Модели общественно исторического процесса

В современной философии истории сосуществуют два основных подхода к объяснению логики и направленности исторического процесса формационный и цивилизационный. Представление о восходящем поступательном развитии истории, переходе общества от низших менее совершенных форм жизни к более совершенным. Общество это очень сложный объект для социальнофилософского исследования. Это философский идеализм ли­ния Платона и философский материализм линия Демокрита. Разум правит миром так предельно кратко ска­зал об этом древнегреческий философ Анаксагор.

Суть второй позиции линия Демокрита к исследованию общества и его истории состоит признании того простого и очевидного факта, что люди для своей жизни вынуждены трудиться, развивать материальное про­изводство. Материальное производство — это субстанция общественной жизни и движущая сила истории, которая субстанция ока­зывает определяющее и всестороннее влияние на общественный организм. Основными рамках линии Демокрита как теоретической позиции по­знании общества являются такие понятия, как труд, материальное про­изводство, классы, народ, социальная революция. Важнейшими аспектами исследования общества как системы являются вопросы о причинах происходящих обществе изменений, о периодизации и направленности исторического процесса. Производительные силы — это люди и средства произ­водства предмет, орудия и средства труда. Надстройка определяется базисом, но над­стройка обладает относительной самостоятельностью и играет активную роль общественной жизни. Правда, у Маркса встречается и другое деление истории первичная фор­мация первобытное общество, вторичная формация, основанная на частной собственности рабство, феода­лизм, капитализм и третичная формация коммунизм.

Ста­ли разрабатываться представления об истории как сово­купности локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самостоятельную историю и отличается духовнонравственными ценностями и куль­турными традициями, особенностями образа жизни и типа личности. Прогрессивная направленность исторического развития не ис­ключает моментов циклического движения, круговоротов, когда возврат к исходному состоянию повторяется определенном есте­ственном порядке. Формационный подход, выделивший определяющие струк­туру общества производственные отношения, имеет существен­ное значение наряду с культурологическим подходом, акцентирующим внимание на выявлении специфики и самобытности культурноисторических типов общества. Место России мировой цивилизации зависит прежде всего от того, насколько быстро придет осознание ею собственного пути развития, основанного на самобытных российских тради­циях и ценностях. Это единство проявляется, вопервых, том, что прогресс общества не может быть вечным, обычно он со­провождается попятным движением или стагнацией. Это связано с тем, что от этапа к этапу меняют­ся исторические условия, поэтому даже если воссоздать прежние со­циальные институты, новых условиях они функционировать или не смогут, или это будет происходить какихто новых формах. Эта незамысловатая интерпретация развития общества, тем не менее, обрела вторую жизнь философскоисторических концепциях форме цивилизационноциклической модели исторического процесса.

Регрессизм появляется древнем мире, будучи зафиксированным ряде концепций возврата имён, золотого века. Разум и указанные возможности рассматриваются как гаранты прогресса истории. Идея соцго прогресса получила развитие также немецкой классической философии, хотя ней критерий прогресса общества начинают рассматривать более дифференцированно, а само развитие общества трактуют не столь однозначно спиралевидная модель истории. Особый вариант прогрессизма характерен и для марксистской интерпретации исторического процесса как закономерной смены типов общественноэкономической формации. Структуру общественноэкономической формации 1 Базис – это экономический строй общества, совокупность его производственных отношений. Но и роль надстройки не является пассивной когда идеи овладевают массами, они становятся материальной силой, способной изменять экономические отношения. Кроме того, рамках этой теории трудно объяснить связи между сосуществующими обществами. Осевая эпоха – начало всемирной эпохи, когда независимо друг от друга и разных местах – Индии, Китае, Персии, Палестине, Элладе – возникают духовные движения, сформировавшие тип современного человека.

Даже поверхностный взгляд на историю человечества позволяет отметить тот факт, что общество не находится неизменном состоянии, а постоянно изменяется. К переходу от одной общественноэкономической формации к другой приводят изменения экономическом базисе. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Изменившийся экономический базис ведёт к изменению политической надстройки либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущимися силами истории – возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественноэкономическая формация. Например, современной социологии существует теория конфликта, объясняющая социальное развитие через столкновение интересов различных социальных групп. Ростоу Стадии экономического роста вышла более 30 лет назад и с тех пор десятки раз переиздавалась. Вся человеческая история сводится у Ростоу к истории развития техники.

Так, Рим начала нашей эры – это крупный город с многоэтажными домами, с лифтом поднимавшимся вручную, с водопроводом, с подобием газеты Шпенглер приводит объявление какогото царька из Северной Африки, который хотел снять квартиру на 45 этаже центре Рима, с крупными фабриками. Каждая культура имеет свою душу, которая определяет отношение к миру, к прошлому, к смерти, к месту человека во Вселенной. Каждая культура расцветает на почве строго ограниченной территории, к которой привязана наподобие растения. Так падала она Древнем Риме, там издавались даже императорские указы, которые разрешали брать бесплатно пустующие земли, разводить там хозяйство, растить семью. Когда Кортес со своим отрядом высадился Мексике, народ майя уже вымирал его культура угасла, население было так малочисленно, что Кортес с небольшим отрядом быстро завоевал всю страну. Для иллюстрации этого положения Тойнби рассматривал происхождение египетской цивилизации. Но были общины, которые ответили на вызов засухи изменением родины и образа жизни. Человек не смог предотвратить наступление леса, который поглотил возделываемые поля, площади и дома, а потом добрался до дворцов и храмов.

Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Существует два основных подхода к развитию общества формационный и цивилизационный. Любая из версий формационного подхода основывается на представлении о доминировании техникоэкономических факторов, которые во взаимоотношении с человеческим фактором определяют траекторию исторического процесса. Способ производства включает себя производительные силы и производственные отношения. В чём же выражается зависимость производственных отношений от формы собственности на средства производства?. Средства производства там являлись общей собственностью, поэтому и трудились все сообща, а результаты труда принадлежали всем и распределялись поровну. Однако развитие промышленности сдерживается практически отсутствием свободных рабочих рук крестьяне зависят от феодала и не могут уйти от него. Низка покупательная способность населения основном население состоит из крестьян, у которых нет денег и соответственно возможности приобретать различные товары, а значит, нет большого смысла увеличивать промышленное производство. В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации.

А Освальд Шпенглер 1880 – 1936, основоположник культурологического подхода к историческому процессу, считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций различных уголках Земли. Локальные цивилизации замыкаются национальных рамках, их около тридцати американская, германская, русская. Цивилизации, проистекающие из географической оси истории, из самых внутренних пространств heartland'а имеют, по мнению Макиндера, авторитарный, иерархический, недемократический и неторговый характер. Эти страны образовали ядро мировой модернизации, центр системы капитализма. Федотова, с коренным противоречием необходимость политической и экономической модернизации, неосуществленной на предшествующем этапе, была очевидной, но индустриальная система была уже построена, а именно, стремление к индустриальному развитию суть догоняющей модели. Географический фактор является формообразующим, он участвует формировании обществ земледельцев и кочевников, а дальнейшем его влияние проявляется процессах социального синтеза, которые начинаются после завоевания земледельческих обществ кочевниками. Отсюда следует органическое сочетание цивилизационного культурноособенного подхода с формационным социальноэкономическим, общим для всех подходом.

Технологической революцией называ­ют качественное изменение развитии производительных. Не отрицали они обычно и то, что доминантой общественного разви­тия являются материальные факторы, но усматривали их не способе производства, а чаще всего технологии. Но к чему же таком случае сводится роль субъективного фактора – сознательной, целенаправленной деятельности людей?. Прежде всего, к учету реального положения вещей, реальных возможностей, сложившихся обществе, к выбору одной из этих возможностей и, наконец, к деятельности, направленной на ее реализацию. Мы видим, что обществе постоянно происходят изменения, которые оказывают влияние па жизнь людей, на их деятельности, мысли, чувства, представления о мире и о самих себе.

Данилевского, мире существует множество культур, каждая из которых обладает только ей присущими уникальными чертами и имеет собственный путь развития. Вторые не приемлют беллетристики, отношения к истории как синопсису, составленному из вольтов неких. Фикали показывает, что, невзирая на обилие публикаций, посвященных вопросам введения упорядочивающего понятия выбора основания типологизации исторического процесса, отсутствуют обобщающие работы, способные дать комплексное представление о поисковой ситуации философии истории, достигнутой к текущим дням. Но они формируются уже на объективных факторах исторического процесса – климате, становлении разума, науки, философии, хозяйственной деятельности. Характеризуя реквизиты платформ, утрирующих те или иные факторы, автор обращает внимание на некое присущее им общее, а именно линеарность. Объективной, базирующейся на фактах, теорией общественного развития.

Цивилизационный и формационный подходы сравнительный анализ Философия. Динамика исторического процесса традиции и перспективы социальнофилософской рефлексии. Объективноидеалистическая концепция решающую роль историческом процессе отводила действию объективных надчеловеческих сил Божественной воле, провидению, Абсолютной идее, Мировой Воле. Так, эпоху Просвещения Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов, законов, искусства, науки, философии. Свобода проявляется возможности последнего поколения творить свою историю соответствии со своими, уже новыми потребностями и интересами. Поэтому существует точка зрения, что именно элиты вносят наибольший вклад развитие общества. Если же мы понимаем, что научный закон, объясняющий часть сторону объективной реальности, может быть лишь более или менее верным, мы спорим об относительно лучшем или худшем. В этой главе ряд терминов генеральная линия, горизонталь, вертикаль. Поскольку такое смешение характерно и для отечественных ревнителей чистоты и свободы истории, рассмотрим последнюю мысль подробнее.

Поэтому для того чтобы приложить общемировые законы к истории любой страны и любого периода, необходимо последовательно спускаться по уровням обобщения и соблюдать целый ряд методологических правил, процедур и приемов. Кроме выработки таких понятий, необходимо уточнить содержание старых, общепринятых, а также дать более четкую характеристику аморфным. Дело том, что очень часты советы и даже требования к историкам и теоретикам работать прежде всего с теорией среднего уровня. Между тем этих уровней, по крайней мере, тричетыре, причем как горизонтальных, так и вертикальных для региона, общества, его подсистемы, и ее составляющих, и для каждой ступени, этапа, подэтапа. Нотам, где мы говорим лишь о генеральной линии развития или о переходных, молодых стадиях, фактически речь идет о формационноисторическом процессе. Иными словами, тут могут спорить вечные антагонисты исторический и логический методы. Однако нельзя абсолютизировать логическое, как якобы более важную онтологическом плане сущность, а следует выводить сущность из существования, иными словами, невозможно игнорировать ситуацию, когда факты очевидно не подчиняются теории. Это могло бы быть верным – как и считалось – при том, что законы объективны и неизменны. Как и любой метод, данный имеет свои преимущества наглядность, упор на генезис, простота. Он является итогом развития не только самого вырывающегося вперед общества, но и всего человечества его части.

Производство материальных благ материальнодуховный процесс, ибо человек, агент производства, выступает не только как материальное, но и духовное существо, обрабатывающее информацию, осуществляющее планирование совершаемого процесса, его осмысление, предвидение его результатов. Цивилизация, как синоним материальной культуры, как достаточно высокая ступень овладения силами природы, безусловно, несет себе мощный заряд технического прогресса и способствует достижению изобилия материальных благ. Маркса и не было подобного словосочетания, – третич­ной общественной формации общественная собственность. Первичная модернизация обеспечила западноевропейской цивилиза­ции военнотехническое превосходство над другими цивилизациями. Исходным пунктом рассмотрения социальных процессов были люди, наделенные потребностями и интересами, находящиеся определенных связях друг с другом. Проблемы естественноприродной ограниченности существования общества рассматриваются свете идей. Наконец, внедрение представляет собой процесс вписывания новой техники и технологии существующую целостность и способно опережать материальнотехническое развитие ровно настолько, насколько материальнотехническая система уже подготовлена для перехода на следующую ступень своего развития. Абсолютная исчерпаемость свойств человека сделала бы невозможным появление и развитие техники, но их абсолютная неисчерпаемость сделала бы ее просто ненужной. Получается некий самовозбуждающийся процесс материальнотехнического развития с исходным источником виде ресурсов природы и труда, котором расходуется рабочая сила, конечном счете сама являющаяся силой природы.

Факторы естественноприродного характера сами по себе обусловливают возникновение лишь технических задач, которые становятся проблемами только во всей полноте действия социальных факторов их решения. Взаимное противопоставление централизма и либерализма на том основании, что централизм за счет сознательной планомерности преодолевает разрушительное действие стихийности, а либерализм обеспечивает недоступную для централизма свободу, по своей социальной сути является мнимым противопоставлением. Идея социальной относительности Проблемы социальнофилософского релятивизма философские перспективы человечестэа. В зависимости от того, какая сфера общества считается доминирующей обществе, различают материалистические и идеалистические модели общества. Осуществляя процесс производства материальных благ, люди осмысливают жизнь, осознают действительность, накапливают знания. Критерии выделения форм общественного сознания систем духовных ценностей. Характер общественной потребности, обусловившей появление определенной системы духовной ценности. Традиция как коммуникация Трансляция ценностей, письменность Вопросы философии. Основные итоги социальноэкономического развития страны, советское общество конце 1930х. Расхождение между идеологией развитого социализма и реальной жизнью.

Для успешной самостоятельной работы, студентам необходимо внимательно ознакомиться с представленными для самостоятельного изучения темами, выделить время, необходимое для подготовки тем по представленным планам. Наряду с концепцией регресса философии Древнего мира была концепция прогрессивного развития общества. И возрастание уровня потребностей является следующим важным критерием общественного прогресса. Специфика их развития зависит от природной силы, особенностей образа жизни, состояния духовной культуры, облика лидеров. Ими было высказано немало оригинальных идей о значении и роли общественного мнения государственной и общественной жизни, о противоречивом характере природы мнений, их зависимости от интересов и социальной структуры, о связи их направленности с направленностью поступков и действий людей. Влияние общественного мнения на глобальную социодинамику обусловлено его неразделимостью с социумом рассматриваемое явление было частью социальной реальности во всех типах обществ, на всем протяжении человеческой истории. Цель исследования выявить особенности и значение общественного мнения контексте социальноисторического процесса, используя междисциплинарный подход. Содержание диссертации опирается на достижения философскометодологической мысли постнеклассического этапа развития научного познания и основные ее идеи и теоретические результаты, возможно, найдут свое применение области исследований междисциплинарных направлений научном познании, особенности связанных с синергетическим осмыслением общественноисторического процесса, а также системносинергетической моделью функционирования общественного мнения. Другими словами, общественное мнение, сформированное на основе какоголибо ключевого для общества интереса начинает реализовываться поведении конкретных индивидов и социальных групп. Устойчивый научный интерес к данной проблематике обусловлен тем фактом, что именно данном контексте мыслители разных периодов предпринимали попытки осмыслить и познать окружающую действительность.

Оппозиционный подход к трактовке субъекта свойственен также психологической научной мысли и, частности, психоаналитической школе. До некоторого порога система с положительными обратными связями функционирует нормально, но процесс ее функционирования двигается негативном для нее направлении. В данной статье анализировалась устойчивость общественного мнения по отношению к пропаганде и предвзятой необъективной информации, транслируемой центральными. Общество развивается не только от формации к формации, но и внутри. Модель каждой формации включает блоки моделей функционирования основных областей жизнедеятельности общества соответствующей государственной структуре, сложившейся стадии полного развития формации. Все модели имеют петли обратной связи, замыкающие обозначенный процесс. В модели социалистической системы необходимо учесть, что история дала пример только ранней стадии и возможна реставрация капитализма на некоторый исторический срок, как это имело место прошлых формациях с анализом последствий реставрации. Основа и смысл истории — божественном Провидении, которое предопределяет порядок и направленность исторического процесса. Марксистский подход — типичный интерналистский взгляд на жизнь социума. Таким образом, сталкиваются два типа исторической проницательности, два способа постижения потока жизни.

Однако он не оказывается губительным для массового человека и культуры лишь тогда, когда дополняется и ограничивается религиозной этикой, частности — протестантской. Маркс писал, что общество есть сам человек его общественных отношениях Маркс. Каждый раз, вступая этот мир любой новый человек вынужден считаться с той системой отношений, которые сложились до него. Каждый вновь родившийся человек процессе взросления, как бы снятой форме, повторяет историю взросления человечества и тоже овладевает сущностными силами, присущими человечеству и человеку вообще. Поэтому, как уже отмечалось, общество есть не что иное, как сложная совокупность всех общественных отношений.

На наш взгляд, исторические законы суть законы сходных исторических ситуаций Крапивенский. При этом, объективно складывающиеся отношения определяют всю совокупность надстроечных субъективных отношений, а последние, приобретая относительную самостоятельность и овладевая общественным сознанием, активно воздействуют либо на укрепление, либо на торможение и даже разрушение сложившихся производственных отношений. На этой основе строятся такие теоретические модели общества, как социалдарвинизм, Гумилевская теория пассионарности, различные теории географических факторов, расизма. Марксом, основой существования и развития общества и всех его атрибутов является не природа сама по себе натурализм, и не сознание человека само по себе идеализм, а внебиологический способ жизнедеятельности человека по созданию материальной сферы своего обитания. Человек от рождения формирует свои сущностные силы только обществе, а общество выступает как та среда, которой происходит становление человека, протекает его жизнедеятельность, результаты которой становятся общественным достоянием как материальной, так, особенно, духовной сфере. В свою очередь, общественные отношения только и могут проявлять себя многообразных взаимосвязях всех членов общества. Начиная со второй половины XIX и особенно XX веке, теориях об обществе сложились три основных аспекта, с которых можно оценивать исторические особенности общественных явлений.

Как уже говорилось, системообразующими отношениями здесь выступают отношения собственности на орудия и средства производства. Вообще идеи, отражающие ход реальной истории, не умирают, они могут быть временно преданы забвению. Само слово культура вошло обиход европейской социологической мысли лишь со второй половины XVIII века. Плоды человеческой деятельности созданы из вещества первой природы, но сама природа таких вещей, процессов и состояний не создаёт. Вообще духовная деятельность людей неотделима от их предметновещественной преобразующей деятельности. Специфика социальных противоречий состоит том, что они, с одной стороны, являются следствием разумной субъективной деятельности людей и их социальных групп, с другой стороны, многие сложившиеся социальные противоречия дальнейшем приобретают объективный характер, выходят из непосредственного контроля людей и проявляют себя с необходимой силой. Лидеры чаще своих решениях опираются на кажущийся им здравый смысл, а не на науку. Сложившийся тип мировоззрения среди широких народных масс формировался главным образом на обыденном уровне. Идеология, как теоретическое отражение общественной психологии, пусть разной степени, но искажённо отражает социальную действительность.

Теоретический уровень общественного сознания начал складываться вместе со становлением наук. Правда, идеи об объективных факторах общественном процессе можно увидеть трудах таких просветителей, как. Разделение себя на два начала, с предпочтением духовности, не могло не привести к абсолютизации духовного начала, как творческой стороне человека и всего существующего мире. В действительности же возможные объективные обстоятельства оказались зависимыми от степени и характера субъективной деятельности людей. Эти дружины выполняли не только охранительную функцию, но и использовались для подавления протеста рабов, разрешения конфликтов между собственниками, захвата новых территорий, имущества и рабов. Развивающиеся производительные силы ответили на рыночный запрос своей структурной реорганизацией, повышающей производительность труда. Капитализму присущи свои специфические экономические законы, обеспечивающие бурное развитие производительных. Действие объективных закономерностей общественного развития и субъективная деятельность, пытающаяся, как правило, путём проб и ошибок найти выход из объективно складывающейся ситуации, фактически выступили обществе как две диалектические противоположности, противостоящие друг другу.

Конечно, современное общество нельзя непосредственно сравнивать ни с эпохой рабовладения, ни с эпохой феодализма и даже ни с периодом становления капитализма и первоначального накопления капитала. Активизация субъективной деятельности интересах рыночной экономики, особенно условиях монополистического капитализма, может временно обеспечить устойчивость этой системы хозяйства. В современном обществе идёт процесс нарастания противоречия между субъективным и объективным факторами. Но такое нарастание противостояния не может длиться долго, так как оно всё чаще сопровождается кризисными явлениями различных сферах жизни. Разрешение данного противоречия является важным источником самодвижения общественного процесса. В условиях зрелого капитализма базис и надстройка межкризисные периоды удерживают экономическое равновесие обществе. Оба эти фактора можно рассматривать лишь их диалектической взаимосвязи.

Под таким критерием могут иметься виду различные факторы, определяющие жизнь общества. Однако любой из названных факторов не может считаться достаточно всесторонним объективным критерием общественного прогресса. Человек и общество процессе своей жизнедеятельности овладевают своими сущностными силами способностью удовлетворять возрастающие потребности посредством совершенствования орудий труда и трудовой деятельности, общественных отношений и общественного сознания, целеполагания, расширения свободы и творчества. Научившись выбирать наиболее эффективный путь по достижению цели, люди достаточно свободны и выборе средств и способов по достижению этой цели. Двойственное толкование свободы воли обусловленность, необусловленность просматривается учениях Бергсона, Виндельбанда. Энгельс заметил Первые выделившиеся из животного царства люди были во всём существенном так же несвободны, как и сами животные но каждый шаг вперёд по пути культуры был шагом к свободе Маркс.

Этап становления и развития цивилизации обществе есть история никогда не прекращающейся борьбы людей за свою свободу. В условиях безмерной власти денег главной несвободой людей стала экономическая несвобода. Именно такие сознательные общественные преобразования, по пути отказа от частнособственнических притязаний и классового разделения, позволят, сперва ослабить, а затем и преодолеть слепые объективные силы общественного развития. Социализация общества есть не что иное, как постепенный процесс истории человечества преодоления социальных антагонизмов, сложившихся на основе имущественного расслоения и связанного с этим неравенства, эксплуатации, порабощения и угнетения, отказа от гуманных ценностей сфере нравственности и ограничения огромных масс людей их свободе. От эпохи к эпохе, связи с низкой производительностью подневольного труда, угнетательская сущность производственных отношений объективно должна была ослабевать. В стране полностью была ликвидирована безграмотность, реализовано всеобщее среднее образование, бурное развитие получила наука, рабочие и крестьяне довольно быстро создали свою собственную интеллигенцию, не стоящую над народом. Представлялись также рекомендации правительствам ведущих стран мира о срочной потребности принятия государственных мер по предупреждению и недопущению надвигающихся катастроф и необходимости принятия на вооружение разработанной научной методологии по прогнозированию будущего.

Причиной тому послужила самая жестокая система крепостного права, бесчеловечное отношение к крепостным крестьянам, усиленное бесконечными междоусобными войнами князей и бояр, а также татаромонгольским порабощением. Однако эксплуататорском обществе труд для угнетённых слоёв является чуждым. Марксу, самоцелью коммунистического общества впервые истории становится именно развитие всех человеческих сил. Выше уже шла речь о том, что социалистических странах многое было сделано по утверждению социальной справедливости, освобождению людей от всякой эксплуатации. Физический человеческий труд всё более перекладывается на плечи самых совершенных машин, механизмов и автоматов. Следовательно, необходимо возрастание субъективного фактора истории по поддержке объективного процесса гуманизации общества. Благодаря сталинскому однозначнопрямолинейном трактовке формации весь исторический процесс был загнан. Политическая сфера отличается от предыдущих сознательностью, осознанностью выбора, активностью субъектов деятельности и отношений. Первый период, свою очередь, имеет свои ступени восхождения — общественные формации.

Постиндустриальный тип — общество высокого массового индивидуализированные потребления, развития сферы услуг, информационного сектора, новой мотивации и творчества. РиодеЖанейро Бразилия, и опирающаяся на доклад Комиссии Брундтланд, концепция включает следующие основные положения. Некоторые отечественные историки угоду общей схеме отнесли его к рабовладельческой общественноэкономической формации, ибо. С точки зрения христианства, вся человеческая история есть деградация, которая начинается с грехопадения и кончается Апокалипсисом. Этот подход противоположен традиционалистскому здесь критерием выступает настоящее, с помощью которого выносится оценка прошлому как несовершенному, подготовительному, черновому, эскизному его варианту. Отсюда вытекает историческая позиция, нравственный вектор человека и общества сдерживание потока энтропии. И воля и оптимизм здесь вполне возможны, но это консервативная воля и консервативный оптимизм. В прогрессистской модели политический процесс истории совпадает с процессом развития целом и является его отражением. Оказывается, то пространство, 5 откуда когдато пришли Европу и древние цивилизации Азии Индию, Китай, Иран, Ближний Восток и Северную Африку кочевые племена завоевателей, составившие ядро политических элит большинства евразийских стран, было не белым пятном, но культурным, многообразным, целостным и самодостаточным миром, переживавшим свои взлеты и падения, смены династий, религиозные реформы, войны и эпохи вечного мира. Гумилева представляют собой последовательную и законченную модель перманентизма.

Догматы и религии меняются, но структура культов и ритуалов остается сущностно постоянной. Разумеется, ходе истории происходят непрестанные изменения знаниях и умениях человека, его сознании и самосознании, но его биологическая природа осталась неизменной. Они появляются, растут, достигают расцвета и потом исчезают, не оказывая никакого влияния, друг на друга. Циклическая парадигма истории впервые получила классическое выражение древнегреческой философии. Крупным координационным центром этой школы стало Международное общество по сравнительному изучению цивилизаций, организатором которого были. Хантингтона появились три новые цивилизации — японская, африканская и латиноамериканская?. Далее для цивилизации характерно имманентное самоопределение ее жизненной судьбы. В какой мере они коммуникабельны?.

Дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно. Он побуждает к историческому действию и оправдывает революционный энтузиазм реформаторов. Впервые Греции наука становится занятием и профессией замкнутого круга людей. Антропоморфизм и анимизм являются основными характеристиками этого периода. Научнотехническая революция обернулась глубоким экологическим кризисом во всех измерениях, политичекими революциями и мировыми войнами — всемирноисторическими рецидивами бесчеловечности, которые казались давно пройденным этапом. В истории философии также произошел решительный разрыв со всеми прежними нормами и традициями. У постмодерниста есть предпосылка для утверждений, что та история, которой современная цивилизация чувствовала себя своей стихии, по сути пришла к концу… 327. Глава 2 Формационный и цивилизационный подход к истории pro et.

Но социальная жизнь не сводится к этой необходимости, у нее есть и другие, более тонкие или более высокие измерения. Его исходный пункт — культура, причем, так сказать, поведенческого порядка традиции, обычаи, обряды. Различая такие явления, как социальноэкономический строй общества, общественноэкономический уклад, способ производства, общественноэкономическая формация, автор традиционно связывает понятие формации с господствующим типом производственных отношений. Но они сумели перенять многие элементы культуры и способы хозяйствования античного мира. Возможно, все дело темпах развития, степени насыщенности межцивилизационных, межрегиональных этнодемографических, экономических, политических и культурных связей или какихто иных специфических обстоятельствах. Из этих структур и возникает протогосударственная структура 368 — протогосударство как форма самоорганизации надобщинной социальной общности. Понятие социальной революции имеет и другой, а именно политический смысл, который отражает тот факт, что всякая социальная революция сопровождается переходом власти из рук одного класса руки другого, то есть представляет собой политический переворот. В связи с этим правомерно говорить об асимметричной направленности линейного прогресса и линейного регресса.

Cоциальная общность выступает родовым понятием по отношению к понятию общество. Исторически первой формойсуществования человеческого рода как общности явилась родовая община. Современное человечество это 6 млрд землян, тысячи больших и малых народов, около двухсот государств это многообразие экономических укладов, форм социальнополитической и культурной жизни. Стремительно приближающееся время такого необратимого изменения природной среды, которое означает неизбежную гибель человечества, вынуждает человеческое общество начать смену естественноисторического способа существования на искусственноисторический процесс. Экологическая ситуация с каждым днем ухудшается, а конфликты между цивилизациями, частности европейской западной и мусульманской, обостряются. По мере развития общества они приобретают все более содержательные и одухотворенные способы удовлетворения.

Термином модель философской литературе обозначают некоторую реально существующую или мысленно представляемую систему, которая, замещая и отображая познавательных процессах другую системуоригинал, находится с ней отношении сходства подобия, благодаря чему изучение модели позволяет получить новую информацию об оригинале. В этом определении заложена генетическая связь моделирования с теорией подобия, принципом аналогии. Этот вопрос тем более уместен, что понятия математики и выводы из них, которые вводятся и строятся без явных видимых связей с проблемами, понятиями и задачами различных дисциплин, все чаще находят них применение и способствуют более точному познанию. В то время как точных науках применяются все три формы математизации, что дает основание говорить о непостижимой эффективности математики естествознании 4, науки описательные используют преимущественно лишь первую из указанных форм. Другое дело степень математизации и этап эволюции научной дисциплины, на котором математизация начинает работать.

Здесь речь идет о проверке сущностносодержательной модели с помощью методов математической статистики. В тексте обоснования решения Нобелевского комитета отмечалось, частности. Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru