Критерии исторического процесса

В философскосоциологической литературе предлагается несколько концепций исторического процесса. Речь идет о развитии производительных сил, степени соответствия производственных отношений уровню развития производительных. Специфика их развития зависит от природной силы, особенностей образа жизни, состояния духовной культуры, облика лидеров. Исторический процесс и однонаправлен если говорить об его общей тенденции и многовариантен если речь идет о конкретной стране, народе. Правда, для наиболее известных концепций характерна той или иной степени последовательность отношении избранных подходов, критериев членения исторического процесса. Критерии не только многообразны среди различных методологических подходов есть близкие и прямо противоположные, взаимно исключающие друг друга. Не будем торопиться с ответом на столь категоричные вопросы, а вкратце ознакомимся с теми концепциями, которые различаются между собой по критериям членения исторической действительности, и каждая из них, свою очередь, является достаточно известной, а некотором отношении и типичной для других концепций и школ определенного направления. Ростоу, человечество своей истории проходит пять этапов экономического роста, которые имеют следующие признаки. Третий этап процесс сдви га, взлет — мобилизация внутренних накоплений и инвестирование более 10 процентов национального продукта.

Четвертый этап путь к зрелости — характеризуется резкими изменениями структуре рабочей силы увеличение числа служащих, ростом бюрократии и тем, что обществу несколько надоедает чудо индустриализации. Подобная трактовка роли собственности, а то и вовсе вынесение ее за скобки своих концепций — характерная черта немарксистской социальной философии. Обоснованию идеи единого индустриального общества посвятили свои работы французский философ. Сорокин, не может быть более широким термином, чем культура, не могут они и резко противопоставляться одно другому. Понятие общественный означает концентрацию на совокупности взаимодействующих индивидов, то время как понятие культурный первую очередь охватывает идеи, ценности, нормы и их материальное воплощение. Третий период — от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек его духовной открытости миру.

Волюнтаризм это философское учение, которое отрицает или игнорирует объективные законы развития и считает, что управление общественным процессом можно достичь силой с помощью действия исторических личностей. Древние греки считали, что ход истории имеет циклический характер, подобно тому, как из года год сменяют друг друга 4 времени года весна, лето, осень и зима. Согласно философии жизни страдания и несчастия, имевшие место истории, суть неизбежные явления, сопровождающие развития жизни. Аспекта воссоздания и аспекта восстановления, а так же исторического движения, так же имеющего 2 аспекта линейнопоступательно и круговое Что представляет история человечества своем раз вертывании повторение определенных циклов цивилиза ций, культур. Не будет преувеличением считать, что эти и другие подходы находились. Каким концепциям отдать предпочтение и придать им статус, если и не абсолютной истины, то подлинно научных. Ростоу заявляет, что признает существование классов и классовых интересов, но, отличие от мар ксизма, отрицает решающую роль классовой борьбы переходе от одной стадии к другой.

Сорокина заключа ется отрицании принципиальной разницы между мате риализмом и идеализмом, так как обоих направлениях только терминами разум и материя обозначается Сорокину, цикли ческая флуктуация колебание, смена суперсистем культу ры, совокупности социальных систем и совокупности лич ностей их взаимодействии. В рамках каждой культуры как целостности выделяются основные посылки представления о природе реальности, потреб ностях человека, способах и степени их удовлетворения. Если европейской философии истории от Августина до Гегеля отправной пункт Всемирной исто рии усматривался явлении Христа Ясперс счи тает, что это значимо только для христиан, а не для всего человечества. Новое сводится к тому, что человек осознает бытие целом, самого себя и свои границы. Все это можно, по Ясперсу, резюмировать следую щим образом осевое время, принятое за отправную точку, определяет вопросы и масштабы, прилагаемые ко всему предшествующему и последующему развитию. Ни один из рассмотренных критериев членения ис торической действительности не является абсолютным. Изучение философских оснований системности общества и критериев членения исторической действи тельности завершим кратким анализом учения об обще ственноэкономической формации и понятия основные процессы жизни общества. Идея исторического прогресса родилась из отрицания христианской эсхатологии религиозного учения о конечной судьбе мира и человека, цели космоса и истории. Пройдя эти этапы, человечество осуществляет движение по нисходящей линии. Поэтому понятие прогресса необходимо соотносить с его противоположностью, понятием регресса от.

Пессимистические выводы сопровождаются рассуждениями о перенаселении земли, биологическом вырождении человека условиях научнотехнической революции и ставят под сомнение саму идею прогресса. Тюрго характеризовал прогрессы экономике, политических структурах, науке, духовной сфере. Риккерт настаивал на ценностном характере прогресса, отвергая возможность прогресса природе. Он подчеркивал положение о том, что понятие прогресса имеет ценностный характер, а понятие эволюции дает индифферентный к ценности ряд изменений. Леонтьева, надо верить, но не как улучшение непременно, а как новое перерождение тягостей жизни, новые виды страданий и стеснений человеческих. Сорокин, чтобы каждый социолог давал свой ответ на вопрос что такое прогресс. Несмотря на растущее число теорий, и XX столетии можно всетаки виделить два основных направления разработки проблемы сциентистское и аксиологическое некоторых из концепций предпринимаются попытки синтезировать направления есть теории, ставящие под сомнение саму идею прогресса или даже отвергающие. Николай Иванович Кареев 18501931 был одним из крупнейших отечественных историков, занимавшихся историей Западной Европы, частности историей Великой французской революцией. В духе положительной философии Кареев утверждал, что нашему знанию доступны только явления, а не сущность вещей.

Знание как области материальных, так и духовных явлений дается исключительно опытом. Путь и порядок достижения идеалов исследует философская номология, раскрывающая закон этого процесса, который изъясняется формулой прогресса. Поиском смысла исторических явлений и судом над ними занимается философская феноменология. Социология же абстрактная наука, изучающая общественные группы, классы, социальные институты, то есть устойчивые элементы социальной организации. К теоретическому, или философскому, рассмотрению истории, согласно Карееву, относится теория исторического процесса или историология разработка правил, которыми руководствуется историк изучении своего предмета, или историка построение идеала исторического знания, или историософия.

Историософия как разновидность философского взгляда на историю делает историческое знание более целостным, стройным и полным. Деятельность, соответствующая этому представлению или этой идее и способствующая ее реализации, является прогрессивной. Формула прогресса позволяет взглянуть на действительный, эмпирический ход истории с точки зрения возможной реализации ней идеальной цели и дать на ее основе оценку исторических явлений. Научность достигается путем ограничения творчества при сохранении существенного для историософии деонтологического элемента. Идеалы, покоящиеся на априорных принципах, суть продукты творчества и употребляются лишь для оценки действительности, сама же историческая эмпирия априорным образом постигнута быть не может.

Философия истории представляет собой субъективное, смыслонаходящее отношение к последовательности фактов или объективной эволюции общества, устанавливаемой исторической наукой. Сама история качестве предпосылки предполагает оценку хода истории, возможность которой как раз и дает формула прогресса. Развитие, изменение общества зависит от двух условий, происходит двух плоскостях. Поэтому Кареев предпочитает говорить не об исторической закономерности, а об ее эволюции. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку Маркс сводил общественное развитие к прогрессу производственной сфере. Восходящее развитие означает повышение уровня организации и соответственно сложности системы, что влечет за собой усиление роли внутренних факторов составе целого по сравнению с внешними, рост активности системы, возможности ее самосохранения, а также относительной самостоятельности.

Распространяясь массах, оно просвещает, возвышает, объединяет человечество, внося свой вклад единую культуру. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным нём условиям для свободного развития человека и удовлетворения всех его потребностей. Каждая цивилизация начинается с ответа на вызов – сначала природной, а потом и человеческой среды. В философскосоциологической литературе предлагается несколько концепций исторического процесса. Жизнь людей определяется не безличным потоком некой безличной всеобщей жизни, а каждый момент. Позитивизм Позитивизм — одно из основных течений философии XIXXX. Общество не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке.

