Древний египет искусство и культура

На фоне гигантских зданий пальмы представляются небольшими тростинками, а территория, отведенная под храмовый комплекс, сопоставима с размерами крупных поселений. Позже с развитием литературы создаются произведения, вошедшие сокровищницу мировой литературы, например Рассказ Синухета. До нас дошло множество документов, записанных на папирусах и вытесанных камне. Египтяне знали и правила арифметики, счетоводы использовали своих расчетах числа 5, 6 и 7 порядков. Формироваться язык и письменность начали додинастический период Раннего царства, когда египетская народность еще только начинала выделяться из протоегипетских племен. Играли они на арфе и флейте, а эпоху Нового царства появились барабаны, лиры, колокола и бубны. Египетский народ первым мире создал монументальную каменную архитектуру, скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла. Слайд 14 3 Вера то, что жизнь после смерти продолжается, но только могиле, породила традицию сохранять тело, строить для него гробницы и выполнять магический ритуал, который гарантировал защиту от всех неприятностей мире мёртвых.

Уравновешенность всех элементов определяла целостность композиции и позволяла охватить её одним взглядом. Иногда рельефах и фресках представлены сцены повседневной трудовой жизни египтян охота нильских зарослях, рыбная ловля. Провести над собой такой обряд после смерти могли не только фараоны, но и зажиточные египтяне, например, землевладельцы или вельможи. В древнеегипетской живописи разномасштабность широко использовалась для того, чтобы увеличить информативность, улучшить композицию и передать иерархические представления. Достижение максимальной информативности изображения достигалось художественным синтезом изображения и надписи. Характерным свидетельством этому может служить изящная бронзовая статуэтка ливийской царицы Каромамы, большую нарядность которй придают ожерелье иорнамент одежды, выполненные из тонкой золотой проволоки, вбитой поверхность бронзы. Художественное творчество всего лишь повторяет уже достигнутое эпохи расцвета. Египетская культура и искусство неразрывно связаны с религией, общественным и политическим строем и по своей характеристике довольно консервативны, замкнуты и самодостаточны. Для второй половины этого периода характерно появление храмах статуй фараонов. Томас Юнг установил наличие фонетических знаков египетской письменности, правильно определил значение ряда иероглифов и иероглифических групп и, следуя за своими предшественниками, разобрал несколько имен.

Наиболее крупный труд Голенищева, посвященный египетскому синтаксису, полностью до сего времени не опубликован. Тут же рисовали сцены охоты, рыбной ловли, ремесленников за работой и различные картины домашнего быта. Искусству отводилась необычайно важная роль оно должно было, ни много ни мало, дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Гимны, составленные честь нового бога АмонаРа, изображают его изначальным верховным богом, создавшим весь. Искусство времени династии достигло своего расцвета бурную амарнскую эпоху, когда была сделана смелая попытка сразу видоизменить всю тысячелетнюю культуру, всю древнюю религию и все вековые традиции. Подавляющее большинство архитектурных построек было связано с заупокойным культом. Этот чудесный храм примечателен тем, что выходит за рамки заупокойного культа, и сохранился до наших дней. Возможно, благодаря этому невиданный подъем и расцвет переживает наука. Геродот, видевший его и испытавший при этом глубокое восхищение и настоящее потрясение, счел, что храм превосходит сами пирамиды и не поддается никакому описанию словами. Первый из них, храм бога Амона, сооружен при участии зодчего Инени и представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, украшенный колоссальными колоннами. Частое применение письменности для нужд повседневной жизни привело к тому, что система письма стала с течением времени упрощаться.

Уже период Древнего царства получает отчётливое выражение та грандиозная монументальность, которая становится отличительной чертой египетской архитектуры. Таковы статуи Каапера так называемого сельского старосты или сидящего писца. Таковы, например, древнейшие знания области математики, которые были связаны с практической жизнью и должны были облегчить работу землемеров и строителей. В хирургическом тексте описываются повреждения различных частей тела черепа, носа, подбородка, ушей, губ, горла, гортани, ключиц, плеч, грудной клетки, позвоночника. И храмы и мастаба рядом с пирамидами выглядели очень маленькими и издали не были заметны, а треугольники пирамид на фоне неба виднелись отовсюду как напоминание о вечности. А похороны умершего сопровождались заупокойным обрядом, где символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивая его богиней Исидой и его воскресения. Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет фигурку жукаскарабея. После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всём похожая на земную. Верили, что, кроме души и тела, есть ещё нечто промежуточное призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая Ка. Земная жизнь полна жестокости и неправды, о загробной никто из смертных ничего не знает.

Религии Древнего Египта уделяется большое место произведениях отца истории Геродота, Диодора Сицилийского, Плутарха. В эпоху Среднего царства 1112я династии царские пирамиды стали гораздо скромнее по размерам позже их вообще перестали строить, заменив высеченными скалах погребальными храмами гробницами. В каждой области номе складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и так далее. Плодородием полей ведала богиня владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. По представлениям древних область магических действий не ограничивалась воздействием жреца на того или иного человека или вещь. Каменистая гряда гор защитила страну от песчаных заносов с запада, а влажный воздух и дивная почва.

Художники и скульпторы создавали статуи богов и людей соответствии с культовыми канонами. В четвёртых, там занимались также астрономией и математикой, необходимыми для постижения мира и времяисчислением, чтобы вычислить тщательно пропорции без которых невозможно возведение памятников, зданий и пирамид. Высочайшая из них, пирамида Хеопса, до сих пор не имеет себе равных по величине среди каменных построек всего мира. Подсчитали, что для того чтобы перевезти все камни, из которых сложена пирамида Хеопса, сейчас понадобилось бы 20. Высшим же культом был культ солнечного божества, грозного и благого, дающего жизнь и испепеляющего. А похороны умершего сопровождались заупокойным обрядом, где символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивания его богиней Исидой и его воскрешения. Важной и значимой истории мировой культуры чертой, впервые проявившейся Древнем Египте, является гуманизм. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком быки, лошади, северные олени и другие. Они верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. К сожалению, из за излишней спешки и недостатка специального образования он разрушил значительную часть того, что искал.

Перекрытие, опирающееся на колонны, своей верхней части окружено по всему периметру храма полосой украшений фризом. Эта классическая эпоха неразрывно связана с именем знаменитого государственного деятеля Перикла. Парфенон уже около 300 лет стоит развалинах с тех самых пор как 17 веке, во время осады Афин венецианцами, правившие там турки устроили храме пороховой склад. В эпоху эллинизма храмам уделяли меньше внимания, а строили обнесённые колоннадами площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, библиотеки, разного рода общественные здания, дворцы и спортивные сооружения. Мы знаем также, что и живописи художники стремились к возвышенной красоте. Самые замечательные памятники римской архитектуры относятся к первым столетиям нашей. Многочисленные развалины, сохранившиеся до наших дней, дают представление о смелости и размахе строительных начинаний той поры.

Он имел абсолютную власть стране, весь Египет с его колоссальными природными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Как попытку восстановить власть фараона во времена династии следует расценивать, частности, и вынесение статуй фараона за стену, окружающую пирамиду, — на глаза верующим. Нравственное обоснование централизованной власти дано первом дидактическом Поучении гераклеопольского царя своему сыну Мерикару. Новое царство стало эпохой расцвета Египта качестве уже мировой державы, распространившей политическое и культурное влияние далеко за свои пределы. В Египте издавна вели список царей с указанием точных дат правления и подробным описанием событий, происшедших годы их царствования. В школах обучали всех мальчиков возрасте от 5 до 16 лет, школе царила суровая дисциплина, обычны были телесные наказания.

Сейчас можно по достоинству оценить огромный вклад древних египтян развитие мировой культуры, науки и искусства. Благодаря этому принципу древнеегипетское мировоззрение, сконцентрированное на власти фараона, оставляло простым людям возможность самовыражения, и они, призвав на помощь всю магическую сила искусства, письма и обряды, старались увековечить свои мумии, имена, свою покидающую тело душу каи и свою жизненную силу. Два элемента определяли закономерности формы основание, квадратное плане, и схождение сторон одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась обожествленном фараоне. Известная Плита Нармера, созданная честь царя Нармера, объединившего Верхний и Нижний Египет, содержит себе основные канонические черты. Это было связано с возникновением культура бога солнца Ра конце 3 династии. В скульптурном портрете также сложился определенный изобразительный канон. Характерно для древнего египетского искусства и то, что между статуями царей и вельмож, с одной стороны, и статуэтками луг и рабов, с другой, существует большая разница.

Роспись с изображением гусей из гробницы Медуме гробница сына фараона Снофру, зодчего и жреца Нефермаата и его жены Итет. Земле Кем древние греки дали имя Египет, что означает загадка, тайна, и Египет полной мере оправдывает это название. Этот океан, этот мир тьмы заполняет собой все пространство Вселенной до тех пор, пока солнце, АтумРа, не поднимется над ней, оттеснив назад густой мрак. Литература отождествляет фараона с Гором правит он землею так, как бог правит небом, фараон является тем, который находится. Именно этот монументальный аспект древнеегипетской власти выражается статуях фараонов раннего периода, и прежде всего величайшем шедевре среди них пирамиде Хефрена. Царь указывает, как надо относиться к подданным, отделяя от их основной массы свое ближайшее окружение Почитай сановников, способствуй преуспеянию народа твоего.

Со временем весь этот обширный пантеон был подчинен определенной логике, соответствии с которой появилась некая божественная иерархия. Человека определяло имя его родителей и титул, соответствовавший его месту административной системе. И если храмах только фараон мог говорить от имени всего общества, зато каждый египтянин, зависимости от своих средств и заслуг, мог выразить себя, воздвигнув собственную гробницу. Привлекательная сторона жизни присуща дворцам фараонов и богатым усадьбам знати, тогда как домах простых смертных были свои непростые повседневные проблемы, достаточно вспомнить пристрастие к палочным наказаниям долине Нила. Представляет интерес тот факт, что символические обозначения дробей 1 2, 1 3, 1 4. Древнеегипетская культура обусловила специфическую форму существования науки, которая является особым видом ориентировочной деятельности человека для установления места его и человечества во вселенной. Посвященные же знали, что источником власти действительности являются систематически проводимые наблюдения и тщательно оберегаемые записи на эзотерическом языке. Уже эпоху Древнего царства можно зафиксировать значительное стремление к рациональному познанию, что привело к возникновению того, что на современном языке можно назвать философией наблюдения и научной медициной.

Древний Египет был классическим теократическим государством с плановым земледельческим хозяйством, с развитыми агрономией и медициной, искусством и ремеслом вазы ремесленников и драгоценности ювелиров Древнего Египта могли получить высшие призы на лю6ой из нынешних всемирных выставок. Профессия писца была самой привилегированной и исключительной древнеегипетском обществе. Несмотря на широко распространенную мысль о загробной жизни, на атмосферу религиозности и иррационализма, господствующую обществе, древние египтяне сумели выработать замечательные принципы нравственного поведения индивида, гуманизма. Сфера духовной жизни цивилизации Древнего Египта была ориентирована на идею бессмертия, однако ней существовала и антитеза этой идеи, о чем свидетельствует так называемая Песнь арфиста, совокупность текстов, появившихся эпоху Среднего царства и Нового царства. Все это потом бессчетное количество раз будет перепеваться и повторяться художественном творчестве почти всех народов и прежде всего Песне песней. В искусстве существует прямая традиция, передаваемая от мастера к ученику, от ученика к ценителю или копиисту, связывающая загадочные ранние формы художественного творчества с культурой нашего времени.

Пирамиды повествуют об обществе настолько четко организованном, что стало возможным соорудить эти гигантские искусственные холмы всего лишь за время жизни царствующей особы. Сознание силы, желание ее приумножить и сохранить определили мировоззрение правящей верхушки общества и легли основу религии египтян. Музыканты пойдут впереди тебя и у входа гробницу твою исполнят погребальную пляску. Жуткое неравенство после смерти, как бы продолжающее и утверждающее неравенство жизни. Некоторые из этих рельефов и росписей поражают выразительностью и точностью передачи событий и. Тысячелетия прошли с тех пор, как Древнем Египте строились пирамиды и храмы, создавались статуи фараонов, расписывались стены гробниц, а мы и сейчас восторгаемся памятниками этого искусства и ощущаем, что магические веяния из прошлого доходят до нас сквозь столетия, потому что те далекие времена фараонов творчество, которое мы теперь называем искусством, творчество, приображающее видимый мир, обрело сознании египтян великую магическую силу. Вслед за этими изменениями начались стремительный расцвет светской художественной литературы и научных знаний, переосмысление роли фараона египетском обществе теперь фараон все более казался не только недосягаемым божеством, но и смертным человеком. Богитворцы уничтожают изначальный хаос, и созданном ими человеческом обществе они выступают роли не, приобщались к культуре тех стран, где они оседали, меняли имена, но сохраняли свое этническое самоназвание.

Причина ее заката также остается загадочной и вызывает разные предположения. К этой же лите именно поэтому индийская история их практически и не знает. Так идея кармы, одна из основных индийском менталитете, стала регулятором индивидуального и общественного поведения индийцев. Правители нового государства из рода Маурьев установили многочисленные торговые и культурные связи с разными странами — Цейлоном, Сирией, Египтом. Это — подлинная вера каждое слово джайнизма, познание с помощью учителя гуру цели мокши и средств ее достижения, а также праведная жизнь, заключающаяся выполнении пяти великих обетов. Несмотря на свою малочисленность, джайны сыграли заметную роль индийской культуре. На санскрите наиболее полно и универсально выражены слове религиозные, философские, эстетические, социальные и другие идеи и идеалы индийской культуры. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семитохамитской группе, а также особенности характера, типичные для азиатов или европейцев, но не для негроидной расы настойчивость, стремление к оригинальности и инициативность. Египет стал первым государством на Земле, первой могущественной державой, претендующей на мировое господство. Считалось, что он выносил идею сотворения мира и дал ей жизнь движением языка своим словом. Например, культ быков был самым богатым и торжественным культом, которого когдалибо удостаивалось животное.

Ведущую роль играла Ка душа человека, являющаяся его бессмертным двойником. Если бы египтяне с таким же упорством и самоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы более динамично. Пирамида Хеопса вместе с другими пирамидами, высящимися Гизе, Хефрена и Михерина, названа одним из семи чудес света. В Египте существовало даже своеобразное высшее учебное заведение дом жизни. Через Александрийский порт на вывоз шли зерно, папирус, тонкое полотно, изделия из цветного стекла, бальзамы, мази ввозили рабов, мрамор, дерево, вино, керамику. Римляне старались выжать из страны все, что можно, росли налоги, многие египтяне были практически бесправны. Своеобразие культуры древнего Египта состоит том, что она является свидетельством присущей человеку тайны, скрытой за внешними формами его культурной деятельности. Поэтому для египетских мастеров характерно постоянное обращение к традиционным сюжетам и приемам и конечном итоге их исчерпывающая разработка. Они стали изображаться виде человека с головой сокола например, боги Ра, Хор, с головой барана бог Хнум с головой коровы богиня Хатхор. Одним из самых популярных олицетворенийсимволов бога Хора был солнечный диск с распростертыми крыльями сокола, а также око Хора — божественный глаз как один из символов солнца.

Знаменитые пирамиды фараонов династии или грандиозные скальные дворцы фараонов — династий, наполненные несметными сокровищами и ценнейшими произведениями искусства, — красноречивые свидетельства мощи деспотической власти и огромного значения заупокойного культа системе египетской религии. Смоченную воде кисть обмакивали углубление с красной или черной краской чернила. Так получился своего рода курсив иероглифического письма, который называется иератическим письмом или иератикой. Египтяне создали богатую, насыщенную интересными идеями и художестве нными образами литературу, древнейшую мире. Позднее жанр поучений представлен многими произведениями, например Поучение Гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара и Поучение фараона Аменемхета, которых излагались правила управления государством, Поучение Ахтоя, сына Дуауфа о преимуществах должности писца перед всеми другими профессиями. Подлинными шедеврами египетской литературы стали повесть Рассказ Синухета и поэтическая Песнь арфиста. Здесь он живет много лет, совершает множество подвигов, занимает высокое положение у местного царька, но постоянно тоскует по своему родному Египту.

Постепенно архитектура и изобразительные искусства стали использоваться как эффективные средства идеологического обоснования существующего строя, его государственности и системы духовных ценностей. Особым типом храмового комплекса стали храмы, вырубленные толще скалы, — скальные храмы. Судя по описаниям, царские дворцы по своей монументальности, сложности композиции, изысканности внутренней отделки, высокому уровню благоустройства не уступали прославленным храмам. Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Определение начала, максимума и окончания подъема воды Ниле, сроков посевов, вызревания зерна и жатвы, необходимость измерении земельных участков, границы которых приходилось восстанавливать после каждого разлива, требовали математических вычислений и астрономических наблюдений. Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях, числителе которых всегда стояла. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес огромный вклад египетское искусство.

Эпоха нового царства была для Египта временем бурного экономического развития приток страну огромного количества сырья, скота, золота, денег и рабочей силы виде пленных. В эпоху Нового царства продолжается строительство новых храмов Египте. Об этом ярко свидетельствуют созданные ими гигантские гробницы фараонов пирамиды, обширные колонные залы храмов, высеченные из цельных глыб камня огромные обелиски, колоссальные монолитные статуи, весившие до тысячи тонн 2 Египтяне путем длительных поисков и накопления навыков довели до высокого совершенства и художественные ремесла резьбу по дереву и кости, различные виды обработки металла, тончайшие ювелирные работы из золота, серебра и самоцветов, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей. Эти работы египетских мастеров замечательны сочетанием изумительного вкуса выборе формы и материала с необычной тщательностью выполнения, доходившей до того, что для инкрустации иного ларца использовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости и эбенового дерева. Человеческие качества и чувства запечатлены произведениях живописи, скульптурных группах. Согласно данным археологов уже эпоху палеолита древнекаменного века около 3510. Таковы первобытные венеры Венера из Виллендорфа, простейшие женские фигуры с непропорциональными конечностями, гипертрофированными материнскими чертами и отсутствием черт человеческого лица.

До нас дошла портретная статуя Хёмиуна он изображен сидячим на кубическом постаменте такой же неподвижной, фронтальной, строго симметричной позе, как фараон Хефрен. В рельефах и росписях гробниц, храмов и дворцов щедро изображаются пиры, праздники, арфистки танцовщицы, приёмы послов, одевания и косметические процедуры знатных женщин. Больше не изготовляли статуй с головами львов и шакалов, зато дворцы щедро украшались декором с удивительно натуральными изображениями лотосов, папирусов, виноградных лоз, газелей, аистов, уток, взлетающих из зарослей тростника. Открытие 1922 году гробницы Тутанхамона было большим событием археологии и египтологии. За дверью оказалось помещение из нескольких камер, наполненное таким множеством драгоценных предметов, что для их разборки и исследования понадобилось пять. Во времена Тутанхамона сохраняются тысячелетние традиции Египта его священные символы, иконография, но больше нет ни следа строгой простоты форм, геометризма силуэтов, к которым тяготело искусство Древнего царства.

Вскоре после кончины Тутанхамона Египте воцарилась новая, 19династия. В 1960х годах этот невиданный пещерный храм был разобран и на отдельные блоки и перенесён на 30 метров выше, чтобы спасти его от затопления при строительстве Асуанской плотины. Подобные вещи были последним словом египетского реализма, а храм Абу Симбел с его колоссами последней вспышкой египетского монументального гения. Из камня создавались тончайшие, просвечивающие на солнце алебастровые сосуды и кружево украшений. Однако и рамках столь строгого следования традициям и канонам древнеегипетское искусство не было лишено движения, связи с реальной жизнью, с чувствами и переживаниями человека, с народной традицией, хотя массе своей это искусство было обезличено. Статуи окрашены традиционные тона мужские — краснокоричневый, женские — желтый цвет.

Его внимательные, широко распахнутые глаза, инкрустированные бронзой, алебастром, горным хрусталем, — настороже, раболепно, жадно ловящие слово или жест царя, рука занесена готовности над свитком папируса. А портрет знаменитого зодчего Хемиуна, строителя великой пирамиды фараона Хуфу, представляет нам властного, умного, энергичного и даже жестокого человека, волею которого великий замысел бы воплощен жизнь. Они естественно включены композиции на фоне природы или бытовых условиях. Сам фасад оформлялся виде двух трапециевидных башенпилонов, перед которыми возвышались иглы обелисков и стояли колоссальные статуи фараонов. Открытие солнечного года, связанного с разливами Нила и восходом Сириуса. Изобразительное искусство Древнего Египта отличалось яркими и чистыми красками. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности. Безраздельно господствовала масса всей пирамиды, то время как сама пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля на берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик, от которого шел длинный крытый коридор. Основу Большого сфинкса составляет естественная известняковая скала, которая по своей форме напоминала фигуру лежащего льва и была обработана виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части были добавлены из соответственно обтесанных известковых плит.

Пестрота брекчии, причудливые сочетания сливочных, белых, желтоватых волнистых полос полусквозящего алебастра, то параллельных, то неровных, матовые зеленые или темносерые оттенки шифера — все это как бы подчеркивается самой формой. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного комплекса второй воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали. Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра, будто портретная скульптура, рельеф, роспись. За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор, окруженный колоннадой. Характернейшая черта этих колонн использование растительных материалов колонны напоминают связки гигантских папирусов и лотоса. Недаром некоторые ученые считали, что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели пространством для пребывания. В своем обиходе они подражали обычаям царского двора, вели летоисчисление по годам собственных правлении, строили храмы и пышные гробницы, окружая себя зодчими, скульпторами и художниками. В то же время благодаря теплому золотистому тону, нежным краскам росписей, красоте рельефов, египетские храмы Нового царства не производили ощущения гнетущей мощи камня.

Гробницы фиванских царей располагались тайниках скалистых ущелий, а храмы возводились на равнине у подножия гор, выстроенный близ Фив, ДейрэльБахри, той же долине, что и храм Ментухотепов, представлял собой грандиозный ансамбль, состоящий из трех колоссальных террас, объединенных пологими пандусами. Мерный ритм колонн и столбов, окружающих каждую террасу, находит отзвук изумительной красоте пустынной и дикой природы, дополнившей творение Сенмута строителя этого ансамбля. Фараон покинул Фивы и построил себе среднем Египте, на том месте, где находится сейчас селение Амарна, новую столицу, назвав ее Ахетатон, что значит Небосклон Атона. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенных портиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам сухость и однообразие. Поселок был обнесен стеной и занимал участок 6969, 5, на котором вплотную друг к другу было расположено семьдесят четыре дома, разделенных пятью улицами. Фантастические образы, которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических. Во всех других известных мифологических системах Земля имеет женское начало, а небо мужское.

Было бы несправедливо утверждать, что древние египтяне не ощущали этих противоречий. Египет является крупным государством, распространявшим своё влияние на области Синайского полуострова, южную Палестину и Нубию. В Мемфисском богословском трактате, творении жрецов Птаха, восходящим к эпохе Древнего царства, сказано Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Ни один другой народ древности не уделял столь пристального внимания загробному миру, как египтяне, для которых смерть была продолжением жизни. После этого тело последний раз обмывали и обматывали льняными бинтами, которые пропитывали смолами и благовониями для лучшей сохранности мумии. С образом Осириса связывались понятия о справедливости ещё период 5 династии. Известны и различные приемы вредоносной магии колдование над восковой фигуркой врага, магические изображения и заговоры. Более того, близ храма изваяны две колоссальные статуи Аменемхета из желтого кварцита высотой. Так, например, древнеегипетской литературе мы видим целый цикл культовых мифов об Изиде и Озирисе.

В текстах пирамид сохранились поэтические гимны честь бога солнца. Таковы древнеегипетские сказки О двух братьях, О правде и кривде. Содержание На одной стороне царь короне южного Египта убивает северянина, внизу — убегающие северяне. Отдельные фигуры делаются большими, чем остальные, чтобы подчеркнуть их важную роль. Версии эту деталь статуи отшибло пушечным ядром во время битвы Наполеона с турками 1798 на ложность этого мнения указывают рисунки датского путешественника, видевшего безносого сфинкса уже. Что касается самих древних египтян, то они свою страну называли Кеме Черная, по цвету её тёмной почвы, отличие от красной земли окрестной пустыни. При изучении культуры Египта необходимо учитывать те причины, которые привели к возникновению и длительному сохранению некоторых ее особенностей. В эпоху Древнего и Среднего царств египтяне погребали своих властителей пирамидах первым был погребен Джосер ок пирамиды — монументальные постройки из каменных блоков, а позднее из глиняных кирпичей — уже не строили. Поэтому гробнице находилось все необходимое для жизни потустороннем мире еда, напитки, инструменты, украшения и слуги позже слуг заменили их изображения. Художникам Древнего Египта было свойственно ощущение красоты жизни и природы.

Таковы, например, изображения умирающих от голода ливийцев на стене прохода к храму фараона Унаса. Египетское искусство интересно и важно своими прекрасными памятниками непреходящего, большого художественного значения и тем, что многое было создано египетским народом истории человечества впервые. В Древнем Египте скульптурными изображениями бога или фараона украшали погребальные камеры и храмы. Лишь лет через 400 после Хефрена вдруг всплывают иероглифические тексты с названием этого египетского памятника шепес анх, что означает живой образ. А значит была вероятность того, что их имена будут забыты, а следовательно не будут существовать и они сами. Хозяйственная и этническая стабильность — одно из важнейших условий вызревания прочной культурной традиции, которая соответствующих условиях дала тот неожиданный взрыв, благодаря которому Египет переступил грань доистории.

Сооружение этих гигантских усыпальниц — яркое свидетельство того, сколь велика была Египте вера особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданных и после его смерти. С образом Осириса связывались понятия о справедливости еще период династии. В это время окончательно складывается среднеегипетский язык, который как господствующий письменный язык просуществовал до. От эпохи Среднего царства сохранились и древнейшая запись обмера страны, и списки созвездий на саркофагах, и первый мире словник напоминающий энциклопедию, который был найден библиотеке, открытой одной из гробниц Рамессеума. С одной стороны, солнцепоклонничестве Эхнатона нельзя не видеть традиционную египетской религии струю солярного монотеизма, связанного с гелиопольской жреческой доктриной, но освобожденного реформированной религии от мифологического балласта. Несомненно, Амарна была стимулом и для появления множества рукописей светской литературы на новоегипетском языке, и среди них — любовная лирика, песни услаждения сердца. В гимнах послеамарнского периода Амон все более воспевается как бог единый, предвечный, сущность которого неведома и непостижима и проявление которого — все боги. В то же время Амон все чаще предстает гимнах как бог, милосердный к убогому и угнетенному.

В ту же эпоху возникает явно пародийное произведение Спор Хора с Сетом. Египетская дидактика и мистика, религиозная поэзия, сложившиеся словесные формы могли служить ветхозаветной литературе образцом для соотнесения с собственными этическими и религиозными представлениями и способами их литературной фиксации. Ее достижения, прежде всего области хирургии, ценились при дворах иноземных владык, и слава египетских лекарей, подобных великому врачевателю Уджахорресенту, жрецу богини Нейт доверенному лицу персидских царей, надолго пережила их самих. Согласно античной традиции, Египте побывали Солон, Фалес, Пифагор, Гекатей Милетский. Египетский скульптурный портрет, пейзаж, пирамидальная гробница, обелиск и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него — европейским, особенно пору увлечения экзотикой и мистикой Востока. После Рамсеса последовала полоса тяжёлых длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита. Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса, были также колонны с растительной капителью, изображающие цветок папируса или лотоса. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.

Статуи играли большую роль и архитектурном оформлении храмов окаймляли дороги, ведущие храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Египтяне верили, что, начертанные на стенах пирамиды, обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона загробном мире. Тексты пирамид содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом. В Среднем царстве связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах. Существовали и другие мистерии, посвященные, например, Исиде и Хору Бехдетскому. На языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою несколько метров означает длинный камень. Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. В 15 веке до нашей эры с полуострова Пелопоннес пришли ахейцы, ранее бывшие подчинении у критян, и разрушили Кносский дворец. Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. Реферат по истории мировой культуры искусство и культура древнего египта фио Москва 1999 Древний Египет располагался долине Нила. Усиливавшаяся власть жрецов бога Амона главного бога Египта угрожала единовластию фараона.

Не ограничиваясь локальными тонами, мастера пользуются смешанными красками, наложенными то густо, то еле уловимо. По воде изогнутых ладьях движутся высокие и стройные фигуры охотников. Судьба, отказав ему жизни, сохранила нетронутой его гробницу, открытую 922 году. После объединения, с начала эпохи Древнего царства, фараоны стали носить сдвоенную корону, символизируя этим важный этап истории страны. Возникшие на северном и восточном побережье Черного моря греческие колонии Ольвия, Пантикапей, Фанагория и другие торговали со скифами. Взаимоотношения с эллинским миром способствовало развитию культуры скифов. Наиболее древние свидетельства существования человеческой культуры найдены Восточной Африке, их возраст 2, 7. Мезолит характерен главным образом для Северной и Средней Европы 10 6е.

Одним из величайших культурных достижений человечества явилась металлургия, зародившаяся на Ближнем Востоке около 6000 лет. Связанная с ним проблематика не становилась предметом исследования, так как считалось, что для характеристики этапов общественного развития вполне достаточно категории общественно экономической формации. Считалось, что он выносил идею сотворения мира своем сердце и дал ей жизнь движением языка — своим словом. Преемники фараонановатора не смогли скольнибудь уверенно проводить его линию и вскоре вынуждены были пойти на примирение со жречеством. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов пирамиды. Изобразительное и монументальное искусство Египта неело на себе печать египетской культуры целом. Все фигуры были неподвижны, невозмутимы, их позы чрезвычайно условны, как условна и раскраска тело мужчины традиционно изображалось краснокоричневым, тело женщины — желторозовым, волосы у всех были черные, одежды — белые. Витфогель пишет Примитивный человек знал регионы, испытывающие недостатки воды, с незапамятных времён, но поскольку он зависел от собирательства, охоты и рыболовства, он мало нуждался регулировании водных ресурсов.

Лишь после того, как он научился использовать процессы воспроизводства растительной жизни, он начал принимать во внимание возможности земледелия на сухих участках земли, обладающих, однако, источником воды, количество которой было больше, чем кратковременном дожде. Чтобы не быть голословным, рассмотрим качестве иллюстрации один из древнейших образцов этого нового типа культуры. С возвышением Вавилона эта культура получила общее название вавилонской. Ещё одной характерной чертой было развитие и особая роль астрономических знаний. В центре Амдуат собрания магических текстов и рисунков О том, что загробном мире изображена ладья Ра, бога солнца. И хотя подобные взгляды встречали отпор, хотя вновь и вновь напоминалось, что время жизни на земле это сон и что взамен воды, воздуха и любовной услады дано будет просветление, а вместо хлеба и пива умиротворение сердца, малочтущие некрополь не переводились. По ряду причин многие художественные представления египтян сложились очень рано и сохранялись на протяжении не только столетий, но и тысячелетий.

Соприкоснувшись с иной цивилизацией, она пережила свой последний своеобразный расцвет, будучи уже частью общей эллинистической культуры. Наиболее важные виды архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта и их особенности. Религиозномагические надписи, обеспечивавшие ранее загробную жизнь лишь царям и аристократам, стали появляться на стенках даже скромных саркофагов, принадлежавших людям среднего достатка. Что касается символики пирамид, доктор Жерар Энкосс считает, пирамиды и сфинкс, кроме религиозного, имеют еще и оккультное значение эти три громады, с четырехугольными основаниями, немного неравные по величине, образуют своим взаимным положением треугольник, которого одна сторона обращена к северу, другая к западу и третья к востоку. Грань каждой стороны является тернером и олицетворяет идею, теорию Идея над Знаком, Дух над Материей, Теория над Практикой. В древнеегипетском языке появляется особое словосочетание знающий вещи рех хету для обозначения образованного, ученого человека, чаще всего писца. Ксеркс сурово расправился с мятежниками и радикально изменил политику по отношению к Египту он не принял титула фараона, тем самым аннулировав личную унию, проводил широкие конфискации храмовой собственности, отказался от практики назначения египтян на административные должности.

Изза вспыхнувшей Персии междоусобной войны между царем Артарксерксом и его братом Киром Младшим персы не смогли направить крупные силы для подавления восстания, и Амиртей к началу, хотя и основал Саисскую династию, оказался единственным ее представителем. Воспользовавшись мятежом малоазийских сатрапов против персидского царя Артаксеркса, Тах вторгся Финикию и Сирию, однако Египте вспыхнуло восстание, успеху которого способствовала враждебность самых разных социальных слоев к политике фараона и поддержка спартанцев новым царем был провозглашен его родственник Нехтгорхеб Нектанеб Таху пришлось и бежать ко двору персидского царя полностью порвал с курсом своего предшественника он отозвал египетскую армию из Сирии и стал всемерно покровительствовать жречеству строительство храмов во всех частях страны, богатые подарки и жертвоприношения. При нем произошло военное ослабление Египта, что облегчило персидскую агрессию. Египет первым мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства изделия художественного ремесла. Культура Древнего Египта важна для современности, так как человечеству необходимо знать о своих древнейших корнях для лучшего понимания мировой культуры. Так же были использованы энциклопедии, учебные пособия для студентов высших учебных заведений Воскресенской. Структура данной работы состоит из введения, 2х глав, заключения, списка литературы 26 источников.

Струве, заслужившим известность своим трудом о позднеегипетском историке Манефоне и изданием крупнейшего памятника древнеегипетской науки — Математического папируса, хранящегося Государственном музее изобразительных искусств Москве. Многие периоды жизни египетского народа, остаются до сего времени неизученными. Обычно этот период делят на два этапа — время культуры и время культуры. Человеческое лицо отныне передается профиль при фасной постановке глаза. Фиванская художественная школа времени династии сохраняет реакционное стремление вернуться к доамарнским традициям искусстве. Ее художественные образы играют значительную роль духовной жизни общества. Египетская религия не требовала человеческих жертв, как это было некоторых древних странах, бессмертие обеспечивалось средствами искусства. На стенах гробницы располагались фризами росписи и рельефы с изображением вереницы земных событий тут были войны, захват пленных, пиры, охота, отдых властелина кругу семьи, труд его рабов на полях, пастбищах и ремесленных мастерских. Гробница Джосера примечательна не только формой пирамиды, но и тем, что ее молельнях впервые был широко применен качестве основного строительного материала камень. Второе — усложнение композиции заупокойного храма, состоявшего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор, окруженный колоннадой.

Храм Хатшепсут был богато и разнообразно украшен рельефами и скульптурами свыше 250 статуй, обширные дворытеррасы оживлялись деревьями и искусственными прудами. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти два километра, прямая магистраль — аллея сфинксов. Древние египтяне очень ценили счастье, а также сладости и радости, считая их самой земной целью. Род знал только те территории, которые образовывались, а не охватывались его передвижениями. Итак, фараон, объединяя Небеса и шествуя по Земле, объединяет и земли, превращая их территорию. Миф об Осирисе свидетельствует, что съедобные растения считаются возникшими лишь благодаря некоторому божеству, принесенному жертву. Еще один аспект представления о богах их отличии от представлений о духах. Наука являлась важнейшей частью египетской культуры без нее невозможно было нормальное ведение хозяйства, строительство, военное дело, управление страной. Как считает Гегель, своеобразным символом египетского духа может считаться сфинкс.

В религиозном культе Египта центральное место занимало обожествление фараонов. В виде сокола изображался Гор, бог мудрости Тот имел облик ибиса, сезонные перелеты ибисов напрямую связывались с сезонными разливами Нила. Они же единственные квалифицированно разбирались иерархии составляющих человеческой души, числом не менее пяти. Многобожие препятствовало централизации государства, и фараон Аменхотеп правил 1419—1400 гг попытался ввести культ единого бога, объявив таковым солнечный диск под именем бога Атона. Он высечен из цельной скалы, длина его тела равна 57, а голова 30 раз больше человеческой. В древнем Египте были накоплены значительные знания как теоретического, так и прикладного характера. В их честь строились целые храмовые комплексы храм Дендеры Луксоре, храм Исиды Асуане. Некоторые цари называли себя их именами, как правители нулевой династий Скорпион. На последнем этапе существования древнего египетского государства для религиозных представлений были характерны черты монотеизма реформы фараона Эхнатона.

На древнеегипетских папирусах и наскальных рисунках изображались не только тексты религиозной тематики, но и сцены из повседневной жизни и управления государством. В понимании культуры древних египтян огромное значение сыграли обелиски, на которые наносились иероглифы с описаниями военных кампаний, жизни простых египтян, достижений фараонов. Например, медицина получила свое развитие вследствие существовавшего Египте обычая мумификации мертвого тела, также египетскими медиками была установлена роль мозга человеческом организме геометрия развилась из необходимости восстанавливать смываемые разливом Нила границы земельных участков крестьян астрономия была необходима для предсказаний времени разлива Нила. Его необходимо было удержать близ города, чтобы продолжать пользоваться его покровительством. Плоские изображения Древнего царства обыкновенно выполнены мастерски четко, складно, просто. Данный способ передачи изображения был синтезом трех искусств архитектоника организующая пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка объема. Отличительные черты египетской скульптуры фронтальность и четкая почти геометризированная статичность, впервые появляющаяся конце архаической эпохи статуя царя Хасехемуи, находят свое полное выражение статуях древнего Царства. Были и те, которые позднее совсем вымерли мамонты, саблезубые тигры, пещерные медведи. Они находятся пещерах Альтамира Испании и Ласко 1940 во Франции.

Они искали подтверждение историй древнегреческого певца Гомера, которые он рассказал древних мифах и поэмах, о великолепие критских дворцов и могущество царя Миноса. Однако эгейская культура не ушла бесследно, она оставила поразительные по красоте и тонкости вкуса памятники. Одним из первых эту проблему решил Мирон создатель знаменитого Дискобола, он заменил хрупкий мрамор, на более прочную бронзу. Эта скульптура с безжалостным правдоподобием передает физические мучения, а так же страх троянского жреца и его сыновей, которые были задушены змеями. Для изготовления вазы на обнажённую красную поверхность наносили чёрным лаком силуэты людей и животных. Но этот приём был неудобен, и позднее стали оставлять фигуры красными, а промежутки между ними закрашивали чёрным. Правитель уже Древнем царстве был провозглашен живым богом, а не служителем бога.

Египтяне верили то, что могущественный правитель и после перехода иной мир будет оберегать свою страну. В самом низу социальной лестнице свободных египтян находились крестьяне общинники. Высокий уровень монументальной скульптуры демонстрируют статуи фараонов ХафРа и МенкауРа. Стремлением соблюдать установленный богами порядок жрецы объясняли свою приверженность традициям, нелюбовь к новациям. Страна была объединена правителями южного города Уасет, или Нефт, который, греки прозвали Фивы. Он соединил традиции захоронений фараонов Старого царства с традициями юга страны. Фивы оставались столицей Нового царства, что способствовало росту могущества фиванских жрецов АмонаРа. В дальнейшем фараоны и фиванские жрецы ладили друг с другом, обеспечивая тем самым стабильность стране. Особый этап развитии скульптуры и живописи связан с Эхнатоном, который поощрял отход от канонов.

Рим завоевывает Египет, и последняя царица из птолемеевской династии Клеопатра кончает жизнь самоубийством. Все духовные ценности формировались храмах, а последние свою очередь были не просто молельнями с идолами богов, а центрами духовной и политической жизни. Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-seminary.ru