Клетка химический состав и жизнедеятельность

Работа 10 Проведите опыт разложения пероксида водорода ферментом каталазой или пероксидазой клубня картофеля Любой фермент это белок Если сварить картошку белок свернется Сделайте вывод, потеряет ли фермент активность после этого. Все клетки гомологичны, имеют ряд общих структурных признаков, от которых зависит выполнение основных функций Клеткам присуще единство строения, метаболизма обмена веществ и химического состава.

Белки выполняют важнейшие функции Ферменты биологические катализаторы, увеличивающие скорость химических реакций клетке сотни тысяч миллионы раз, являются белками Белки, входя состав всех клеточных структур, выполняют пластическую строительную функцию Движения клеток также осуществляют белки Они обеспечивают транспорт веществ клетку, из клетки и внутри клетки Важной является защитная функция белков антитела Белки являются одним из источников энергии Углеводы подразделяются на моносахариды и полисахариды Последние построены из моносахаридов, являющихся, подобно аминокислотам, мономерами Среди моносахаридов клетке наиболее важны глюкоза, фруктоза содержит шесть атомов углерода и пентоза пять атомов углерода Пентозы входят состав нуклеиновых кислот Моносахариды хорошо растворяются воде Полисахариды плохо растворяются воде животных клетках гликоген, растительных крахмал и целлюлоза Углеводы являются источником энергии, сложные углеводы, соединенные с белками гликопротеиды, жирами гликолипиды, участвуют образовании клеточных поверхностей и взаимодействиях клеток. Рис 1 Увеличительные приборы 1 Лупа 24 Оптические Микроскопы 5 Электронный микроскоп. Электронный микроскоп позволяет увидеть, что клетка имеет сложное строение рис. Ткань это группа клеток имеющих одинаковое строение, происхождение, функцию и объединенные межклеточным веществом. Межклеточное вещество выделяется самими клетками, оно определяет свойства тканей прочность костей, эластичность хрящей.

клетка химический состав и жизнедеятельность

Б костная ткань 1 костные клетки 2 концентрически расположенные ряды пластинок межклеточного вещества. Организм человека это огромное многоклеточное государство Клетка структурная единица как растительных, так животных организмов Наука, изучающая клетки, называется цитология. После открытия Гука клетки обнаруживали под микроскопом у всевозможных видов животных и растений И все они имели общий план строения Но световой микроскоп можно было увидеть лишь цитоплазму и ядро Появление электронного микроскопа позволило ученым не только увидеть другие, но и рассмотреть их ультраструктуру. Клеточная мембрана ограничивает живое содержимое клеток от окружающей среды Важнейшим свойством плазматической мембраны является ее избирательная проницаемость, через нее клетку свободно могут попадать лишь некоторые вещества За счет этого свойства мембрана регулирует поступление веществ клетку и обмен с внешней средой. Клетки состоят из неорганических и органических веществ К неорганическим веществам клетки относятся вода и минеральные вещества. Нуклеиновые кислоты занимают отдельное место среди органических веществ клетки Они отвечают за хранение и передачу наследственной информации В них закодирована информация о структуре всех белков организма Более подробно с химическим составом клетки вы познакомитесь девятом классе.

В 1665 произошло величайшее открытие биологии Роберт Гук впервые увидел и описал клетки, из которых состоят живые организмы А вот что он писал своей работе Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео Галилею см Рис 12, который создал прибор по имени микроскоп, он помог мне увидеть нечто, весьма интересующее весь свет. Другие уверенны, что изобретателем микроскопа был Галилео Галилей Он разработал свой микроскоп. Итак, функции каких ионов уже известны Так, ионы кальция входят состав костей и зубов, влияют на свертываемость крови Ионы калия и натрия содействуют проведению нервных импульсов Ионы хлора входят состав желудочного сока Йод является компонентом гормона щитовидной железы тироксина Железо входит состав гемоглобина и участвует переносе кислорода Медь, марганец, бор участвуют процессах кроветворения Фтор входит состав зубной эмали, при его недостатке развивается кариес, а при избытке флюороз, размягчение костной ткани Ионы молибдена, хрома, кобальта, цинка активируют работу ферментов, влияют на обмен веществ При нехватке этих элементов могут нарушаться процессы жизнедеятельности организмов. Клетка элементарная структурная и функциональная единица живого организма Клетки обладают всеми признаками живого Они способны размножаться, расти, обмениваться веществами и энергией с окружающей средой, реагировать на изменения, происходящие этой среде. Снаружи клетка покрыта цитоплазматической мембраной под которой находится цитоплазма ядро и органоиды.

Органоиды постоянные структуры цитоплазмы, имеющие разное строение и выполняющие различные функции. В ядре находятся хромосомы носители наследственных признаков и свойств человека. Внутри ядра выявляется ядрышко плотное тельце, которое участвует образовании рибосом. Комплекс Гольджи представляет собой единый комплекс густо сплетённых трубочек Сюда по каналам эндоплазматической сети поступают органические вещества Здесь они накапливаются, упаковываются пузырьки и таком виде покидают клетку. Большинство элементов клетке находится виде соединений веществ Различают органические и неорганические вещества К неорганическим веществам относят воду и минеральные соли Вода самое распространённое неорганическое вещество организме Её содержание разных клетках колеблется от 10 эмали зуба до 85 нервных клетках В клетках молодого организма воды содержится значительно больше, чем клетках стареющего организма Вода определяет объём и упругость клетки В водных растворах происходит взаимодействие веществ и их транспорт. К органическим веществам относятся белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты Белки жиры и углеводы основной строительный материал цитоплазмы, ядра и органоидов. На этом процесс деления клетки заканчивается В результате деления из одной материнской образуются две дочерние клетки, являющиеся копиями друг друга и исходной материнской клетки Дочерние клетки начинают собственную жизнь. Клетка строение, химический состав и жизнедеятельность презентация.

Минеральные соли содержатся клетке виде ионов ничтожно малых количествах от 1 до 1, 5 Ионы минеральных солей входят состав сложных биологически активных веществ, например, железо состав гемоглобина, а йод состав гормона щитовидной железы тироксина. Белки составляют от 10 до 20 от массы клетки и выполняют следующие функции. Помимо перечисленного, елки также выполняют регуляторную, информационную и некоторые другие функции. Решать тестовые задания могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Форма и размеры клеток зависят от выполняемой органом функции Основным прибором для изучения строения клетки является микроскоп Световой микроскоп позволяет рассматривать клетку при увеличении примерно до трех тысяч раз электронный микроскоп, котором вместо света используется поток электронов, сотни тысяч раз Изучением строения и функций клеток занимается цитология от греч цитос клетка. Строение клетки Каждая клетка состоит из цитоплазмы и ядра, а снаружи она покрыта мембраной, разграничивающей одну клетку от соседних Пространство между мембранами соседних клеток заполнено жидким межклеточным веществом Главная функция мембраны состоит том, что через нее движутся различные вещества из клетки клетку и таким образом осуществляется обмен веществ между клетками и межклеточным веществом.

клетка химический состав и жизнедеятельность

Клеточный центр образован тельцами, которые участвуют делении клетки Они расположены возле ядра. Ядро это тельце, которое является обязательной составной частью клетки Во время клеточного деления строение ядра меняется Когда деление клетки заканчивается, ядро возвращается к прежнему состоянию В ядре есть особое вещество хроматин, из которого перед делением клетки образуются нитевидные тельца хромосомы Для клеток характерно постоянное количество хромосом определенной формы В клетках тела человека содержится по 46 хромосом, а половых клетках. Химический состав клетки Клетки организма человека состоят из разнообразных химических соединений неорганической и органической природы К неорганическим веществам клетки относятся вода и соли Вода составляет до 80 массы клетки Она растворяет вещества, участвующие химических реакциях переносит питательные вещества, выводит из клетки отработанные и вредные соединения Минеральные соли хлорид натрия, хлорид калия и др играют важную роль распределении воды между клетками и межклеточным веществом Отдельные химические элементы, такие, как кислород, водород, азот, сера, железо, магний, цинк, иод, фосфор, участвуют создании жизненно важных органических соединений Органические соединения образуют до 20 30 массы каждой клетки Среди органических соединений наибольшее значение имеют углеводы, жиры, белки и нуклеиновые кислоты.

Белки служат главным строительным материалом Они участвуют формировании мембран клетки, ядра, цитоплазмы, органоидов Многие белки выполняют роль ускорителей течения химических реакций ферментов Биохимические процессы могут происходить клетке только присутствии особых ферментов, которые ускоряют химические превращения веществ сотни миллионов. Углеводы являются источником метаболической воды организме при расщеплении глюкозы до конечных продуктов. Двигательная мышечные белки, с помощью которых осуществляется работа мышц. Клетка отделена от среды, что его окружает, плазматической мембраной Через мембрану вещества транспортируются клетки и из нее В мембране имеются множество белковрецепторов лат рецепере получать, помогающие клетке реагировать на изменения за ее пределами, распознавать другие клетки и тому подобное. Как и все живое, организм человека состоит из клеток Благодаря клеточному строению организма возможны его рост, размножение, восстановление поврежденных органов и тканей и другие формы деятельности Форма и размеры клеток различны и зависят от выполняемой ими функции. Клетки организма человека состоят из разнообразных неорганических вода, минеральные соли и органических веществ углеводы, жиры, белки и нуклеиновые кислоты. Углеводы состоят из углерода, водорода и кислорода многие из них хорошо растворимы воде и являются основными источниками энергии для осуществления жизненно важных процессов.

Жиры образованы теми же химическими элементами, что и углеводы они нерастворимы воде Жиры входят состав клеточных мембран и также служат важнейшим источником энергии организме. Вопросы об истории клеточной теории на экзаменах встречаются, и довольно часто, так что советую запомнить эту историческую линейку Ученых знать строго обязательно. Раздел биологии, занимающийся изучением строения и жизнедеятельности клеток, получил название цитологии. В последнее время принято также говорить о биологии клетки, или клеточной биологии. Ядро ядрышко ядерная оболочка целый комплекс, отвечающий за хранение и передачу генетической наследственной информации. У эукариотических организмов растений, животных и грибов есть определенные различия строении и функциях клеток. Внтуриклеточные нити специальные волокна цитоплазме, придающие форму клетке, они образуют цитоскелет. Оболочка ядра двойная состоит из внутренней и наружной ядерных мембран Между этими мембранами располагается перинуклеарное пространство Наружная ядерная мембрана обычно связана с каналами эндоплазматической сети.

Основу его составляют белки, которые находятся состоянии коллоидного раствора Белки это сложные органические вещества, обладающие крупными молекулами молекулярный вес их очень высок, измеряется десятками тысяч по отношению к атому водорода и большой химической подвижностью Кроме белков, цитоплазме присутствуют и многие другие органические соединения углеводы, жиры, среди которых особенно большое значение жизни клетки играют сложные органические вещества нуклеиновые кислоты Из неорганических составных частей цитоплазмы следует прежде всего назвать воду, которая по весу составляет значительно больше половины всех веществ, входящих состав клетки Вода важна как растворитель, так как реакции обмена веществ протекают жидкой среде Кроме того, клетке присутствуют ионы солей Са2, К, Na, Fe2, Fe3. В основном веществе цитоплазмы располагаются органоиды постоянно присутствующие структуры, выполняющие определенные функции жизни клетки Среди них важную роль обмене веществ играют митохондрии В световом микроскопе они видны форме небольших палочек, нитей, иногда гранул. Эндоплазматическая сеть связана с наружной оболочкой ядра Эта связь играет, повидимому, существенную роль во взаимодействии ядра и цитоплазмы Эндоплазматическая сеть имеет также связь с наружной мембраной клетки и местами непосредственно переходит. Рис 16 Схема строения клетки, по современным данным, с учетом электронномикроскопических исследований.

К роме перечисленных цитоплазматических органоидов клетки, ней могут присутствовать различные специальные структуры и включения, связанные с обменом веществ и выполнением различных специальных, свойственных данной клетке функций В животных клетках обычно присутствует гликоген, или животный крахмал Это резервное вещество, потребляемое процессе обмена веществ как основной материал для окислительных процессов Часто имеются жировые включения форме мелких капель. В неделящемся ядре, как мы видели, хромосомы имеют вид тонких, неправильно расположенных нитей, переплетающихся друг с другом В профазе происходит их укорачивание и утолщение Вместе с тем каждая хромосома оказывается двойной По длине ее проходит щель, разделяющая хромосому на две рядом лежащие и совершенно подобные друг другу половины. Клеточное ядро, его химический состав, строение, роль жизнедеятельности клетки. Нуклеиновые кислоты образуются клеточном ядре Отсюда и произошло их название от лат нук леус ядро Нуклеиновые кислоты входят состав хроматина и участвуют хранении и передаче наследственных свойств и функций организма. Клетки тела человека растут и размножаются делением пополам Каждая из образовавшихся дочерних клеток, достигнув размеров материнской, тоже делится и выполняет ее функцию. Кислород, водород, азот В сумме эти элементы составляют почти 98 всего содержимого клетки.

Неорганические соединения вода, соли Около 2 3 массы человека составляет вода Соли создают среду, ускоряют реакции, способствуют выведению веществ. Хемосинтез синтез органических соединений за счет энергии реакций окисления неорганических соединений Хемосинтез свойственен для железобактерий и серобактерий Первые из них используют энергию, освобождающуюся при окислении двухвалентного железа трехвалентное вторые окисляют сероводород до серной кислоты. Клетка осуществляет обмен веществ и энергии, растет, размножается и передает по наследству свои признаки, реагирует на внешние раздражители и способна двигаться. Клетки всех организмов принципе сходны по химическому составу, строению и функциям. Цитоплазма Обязательная часть клетки, заключенная между плазматической мембраной и ядром Большинство химических и физиологических процессов клетки проходят цитоплазме. Первый закон Менделя закон единообразия гибридов первого поколения или закон доминирования. При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение гибридов F1 окажется единообразным и будет нести признак одного из родителей.

Возможность и форма проявления гена зависят от условий среды Среда здесь это условия, окружающие клетку, и присутствие других генов Гены взаимодействуют друг с другом и, оказавшись одном генотипе, могут сильно влиять на проявление действия соседних генов. Фенотип совокупность всех признаков и свойств организма, сложившихся процессе индивидуального развития генотипа. Генотип отражается фенотипе, а фенотип наиболее полно проявляется определенных условиях среды. Биомасса это масса организмов определенной группы или сообщества целом. Цепь разложения начинается от растительных и животных остатков, экскрементов животных, далее мелкие животные и микроорганизмы. Клеточная теория В середине XIX столетия на основе уже многочисленных знаний о клетке Т Шванн сформулировал клеточную теорию 1838 Он обобщил имевшиеся знания о клетке и показал, что клетка представляет основную единицу строения всех живых организмов, что клетки животных и растений сходны по своему строению Эти положения явились важнейшими доказательствами единства происхождения всех живых организмов, единство всего органического мира Т Шван внес науку правильное понимание клетки как самостоятельной единицы жизни, наименьшей единицы живого вне клетки нет жизни.

Изучение химической организации клетки привело к выводу, что именно химические процессы лежат основе ее жизни, что клетки всех организмов сходны по химическому составу, у них однотипно протекают основные процессы обмена веществ Данные о сходстве химического состава клеток еще раз подтвердили единство всего органического мира. Многочисленные исследования области цитологии показали, что все клетки имеют некоторые общие свойства не только строении, но и функциях Так, клетки осуществляют обмен веществ, способны к саморегуляции своего состояния, могут передавать наследственную информацию Вместе с тем выяснилось, что клетки весьма многообразны Они могут существовать как одноклеточные организмы амебы, а также составе многоклеточных У клеток разный срок существования Так, некоторые клетки пищевода отмирают у человека через несколько дней после появления, а срок жизни нервных клеток может совпадать с продолжительностью жизни человека Жизненный цикл любой клетки завершается или делением и продолжением жизни, но уже обновленном виде, или гибелью. Продумайте вопросы к перечисленным выше терминам Требование к вопросу он должен быть сформулирован кратко, конкретно, недвусмысленно, однозначно, чтобы на данный вопрос был возможен только один вариант ответа. Функция хлоропластов, хромопластов и лейкопластов фотосинтез Эукариотическая клетка имеет сложное строение Она состоит из трех частей плазматической мембраны, цитоплазмы с органоидами и ядра.

Клетка строение, химический состав и жизнедеятельность презентация Презентация была опубликована 2 года назад пользователем Данный видеоурок посвящен теме Клетка строение, химический состав и жизнедеятельность Наука, изучающая клетку, называется цитология На этом занятии мы обсудим строение самой маленькой структурной единицы нашего организмаРис 6 Химический состав клеток организма человека Жиры и углеводы имеют менее сложное строение посравнению с белками Они также входят состав клеточных структур и служат источником энергии для процессов жизнедеятельности организма строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ размножение клеток происходит путем их деления, и каждая новая клетка образуется результате деления исходной материнской клетки все многоклеточные организмыКле́тка структурнофункциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов кроме вирусов и вироидов, о которых нередко говорят, как о неклеточных формах жизни, обладающая собственным обменом веществКлетки живых организмов своем строении имеют как сходства, так и отличия На нашем уроке мы познакомимся со структурой животной клетки 2 Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки химический состав функции Клетки растений Запасные питательные вещества, используемые процессе жизнедеятельности клетки Клеточный центр 7 клеточный центр 8 рибосомы 9 лизосомы 10 комплекс Гольджи Ткани Ткань это группа клеток имеющих одинаковое строение, происхождение, функцию и объединенные межклеточным веществом Строение клетки Основным содержанием ядра являются хромосомы них закодированы программы жизнедеятельности организма Различные типы клеток отличаются друг от друга по форме, размерам, химическому составу, функциям 2 Клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов имеют общее происхождение и сходны по своему строению и химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ.

Анатомия человека система кровообращения Организм нуждается отлаженной сети каналов для доставки питательных. Данный видеоурок посвящен теме Клетка строение, химический состав и жизнедеятельность Наука, изучающая клетку, называется цитология Поурочное планирование к учебнику Биология Человек, 8 класс, Драгомилов А Г Маш Р Д Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных 19 мар 2015 Химический состав клетки необходимы для поддержания жизнедеятельности, 18 из которых абсолютно необходимы, а 7 полезны Клетка строение, химический состав и жизнедеятельность Вспомните Что общего строении всех живых организмов Чем животные клетки 13 Химическая организация клетки 14 См также 15 Примечания а совокупности все они определяют жизнедеятельность клетки целом от эукариот, однако химическом составе мембраны есть немало различий, Химический состав клетки Роль органических веществ ее строении и жизнедеятельности 1 Элементарный состав клеток, наибольшее содержание Строение клетки Клетки, образующие ткани растений и животных, значительно Жизнедеятельность клетки химический состав, функции Клетки Химический состав клетки Роль органических веществ ее строении и жизнедеятельности. Клетка единица строения каждого организма Одноклеточные организмы, их строение и жизнедеятельность Многоклеточные организмы, возникновение процессе эволюции клеток, разнообразных по форме, размерам и функциям Взаимосвязь клеток организме, образование тканей, органов.

Места обитания бактерий Строение бактерий Размеры форма бактерий Строение бактериальной клетки. В клетках больше всего содержится таких химических элементов, как углерод, водород, кислород и азот Вместе они составляют до 98 массы клетки. Органические вещества сложные углеродсодержащие соединения Они входят состав всех живых организмов Сначала считали, что органические вещества образуют только живые организмы, поэтому их и назвали органическими К ним относят углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты и другие вещества. Неорганические вещества Органические вещества Углеводы Белки Жиры Нуклеиновые кислоты. Макроэлементы составляют сумме порядка 98 всех элементов клетки и входят состав жизненно важных биологических веществ К ним относят водород 60, кислород. Большинство современных живых организмов относится к одному из трех царств растений, грибов или животных, объединяемых надцарство эукариот.

Типичная эукариотическая клетка состоит из трех компонентов оболочки, цитоплазмы и ядра. Гиалоплазма матрикс это водный раствор неорганических и органических веществ, способный изменять свою вязкость и находящиеся постоянном движении Способность к движению или, течению цитоплазмы, называют циклозом. К мембранным органоидам эукариотической клетки относят эндоплазматическую сеть, аппарат Гольджи, митохондрии, лизосомы, пластиды. Лизосомы Представляют собой небольшие округлые тельца От Цитоплазмы каждая лизосома отграничена мембраной Внутри лизосомы находятся ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В процессе эволюций разные клетки приспосабливались к обитанию различных условиях и выполнению специфических функции Это требовало наличия них особых органоидах, которые называют специализированными отличие от рассмотренных выше органоидов общего назначения К их числу относят сократительные вакуоли простейших, миофибриллы мышечного волокна, нейрофибриллы и синаптические пузырьки нервных клеток, микроворсинки эпителиальных клеток, реснички и жгутики некоторых простейших. Ядро наиболее важный компонент эукариотических клеток Большинство клеток имеют одно ядро, но встречаются и многоядерные клетки у ряда простейших, скелетных мышцах позвоночных Некоторые высоко специализированные клетки утрачивают ядра эритроциты млекопитающих, например.

Ядро, как правило, имеет шаровидную или овальную форму, реже может быть сегментированным или веретеновидном В состав ядра входят ядерная оболочка и кариоплазма, содержащая хроматин хромосомы и ядрышки. Первая фаза М профаза I, наиболее сложная и длительная у человека 22, 5, у лилии 810 суток, подразделяется на 5 стадий Лептотена стадия тонких нитей, когда хромосомы слабо спирализованы и наиболее длинны, видны утолщения хромомеры Зиготена стадия начала попарного, бок о бок соединения синапсиса, конъюгации гомологичных хромосом при этом гомологичные хромомеры взаимно притягиваются и выстраиваются строго друг против друга. Диплотена стадия раздвоившихся нитей гомологичные хромосомы начинают отталкиваться друг от друга, но оказываются связанными, обычно 23 точках на бивалент, где видны хиазмы перекресты хроматид цитологическое проявление кроссинговера Диакинез стадия отталкивания гомологичных хромосом, которые попрежнему соединены биваленты хиазмами, перемещающимися на концы хромосом терминализация хромосомы максимально коротки и толсты за счёт спирализации и образуют характерные фигуры кресты, кольца и др Следующая фаза М метафаза I, во время которой хиазмы ещё сохраняются биваленты выстраиваются средней части веретена деления клетки, ориентируясь центромерами гомологичных хромосом к противоположным полюсам веретена.

Оболочка клеток Оболочка клеток имеет сложное строение Она состоит из наружного слоя и расположенной под ним плазматической мембраны Клетки животных и растений различаются по строению их наружного слоя У растений, а также у бактерий, синезеленых водорослей и грибов на поверхности клеток расположена плотная оболочка, или клеточная стенка У большинства растений она состоит из клетчатки Клеточная стенка играет исключительно важную роль она представляет собой внешний каркас, защитную оболочку, обеспечивает тургор растительных клеток через клеточную стенку проходит вода, соли, молекулы многих органических веществ. Гликокаликс выполняет прежде всего функцию непосредственной связи клеток животных с внешней средой, со всеми окружающими ее веществами Имея незначительную толщину меньше 1 мкм, наружный слой клетки животных не выполняет опорной роли, какая свойственна клеточным стенкам растений Образование гликокаликса, так же как и клеточных стенок растений, происходит благодаря жизнедеятельности самих клеток. В состав плазматической мембраны входят белки и липиды Они упорядочено расположены и соединены друг с другом химическими взаимодействиями По современным представлениям молекулы липидов плазматической мембране расположены два ряда и образуют сплошной слой Молекулы белков не образуют сплошного слоя, они располагаются слое липидов, погружаясь него на разную глубину.

Клетки, образующие у многоклеточных животных разнообразные ткани эпителиальную, мышечную и др, соединяются друг с другом плазматической мембраной В местах соединения двух клеток мембрана каждой из них может образовывать складки или выросты, которые придают соединениям особую прочность. Хромопласты находятся цитоплазме клеток разных частей растений цветках, плодах, стеблях, листьях Присутствием хромопластов объясняется желтая, оранжевая и красная окраска венчиков цветков, плодов, осенних листьев. Хлоропласты, хромопласты и лейкопласты способны клетка взаимному переходу Так при созревании плодов или изменении окраски листьев осенью хлоропласты превращаются хромопласты, а лейкопласты могут превращаться хлоропласты, например, при позеленении клубней картофеля. Клеточные включения К клеточным включениям относятся углеводы, жиры и белки Все эти вещества накапливаются цитоплазме клетки виде капель и зерен различной величины и формы Они периодически синтезируются клетке и используются процессе обмена веществ. Ядерный сок полужидкое вещество, которое находится под ядерной оболочкой и представляет внутреннюю среду ядра. Пройти тест по теме Перейти к тренажерам Домашнее задание от Домашней Школы InterUrok.

Цитоплазма Биологическая мембрана Полужидкая среда, которой находятся ядро клетки и все органоиды Цитоплазма на 85 состоит из воды и на 10 из белков Биологическая мембрана отграничивает содержимое клетки от внешней среды, образует стенки большинства органоидов и оболочку ядра, разделяет содержимое цитоплазмы на отдельные отсеки Наружный и внутренний слои мембраны тёмные образованы молекулами белков, а средний светлый двумя слоями молекул липидов Липидные молекулы расположены строго упорядоченно водорастворимые гидрофильные концы молекул обращены к белковым слоям, а водонерастворимые гидрофобные друг к другу Биологическая мембрана обладает избирательной проницаемостью. Комплекс Гольджи Комплекс Гольджи представляет собой стопку из 510 плоских цистерн, по краям которых отходят ветвящиеся трубочки и мелкие пузырьки Он входит состав системы мембран наружная мембрана ядерной оболочки эндоплазматическая сеть комплекс Гольджи наружная клеточная мембрана В этой системе происходит синтез и перенос различных соединений, а также веществ, выделяемых клеткой виде секрета или отбросов Комплекс Гольджи принимает участие образовании лизосом, вакуолей, накоплении углеводов, построении клеточной стенки у растений.

А теперь проверим, насколько хорошо вы запомнили этапы митоза У вас на столах карточки и разноцветные маркеры С помощью маркеров мы будем изображать хромосомы, и используем для этого два разных цвета красный и синий Нарисуем, как выглядит клетка до начала подготовки к делению Для простоты изобразим ней одну красную и одну синюю хромосомы Теперь возьмите следующую карточку и нарисуйте, как изменится клетка во время подготовки к делению Поднимите свои карточки Сравните с изображением на доске рисунок с удвоенным набором хромосом На третьей карточке нарисуйте следующую фазу деления хромосомы располагаются области экватора Аналогичным образом изобразим все фазы митоза, так что у ребят получается их полный набор. На сегодняшнем уроке мы познакомились с одной из важнейших способностей живой клетки способностью к делению Способ деления клетки, при котором из одной материнской клетки получается две дочерних, с таким же набором хромосом, называется митоз За счет митоза происходит рост организма, замена старых клеток, восстановление утраченных органов, а также размножение организмов Но это уже материал следующих уроков Слайд.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Подавляющее большинство клеток не видимы невооруженным глазом поэтому изучение клеток тесно связано с развитием техники микроскопирования Первые микроскопы были сконструированы начале. В 1831 Р Браун клеточном соке орхидных открыл ядро, которое является одним из важнейших постоянных компонентов клетки Представления о клеточном строении растений окончательном виде были сформулированы М Шлейденом. В момент возникновения клеточной теории вопрос о том, как образуются клетки организме, не был окончательно выяснен М Шлейден и Т Шванн считали, что клетки организме возникают путем новообразования из первичного неклеточного вещества Это представление было опровергнуто к середине XIX что нашло отражение знаменитом афоризме Р Вирхова omnis cellula a cellula всякая клетка происходит только от клетки Дальнейшее развитие цитологии полностью подтвердило, что и клетки животных, и клетки растений возникают только результате деления предшествующих клеток и никогда не возникают de novo из неживого или живого вещества.

Широкое использование новейших методов физики и химии обусловило прогресс, достигнутый последнее десятилетие развитии основных направлений цитологических исследований изучении строения, функционирования и воспроизведения клетки Например, изучение морфологии клетки настоящее время почти целиком базируется на использовании электронной микроскопии, при помощи которой были открыты такие важнейшие клеточные органоиды, как эндоплазматическая сеть, рибосомы, лизосомы. Лишь один постулат клеточной теории оказался опровергнутым Открытие вирусов показало, что утверждение вне клеток нет жизни ошибочно Хотя вирусы, как и клетки, состоят из двух основных компонентов нуклеиновой кислоты и белка, структура вирусов и клеток резко различна, что не позволяет считать вирусы клеточной формой организации материи Вирусы не способны самостоятельно синтезировать компоненты собственной структуры нуклеиновые кислоты и белки, и их размножение возможно только при использовании ферментативных систем клеток Поэтому вирус не является элементарной единицей живой материи. Значение клетки как элементарной структуры и функции живого, как центра основных биохимических реакций, протекающих организме, как носителя материальных основ наследственности делает цитологию важнейшей общебиологической дисциплиной.

И все же можно говорить о клетках собирательном понятии В середине XIX столетия на основе уже многочисленных знаний о клетке Т Шванн сформулировал клеточную теорию 1838 Он обобщил имевшиеся знания о клетке и показал, что клетка представляет собой основную единицу строения всех живых организмов, что клетки растений и животных сходны по своему строению Эти положения явились важнейшими доказательствами единства происхождения всех живых организмов, единства всего органического мира Т Шванн внес науку правильное понимание клетки как самостоятельной единицы жизни, наименьшей единицы живого вне клетки нет жизни. Клеточная теория одно из выдающихся обобщений биологии прошлого столетия, давшее основу для материалистического подхода к пониманию жизни, к раскрытию эволюционных связей между организмами. Клеточная теория получила дальнейшее развитие трудах ученых второй половины XIX столетия Было открыто деление клеток и сформулировано положение о том, что каждая новая клетка происходит от такой же исходной клетки путем ее деления Рудольф Вирхов, 1858 Карл Бэр открыл яйцеклетку млекопитающих и установил, что все многоклеточные организмы начинают свое развитие из одной клетки, и этой клеткой является зигота Это открытие показало, что клетка не только единица строения, но и единица развития всех живых организмов.

Оболочка ядра содержит многочисленные поры Они образуются смыканием наружной и внутренней мембран и имеют различный диаметр В некоторых ядрах, например ядрах яйцеклеток, пор очень много, и они с правильными интервалами расположены на поверхности ядра Количество пор ядерной оболочке варьирует различных типах клеток Поры расположены на равном расстоянии друг от друга Так как диаметр поры может изменяться, и ряде случаев ее стенки обладают довольно сложной структурой, создается впечатление, что поры сокращаются, или замыкаются, или, наоборот, расширяются Благодаря порам, кариоплазма входит непосредственный контакт с цитоплазмой Через поры легко проходят довольно крупные молекулы нуклеозидов, нуклеотидов, аминокислот и белков, и таким образом осуществляется активный обмен между цитоплазмой и ядром. Так же как и эндоплазматическая сеть, рибосомы были открыты только с помощью электронного микроскопа Рибосомы самые маленькие из клеточных органелл. В рибосомах, находящихся ядре, происходит синтез ядерных белков Рибосомы митохондрий и пластид выполняют функцию синтеза части белков, содержащихся этих органоидах.

Внутреннее пространство митохондрии, котором располагаются кристы, также заполнено гомогенным веществом, носящим название матрикса Вещество матрикса более плотной консистенции, чем окружающая митохондрию цитоплазма В последнее время матриксе митохондрий были обнаружены рибосомы Число крист неодинаково митохондриях различных клеток Так, клетке сердечной мышцы, скелетной мышцы, эпителия почки количество крист обычно большое, и они плотно располагаются по отношению друг к другу Детали строения митохондрий, и особенно число, форма и расположение крист, могут варьировать, но основной план их строения остается одинаковым разнообразных клетках тканей и органов самых различных организмов. У зеленых водорослей процессы фотосинтеза осуществляются хроматофорах, которые не содержат гран, и продукты первичного синтеза различные углеводы часто откладываются вокруг особых клеточных структур, называемых пиреноидами. При делении клеток часть аппарата Гольджи из материнской клетки передается дочернюю Этот клеточный органоид представляет, поэтому, преемственную структуру, и при делении обычно материал его распределяется поровну между материнской и дочерней клетками Возможность образования аппарата Гольджи заново не доказана. Лизосомы были открыты 1955 году при исследовании клеток печени крысы биохимическими методами Открытие лизосом связано с работами ДеДюва. Обнаружить различия строении интерфазных ядер двух последних типов не удается.

Биологическая роль воды определяется особенностью ее молекулярной структуры, полярностью ее молекул. К неорганическим веществам клетки, кроме воды, относятся также соли Для процессов жизнедеятельности из входящих состав солей катионов наиболее важны K, Na, Ca2, Mg2, из анионов HPO4, H2PO4, Cl Концентрация катионов и анионов клетке и среде ее обитания, как правило, резко различна Пока клетка жива, соотношение ионов внутри и вне клетки стойко поддерживается После смерти клетки содержание ионов клетке и среде быстро выравнивается Содержащиеся клетке ионы имеют большое значение для нормального функционирования клетки, а также для поддержания внутри клетки постоянной реакции Несмотря на то что процессе жизнедеятельности непрерывно образуются кислоты и щелочи, норме реакция клетки слабощелочная, почти нейтральная. В состав углеводов входят атомы углерода, кислорода, водорода Различают простые и сложные углеводы Простые моносахариды Сложные полимеры, мономерами которых являются моносахариды олигосахариды и полисахариды С увеличением числа мономерных звеньев растворимость полисахаридов уменьшается, сладкий вкус исчезает Биологическая роль углеводов см таблицу ниже. Первичная структура полипептидная цепь из аминокислот, связанных определенной последовательности ковалентными пептидными связями.

Третичная структура специфическая для каждого белка конфигурация глобула Удерживается малопрочными гидрофобными связями или силами сцепления между неполярными радикалами, которые встречаются у многих аминокислот Есть также ковалентные S Sсвязи, возникающие между удаленными друг от друга радикалами серосодержащей аминокислоты цистеина. Все организмы кроме бактерий, синезеленых водорослей, вирусов и фагов от одноклеточных зеленых водорослей и простейших до высших цветковых растений и млекопитающих имеют сложно устроенные клетки, которые называют ядерными эукариотическими. С изобретением электронного микроскопа 1933 году началась новая эпоха изучении строения клетки. С помощью современного электронного микроскопа удалось рассмотреть много новых важных органоидов клетки, которые при изучении световом микроскопе казались просто бесструктурными участками.

Основное отличие электронного микроскопа от светового том, что нем вместо света используется быстрый поток электронов, а стеклянные линзы заменены электромагнитными полями Источником электронов, катодом, служит вольфрамовая нить, нагреваемая электрическим током до раскаленного состояния Пучок электронов, вылетающих из раскаленной вольфрамовой нити, направляется к аноду Движение электронов от катода к аноду осуществляется под ускоряющим воздействием разности потенциалов В центре анода имеется небольшое отверстие Сквозь него проходят электроны, и пучок их фокусируется магнитной катушкой, играющей роль линзы, которая направляет его на объект Когда пучок электронов уже прошел через объект, изображение его увеличивается с помощью второй магнитной катушки, которая действует как линза объектива затем пучок электронов проходит через третью магнитную катушку, действующую качестве окуляра или проекционной линзы и увеличивающую уже полученное изображение объекта. Для электронномикроскопического исследования пригодны только препараты фиксированных клеток, подвергнутых очень сложной предварительной обработке Живые клетки с помощью электронного микроскопа пока еще не исследуются Причина этого заключается том, что свободное движение электронов микроскопе достигается только достаточно высоком вакууме, а живые клетки, содержащие значительное количество воды, сильно повреждаются при помещении их вакуум Кроме того, живые клетки повреждаются и при облучении интенсивным потоком электронов.

Микроскопическое исследование живых клеток и тканей широко применяется цитологии для самых различных целей, например для изучения изменений, происходящих клетках при разнообразных внешних воздействиях, для выяснения закономерностей обмена веществ клетках, для изучения клеточных структур, токов цитоплазмы, клеточной проницаемости и. К микрохимическим относятся те методы, с помощью которых производится определение от 10 до 0, 01 мг вещества Эти методы широко используются цитологии для определения содержания клетках белков, фосфора, аминокислот, нуклеиновых кислот, сахаров и. Основные закономерности молекулярной биологии и цитологии, лежащие основе механизмов эволюционного процесса, позволяют дать понятие о явлениях наследственности и изменчивости. На следующем уроке четыре человека будут отвечать письменно на вопросы карточек, за 10 минут нужно дать развернутый ответ на поставленный вопрос Один ученик будет работать с карточкой у доски, ней обычно 10 вопросов, нужно записать номера вопросов и против них краткие ответы 1011 учащихся будут работать с тестовыми заданиями на компьютерах, два три человека будут отвечать устно Изучение нового материала проводится с помощью презентаций, тетрадях записывается тема, домашнее задание, основные понятия и определения, которые диктует учитель Подпишите ваши тетради. Биология, человек Тетрадь ученика цы 91 2, 3, 4 класса Физикотехнического лицея 1 Иванова Михаила.

Каждая клетка состоит из цитоплазмы и ядра, а снаружи она покрыта мембраной, плазмалеммой, разграничивающей одну клетку от соседних Пространство между мембранами соседних клеток заполнено жидким межклеточным веществом Главная функция мембраны состоит том, что через нее движутся различные вещества из клетки клетку и таким образом осуществляется обмен веществ между клетками и межклеточным веществом. Белки служат главным строительным материалом Они участвуют формировании мембран клетки, ядра, цитоплазмы, органоидов Многие белки выполняют роль ускорителей течения химических реакций ферментов Биохимические процессы могут происходить клетке только присутствии особых ферментов, которые ускоряют химические превращения веществ сотни миллионов раз Белки имеют разнообразное строение Только одной клетке насчитывается до 1000 разных белков При распаде белков организме освобождается примерно такое же количество энергии, как и при расщеплении углеводов 17, 6 кДж на. Тест 7 Основной источник энергии для клетки Белки Жиры Углеводы Нуклеиновые кислоты Тест 8 Запасной источник энергии для клетки Белки Жиры Углеводы Нуклеиновые кислоты Тест 9 Нуклеиновые кислоты образуются Рибосомами Клеточным центром В цитоплазме клетки В ядре Тест 10 Ферменты это Белки Жиры Углеводы Нуклеиновые кислоты. В чем же принципиальное различие поведении макро и микроэлементов организме. Познакомиться с учебной информацией, ответить на предложенные вопросы, обсудить результат работы, выполнить проверочный тест.

Пройти тест по теме J4lNJL Перейти к тренажерам Eu8ZMJ Домашнее задание от Домашней Школы InterUrok. В организме человека обнаружено 86 постоянно присутствующих элементов периодической системы Д И Менделеева Из них 25 необходимы для поддержания жизнедеятельности, 18 из которых абсолютно необходимы, а 7 полезны На долю четырех химических элементов кислорода, водорода, углерода и азота приходится около 98 массы клетки Другие элементы присутствуют ней незначительных количествах серы 0, 150, 2, цинка 0, 003, а йода всего 0, 000001. В клетках живых организмов содержится несколько тысяч веществ, которые участвуют разнообразных химических реакциях Если проанализировать химический состав клетки то окажется, что из 109 элементов периодической системы Менделеева ней обнаруживается большинство, причем клетки бактерий, грибов растений и животных имеют сходный химический состав Особенно велико содержание клетках кислорода, углерода, водорода и азота В сумме эти элементы составляют почти 98 всего содержимого клетки В состав живых клеток входит ряд относительно простых соединений, которые встречаются и неживой природе минералах, природных водах Это неорганические соединения. Входят состав внутриклеточных структур Выделяют энергию результате процессов диссимиляции Защищает клетку и организм от резких колебаний температуры и механических повреждений Запасают необходимое клетке вещество и энергию.

Строительная синтез собственных специфических белков Каталитическая ускоряют химические реакции Регуляторная осуществляется с помощью гормонов Двигательная мышечные белки, с помощью которых осуществляется работа мышц Транспортная перенос кислорода и углекислого газа с помощью белка глобина Защитная выработка белков антител. История изучения клетки неразрывно связана с развитием методов исследования, первую очередь с развитием микроскопической техники. Современная клеточная теория исходит из того, что клеточная структура является главнейшей формой существования жизни, присущей всем живым организмам, кроме вирусов Совершенствование клеточной структуры явилось главным направлением эволюционного развития как у растений, так и у животных, и клеточное строение прочно удержалось у большинства современных организмов.

Целостность организма есть результат естественных, материальных взаимосвязей, вполне доступных исследованию и раскрытию Клетки многоклеточного организма не являются индивидуумами, способными существовать самостоятельно так называемые культуры клеток вне организма представляют собой искусственно создаваемые биологические системы К самостоятельному существованию способны, как правило, лишь те клетки многоклеточных, которые дают начало новым особям гаметы, зиготы или споры и могут рассматриваться как отдельные организмы Клетка не может быть оторвана от окружающей среды как, впрочем, и любые живые системы Сосредоточение всего внимания на отдельных клетках неизбежно приводит к унификации и механистическому пониманию организма как суммы частей. Клетка элементарная единица жизни на Земле Она обладает всеми признаками живого организма растет, размножается, обменивается с окружающей средой веществами и энергией, реагирует на внешние раздражители.

Функции белков клетке чрезвычайно многообразны Одна из важнейших строительная функция белки участвуют образовании всех клеточных мембран и органоидов клетки, а также внутриклеточных структур Исключительно важное значение имеет ферментативная каталитическая роль белков Ферменты ускоряют химические реакции, протекающие клетке, 10ки и 100ни миллионов раз Двигательная функция обеспечивается специальными сократительными белками Эти белки участвуют во всех видах движений, к которым способны клетки и организмы мерцание ресничек и биение жгутиков у простейших, сокращение мышц у животных, движение листьев у растений и др Транспортная функция белков заключается присоединении химических элементов например, гемоглобин присоединяет О или биологически активных веществ гормонов и переносе их к тканям и органам тела Защитная функция выражается форме выработки особых белков, называемых антителами, ответ на проникновение организм чужеродных белков или клеток Антитела связывают и обезвреживают чужеродные вещества Белки играют немаловажную роль как источники энергии При полном расщеплении 1г белков выделяется 17, 6. Углеводы выполняют две основные функции строительную и энергетическую Целлюлоза образует стенки растительных клеток Сложный полисахарид хитин служит главным структурным компонентом наружного скелета членистоногих Строительную функцию хитин выполняет и у грибов Углеводы играют роль основного источника энергии клетке В процессе окисления 1г углеводов освобождается 17, 6.

Значение нуклеиновых кислот клетке очень велико Особенности их химического строения обеспечивают возможность хранения, переноса и передачи по наследству дочерним клеткам информации о структуре белковых молекул, которые синтезируются каждой ткани на определенном этапе индивидуального развития Поскольку большинство свойств и признаков клеток обусловлено белками, то понятно, что стабильность нуклеиновых кислот важнейшее условие нормальной жизнедеятельности клеток и целых организмов Любые изменения структуры клеток или активности физиологических процессов них, влияя, таким образом, на жизнедеятельность Изучение структуры нуклеиновых кислот имеет исключительно важное значение для понимания наследования признаков у организмов и закономерностей функционирования, как отдельных клеток, так и клеточных систем тканей и органов. Такое представление о клетке установилось науке не сразу Сама клетка точнее, клеточная оболочка была открыта XVII Английским физиком Р Гуком Рассматривая под микроскопом срез пробки, Гук обнаружил, что она состоит из ячеек, разделенных перегородками Эти ячейки он назвал клетками Долгое время главной частью клетки считали ее оболочку Лишь XIX Ученые обратили внимание на полужидкое студенистое содержимое, заполняющее клетку В 1831 английский ботаник Б Броун обнаружил клетках ядро Это открытие послужило важной предпосылкой для установления сходства между клетками растений и животных Ботаник М Шлейден доказал, что ядро есть любой растительной клетке.

Неклеточные формы жизни вирусы и бактериофаги устроены проще, чем клетки даже самых примитивных бактерий. Организмы, не способные сами синтезировать органические соединения из неорганических, нуждаются доставке их из окружающей среды Такие организмы называются гетеротрофными К ним относятся большинство бактерий, грибы и все животные. Основной способ деления клеток митоз, состоящий из профазы, метафазы, анафазы и телофазы промежуток между делениями клетки интерфаза. Биология Общие закономерности 9 класс 2003г Дрофа С Г Мамонтов, В Б Захаров, Н И Сонин. Ионы хлора принимают участие перезарядке клеточных мембран и обеспечивают возникновение электрических импульсов, лежащих основе нервного возбуждения. Биохимический анализ соединений, входящих живую клетку, подтверждает высокое содержание ней таких органических веществ, как белки Этому факту есть логическое объяснение белки выполняют разнообразные функции и участвуют во всех проявлениях клеточной жизнедеятельности. Как мы выяснили ранее, к важным органическим веществам полимерам относятся также углеводы К ним относятся полисахариды, олигосахариды и моносахариды Углеводы входят состав более сложных комплексов гликолипидов и гликопротеидов, из которых построены клеточные мембраны и надмембранные структуры, например гликокаликс.

Животные накапливают их подкожной жировой клетчатке, нервная ткань содержит жир виде миелиновых оболочек нервов Он также накапливается почках, печени, у насекомых жировом теле Жидкие жиры масла встречаются семенах многих растений кедра, арахиса, подсолнечника, маслины Содержание липидов клетках колеблется от 5 до 90 жировой ткани. Что форма носа может сказать о вашей личности Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком. Цель изучить особенности строения, химический состав клетки человека и её жизненные свойства. Изу че ние хи ми че ской ор га ни за ции клет ки при ве ло к вы во ду, что имен но хи ми че ские про цес сы ле жат ос но ве ее жиз ни, что клет ки всех ор га низ мов сход ны по хи ми че ско му со ста ву, у них од но тип но про те ка ют ос нов ные про цес сы об ме на ве ществ Дан ные о сход ст ве хи ми че ско го со ста ва кле ток еще раз под твер ди ли един ст во все го ор га ни че ско го ми.

Изу че ние кле ток раз но об раз ных од но кле точ ных и мно го кле точ ных ор га низ мов с по мо щью све то оп ти че ско го и элек трон но го мик ро ско пов по ка за ло, что по сво ему строе нию они раз де ля ют ся на две груп пы Од ну груп пу со став ля ют бак те рии и си незе ле ные во до рос ли Эти ор га низ мы име ют наи бо лее про стое строе ние кле ток Их на зы ва ют дое ден ны ми про ка рио та ми, так как у них нет оформ лен но го яд ра от гре че ско го кар тон яд ро и нет мно гих струк тур, ко то рые на зы ва ют ор га нои да ми Дру гую груп пу со став ля ют все ос таль ные ор га низ мы от од но кле точ ных зе ле ных во до рос лей и про стей ших до выс ших цвет ко вых рас те ний, мле ко пи таю щих, том чис ле и че ло ве ка Они име ют слож но уст ро ен ные клет ки, ко то рые на зы ва ют ядер ны ми эстр PAGE 4 из NUMPAGES 12и Эти клет ки име ют яд ро и ор га нои ды, вы пол няю щие спе ци фи че ские функ ции Осо бую, не кле точ ную фор му жиз ни со став ля ют ви ру сы, изу че ни ем ко то рых за ни ма ет ся ви ру со ло.

Плаз ма ти че ская мем бра на вы пол ня ет мно го важ ных функ ций, от ко то рых за ви дят жиз не дея тель ность кле ток Од на из та ких функ ций за клю ча ет ся том, что она об ра зу ет барь ер, от гра ни чи ваю щий внут рен нее со дер жи мое клет ки от внеш ней сре ды Но ме ду клет ка ми и внеш ней сре дой по сто ян но про ис хо дит об мен ве ществ Из внеш ней сре ды клет ку по сту па ет во да, раз но об раз ные со ли фор ме от дель ных ио нов, не ор га ни че ские и ор га ни че ские мо ле ку лы Они про ни ка ют клет ку че рез очень тон кие ка на лы плаз ма ти че ской мем бра ны Во внеш нюю сре ду вы во дят ся про дук ты, об ра зо ван ные клет ке Транс порт ве ществ од на из глав ных функ ций плаз ма ти че ской мем бра ны Че рез плаз ма ти че скую мем бра ну из кле ти вы во дят ся про дук ты об ме на, а так же ве ще ст ва, син те зи ро ван ные клет ке К чис лу их от но сят ся раз но об раз ные бел ки, уг ле во ды, гор мо ны, ко то рые вы ра ба ты ва ют ся клет ках раз лич ных же лез и вы во дят ся во вне кле точ ную сре ду фор ме мел ких ка пель.

От гра ни чен ная от внеш ней сре ды плаз ма ти че ской мем бра ной, ци то плаз ма пред став ля ет со бой внут рен нюю по лу жид кую сре ду кле ток В ци то плаз му эу ка рио ти че ских кле ток рас по ла га ют ся яд ро и раз лич ные ор га нои ды Яд ро рас по ла га ет ся цен траль ной час ти ци то плаз мы В ней со сре до то че ны и раз но об раз ные вклю че ния про дук ты кле точ ной дея тель но сти, ва куо ли, а так же мель чай шие тру боч ки и ни ти, об ра зую щие ске лет клет ки В со ста ве ос нов но го ве ще ст ва ци то плаз мы пре об ла да ют бел ки В ци то плаз ме про те ка ют ос нов ные про цес сы об ме на ве ществ, она объ ди ня ет од но це лое яд ро и все ор га нои ды, обес пе чи ва ет их взаи мо дей ст вие, дея тель ность клет ки как це ло ст ной жи вой еди ной сис те. Эн до плаз ма ти че ская сеть вы пол ня ет мно го раз но об раз ных функ ций Ос нов ная функ ция гра ну ляр ной эн до плаз ма ти че ской се ти уча стие син те зе бел ка, ко то рый осу ще ст ля ет ся ри бо со мах На мем бра нах глад кой эн до плаз ма ти че ской се ти про ис хо дит син тез ли пи дов и уг ле во дов Все эти про дук ты син те за на ка ли ва ют ся ка на лах и по лос тях, а за тем транс пор ти ру ют ся к раз лич ным ор га нои дам клет ки, где по треб ля ют ся или на ка ли ва ют ся ци то плаз ме ка че ст ве кле точ ных вклю че ний Эн до плаз ма ти че ская сеть свя зы ва ет ме ду со бой ос нов ные ор га нои ды клет.

Ми то хон рии хо ро шо вид ны све то вой мик ро скоп, с по мо щью ко то ро го мож но рас смот реть их фор му, рас по ло же ние, со счи тать ко ли че ст во Внут рен нее строе ние ми то хон рий изу че но с по мо щью элек трон но го мик ро ско па Обо лоч ка ми то хон рии со сто ит из двух мем бран на руж ной и внут рен ней На руж ная мем бра на глад кая, она не об ра зу ет ни ка ких скла док и вы рос тов Внут рен няя мем бра на, на про тив, об ра зу ет мно го чис лен ные склад ки, ко то рые на прав ле ны по лость ми то хон рии Склад ки внут рен ней мем бра ны на зы ва ют кри ста ми от ла тин ско го кри ста гре бень, вы рост.

Ап па рат Голь джи вы пол ня ет мно го важ ных функ ций По ка на лам эн до плаз ма ти че ской се ти к не му транс пор ти ру ют ся про дук ты син те ти че ской дея тель но сти клет ки бел ки, уг ле во ды и жи ры Все эти ве ще ст ва сна ча ла на ка ли ва ют ся, а за тем ви де круп ных и мел ких пу зырь ков по сту па ют ци то плаз му и ли бо ис поль зу ют ся са мой клет ке про цес се ее жиз не дея тель но сти, ли бо вы во дят ся из нее и ис поль зу ют ся ор га низ ме На при мер, клет ках под же лу доч ной же ле зы мле ко пи таю щих син те зи ру ют ся пи ще ва ри тель ные фер мен ты, ко то рые на ка ли ва ют ся по лос тях ор га нои да За тем об ра зу ют ся пу зырь ки, на пол нен ные фер мен та ми Они вы во дят ся из кле ток про ток под же лу доч ной же ле зы, от ку да пе ре те ка ют по лость ки шеч ни ка Еще од на важ ная функ ция это го ор га нои да за клю ча ет ся том, что на его мем бра нах про ис хо дит син тез жи ров и уг ле во дов по ли са ха ри дов, ко то рые ис поль зу ют ся клет ке и ко то рые вхо дят со став мем бран Бла го да ря дея тель но сти ап па ра та Голь джи про ис хо дят об нов ле ние и рост плаз ма ти че ской мем бра.

В клет ках жи вот ных вбли зи яд ра на хо дит ся ор га но ид, ко то рый на зы ва ют кле точ ным цен тром Ос нов ную часть кле точ но го цен тра со став ля ют два ма лень ких тель ца цен трио ли, рас по ло жен ные не боль шом уча ст ке уп лот нен ной ци то плаз мы Ка дая цен три оль име ет фор му ци лин ра дли ной до 1 мкм Цен трио ли иг ра ют важ ную роль при де ле нии клет ки они уча ст ву ют об ра зо ва нии ве ре те на де ле. Все клет ки жи вот ных и рас ти тель ных ор га низ мов, а так же мик ро ор га низ мов сход ны по хи ми че ско му со ста ву, что сви де тель ст ву ет о един ст ве ор га ни че ско го ми. В таб ли це при ве де ны дан ные об атом ном со ста ве кле ток Из 109 эле мен тов пе рио ди че ской сис те мы Мен де лее ва клет ках об на ру же но зна чи тель ное их боль шин ст во Осо бен но ве ли ко со дер жа ние клет ке че ты рех эле мен тов ки сло ро да, уг ле ро да, азо та и во до ро да В сум ме они со став ля ют поч ти 98 все го со дер жи мо го клет ки Сле дую щую груп пу со став ля ют во семь эле мен тов, со дер жа ние ко то рых клет ке ис чис ля ет ся де ся ты ми и со ты ми до ля ми про цен та Это се ра, фос фор, хлор, ка лий, маг ний, на трий, каль ций, же ле зо В сум ме они со став ля ют 1 9 Все ос таль ные эле мен ты со дер жат ся клет ке ис клю чи тель но ма лых ко ли че ст вах мень ше. В сво ей ра бо те я по пы тал ся рас смот реть строе ние и функ ции ка до го ор га нои да от дель но сти Так же рас ска зал про хи ми че ский со став клет.

В состав аппарата Гольджи входят полости, ограниченные мембранами и расположенные группами по 5 10 крупные и мелкие пузырьки, расположенные на концах полостей Все эти элементы составляют единый комплекс. Ядро Каждая клетка одноклеточных и многоклеточных животных, а также растений содержит ядро Форма и размеры ядра зависят от формы и размера клеток В большинстве клеток имеется одно ядро, и такие клетки называют одноядерными Существуют также клетки с двумя, тремя, с несколькими десятками и даже сотнями ядер Это многоядерные клетки. Ядерный сок полужидкое вещество, которое находится под ядерной оболочкой и представляет внутреннюю среду ядра. Вторичная структура полипептидная цепь виде спирали Между пептидными связями соседних витков и другими атомами возникают многочисленные водородные связи, обеспечивающие прочную структуру. Единство строения и жизнедеятельность клеток различных организмов одна из важнейших общебиологических закономерностей, указывающих на общность происхождения органического мира, и поэтому изучение структуры и функции клетки важнейшая задача общей биологии. Данную тему я выбрала потому, что она интересна для меня Я узнала много нового, исследуя вопрос о проблеме табакокурения Но моя главная цель есть цель этого реферата открыть глаза курящим людям на их действия. Сталинград больше не является городом писал генерал Паулюс своем дневнике Это огромное облако ослепляющего горячего дыма Собаки, очумев от огня.

Несмотря на низкое содержание живых организмах, микро и ультрамикроэлементы играют чрезвычайно важную роль они входят состав различных ферментов, гормонов, витаминов и обуславливают тем самым нормальное развитие и функционирование клетки и всего организма целом Так, например, медь является составной частью ферментов, занятых процессах тканевого дыхания Цинк необходимый компонент почти ста ферментов, например, он содержится гормоне поджелудочной железы инсулине Кобальт входит состав витамина B12, регулирующего кроветворную функцию Железо является компонентом гемоглобина, а йод гормона щитовидной железы тироксина. Вода одно из самых распространенных веществ на Земле и преобладающий компонент всех живых организмов Среднее количество воды клетках большинства живых организмов составляет порядка 70 клетках медузы. Вода клетке находится двух формах свободной и связанной Свободная вода составляет 95 всей воды клетки на долю связанной воды, входящей состав фибриллярных структур и соединенной с некоторыми белками, приходится около. Изза высокой полярности молекул вода является лучшим из известных растворителей Вещества, хорошо растворимые воде называют гидрофильными К ним относят многие кристаллические соли, ряд органических веществ спирты, сахара, некоторые белки например, альбумины, гистоны Вещества, плохо или совсем нерастворимые воде, называют гидрофобными К ним относятся жиры, нуклеиновые кислоты, некоторые белки глобулины, фибриллярные белки.

Вода является дисперсионной средой, играющей важную роль коллоидной системе цитоплазмы, определяет структуру и функциональную активность многих макромолекул, служит основной средой для протекания химических реакций и непосредственным участником реакций синтеза и расщепления органических веществ, обеспечивает транспортировку веществ клетке и организме диффузия, кровообращение, восходящий и нисходящий ток растворов по телу растения. Вода практически не сжимается, создавая тургорное давление и определяя объем и упругость клеток и тканей. Неорганические ионы имеют немаловажное значение для обеспечения жизнедеятельности клетки это катионы K, Na, Ca 2, Mg 2, NH3 и анионы Cl, HPO4 2, H2PO4, HCO3, NO3 минеральных солей Концентрация катионов и анионов клетке и окружающей её среде резко различна Внутри клетки превалируют ионы К и крупные органические ионы, околоклеточных жидкостях всегда больше ионов Na и Cl Вследствие этого образуется разность зарядов внешней и внутренней поверхностей мембраны клетки, между ними возникает разность потенциалов, обуславливающая такие важные процессы как передача возбуждения по нерву или мышце.

Немаловажные функций живых организмах выполняют неорганические кислоты и их соли Соляная кислота входит состав желудочного сока человека и животных, ускоряя процесс переваривания белков пищи Остатки серной кислоты, присоединяясь к нерастворимым воде чужеродным веществам, придают им растворимость, способствуя к выведению из организма Неорганические натриевые и калиевые соли азотистой и фосфорной кислот, кальциевая соль серной кислоты служат важными элементами минерального питания растений, их вносят почву качестве удобрений Соли кальция и фосфора входят состав костной ткани животных. Моносахариды бесцветные, твердые кристаллические вещества, легко растворимые воде, но нерастворимые неполярных растворителях, имеющие, как правило, сладковатый вкус В зависимости от числа атомов различают триозы, тетрозы, пентозы, гексозы и гептозы Наиболее распространены природе гексозы глюкоза, фруктоза основные источники энергии клетках при полном расщеплении 1г глюкозы высвобождается 17, 6 кДж энергии и пентозы рибоза, дезоксирибоза, входящие состав нуклеиновых кислот. Жиры наиболее простые и широко распространенные липиды Жиры являются основной формой запасания липидов клетке Жиры используются также качестве источника воды при сгорании 1г жира образуется 1, 1г воды У многих млекопитающих под кожей откладывается толстый слой подкожного жира, который защищает организм от переохлаждения.

Цитоплазма состоит из основного вещества и органелл Основное вещество представляет собой водный раствор органических и неорганических молекул, ионов Здесь протекают процессы метаболизма. Физиологический критерий характеризует сходство процессов жизнедеятельности у особей вида, особенно сходство размножения Разные виды не могут скрещиваться и давать потомство изза разного строения половых органов, разных сроков размножения, разного набора хромосом хотя некоторые виды зябликов, тополей дают плодовитое потомство У многих видов тропических и арктических рыб относительно одновременно и похоже активизируются и замедляются процессы жизнедеятельности. Географический критерий определенный ареал, занимаемый видом Также неабсолютен изза совпадения ареалов ряда видовкосмополитов домовая мышь, изменения границ под воздействием антропогенных факторов, наличия у перелетных птиц ареала гнездования и ареала зимовки. Вид единственная реально существующая категория Его общий генофонд обеспечивает достаточную изменчивость, но, с другой стороны, настолько един, что может поддерживать достаточно стабильное состояние вида как размножающегося сообщества и экологического единства Появление вида сделало невозможным смешение уже стабилизировавшихся генотипов. У морских свинок мохнатая шерсть R доминирует над гладкой Мохнатая морская свинка при скрещивании с гладкой дала 18 мохнатых и 20 гладких потомков Каковы генотипы родителей и потомков.

Таким образом, значение полового процесса заключается восстановлении диплоидности зиготы, самовоспроизведении особей, обеспечении биологического генотипического разнообразия вида, его приспособительных возможностей, и общем эволюции и видообразования. На половые клетки и на процесс их образования неблагоприятно иногда и губительно влияют ионы металлов, хинин, наркотические вещества, пары эфира, бензина, бензола, различных кислот и многие другие вещества. Вопрос 3 Рассмотреть гербарные экземпляры растений разных видов одного рода, сравнить их и выявить различия по морфологическому критерию. Рассмотрим два растения семейства розоцветных, относящихся к одному роду лапчатке Видовое название одного растения лапчатка гусиная, другого лапчатка серебристая. Выявим различия по морфологическому критерию совокупности особенностей внешнего строения, сравнив виды между собой, рассмотрев органы растений. Корневые системы у обоих видов растений представлены видоизмененными побегами корневищами, но у лапчатки серебристой корневище развито лучше.

Вода простое неорганическое соединение, важнейший компонент клетки Вода лучший растворитель для таких веществ, как соль, сахар, спирты, некоторые белки гистоны, альбумины Эти вещества называются гидрофильными Вода обладает высокой теплоемкостью и высокой теплопроводностью, что обеспечивает постоянство температурного режима клетки и равномерное распределение тепла между соседними клетками, тканями, органами Вода создает и определяет упругость и объем клетки Вода необходима для фотосинтеза и гидролиза веществ Разная концентрация растворенных воде ионов клетке и вне ее поддерживает разность потенциалов, необходимую для прохождения через мембрану различных молекул, для передачи возбуждения по нерву. Среди нуклеиновых кислот различают дезоксирибонуклеиновую и рибонуклеиновую кислоты.

Модификационная изменчивость естественных условиях носит приспособительный характер и этом смысле имеет важное значение эволюции Обусловленные различным влиянием среды адаптивные модификации дают возможность организму выжить и оставить потомство изменившихся условиях среды Знание закономерностей модификационной изменчивости имеет большое практическое значение селекции организмов, так как позволяет предвидеть и заранее планировать максимальное использование возможностей каждого сорта растений и породы животных Степень варьирования признака или пределы модификационной изменчивости называется нормой реакции Диапазон нормы реакции обусловлен генотипом и зависит от важности признака жизни организма Узкая норма реакции свойственна таким признакам, как размеры сердца или головного мозга У растений, опыляемых насекомыми, мало изменчиво строение цветка, но широко изменяются размеры листьев С другой стороны, такие признаки, как количество жира организме, изменяются широких пределах Модификации не затрагивают нормального равновесия физиологических процессов и носят обычно массовый характер, проявляются у всех или у большинства особей популяции. Модификации бывают адаптивные и неадаптивные Адаптивные модификации носят приспособительный характер, не передаются по наследству, а способствуют выживанию организма нестабильных условиях.

Неадаптивные модификации не носят приспособительного характера Они возникают при экстремальных изменениях внешних факторов, выходящих за пределы нормы реакции доза облучения, света, температуры Организмы приобретают патологические признаки например позеленение клубней картофеля на свету Их появление связано с условиями, которые организм не попадал или не должен попадать, и норма реакции на него не распространилась Морфозы трудно отличить от мутаций.

Цитология наука о клетке Наука о клетке называется цитологией греч цитос клетка, логос наука Предмет цитологии клетки многоклеточных животных и растений, а также одноклеточных организмов, к числу которых относятся бактерии, простейшие и одноклеточные водоросли Цитология изучает строение и химический состав клеток, функции внутриклеточных структур, функции клеток организме животных и растений, размножение и развитие клеток, приспособления клеток к условиям окружающей среды Современная цитология наука комплексная Она имеет самые тесные связи с другими биологическими науками, например с ботаникой, зоологией, физиологией, учением об эволюции органического мира, а также с молекулярной биологией, химией, физикой, математикой Цитология одна из относительно молодых биологических наук, ее возраст около 100 лет Возраст же термина клетка насчитывает свыше 300 лет Впервые название клетка середине XVII применил Р Гук Рассматривая тонкий срез пробки с помощью микроскопа, Гук увидел, что пробка состоит из ячеек клеток Клеточная теория В середине XIX столетия на основе уже многочисленных знаний о клетке Т Шванн сформулировал клеточную теорию 1838 Он обобщил имевшиеся знания о клетке и показал, что клетка представляет основную единицу строения всех живых организмов, что клетки животных и растений сходны по своему строению Эти положения явились важнейшими доказательствами единства происхождения всех живых организмов, единство всего органического мира Т Шван внес науку правильное понимание клетки как самостоятельной единицы жизни, наименьшей единицы живого вне клетки нет жизни Изучение химической организации клетки привело к выводу, что именно химические процессы лежат основе ее жизни, что клетки всех организмов сходны по химическому составу, у них однотипно протекают основные процессы обмена веществ Данные о сходстве химического состава клеток еще раз подтвердили единство всего органического мира.

Исследования клетки имеют большое значение для разгадки заболеваний Именно клетках начинают развиваться патологические изменения, приводящие к возникновению заболеваний Чтобы понять роль клеток развитии заболеваний, приведем несколько примеров Одно из серьезных заболеваний человека сахарный диабет Причина этого заболевания недостаточная деятельность группы клеток поджелудочной железы, вырабатывающих гормон инсулин, который участвует регуляции сахарного обмена организма Злокачественные изменения, приводящие к развитию раковых опухолей, возникают также на уровне клеток Возбудители кокцидиоза опасного заболевания кроликов, кур, гусей и уток паразитические простейшие кокцидии проникают клетки кишечного эпителия и печени, растут и размножаются них, полностью нарушают обмен веществ, а затем разрушают эти клетки У больных кокцидиозом животных сильно нарушается деятельность пищеварительной системы и при отсутствии лечения животные погибают Вот почему изучение строения, химического состава, обмена веществ и всех проявлений жизнедеятельности клеток необходимо не только биологии, но также медицине и ветеринарии Изучение клеток разнообразных одноклеточных и многоклеточных организмов с помощью светооптического и электронного микроскопов показало, что по своему строению они разделяются на две группы Одну группу составляют бактерии и синезеленые водоросли Эти организмы имеют наиболее простое строение клеток Их называют доеденными прокариотами, так как у них нет оформленного ядра греч картон ядро и нет многих структур, которые называют органоидами Другую группу составляют все остальные организмы от одноклеточных зеленых водорослей и простейших до высших цветковых растений, млекопитающих, том числе и человека Они имеют сложно устроенные клетки, которые называют ядерными эукариотическими Эти клетки имеют ядро и органоиды, выполняющие специфические функции Особую, неклеточную форму жизни составляют вирусы, изучением которых занимается вирусология.

В цитоплазме клеток всех растений находятся пластиды В клетках животных пластиды отсутствуют Различают три основных типа пластид зеленые хлоропласты красные, оранжевые и желтые хромопласты бесцветные лейкопласты. Каждая клетка одноклеточных и многоклеточных животных, а также растений содержит ядро Форма и размеры ядра зависят от формы и размера клеток В большинстве клеток имеется одно ядро, и такие клетки называют одноядерными Существуют также клетки с двумя, тремя, с несколькими десятками и даже сотнями ядер Это многоядерные клетки Ядерный сок полужидкое вещество, которое находится под ядерной оболочкой и представляет внутреннюю среду ядра. Название Клеточная инженерия Раздел Рефераты по биологии Тип реферат Добавлен 15 56 21 02 февраля 2005 Похожие работы Просмотров 7523 Комментариев 6 Оценило 7 человек Средний балл 3 4 Оценка 3 Скачать. Инвазия явление прорастания опухоли нормальные ткани, нарушая их питание, функционирование, что приводит их к гибели. Беатриса Минц, одна из исследователей рака, пересаживала клетку тератомы опухоли семенников черной мыши полость бластулы этап развития оплодотворенной яйцеклетки белой мыши Через положенный срок рождались мышата, которые отличались от контрольных только тем, что они были пестрыми на белой шкурке были черные полосы Следовательно, окружении нормальных клеток опухолевая клетка включилась процессы развития организма как нормальная клетка.

Профессор Нортон Зиндер, специалист области молекулярной генетики из университета Рокфеллера НьюЙорке, не исключает, что родительницей знаменитой овцы стала заблудившаяся клетка зародыша Известны случаи, когда эмбриональные клетки попадали кровь беременных животных Клонирование Долли было единственной удачей из 400 попыток Это анекдот, а не результат Во время эксперимента могли произойти любые вообразимые и невообразимые ошибки, утверждает Зиндер. Высказывают сомнения и более основательные Хотя каждая отдельная клетка несет себе полную наследственную информацию о нем, большинство генов быстро отключается Клетки специализируются, так что, например, из клетки печени не сможет получиться клетка мозга.

Основу культивирования растительных клеток и тканей составляют содержащаяся каждой клетке информация о всех свойствах и возможностях организма и способность клетки к самостоятельному обмену веществ Для культивирования подходят различные органы растений Как правило, используют молодые листья и осевые побеги верхних мутовок, а также столоны, клубни, пыльники, кончики корней, пазушные почки и другие части растения Меристемные ткани верхушек ростовых побегов и корней имеют особое значение для получения безвирусных клонов Отобранный материал стерилизуется различными веществами При этом необходимо соблюсти баланс времени, чтобы, с одной стороны, его продолжительность обеспечила уничтожение микроорганизмов, с другой не повредила бы клетки самой растительной ткани Подготовка материала к культивированию завершается многократным обмывом стерильной водой, после чего его помещают стерильную рабочую банку на питательную среду и растят обязательно стерильных условиях.

Для суспензионных культур исходным материалом могут быть кака изолированные целые клетки выбранного органа растения, так и измельченный каллюс Образовавшиеся клетки помещают жидкую питательную среду и культивируют при постояном перемешивании Рост суспензионной культуры происходит во многих случаях существенно быстрее, чем каллюсной культуры, поскольку скопления клеток поглощают питательные вещества значительно большей общей поверхностью, а у каллюса это происходит лишь той его части, которая лежит на субстрате При этом происходит деление клеток, новые клетки не отделяются, и их скопление увеличивается С помощью особых приемов суспензионную культуру можно перенести на твердую питательную среду Здесь из клеток или комплексов клеток может образоваться способный к жизни каллюс В суспензии могут возникнуть также и зародыши, которы после их переноса на агар образуют новое растение.

Для меристематической культуры используют меристему образовательную ткань растений, долго сохраняющую способность к делению и образованию новых клеток и отличающуюся высокой метаболической активностью Для культивирования изолируют конусы нарастания побегов, корней, а также пазушные почки Меристематические культуры более известны садоводстве, так как они дают возможность получить безвирусные клоны Из этого можно сделать вывод, что распределение вирусов различных частях растения неравномерное, а меристема их лишена Из безвирусной меристемы большом количестве могут регенерировать генетически идентичные безвирусные растения Этот способ используют для выведения сортов картофеля, винограда, а также декоративных растений и лесоводстве.

Культура пыльников используется для получения галлоидных растений Как правило, растение является диплоидным, его клетках содержится два гомологичных набора хромосом Только зародышевые клетки являются гаплоидными Для получения гаплоидной культуры наиболее удобны незрелые пыльники, которых пыльцевые зерна находятся еще стадии, предшествующей первому делению микроспор на вегетативное и генеративное зерна После переноса стерильных пыльников на питательную среду пыльцевые клетки начинают делиться Развивается промежуточный каллюс или сразу образуется гаплоидный зародыш, который позднее дифференцируется гаплоидное растение Такие гаплоидные растения стерильны, но они могут перейти диплоиды после воздействия колхицина или слияния протопластов Так образуются плодовитые гомозиготные чистые линии растений, имеющие большое значение для селекции, поскольку последующих поколениях всегда встречаются те же заданные признаки Благодаря этому методу выведены новые сорта зерновых и табака, а также получены многочисленные лекарственные растения с улучшенными свойствами. А составом неорганических соединений Б наличием катализаторов В взаимодействием молекул друг с другом Г обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурнофункциональной организации системы.

Вода универсальный растворитель Многие химические реакции клетке протекают только водной среде Вещества, растворяющиеся воде, называются гидрофильными спирты, сахара, аминокислоты, не растворяющиеся гидрофобными жирные кислоты, целлюлоза. Энергетическая При окислении 1г углеводов выделяется 17, 6 кДж энергии. Этот термин имеет две греческие основы подобный, одинаковый и состояние, неподвижность гомеостаз. Биология 9 класс поурочные планы по учебнику И Н Пономарёвой, О А Корниловой, Н М Черновой Основы общей биологии авт сост Г В Чередникова Волгоград Учитель 2009 стр. Цитология наука о клетке Наука о клетке называется цитологией греч цитос клетка, логос наука. В цитоплазме клеток всех растений находятся пластиды В клетках животных пластиды отсутствуют Различают три основных типа пластид зеленые хлоропласты красные, оранжевые и желтые хромопласты бесцветные лейкопласты. Представляют собой небольшие округлые тельца От Цитоплазмы каждая лизосома отграничена мембраной Внутри лизосомы находятся ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. К клеточным включениям относятся углеводы, жиры и белки Все эти вещества накапливаются цитоплазме клетки виде капель и зерен различной величины и формы Они периодически синтезируются клетке и используются процессе обмена веществ. Законодательное регулирование Способы защиты нарушенных прав О восстановлении границ земельного участка Об исправлении кадастровой ошибки Доказательственная база.

Каждая клетка состоит из цитоплазмы и ядра, а снаружи она покрыта мембраной, разграничивающей одну клетку от соседних Пространство между мембранами соседних клеток заполнено жидким межклеточным веществом Главная функция мембраны состоит том, что через нее движутся различные вещества из клетки клетку и такимосуществляется обмен веществ между образом клетками и межклеточным веществом. Раскрыть особенности клеточного строения организма человека Охарактеризовать химический состав строения и основные процессы жизнедеятельности клетки. Деление клеток процесс их размножения, результате которого из одной материнской образуются две сходные с ней дочерние клетки Рост органов и организмов растений, животных, человека, грибов за счет деления и увеличения числа клеток Хранение наследственной информации о признаках организма хромосомах, расположенных ядре Формирование процессе эволюции сложного механизма деления клетки, точного распределения хромосом между дочерними клетками удвоение числа хромосом перед делением клетки их расположение процессе деления материнской клетки ее центре возникновение гомологичных хроматид результате удвоения расхождение их к противоположным полюсам клетки Следующий этап формирование вокруг хромосом ядерной оболочки, двух ядер равномерное распределение цитоплазмы и органоидов между новыми клетками Формирование перегородки центре клетки, возникновение двух дочерних клеток из одной материнской с таким же набором хромосом, как и материнской клетке.

Определить принадлежность к отделу покрытосеменных можно по наличию у растения цветка и семян внутри плода. I Биологическое разнообразие разнообразие населяющих Землю видов, разнообразие природных экосистем на земном шаре. Зависимость работоспособности при физическом труде от состояния человека, трудовой нагрузки, от условий труда температуры и влажности воздуха, шума, организации рабочего времени, чередования труда и отдыха Уменьшение затрат энергии при повышении работоспособности, приобретении автоматических навыков. Белки основной строительный материал Они составляют основу цитоплазмы, ядра, органоидов. Клетка обладает возбудимостью способностью реагировать на различные раздражители В возбуждённом состоянии она выполняет свои функции работает Мышечная клетка сокращается, железистые клетки выделяют различные жидкости, например пот, слюну или желудочный. Зарисовать тетрадь химический состав клеток организма человека стр. Рассыпались слова собрать названия органических веществ, входящих клетку. В отличие от живых организмов, земной коре самыми распространенными элементами являются кислород, кремний, алюминий и натрий Поскольку содержание углерода, водорода и азота живом веществе выше, чем земной коре, можно сделать вывод, что молекулы, состав которых входят атомы этих элементов, необходимы для осуществления процессов, обеспечивающих жизнедеятельность.

Вода и другие неорганические вещества, их роль жизнедеятельности клеток Большинство химических соединений, из которых состоит клетка, характерны только для живых организмов Однако клетке есть ряд веществ, встречающихся и неживой природе Это первую очередь вода, которая среднем составляет около 80 от массы клеток ее содержание может колебаться зависимости от вида клетки и ее возраста, а также некоторые соли. Для многих катионов характерно неравномерное распределение между клеткой и окружающей ее средой так, цитоплазме клетки концентрация К более высокая, а концентрация Na и Са 2 более низкая, чем окружающей клетку среде Внешней по отношению к клетке может быть как природная среда например, океан, так и жидкости организма кровь, которые по ионному составу близки к морской воде Неравномерное распределение катионов между клеткой и окружающей средой поддерживается процессе жизнедеятельности, на это клетка затрачивает значительную часть образующейся ней энергии Неравномерное распределение ионов между клеткой и окружающей средой необходимо для осуществления многих важных для жизнедеятельности процессов, частности для проведения возбуждения по нервным и мышечным клеткам, осуществления сокращения мышц После смерти клетки концентрация катионов вне клетки и внутри нее быстро выравнивается.

В белковых молекулах последовательно расположенные молекулы аминокислот соединяются друг с другом ковалентно, образуя длинные неразветвленные полимерные цепи Аминокислоты цепи расположены таким образом, что аминогруппа одной аминокислоты взаимодействует с карбоксильной группой другой При взаимодействии двух этих групп выделяется молекула воды и образуется пептидная связь Образовавшееся соединение называется пептидом Если пептид состоит из двух аминокислот, его называют дипептидом, из трех трипептидом Молекулы белка могут содержать сотни и даже тысячи аминокислотных остатков Таким образом, белки представляют собой полипептиды Нужно отметить, что белковые молекулы представляют собой не беспорядочно построенные полимеры различной длины каждая белковая молекула характеризуется определенной последовательностью аминокислот, которая определяется структурой гена, кодирующего данный белок.

Белковая молекула нативном неповрежденном состоянии обладает характерной для нее пространственной структурой, или конформацией Она определяется тем, как сворачивается полипептидная цепь белка растворе Чаще всего отдельные участки полипептидной цепи сворачиваются спираль αспираль или образуют зигзагообразные структуры, располагающиеся антипараллельно, так называемый складчатый слой, или βструктура Образование αспирали и βструктуры приводит к формированию вторичной структуры белка При этом боковые цепи аминокислот располагаются с наружной стороны спирали или зигзагообразной структуры Спиральная структура стабилизируется водородными связями, которые образуются между NHгруппами, находящимися на одном витке, и COгруппами, расположенными на другом витке спирали Эти водородные связи параллельны оси спирали. Спиральные участки и структуры типа складчатого слоя подвергаются дальнейшей упаковке, результате чего формируется третичная структура белка На этом этапе растворимые белки обычно образуют глобулярную структуру, имеющую вид клубка, которой заряженные аминокислотные остатки оказываются на поверхности, а гидрофобные аминокислотные остатки внутри клубка При этом зачастую сближаются аминокислотные остатки, которые полипептидной цепи расположены далеко друг от друга Для каждого белка характерен свой способ упаковки, который задается уже на уровне первичной структуры данного белка, то есть зависит от порядка расположения аминокислот полипептидной цепи.

Большая часть белковых молекул способна сохранять свою биологическую активность, то есть способность выполнять свойственную им функцию только узком диапазоне температур и кислотности среды При повышении температуры или изменении кислотности до экстремальных значений структуре белков происходят изменения, которые называют денатурацией Примером денатурации является свертывание белка яйца, наблюдающееся при его варке При денатурации не происходит разрыва ковалентных связей, но разрушается характерная для данного белка четвертичная, третичная и вторичная структура, результате чего денатурированном состоянии полипептидные цепи белков образуют случайные и беспорядочные клубки и петли.

Кроме того, белки способны осуществлять защитную функцию При попадании организм животных или человека вирусов, бактерий, чужеродных белков или других полимеров организме происходит синтез специальных защитных белков, которые называют антителами или иммуноглобулинами Эти белки связываются с чужеродными полимерами Связывание антител с белками вирусов или бактерий подавляет их функциональную активность и останавливает развитие инфекции Антитела обладают уникальным свойством они способны отличать чужеродные белки от собственных белков организма Такой механизм защиты организма от возбудителей заболеваний называют иммунитетом Иммунитет к инфекционным заболеваниям можно создать путем инъекции очень небольших количеств некоторых биополимеров, входящих состав микроорганизмов или вирусов, являющихся возбудителями данной болезни При этом образуются антитела, которые впоследствии способны защитить организм, если он подвергнется заражению данным микроорганизмом или вирусом Многие живые существа для обеспечения защиты выделяют белки, называемые токсинами, которые большинстве случаев являются сильными ядами.

Ферменты и их роль процессе жизнедеятельности При той температуре и кислотности среды, которая характерна для клетки, скорость большинства химических реакций невелика Однако реально клетке реакции протекают с очень большой скоростью Это достигается за счет присутствия клетке специальных катализаторов ферментов, которые значительно увеличивают скорость химических реакций Ферменты самый крупный и специализированный класс белков Именно ферменты обеспечивают протекание клетке многочисленных реакций, из которых складывается клеточный обмен веществ В настоящее время известно более тысячи ферментов Их каталитическая эффективность необычайно велика они способны ускорять реакции миллионы. Наиболее распространенным простым сахаром является шести углеродный сахар глюкоза, это исходный мономер, из которого построены многие полисахариды Глюкоза является также главным источником энергии клетке Пентозы рибоза и дезоксирибоза входят состав нуклеиновых кислот и. Молекулы полисахаридов представляют собой длинные цепи, построенные из многих моносахаридных единиц, причем цепи могут быть как линейными, так и разветвленными Большинство полисахаридов содержат качестве мономеров повторяющиеся единицы одного и того же вида или двух чередующихся видов, поэтому они не могут выполнять роль информационных биополимеров. Клетка элементарная система основа строения и жизнедеятельности организма.

Клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны по своему строению, химическому составу, основным проявлением жизнедеятельности и обмену веществ. Углеводы органические вещества с общей формулой CH 2 O n В живой клетке 12, печени и мышцах до 5 В растительной клетке до 90 картофель, семена. Аминогруппа цепи белка соединена пептидной связью CONH, образована карбоксильной группой и группой другой аминокислоты. Сложные содержат нуклеиновые кислоты нуклеопротеиды, жиры липопротеиды, углеводы гликопротеиды, металлы металлопротеиды. По химической природе ферменты белки Ферменты биологические катализаторы Они способствуют ускорению реакций, входят состав тканей. Ферменты специфически катализируют химические реакции, 1 фермент катализирует 1 тип реакций И превращает лишь соответствующий субстрат Ферменты основном катализируют превращение веществ, размеры которых по сравнению с размерами фермента очень малы. Трансферазы катализирующие перенос атомов или радикалов пример каталаза 2Н 2 О 2 2Н 2. Гидролазы ферменты разрывающие внутримолекулярные связи путем присоединения молекул воды например фосфатаза. Лиазы Ферменты, отщепляющие от субстрата ту или иную группу негидролитическим путем, например, отщепление карбоксильной группы декарбоксилазой.

Типичной прокариотической клеткой является бактериальные клетка снаружи окружена клеточной стенкой особого химического состава, под клеточной стенкой плазматическая мембрана, окружающая цитоплазму, которой находится нуклеотид аналог ядра. Надмембранный комплекс, или гликокаликс является наружней частью поверхностного аппарата клетки, располагаясь над плазмолеммой. Основные положения клеточной теории на современном этапе можно сформулировать следующим образом. Сравнительная характеристика прокариотических и эукариотических клеток Клетки прокариот, к которым относятся бактерии, имеют относительно простое строение Цитоплазма прокариотической клетки значительно беднее по составу по сравнению с эукариотической. В колбочку наливают 50 мл молока и добавляют 4 мл насыщенного раствора щавелевой кислоты, взбалтывают, приливают 10 мл насыщенного раствора хлорида натрия, взбалтывают и оставляют при комнатной температуре на 5 мин Затем содержимое колбочки фильтруют через бумажный складчатый фильтр, отмеривают пипеткой 20 мл фильтрата и титруют его индофеноловым реактивом до слаборозового цвета, сохраняющегося 30 секунд Берут еще 20 мл фильтрата и титрование повторяют Для расчета берут средний результат. Матиас Шлейден и Теодор Шванн 18381839 гг стали создателями клеточной теории Т Шванн сформулировал основные положения клеточной теории.

Гигиена человека наука о влиянии физических, химических, биологи ческих и социальных факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни. Эти науки тесно взаимосвязаны и составляют основу современной медици ны, педагогики, психологии и валеологии. Система органов движения, или опорнодвигательный аппарат, объе диняет все кости скелет, их соединения суставы, связки и скелетные мыш цы Благодаря этой системе организм передвигается во внешней среде кости скелета защищают внутренние органы от механических повреждений череп за щищает мозг, грудная клетка сердце и легкие. В процессе длительной эволюции животного организма создалось относитель ное постоянство физиологических функций, основное назначение которых со стоит адекватной адаптации к постоянным изменениям внешней среды Со ответственно последним происходит изменение внутренних регуляторных меха низмов Таким образом, процессе эволюционного отбора возникли регуляторные механизмы, способствующие так называемой нормальной организации физи ологических процессов, которые находятся основе гомеостаза, постоян ства внутренней среды Последняя оказывает влияние и на генный аппарат.

Выполнение любой деятельности животного организма, будь это погоня за добычей или спасение от хищника, равно как и всякая активность человека про фессиональная, социальная, бытовая, спортивная и, требует расходования энергии Постоянное накопление энергии и сохранение ее относительного по стоянства происходит, первую очередь, за счет функций жизнеобеспечиваю щих систем сердечнососудистой и дыхательной сердечнососудистая система разносит питательные вещества органам и способствует выведению из организ ма продуктов их жизнедеятельности шлаки, а дыхательная доставляет кисло род и выводит углекислоту Впрочем, все системы являются жизненно необходи мыми Пищеварительная система, печень, поджелудочная железа, почки, селе зенка обеспечивают необходимыми веществами все органы организма Есть еще и система эндокринных желез гипофиз, шишковидная, щитовидная, паращитовидная железы, надпочечники, половые железы, которые вырабатывают гор моны для участия гуморальной регуляции физиологических процессов. Интересно влияние отдельных органов на функции различных физиологи ческих систем с помощью метаболитов Так, метаболиты мозга угнета ют и замедляют ритм сердца Спинномозговая жидкость и кровь, оттекающая от мозга, повышают работоспособность утомленного нервномышечного аппа рата В малых дозах усиливают желудочную секрецию, больших угнетают В печени повышают количество гликогена и желчных пигментов Мочегонное действие усиливается.

Интересно, что закон отклонения гомеостаза распространяется не на все регу лируемые функции, а лишь на три из них способность живого к размножению, адаптация, регулирование потока энергии обмен веществ Последний является основным свойством живой системы В то же время, чем выше способность к адап тации а основе ее также лежат энергетические процессы, тем выше жизне способность системы Наконец, способность к размножению обеспечивает со хранение вида Три основных свойства живого находятся тесном взаимодействии И по мере развития организма требуется поэтому постоянное увеличение мощнос тей этих систем, что ведет к их саморазвитию. Углерод, водород, кислород входят состав всех органических веществ организма Азот входит состав белков и нуклеиновых кислот. Кальций составе нерастворимых соединений участвует образовании опорных костная ткань и защитных раковины моллюсков структур. Все химические вещества не путать с элементами клетки делятся на две большие группы Это неорганические вещества, к которым относятся вода и соли и органические вещества, которые клетке составляют наибольшую долю К ним относятся углеводы, белки, липиды, белки, нуклеиновые кислоты. Основная функция углеводов энергетическая Кроме этого они входят состав поверхностного слоя оболочки гликокаликса животной клетки и состав клеточной стенки бактерий, грибов и растений, выполняя строительную структурную функцию.

Липиды Липиды выполняют энергетическую функцию и при этом дают вдвое больше энергии на 1г вещества, чем углеводы Но особенно важна их строительная функция, к именно двойной слой липидов фосфолипидов является основой биологических мембран Кроме того подкожножировая клетчатка у тех, у кого она есть выполняет функцию механической защиты и терморегуляции. Транспортная функция белков заключается переносе различных веществ Такие белки как гемоглобин, осуществляют глобальный перенос газов по всему многоклеточному организму Белки, встроенные мембраны клеток, обеспечивают транспорт веществ клетку и из неё Типичный пример калийнатриевый насос, сложный белковый комплекс, работающий связи с разностью потенциалов натрия и калия и затратами на его работу. Каждый нуклеотид состоит из 3х компонентов азотистого основания 4 вида, углевод, остаток фосфорной кислоты. Следует отметить, что разных источниках количество и формулировки отдельных положений современной клеточной теории могут отличаться. Нахождение природе растениях, фруктах, цветочной пыльце, овощах чеснок, свекла, картофеле, рисе, кукурузе, зерне пшеницы, древесине. Образование линейных молекул белков происходит результате реакций аминокислот др.