С возникновением классового общества труд становится подневольным и силу этого приобретает противоречивый характер. Особенно велика роль руководителей, идеологов, вождей революционном движении пролетариата. Он писал, что производство обособленного индивида вне общества — такая же бессмыслица, как развитие языка вне совместно живущих и разговаривающих между собой индивидов. В конечном итоге, социальная революция – это совокупность переворота материального, экономических условиях производства, и переворота идеологического, происходящего политической, религиозной, художественной, философской и иных сферах жизни, которых люди осознают социальный конфликт и борются за его разрешение. Исторический процесс действительность, материальная основа, первичное и вторичное. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития способа производства. В первом аспекте понятия культура и цивилизация трактуются как синонимы. Ползуновым 18 веке паровой машины Россия не была к этому готова работы. Первая предпосылка всякой человеческой истории, читаем мы Немецкой идеологии, это … существование живых человеческих индивидов… Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни… Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоё свою материальную жизнь.

Формирующиеся процессе труда общественные связи и отношения, сознание и язык, общие способы человеческого существования явились теми общими силами, которые превратили обезьяноподобное существо человека. Первая неудержимого экономического развития, нацеленного на неутоляемый потребительский рынок. Эта перспектива, развивающаяся рамках либеральной стихии, способна приблизить конфликт с окружающей средой и биологической природой человека. Вторая тенденция связана с усилением кооперативных начал жизни людей и реформистских социальных изменений, которые развивают человеческую солидарность, развертывающуюся на фоне национальной и культурной самобытности. Фурье считал, что человечество своем развитии прошло дикость, варварство и цивилизацию и идет к обществу всеобщей гармонии.

Исторический процесс протекает конкретных условиях и во взаимодействии многих общественных. Этапы стадии смены качественных состояний общества Маркс обозначил понятием общественноэкономическая формация. Формации отличаются друг от друга прежде всего способом производства материальных благ, тем, что и как производится. Сорокин признавал всеобщую реальность, проявляющуюся многообразных материальнодуховных формах. А раз есть два противоположных класса, то противоречие, заключающееся способе производства, проявляет себя во всем обществе – и деятельности государства, и идеологии, и политике. Выяснив, к какой формации относится данная страна, мы получим основополагающее знание, но еще далеко не все узнаем об этой стране. Не под силу крепостному крестьянину обращаться с этими производительными силами. И на своем клочке земли, который ему выделил феодал, тем более крепостной такую технику применять не может. То есть уже тогда противоречие новых производительных сил со старыми производственными отношениями получило не только идейное, но и политическое выражение.

Формально освобождение крестьян 1861 году совершил царь Александр. Иногда историки, наоборот, склонны вообще отрицать самую правомерность использования такой терминологии для оценки характера исторического процесса, К формальнотерминологической стороне вопроса мы еще вернемся. Наконец, проблема обратимости и необратимости исторического процесса тесно связана с общей проблемой историзма и детерминизма, занимающей важнейшее место теории исторического материализма она сочленяется и с таким понятием, как время. Но именно потому, что попятное движение может иметь практически бесконечное количество градаций, этот термин еще менее точен, чем термины обратимый или необратимый, которые характеризуют наличие не конъюнктурных, количественных, а структурных, качественных изменений. Англии восстание под руководством Дольчино и городские восстания Италии.

Первый тип процесса первоначального накопления его полностью завершенной форме отмечен лишь Англии других европейских странах имели место либо ослабленные модификации его, либо нейтральные и деформированные типы. Такой вариант развития первом периоде генезиса капитализма объективен, заложен с необходимостью. Критерий обратимости процесса генезиса капитализма можно сформулировать так процесс генезиса капитализма может принять и принимает обратимый характер тех случаях, когда стране имеются наличии лишь некоторые из комплексных факторов генетического трансформационного рядов, когда они оказываются подчинении у факторов формационновоспроизводящего ряда, охватывают лишь некоторые центры области, отрасли, а господствующий класс феодалов и политическая надстройка феодального общества сохраняют до поры до времени способность регулировать развитие процесса целях сохранения феодального базиса, преодолевать или подавлять социальноэкономические конфликты. Именно незрелость и объективного и субъективного факторов обрекла раннюю буржуазную революцию Германии на поражение. Результатом влияния комплекса этих и других факторов является слабая политико экономическая обеспеченность развития капитализма, особенная его мучительность и социальная бесперспективность странах такого типа при наличии мировой социалистической системы. Предпосылки возникновения нового уже находятся недрах старого, и когда рамки старого становятся узкими для нового, тогда происходит скачок развитии общества. Абсолютизация объективно закономерного и сознательного, волевого жизнедеятельности общества привела к возникновению двух основных концепций фатализма и волюнтаризма Фатализм базируется на признании того. Такой подход к выделению критериев общественного прогресса является основой для определения критериев общественного прогресса конкретноисторических формах его проявления разных странах, поступательном изменении спосо обив производства и общественноэкономических формаций целом, а также рамках одной и той же формации, критериев степени цивилизованности, уровня развития культуры, человечества цилом. Философские концепции с той или иной степенью репрезентативности отражали коррелятивную связь между развитием общества и развитием социальных свойств индивидов. Так, на ранних этапах истории развитие труда привело к социальноэкономической дифференциации общества, что, свою очередь, вызвало необходимость политической и правовой надстройке, которая усложнялась с последующим развитием базиса.

В дальнейшем рост их определенности происходит через развитие частичных индивидов. Марксом метод исследования общества как социального организма, развитие которого совершает ся закономерно, как и развитие природных органических систем. Ленин писал, что первоначально материалистическое понимание исто рии было не более чем научной гипотезой. Открылась возможность теоретического исследования истории с помощью соответствующих научных методов. Пессимистическая интерпретация смысла истории представляет людей как пассивных созерцателей общественного развития.

В чем же собственно состоит проблема?. Следовательно все, кто осуществляет эту деятельность и является субъектом исторического процесса это отдельные личности, сами по себе люди различной социальной общности и их организации, а также народной массы, которая является наиболее значимым субъектом исторического процесса. Гегель считал, что критерием прогресса является степень раскрытия идеи человечкеской свободы. По степени радикализма различают радикальные крайне левые, крайне правые, умеренные и центристские партии. Ускорение развития обеспечивается использованием методов глобального моделирования, современной вычислительной техники, государственного регулирования наряду с саморегулированием экономики. Вы, возможно, помните из курса истории, что всераспространенной формой мануфактурного производства была рассеянная мануфактура. Их соотношение находится зависимости от определенных исторических критерий. Делая упор на познания из курса истории, обусловьте свою оценку этой формы соц конфигураций Рассматривая формы соц конфигураций, следует вспомнить и о роли реформ.

Изменение историческом времени технических средств и способов их применения дает наиболее наглядную и объективную картину восхождения человечества по ступеням социального прогресса. Источником общественного развития, согласно марксизму, является диалектика производительных сил и производственных отношений. Некоторые критики марксистского учения считают, что оно недостаточно учитывает своеобразие исторического опыта и культуры разных народов. Культура, по Шпенглеру, есть внешнее выражение неповторимой души народа искусство, религия, а цивилизация это заключительная стадия существования культуры, когда господствует техника, политика, спорт, деградирует искусство, а народ превращается безликую массу. Рассмотрев экономическую подсистему общества содержательном аспекте, обратимся. Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно. В настоящее время отечественной исторической науке свойственен методологический плюрализм, когда историческом исследовании находят свое применение различные методологии. Таким образом, согласно теории географического детерминизма, основу исторического процесса положены природные условия, определяющие развитие человеческого общества. Деятели Просвещения наиболее отчетливо проявляли безграничную веру торжество прогресса на основе силы разума.

Марксом, получил название закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных. Новый тип собственности приводит к формированию нового господствующего слоя класса и социально низших слоев, другими словами, изменится социальноклассовая структура общества. Критически оценивая эволюционизм, позитивизм, марксизм, следует обратить внимание на теорию локальных цивилизаций, которая представляет собой культурноисторическую интерпретацию истории. Представленными выше теориями не исчерпываются методологические учения. Наряду с ним философизировалось второе направление, внутри которого стала разрабатываться теория ценностей. Историософия как разновидность философского взгляда наисторию делает историческое знание более целостным, стройным и полным. Научное пониманиепрогресса проистекает от обобщения действительных фактов, а философское егопонимание следует из признания творческой деятельности людей по установкеидеалов и стремления к. Сама история качествепредпосылки предполагает оценку хода истории, возможность которой как раз идает формула прогресса.

Содной стороны, эволюционирует среда культура и социальная организация, сдругой, изменения провоцируются деятельностью личности. Было бы очень наивнымполагать, что исторический прогресс являет собой какоето торжественное шествиечеловечества только прямо вперед и только непременно вверх, при этом во всехотношениях. В этом же духе интерпретируются многие глобальные проблемы современности – экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, угроза ядерной войны, сохранение психического и физиологического здоровья населения. Кант показал, что разумность или закономерность истории — это значительной мере вопрос масштаба, приложенного к. Это ретроспективное раскрытие исторической реальности, деятельности исторических личностей, последовательных изменений исторической действительности процессе развития на основе причинноследственных связей, закономерностей исторического развития. Безусловно, все эти оценки связаны друг с другом и поэтому между ними не может не быть сходства. Их различие видится стоящих перед ним целях, несхожести их предметных областей. И наоборот, когда тогдашние злодеи возводятся сонм праведников, оценка их поступков меняет негативный окрас на позитивный. Историческим фактом присуща определенная повторяемость, что позволяет выделять устойчивые связи историческом процессе, просчитывать на этой основе возможные варианты развития событий.

Теоретическое осмысление исторических фактов относится к основам выработки научно обоснованного политического курса, позволяет избегать субъективных решений и связанных с ними ошибок. Необходимость верификации исторических фактов обусловлена и тем обстоятельством, что процесс познания истории есть процесс непрерывный, перманентный, диалектический, работающий на постоянное уточнение объективности ее оценки. Скорее всего, исследователь здесь имеет дело с не имеющим ничего общего с действительностью фантомом. Он предназначен для того, чтобы ответить на вопрос – каков был механизм оценивания исторического факта, его интерпретации. К примеру, выбор той или иной последовательности использования методологических средств познания для оценки исторического факта обусловлен опытом субъекта оценки его пристрастием к определенным последовательностям использования этих средств, сформировавшихся у него ранее его интуицией некой методической и методологической парадигмой, сложившейся теории познания ко времени проведения конкретной процедуры оценки целями и задачами данной процедуры содержаниями, сущностями и качествами исследуемых исторических явлений. Словом, дидактическая индикация есть оценка конкретного исторического факта сквозь призму теоретических основ обучения и образования людей, выработанных и принятых конкретной стране, конкретном обществе определенный период их развития. Исходя из сказанного, культурологическую индикацию можно представить как оценку конкретного исторического факта с позиций его соответствия традициям, принципам, нормам и социальным ценностям, свойственным культуре конкретной страны, конкретного народа определенный период их развития.

Вместе с тем каждый из обозначенных критериев, если он правильно используется, приближает к реализации возможности правильной оценки исторического факта, вносит свою лепту понимание степени его объективности. Но что такое общественный прогресс и каковы его критерии?. Исто­рию определяет самодвижение мирового духа, которое завершает­ся его самопознанием. Дух не только витает над историей, как над водами, но действует ней и составляет ее единственный двигатель. Ранее уже говорилось о недостатках и схематичности формационного подхода. Однако, по его мне­нию, вера постоянный прогресс человечества, идущего ко все более высокому, совершенному состоянию, к раю на земле, к свету и тому подобному — одно из самых вредных заблуждений, унаследованных от. В современную эпоху, говоря о критериях общественного прогресса, нельзя игнорировать отношение общества к природе и со отношение биологического и социального человеке.

Известный Римский клуб, который последовательно, на протяжении нескольких десятиле­тий, пытался осмыслить возможные пути развития человечества, предоставив на суд мировой научной общественности целый ряд корректирующих друг друга докладов, особо оговаривал ограни­ченность используемых методик и, следовательно, выводов. Согласно его сценарию, экологическая емкость земного шара будет исчерпана — при сохранении имеющихся тенденций мирового разви­тия — уже следующем столетии. Рассмотренные вопросы позволяют сделать три принципиально важных вывода. Десять тысяч лет назад численность человечества составляла около 5. В этих странах свыше 90 процентов общемирового количества голодающих, неграмотных, неполностью занятых. Энергетические ресурсы принято характеризовать числом лет, течение которых данного ресурса хватит для производства энергии на современном количественном уровне.

Накопленное течение миллионов лет плодородие расхищается на глазах одного поколения. И этот кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности европейской индустриальнотехнической цивилизации, идейномировоззренчески восходящей к грекоримской культуре. Мы живем эпоху техники, – пишет Дорст, один из активных сторонников экологической культуры, – когда гуманитарий уступил место технократу, когда цивилизация чело­века постепенно заменяется цивилизацией машин и роботов, кото­рые, быть может, поглотят нас когданибудь, совсем как романе какогонибудь писателя фантаста. Прогресс поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу всеобщего блага, искупающего все жертвы, все страдания. К основным формам прогрессивного развития общества относят реформы и революции. Относительно непосредственного будущего наука уже сейчас располагает многими конкретными данными, которые позволяют составлять обоснованные, весьма достоверные прогнозы на 2030 лет вперед. Это прекрасно понимал Гегель, который остроумно писал Правителям, государственным людям и народам с важностью советуют извлекать поучения из опыта истории. Следуя такой логике, мы получаем уже три модели уголовного процесса 1 единую обвинительную модель, которую также допустимо именовать состязательной 2 архаичную инквизиционную модель 3 современную смешанную модель, заменившую инквизиционную результате уголовнопроцессуальной революции, о которой подробнее будет сказано далее при характеристике данной модели. Суть натурализма многолика, но так или иначе связана с отождествлением общества с животным и рас тительным миром или их отдельными популяциями, с распространением законов биологии, механики на обще ство, с объявлением тех или иных элементов природной среды определяющими факторами истории человечества. Утверждая, что общество есть организм, Спенсер упо доблял структуру и функции общества органам и функци ям живого тела деньги сравнивались с кровью, железные дороги с кровеносными сосудами.

Характерно, что именно собственность рассматри вается Гегелем как гарантия и выражение свободы чело века. Им высказаны и глубокие, и весьма спорные, противоре чивые суждения относительно хода мировой истории и ее событий, оценки конкретных явлений общественной жизни. Соответственно историческом материализме сформировалось понимание первобытнообщинной, рабо владельческой, феодальной, капиталистической и комму нистической общественноэкономических формаций. Энгельса можно встретить и другие подходы к членению исторического процесса. Свои сложности имеет не только исследование истории прошлого, но и выделение критериев для оп ределения той исторической стадии, на которой нахо дится современное общество данное историческое время.

Какой смысл скрывается словах процессы жизни общества?. Тот смысл, что совершается последова тельная смена состояний, стадий развития общества. Структура социальной онтологии на пути к синтезу макроисторических парадигм. К2 Исторические личности и их роль данный период истории России 2 Правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей событиях явлениях, процессах данного периода истории России 2 Правильно указаны однадве исторические личности, правильно указана роль только одной личности событиях явлениях, процессах данного периода истории России 1 Правильно указаны однадве исторические личности, их роль событиях явлениях, процессах данного периода истории России указана неправильно. К6 Наличие фактических ошибок 2 1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только случае, если по критериям К1–К4 выставлено не менее 4 баллов. Социальная революция как закон смены общественно экономических формаций Важную роль материалистическом понимании истории играет категория социальной революции. Древние греки противопоставляли себя качестве культурного, цивилизованного народа окружающим их негреческим племенам, варварам, не знавшим еще государства и находившимся, по мнению греков, состоянии дикости.

В экономике, нужно исходить не только из уровней и темпов развития производства, сколько из уровня жизни трудящихся и роста народного благосостояния, качество жизни. Исторический процесс – временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей. Общественноисторический прогресс направление поступательного развития общества от низшего к высшему, от простого к сложному. Локальные цивилизации делят на две большие группы восточные и западные. Разве авангардизм и абстрактное искусство лучше полотен Рафаэля и Леонардо да Винчи, а пьесы или стихи наших современников лучше творений Шекспира, Гете, Пушкина, Лермонтова и Тютчева. Сознание многих наших современников пронизано гнетущим чувством какойто бесперспективности стоит ли бороться, стремиться к лучшему, заботиться о судьбах грядущего поколения, если все должно обратиться тлен?. Земля большой утес, на котором приковано и терзается коршуном сомнения человечество, которое и есть истинный Прометей.

И на это нельзя возражать обычным указанием, что будущее человечество лучше нас справится со своими нуждами, ибо ведь речь идет не о будущем человечестве, а о нас самих, о том, как мы представляем свою судьбу. А вот прогресс нравственности?. Это производство осуществляется на определенном уровне развития производительных сил, который достался наследство от предшествующих поколений, иначе говоря, объективно. Поскольку формационная теория после Маркса и Энгельса получила значительное развитие трудах их последователей, ее положения излагаются с учетом результатов этого развития. Пример учета особенностей исторического развития Востока дал уже сам Маркс, выделявший своих трактовках формационного подхода особую азиатскую формацию, которая пришла на смену первобытной формации регионах Востока и была альтернативой рабовладельческой античной формации Запада. Процесс современного мирового развития дает все больше подтверждений тому, что без формационного похода невозможно глубоко осмыслить историческую эволюцию не только Запада, но и других цивилизаций. Как уже отмечалось, начиная с эпохи Нового Времени под общественным прогрессом понимается движение общества к более совершенному состоянию.

Энгельса … введение рабства при тогдашних условиях было шагом вперед. Господствующий, эксплуататорский класс данного общества – феодалы разделялся на ряд иерархически соподчиненных сословий, занимавших особое место обществе. Феодальному обществу было присуще жесткое разделение на социальные сословия и профессиональные группы цехи со своими правами, обязанностями, привилегиями, которое закреплялось юридически. В основе метода лежит тот или иной типологический принцип, который задает исследователю колею теоретического движения, определяет его ракурс и вектор отборе выстраивании конкретного материала. Сегодня на постсоветском пространстве существуют более десяти самостоятельных государств, культуре которых произошли большие изменения. Маркса Восток–Запад по типологическому критерию целого ряда философскоисторических и сциентических теорий Ближний Восток – Китай – Индия – Западная Европа по типологическому критерию ряда современных концепций, восходящих. Но совершено очевидно, что за эти полтора столетия ситуация культуре и общественных сферах западной техногенной цивилизации стабилизируется, несмотря на постоянный поток обновления. В отношении к природе а Запад как бы противопоставляет человека и природу, а единство человека с природой возможно через ее изменение, подстраивание к человеку. В понимании устройства мироздания и механизмов исторического процесса а В западной культуре соответствии с принципом антропоцентризма центр мироздания поставлен сам человек. В основе восточной культуре лежит принцип теоцентризма, убеждения том, что основе мироздания лежит некая высшая трансцендентная воля и задача человека – научиться распознавать эту волю.

Важнейшей чертой восточного менталитета – харизматический характер сознания от греч. Аграрную цивилизацию связывают с господством культуры патриархального традиционного типа. Еще меньше убеждает выделение наступившего после рабовладения феодального периода и типа культуры. Марксизм так решительно настаивает на единстве культурноисторического процесса потому, что это позволяет ему обосновать необходимость победы коммунизма во всемирно историческом масштабе. Новое, что возникает это время, сводится к следующему человек осознает бытие целом, самого себя и свои границы разрабатываются основные категории, которыми мы мыслим по сей день закладываются основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей совершается переход к универсальности.

Но перед нами не до конца проработанная философская и научная концепция. Исторический прогресс однолинеен он представляет собой движение вперед по единой, общей для всего человечества дороге. Какой критерий лежит основе гегелевского деления истории и культуры на четыре этапа?. Данилевский не отвергает идею исторического прогресса, которая была так актуальна те годы. Он исходит из того, что культурноисторические типы, могут иметь различные основания. Их восемь египетская, индийская, вавилонская, китайская, античная, арабская, западная и культура народов майя. Она возникает на почве своей родины, расцветает, достигает зрелости, увядает и умирает, исчерпав все возможности своей сущности. Обратите внимание на то, как Шпенглер посвоему рассматривает соотношение культуры и цивилизации.

Это западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная, иранская, арабская цивилизации. Среди последних он выделяет стимулы удара, стимулы давления, стимулы социального ущемления. В результате этого они не могут найти адекватный ответ на очередной исторической вызов. Он считает, что причины гибели и смены культурных систем кроются них самих, а не во внешних воздействиях. Он означает пробуждение энонационального самосознания, стремление подчеркнуть и отстаивать самобытность своей культуры, а значит активизацию национальных типов культур.

Такое понимание истории более всего ассоциируется с взглядами Гегеля и Маркса. Фукуяма так же настаивает на том, что современных условиях либеральная демократия может представлять собой конечный пункт идеологической эволюции человечества и окончательную форму правления человеческом обществе, являясь тем самым концом истории. Его модель носит дихотомический характер, оперируя парами ЗападВосток, богатые современные развитые страны – бедные традиционные развивающиеся страны. Хантингтон приходит к заключению мир будет состоять из непохожих друг на друга цивилизаций, и каждой из них том числе западной придется учиться сосуществовать со всеми другими. На взгляд Хантингтона, парадигма единого мира, где существует или ближайшее возникнет универсальная цивилизация, нереальна.

Наступает эпоха многомерного диалога всеохватывающего диалога как способа существования культуры и человека культуре. Дайте оценку взглядам Хантингтона по вопросу социальнополитической и культурной обстановке на Украине. Сущность исторического процесса изучает философия истории, которая представляет собой один из тематических разделов философского знания. Втретьих, должна существовать философия, обладающая духовными и интеллектуальными ресурсами для философской тематизации и постижения истории. История общества есть совокупность конкретных и многообразных действий и поступков людей, отдельных коллективов, всего человечества. Каждый из факторов существенно влияет на развитие общества, составляя совокупности необходимые условия его существования и развития. Истолковывая философскую веру как пограничное состояние между религиозными убеждениями и научным знанием Стержнем философской концепции немецкого мыслителя выступает понятие осевое время, которое пронизывает все человечество и все его проявления – от разнообразия веры Бога до научных изысканий. Барг, говорит о трех уровнях исторического факта фактсобытие, факт, отраженный историческом источнике сообщение источника, и факт осмысленный историком концептуализированный факт. В современной учебной литературе представлено несколько периодизацийисторической науки основу которых положены различные критерии. Барг, применительно к средневековой историографии, “священная история это вовсе не поток, а совокупность моментов которых провидению угодно было “раскрыть” божественный смысл исторических судеб человечества.

Иначе говоря, речь идет об одной единственной человеческой истории, но которая, вопервых развертывается двух планах смысловом сфере небесной и событийном “деяния” и, вовторых, состоит из двух родов принципиально отличных деяний человеческих и “божественных” хотя и над первыми “воля божья” вечно витающая и проявляющая себя сила. Герцен практически то же самое напишет своей знаменитой книге “Былое и думы” “Все ничтожнейшие брошюры, выходившие Берлине и других губернских и уездных городах немецкой философии, где только упоминалось о Гегеле выписывались, зачитывались до дыр, до пятен, до падения листов несколько дней… Люди, любившие друг друга расходились на целые недели не согласившись определении “перехватывающего духа”, принимали за обиды мнения об “абсолютной личности” и о ее “посебебытии. Но общими для позитивизма являются следующие основополагающие положения. Законы устанавливаются путем обобщения этих фактов каждый из которых рассматривается как изолированный от других и независимый от позиции исследователя. Милюков, только для удобства исследования мире нет отдельно действующих причин, а есть “только сложные равнодействующие”, объяснение которых “составляет последнюю задачу науки. Сущность кризиса связана с формированием нового релятивистского взгляда на мир, получившего свое выражение науке третьей научной революции, и прежде всего с успехами физики. Экстенсивный путь развития исторического знания за счет введения научный оборот новых источников оказался практически исчерпанным. Утверждение относительного характера исторических истин, их зависимости от социальной практики современности. Риккерт, это “не две различные реальности, но одна и та же действительность, рассматриваемая с двух сторон различных точек зрения. Понятие “ мирового целого”, одно из основных понятий рассуждении ЛаппоДанилевского об объекте исторического познания.

Принципиально о своих марксистских позициях заявили два профессиональных историка. Кун считал следующие А наиболее глобальное сообщество всех представителей естественных наук. Этот лучший человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, мало способным чтолибо отстаивать или проводить, легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru