Кратко о философии эпохи возрождения

Европе произошли нидерландская и английская буржуазнодемократическая революции. Новая эпоха становлении капитализма рождает титанов мысли, чувства, знания и дела. Известными представителями гуманизма были Данте Алигьери 1265 321, автор Божественной комедии Франческо Петрарка 13041374 Леонардо да Винчи 14521519 художник, философ, математик, механик, инженер Микеланджело 14751564 Эразм Роттердамский 14691536 философ, богослов, гуманист, автор Похвалы Глупости. Необходимость дальнейшем осмыслении отношений между людьми обществе с учётом меняющихся культурноисторических условий стала основой развития эпоху Возрождения философии права и государства. Познать их во всем разнообразии форм и состояний можно только через обобщение и одновременно через дедуктивный подход от большего к конкретному. Среди античных философских школ он больше всего симпатизировал эпикурейцам это заметно диалогах О наслаждении и Об истинном и ложном благе, которых он противопоставляет последователей Эпикура и стоиков. Также достижимо и совершенство человека, ибо он создан по образу Бога. Здесь автор приводит аргументированные доказательства смертной природы души, тем самым утверждая, что счастливое и справедливое существование возможно земной жизни и к нему следует стремиться. Но последний новом прочтении Бог не только одно целое с природой, он даже несвободен от нее, а потому не несет ответственности за зло, которое происходит мире, так как Бог не может нарушить предначертанного порядка вещей.

Оно глубоко христианское по своему духу, но тем более преподносит человека, и тем больших усилий требует от него. Они отождествляли Бога уже не просто с природой, но с бесконечной Вселенной. По мере того как человек осознает себя качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой. У истоков философской культуры Ренессанса стоит величественная фигура Данте Алигьери 1265 —. Большой вклад развитие ренессансной философии внес Эразм Роттердамский. Так, например, Мандзоли и Монтень исследовали вопросы существования человека мире. Мыслитель считал, что Вселенная бесконечна и равна Богу, который отождествляется с миром. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Самые известные картины гения да Винчи Тайная вечеря, Мона Лиза, Мадонна Бенуа и Дама с горностаем.

Крупнейшие работы Венера Урбинская, Похищение Европы, Несение креста, Коронование терновым венцом и Мадонна Пезаро. Художники и философы Ренессанса действительно заслуживают отдельных статей. Философия этой эпохи – это философия переходного периода от Средневековья до Нового времени, для которой характерно отсутствие догматических принципов схоластического мышления Средневековья. В религии он видел тормоз для проявления активной деятельности, не оставлял места Церкви теории государства, но признавал необходимость религии для народа. При распределении же сокровищ, которые приобретены как военный трофей, надо быть щедрым без всяких ограничений. Сенека и Плутарх Монтень убежден, что человек существует не для того, чтобы создавать себе нравственные идеалы и стараться к ним приблизиться, а для того, чтобы быть счастливым. К двадцати годам душа человека созревает и раскрывает все свои возможности. Самое большое уродство – это красота поддельная и достигнутая насилием над природой. На протяжении всего средневековья господствует представление о том, что земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности, что она только подготовка к жизни загробной, осуществляемая под руководством и водительством церкви. Именно они создают направление культуры, получившее название гуманизм и охватившее все сферы духовной жизни. Он требовал отбросить авторитеты вопросах науки и основывать выводы на наблюдении и эксперименте.

Однако Возрождение, родиной которого является Италия, не следует понимать как простое повторение античной культуры, как возврат к старым традициям и нравам, к прошлому образу жизни. Принимая качестве непостижимой и непреложной истины догматы христианства, Данте идет своим путем толковании соотношения природного и божественного начал и мире, и человеке. Петрарка говорил о своем невежестве мнимом, подчеркивая абсолютную бесполезность схоластики современном ему мире. Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым своими великолепными делами. Разрушение иерархической системы мироздания явилось главнейшим мировоззренческим результатом коперниканства. Все эти открытия Галилея положили начало его ожесточенной полемике со схоластами и церковниками. Не было непосредственного перехода от “Сводов Фомы Аквинского к “Рассуждению о методе” Декарта, от поисков парижских и оксфордских номиналистов. В нем конечном счете инфинитистской космологии Джордано Бруно снимается деление мира на конечный замкнутый материальный мир и нематериальную окружающую его бесконечность. Другая важная особенность эпохи заключается формировании новой, пантеистической картины мира. Новые переводы враждебно встречались представителями схоластической традиции, поскольку прежние переводы были возведены до уровня не подлежащих обсуждению авторитетов.

Характерно, что гуманисты не имели отношения к университетам и не были связаны с интересами церкви. Важная черта гуманизма — антиклерикализм, критическое отношение к профессиональным служителям католической церкви, особенно к монахам, наиболее многочисленным представителям церкви. Важным жанром становится диалог, поскольку он дает возможность всестороннего обсуждения проблем. Видный гуманист Лоренцо Валла 14071457 стал одним из основоположников научной критики текстов, использования филологического метода понимания священных книг. Он восхваляет эпикуреизм, утверждая, что стремление к удовольствию есть требование природы, а потому безнравственных наслаждений не существует. Гуманистическая традиция Италии была продолжена Пьетро Помпонацци 14621525. Он уподобляет земной мир животному организму, где камни — кости, реки — жилы, растения — волосы, а животные — насекомые. Самодвижение природы — такова основная идея учения Бруно об одушевленности природы.

Он даже предполагает существование разных форм жизни, чувственной и разумной. Когда же мы говорим о пустоте как о месте без тела, мы отделяем его от тела не реально, но лишь мысленно. По мнению Макиавелли, человек должен изучить объективные обстоятельства и противопоставить им свою волю, энергию, силу. Проявления его многообразны, но более всего он проявляется желании людей сохранить свое имущество, свою собственность. Однако хотя атеистов и не подвергают наказанию, им запрещено выступать со своими взглядами перед народом. Кампанелла призывал к изменению социальных порядков, унижающих человека. Дважды месяц собирается Большой совет — народное собрание, которое может сместить правящих лиц за исключением большой четверки, которая избирается пожизненно но и они обязаны уступить свои руководящие места, как только появляются лица, превосходящие их своими способностями и познаниями. Как частное лицо государь не можетпренебрегать моральными нормами, но ради процветания государства он может и несчитаться с ними. Вразвитии и распространении гуманистических взглядов Англии выдающаяся рольпринадлежит кружку Джона Колета 14671519 при Оксфордском университете.

ГалилеоГалилей 15641642 — великий ученыйестествоиспытатель завершает развитиенауки периода Ренессанса и открывает страницу европейскогоэкспериментальноматематического естествознания. Противник схоластическойучености Галилей, основал механистическое истолкование мира, придерживалсявзглядов деизма. Философия, рассматривая проблемы мироздания онтология, натурфилософия, общественноисторического развития, процесса познания, постепенно преодолевает прежнюю теологическую форму. Разум независим от ощущений и рассудка и является отражением абсолютного интеллекта — бога. Рассмотрение этих и других проблем, содержание которых направлено против господствующего догматизма, делает. Как частное лицо государь не может пренебрегать моральными нормами, но ради процветания государства он может и не считаться с ними. Мора, стремился к революционной перестройке общественных отношений. Исходя из неразрывности бога и природы, придавал последней активную роль, утверждал, что материя творит все из своего лона. Потребности общественноисторической практики явились мощным импульсом развитием естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания Нового времени. Единичные вещи изменчивы и вовлечены движение вечного духа и жизни соответствии со своей организацией.

Основной была идея возвышения человека силу причастности его всему земному и небесному. Пантеистические воззрения этого мыслителя сближали его с Николаем Кузанским. Но влечение именно хочет, чтобы оно было, оно хочет иметь, владеть, наслаждаться. Великий художник, он также прославился как замечательный ученый и инженер. В отличие от эмпиризма, приверженцы направления, названного рационализмом, делали акцент на разум, логическое познание. Проявилось это прежде всего критике схоластики, появлении нового нравственного идеала. Этика эпохи возрождения это этика благородства, заключающемся доблести духа, а не богатства. В эпоху возрождения ослабевает убежденность мыслителей греховности человека, испорченности человека природы.

Данте Алигьери 1265–1321 – Божественная комедия, статьи – итог средневековой культуры, синтез поэзии, философии, теологии. Его метод аналогичен математическому – состояние ученого незнания осознание структурной диспропорции между конечным человеческим разумом и бесконечностью, которую он включен и куда стремится. Светскость, то есть отвлеченность и независимость от религиозных форм и задач. Каждый человек стал пониматься как самоценное явление, способное внести неповторимый индивидуальный вклад преобразование общественной жизни. Все это было родственно настроениям гуманистов эпохи Возрождения, благодаря чему они XV веке впервые перевели почти всех древнегреческих поэтов и философов на европейские языки. В эпоху Возрождения новое философское мировоззрение было выработано благодаря творчеству таких выдающихся личностей, как Николай Кузанский, Джордано Бруно, Николай Коперник, Галилео Галилей, Томас Мор, Эразм Роттердамский и другие. То есть бытие вещей, по мысли Кузанского, обеспечивается тем, что этих вещах упраздняются при своём соединении противоположности. Заметим, что, если предполагать некий общий закон бытия, по которому упраздняются противоположности, и если искать ему гделибо подтверждение, то найти его можно не гденибудь, а именно Боге, потому что этот закон максимально проявляется именно Боге Бог везде, и, вследствие этого, Бог это Всё, а, с другой стороны, Бог нигде, и, таким образом, Он Ничто.

Именно при чтении самого священного писания, а не из его схоластического толкования, ибо Слово Божие писаниях, а не толкованиях. Христология Николая Кузанского неразрывно связана с его учением о свертывании и развертывании божественного начала, о совпадении противоположностей бесконечного максимума и конечной природы с пантеистическими тенденциями его философии. На основе ощущений с помощью рассудка разум составляет себе понятие о вещах. Данный исторический период можно разделить на следующие культурноисторические пласты. Возрастание личностного фактора находит свое выражение и социальной психологии, что, например, проявляется отношении к фактору времени. Обладая свободной волей он может снизойти до скота или возвысится до богоподобного существа. В результате сформулированных им доказательств гелиоцентрическая система. Гуманистическую направленность можно выделить различных конкретных философских и социальнополитических учениях разных времен и разных авторов.

Орфические гимны имеют более древние корни, однако Эпоху Возрождения были переведены тексты, также написанные или период эллинизма, или во времена Римской империи. Марсилио Фичино своем творчестве ярко показал основную черту всего гуманистического движения, ибо, как и большинство гуманистов впоследствии, он считал, что разработка новых гуманистических идеалов возможна только том случае, если христианское вероучение заново обосновать с помощью древних мистических и магических учений, а также с помощью философии Платона, которого он признавал как бы продолжателем Гермеса Трисмегиста, Орфея и Зороастра. Но суть оставалась одна — каждый крупный мыслитель, воспитанный гуманистическом духе, стремился творить новое законченное мировоззрение, которое должно было полностью заменить собой христианство. Петрарка настаивает на том, что чисто логические способы постижения Бога ведут не к знанию, а к безбожию. Сам Петрарка отдавал предпочтение философии Платона и основывающихся на нем сочинениям Отцов Церкви. Николай вернулся Рим и качестве генерального викария пытался проводить реформы Церкви. По мнению исследователей, идеи Николая области космологии стали одним из источников учения Джордано Бруно о бесконечности Вселенной. В то же время вполне заметно критическое восприятие Кузанским идей схоластики, частности, Фомы Аквинского. Таким образом, разум — это способность человека познавать божественное, бесконечное, абсолютное и тем самым приближаться к Богу.

Сам Фичино, признавая наличие Божественной души во всех вещах “Бог во всех вещах”, стремился познать, открыть эту душу и потому совершал магические действия над камнями, травами, ракушками. Признавая Бога центром мира, Пико, то же время, заметно смещает акценты сторону человека, что свидетельствует об общей антропоцентрической направленности его философии. А “Речь о достоинстве человека”, впервые полном объеме опубликованная. Конфликты с ученым сообществом продолжались и Англии, где Бруно посещал Оксфордский университет. Недаром, характеризуя “нового государя”, он пишет, что такой правитель должен сочетать одном лице качества льва, способного повергнуть любого врага, и лисицы, способной обмануть самого большого хитреца. Поэтому большинстве своих сочинений, а особенно Похвале глупости, Эразм Роттердамский с присущими ему сарказмом и иронией выводит образы философовсхоластов, почитаемых за длинную бороду и широкий плащ, которые себя одних полагают мудрыми. Из этого убеждения и рождается идея философии Христа или христианский гуманизм, которую проповедовал король гуманистов.

И данном случае глупостью можно считать все, что стремится быть выше и лучше Бога, но растворяется безумии мира сего. Но оказывается, что эта глупость может считаться помешательством только тогда, когда на нее смотрят с позиции мирского безумия. При этом, только вера способна дать человеку хоть какуюто незыблемость этом суетном и непостоянном мире Узы, которые должны связывать наш разум и нашу волю и которые должны укреплять нашу душу и соединять ее с Творцом, такие узы должны покоиться не на человеческих суждениях, доводах и страстях, а на Божественном и сверхъестественном основании они должны покоиться на авторитете Бога и Его Благодати это их единственная форма, единственный облик, единственный свет. И так как вера руководит и управляет человеком, то она заставляет служить себе и все другие человеческие способности. Равенство предполагается во всех сферах — хозяйственной, социальной, политической, духовной. Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Например, разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Коперниканская революция не сводилась к простой перестановке предполагаемого центра мира, к замене центрального положения Земли центральным положением Солнца. Открытие Коперника послужило для него отправной точкой для разработки космологии бесконечной Вселенной.

Догма о неподвижности и исключительности Земли была разрушена положением Николая Коперника о том, что большинство видимых небесных движений есть лишь следствие движения Земли как вокруг своей оси, так и вокруг Солнца. Отсутствие частной собственности главная особенность общественного строя, который нарисован Утопии. Научные открытия Галилео Галилея Заключение Литература Введение Человек всегда пытался и пытается осмыслить, какое место он занимает во Вселенной, что такое этот мир, как он устроен, всегда ли существовал и, если нет, то возник ли сам или создан кемто. Мир одушевлен вместе со всеми его членами, а душа – ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи. Но наука ведь и претендует на эту роль – бесстрастного и точного зеркала, отражающего мир строгих понятиях и стройных математических вычислениях. В ряде стран, особенно Германии, идеи Возрождения развивались переплетении и то же самой время борьбе с идеями Реформации.

Стевин опубликовал книгу “Начала статики” 1586, содержавшую теорию рычага, равновесия тел на наклонной плоскости и гидростатику. С XIY века научные сочинения, прежде всего учебники и практические справочники, начали выходить на национальных языках, заменивших латынь как язык науки. В античном наследии гуманисты открывали родственные им жизнерадостность, языческий интерес ко всему земному, новые нормы нравственности и красоты. Здесь родился и провел многие годы своей жизни поэт и мыслитель Данте Алигьери 12651321. Вопрос об отношении бога и мира он решал пантеистически бог – первопричина иерархически построенного мира, исходная точка, содержащая себе весь. В речи “О достоинстве человека” говорится о человеке как о центре мира и как об особом микрокосме, который пронизывает все сферы мировой иерархии – земные и небесные, низшие и высшие. В частности, при рассмотрении понятия души он использовал идею о неотделимости души от тела. Произведения Макиавелли – это теоретические исследования, цель которых – обосновать идею общего блага возможность создания сильного государства, способного отразить натиск чужеземцев. Итак, западноевропейской философии эпохи Возрождения, как было видно, возникли и развивались три основных направления – гуманистическое, натурфилософское и социальнополитическое.

Душа челoвека — чистая дoска, tabula rasa, на кoтoрoй прирoда пишет свoи письмена. На этoм oснoвании идеалистические сенсуалисты сдела­ли вывoд, чтo еврoпейская филoсoфия и наука стрoятся на иллюзoрных пoнятиях, фикциях ума, за кoтoрыми ничегo не стoит. Дилемма эмпиризма и рациoнализма была разрешена трансцендентальнoм идеализме. Развитие знаний XIV XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека. Франческо Петрарка один из величайших лирических поэтов Италии и основатель гуманистического направления философии. Кроме того, своих работах Лоренцо Валла опроверг подлинность так называемого Дара Константина документа, который был известен как юридическая основа светской власти папства.

Человек свободен и потому может поместить себя сам на любой из уровней этого мира. Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер. Человек, по словам Леонардо, свободен своих действиях и способен как подняться до ангела, так и опуститься ниже скотины. Тем самым единство планетной системы, ассоциировавшееся у Кеплера с пифагорейской идеей гармонии, впервые получило строго научную формулировку. Для эпохи Возрождения характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме устройства общества, взаимоотношениям между государством, Церковью и верующими. Кальвин не только развил идеи Лютера собственном учении, но и воплотил протестантизм на практике он возглавил реформационное движение Женеве, добился признания реформированной кальвинистской Церкви качестве официальной, упразднил Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы. Нравственность и религиозные нормы не могут служить аргументами против политической цели.

В государственной жизни допустимо и насилие, если этого требует общественный интерес. Правитель должен показывать себя щедрым и благородным, но не быть таковым действительности, поскольку иначе он будет свергнут, а казна промотана. Макиавелли является виднейшим представителем прогрессивного итальянского гуманизма, показал аморальность современных ему господствовавших классов и стал основоположником реалистической политики как самостоятельной науки. Скептический критицизм Монтеня выразился работе Апология Раймунда Себундского поддержку испанского богослова, заявившего о невозможности рационального доказательства существования Бога, за что на него ополчилась католическая церковь. Здесь явно повторяется тезис античных философовстоиков, что свобода есть действие согласии с неумолимым законом природы. Некоторые мыслители для решения этих проблем разработали проекты идеального государства без социальных противоречий, где торжествует социальная справедливость. Главные ревнители религии Утопии выборные священники том числе и женщины. Ренессансная философия противостояла схоластическому знанию, она дала иную интерпретацию старым ценностям, которая, конечном итоге, повлекла за собой изменение метафизических оснований уже рамках новоевропейской философии. Звезды же, по мнению мыслителя, есть небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы. Галилео Галилей 1564 – 1642 на практике подтвердил правильность идей НиколаяКоперника и ДжорданоБруно.

Самыми важными результатами данного естественнонаучного направления были. В формировании философии природы натурфилософии новом виде, как не теологического, не религиозного, а светского осмысления самой сути бытия природы и существующих ней законов выразилось возвращение к традициям античности. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Великий пропагандист античной культуры, он имел уникальную библиотеку латинских текстов, своей деятельностью оказал большое влияние на своих последователей. Характерной чертой его произведений является скептицизм, при помощи которого он стремился избежать фанатизма, слепого подчинения любому авторитету. Для этого направления весьма важное значение имел также неоплатонизм Плотин. Атомистическую концепцию строения материи развивали Валла, Галилей, Монтень, пантеистическую Николай Кузанский, Джордано Бруно. Если Бог это мировое целое, то неразумно искать источник движения вне мира, он содержится самом мире, во всех его составляющих частях, минимуме. Оно приносит ряд эпохальных открытий и становится одним из важнейших источников новой философии. Новая наука, формирующаяся на принципах этих мыслителей знаменует собой окончательный отход от старых традиций как теологического объяснения, основанного на авторитете Священного писания, так и натурфилософского или метафизического объяснения, основанного не на эксперименте, а на умозрении аристотелизм.

Если Данте — вдохновитель множества гуманистов, то общепризнанный родоначальник гуманистического движения — Франческо Петрарка 13041374, которому удалось преодолеть теоцентризм средневековья. Земное блаженство, как достойное человека существование, должно стать предпосылкой небесного блаженства. В главном своем философском сочинении О наслаждении неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. У великих художников — Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля мировосприятие Ренессанса получает свое наивысшее выражение. Главная идея этого великого произведения, положенная основу гелиоцентрической системы мира, состоит положениях о том, что Земля, вопервых, отнюдь не составляет неподвижного центра видимого мира, а вращается вокруг своей оси, и, вовторых, обращается, вокруг Солнца, находящегося центре мира. Таким образом, познание мира опирается на опыт и разум, а не на интуицию.

Эразм видит христианстве прежде всего человеческие ценности, требования человеческой нравственности, определяемые не догмами церкви, а заповедями Христа. Поэтому скептицизм для Монтеня — не цель, не конец, а начало истинного философствования. Также Лютер отвергает большинство таинств, святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам. Уже 1519 году Лютер отказался от средневекового представления о тексте Писания как о таинственном шифре, который не может быть понят без знания установившегося церковного толкования. Область, где разум компетентен мир и мирское то, что существующее общее религиозное сознание означало как посюстороннее отличие от потустороннего и как сотворенное, временное, обусловленное отличие от творящего, вечного, абсолютного. Это была полумонашеская организация, противопоставившая себя официальной католической Церкви, но не порывавшая с ней и не уходившая ересь мистицизма и иррационализма. У него есть ряд других работ О предположениях, диалоги, объединенные участием них действующего лица под именем Простец — Простец о мудрости, Простец об уме, Простец об опытах с весами некоторые богословские произведения — О сокрытом Боге, Об искании Бога, О Богосыновстве, О даре Отца светов.

Воззрения Джордано Бруно 1548—1600, являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм раn — все и theos — Бог — философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум совпадают. Учение о Космосе соединялось у Бруно с философской идеей, согласно которой вся Вселенная есть единое начало вещей, и поэтому она то же самое, что Бог, вечный и неизменный, единственно существующий и живой. Бесконечная Вселенная, его понимании, имеет множество звезд, подобных нашему Солнцу, вокруг которых вращается множество планет, похожих на пашу Землю. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. Кузанец, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что единому ничто не противоположно. Своей критикой видимой церкви и требованием понимания ее как сообщества тех, на кого снизошла божья милость, он выражал точку зрения, согласно которой дело освобождения находится руках каждого человека. Он излагает идею уравнительного коммунизма, которую обосновывает пантеистическим способом. Эпоха Возрождения дала миру десятки имен, которые составляют славу мировой культуры Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Дюрер, Шекспир, Сервантес Монтень, Лютер, Джордано Бруно, Томас Мор, Макиавелли, Савонарола, Эразм Роттердамский и многие другие.

Таким образом, основании культуры Возрождения лежит индивидуализм, который открывает самоценную, свободную и неповторимую творческую личность, субъективизм — ставящий перед собой задачу раскрыть мир не его объективной данности, а через призму внутреннего мира человека, и, наконец, антропоцентризм, полагающий человека центром и смыслом мироздания. Чезаре Борджа, Макиавелли приходит к идее нового государя — абсолютного. Связанное с новым, по сути, светским мировоззрением, выраженным гуманистами, оно утрачивает неразрывную связь с религией, живопись и статуя распространяются за пределы храма. Уже 1520е искусстве Центральной Италии, искусстве Венеции 1530е, происходят перемены, означавшие наступление Позднего Возрождения. Первые достижения области математики и астрономии относятся к середине. Гуманистическое мировоззрение, распространившееся Европе XIV—XVI. Поэтому твоих размышлениях тебе нужно искать тождества во множестве или же единства — инаковости №.

Человек состоянии познать бесконечный изменяющийся мир, если единственным авторитетом для него будет разум и свободное исследование, когда чувственный опыт пройдет рациональную обработку. Таким образом, влияние Галилея на современников ученых и философов было громадным. Также техника оснащается мотором Mitsubishi S6SDT, отличающимся повышенной надежностью. Мы знакомы с наследием этого времени – живописным, литературным, музыкальным, знаем и о философском наследии. Поэтому скольконибудь значительного сопротивления Ренессансу мы ненаходим. Человеческий ум состоит из системы способностей, главными из которых являются чувство, рассудок и разум. Основные философские сочинения О причине, начале, едином 1584, О бесконечности, вселенной и мирах. В этот исторический период меняется обшая ориентация философии и стиль философствования. Духовная субстанция неделима, вечна, фактически это — мышление, от которого производим все иные атрибуты главные неотделяемые свойства, называемые модусами мышления, — чувства, воображение. По мне­нию Кузанского, принципы всех религий конечном счете оди­наково истинны, так как Бог — непознаваем, а все наши идеи о нем — лишь проекции конечного человеческого разума и имеют под собой единую натуральную религию.

Природа — прекрасна, полна скрытой гармонии, пронизана током любви, а человек связан с ней брачными узами и способен к познанию тайн природы пу­тем подражания ей творении. Этот выбор не­сет с собой постоянную опасность падения, ошибки, но без него, без непрекращающегося творения самого себя, человек не выполнит своего высокого предназначения быть человеком. Высшая цель ее состоит даже не синтезе различных философских концеп­ций, а их сосуществовании многообразии, постоянном вопрошании, котором любая философская концепция начинает звучать поновому и котором не может быть конечного отве­та. Цели и задачи занятия исследовать генезис мировой философии, акцентируя внимание на антропоцентризме философии эпохи Возрождения проанализировать социокультурный контекст философствования, социальную обусловленность появления философских идей эпоху Возрождения показать место натурфилософии Возрождения истории философии науки раскрыть гуманистический потенциал философии XIVХVII. Одним из главных завоеваний философской мысли было развитие натурфилософии. Николай Кузанский считал, что Вселенная бесконечна, что Земля не является центром мира, а подобна другим планетам. Значительным научным открытием, содействующим освобождению естествознания изпод власти религии, стало создание выдающимся польским ученым Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. У истоков философской культуры эпохи Возрождения стоит величественная фигура Данте Алигьери 12651321.

Более того, человеческое благородство, “приносящее столь многочисленные и замечательные плоды”, даже “превосходит благородство ангела” там же 244, а “Монархии” Данте называет дело, свойственное человеческому роду “почти божественным” там же ловека столь высока, что, если бы причины природные и божественные, определяющие характер души соединились согласии, “то получился бы как бы второй воплощенный бог” там же Отстаивая идеал земного совершенства, не приносимого жертву загробному блаженству но и не противопоставляя одно другому, Данте обосновывает возможность возвышения природного человеческого до божественного. Не аскетическое подвижничество во имя отречения от мира и ухода от мирских забот, а достижение высшего предела земного совершенства – так понимает Данте предназначение человека. Свидетельством тому не только широчайшая слава, какой не имел до него ни один писатель средневековой Европы, но и образовавшийся благодаря его неутомимой активности круг поклонников, почитателей и, что еще важнее, единомышленников и продолжателей. Сын флорентийского изгнанника, нотариуса, он после смерти отца отказывается продолжать юридическое образование, начатое лучших тогдашних университетах. Тем самым гуманизм включает философские сочинения общий поток латинской словесности, восстанавливая ее связи с художественной литературой, поэзией, историей, политикой, ораторским красноречием. Особенно велико воздействие на него немецкой пантеистической мистики Мейстера Эккарта.

Рассматриваемая таком плане, она не могла быть поставлена и решена пределах традиционного богословия с. Известен интерес философакардинала к улучшению астрономических таблиц, уточнению данных о движении светил, его планы внесения существенных поправок не меру отставший к тому времени Юлианский календарь. Понимая возникновение мира как вечный и постоянный процесс, он видит переходе от бога к миру не “развертывание” природе “свернутой” божественной сущности, что характерно для диалектики совпадения противоположностей Николая Кузанского, а гораздо более прямолинейное и непосредственное “раскрытие” мире вещей тex идей, что соответственно его платоническим представлениям заключены боге. Гармонически прекрасный мир, раскрывающий самом себе божественное свое происхождение и сущность, находит последовательное воплощение той роли, которая принадлежит нем человеку. Изучив греческий язык, он обратился к чтению оригинале Платона, тогда уже достаточно известного гуманистических кругах. Спор шел не только об одном акте творения далеко не каждый даже и радикальный мыслитель эпохи прямо его отвергал, но и о системе соотношений бога и мира. Главное “Платоновском богословии” –постоянно подчеркиваемая и выявляемая связь и взаимозависимость всех ступеней космической иерархии, их глубочайшее внутреннее единство.

Так рождаются сферы небес, элементов, светила, воздух, формы камней, металлов, растений, животных” 146 Уму свойственны покой и постоянство, подвижным его можно именовать лишь том смысле, что он, подобно прочим вещам “происходя из бога, к нему же возвращается” там же Но будучи “вместилищем форм”, он являет собой “неподвижную множественность” – первую ступень “нисхождения” к той подвижной и изменчивой множественности, каковой является материя 147 Главнейшим воплощением единства и связи всех ступеней космической иерархии философии Марсилио Фичино является ее средняя, третья и сверху, и снизу, ступень, именуемая “душой” и постоянно отождествляемая с природой. Эта “необходимость” души определяется необходимостью дать объяснение движению, становлению, жизни природе. В боге свет есть “безмерное изобилие его благости и истины”, ангелах – “достоверность исходящего от бога умопостижения и разлитая них радость воли”, небесах – “изобилие жизни”, “улыбка небес”, огне – “некая внедренная него небесами жизненная сила”, “обладающих ощущением вещах” –“радость духа и сила чувства”, и, наконец, во всей совокупности сущего – “излияние глубочайшего внутреннего изобилия”, и “повсюду – образ божественной истины и блага” 147 Образ повсеместно разлитого и вездесущего света становится философии Марсилио Фичино. Его необычайная одаренность лишь подчеркивала особо значительную степень осуществления тех возможностей к совершенству, которые, по учению гуманизма, заложены человеке.

Демонстративно именовавший себя “человеком необразованным”, Леонардо, обладавший, несомненно, познаниями более обширными и глубокими области изучения явлений природы, нежели представители официальной тогдашней науки, подчеркивал тем самым свое особое, внепрофессиональное и внекорпоративное положение – и это важно для правильного понимания путей возникновении и развития нового естествознания и новой философии. А близкое знакомство Леонардо со многими его современниками – учеными, математиками, мастерами, строителями, медиками, архитекторами, астрономами, сочетании с напряженным интересом к самым острым и важным проблемам наук о природе позволило ему быть курсе современного состояния знаний о мире. Солнце у Леонардо – не воплощение божества, не проявление трансцендентного божественного могущества, не отражение зримом свете потустороннего незримого запредельного света. Красота и неистощимое разнообразие, богатство и великолепие “бесконечных произведений природы” – качество не только эстетическое.

А “такие вещи”– это и гонения, которым подвергаются мудрецы, и людоедство буквальном и фигуральном смысле слова, и войны, и жестокости людей по отношению к животным, к природе, друг к другу, и ничтожество человеческих помыслов и поступков, когда “некоторые люди должны называться не иначе, как проходами для пищи, производителями дерьма и наполнителями нужников, потому что от них мире ничего другого не видно, ничего хорошего ими не совершается, а потому ничего от них и не остается, кроме полных нужников”. Определяющую роль его поисках новой картины мира сыграло знакомство со взглядами древних астрономов, придерживавшихся гелиоцентрических представлений, прежде всего с учением пифагорейцев, Филолая, Гераклида Понтийского, Аристарха Самосского. Коперник отмечает, что именно движение сферы неподвижных звезд служило обоснованию конечности мира неподвижность Земли требовала конечности мира, ибо невозможно было предположить, что вокруг неподвижного центра вращается бесконечность. Все они способствовали не только углублению познания мира природы и природных законов, но и методологической подготовке того коренного переворота истории естествознания, каким явилось математическое и экспериментальное естествознание Нового времени. Важное место его литературном наследии составляют многочисленные переводы с греческого на латинский язык творений античных и раннехристианских авторов от Лукиана до Иоанна Златоуста.

В “Антиварварах”, “Разговорах запросто”, многочисленных письмах и полемических сочинениях Эразм оправдывает античную культуру от нападок защитников ортодоксии, доказывая ее близость к правильно понятому христианству. Это система нравственности, согласная с классической древностью и – что особенно подчеркивает Эразм – находящаяся соответствии с природой. Говоря о философских занятиях утопийцев, Мор иронически замечает, что они, хотя и “во всем почти равняются с нашими древними, но далеко уступают изобретениям новых диалектиков”. Надежды на “просвещенного государя”, направляемого разумными советниками, обернулись трагедией народных движениях Мор, как и большинство гуманистов, видел лишь опасную для общества разрушительную силу – и трагедия Крестьянской войны Германии, завершившейся кровавой расправой над восставшими, послужила для него лишним поводом к осуждению Лютеровой Реформации. Именно эту катастрофическую эпоху качестве попытки ответа на острейшие проблемы современной действительности возникает учение Никколо Макиавелли – наиболее последовательное и характерное выражение ренессансной политической мысли. На политической арене Флоренции Никколо Макиавелли появляется возрасте около 30 лет, когда весной. Признав роль не подвластных человеку объективных обстоятельств ходе исторических событий, Макиавелли пытается определить не “долю”, не “процент”, зависящий от человеческой деятельности, но условия игры.

Государь Макиавелли – герой его политического трактата – это разумный политик, применяющий на практике правила политической борьбы, ведущие к достижению цели, к политическому успеху. Революционность политической идеи Макиавелли – преодолении феодальной раздробленности, олицетворяемой не только феодальным дворянством, но и партикуляризмом городовгосударств. Выступая выразителем взглядов передовых слоев буржуазии и дворянства, он четко отделил рассмотрение политики от религии и морали и допускал известное ограничение монархической власти лишь том, что касалось утверждения налогов Генеральными штатами, ограждая тем самым от произвольных поборов собственность имущих слоев общества. Если мышление есть некая деятельность представления или не может происходить без представления, то и мышление не может быть без тела. На этом основывалось обвинение полной аморальности эпикурейцев, тех, кто верит, “что души с плотью гибнут без возврата”, – это им уготованы мучения каменных раскаленных гробницах адского города Дита “Божественной комедии” Данте. Неверно поэтому, что, оказавшись смертным, человек будет несчастнее любого животного. Преимущество человека не бессмертии, а способности к познанию и добродетели “Мудрый муж предпочтет крайние несчастья и мучения пребыванию невежестве, глупости и пороках! И почему, если бог не отвращает от заблуждения, то грех падает не на бога, а на человека?

Ведь это он дал душу, склонную ко греху, а омраченный рассудок соединил со страстями” там же Вместе с тем путь добродетели усеян препятствиями, честный человек подвергается повсюду горестям, мучениям и страданиям, а негодяи и преступники окружены почетом. Наиболее ярким критиком методологических и логических основ схоластики явился французский мыслитель Пьер де ля Раме латинское имя Петр Рамус, 1515–1572, павший жертвой религиозного фанатизма знаменитую Варфоломеевскую ночь точнее, на третий день устроенной католиками резни причем причиной его гибели были не только его кальвинистские воззрения, но и его смелая борьба против университетской науки, вызвавшая ненависть его коллег по Сорбонне. Биография Монтеня 202 “Опыты” 204 Способ философствования 206 Скептицизм и вера 208 Роль сомнения 211 Знание как процесс 213 Относительность знания 214 Критика антропоцентризма 218 Критика теологии 221 Религия как “обычай” 222 Этическое учение Монтеня. Жизнь борца и мыслителя 302 Обновление наук 303 Учение о “двух книгах” 305 Философия на основе ощущений 306 Субстанциальность материи 307 “Способность вещей к ощущению” 309 Прималитеты 310 Бог и природа у Кампанеллы 312 Космология 315 Сенсуализм и проблемы достоверности знания 317 Познание и практика. ИбнГебироль, Шартрская школа, Давид Динанский, не говоря о раннехристианской неоплатонической традиции Ареопагитики, продолжал оказывать плодотворное воздействие на развитие философии XV–XVI.

Тажуризиной о Николае Кузанском проблемы истории гуманизма рассмотрены книгах и статьях. Декарт ссылается на свою интуицию Я четко и ясно вижу единство бытия и мышления. Рассуждения о метафизике, Новая система природы, Новые опыты о человеческом разуме, Монадология, Теодицея. Теперь он не властен даже над собой и полностью зависит от божественного предопределения. Оно — следствие нарушения заповедей Божьих, наказание за грех или испытание для укрепления человека вере. Выражением высшего царства, Града Божьего, является церковь, но и она есть только приготовление к небесному царству. Если отцы церкви постижении Бога опирались на мистическую интуицию, сверхразумное созерцание, то теологисхоласты искали рациональные пути познания Бога. Одна из основных проблем схоластической философии — это проблема универсалий Обладают ли понятия самостоятельным, субстанциональным бытием или же они всего лишь имена для обозначения единичных вещей? И вера, и разум познают один и тот же предмет — бога и созданный им. Мир есть движение, считал Фома, причем каждая движущаяся вещь имеет свой источник движения. Задачу политической науки Макиавелли видит том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся обществе сил, интересов, стра¬стей, объяснить действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Написав Божественную комедию он, по сути, раскрыл сущность человека своего времени.

Микеланджело Буоанарроти гениальный художник, скульптор и архитектор Ренессанса. Она стремилась осмыслить Бога как единственную реальность, определяющую все существующее мире. Против антропоцентризма и его главного тезиса о том, что все мире создано для человека выступил французский мыслитель М, — пишет Монтень своем знаменитом труде Опыты, — покажет мне с помощью своего разума, на чем покоятся те огромные преимущества над остальными созданиями, которые он приписывает себе. Напротив, к телесноприродному, способному, как считалось, умалить достоинство божественного, относились подозрительно если церкви петь слишком благозвучно и приходить туда нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено. Это выражается, прежде всего, возникновении нового, более реалистичного взгляда на природу и человека. Возникают антифеодальные движения, направленные против господствующей католической церкви, проходившие еще под религиозными знаменами лютеранство, кальвинизм. Глубокие социальноэкономические изменения способствовали проявлению новых представлений о политическом устройстве общества, социальных идеалах, путях и средствах их достижения.

Кругосветные путешествия, открытие Нового света, когда впервые представилась возможность выйти за пределы мира”, известного античной и средневековой географии, предшествовали многочисленным важным открытиям самых различных областях естествознания. Такое магикоалхимическое понимание природы характерно именно для XV—XVI веков, хотя оно и имеет точки соприкосновения с античным представлением о природе как целостном и даже одушевленном космосе, но существенно отличается от античного своим активистским духом, стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных. Размещение материала на других электронных ресурсах только сопровождении активной ссылки. В области социальнополитических учений гуманизм эпохи Возрождения проявился развитии теории государства и утопических социалистических идей. В эту эпоху особенно почитались разносторонность развития и дарования. Для творчества представителей Возрождения характерны вера безграничные возможности человека, резкое отрицание схоластики и аскетизма и утверждение раскрепощенной, гармонической, творческой личности. Его основной труд О круговых движениях небесных тел был революционным событием истории науки связана, прежде всего, теория о закономерностях движения планет, которую он доказал математически. Механистическая форма материализма Галилея была исторически оправдана.

Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами области естествознания рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги области систематизации растений, медицины возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний, математики, механики, астрономии. Гуманизм имел длительную предысторию античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые именно эпоху Возрождения. Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. В истории человечества Утопия как одна из своеобразных форм общественного сознания воплощала себе такие черты, как создание социального идеала, критику существующего строя, стремление бежать от мрачной действительности, а также попытки представить будущее общества. В заключение необходимо отметить важнейшую особенность философии эпохи Возрождения – ее непрофессиональный характер. Вершина античной философии Неоплатонизм единое благо мировой Ум мировая Душа Космос.

Подобно другим ренессансным как и античным натурфилософам он исходит из идеи тождества микро и макрокосмоса Средневековая философия – это философия доиндустриального общества, для которого характерны господства теологии teos – бог, logos учение и религии. Все существующее есть благо, а зло это не субстанция, а ее порча или недостаток. История Бог ведет к тому, что силы света постепенно одолевают силы тьмы, но процесс этот бесконечен. Характерным типом философского мышления стала философия Николая Кузанского 14011464. Что есть философия Христа, которую Он Сам называет возрождением, если не обновление природы, сотворенной благой? С одной стороны, глупость — это желание человека познать весь мир его полноте и стать чуть ли не выше Бога. Поэтому вполне понятно, что Утопии можно найти определенный синтез религиознофилософских и социальнополитических взглядов Платона, стоиков, эпикурейцев с учениями самих гуманистов и прежде всего с философией Христа. Именно отсутствие частной собственности, по мнению Томаса Мора, создает условия для рождения общества всеобщей справедливости Здесь, где все принадлежит всем, ни у кого нет сомнения, что ни один отдельный человек ни чем не будет иметь нужды, если только он позаботится о том, чтобы были полны общественные житницы. Это время отвержения догматической схоластики, критики средневекового мышления как погрязшего теологических и логических увертках и обоснования идеи возрождения человека из духа античности.

Слишком свет­ское отношение к миру высших представителей церкви епископат и их чрезмерные требования власти, недостаточная образованность низше­го слоя священников, церковные недостатки и всеобщий упадок нравов требовали обновлении церкви. И наконец, существенной особенностью классической философа выступает ее просветительский пафос, который не обосновывает ся субъективным стремлением философа поучать, а исходит из того, что, выдвигая ту или иную систему рациональных, этических или эстетиче­ских норм, мыслитель выступает от имени разума, с помощью которого он достиг высшей степени истинности. Критерием истины у него выступает познающий разум и связи с этим методологическая установка “никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru