Искусство древних римлян

Изваяния, подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались, зато римлянам принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с исключительно точной передачей индивидуальных особенностей лица и характера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной стену. Все художественное творчество Европы от средневековья до наших дней несет на себе следы сильного воздействия римского искусства. Никогда не чувствуя настоящей, внутренней потребности искусстве, они вначале смотрели на него, как на расслабляющую роскошь, и если обращались к нему, то единственно видах реальной пользы, причём довольствовались заимствованиями от этрусков. По преданию, первые скульптуры Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. Ещё во времена республики славился Фабий Пиктор, расписавший 300 году.

Близко к мемуарной литературе стояли некоторые произведения, например авторства Гая Саллюстия Криспа. К трактату Катона добавился трактат Луция Юния Модерата Колумеллы О сельском хозяйстве. Конец принципата Траяна ознаменовал формальное завершение серебряного века римской литературы, котором развилась например сатирическая поэзия Персия Флакка. Последний, как извест­но, открывает своим правлением новый этап истории древне­римского государства. Марк Витрувий Поллион, римский архитектор и инженер, несомненно, был образованнейшим человеком своего времени. На протяжении последующих двух веков строительная дея­тельность стране продолжалась. Следует отметить, что такому подъему экономики и капиталь­ного строительства стране способствовали так называемые внешние поступления средств и ресурсов. После­довавший затем длительный мир привел к расширению торговли и строительству дорог.

Строил, конечно, не он, а его мастерастроители, среди которых особо выделялся Аполлодор из Дамаска. Мероприятия и многочисленные декреты Диоклетиана, а позд­нее — Константина, направленные на нормализацию экономиче­ской жизни страны, увенчались успехом. В отличие от других античных стран, римляне не присваивали искусству воспитательных или нравственных задач. Однако благодаря тому, что многие произведения художественного и архитектурного наследия Древнего Рима были сохранены до наших дней, удалось определить основные черты, присущие исключительно древнеримским произведениям. Их величина несколько раз превышает аналоги из Древней Греции и других стран. В нем чувствуется большое влияние греческого искусства, однако типичные для римлян черты лица и небольшая асимметрия позволяют ещё раз убедиться том, что древнеримские скульпторы уже тогда, 3 веке. На сегодняшний день полностью не сохранилось ни одно из зданий, построенных эпоху Древнего Рима. Репертуар состоял основном из произведений римских поэтов Горация, Вергилия и Овидия. Научились строить более разнообразные сооружения, например, круглое здание Пантеон храм всех богов, оно имело диаметре более 40 метров.

Это был а и а подобным образом и теперь строят цирки и стадионы. Там были комнаты для мытья, раздевалки, бассейны для плаванья, залы для прогулок, спортивные площадки и даже библиотеки. Просторные залы были перекрыты сводами и куполами, стены облицованы мрамором. Период правления Октавиана Августа античные историки называют золотым веком Римского государства. Власть попрежнему сосредотачивается Сенате, но существует и единый правитель – Император. По аналогии с греческим Зевсом, он является громовержцем, властителем Неба. Такое высокое число заимствований ученые объясняют масштабной экспансией Рима и уважительным отношением к чужим верованиям. Яркий тому пример – одно из известнейших римских произведений, Энеида Вергиллия, поразительно похожая на гомеровскую Иллиаду. Лишь одна из них дошла до нас — знаменитая статуя Капитолийской волчицы, кормящей Ромула и Рема фигурки братьевблизнецов, легендарных основателей Рима, сделаны заново. Это творение неизвестного этрусского скульптора украшало некогда площадь города и стало символом Рима. Они ценили их не как произведения, воспевающие красоту и совершенство свободного человека, а лишь как красивые вещи, украшавшие их. Ими они создавали живописные портреты, по совершенству и выразительности не уступающие портретам скульптурным.

Уже и косточки истлели, а кусок дерева до сих пор может волновать живых. Так, храм Фортуны Вилирис на Бычьем Форуме Риме также имеет вход лишь с одной стороны. Сверху на арках лежит карниз, придающий всей конструкции стилистическую законченность. На этом фоне разворачивается картина ритуального действа, котором принимают участие реальные люди. Некоторые фигуры на рельефе оборачиваются — этом его существенное отличие от классических греческих памятников. Были построены такие разные сооружения как Пирамида Цестия, Гробница Цецилии Метеллы, Гробница Еврисака. Поверху гробницы идет рельеф, изображающий весь хлебопекарный процесс. Маска была символом перехода от небесного и мифического к обыденному, земному.

Лицо хмурое, недоверчивое, брови сдвинуты, уголках губ — мстительносаркастическая усмешка. Однако они писали и глубоко символические произведения, полные тайного смысла. Фреска из Геркуланума Персики и стеклянный кувшин свидетельствует о разрушении традиционной системы ценностей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад дорическая, ионическая и коринфская. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается нем с искусством он воплощает образ мира и принципы жизни, сложившиеся у римлян. Внутри Пантеон имеет двухъярусную стену с колоннами и нишами, прорезанную сводчатыми арками. Крылатого гения сопровождают два орла — по древнему поверью души покойных пребывают образе птиц. Для него важна форма головы и выражение лица — хмурого, настороженного, подозрительного.

В своем развитии по восходящей линии, достигшем апогея с завоеванием Апеннинского полуострова и с началом римской экспансии Средиземноморье, он не только не предоставляет места эстетическому опыту системе ценностей своей культуры, но намеренно и упорно не хочет его признавать. При отсутствии эстетической традиции шли образа, связанного с представлением о природе и священном, все то, что относится к изобразительности, будь то этрусское или греческое искусство, считается чуждым и, следовательно, опасным для сохранения суровой, жесткой традиции древнеримского образа жизни. В области строительных приемов вклад древних римлян носит значитель­ный и глубоко новаторский характер. Древний Рим обладает уже строительной техникой, позволяющей ему решать чрезвычайно сложные проблемы конструктивного и формального характера. Так возникают крупные общественные постройки напри­мер, табуларий, грандиозное хранилище законов и трактатов, благоустраивается патрицианский квартал на Марсовом поле центре города. Это была обширная прямоугольная площадь, обрамленная портиками, которая включала себя с одной стороны храм Марса Ультора, заложенный.

В долине между Эсквилином, Целием и Палатином возник амфитеатр Флавиев, открытый при императоре Тите. Его округлая форма как бы притягивала к себе разнородные объемы и незаполненные пространства здания, улицы, площади, составлявшие городской центр. Форум, таким образом, представлял собой нечто большее, чем просто биржу или рынок. Это было место, где жизнь города и государства разворачивалась на фоне истории, иными словами, он воспринимался как руководящий центр древнеримского общества. Последняя выступает, таким образом, как соединительная мембрана между естественным пространством и пространством воображаемым. Первый, имеющий, несомненно, восточное происхождение, состоит из простых раскрашенных четырехугольников, имитирующих мрамор, дешевым заме­нителем которого они и являются. То, что ее тематика восходила к определенным образцам, часто воспроизводимым по памяти и с некоторыми отклонениями, вело к эскизности, беглости работе и быстроте исполнения. Условны также жесты действующих лиц и фон, обобщенно и почти символически изображающий деревья и архитектурные конструкции. Более того, именно этот период, особенно пределах провинций Римской империи, становится все более явным различие между каноническим, придворным, официальным, с одной стороны, и бунтарским, полным протеста искусством провинции — с другой, хотя и то и другое порождены одним и тем же древом культуры. В сцене, изображающей переход римских войск через реку, помещен речной.

Последние оказываются во власти силы, определяющей их судьбу, и не несут ответственности за свои поступки. Рельефы арки Константина, которые также прославляют военные подвиги, и входит состав официального монумента, отличаются сугубо провинциальным, близким к ремесленному искусству характером. Римское искусство, развиваясь рамках античной рабовладельческой эпохи, вместе с тем сильно от него отличалось. Уже эпоху республики римляне создали свой прекрасный театр, острую комедию, мемуарную литературу, строгие исторические сочинения, выработали кодекс законов римское право явилось основой всей европейской юриспруденции. Но поэтического вдохновения греческого искусства, самого отношения к художнику как избраннику богов, наделивших его талантом, Риме не было никогда. Римляне применяли росписи также и для украшения фасадов, используя их как вывески торговых помещений или ремесленных мастерских. Прелюбодеяния жестоко наказывались древнем Риме, но связи с разводами и вдовством, а зачастую, и большой разницей возрасте супругов, происходили измены и внебрачные сожительства.

На голову накидывали покрывало огненного, жёлтокрасного цвета, немного спуская его на лицо, а со времён поздней республики надевали венок из цветов вербены и майорана, позднее из цветов апельсинового дерева и мирта, собранных самой невестой. Невесту похищали память о древних традициях делать вид, будто девушку похищают из объятий матери, а если матери нет, то ближайшей родственницы. Возможно, ранее эта формула означала, что женщина принимала имя мужа, или становилась как бы частью. Устраивались своеобразные турниры, состязания начинающих ораторов, что стимулировало их рвение, стремление к совершенству. Особенное значение имели термы для бедняков, теснившихся грязных душных помещениях с видом на грязную стену противоположного дома. Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и богатейший музей, и библиотеку.

Обедавший держал тарелку левой руке правой он брал наложенные куски, так как вилок не было. Обыкновенно на таком пиру очень скоро являлись певцы, певицы и всякого рода музыканты. Завтрак и обед проходили очень быстро, а ужину уделяли большое внимание. Еда, обычно, приготовлялась глиняных горшках, бронзовых или свинцовых кастрюлях, а для хранения продуктов, как правило, использовали следующие метода копчение для сыров, сушение для мяса, покрытие мёдом для фруктов. Еще мы употребляем его, хотя никто теперь не думает, будто могиле покоится бессмертное существо. Перед могилами стояли алтари для жертвоприношений, как и перед храмами богов. О размерах императорских терм свидетельствует хотя бы то, что термы императора Диоклетиана выглядят грандиозным сооружением даже рядом с современным вокзалом Термини Риме — крупным современным транспортным узлом. Жилище древнего римлянина было заставлено мебелью гораздо меньше, чем наше современное ни письменных столов, ни громоздких буфетов, ни комодов, ни платяных шкафов не было. Подстилка, которой застилали тюфяк, и одеяла stragulae vestes были вещами и дорогими, и роскошными. К этому же типу легких столиков относятся и столикиподставки, несколько образцов которых дошло до нас из Помпей. Перемена общественном строе смена республики империей, смена династий правителей Рима непосредственно влияли на изменения живописных, скульптурных и архитектурных формах.

В изысканном портрете Молодой женщины, за внешней горделивостью и сдержанностью, проступает волевой, яркий, страстный темперамент. В изображении сада вилле Ливии Риме мы находим настоящий инвентарь растений, воспроизведенный художником по памяти ему хорошо известна форма каждого отдельного дерева или куста, и он с уверенностью её воспроизводит. Наиболее выступающие части барельефа взаимодействуют с окружающим пространством, светом, воздухом промежуточные и более глубокие слои способствуют иллюзорному разрушению физической плоскости и созданию воображающей глубины, неизбежно ограниченной плитой алтаря. Практически эта же самая смесь, которая использовалась Греции качестве последнего слоя, которым покрывались архитектурные детали и скульптура и который служил основой для нанесения красок. Этрусские гробницы представляют огромный интерес не только как дошедшие до нас памятники архитектуры, но и своими хорошо сохранившимися на стенах живописными композициями, выполненными различной манере. Фигуры льва и лани, заполняющие треугольник, люнеты хорошо вписаны него им не тесно этом пространстве и оно не слишком свободно для. Частое изображение фигурок сфинксов и различных элементов восточных орнаментов объясняет встречающееся иногда название третьего стиля, как египтезирующего.

Мечущие молнии глаза Медеи и скорбно опущенные уголки рта, решительность позы, гордо откинутая голова и будто раздумье сплетённые пальцы всё этом драматическом образе раскрывает, почти приближаясь к уровню греческой трагедии, глубокие переживания героини, её сложный внутренний мир, противоречивость её чувств и настроений. Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют виду, когда говорят об античном искусстве. Обычно временное театральное сооружение возводилось на площади и было деревянным. В дальнейшем были приняты меры к введению однообразного вооружения путем определения, какое оружие должны иметь граждане, принадлежащие к различным имущественным группам. Стены оставались гладкими и расчленялись живописно иллюзорно исполненными колоннами, пилястрами, карнизами, и портиками. Хотя из источников известно, что Древнем Риме существовала станковая живопись, дошедшими до нас образцами древнеримской живописи являются лишь изображения, включённые настенные росписи, выполненные главным образом двух городах Кампании – Помпеях и Геркулануме. Именно тогда были обнаружены остатки Помпей и Геркуланума — римских городов, погибших при извержении вулкана Везувий.

Правой рукой Пан крепко держит козу за клочковатую бороду, притягивая голову животного к себе и заглядывая ему прямо глаза. Типичный образец жестокости древнеримском искусстве, датируемый 179. До наших дней сохранились многие здания, построенные древними римлянами. Очень много ценных сведений об искусстве Рима мы находим сочинениях самих древних римлян. Его создавали не только римляне, или италики, но и древние египтяне, греки, сирийцы, жители Пиренейского полуострова. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Позднее Сулла при реконструкции, возможно, использовал здесь некоторые колонны от храма Зевса Олимпийского из Афин, а греческий ваятель Аполлоний сделал культовую статую.

Продолжают стоять и сейчас три красивые, высотой 12, 5, коринфские колонны от храма Кастора и Полукса, передняя часть подиума которого, украшенная рострами, служила трибуной ораторов храме хранилось имущество богатых римлян, а рядом находилась палата мер и весов. Любовь римлян к символике выразилась узорах капителей храма вьющиеся усики аканфа переплетаются друг с другом, как бы напоминая о дружбе близнецов Диоскуров. Храм состоял из двух апсид, одна из которых, посвященная богине Роме, была обращена к Форуму другая, посвященная Венере, обращена к Колизею. Стена его целлы снаружи была облицована мраморными плитками, а внутри украшена рельефами с изображением римских провинций. Однако, богато был декорирован перекрытый полуциркульным сводом храм Юпитера, ориентированный входом на восток и представляющий собой простиль на высоком цоколе с подземной криптой. Форум Романум Римский является, замечательным памятником античной художественной культуры. Узнать об общественной и частной жизни того времени помогают граффити надписи на оштукатуренных стенах. Когда форум только закладывался, архитекторы определили качестве его западной границы боковую сторону храма Аполлона. Римские же мастера, работавшие над портретом мраморе или бронзе, точно следовали отливке, сохраняя все, даже мельчайшие черты лица. Особенно ярко это проявилось торжественных статуях самого императора.

Вероятно, здесь впервые был применен композитный тип ордера, сочетающий ионические волюты и коринфские капители. Колонна сложена из мраморных цилиндров, высота ее ствола достигает. Однако этот памятник устоял до наших дней, и попрежнему остается символом Римской империи. Простоте четких геометрических форм внутреннего пространства соответствует строгость убранства. Постановка фигуры с опорой на одну ногу напоминает композиции Поликлета. Такое впечатление создавалось за счет того, что глаза делали преувеличенно большими, с тяжелыми, как бы припухшими веками и поднятыми вверх зрачками. Древнеримский скульптурный портрет не похож ни на египетский, ни на греческий его отличает особая духовность. Эти сооружения поражали не только своей монументальностью, но и эстетической привлекательностью.

Укрепляя свой авторитет и понимая их значимость деле пропаганды, он привлекал ко двору художников, скульпторов, поэтов и писателей. В этот период возводятся самые знаменитые римские памятники архитектуры Колизей и Пантеон. С распространением христианства античная культура прекращает своё существование. Вряд ли поэтому правомерно начинать историю искусства древ 2 Каптерева. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили городах большего масштаба. Практический склад римской культуры сказывался во всем — трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядке, скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, тяготении к точным историческим фактам, высоком расцвете литературной прозы, примитивной конкретности религии. Ввозились огромном количестве знаменитые греческие статуи картины греческих мастеров. Римляне изобрели бетон — важнейший строительный материал, с помощью которого закрепляли сооружаемые постройки. Многоугольные плане помещения перекрывались сомкнутыми сводами монастырский свод или сферическим куполом. Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже.

Здесь происходили все главные городские события собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, торговали, она служила ареной политической деятельности, народных собраний, военных триумфов. Форум постепенно обрастал не только зданиями, но и почетными статуями римских граждан. Помпеи — италийского города, который вместе с городами Геркуланум и Стабии погиб. Затем этот инкрустационный стиль сменился архитектурным, или вторым помпейским. Официальным направлением искусстве стал августовский классицизм, оказавший огромное влияние на последующее развитие западноевропейского искусства. Античная мифология, составлявшая почву древнегреческого искусства, не сыграла такой же плодотворной роли искусстве Рима. В официальной скульптуре ранней Империи нарастали идеализирующие тенденции, индивидуальные особенности портретируемых сглаживались.

Теперь можно было строить более разнообразные по планировке сооружения и перекрывать большие внутренние помещения. В римских постройках, однако, колонны стали утрачивать своё первоначальное назначение быть опорой для какой либо части постройки. Лицо римской культуры определяет гипертрофированная роль государства системе ценностей, присущих данной цивилизации. Выставлены они были и на рынках римских колониях, изучались они и римских школах. Гражданское согласие полисной организации сменяется страхом человека перед силой государства. Интерес к прошлому, сравнительные характеристики политических деятелей составляли необ­ходимую часть римской культуры, пафос которой был заключен идее государственного могущества. Иной раз жертвоприношение повторя­ли тридцать раз, чтобы исправить все недочеты и выполнить обряд безупречно. Еще до греческого влияния, которое оказало огромное воздействие на религиозные представления римлян, этрусские божества стали частью верований древних римлян. Страна испытала экономические трудности, кризис переживала императорская власть.

Хотя литературы для того чтобы составить свое собственное мнение достаточно. Каждый своем доме, говорит Августин, имеет одного привратника, и этого общем достаточно, так как он человек. Это были этруски, народ неведомого происхождения, удивительная культура которого сохранилась поныне тысячах памятников и обращается к нам не непонятном языке надписей, не похожем ни на один язык мира. Зловещей вереницей они окружают несчастные, запуганные человеческие души. Плененная Греция победила своего некультурного победителя Гораций 5. Воплощением мощи и исторической значительности императорского Рима были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима. Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий, которые представляли собой переводы или переделки греческих произведений. В одной комедии он иронически отозвался о всесильном тогда Сципионе Старшем по адресу Метеллов он сказал Судьбою злой Метеллы Риме консулы. Мы находим его комедиях протест против ростовщичества, против аристократического чванства.

Последний век Республики отмечен не только расцветом латинской прозы, но и выдающимися успехами области поэтического творчества. На Востоке же, Византии, античная традиция, переосмысляясь, по существу никогда не прерывалась. И на западе, и на востоке Европы господствовало христианство, впитавшее себя ценности античной культуры. И заключении хотелось бы уделить внимание искусству Древнего Рима, тем более, что его обсуждение и оценка – один из самых противоречивых вопросов многочисленных исследованиях. Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют ввиду, когда говорят об античном искусстве. Итак, своей работе я попытался проследить основные вехи развития римской культуры и ответить на вопрос о роли заимствованней. Известный богатый римлянин, советчик и друг императора — Меценат организовал своем доме кружок поэтов.

Постройки украшались скульптурами, их размещали на площадях, парках, скверах. Таких заповедей десять, три из них учат, как чтить Бога, все же последующие — как нужно относиться к людям чтить родителей, не убивать, не красть, быть справедливым, быть верным мужу и жене, не врать, не завидовать. Все это вело к более организованному обществу, время существования которого получило название царский период римской истории. На протяжении нескольких веков постоянных войн римляне стали властелинами всего Средиземноморья. Но по воле рока Тибр выступил из берегов и разлился, так что нигде нельзя было подойти к его настоящему руслу вместе с тем посланные надеялись, что дети потонут и стоячей воде. Плененная Греция победила своих некультурных победителей, – скажет Гораций. Римлянин трезво и деловито сообщал зрителю о событии и обстоятельствах, месте и обстановке, подчеркивая достоверность рассказа точным описанием одежды, оружия, трофеев. Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии. Римское право легло основу всех систем права западноевропейских государств.

Сооружения из мелких каменных материалов Различные способы выполнения каменных работ у древних римлян Каменная кладка с применением трамбования Каменная кладка без применения трамбования Своды из монолитной кладки Цилиндрические своды а Своды на каркасах с радиальными швами Своды по каркасам из кирпичей, уложенных плашмя Крестовые своды Своды на круглых плане основаниях Особые типы конструкции сводов способы придания сводам большей прочности применение контрфорсов. Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишь. Предельно компактные, концентрические своей сущности формы классического Парфенона не исключали, а папротив, выражали открытость здания просторам, окружавшим Акрополь. От пиренейскпх берегов Атлантического океана до восточных границ Сирии, от Британских островов до Африканского континента племена и народы жили сфере влияния художественных систем, которые диктовались столицей империи. В центре площади возвышалась конная статуя Траяна из бронзы, покрытой позолотой. Расположенный над ним аттиковый этаж с ложными окнами и пилястрами завершается антаблементом. Ордер Пантеона создает как бы переход от величественного масштаба здания к человеку. О базилике как сооружении, весьма распространённом у римлян, следует сказать особо.

Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли основу христианского искусства. Бренделя Введепие изучение искусства древнего Рима, где рассмотрены различные точки зрения на древнеримское искусство от Ренессанса до наших дней 203. Образец фортификационного сооружения мессанов Мандурии — городе, расположенном 36 км от Таранто, — крепостная стена, сложенная из каменных блоков, сохранившаяся на 6–7 рядов высоту и по системе кладки и лаконичности форм напоминающая стену Сервия Туллия Риме. Интересный памятник такого рода — курильница, с отверстиями по периметру широкой части тулова 208. Он пользовался налепами, и зрачки, исполненные виде плоских кружочков, втискивал толщу глазного яблока. Изысканностью и сложностью форм отличается мессанская керамика, особенно сосуды типа троцелла, имеющие у основания почти вертикальных плоских ручек крупные и плоские, напоминающие края катушек кружки, украшенные узорами верхняя часть ручек, где от них под острым углом отходит перемычка к горлышку, отмечена такими же кружками. Художественное стремление передать красоту отдельных элементов проявлялось и принципах декора даунской и пиценской керамики, где вазописцы делили поверхность на клейма, заполнявшиеся орнаментами, частности росписи мессанской троцеллы. Мастера кампанских ваз охотнее, чем луканские и апулийские, склонялись к полихромии.

Жившее Сардинии население создавало своеобразные бронзовые фигурки воинов со щитами, лучников, борющихся мужчин. Антефиксы выполняли к тому же еще культовую задачу апотропеев — оберегов храмов от злых сил, предвосхищая функции многих поздних химер на средневековых соборах. Большинство памятников этрусской скульптуры связано с погребальным обрядом. Сначала ее сложили из блоков местного темного пористого туфа, каппеллаччо. На Капитолии было воздвигнуто еще несколько более мелких храмов, и там же стояла, очевидно, одна из первых триумфальных арок — Сципиона Африканского. В выражении лица созерцательность, погруженность себя, глубокий покой подбородок чуть поджат, крупный лоб выступает пальцы набухшие и неподвижные тяжести рамки надгробия он будто не ощущает глаза безжизненные и даже поверхность камня воспринимается вялой. После отмеченных резко выраженной, неповторимой индивидуальностью памятников Республики, классицизирующее искусство Ранней империи кажется проще и понятнее, но по своему внутреннему содержанию оно гораздо сложнее республиканского 248. Громадный, 87 диаметре, холм Мавзолея Августа на Марсовом поле у Тибра скрывал сложную конструкцию из семи концентрических стен, повышающихся от краев к середине кургана 251. Левый рельеф восточной стороны изображает богиню Земли Теллус виде красивой женщины, сидящей с двумя младенцами на коленях. Правый, лучше сохранившийся, представляет Энея, породнившегося с местными племенами.

Тектоническая сущность консолей, несущих выносную плиту флавиевского памятника, заглушена покрывающим их буйным растительным орнаментом, конструктивность скрыта обильным декором, архитектурные формы измельчены, усилена светотеневая контрастность их элементов. Если классицизирующем портретном искусстве времени Августа преобладало графическое начало, то теперь ваятели воссоздавали индивидуальный облик и характер натуры объемной лепкой форм. Римлянка изображена виде полуобнаженной Афродиты, горделиво изогнувшей стан, подбоченившейся, с поставленной на небольшое возвышение ногой на бедре ее удерживается закрывающая ноги ткань. В Золотом Доме наряду с настоящими имелись и ложные окна, расположенные глухих нишах и разрисованные пейзажами. Художники и заказчики не стремились смягчать черты своего времени, и они со всей беспощадностью обнаруживаются портретах эпохи Флавиев. Не исключено, что это выдающееся по художественному значению и техническому исполнению здание было построено Аполлодором Дамасским, придававшим римским сооружениям греческие гармонию и красоту. Сущность декора — назидательная это прославление Траяна как полководца и государственного деятеля.

Стремясь к наиболее совершенным композиционным формам, мастера часто обращались к тондо, подобным огромным 2 диаметре рельефам, украшающим теперь арку Константина. Круглая скульптура годы адриановского классицизма во многом подражала эллинской. Возможно, что громадные, восходящие к греческим оригиналам статуи Диоскуров, фланкирующие вход на римский Капитолий, возникли первой половине. На лица накладывала отпечаток и бюрократизация всей системы Римской империи. Были водружены колонна Антонина Пия, от которой сохранился лишь мощный пьедестал, и колонна Марка Аврелия. Некоторые дома имели все удобства они состояли из двух и трехкомнатных квартир с отдельными выходами на улицу, но чаще использовалась коридорная система, как дешевых инсулах. Легкое раздумье лежит на лице Антонина Пия во всех его портретах, чертах Марка Аврелия оно нередко окрашивается печальные скептические тона. Мрамор женского лица они полировали тщательнее, чем мужского юношеское отличали фактурой от старческого давали порой почувствовать характером поверхности даже цвет кожи, как портрете негра Мемнона 291. Второй век — время исключительного по сравнению с прошлым развития культуры римских провинций западноевропейских, африканских, и особенности восточных, располагавшихся на Балканском полуострове, Малой Азии и Сирии. Зодчие этого города создавали немыслимые для эллинского понимания архитектонической сущности выступы на стволах колонн, предназначавшиеся для установки бюстов наиболее прославленных граждан.

В то же время менее откровенно звучала идея всепобеждающей силы Римской империи и получали воплощение элементы местных провинциальных художественных систем. В поисках средств воплощения духовных качеств человека, проявившихся отчасти уже искусстве поздних Антонинов, смене художественных манер и борьбе различных течений и стилей проходила жизнь архитекторов, скульпторов и живописцев последнего столетия принципата. Монументальными оказывались теперь уже не государственные, официальные учреждения, а сооружения для малоимущей массы населения — термы или бани. Симметрично этим основным банным залам к бассейну примыкали вестибюли, раздевальни аподитерии, просторные 50 X 20 прямоугольные открытые палестры для занятия гимнастикой, залы для чтений, философских собеседований. В сюжетных росписях, как и декоративных композициях катакомб, римские мастера средствами античной живописи начинали решать новые задачи. Выходящая на Форум фасадная стена параллелепипеда курии прорезана тремя крупными окнами верхней части и четким прямоугольником входа внизу.

Этот памятник, увековечивавший уже не славу римского оружия, а междоусобную распрю императоров поздней античности, поставлен удачнее, нежели арка Септимия Севера. Примечательно, что сказавшаяся здесь тенденция позднеримской пластики к застылости форм, схематизму не всегда приводила к полному эмоциональному оскудению художественной сущности произведений. Пространственноуглубленные рельефы порой сменяли скульптуре Позднего Рима выпуклые античные композиции и особенно проявляли себя изображениях на христианских саркофагах возникала система обратной перспективы, распространившаяся позднее живописи и фресках византийских мастеров. Пластику нагого тела сменяла довольно однообразная система драпировок. Завершавшие края черепиц антефиксы были необходимыми строительными элементами, порой и водоотводами–сквозь разинутую пасть Горгоны по высунутому языку дождевая вода должна была стекать с крыши. Кроме этрусков, на римских зодчих, ваятелей, живописцев, несомненно, оказывали сильное воздействие и греческие мастера, работавшие на юге Апеннинского полуострова городах Великой Греции. Храмам на Бычьем форуме близки и другие, строившиеся Лациуме годы Республики, такие, как дорический храм Геркулеса Кори 80е годы. Во втором периоде расцвета римского храмового искусства можно выделить два этапа. Храм Адриана –периптер 8х15 колонн, дошедший своей боковой беломраморной колоннадой из 11 коринфских столбов, покоился на четырехметровом подиуме из пеперина.

Местных жителей не принуждали поклоняться римским божествам, ноони вызывали интерес. Это сказалось впоследствии на развитии архитектурызападноевропейского средневековья, отличавшейся от восточной ивизантийской, предпочитавшими иные, центрические композиции. Стремление выразить архитектурных формах величиеИмперии, усилившееся первой половине. Чтобы приглушить впечатление громоздкости и тяжести сооружения, мастер расчленил стену снаружи на три пояса по горизонтали. Воспринимаемый каксвоеобразное подобие небесного свода, громадный купол, господствующий надобширным пространством ротонды, — такова образная и композиционная тема, призванная воплотить идею сооружения храма, посвященного не одномубожеству, а всем богам. Не производит также впечатления монументальностихрам Антонина и Фаустины, водруженный на высокий подиум. В отличие оттрадиционных форм Большого и Малого храмов этого комплекса, егоархитектурный образ полон контрастов сочность коринфских капителейсоотносится с утяжелением, сильно профилированным и выступающимантаблементом отделенным от целлы выдвинутым колоннам с вытекающими на нихчастями архитрава противостоят врезанные стену сводчатые ниши.

Грубые поверхности покрывались мозаиками, штукатуркой, мраморными плитками. Западная Римская империя и Восточный городстрадали от варваров, а на территории Восточной Римской империи рождалосьновое, византийское искусство, широко пользовавшееся традициями не толькоримской культуры, но и греческого эллинизма и создавшее позднеенеповторимые по красоте архитектурные сооружения, мозаики, фрески, иконы. Храмовая скульптура этрусков подавляющем большинстве не каменная или бронзовая, а несколько более легкая терракотовая, тяжесть которой могли выдержать сырцовые стены и деревянные перекрытия храмов, терракотового фронтона со iеной гигантомахи из Пирги все из музея Вилла Джулия. Одновременно он укрепил устои рабовладельческого строя, проведя ряд важных реформ Риме и его провинциях. Следует отметить, что такому подъему экономики и капитального строительства стране способствовали так называемые внешние поступления средств и ресурсов. Одним из основных принципов военного ополчения было самообеспечение воинов снаряжение приобреталось за собственный счет. В эпоху ранней Римской республики после победы плебеев гражданском противостоянии с патрициями, римская армия получила широкие мобилизационные контингенты из числа плебеев, что позволило значительно увеличить ее численность ввела солдатское жалованье, счет которого выдавалось обмундирование, вооружение и продовольствие.

В эпоху ранней Римской империи система Гая Мария довольно долго продолжала существовать легионы продолжали комплектоваться римскими гражданами, но потребности армии уже значительно превышали наличные людские ресурсы. В эпоху Республики, рамках манипулярной реорганизации легиона, процесс унификации вооружения римских воинов вступил новую фазу римляне ввели однообразное комплектование и вооружение манипулы если раньше каждая манипула состояла из гастатов, принципов и триариев, то теперь ее комплектовали только одним из этих видов пехоты. В конце существования Западной Римской империи легионы полностью уступают место наёмным варварским подразделениям, хотя последний легион был расформирован уже Византийской империи. Если греческой армии было только организационное расчленение, то римской армии было закреплено тактическое расчленение, повышавшее возможности совершенствования тактических приемов. Легкая пехота велиты была вообще упразднена, а кавалерия была целиком включена состав легиона, перестав быть отдельным родом войск. Согласно Полибию, первые шеренги состояли из хорошо вооруженных воинов наиболее цветущего возраста.

Охват вражеских флангов с помощью второй и третьей линий римляне стали применять конце Второй Пунической войны. Осуществление сложных боевых построений бою и поддержание воинской дисциплины было возможным за счет эффективной системы управления легионом командноофицерский состав и средства управления войском. Поэтому постепенно командование легионом сосредоточилось руках единственного человека легата, который мог занимать свой пост больше 5. Декан командир 10 солдат управлял 10 солдатами бою и жил с ними одной палатке. Для ее поддержания на должном уровне уделялось много внимания и усилий римская пехота была отлично вооружена как наступательным оружием, так и предохранительным, прекрасно обучена и дисциплинированна. Древним римлянам даже не приходила голову возможность пустить кавалерию стеной на противника и быстротой и массой ее сломить его сопротивление. Зимой эти упражнения проводились закрытых помещениях, а летом на плацах. Экипажи, гребцы и большая часть морской пехоты сходила с кораблей на берег и ночевала палатках, а утром грузились обратно и продолжали плыть дальше. Из монографии Кавказ эпицентре внешней политики Рима на Ближнем Востоке. Цель эта, как её определяет сам автор, восполнить серьёзный пробел работах современных ему историков архитектуры, занимавшихся преимущественно изучением внешних форм и композиций архитектурных памятников и не уделявших достаточно внимания их конструкции и способам возведения.

Этруски древние племена, населявшие земли будущей Римской империи I тысячелетии. В Ребята, почему именно волчица стала эмблемой и символом Древнего Рима. Учитель Фиксируйте у себя тетрадях этапы культурного развития Древнего Рима. Учитель По ходу моего рассказа вы должны будете записать себе тетрадь особенности мировоззрения древних греков. Древнеримская мифология ее классическом варианте тесно связана с древнегреческой. Неудивительно, что и наше поколение все чаще обращается к Древнему Риму, при этом не только к истории культуры, архитектуры, права и военного дела, но и к истории его техники, частности технике и технологии строительного производства, где большое внимание отводилось строительству из бетона. Тацит говорит, что вслед за пожаром город обстроился по заранее размеренному плану. На цены кирпичной кладки влияют множество факторов, первую очередь вид кирпичной кладки и его сложность, объем работ и сроки. Мы невольно смотрим на культуру античного мира через призму поэзии, современного театра и литературы. Прагматикиримляне разработали римское право кодекс законов, который стал основой европейской юриспруденции, написали свою историю, оставили мемуарную литературу, поэтому о Риме мы знаем так много. Римский портрет стал культурным кодом эпохи, и если бы до нас не дошли исторические литературные тексты того времени, о нем много рассказали бы эти портреты. Пробитие бреши нуждалось прикрытии от возможных действий неприятеля с вершины стены.

Эти башни устраивались несколько этажей так, чтобы они господствовали над оградой города. Эта насыпь начиналась на расстоянии, недоступном для неприятельских выстрелов, и была достаточно высока для того, чтобы по ней дойти до подножия стены том месте, которое выбрано для приступа. Грек видел мир как бы сквозь все объе инявшую и связывавшую воедино поэтическую дымку мифа. Для римлянина она начина а рассеиваться, и явления воспринимались более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельности мирозда. Отношение римлян к форме, объему, простра ству совершенно иное, нежели у греков, основанное на принципе прорыва границ и амок, на эксцентрической, а не концентрической динамике художественного мышле. В этом смысле римское искусство качественно новый этап эстетического освое ия человеком реальности. Римское искусство высшее достижение и итог развития древнего искусства, так как его создавали не только римляне, но покоренные ими народы древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявшие на более высокой ступени культурного развития. Первоначально боги представали виде символов Юпитер камень, Марс копье, Веста огонь.

Почитаемое римлянами отвращение к сильной личной власти, к людям, поставившим себя над народом, исключало культ царей и героев, и, если таковой и существовал древнейшее время лары, то потом заглох. Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий. Римских мастеров отличие от греческого, видевшего реальность ее пластическом единстве, больше склонялся канализированию, расчленению целого на части, детальному изображению явления. Трагедия, по словам Аристотеля, брала начало от запевал дифирамба, комедия от запевал фаллических песен К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы игры актеров. Так, герои Эсхила не безвольные существа, безоговорочно выполняющих волю божества человек у него наделен свободным разумом, мыслит и действует вполне самостоятельно. Это был настоящий переворот театре вместо старой трагедии, где партии единственного актера и хора заполняли всю пьесу, родилась новая трагедия, которой персонажи сталкиваются на сцене друг с другом и сами непосредственно мотивировали свои действия.

Но отказаться от борьбы герои не могут, потому что их ведет нравственный долг. В ряде трагедий Еврипид страстно изобличает тиранию господство одного человека над другими людьми вопреки их воле ему представляется нарушением естественного гражданского порядка. При этом он не боялся изображать низкие человеческие страсти, борьбу противоречивых стремлений у одного и того же человека. Кроме того, многое, заимствованное у греков, подвергалось радикальной переработке соответствии с потребностями и вкусами римского общества. От трагедии императорской эпохи до нас не дошло ничего, кроме трагедий философа Сенеки. В этих гимнах содержались просьбы к богам оплодотворить землю, отвратить голод и непогоду, обеспечить богатый урожай, благополучие земледельцев и пастухов.

Возникнув первоначально различных гостях Эгейского бассейна остров Крит, Далос. Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением Риме греческой образованности Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой. Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры. Строительное искусство древних римлян — первый крупный литературный труд французского архитектора, инженера и исследователя Огюста Шуази 1841 — 1909, достаточно известного нашим читателям по своей получившей широкое распространение Истории архитектуры. Военное искусство греков, римлян, македонцев Название Военное искусство греков, римлян, македонцев Автор Эдкок Фрэнк Издательство Центрполиграф Год 2012 Формат rtf, fb2. Но что породило мысль о чуде? Одним из первых был здесь отец истории Геродот, чрезвычайновысоко ценивший культуру Древнего Египта. Приехав Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, атакже знания по геометрии и астрономии. Именнов эпоху архаики возникает целое созвездие мастеров разных лирических форм Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновениялитературы, описывающей государства процессе развития, то естьисториографии, наиболее выдающимися представителями начального этапакоторой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид.

Компактность форм них только кажущаяся, искусственная, вызванная, видимо, подражанием классическим образцам эллинов. В этом смысле римскоеискусство качественно новый этап эстетического освоения человекомреальности. Попытки философского осмысления сущности и специфики древнеримскогоискусства были сделаны конце. Виды искусства разделяются на 3 основных вида 1 пространственные пластические, которые существуют пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимающиеся зрением 2 временные 3 пространственновременные. Пространственные искусства подразделяются на изобразительные искусства живопись, скульптура, графика, фотоискусство неизобразительные искусства архитектура, декоративноприкладное искусство и художественное конструирование дизайн. Музыка делится также на народную и классическую современную джазовую военную духовную. Оригинальное издание Auguste Choisy L'art de ba tir chez les Romains Paris Ducher. Для широких градостроительных работ характерно применение прямоугольных, повторяющих план римских военных лагерей, композиционных схем, основе которых лежат 2 пересекающиеся главные магистрали кардо с севера на юг и декуманус с востока на запад. Конечно, можно предположить, что при всей утонченности хозяина виллы ему доставляло удовольствие шокировать гостей непристойностями.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru