Исторический процесс как предмет философии истории

Среди концепций, объясняющих ход развития человеческой истории, важное место занимает “теория общественноэкономических формаций”, разработанная. Философия призвана уловить эти умонастроения, составляющие самосознание определенной эпохи, и выразить теоретической форме, виде философского текста. Вместе с тем при всякой попытке осмыслить исторический процесс неизбежно возникает вопрос имеет ли этот процесс вообще какойлибо смысл и имеет ли он какуюлибо направленность. Переход от одной юги к другой характеризуется нарастающим падением нравов, уменьшением справедливости отношениях между людьми, ослаблением религиозности – словом, усилением позиций зла и порока мире. Он с трудом воображал будущее, представить которое мог лишь по аналогии с прошлым. С коммунистическим обществом, как полагал Маркс, начнется подлинная история человечества. Именно личностях, их действиях находит свое преломление, воплощение роль народных масс, классов и других социальных общностей истории. Тип историософского мышления формируется античной культуре, развивается европейской и исламской средневековой культуре и обретает свою вершину универсальных метафизических системах классической европейской философии, а также тех философских течениях.

Потребности демократизации исторического процесса и перспективы превращения неЗапада из объекта самостоятельный исторический субъект. Глобальный мир XXI века коллизии обретения общечеловеческой перспективы. Альтернативные версии глобализма глобализм как гегемонизм однополюсный мир, глобализм контексте демократического полицентризма и равноправного партнерства. Отношение Россия — Европа — доминанта русской историософской мысли. Гегель грандиозном труде Философия истории пишет о направленности исторического процесса и его закономерном характере. Маркс выделил экономический базис производственные отношения, главными, определяющими которых являются отношения собственности. Сорокин 2 ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов.

Эти процессы известной мере исключают использование исторических ресурсов. Исследование своеобразия национальных форм развития философии наиболее важные задание и предмет истории философии как науки. Далее следует подчеркнуть, что последние столетия философия истории неизменно аккумулировала разнообразные социальные идеологии. Как правило, подобная всеобщность является и определенным антропологическим тезисом, призванным выразить предназначение существования человека. Если говорить кратко, то философия истории призвана указать сущностное содержание, процессуальную форму и смысл истории. Разумеется, определенное желание помнить, определенное соотнесение с жизнью и деяниями предков было присуще и другим древним культурам. Но древние греки и римляне выделяются том отношении, что сама их воля к памяти имеет осознанный и методический характер. Античность создает историографию как особую область знания и, следовательно, особый способ осмысления действительности. Само отношение между творцом и творением предполагает представление о временном, историческом, хотя и абсолютном начале. Ведь эсхатологичность христианского переживания времени коренится совершенно конкретном прошлом событии событии явления Иисуса Христа.

Очень важно, что этом построении есть место и для священной, и для профанной истории, а критическое восприятие града земного позволяло сохранять скептическую дистанцию по отношению к деяниям человеческим. Одним словом, учение Августина об истории открывало возможность многоаспектного постижения истории, отражающего полноту целостной и сбалансированной христианской жизни. Историческое сознание предстает как один из конституирующих факторов мировоззренческой культуры. Говоря о философии истории Новое время, следует сказать и о так называемой “критической философии истории”. Тем более сомнительно, является ли культурная отсталость указанием на необратимую неполноценность расовой группы. Близорукий индивид заблуждается, считая, что он делает выбор и действует соответствии со своими собственными интересами. Индивид думает, что он идет своим собственным путем и стремится к своим собственным целям. Веря существование Бога, Смит не мог не находить нем и его провиденциальной заботе причины всего земного, точно так же, как позже католик Бастиа говорил о персте Божьем. Бог наделил человека разумом, который ведет его по пути к совершенству. Все люди стремятся к выживанию и к улучшению материальных условий своего существования. Только тогда допустимо называть прогрессом продвижение по пути, которая ведет к этой цели. Оптимизм Гегеля оценке направления исторических событий и будущего человечества основывался на его твердой вере бесконечное добро Бога.

Несмотря на все сомнения, высказанные философами, человеческое поведение целиком и полностью и во всех областях жизни деятельности, философии и науке направляется категорией причинности. Одним из фундаментальных условий существования и деятельности человека является то, что он не знает, что случится будущем. Ну, а история как наука представляет собой систематизацию знаний об этом процессе. Жизнедеятельность людей основана на необходимости удовлетворения их материальных потребностей и осуществления их объективных интересов. Сегодня этот парадокс преодолевается общественноисторических науках утверждается современная стохастическая картина мира. Бердяев Философскоисторический анализ человеческого общества предполагает выяснение вопроса о делении истории на определенные периоды, эпохи и этапы. Разделение труда приводит к появлению классов собственников, рабов и прислуги. Она имеет свою имманентную логику развития, показывающую, что обладает универсальными чертами и свойствами, присущими всем духовным сферам.

Так, например, холодном поясе люди крепче и физически сильнее, поскольку холодный воздух производит сжатие окончаний внешних волокон нашего тела, отчего напряжение их увеличивается и усиливается приток крови от конечностей к сердцу. Неверно говорить и о том, что суть истории – человек, ибо человека изучают и другие науки. В Новое время, связи с развитием естествознания, материальной и социальной практики, представления о времени вошла идея процессуальности, направленности, периодичности социальной жизни. В целом этот путь неизменен, поскольку его основе лежат единые закономерности. Советские философы и историки обосновали существование рамках коммунистической формации ее подготовительного социалистического этапа. В их возникновении большую роль сыграли природноклиматические условия, зерновое земледелие, переселения племен, приносивших неолитическую культуру. С точки зрения современности человек античности или Средних веков ведет себя странным образом. Общее этих моделях отказ от единообразного развития, приоритет духовномировоззренческих факторов, жизненные циклы. Как возможно историческое событие?

Основные идеи исторического материализма были изложены Марксом и Энгельсом 40е годы. Такой подход позволяет выделить общее у стран и отнести их к одному уровню развития. В ней господствует идея круговорота, возвращения общества к когдато утраченному идеалу, к золотому веку. Основные понятия и категории темы Историзм, историцизм, логика и аксиологика истории, утопия, антиутопия, герменевтика, ирония истории. Маркса прогресс это рост производительных сил общества и смена общественноэкономических формаций. Проблема периодизации истории по формациям и цивилизациям активно обсуждается литературе уже более столетия. С его помошью можно выделить ряд социальнокультурных различий современных восточной и западной цивилизаций. Какие этапы развитии общества и соответственно типы обществ выделяет современная социальнофилософская мысль.

Современная философская мысль пошла сторону укрупнения выделяемых этапов. Философия истории — это область философского знания, охватывающая онтологические вопросы исторического процесса, фи­лософское истолкование и оценку истории. Марксистская версия сущности истории сводится к тому, что она обеспечивает процесс перехода человека ʼʼиз царства крайне важно сти царство свободыʼʼ, то есть выступает средством воплощения потенциа­ла свободы. Греки представляли мир как за­вершенный Космос, которому присуща гармония и цикличность, по­этому и историю они трактовали виде кругового движения — обра­за вечности и временности. Данная проблема приобрела особую актуальность среде философов, социологов и культурологов, исследующих западноевро­пейскую цивилизацию накануне завершения текущих столетия и ты­сячелœетия. Авторы нашли выход концепции западновосточного исторического мегацикла большого цикла, фазами которого периодически выступают то западная, то восточная мировая цивилизационная доминанта. Третий раздел посвящен проблемам исторического познания анализу различных парадигм философскоисторической мысли, их сравнительных эвристических возможностей и перспектив. Начиная с эпохи Просвещения, вместе с процессами секуляризации сознания секуляризировалась и вера историю.

Но она прямо связана с самим предметом философии истории, который можно определить так философия истории отвечает на вопрос об объективных закономерностях и духовнонравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. В философии истории действует та же дилемма либо та или иная глобальная историческая концепция обещает нам гарантированную историю ценой исключения альтернатив, а значит, и свободы исторического выбора, замененного непреложными закономерностями, либо она открывает имеющиеся истории альтернативы, а вместе с ними и нашу свободу идти том или ином направлении, но ценой риска драматических ошибок, противоречий и срывов. Напротив, конец истории выгоден тем, кто сегодня устроился наилучшим образом и пытается навечно закрепить статускво, обескуражив других, надеющихся, что будущее может и должно отличаться от настоящего, что оно предоставит шансы и тем, кто на сегодня проиграл. Это благодушие нового экономикоцентризма, сменившего марксизм, но сохранившего его веру базис, который сам по себе наладит всю человеческую надстройку, необходимо преодолеть. Риккерта Ведь все еще одной из главных задач настоящего момента является борьба с натурализмом просвещения, окончательно победить который не удалось кантовскому идеализму. В западной философии главное действующее лицо истории — абсолютное Я.

Именно тогда философия истории становится весьма распространенным жанром научного творчества, складываются различные направления, формулирующие и разрабатывающие проблематику философии истории, ведутся научные дискуссии о предмете философскоисторических исследований. Субстантивная философия истории претендует на объяснение не только прошедших, но и будущих событий, а также их последовательности. Гносеологическое направление получило и другое название – критическая философия истории, которая утверждает, что только критическое рассмотрение истории дает возможность оценить степень истинности исторических фактов и концептуально воспроизвести историческую действительность. Появились самые разнообразные модели цивилизационного и культурноисторического развития общества, версии и историософские схемы путей развития Запада, Востока и России 15. Появилось новое поколение исследо­ваний и учебных пособий по философии истории, раскрывающих ее предмет, который включается как онтологическая, так и гносеологическая проблематика. Она абстрагируется от конкретного многообразия и главное внимание уделяет имманентной логике всемирной истории, ее сущности, ее внутренним механизмам функционирования и развития 16. Ценность философии состоит том, что ней решаются волнующие людей вопросы о цели и смысле жизни, истине, добре и справедливости, о том как следует жить. Философские школы — это совокупность философских учений, объединенных какимилибо базовыми идейными принципами.

В третьей главе будет сделана попытка переосмысления исторической науки на примере России. Все народы проходят одинаковые стадии развития первобытное варварство, феодализм, эпоху городов, юридических законов и разума. В рефлективной истории изложение материала уже не связывается с участием историка описываемых событиях. Взгляд на развалины, сохранившиеся от прежнего великолепия, побуждает ближе рассмотреть это изменение с его отрицательной стороны. В одном случае речь идет о философском изучении истории, а другом – о хронологическом изложении всемирной истории. Только оно владеет истинно научным методом анализа исторического процесса. Вопервых, она исследует первоначала исторического бытия, которые вместе с тем являются и основными началами исторического знания, истории как науки. Втретьих, задача её заключается познании и изображении конкретного исторического процесса его целом, раскрытии смысла этого процесса. Ложен тот тип философии истории, который хочет понять конечную цель исторического прогресса. Только после этого можно перейти к установлению исторических фактов, объективность которых зависит от самого историка, поскольку он занимается теоретическим воспроизведением исторической картины человечества. В этой связи немецкий социолог рассматривает мотивы социального действия, социальные отношения, социальное поведение.

В самом деле, лучшее определение любой науки – раскрытие ее содержания. В свою очередь производство и потребление не существуют без обмена и распределения. Разве не люди являются носителями форм общественного сознания? Относительно искусства, писал Маркс, известно, что определенные периоды его расцвета отнюдь не находятся соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и с развитием материальной основы последнего. При установлении исторического факта выявляется определенная закономерная связь поступательном движении человечества. Аксиологический аспект связан с оценкой исторических фактов и событий. Марксисты полагали, что с революционным преобразованием форм собственности и общественных отношений быстро изменятся общественное и индивидуальное сознание людей.

Существует объективная логика истории, диктующая правила поведения противоборствующим сторонам. Газеты большевистских противников ещё выходили, а политика советов подвергалась них жесточайшим нападкам. Стало вино, что одни философы и историки главное внимание уделяют проблемам онтологии, а другие гносеологии и эти подходы к осмыслению исторического процесса нельзя отрывать друг от руга, так как процесс познания исторических и социальных феноменов невозможен без выяснения объективной истины, без установления истинности тех или иных фактов, без анализа тех или иных событий. Исторически познание является не безразличным содержанием, а моментом жизни. Всеобщая история, когда дается обзор всей истории какогонибудь народа, государства или мира. Прагматическая история, которая предполагает описание прошлого с позиции настоящего. Альтернативной крайностью является марксизм, предпринявший попытку радикального заземления истории согласно социальной концепции марксизма, история образуется практической деятельностью человека, удовлетворяющего свои материальные потребности основе истории лежит эмпирически наблюдаемое развитие общественных производительных. Историк, по словам Геродота, должен бороться со временем и вызволить изпод его власти все возможное. Христианская вера обесценивает историю как исключительно связь событий во времени, ибо не ней, а за ее пределами находится смысл человеческого существования.

Постклассический релятивизм расшатал этот стержень одновариантной истории, закрепляющей свои победы виде закономерных этапов, ведущих предопределенное будущее, и противопоставил ей понятие открытой истории, которой присутствие цели, смысла и идеала более не просматривается. Описания и объяснения, находящиеся тексте, суть его компоненты как целого, и их функция заключается только том, чтобы внести вклад это целое. Индивидуализирующий метод баденской школы неокантианства органически связан с определ. Отчасти функции философии истории этом плане берет на себя оформляющаяся. Наиболее правильным подходом к изучению общества является системный подход, который предполагает анализ социальных структур, включающий изучение элементов общества и взаимосвязей между ними, а также анализ процессов и изменений, происходящих обществе и отражающих тенденции его развития. Политическая политикоправовая сфера — система политических и правовых отношений, возникающих обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами партиями и политическими массовыми движениями. Культура продолжает оставаться символом позитивного развитии человечества, цивилизация большинстве случаев получает нейтральную оценку, а нередко и резко отрицательную. Всё возрастающая специализация технике стимулирует противоположный процесс развития общетехнических дисциплин.

Но все это — лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений. Современная философия техники рассматривает развитие техническое познание как социокультурный феномен. Саму историю он определяет следующим образом Историческая наука изучает закономерности пространственновременного разворачивания всемирно исторического процесса, или, что то же, закономерности всемирно исторического развития человечества как равнодействующих внутриформационных и межформационных взаимодействий этнополитических общностей, являющихся носителями своеобразия этого процесса 21. Подобную структуру можно объяснить тем, что социальная философия изучает общество и социальную жизнь не только структурнофункциональном плане, но и ее историческом развитии. Одними из наиболее известных трактовок философии истории являются концепции. Мистическая троица эпох высшей степени привлекательна для метафизического вкуса Гердера, Канта и Гегеля. Позиция Фихте, старшего современника Гегеля, это немецкий классический идеализм, многие идеи которого были навеяны Просвещением и Великой Французской буржуазной революцией.

Авторы Немецкой идеологии выделили структуру общества, включающую себя производительные силы производственные отношения политическую надстройку формы общественного сознания. Он давно противостоит миру естественных наук, противостоит не плане конкуренции, а силу своей специфики и стремления к самоорганизации. В процессе теоретического исследования ученый, используя имеющийся эмпирический материал, получает новые знания о мире, проникает сущность явления. Определить социальную философию ещё более сложно, поскольку эта область знания непосредственно затрагивает интересы людей, понимание ими мира и себя этом мире. Вместе с этим социальная философия выступает как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. В нем предшествовавшая история интерпретировалась по модели кумулятивно развивающейся науки более того, прогресс общества и прогресс науки вместе с просвещением по сути отождествлялись. История, согласно Руссо, началась с выходом людей из естественного состояния и, по сути, совпадает с цивилизационным процессом. Первая из них — обоснование и конкретизация на историческом материале внутренней противоречивости исторического процесса.

Философский историзм его многообразных вариантах, напротив, тяготел к примирению с исторической реальностью, к признанию закономерности, а, следовательно, оправданности исторических состояний соответствии с условиями места и времени. Объективации исторического мира культуры глубоко укоренены во времени своего возникновения, условия которого определяют их сущность и значение, и с изменением условий гражданские вещи становятся неуместными, не сохраняются или утрачивают значение. Принцип самоценности и самоцельности все существующее заключает свою цель себе одинаково приложим к человеку, к человечеству, к любой культуре и ко всякому ее историческому состоянию. В понимании предыстории человечества он присоединяется к теории пресапиенса. ЛевиСтросса, по которой первоосновой социокультурного процесса явились сексуальные офаничения, что сформировало систему упорядоченных брачных связей с их основным принципом эквивалентного обмена. В ходе этого обмена возникли брачные классы и основанные на них родовые, семейноклановые и затем этноплеменные общности. Васильев, отдавая должное материальной культуре, пытается доказать, что именно духовная культура, а рамках этой последней религия, первую очередь позволяет характеризовать культурный комплекс этнической общности 370 Поэтому великая цивилизация этом смысле есть уникально развитая религиознокультурная традиция их, великих, всего четыре — христианская, арабоисламская, индуистскобуддийская, дальневосточноконфуцианская.

Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Гуманизм – разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, они утверждали, что течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются континенты, а континенты – моря. Сторонники пантеизма эпоху Ренессанса возвеличивали личность через Бога. Исходные идеи эпохи Просвещения культ науки культ разума прогресс человечества. Он написал поучительные атеистические памфлеты Система природы, Разоблаченное христианство, Религия и здравый смысл, Карманный богословский словарь. Проблемы гносеологии наряду с онтологическими являются важнейшими философии XVIII. Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап развитии философской мысли и культуры человечества.

Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. С наступлением христианской эры произошло соединение философии с интенсивным богопознанием. Первым философом, который обосновал принцип тождества бытия и мышления, был Гегель. Рефлексия – размышление человека о самом себе, когда он вглядывается сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Обращаясь к другим людям, говорящий сообщает им свои мысли и чувства побуждает их к тем или иным поступкам убеждает их чемлибо приказывает советует отговаривает их от какихнибудьдействий. Ницше стремился создать основы новой морали сверхчеловека взамен христианской, найти новый путь религиозного сознания. История русской литературы является богатым культурноисторическим феноменом. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Объект социальноисторического познания создается, а не только познается людьми прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.

По мере своего развития общество расширяло свои потребности, находя новые средства и пути познания. Но образ предмета не пропадает сразу же бесследно, а запечатлевается и сохраняется памяти. И хотя Платон утверждает, что невозможно разорвать идеи и вещи, все же первичным для него оказывается мир идей. Философия Нового времени сделала многое для развития теории познания гносеологии. Основным понятием рационалистических воззрений Декарта была субстанция. Монизм Спинозы носил пантеистический характер Бог отождествлялся у него с природой. Бэкон считал, что истина имеет двойственный характер есть истина религиозная и светская.

Предметом эмпирического наглядного представления является явление, нем две стороны его содержание, или материя, которая дается опыте его форма, которая приводит эти ощущения определенный порядок. Если предмет нам дается посредством чувственности, то мыслится он посредством рассудка. Такое положение относится не только к обыденному знанию и знанию естественнонаучному, но и к математическим и логическим суждениям, всеобщность которых может быть опровергнута контрпримерами. Уильям Джемс 1862–1910 – американский философ и психолог, один из ярчайших представителей прагматизма. Фундаментальным понятием философии этого мыслителя является опыт, под которым имеются виду все формы проявления человеческой жизни. Практическая целесообразность является критерием не только истинности, но и моральности. Знание – это отражение, существующее виде чувственного или понятийного образа – вплоть до теории как целостной системы.

Главная задача людей – приобщиться к Богу и обрести спасение день Страшного суда. Воля к жизни обязана проявить себя не жалкой борьбе за существование, а битве за власть и превосходство, за становление нового человека. Сверхчеловек может получиться лишь из поколения аристократов, господ по своей природе, ком воля к власти не задавлена враждебной ей культурой, из тех, кто способен, объединившись с себе подобными, противостоять большинству, которое не желает ничего знать о подлинном предназначении современных людей. Философия истории – философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории. Августин отчетливо подчеркивал абсолютное всемогущество Бога Исповедь. Его гениально простое философское определение такого тонкого феномена, как время, является верным и вполне научным и поныне.

Теперь можно выделить еще одну, до которой не дожил Бердяев, – постсоветская. В существовании русской интеллигенции наблюдались разные моменты – лишний человек, кающийся дворянин, активный революционер. Это может объяснить необходимость разработки сложных понятий – теоретических предпосылок. Исходная предпосылка философскоисторического мышления обозначилась только христианском вероучении, она определила принципы понимания истории. Сначала попытки прояснить природу общества его историческом измерении представлялись малоинтересными. Государство – результат исторического развития общества, его закономерного выделения различных социальных групп, результат прогрессирующего развития производительных сил, который сопровождался выделением различных видов труда и образованием института собственности. Как образ жизни людей, который имеется действительности, реально существует и исторически изменяется.

Но при этом культура хотя и отличает человеческий образ жизни от животного, несет себе как позитивные, так и негативные, нежелательные проявления человеческой активности. Материальная и духовная культура, традиции и моральные нормы, специфика отношений между личностью, обществом и государством формируются и развиваются столетиями, передаются из поколения поколение, от одной эпохи к другой. Культура нашего времени повсеместно представляется совокупностью знаний, приемов и действий Она становится тем, чем можно овладеть, выучив, приняв к сведению, утвердив, и что можно отбросить, когда отпала необходимость. Так, предполагалось, что любое стремящееся к порядку государство должно запретить музыку да и другие искусства, потому что она размягчает нравы и делает невозможной строгую субординацию. Религию нельзя считать выражением деятельности какойлибо одной стороны человеческой души. Представителями неотомизма продолжается своеобразной форме тенденция превращения философии служанку богословия. В разное время роль науки была неодинакова, но значение ее понималось уже глубокой древности. В вопросах гносеологии и методологии второй позитивизм разделял феноменологические и эмпирические позиции.

Поэтому изменения, происходящие историческом процессе, не могут быть объяснены с помощью чисто биологических свойств, которые остались неизменными, а означает, что для объяснения единства исторического процесса мы обязаны выйти за пределы биологической природы человека и общих корней его происхождения. Плюралистический взгляд на историю сформировался значительно позже, но он имел своих предшественников его сторонники утверждают, что социальноисторические образования конкретные общества, их системы, страны, государства и цивилизации возникают и развиваются обособленно друг от друга. Человек историческое существо, он погружен бег времени, чувствует и знает. Можно сказать, что одни философы и историки главное внимание уделяли проблемам онтологии, а другие гносеологии. Онтологический, гносеологический и аксиологический. Ограничивает ли государство индивидуальную и общественную свободу? Немецкий философметодолог исторического познания Генрих Риккерт называл историю идиографической наукой, ориентированной на фиксирование уникального и … игнорирующей законы развития мира целом.

Существуют ли универсальные каноны истории? Гегель определял философию истории как единство онтологии, логики и гносеологии мировой истории, которая становлении и развитии реализует принцип тождества бытия и мышления. Как уже отмечалось, предметом философии истории выступает не вся история вообще, а только тот её фрагмент, который обеспечивает рефлексию по поводу установленния истоков истории, её смысла содержания и цели исторического процесса. Поскольку историк заражен духом своей эпохи, он не может вычленить историческое как особый вид бытия мире. Способом существования исторического является суммарная деятельность людей форме определенного способа производства. В результате зачастую наблюдается отказ от собственных позиций и полное переосмысление российской истории. Именно мировоззрении ощущается биение пульса общественной жизни, отражается социокультурная ситуация, воплощается самосознание той или иной исторической эпохи. В интерпретациях социального времени, современной научной литературе, выделяются четыре уровня представлений индивидуальное или эмпирическое время, семейное или родовое время, сакральное время, историческое время 5. В этой связи следует отметить, что философия истории не может существовать и развиваться без использования результатов, выводов исторической науки только на основании знаний о конкретных фактах действительности философ может делать научные обобщения.

Все люди нуждаются том, чтобы знать, куда идет человечество на этот вопрос отвечает философия истории. Дихотомическое деление всемирноисторического процесса как теоретическая модель. Следовательно, за многообразием исторических событий скрывается их единство. Он начал осознавать, что новое поколение — лишь звено общей цепи развития человечества. Билеты для экзамена по философии Философия как форма духовного освоения мира. Взаимодействие философии и частных конкретных наук — конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного — выявление более общих закономерностей и тенденций.

Это особенно чувствуется эпохи революций и перемен с их сложным сплетением проблем — ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение. Натурфилософия — это совокупность философских попыток толковать и объяснять природу. Основная задача научного материализма — соотношение материи и сознания. Суть национальной русской идеи — осуществление царства Божия на земле. Познание — обусловленный общественноисторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Сравнение — необходимый прием познания, но он лишь тогда играет важную роль практической деятельности человека и научном исследовании, когда сравниваются действительно однородные или близкие по своей сущности вещи. А мерило истинности теории — ее практическая целесообразность данной жизненной ситуации. Конкретность истины — это свойство, которое основано на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденции его развития. Человек является сложной целостной системой, которая, свою очередь, является компонентом более сложных систем — биологической и социальной.

Это может объяснить необходимость разработки сложных понятий — теоретических предпосылок. Искусство не только относится к человеку его цельности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена мире, которым является человек — тайна тайн природы. У позитивной философии конкретноисторический характер, связи с этим Конт выделяет три основные стадии эволюции человечества — теологическая — фиктивное состояние человеческого духа, которое объясняет природу воздействием многочисленных сверхъестественных факторов. История общества есть совокупность конкретных и многообразных действий и поступков людей, отдельных коллективов, всего человечества. Но характер существующих различных районах мира отношений, при существовании них одного и того же способа производства, зависит от множества эмпирических обстоятельств, проявляет бесконечные вариации и градации. Она исходит из необходимостиаскрывать развитие философии как борьбу различных учений, течений, направлений, ходе которой происходит радикальная поляризация философии на главные ма териалистическое и идеалистическое направления, борьба между ко торыми образует движущую идейную силу философского развития. Источником общественного развития, согласно марксизму, является диалектика производительных сил и производственных отношений. Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно.

Содержание трудов таких историков пространственно ограничено, так. Сам характер попыток определения того, чем, собственно, занимается философия, предполагает привлечение к анализу всех отмеченных моментов их органическом единстве, что, как увидит читатель, предлагаемой монографии представлено достаточной мере. Примени­тельно к интересующим нас проблемам это означает, что из простой фиксации субъективных представлений отдельных групп советских философов о специфике предмета философии еще не следует адек­ватность его понимания. Иссле­дование этой проблемы, по сути, является основной целью данной монографии. И здесь есть определенный теоретический простор для выявления более совершенных схем развития фило­софской мысли прошлого. Тем самым предметом, изучаемым фило­софией, могут оказаться или саморазвивающийся дух, идея, или система природы, материальный мир, материя. О каком бы явлении ни шла речь, его всегда можно отнести к объективному или субъективному. Брежнев, — если она не уделяет должно­го внимания осмыслению всего происходящего, обобщению новых явлений жизни, творческому развитию марксистсколенинской тео­рии там же Брежнев, если, конечно, это не прин­ципиальные расхождения между революционерами и реформистами, между творческим марксизмом и догматическим сектантством Здесь, разумеется, компромиссов быть не мо­жет — сегодня так же, как.

Энгельс, — о оно имеет место рамках условий, которые предписываются самой данной об­ластью философии, например, воздействием экономических влия­ний которые опятьтаки оказывают действие по большей части только своем политическом. Расчленение истории на эпохи, этапы, стадии и другие относительно замкнутые. Другой подход — идеократический — предполагает, что сущность связей, объединяющих людей единое целое, усматривается комплексе тех или иных идей, верований, мифов. Эти системообразующие факторы зависят, свою очередь, от ряда природноклиматических условий, средств общения, языка, культуры. В аспекте нашей темы привлекают внимание два фактора наличие строгой иерархии полового поведения самцов и самок формы организации при защите таких ценностей, как добычи. Поэтому формы воспроизводства человека деторождение, воспитание, социализация, инициации и пр неотделимы от собственного производства материальных благ, тем более на ранних стадиях развития общества, когда от физических возможностей человека, его здоровья и работоспособности зависело само существование общины. Доклассовое общество выработало свои, обусловленные, конечном счете, экономическими причинами, формы общности людей — род и племя. Люди и даже сравнительно большие группы людей, пространственно оторванные друг от друга течение длительного времени, никак не могут принадлежать к одной и той же нации. В то же время и проживание на одной территории само по себе не консолидирует людей единую нацию.

Восточнославянские племена, а затем народности, занимали территорию европейской части нашей страны издавна, тем не менее, формирование здесь русской и украинской наций произошло лишь последние века связи с развитием капитализма, а формирование белорусской нации смогло завершиться только послеоктябрьский период. При этом город может быть избран качестве зеркала, которое смотрится общество, чтобы понять, что оно приобрело и что потеряло результате выделения городов из некогда абсолютно сельского социального пространства. В общем и целом процесс размежевания города и села, конечно, связан первую очередь с отделением ремесла и торговли от земледелия, однако каждом конкретном случае не могли не действовать и иные факторы, модифицировавшие этот процесс. Каковы же наиболее характерные черты, позволяющие городу дистанцироваться от другого основного типа поселения — села? И, прежде всего означает ли это, что процесс урбанизации однозначно сменится противоположным ему по направленности процессом рурализации от. Необходимо, с одной стороны, выяснить специфику каждого из социальных слоев и его отношение к реформам, а с другой — степень возможного воздействия каждого из этих слоев на масштабы и саму вероятность свершения указанных процессов. Хотя слово интеллигенция по своему корню латинского происхождения intelligens — понимающий, мыслящий, разумный, но своим рождением качестве термина оно обязано русскому писателю.

Жизнь общества во всей его полноте, со всеми его порой кажущимися абсурдными событиями есть всетаки не хаотическое нагромождение случайностей, а целом упорядоченная организованная система, подчиняющаяся определенным законам функционирования и развития. Таким образом, объективный фактор истории — это прежде всего труд, производство и формы общественных отношений, значительной мере являющиеся кристаллизацией предшествующей деятельности людей. Сознательной деятельностью истории является такая, которая строится на соответствии индивидуальных целей участвующих ней людей общим целям всех членов социальной группы или общества. История показала, что попытки выведения новых пород людей, даже с самыми благими целями, неизбежно ведут к деградации общества, к его регрессу. В чем заключается особенность натуралистического подхода к объяснению общества. Кто из мыслителей рассматривал общество как социальный организм, основу которого составляет общественное бытие людей, определяемое способом производства материальных благ.

Ещё одним сторонником теории локальных цивилизаций является английский историк и социолог Арнольд Тойнби 18891975, который, развивая мысли Данилевского и Шпенглера о цикличности истории, понимал её как совокупность историй отдельных, своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций первоначальном варианте он насчитывал их 23, а затем сократил. В широком смысле слова политическую сферу входит управление делами общества, регулирование отношений между индивидами, группами, классами, государствами, народами. И эта парадигма нисколько не устарела, потому что континентполе экономическая структура общества остается и будет оставаться, пока существует социум. Каждое настоящее располагает собственным прошлым, и любая реконструкция воображении прошлого нацелена на реконструкцию прошлого этого настоящего, настоящего, котором происходит акт воображения, настоящего, воспринимаемого здесь и теперь. С другой стороны, для философии истории более актуальна опасность приоритета настоящего над прошлым и искажения с позиций неглубоко понятого и прочувствованного настоящего не только представления о будущем, но и прошлом. Более широкий, чем у истории, кругозор философии истории таит себе многие опасности и объясняет, почему она нередко вырождается утопию, как это было у Платона, или антиутопию, как у Руссо, или дистопию, как у Зиновьева.

Один простой пример поможет прояснить различие подходов истории и философии истории к историческим событиям. Гадания относительно возможного хода событий прошлом не удается, таким образом, избежать даже тем, кто верит неумолимый, железный ход истории, направляемый однозначно действующими законами. Есть лишь общая, хотя и весьма слабая пока, эпистемология социальных и гуманитарных наук, существующая тесной связи с эпистемологией естественных наук. Когда Тойнби переходит к современной западной цивилизации, развитии которой религия не играет заметной роли, он не может ясно охарактеризовать данную цивилизацию. Однако …единство человечества никогда не может осуществиться действительности, за исключением единства рамках сверхчеловеческой целостности, по отношению к которой человечество является лишь частью… Наша современная западная школа гуманизма странно упорствует своем намерении достичь небес, возводя на земном основании титаническую Вавилонскую башню… 31. Возрождение поклонения Левиафану стало религией, и каждый житель Запада внес этот процесс свою лепту. Философия истории Тойнби, вызывающая серьезные возражения при приложении ее к древней и средневековой истории, оказывается совершенно неприложимой к более поздней истории.

Основу религиозной культуры составляет представление о боге как всепроникающей реальности, которой подчинено земное существование человека. Всю человеческую историю Сорокин истолковывает как смену этими тремя типами культур друг друга. Как говорит Сорокин, ночь переходной эпохи начинает спускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. После аскетизма средневековья и явного приоритета небесной жизни над земной люди заново начали открывать красоту земного мира и земной жизни, познавать окружающую их природу, расширять горизонты своего видения – географические, научные, духовные. Концепция мировой истории, развиваемая Сорокиным, чрезвычайно схематична. Ясперс подчеркивает, что ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, том числе и для христиан. В каждом своем порыве люди, вспоминая, обращаются к осевому времени, воспламеняются идеями той эпохи. Все, что существовало до этого периода, если даже оно было величественным, подобно вавилонской, египетской, индийской или китайской культуре, воспринимается как нечто дремлющее, непробудившееся. Теперь эта субстанция пришла движение, и опасность грозит ей самой ее сокровенных глубинах.

Философии истории Тойнби и Сорокина сконструированы так, как если бы никакой истории. В частности, эпоха от осевого времени до начала научнотехнической революции является внутренне разнородной. Если прочесть все, что пишется там сегодня, например, о Советском Союзе, то это скорее даже не алогично расхристанная импровизация, а тоже логика, но отнюдь уже не диалектическая, как у старого Гегеля, а простецкая чернобелая, формальная логика, которая присуща фактически лишь совсем уже социально неразвитым существам. Это не говоря уже о таком чрезвычайно важном понятии, как информация, которой вообще до сих пор запрещен какой бы то ни было доступ область этой науки, о чем более подробная речь будет ниже. Поэтому законы эти стали проявляться, хотя и не столь явной форме, и духовной и материальной культурах, и прежде всего их общей структуре и закономерностях их исторического развития, или, как выражаются специалисты по общей теории систем, их синхронии и диахронии. Для более вящей, так сказать, ясности мы можем снова обратиться к не раз уже упоминавшемуся здесь великому Гегелю, не взирая на то, что и к нему сейчас все, по когдатошнему выражению Маркса, относятся, как к дохлой собаке, равно как сегодня, впрочем и ко всей остальной философии. Яковцом спираль является лишь всего на всего не очень удачной метафорой.

Но стать полностью социальным существом, отказавшись от характерной для мира животных и даже растений жестокой борьбы за существование, он, вследствие достаточно уже высокой степени собственной организации, он не мог, оставив за животностью хотя и простейшие, но самые важные типы воспроизводства как индивидуального форме добывания и потребления пищи, так и и родового форме половых отношений. Превратившись, таким образом, человека как диалектически противоречивое подвижное, исторически развивающееся единство социального и биологического и подчиняющееся, тем самым, и общедиалектическому закону развития как движения от качественноскачкообразного изменения социальном плане и количественного накопления плане биологическом, человеческое существо и стало подлинным человеком, называемым homo sapiens человек разумный и имеющим собственную историю, тоже движущуюся по своим собственным законам. Законы истории как раз только и могут быть реально описаны с позиций преимущественно философии целостной, или холистской как философии подлинно диалектической ее единстве идеализма и материализма. Таким образом, два крупнейших социолога XX века главное внимание уделяли вопросам социального действия, по Веберу и социального взаимодействия по Сорокину. Этот выбор становится и остается при этом не столько “осознанной необходимостью” сколько “осознанной возможностью”.

Можно поразному относиться к прошлому, но любом случае исторические данные воспринимаются как нечто не историческое, а непосредственно присутствующее жизни любого человека. Примечание Здесь и далее, помимо вопросов, полужирным шрифтом выделяются термины и высказывания достойные наибольшего внимания. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки. В определении предмета нет единства, да еще и многообразие школ имеется и эволюция представлений о предмете началось с охвата всех наук древности и закончилось охватом самого общего и предельного наши. И они говорят примерно следующее Не дурите себе голову излишней конкретикой. Д ополнение Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на первую часть вопроса № 2 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена аспирантуру Белгосуниверситета Генезис и специфика философского мировоззрения. Поэтому заучивать надо комплексе и про осевое время, и про обожаемое марксизмом свободное время, образовавшееся результате разделения труда, а также про античное удивление и про мифы с обыденными знаниями, подвергшиеся внезапному философскому осмыслению Древнеиндийская философия специфика проблемного поля и основные школы. Комментарий Стоит обратить внимание на софистов продажных лицемеров, не признающих объективной истины.

В философии нового времени царит наукоцентризм наука главнее всего, при этом она свободна от веры и умозрительного философствования, а также рационализм научный разум – высшая инстанция, а эксперимент – источник и способ проверки знаний. Неосновные законы по сути взаимосвязи причинаследствие, необходимостьслучайность, возможностьдействительность, содержаниеформа, частьцелое, сущностьявление. Впрочем, и раньше имелась философии как проблема совмещения духовного и физического души и тела. После Фрейда, психоанализ развивался, расширяя представления о ведущей роли бессознательного, снижая значение сексуального, выявляя роль общества формировании бессознательного. Все это и делает сознание значительной степени социальным феноменом. Предпосылки познания 1 познаваемое природные закономерности, наличие мире устойчивых связей и 2 познающий. Проблема как ограниченный человек может претендовать на объективность и всеобщность своих познаний.

Здесь общество формируют географические, природнонациональные, природнокосмические и биологические факторы.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru