще, появление обильного числа пасторальных жанров поэтических, драматических, прозаических кажется даже удивительным эпоху, пользующуюся репутацией века, ценящего естественность, ибо репутация самой пасторали связана с ее искусственностью, что превращает ее глазах некоторых весьма авторитетных исследователей бесперспективный для Нового времени жанр. Между тем качестве темы, входящей круг тех вопросов, которые анализировались просветителями, пастораль позволяет увидеть, насколько равенство, за которое ратовали философы XVIII. Следует учесть, что, будучи свободен от достаточно строгих предписаний просвещенного вкуса, не жалующего этот жанр, роман XVIII. Реактуализация поэтологических приемов, стиля, сюжетов некоторых писателей XVIII. Дело не просто увеличении книжных тиражей, распространенности переводов, порой жарком обсуждении литературных проблем периодической печати хотя эти процессы, разумеется, важны.

Кстати, можно привести выразительное опровержение этой веры безграничность познавательных возможностей человека, вспомнив одно из малоизвестных у нас вольтеровских четверостиший Рождаемся, живем, пастушка, Потом умрем, не вняв, за что И каждый часть того ничто, Что мчит. Монтескье стал родоначальником современной политикоправовой теории, отразившей интересы не только утверждающейся буржуазии, идейное наследие этого мыслителя стало важной частью мировой сокровищницы юридической науки. Идейнотеоретическое наследие Монтескье довольно противоречиво как и вся эпоха буржуазнодемократических революций конца XVIII—начала XIX вв, содержит немало компромиссов, но последовательно, антифеодально, антимонархично, демократично и гуманистично. Люди, отмечает он, управляются различными законами естественным правом, божественным правом правом религии, церковным каноническим правом, международным правом, вселенским гражданским правом по которому каждый народ — гражданин вселенной, общим гражданским правом, относящимся ко всем обществам, частным государственным правом, имеющим виду отдельное общество, правом завоевания, гражданским правом отдельных обществ, семейным правом. В работе О духе законов Монтескье выделяет три формы правления республику, монархию и деспотию. В первую очередь, это был век Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье, Кон дорсэ, француских философов, развивавших цельную и достаточно стройную философскую концепцию концепцию Просвещения.

Законодательная власть должна принадлежать представительному собранию, исполнительная — королю и кабинету министров. Этот договор, полагал мыслитель, не может быть договором об избрании правительства, соглашением, которое предусматривало бы подчинение одной стороны и властвование другой. Па этих собраниях правительство должно отчитываться перед народом о своей деятельности. По его мнению, главной задачей общественных преобразований должно являться просвещение народа, облегчение его тяжелой участи. Радищев 1749—1802 подверг резкой критике существовавшие России общественные отношения, выступил с призывом полной отмены крепостного права, ликвидации самодержавия путем народной революции. Формирование основ новой культуры объединяло мыслителей самой различной мировоззренческой ориентации. Существенной чертой дворянского просвещения было вольтерианство, понимаемое России как вольнодумство, так как действительные просветительские идеи Вольтера были поняты ней достаточно поверхностно.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru